Научная статья на тему 'Целесообразность применения социально-психологической комфортности как критерия успешности взаимодействия обучающегося с образовательной средой вуза в организации психологического сопровождения'

Целесообразность применения социально-психологической комфортности как критерия успешности взаимодействия обучающегося с образовательной средой вуза в организации психологического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / КОМФОРТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОСТОЯНИЕ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ADAPTABILITY / LEARNER / COMFORT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STATE / SUBJECTIVE ASSESSMENT / SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдиенко Г.Ю.

Статья знакомит с психологическим феноменом «социально-психологическая комфортность», выявленным в результате научного исследования взаимодействия обучающегося с образовательной средой вуза. Установлено, что социально-психологическая комфортность обучающегося представляет собой психическое состояние, определяющее его субъективную оценку успешности взаимодействия с образовательной средой вуза. Вместе с тем в рамках разработки единой методологии психологического сопровождения обучающихся в вузе установлено, что основным критерием успешности адаптации обучающегося следует считать субъективную оценку обучающегося удовлетворенностью образовательной средой вуза. Следовательно, в качестве единого методологического подхода к психологическому сопровождению обучающихся вуза следует принять социально-психологическую комфортность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Авдиенко Г.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces the psychological phenomenon of "socio-psychological comfort," identified as a result of a scientific study of the interaction of the student with the educational environment of the university. It has been established that the student's social and psychological comfort is a mental state that determines his subjective assessment of the success of interaction with the educational environment of the university. At the same time, within the framework of developing a unified methodology of psychological support for students at a higher education institution, it was found that the main criterion for successful adaptation of a student should be considered a subjective assessment of the student's satisfaction with the educational environment of the university. Consequently, as a single methodological approach to the psychological support of students of the university should be taken socio-psychological comfort.

Текст научной работы на тему «Целесообразность применения социально-психологической комфортности как критерия успешности взаимодействия обучающегося с образовательной средой вуза в организации психологического сопровождения»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.3 : 378.062

Г. Ю. Авдиенко

Целесообразность применения социально-психологической комфортности как критерия успешности взаимодействия обучающегося с образовательной средой вуза в организации психологического сопровождения

Статья знакомит с психологическим феноменом «социально-психологическая комфортность», выявленным в результате научного исследования взаимодействия обучающегося с образовательной средой вуза. Установлено, что социально-психологическая комфортность обучающегося представляет собой психическое состояние, определяющее его субъективную оценку успешности взаимодействия с образовательной средой вуза. Вместе с тем в рамках разработки единой методологии психологического сопровождения обучающихся в вузе установлено, что основным критерием успешности адаптации обучающегося следует считать субъективную оценку обучающегося удовлетворенностью образовательной средой вуза. Следовательно, в качестве единого методологического подхода к психологическому сопровождению обучающихся вуза следует принять социально-психологическую комфортность.

The article introduces the psychological phenomenon of "socio-psychological comfort," identified as a result of a scientific study of the interaction of the student with the educational environment of the university. It has been established that the student's social and psychological comfort is a mental state that determines his subjective assessment of the success of interaction with the educational environment of the university. At the same time, within the framework of developing a unified methodology of psychological support for students at a higher education institution, it was found that the main criterion for successful adaptation of a student should be considered a subjective assessment of the student's satisfaction with the educational environment of the university. Consequently, as a single methodological approach to the psychological support of students of the university should be taken socio-psychological comfort.

Ключевые слова: адаптированность, обучающийся, комфортность, образовательная среда, состояние, субъективная оценка, удовлетворенность.

Key words: adaptability, learner, comfort, educational environment, state, subjective assessment, satisfaction.

Изучение результатов научных исследований эффективности различных подходов к психологическому сопровождению в вузах, убедительно доказывает, что психологическое сопровождение является существенным гармоничным дополнением образовательной деятельно-

© Авдиенко Г. Ю., 2019

сти вуза, повышающим качество профессиональной подготовки и расширяющим возможности личностного развития обучающихся. Многообразие критериев оценок эффективности психологического сопровождения и требования руководящих документов указывают на актуальность разработки единого методологического подхода к психологическому сопровождению обучающихся в вузе. Анализ статей Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобразования России № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации», проведенный в рамках научного исследования по вопросу разработки единой методологии психологического сопровождения обучающихся вуза, привел к пониманию психологического сопровождения как деятельности структурного подразделения вуза, например, именуемого «психологическая служба» по обеспечению успешной адаптации обучающихся к условиям образования в конкретной образовательной среде [7; 8]. Пункт 4 статьи 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» введенного Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» определяет критерии создания благоприятных условий, определяющих успешность адаптации обучающегося в образовательной среде вуза, к которым относятся: комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций [8]. А это указывает на то, что основным критерием успешности адаптации обучающегося следует считать субъективную оценку обучающегося удовлетворенностью образовательной средой вуза.

Н.В. Гришина считает: «Сегодня правомерно говорить об окончательном утверждении подхода, предполагающего учет субъективного отношения человека к тем или иным событиям в их развитии» [3].

А.Н. Алехин утверждает: «Достоверным критерием психической адаптированности в психологическом аспекте является качество переживаний человека, отражающих степень удовлетворенности (самим собой, миром и людьми), которая отражает меру соответствия индивидуального опыта человека складывающимся ситуациям жизни» [2].

Е.П. Ильин связывает понятие «переживание» с психическими состояниями, которые являются активной, системной, приспособительной реакцией личности на внешние и внутренние воздействия и направлены на сохранение ее целостности и обеспечение жизнедеятельности в конкретных условиях обитания [4]. А.С. Кочарян и А.М. Лисеная утверждают, что термин переживание скорее отражает субъективное состояние человека, а не является элементом некоторого психологического

состояния. Переживание в этом смысле является феноменом, а не понятием [6].

Таким образом, в качестве субъективной оценки обучающегося вуза следует считать состояние, определяемое переживанием, отражающим степень удовлетворенности образовательной средой и событиями, происходящими в ней.

Авторским исследованием установлено, что удовлетворенность в деятельности определяется успешностью преодоления определенных трудностей в конкретной среде, т. е. важным звеном является не сложность деятельности и не условия среды, а успешность взаимодействия человека со средой. Другими словами, человек стремится заниматься той деятельностью, которой ему заниматься комфортно.

Одним из результатов анализа исследования явилось выявление психологического феномена, характеризующего личностную значимость и удовлетворенность обучающегося образовательной средой вуза [1].

Выявленный психологический феномен представляет собой удовлетворенность теми факторами образовательной среды вуза, которые являются субъективно значимыми для самих обучающихся с точки зрения профессиональной подготовки и личностного развития, т. е. определяющими комфортность этого развития.

Вместе с тем комфортность является субъективной оценкой адап-тированности обучающегося в образовательной среде и представляет собой состояние удовлетворенности тем, что с ним в этой среде происходит: удовлетворенность межличностного взаимодействия с социальной средой и удовлетворенность «приближения» к выбранной профессии (рис. 1).

Рис. 1. Сущность социально-психологической комфортности обучающегося

в образовательной среде вуза

Рассматривая взаимодействие обучающегося с образовательной средой, необходимо заметить, что, если неотъемлемой частью образовательной среды является социальное окружение, то феномен комфортности следует считать социально-психологической комфортностью обучающегося в образовательной среде вуза. В качестве критерия, определяющего уровень социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза, следует считать его состояние, определяемое переживанием психических явлений, определяющих удовлетворенность человека от взаимодействия со средой.

Таким образом, под социально-психологической комфортностью следует понимать состояние удовлетворенности от успешности взаимодействия обучающегося с образовательной средой вуза. На основании анализа литературных источников удовлетворенность обучающегося образовательной средой вуза следует рассматривать как психическое состояние, определяющее его субъективную оценку этой среды. Следовательно, социально-психологическая комфортность обучающегося представляет собой психическое состояние, определяющее его субъективную оценку успешности взаимодействия с образовательной средой вуза. Поэтому, социально-психологическая комфортность обучающегося может выступать в качестве критерия его адаптированности в образовательной среде вуза, который следует применять в организации психологического сопровождения.

В заключение, следует определиться с понятиями «адаптирован-ность» и «комфортность». Адаптированность следует рассматривать как уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой [5]. По итогам проведения научного исследования нами установлено, что комфортность не означает того, что к обучаемому не предъявляются серьезных требований и от этого он себя чувствует расслабленно и беззаботно. Как раз наоборот, к обучаемому предъявляются серьезные требования в плане обучения и соответствия нормам поведения. Комфортность означает, что обучаемый придерживается существующих норм поведения, взаимодействия с социумом, мотивирован на обучение, а также в состоянии успешно освоить предложенную учебную программу. При этом он вполне удовлетворен существующим порядком общения с преподавателями и взаимодействием с другими обучаемыми, требованиями, предъявляемыми учебными планами. Следовательно, достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности говорит об относительно высоком уровне адаптированности обучающегося к условиям конкретного учебного заведения, в результате чего обучаемый пребывает в оптимальном функциональном состоянии, что позитивно влияет на эффективность его учебной деятельности и личностного развития. Состояние комфортности - это не прекращение психического напряжения после

удовлетворения потребности или достижения значимой цели. Состояние комфортности обучающегося вуза следует рассматривать как отсутствие психического напряжения, вызванного противоречиями в социуме (в учебной группе, на курсе, факультете и т. д.), отсутствием мотивации к учебной деятельности, неудовлетворенностью выбранным будущим профессиональным путем, адекватностью самооценки, наличием психологического давления, т. е., состояние, способствующее максимальной эффективности деятельности, раскрытию творческого потенциала, личностного развития, отсутствием стрессовых доминант.

Список литературы

1. Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3 (62). -С. 10-13.

2. Алёхин А. Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании: юбилейный сб. науч. тр. (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А. И. Герцена). - СПб.: Стратегия будущего, 2010. - С. 27-32.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - 2-е изд. - Серия: Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. -412 с.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. 176 с.

6. Кочарян А. С., Лисеная А. М. Психология переживаний: учеб. пособие. -Харьков: Изд-во Харьков. национального ун-та им. В. Н. Каразина, 2011. - 224 с.

7. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации» // Бюл. Министерства Образования РФ. - 1999. - № 12.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015): принят Госдумой 21.12.2012 / СЗ РФ. - 2012. -№ 53, ст. 7598. - 2014. - № 6, ст. 562; № 19, ст. 2289. - № 23, ст. 2930 - 2015. - №1, ст. 53.

Статья поступила: 15.04.2019. Принята к печати: 29.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.