Научная статья на тему 'Компоненты образовательной среды вуза правоохранительных органов'

Компоненты образовательной среды вуза правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

Интерес к исследованию структуры и содержания различных образовательных сред значительно усилился в последнее время. Реализация компетентностного подхода к образованию в вузе приводит к актуализации проблемы совершенствования методов и педагогических технологий личностного воспитания курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе правоохранительных органов и целенаправленного развития их профессионально важных качеств как будущих профессионалов. Для этого необходимо изучение образовательной среды, в которую погружены обучаемые на протяжении обучения, определения роли и степени влияния на процесс развития личности отдельных ее компонентов. Данная статья представляет часть исследования по изучению специфики образовательной среды вуза правоохранительных органов. В ней представлен краткий анализ работ исследователей описывающих содержание различных образовательных сред и выделены базовые компоненты структуры образовательной среды вуза правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтихов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The interest in the study of the structure and content of different educational environments has been significantly increased recently. The implementation of competence-based approach to educational process at higher school leads to the actualization of the problem of improvement of methods and pedagogical technologies in cadets’ and trainees’ education and purposeful development of their professionally important qualities as of future professionals. For this purpose it’s necessary to study the educational environment into which the trainees are plunged as well as to define the role and the extent of influence its components on personal development. This article is a part of the research on studying specific character of educational environment at higher educational law enforcement institution. A brief analysis of the researchers’ papers on the content of different educational environments is presented and the basic components of the educational environment structure at institutions mentioned above are singled out.

Текст научной работы на тему «Компоненты образовательной среды вуза правоохранительных органов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-3-9 УДК 378.14

КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Евтихов О.В.

Интерес к исследованию структуры и содержания различных образовательных сред значительно усилился в последнее время. Реализация компетентностного подхода к образованию в вузе приводит к актуализации проблемы совершенствования методов и педагогических технологий личностного воспитания курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе правоохранительных органов и целенаправленного развития их профессионально важных качеств как будущих профессионалов. Для этого необходимо изучение образовательной среды, в которую погружены обучаемые на протяжении обучения, определения роли и степени влияния на процесс развития личности отдельных ее компонентов. Данная статья представляет часть исследования по изучению специфики образовательной среды вуза правоохранительных органов. В ней представлен краткий анализ работ исследователей описывающих содержание различных образовательных сред и выделены базовые компоненты структуры образовательной среды вуза правоохранительных органов.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, компоненты образовательной среды.

COMPONENTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTION

Evtikhov O.V.

The interest in the study of the structure and content of different educational environments has been significantly increased recently. The implementation of competence-based approach to educational process at higher school leads to the actualization of the problem of improvement of methods and pedagogical technologies in cadets' and trainees' education and purposeful development of their professionally important qualities as of future professionals. For this purpose it's necessary to study the educational environment into which the trainees are plunged as well as to define the role and the extent of influence its components on personal development. This article is a part of the research on studying specific character of educational environment at higher educational law enforcement institution. A brief analysis of the researchers' papers on the content of different educational environments is presented and the basic components of the educational environment structure at institutions mentioned above are singled out.

Key words: education, educational environment, the components of the educational environment.

Проведенный анализ научных и учебно-методических публикаций показал, что в настоящее время нет единой модели, характеризующей структуру и компоненты различных образовательных сред. Разные авторы описывают различные компоненты образовательной среды в соответствии с объектами и целями исследования, а также решаемыми профессиональными задачами. Так Г.А.Ковалев, применительно к школьному образованию, описывает такие компоненты образовательной среды как: физическое окружение; человеческие факторы; программа обучения. В его модели

физическое окружение составляют: архитектура здания, дизайн, пространственная структура классных и других помещений в здании школы и т.п. К человеческим факторам относятся: пространственная и социальная плотность среди субъектов учебно-воспитательного процесса, личностные особенности и успеваемость учащихся, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т.п. Программа обучения включает такие факторы, как: содержание программ обучения, особенности преподавания, характер социально-психологического взаимодействия и контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, (их традиционность, консерватизм или гибкость) и др. [4]

Е.В. Коротаева рассматривает образовательную среду в контексте развития обучаемых и отмечает, что для выполнения функций развития компоненты образовательной среды должны быть эмоционально развивающими. Автор выделяет пять компонентов эмоционально-развивающей образовательной среды: 1) эмоционально-поддерживающий компонент среды -отношения между участниками совместной жизнедеятельности; 2) эмоционально-развивающий компонент - режимные моменты, организующие процесс пребывания обучаемого в образовательном учреждении; 3) эмоционально-настраивающий компонент - внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.); 4) эмоционально-активизирующий компонент - организация занятости детей (игры, учеба, сюрпризные моменты); 5) эмоционально-тренирующий компонент - включение в занятия эвристических упражнении с детьми. [5]

М.П. Нечаев рассматривая воспитывающий потенциал образовательной среды описывает следующие ее компоненты: 1) социальный компонент -событийно-информативное окружение (выполняет информационно-просветительскую функцию). Критерием его сформированности и, соответственно, реализации является образованность и воспитанность выпускников, репутация образовательного учреждения; 2) материальный

компонент - составляет пространственно-предметное окружение (выполняет социально-адаптационную функцию); 3) духовный компонент - оставляет дух или общую атмосферу образовательного учреждения и складывается из поведения и психологических факторов субъектов образовательной среды, их духов общечеловеческих, национальных и личностных ценностей (выполняет личностно-формирующую функцию). [6]

Н.Е. Щуркова, также рассматривая воспитывающий потенциал образовательной среде школы, выделяет: предметно-пространственный, поведенческий, событийный и информационный компоненты. В предметно-пространственное окружение автор включает: обустройство помещений, двора, спортплощадок и т.д., а также одежду (форму). Все это по мнению автора создает психологический фон в образовательном учреждении, на котором разворачиваются взаимоотношения участников образовательного процесса. Поведенческий компонент образовательной среды автор представляет как некую единую карту поведения, свойственного в данной среде, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм, как вербальных, так и невербальных. Событийное компонент - это совокупность событий, попадающих в поле восприятия обучаемого, служащих предметом отношения и оценки, поводом к размышлениям и основанием для жизненных выводов. Информационное окружение по мнению автора является воспитывающим, когда в образовательном учреждении есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал, проводятся традиционные публичные лекции, конкурсы, смотры познавательных сил, регулярные реферативные выступления, конференции и др. [7]

Е.Ю. Васильева в контексте управления образовательной средой вуза обосновывает следующие ее компоненты: субъектно-объектный; фунционально-целевой; технологический; диагностико-результативный. Субъектно-объектный компонент представляет собой сообщность субъектов, участвующих в создании, управлении и развитии образовательной среды, а

также явлений, процессов, происходящих в данной среде (администрация вуза, преподаватели, обучающиеся, учебно-вспомогательный персонал). Функционально-целевой компонент представляет собой: цели, принципы построения и закономерности развития образовательной среды, а также основные функции управления образовательной средой. Технологический компонент складывается из таких элементов, как: область, виды, средства, формы, методы образовательной среды и др. Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы: критерии и показатели эффективности вуза, а также формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования образовательной среды вуза. [2]

Ядром образовательной среды автор определяет функционально-целевой компонент. Технологический компонент выполняет роль фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность образовательной среды, сопоставимость результатов и воспроизводимость протекающих в ней процессов. Диагностико-результативный компонент образовательной среды по мнению автора существует в вузе объективно, но часто не в отрефлексированной форме.

В.А. Ясвин, описывает четырехкомпонентную модель образовательной среды: 1) субъекты образовательного процесса; 2) социальный компонент образовательной среды; 3) пространственно-предметный компонент образовательной среды; 4) технологический компонент образовательной среды. [8]

В таблице представлены компоненты образовательной среды разных исследователей описанные в рассмотренных выше и некоторых других работах.

Таблица

Компоненты образовательной среды в представлениях разных

исследователей

Е.А. Климов Н.Н.Авдеевой, Г.Б. Степанова В.А. Ясвин Г.А.Ковалев Н.Е. Щуркова, пространство. М.П. Нечаев

социально- условия субъекты физическое предметно- социальный

контактныи жизнедеятельн образовател окружение пространственн компонент

компонент ости обучаемого ьного процесса ый компонент

Информаци характер социальный человечески Поведенческий материальн

онный взаимодеистви компонент е факторы компонент ый

компонент я между сотрудниками и обучаемыми компонент

Соматическ ий соответствие образовательно пространств енно- программа обучения Событийно-информационны духовный компонент

компонент воспитательног о процесса современным программам обучения и воспитания предметный компонент й компонент

Предметный качество технологиче

компонент предметно-пространственной среды развития ский компонент

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время образовательная среда рассматривается разными исследователями в разных ракурсах с выделением различной структуры и содержания. Это закономерно, так как в разных исследованиях ставятся различные задачи в соответствии с целью и предметом исследования. [1] В связи с этим необходимо уточнение структуры и содержания образовательной среды применительно к специфике обучения в конкретных образовательных организациях. У нас вызывает особый интерес изучение особенностей образовательной среды вуза правоохранительных органов.

Обучение в вузах правоохранительных органов имеет свою специфику и существенно отличается от обучения в гражданских вузах. При зачислении в образовательное учреждение ведомственных вузов (МВД России, ФСКН России и т.п.) курсанты принимаются и на службу в соответствующие органы, им присваивается звание «рядовой или сержант полиции», они носят форму полицейского, находятся на полном обеспечении, получают денежное довольствие и на протяжении всего обучения совмещают учебную и служебную деятельности. Учебно-служебная деятельность курсантов подчинена требованиям устава и субординационных отношений. Большая часть деятельности и времени курсантов определяется приказами, правилами, нормами, традициями. Особое внимание уделяется следованию ритуалам (принятия присяги; построения; прохождение торжественным маршем; торжественные поздравления / вручение наград; чествование ветеранов; почитание знамени и др.) что придает особенную специфику образовательной среде соответствующей образовательной организации. Также в числе особенностей вузов правоохранительных органов необходимо отметить то, что они являются закрытыми образовательными учреждениями. Курсанты проживают на территории вузов по армейскому (казарменному) типу с ограничением свободы выхода за территорию образовательной организации, поэтому большая часть социального и профессионального взаимодействия курсантов происходит в образовательной среде вуза, что оказывает значительное влияние на формирование личности обучаемых и их профессиональное становление.

На основе проведенного анализа и с учетом специфики ведомственных вузов, связанной с проживанием обучаемых на территории вуза и совмещением учебной и служебной деятельностей, наш взгляд при анализе образовательной среды вуза правоохранительных органов целесообразно выделение в ее структуре следующих базовых компонентов:

1) учебно-воспитательный компонент - включающий в себя: а) особенности учебного процесса (предметная специфика, содержание и форма проведения учебных занятий первой половины дня); б) особенности учебно-воспитательного процесса (специфика, содержание и формы проведения воспитательных, общественных, спортивно-массовых и других мероприятий второй половина дня);

2) профессионально-служебный компонент - специфика и особенности организации служебной деятельности (особенности профессионального взаимодействия; организация службы курсантов в суточном наряде; мероприятия направленные на обеспечение общественного правопорядка на закрепленных участках и др.);

3) организационно-корпоративный компонент - характеристики организационно-корпоративной культуры (предметно-пространственное наполнение образовательной среды, в том числе наглядная агитация, структурирование помещений; особенности управленческого взаимодействия; профессиональные традиции и ритуалы; ценностные установки и др.;

4) личностно-досуговый компонент - особенности межличностных взаимодействия и отношений обучаемых; морально психологическая атмосфера в учебных коллективах; удовлетворенность курсантов организацией учебной и служебной деятельности; представления курсантов о требованиях профессиональной деятельности и др.

При этом необходимо учитывать, что образовательные возможности среды образовательной организации раскрываются для человека ровно в тех границах, в которых эта среда представлена в представлениях конкретного человека. Возможно поэтому в одних и тех же условиях у разных людей могут формироваться разные индивидуальные особенности личности, что вероятно зависит и от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам человек. [3] Это требует дополнительного изучения, в том числе анализа особенностей

восприятия образовательной среды обучаемыми и сформированного отношения к ней.

Список литературы

1. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие»// Казанский психолого-педагогический журнал. 2011. № 4. С.77-87.

2. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2011. №4. С. 76-82.

3. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. 288 с.

4. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993, №1. С. 13-23.

5. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. 276 с.

6. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды: Автореф. ... докт. пед. наук. М., 2011. 40 с.

7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. 234 с.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Изд-во «Смысл», 2001. С. 172-226.

References

1. Adolf V.A., Kavalevich I.A., Churlyaeva N.P. Design of the system of professional education in a complex "school -university- enterprise" [Kazan Journal of Psychology and Education], no. 4 (2011): 77-87.

2. Vasilyeva E.J. Educational environment of the university as an object of management and evaluation [University Management: Practice and Analysis], no. 4, (2011): 76-82.

3. Evtikhov O.V. Leadership potential leader : specificity , content and development opportunities. [Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the FDCS of Russia], (2011).

4. Kovalev G.A. Mental development of the child and the living environment [Questions of psychology], no.1, (1993): 13-23.

5. Korotaeva E.V. Pedagogical interaction : the experience of problem analysis [Ekaterinburg: USPU], (2007).

6. Nechayev M.P. The theoretical foundation of educating potential educational environment [Author. ... Doctor . ped. Science], (2011).

7. Schurkova N.E. Workshop on educational technology [Moscow: Pedagogical Society of Russia], (1998).

8. Jasvin V.A. Educational environment: from modeling to design [Moscow: Publishing House of the "Sense"], (2001): 172-226.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Евтихов Олег Владимирович, начальник отделения психологического обеспечения, кандидат психологических наук, доцент Сибирский юридический институт ФСКН России

ул. Рокоссовского д. 20, г. Красноярск, Красноярский край, 660131, Россия e-mail: evtikhov2003@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6624-4188

DATA ABOUT THE AUTHOR

Evtikhov Oleg Vladimirovich, head of the department of psychological support, Ph.D. in Psychological Science

Siberian Law Institute of the FDCS of Russia

20, Rokossovskogo street, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Region, 660131, Russia e-mail: evtikhov2003@mail.ru

Рецензент:

Панов Евгений Валентинович, начальник кафедры оперативно-боевой и физической подготовки СибЮИ ФСКН России, кандидат педагогических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.