Научная статья на тему 'Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета'

Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОМФОРТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / COMFORT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMFORT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета с целью расширения возможностей развития личности и профессионально важных качеств будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The researcher explains the psychological phenomenon of social and psychological comfort of educational environment. The article proves effectiveness of using the concept of social and psychological comfort of educational environment in the practice of organizing studies and extra-curricular work by the faculty aiming to enhance opportunities for personality development and professional qualities of future specialists.

Текст научной работы на тему «Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета»

морально-психологическая профессиональная подготовка и надежность

УДК 159.9.07

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ФАКУЛЬТЕТА

Г. Ю. Авдиенко

В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета с целью расширения возможностей развития личности и профессионально важных качеств будущего специалиста.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, комфортность, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза, качество образования.

Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2014 г. говорится: «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» (ст. 69). Анализ показывает, что высшее образование предполагает два направления развития обучающегося: субъектно-деятельностное и личностное. Эти направления должны определять критерии оценки качества образования.

Наиболее общий принцип оценки качества образования, в том числе качества предоставляемых образовательных услуг, а также условий предоставления образования заключается в их соответствии актуальным и перспективным потребностям и запросам граждан '. Однако в системе оценки качества образования отсутствует такой важный концептуальный компонент, как оценка возможностей лич-

ностного развития субъекта обучения — одного из направлений развития обучающегося. Проанализировав существовавшие и существующие подходы к профессионально-психологическому сопровождению обучаемых высших учебных заведений, автор этой статьи пришел к выводу, что применение современных знаний психологической науки только для оказания помощи лицам, испытывающим трудности в адаптации, решает проблему улучшения обучаемости отдельных категорий учащихся. Вместе с тем высшее учебное заведение готовит специалиста, который должен быть готов к профессиональной деятельности в интересах общества. Поэтому задачи психологического сопровождения обучающихся должны включать в себя оказание психологической поддержки личностного развития всех обучающихся 2.

Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается, и средой, где эта деятельность протекает. При изучении возможностей личностного развития субъекта обучения образовательная среда выступает в качестве важнейшего фактора, подлежащего оценке.

В результате ряда собственных исследований было определено, что образовательной средой вуза можно считать социальное и пространственнопредметное окружение конкретного учреждения образования, организующее систему внешних воздействий различных модальностей на обучаемого, с целью его профессионального и личностного развития, субъективно переживаемое им как состояние различной степени удовлетворенности происходящим. Из определения образовательной среды вуза следует, что необходимо учитывать не только то, что обучаемый выступает в роли объекта педагогических и воспитательных воздействий, но и вместе с тем, что он является субъектом, с точки зрения профессионального и личностного развития, воспринимающим и применяющим эти воздействия.

Исследованием факторов, влияющих на степень удовлетворенности обучаемых образовательной средой, которое проводилось на базе трех различных вузов: Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, вуза Минобороны РФ и вуза МВД России, установлено, что существуют факторы, относящиеся к конкретной образовательной среде,

10

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде...

и факторы, являющиеся общими для всех образовательных сред. Установлено, что различия в факторах образовательной среды опосредуются профессиональной ориентированностью вуза, особенностями организации учебного и воспитательного процессов, нормами, требованиями и декларируемыми ценностями образовательной среды. Вместе с тем общие факторы опосредуются соответствием адаптационных способностей личности обучаемых уровню их адаптированности. В результате эмпирического исследования выявлено, что адаптированность опосредуется следующими психологическими характеристиками: идентичностью с социальной средой, мотивацией к обучению в вузе, профессиональной направленностью и степенью удовлетворения потребности в безопасности. Таким образом, факторы образовательной среды представлены совокупностью внешних раздражителей, воздействующих на участника образовательного процесса, решающего задачи учебной деятельности посредством активации структур индивидуальности, направленных на профессионально-личностное развитие.

Анализ литературных и эмпирических данных по проблеме особенностей психического развития учащихся в ходе обучения в вузе позволил выявить, что помимо общих возрастных закономерностей психического развития существуют частные, зависящие от особенностей конкретной образовательной среды. Установлено, что особенности влияния конкретной образовательной среды на психическое развитие обучаемых опосредуются:

— профессиональной ориентированностью вуза;

— особенностями организации учебного процесса;

— согласованностью учебного и воспитательного процессов;

— возможностью обучаемых реализовать собственные потребности, согласующиеся с нормами, требованиями и декларируемые ценностями конкретной образовательной средой, что ведет к развитию адаптационных характеристик и повышению субъективной оценки обучаемыми конкретной образовательной среды вуза.

Изучение идей Б. Г. Ананьева, А. Г. Маклакова, М. А. Холодной на природу интеллекта и Д. А. Леонтьева, А. Г. Маклакова, С. Т. Посоховой, А. Л. Свен-цицкого3 на природу адаптационного потенциала личности позволило сделать вывод, что адаптация обучающихся к образовательной среде вуза в основном осуществляется посредством интеллектуальной и личностной сфер. Однако совершенно очевидно, что для выявления полной картины адаптированно-сти обучаемого к образовательной среде вуза, исследование его интеллектуальной сферы и адаптационных способностей без учета его удовлетворенности средой вуза, своим местом в социальном окружении и выбранной будущей профессией, будет недостаточным. Состояние удовлетворенности, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе

его деятельности, есть не что иное как комфортность. Вместе с тем степень адаптации и психологический комфорт человека напрямую связаны с индивидуальным оздоровлением 4.

На основе приведенных выше заключений было сделано предположение, что существует некий феномен, представляющий психическое состояние обучаемого и определяющий уровень его удовлетворенности образовательной средой вуза — комфортности. Другими словами, комфортность обучаемого — это состояние удовлетворенности особенностями учебного и воспитательного процессов конкретного учебного заведения.

Рассматривая комфортность обучаемого в образовательной среде вуза в качестве критерия адапти-рованности к этой среде, необходимо говорить о комфортности именно социально-психологической, которая представляет собой детерминанту личностного развития. Социально-психологическая комфортность личности обучаемых в образовательной среде вуза с точки зрения системной организации представляет собой интегральную характеристику, элементами которой являются идентичность с социальной средой, мотивация к обучению в вузе, самооценка, профессиональная направленность и степень удовлетворения потребности в безопасности.

Анализ литературных источников позволил сформулировать определение социально-психологической комфортности личности в образовательной среде. Под социально-психологической комфортностью личности в образовательной среде следует понимать состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений и состояний человека в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности. Другими словами, социальнопсихологическая комфортность личности обучаемого в образовательной среде вуза — это состояние адапти-рованности обучаемого к факторам образовательной среды в физическом пространстве вуза, определяемое его идентичностью с социальной средой, мотивацией к обучению, самооценкой, профессиональной направленностью и удовлетворением потребности в безопасности.

Вместе с тем было выявлено, что идентичность с социальной средой и реализация потребности безопасности выступают в качестве определяющего фактора эффективности взаимодействия образовательной среды и обучаемого.

Следовательно, доминирующим фактором развития обучаемых в образовательной среде вуза является фактор личностный.

На основе приведенных выше заключений была разработана концепция социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза. Основными положениями данной концепции являются:

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

11

Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде...

1. Социально-психологическая комфортность образовательной среды — состояние удобства и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности.

2. Состояние удобства и удовлетворения в рамках понятия социально-психологической комфортности образовательной среды вуза складывается не за счет достижения какой-либо цели и переключения активности субъекта в реактивное состояние покоя и бездействия, а наоборот, за счет переключения активности с одной подцели, при ее достижении, на другую подцель, при следовании к основной цели обучения в вузе, которую ставит перед собой обучаемый. При этом чувство удовлетворенности возникает при осознании возможности использования приобретенного опыта от реализации подцели в перспективе дальнейших действий.

3. Социально-психологическая комфортность образовательной среды — это оценка субъективных ощущений человека в отношении образовательной среды, которая может выступать в качестве характеристики адаптированности обучаемого к воздействиям со стороны образовательной среды в физическом пространстве вуза, влияющим на его идентичность с социальной средой, мотивацию к обучению, самооценку, профессиональную направленность и удовлетворение потребности в безопасности 5.

Концепция существования такого явления, как социально-психологическая комфортность личности в образовательной среде вуза, легла в основу создания на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина в 2007 г. психологической службы, основная деятельность которой направлена на: адаптацию студентов первого курса к образовательной среде вуза; создание на факультете условий, моделирующих профессиональную деятельность; оказание психологической помощи студентам или учебным группам, при получении запроса; развитие у студентов профессиональных навыков с целью приобретения ими опыта и снятия психологических барьеров, препятствующих формированию профессиональной компетенции; поддержание нормальных межперсональных и межгрупповых взаимоотношений на факультете, способствующих удовлетворению потребности в психологической безопасности.

Особенностью деятельности психологической службы факультета является непосредственное ее взаимодействие как со студентами, так и со структурными подразделениями факультета, что обеспечивает целостный подход к вопросам обучения, воспитания и развития.

Функционирование на факультете в течение нескольких лет психологической службы, основным

направлением которой является применение концепции социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза, имеет некоторые результаты.

Интересным представляется распределение студентов факультета всех курсов по индивидуальным средним баллам за сдачу экзаменационных сессий в исследуемый период (рис. 1).

% 0 2007 □ 2008 В 2009

60

50

40

30

20

10

0

Рис. 1. Распределение студентов по средним баллам сдачи зимних экзаменационных сессий 2007-2009 гг.

Примечательно, что внедрение в систему управления учебным и воспитательным процессом психологической службы привело к тому, что произошло перераспределение студентов на факультете по успешности обучения. Так, значительно возросло количество студентов, успешно осваивающих программу обучения, и снизилось количество студентов, имеющих трудности в обучении

Вместе с тем сравнению подверглись и параметры, характеризующие элементы адаптационной системы субъектов обучения — личностного адаптационного потенциала (ЛАП), уровня развития психических познавательных процессов (ОИР), а также социально-психологической комфортности обучающихся в образовательной среде вуза (СПКС). С этой целью исследовались средние значения ЛАП, ОИР и СПКС студентов по курсам обучения на факультете с классической структурной организацией (условно назовем Ф 1) и на факультете с включенной в структурную организацию психологической службой (условно назовем Ф 2).

В результате установлено, что показатель, характеризующий уровень развития личностного адаптационного потенциала у студентов после года работы психологической службы достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, третьем, четвертом и пятом курсе (рис. 2 (а)). Показатель, характеризующий уровень общего интеллектуального развития у студентов Ф 2, достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе (рис. 2 (б)).

г ш

1

■ 1 1

1 1 1 /тт:'

шш 1 -1§

от 2 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 5

Диапазон оценок

12

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде...

СТЭН И Студенты Ф1 □ Студенты Ф2 СТЭН И Студенты Ф1 □ Студенты Ф2

Рис. 2. Сравнение студентов-психологов «до» и «после» ЛАП (а) и ОИР (б)

Показатель, характеризующий уровень социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза у студентов Ф 2, достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе (рис. 3).

СТЭН И Студенты Ф1 □ Студенты Ф2

Рис. 3. Сравнение студентов-психологов «до» и «после» по СПКС

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что с включением в структурную организацию факультета психологической службы произошли следующие изменения:

— учебная деятельность студентов сместилась в сторону успешной;

— улучшились показатели, характеризующие функциональное состояние адаптационной системы субъектов обучения.

Следовательно, включение в структурную организацию психологической службы, работающей на осно-

ве концепции социально-психологической комфортности обучающихся в образовательной среде вуза, в организации учебного и воспитательного процесса оказывает положительное влияние на профессионализацию и личностное развитие обучаемых. Поэтому социально-психологическая комфортность в образовательной среде может выступать в качестве методологической основы психологического сопровождения обучающихся в образовательной среде вуза, обеспечивающей их гармоничное развитие. 1

1 Алдашева А. А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.

2 Особенности психологического сопровождения учебной деятельности студентов : кол. монография / Г. Ю. Авдиенко [и др.] ; под науч. ред. Г. Ю. Авдиенко. СПб., 210. 116 с.

3 Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Л., 1967. Вып. 2. С. 235-249 ; Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2000. 592 с. ; Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб., 2002. 272 с. ; Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. 1997. № 1. С. 20-27 ; Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1996. 392 с. ; Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности : монография. СПб., 2001. 240 с. ; Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 175 с.

4 Малозёмов О. Ю., Евтюхов С. А., Арканов П. В. Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 35-40.

5 Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения адаптации к ней учащихся : монография. СПб., 2010. 316 с.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.