Научная статья на тему 'Типовые нарушения, выявляемые в ходе ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений'

Типовые нарушения, выявляемые в ходе ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев А. В.

В статье рассмотрены типовые нарушения: по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, по расчетам с подотчетными лицами, а также связанные с учетом основных средств и материальных запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типовые нарушения, выявляемые в ходе ревизий финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений»

Финансовый контроль

ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ В ХОДЕ РЕВИЗИЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Размещение заказов

Напомню, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ (ред. 27.07.2006) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств. Таким образом, бюджетное учреждение может осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд только в случае, если оно органом государственной власти РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления наделено функциями государственного (муниципального) заказчика.

Если у учреждения нет полномочий государственного или муниципального заказчика, оно самостоятельно заключает договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в общем порядке, регулируемом нормами Гражданского кодекса РФ.

Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых в ходе ревизий и проверок, является несоблюдение требований постановления Правительства РФ от 03.09.1998 № 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» (далее — Постановление № 1022), в части формирования

А. В. ГУСЕВ,

методист-консультант по вопросам аудита

комиссий по проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов исключительно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд. Необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 577 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам кадрового обеспечения в сфере размещения заказов» с 19.09.2006 Постановление № 1022 признано утратившим силу.

Таким же по своей массовости является неисполнение требований ст. 73 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), согласно которой, бюджетные учреждения, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. То есть на сумму, не превышающую 200 000 руб. (ст. 71 БК РФ).

Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

• краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

• наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

• цена и дата закупки.

Нередки случаи, когда бюджетными учреждениями не проводятся проверки отсутствия у участников конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. В этом случае бюджетными учреждениями нарушается ч. 5, 6 ст. 11 Закона № 94-ФЗ.

Отдельно хотелось бы отметить, что практически все бюджетные учреждения имеют собственный автотранспорт, требующий своевременного технического обслуживания и проведения ремонта. Однако осуществление данных работ собственными силами не всегда представляется возможным, следовательно, учреждениям приходится обращаться в специализированные организации. Типичным нарушением при проведении конкурсов на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта является включение в критерии для отбора поставщиков только стоимости выполняемых работ (например, норма-час). Следует отметить, что стоимость оказываемых организацией услуг включает не только стоимость работы, но и стоимость заменяемых запасных частей (ремонт автотранспортных средств из материалов заказчиков встречается крайне редко). Поэтому отсутствие в конкурсной документации на заключение договоров информации о стоимости используемых в работе запасных частей и материалов рассматривается контрольными органами как нарушение законодательства.

Еще к одному типу нарушений можно отнести отсутствие публикации извещения о размещении заказов в сети Интернет. В этом случае нарушаются требования ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 42 Закона № 94-ФЗ. Также не всегда публикуются в официальном печатном издании протоколы рассмотрения заявок на участие в размещении заказов, как того требуют ч. 11 ст. 28 и ч. 4 ст. 47 Закона № 94-ФЗ.

Достаточно часто при проверках встречается нарушение ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ, согласно которой учреждениями осуществляются размещения заказов путем запроса котировок на приобретение одноименных товаров, работ, услуг на сумму, превышающую 250 000 руб., подлежащую уплате в течение одного квартала. Так, на практике был выявлен случай, когда учреждением проведены две закупки методом запроса котировок на выполнение одноименных работ (по восстановлению огнезащитных покрытий деревянных конструкций кровли) по двум зданиям, учитываемых на балансе учрежде-

ния, со сроком выполнения и оплаты в течение одного квартала. Отметим, что в соответствии со ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) размещение должностным лицом учреждения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок на одноименные товары, работы, услуги на сумму более чем 250 000 руб., подлежащую уплате в течение квартала, а также осуществление должностным лицом учреждения без заключения государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд закупки одноименных товаров, работ, услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.

Довольно значительную часть нарушений, связанных с размещением заказов, составляет заключение договоров на поставки товаров, работ, услуг без проведения конкурса (запроса котировок) либо до его проведения. Например, организация занимается техническим обслуживанием зданий бюджетного учреждения с января по ноябрь текущего года, а договор с ней заключен только в декабре, после проведения конкурса (без проведения конкурса).

При проведении учреждениями открытых конкурсов конкурсной комиссией не всегда проводится проверка, нет ли у участников конкурса задолженности по налогам и иным платежам в бюджеты, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 11 Закона № 94-ФЗ.

Кроме вышеперечисленных нарушений на практике встречается:

• проведение закупок товаров, работ, услуг у единственного заказчика без согласования с Минэкономразвития России;

• размещение извещений о проведении запроса котировок (конкурса) на официальном сайте в срок менее чем четыре рабочих дня (30 дней) до дня истечения срока подачи котировочных заявок (конкурса), что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 21 Закона № 94-ФЗ;

• проведения конкурса формально (например, при проведении конкурса путем запроса котировок, заявки от трех разных претендентов были заполнены одной рукой и одной и той же шариковой ручкой);

• изменение цены контракта на приобретение работ, услуг, после проведения конкурса, более чем на 5 % (ч. 6 ст. 9 Закона № 94-ФЗ). Необходимо отметить, что в отношении приоб-

ретения товаров такие ограничения в Законе № 94-ФЗ отсутствуют;

• отсутствие в протоколах на проведении открытых торгов сравнительных таблиц предложений участников торгов, а также критерий отбора победителя. В случае размещения заказов на приобретение товаров, работ, услуг путем запроса котировок — отсутствие ценовых предложений участников конкурса;

• приобретение товаров, работ, услуг, не рассматриваемых при проведении конкурса;

• извещения о проведении запроса котировок, отсутствие в котировочных заявках сведений о сроках оплаты товаров, работ, услуг (подп. 10 ст. 43 и подп. 6 п. 1 ст. 44 Закона № 94-ФЗ);

• отсутствие подписи члена комиссии (присутствующего на заседании) в протоколе рассмотрения котировочных заявок (ч. 4 ст. 47 Закона № 94-ФЗ);

• отсутствие в котировочной заявке информации о характеристике поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 2 ч. 1 ст. 44 Закона № 94-ФЗ);

• включение в конкурсную документацию требований по подтверждению участниками конкурса отсутствия задолженности по налогам и иным платежам в бюджеты (ч. 6 ст. 11 и ч. 4 ст. 25);

• включение в извещения по проведению конкурса указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, влекущие за собой ограничение участников размещения заказа (п. 3 ст. 22 Закона № 94-ФЗ);

• отсутствие регистрации котировочных заявок, что не нарушает требования п. 3 ст. 46 Закона № 94-ФЗ.

Обратите внимание: за нарушения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в соответствии со ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В завершение необходимо отметить, что заключение договоров (государственных контрактов) без проведения запроса котировок (конкурсов) на сумму более 60 000 руб. по одной сделке квалифицируется контрольными органами как неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

Нарушения в расчетах с подотчетными лицами

Данные нарушения, выявляемые в ходе ревизий финансово-хозяйственной деятельности, условно разделим на две основные группы:

1) нарушения в части документального оформления;

2) нарушения, связанные с направлением должностных лиц бюджетного учреждения в командировки.

К первой группе нарушений, в частности, относятся:

• выдача денежных средств в подотчет без письменного заявления получателя (п. 155 Инструкции № 25н1);

• нарушение сроков представления отчета об израсходованных подотчетных суммах (п. 11 письма Центробанка РФ от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в РФ» (далее — Письмо № 18));

• передача подотчетных сумм от одного лица другому (п. 11 Письма №18);

• превышение установленного Указанием ЦБР от 14.11.2001 №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Напомним, что в соответствие с письмами МНС России и ЦБ России от 01.07.2002 и 02.07.2002 №24-2-02/252 «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами», 85-Т, предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельного размера расчетов наличными деньгами;

• нарушения порядка внесения исправлений в первичные учетные документы, установленные п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

• возмещение произведенных расходов при отсутствии подтверждающих документов;

• выдача денежных средств работникам учреждения, имеющим задолженности по предыдущим авансам (п. 11 Письма № 18, п. 155 Инструкции № 25н);

• невыполнение требования п. 17 приложения № 3 Инструкции № 25н в части заполнения обязательных показателей: табельный номер; количество приложений, № и дата ПКО или РКО и т. д.;

1 Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

• отсутствие в авансовом отчете подписи лица, представляющего отчет об израсходованных подотчетных суммах;

Нередки случаи, когда получившие в подотчет денежные средства работники учреждения длительное время не возвращают остатка неизрасходованного аванса (нарушают сроки их возврата) или не представляют авансового отчета об израсходованных подотчетных суммах. У многих бухгалтеров, а иногда и у некоторых ревизоров существует мнение, что в этом случае работник получает дополнительный доход в виде материальной выгоды, облагаемой НДФЛ. Необходимо сразу же оговориться, что мнение ошибочно. В ст. 212 НК РФ приведен закрытый перечень доходов, полученных в виде материальной выгоды, в который не включены суммы остатка неизрасходованного аванса.

Вторая группа нарушений связана с направлением должностных лиц бюджетного учреждения в командировки. Данные нарушения составляют наибольший удельный вес среди всех нарушений, выявляемых в ходе проверки расчетов с подотчетными лицами.

В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) при направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

• расходы на проезд;

• расходы по найму жилого помещения;

• дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

• иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Рассмотрим, какие нарушения при возмещении работнику командировочных расходов встречаются при проверках.

Расходы на проезд

Характерное нарушение — возмещение расходов, которые согласно законодательству возмещению не подлежат, либо подлежат, но не в том размере, в котором фактически были произведены. Например, при приобретении проездных документов, в частности на железнодорожный транспорт, работник учреждения вместе с проездным документом нередко приобретает и полис добровольного страхования пассажиров на транспорте. Данные расходы возмещению не подлежат в соответствии с п. 12 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция № 62), согласно которому командировочному

работнику возмещаются расходы по страховым платежам только по обязательному государственному страхованию пассажиров на транспорте, которые входят в стоимость проездного билета.

Согласно п. 19 Инструкции № 62 в тех случаях, когда командированному работнику был выдан аванс на расходы по служебной командировке, а документы, подтверждающие произведенные работником расходы на проезд, не могут быть представлены, руководитель учреждения имеет право разрешить оплату проезда по минимальной стоимости (например, при проезде железнодорожным транспортом — по стоимости проезда в плацкартном вагоне). Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 22 Указа Президента РФ от 18.07.2005 №813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Указ № 813) федеральным государственным гражданским служащим при отсутствии проездных документов оплата стоимости проезда не производится. Нарушения при возмещении расходов на проезд с превышением допустимых норм, как правило, возникают при оплате стоимости проезда железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности категории «СВ» федеральным государственным гражданским служащим, замещающим главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы, при отсутствии разрешения руководителя учреждения. Таким образом, при возмещении расходов на проезд сотрудников в командировки следует учитывать действующие нормы возмещения расходов на проезд. Так, федеральным государственным гражданским служащим учреждений здравоохранения расходы на проезд возмещаются но нормам, изложенным в п. 21 Указа № 813. Для работников, не являющихся федеральными государственными служащими, но работающих в учреждениях здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расходы на проезд возмещаются в размерах, утвержденных п. 1 «в» постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Обратите внимание: по решению руководителя бюджетного учреждения (не относящегося к федеральным государственным гражданским служащим) в соответствии с п. 3 Постановления № 729, расходы, превышающие данные нормы, могут быть возмещены работнику бюджетного учреждения, но только при наличии экономии денежных средств, выделенных из федерального бюджета, или при осуществлении бюджетным

учреждением приносящей доход деятельности и только за счет данных средств. В случае превышения вышеуказанных норм самим руководителем бюджетного учреждения решение о возмещении данных расходов должно приниматься вышестоящим руководителем. Необходимо отметить, что для федеральных государственных гражданских служащих, согласно п. 24 Указа № 813, предусмотрен аналогичный порядок.

Расходы по найму жилого помещения

Характерным нарушением при возмещении расходов по найму жилого помещения также является превышение установленных норм.

Для федеральных государственных гражданских служащих отсутствует суммовое ограничение стоимости расходов по найму жилого помещения, данные расходы в соответствии с п. 18 Указа № 813, возмещаются им по фактической стоимости, подтвержденной соответствующими документами, но со следующими ограничениями:

• гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители», — не более стоимости двухкомнатного номера;

• остальным гражданским служащим — не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

Необходимо отметить, что гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители», возмещается стоимость именно двухкомнатного, а не двухместного номера. Информацию о количестве мест, оплаченных работником, большинство гостиниц указывают в счете за проживание, либо данную информацию ревизоры могут получить в ходе встречной проверки.

Для работников бюджетных учреждений, не являющихся федеральными государственными служащими, расходы по найму жилого помещения в месте нахождения в командировке возмещаются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не выше 550 руб. в сут (п. 1 Постановления № 729). В случае превышения данной суммы, как и в случае проезда к месту служебной командировки, расходы должны возмещаться за счет экономии денежных средств, выделенных из федерального бюджета, или за счет средств от приносящей доход деятельности.

суточные

В качестве нарушения можно выделить выплату суточных не в установленном размере или непра-

вильное определение дней, за которые работнику положена уплата суточных.

Суточные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в служебной командировке, в том числе и за время нахождения в пути. В настоящее время размер суточных составляет 100 руб., выплачиваемых за счет средств федерального бюджета (п. 1б Постановления № 729). Необходимо отметить, в соответствии со ст. 168 ТК РФ бюджетное учреждение может самостоятельно определять порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, закрепив данный порядок в коллективном договоре либо в локальном нормативном акте организации. То есть в случае осуществления бюджетным учреждением приносящей доход деятельности оно может установить размер суточных самостоятельно, выплачивая их за счет средств от приносящей доход деятельности. Напомним, что в целях исчисления налога на прибыль предприятий норма возмещения суточных, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль, установлена в размере 100 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 1993 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»).

Обратите внимание: в случае временной нетрудоспособности командированного работника ему на общем основании (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к месту своего постоянного места жительства, но не свыше двух месяцев. За период временной нетрудоспособности командированному работнику выплачивается на общих основаниях пособие по временной нетрудоспособности. Дни временной нетрудоспособности не включаются в срок командировки (п. 16 Инструкции № 62).

Нередки случаи, когда командированному работнику в месте командировки предоставляется бесплатное помещение, а иногда и питание. Некоторые бухгалтеры считают, что в данном случае командированному работнику не должны возмещаться суточные. Данное мнение ничем не обосновано, так как в соответствии с п. 14 Инструкции № 62 суточные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в служебной командировке.

К иным расходам, произведенным работником с ведома или разрешения работодателя, относятся оплата: багажа, услуг связи, услуг залов официальных лиц и делегаций, автостоянок и др. Данные расходы возмещаются работнику на основании подтверждающих документов. Никакими нормативными актами такие затраты не ограничены.

Нарушения, связанные с учетом основных средств и материальных запасов

Нарушения, связанные с учетом основных средств и материальных запасов, условно разделим на следующие группы:

1) нарушения, связанные с поступлением основных средств и материальных запасов;

2) нарушения, выявляемые в период эксплуатации основных средств и материальных запасов;

3) нарушения, связанные со списанием основных средств и материальных запасов.

Поступление основных средств и материальных запасов

В соответствии с п. 12 Инструкции № 25н основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.

Объекты основных средств принимаются к бюджетному учету на основании «Акта о приеме-передаче объектов основных средств» по ф. ОС-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 J№ 72. Нередки случаи, когда вышеуказанные акты не содержат всех необходимых реквизитов: даты и подписи; даты утверждения руководителем учреждения и подписи главного бухгалтера об открытии инвентарной карточки на объект основных средств и т. д., что является нарушением.

Кроме того, как показывают результаты проверок, некоторые сложности у бухгалтеров возникают при приобретении определенных материальных ценностей.

Флэш карты USB (код по ОКОФ, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №2359-14 3020340) принимаются к бюджетному учету не как объекты основных средств, а как запасные части, что не соответствует положениям Инструкции № 25н. Жалюзи (включая их

2 Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

установку), шторы, а также чехлы для автомобилей должны приобретаться по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» (письмо Минфина России от 14.07.2006 №02-14-11/1861), хотя на самом деле это не всегда так происходит.

Встречаются случаи учета на счетах основных средств запасных частей к компьютерной технике, что не соответствует требованиям п. 10, 48 Инструкции № 25н.

Не всегда соблюдаются требования Федерального закона РФ от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», приказа Минфина России от 29.08.2001 № 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», постановления Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» по учету драгметаллов, содержащихся в технических средствах, стоящих на балансе учреждения. Так, например, не всегда ведется книга учета изделий, содержащих драгметаллы, и не проводится инвентаризация драгметаллов в составе основных средств.

Лицами, ответственными за сохранность основных средств в эксплуатации, не всегда ведутся инвентарные списки основных средств (ф. 0504034), форма которых утверждена приказом Минфина России № 123н, что нарушает требования п. 20 Инструкции № 25н.

Учет медикаментов в регистрах бухгалтерского учета ведется без указания наименования приобретенных лекарств, что нарушает требования п. 57 Инструкции №25н и ст. 10 Федерального закона РФ № 129-ФЗ.

Нередки случаи, когда бюджетными учреждениями заключаются договора аренды (на несколько часов в день, в течение определенного времени, например месяца) спортивных сооружений (бассейнов, спортивных залов и т. д.), оплата которых производится с подст. 224 «Арендная плата за пользование имущество», утвержденной приказом Минфина России от 08.12.2006 № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Однако необходимо отметить, что в соответствии с п. 241 Инструкции №25н арендованные основные средства должны отражаться на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства», а в соответствии со ст. 655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному

документу о передаче, подписываемому сторонами. Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче здания или сооружения на условиях, предусмотренных договором, рассматривается как отказ соответственно арендодателя от исполнения обязанности по передаче имущества, а арендатора от принятия имущества. По истечении срока договора аренды арендованное здание или сооружение передается арендодателю также по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. На практике учитывать арендованное спортивное сооружение на забалансовом учете в течение, например, двух часов в день и составлять каждую неделю два акта приема-передачи в день не представляется возможным. Кроме того, по окончании срока договора аренды учреждением обычно между арендодателем и арендатором подписывается акт оказания услуг. Следовательно, по мнению автора, целесообразнее в данном случае заключать не договор аренды, а договор оказания услуг, возмещая данные расходы с подст. 226 «Прочие услуги». В противном случае в ходе проверок контрольных органов ревизоры могут квалифицировать данные расходы как нецелевое использование бюджетных средств.

Напомним, что признание данного нарушения нецелевым использованием денежных средств может повлечь за собой не только уменьшение финансирования на следующий год, на сумму нецелевого использования, но и привести к возбуждению дела об административном правонарушении, согласно ст. 15.14 КоАП РФ, и наложению штрафа в размере от 4 000 до 5 000 руб. на должностное лицо и от

40 000 до 50 000 руб. на бюджетное учреждение.

При замене комплектующих к компьютерам в бюджетном учете не всегда отражаются операции по демонтажу снятых запасных частей, кроме того, нередко отсутствует документальное подтверждения дальнейшего движения или утилизации снятых с объекта основных средств и материальных запасов, что не соответствует положениям п. 5 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ. Необходимо отметить, что списание с бюджетного учета приобретаемых учреждением комплектующих к компьютерной технике при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих наличие необходимости и целесообразности проведения ремонтов компьютерной техники (служебные записки начальников подразделений, дефектные ведомости, акты осмотра и т. д.), может квалифицироваться как неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

Встречаются случаи, когда расходные документы на выдачу материальных ценностей со склада подписывают лица, не уполномоченные на это приказом руководителя учреждения, что нарушает требования п. 3 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таковы типовые нарушения, выявляемые контрольными органами в ходе ревизий и проверок бюджетных учреждений, по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, по расчетам с подотчетными лицами, а также связанные с учетом основных средств и материальных запасов.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 е-таП: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.