Научная статья на тему 'Специфика и структура профессионально-развивающей образовательной среды вуза правоохранительных органов'

Специфика и структура профессионально-развивающей образовательной среды вуза правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ВУЗ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

Статья посвящена проблеме создания профессионально-развивающей образовательной среды в вузах правоохранительных органов. В ней описывается специфика обучения курсантов в образовательной организации, охарактеризована структура и представлена организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов, сформулированы принципы ее создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL-DEVELOPMENT EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A LAW ENFORCEMENT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the issue of formation of professional-development educational environment at law enforcement higher educational institutions. It describes the specificity of teaching cadets at the educational institution and the structure of the educational environment at the law enforcement educational institution. The author presents the organizational and structural model of the educational environment and formulates the principles of its development at a law enforcement educational institution.

Текст научной работы на тему «Специфика и структура профессионально-развивающей образовательной среды вуза правоохранительных органов»

АЛГОРИТМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 342.744:371.13

Олег Владимирович ЕВТИХОВ,

начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России ( г. Красноярск), кандидат психологических наук, доцент

[email protected]

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

SPECIFIC CHARACTER AND STRUCTURE OF PROFESSIONALDEVELOPMENT EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A LAW ENFORCEMENT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Статья посвящена проблеме создания профессионально-развивающей образовательной среды в вузах правоохранительных органов. В ней описывается специфика обучения курсантов в образовательной организации, охарактеризована структура и представлена организационно-структурная модель образовательной среды вуза правоохранительных органов, сформулированы принципы ее создания.

The article is devoted to the issue of formation of professional-development educational environment at law enforcement higher educational institutions. It describes the specificity of teaching cadets at the educational institution and the structure of the educational environment at the law enforcement educational institution. The author presents the organizational and structural model of the educational environment and formulates the principles of its development at a law enforcement educational institution.

Ключевые слова: образовательная среда, правоохранительные органы, вуз, обучение, профессиональная подготовка, курсанты.

Keywords: educational environment, law enforcement agencies, higher educational institution, education, professional education, cadets.

Определение специфики и структуры образовательной среды вуза правоохранительных органов необходимо для оптимизации процесса обучения курсантов и интеграции всех ее компонентов

(учебно-воспитательного, профессионально-служебного, организационно-научного и др.) в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Обучение в вузах правоохранительных органов существенно отличается от обучения в гражданских вузах. Курсанты вузов правоохранительных органов являются сотрудниками полиции, носят форму полицейского, выполняют служебные обязанности и пользуются всеми льготами, предусмотренными законодательством для сотрудников полиции. [4] В числе значимых факторов, определяющих специфику обучения курсантов в вузах правоохранительных органов, можно выделить следующие:

совмещение учебной и служебной деятельности обучаемых - при зачислении в образовательную организацию МВД России, ФСКН России обучаемые принимаются на службу в соответствующие органы (становятся курсантами), им присваивается специальное звание полиции, они принимают присягу, обеспечиваются форменным обмундированием и получают не стипендию, а денежное довольствие;

уставная организация учебно-служебной деятельности - учебная и служебная деятельности курсантов организуется в соответствии с требованиями устава и субординационных отношений. При этом выполнение учебной деятельности (обучение) относится к сфере должностных обязанностей курсанта, оговоренных контрактом, соответственно, за неуспеваемость на курсанта могут накладываться различные взыскания;

директивная система управления - курсанты распределяются по учебным взводам, в каждом из которых из числа курсантов назначаются младшие командиры учебных групп, которым присваиваются сержантские звания и на них возлагаются обязанности управления учебными взводами;

закрытость образовательных организаций - курсанты проживают на территории образовательной организации (на начальных курсах обучения), находясь на полном государственном обеспечении (обеспечиваются общежитием, трехразовым питанием), с ограничением возможности выхода за территорию вуза;

групповая организация самоподготовки обучаемых - время на самоподготовку кур-

сантов лимитировано внутренним распорядком. Самоподготовка осуществляется под контролем курсовых командиров в координации с профессорско-преподавательским составом;

активное морально-психологическое сопровождение обучаемых - вторая половина дня курсантов насыщена плановыми учебно-воспитательными и психологическими мероприятиями, которые вносят существенный вклад в развитие личности обучаемых и формирование их профессиональной компетентности. [1]

Специфика образовательной среды вуза правоохранительных органов, заключающаяся в совмещении учебной и служебной деятельностей курсантов и проживании курсантов на территории образовательной организации, обуславливает ее наполнение большим количеством внеучеб-ных мероприятий, проводимых различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.), которые вносят вклад в формирование профессиональной компетентности обучаемых. В настоящее время становится общим представление, что формирование профессиональной компетентности курсантов происходит не только в рамках образовательного процесса, а в образовательной среде вуза в целом, что создает необходимость определения специфики и структуры образовательной среды вуза правоохранительных органов. [5, с. 8-24]

Под образовательной средой понимается система влияний и условий, содержащихся в информационно-образовательном, профессионально-деятельностном и пространственно-предметном окружении образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения. [3]

Концептуальные модели и технологии формирования образовательной среды, в том числе применительно к вузу, разрабатывали Н.Н. Авдеева, А.И. Артюхина, Д.Б. Бережнова, С.Д. Дерябо, Е.А. Климов, Г.А. Ковалев, Е.В. Коротаева, Я. Кор-чак, М.П. Нечаев, В.И. Слободчиков,

Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Г.Б. Степанова, И.Д.Фрумин, Н.Е. Щуркова, В.А. Ясвин и др.

На основе анализа нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в вузах МВД России и ФСКН России, а также научных работ, описывающих структуру различных образовательных сред, образовательную среду вуза правоохранительных органов можно разделить на две сферы: процессуально-деятельностную и корпоративно-досуговую сферу (организационная культура вуза) и определить ее основные структурные компоненты (рис. 1.)

Профессионально-деятельностную сферу наполняют наиболее педагогически управляемые деятельностные компоненты образовательной среды, непосредственно связанные с образовательной деятельностью вуза правоохранительных органов и обеспечиваемые конкретными подразделениями, в частности:

учебная деятельность - учебные занятия и мероприятия первой половины дня -обеспечивается кафедрами вуза;

воспитательная деятельность - воспитательная работа в рамках учебных и вне-учебных мероприятий второй половины дня - организуется подразделением воспитательной работы и обеспечивается всеми подразделениями вуза;

морально-психологическое обеспечение - мероприятия психологического сопровождения учебной и служебной деятельности (исследования, тренинги, консультационные беседы и т.п.) - обеспечивается подразделением морально-психологического обеспечения вуза;

профессионально-служебная деятельность - профессиональная деятельность (непосредственное включение обучаемых в профессиональную деятельность) и служебная деятельность (несение службы в нарядах, регламентированное субординационное взаимодействие и т.п.) - организуется руководством учебно-строевых подразделений вуза;

организационно-научная деятельность -вовлечение обучаемых в научно-исследо-

вательскую деятельность - организуется подразделением научно-исследовательской работы вуза.

Сфера организационно-профессиональной культуры образовательной среды вуза правоохранительных органов во многом является результативной и зависит от реализации описанных выше деятельност-ных компонентов.

Нами составлена организационно-структурная модель профессионально-развивающей образовательной среды вуза правоохранительных органов, основными компонентами которой выступили:

обучаемые;

деятельностные компоненты образовательной среды;

организационная культура образовательной среды (рис. 2).

Также на основе проведенного анализа различных концепций и моделей нами сформулированы принципы создания профессионально-развивающей образовательной среды в вузах правоохранительных органов:

- взаимодополнения мероприятий учебно-воспитательного процесса - все мероприятия учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности вуза должны вносить взаимодополняющий вклад в общую цель формирования профессиональной компетентности обучаемых;

- индивидуализации обучения - в организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности курсантов, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучаемого;

- учета профессиональной специфики в организации образовательного процесса -при организации образовательного процесса необходимо учитывать специфику обучения в вузе правоохранительных органов (совмещение учебной и служебной деятельности, проживание на территории образовательной организации, регламентация правил профессионально-служебной и совместной жизнедеятельности и др.);

- профессионального наполнения образовательной среды - в образовательной

структура образовательной среды вуза

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

4*1

У чеоный продесс (учебная деятельность)

iiKjrriLZ if yi^p CJEJ11LITIL1 перге к

полосинь: дня е рамках учетного процесса

Учеб но-воспитательный компонент / . Воспитательный процесс (росшпэтепьнм деятельность)

\ £>о: пгтаге." ь кал ра оо та б р алкал укогсых и екгучгбкых мероиршi;tji

л'ор2лъкс>-nci£xcлогнческое оЗе-спгчек-:?

М^ропрнхпи психологического с (троЕр^дзас (нССЛ£ДОЕШП[Я тренингUII т п.)

Профессионально-служебный компонент Профессиональная деятельность

Йепосрелстееки« пр оф^сноналшую л«тгльность (участи-» г. охране обшастанного порядка, практикант.п.

Служебная деятельность

trii ;iHJti ьпрХДДХ. рёГ.-^иекшроЕалког ;у о ордишлиш нно г миш о лг к ; тки«

Научно-исследовательский компонент Организационно-на\-чная лея теть ность

HljiJ 11 Енаучно- ■КЛ Ы QMX -г-. дгталшость

Нормативно-традиционный компонент Нормативная составляющая

1nnjwrvT трптншпг р нту алы пр ciio талън? -чшувбиог о Е111П.ГО ДаНСТЕИД

Материально-лдмнн истра тибный компонент М атернально-архитектрурная составляющая

аппаратура, сристьа каглжлнойагцташш

АдмшшспряткБно-управленческая составляющая

Система упршлешияиишояйлшЕ ty ii (рукоЕодстго, кафвлръг. служвбньз! персонал)

Личностно-досуговый компонент Досуговая составляющая

Д OCVT ДЬ'Д я»р ortpiumm (С Я 0 рткскь» С 9КШШ. *ФУЖ*кпо иктзрмаякт-п.)

Морально-психологическая составляющая

Псжоло пгчг tTituartKO азшмк,

СсооеккосТЦ и31£ЧноСГНОТ О ЕЯ1Ш0Д8МС1МЯ

МП J - процессуально-деятельностная сфера;

::::: - корпоративно-досуговая сфера (организационная культура); ППС - профессорско-преподавательский состав

Рис. 1. Структура образовательной среды вуза правоохранительных органов

- m -

ОтделеМИ* воспитэг. раб.

Кафедр м, УМО

Границе объекта УВП

Отделение псинол. ебесг».

Курсовые подразделения

Органнзационно-Щучный ОтдбЛ, кафедры

- сфера организационной культуры образовательной среды;

- область деятельностных компонентов образовательной среды (субъекты учебно-воспитательного процесса);

] - сфера обучаемых образовательной среды; | - личностно-досуговая сфера обучающихся

Рис. 2. Организационно-структурная модель профессионально-развивающей образовательной среды

вуза правоохранительных органов

среде вуза должны быть представлены образцы (модели) профессионально-служебной деятельности как в средствах наглядного оформления, так и непосредственного включения обучаемых в моделируемую профессиональную деятельность;

- соответствия профессиональных и образовательных норм поведения в вузе -реализуемые в образовательной среде вуза формы поведения и взаимодействия всех субъектов должны соответствовать профессиональным нормам поведения и взаимодействия сотрудников правоохрани-

тельных органов или, по крайней мере, не входить с ними в существенное противоречие;

- практико-ориентированности обучения - заключается в обеспечении широкого иллюстрирования учебного процесса примерами из реальной профессиональной практики посредством моделирования и обсуждения профессиональных ситуаций. [2]

Реализация данных принципов, на наш взгляд, может способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов.

Выделение специфики обучения курсантов, обоснование структуры образовательной среды и принципов создания профессионально-развивающей образовательной среды в вузе правоохранительных органов может послужить основой для раз-

работки комплекса взаимодополняющих учебных и психолого-педагогических мероприятий, учитывающих вклад всех компонентов образовательной среды вуза в решение задачи подготовки высококвалифицированных специалистов.

Библиографический список

1. Евтихов, О.В. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов : монография / О.В. Евтихов, В.А. Адольф. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.

2. Евтихов, О.В. Управление персоналом организации : учебное пособие / О.В. Евтихов. - М.: ИНФРА-М, 2014.

3. Евтихов, О.В. Современные представления об образовательной среде вуза как педагогическом феномене / О.В. Евтихов, В.А. Адольф // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 1 (27). -С. 30-34.

4. Невирко, Д.Д. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов / Д.Д. Невирко, О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.

5. Невирко, Д.Д. Формирование жизненных сил курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел в период профессионального обучения в контексте социологического анализа : монография / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.