Научная статья на тему 'Служебные командировки работников бюджетных учреждений'

Служебные командировки работников бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1588
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоглазова Л. П.

В статье дан анализ основных изменений, касающихся особенностей направления работников в служебные командировки, рассмотрены отдельные сложные ситуации, вызывающие вопросы по учету и налогообложению расходов на командировки, отмечены особенности служебных командировок в бюджетных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Служебные командировки работников бюджетных учреждений»

Всё для бухгалтера

СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л. П. БЕЛОГЛЛЗОВЛ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовогоучета Казанского государственного финансово-экономического института

В статье дан анализ основных изменений, касающихся особенностей направления работников в служебные командировки, рассмотрены отдельные сложные ситуации, вызывающие вопросы по учету и налогообложению расходов на командировки, отмечены особенности служебных командировок в бюджетных учреждениях.

Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Таким образом, командировка возможна только при наличии трудовых отношений, которые возникают на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). При этом работник исполняет локальное задание, а не основную трудовую функцию, меняет место деятельности, отступает от установленного на рабочем месте графика работы. Взаимоотношения работодателя и работника кроме трудового законодательства регулируются и другими нормативными документами.

На 25.10.2008 приходится начало действия Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение № 749), которое с указанной даты регулирует порядок направления сотрудников в командировки. В связи с этим ранее действовавшая Инструкция Минфина, Госкомтруда и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция № 62) действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Некоторый анализ позиций и норм указанных документов приведен в таблице, чем объясняется актуальность и своевременность выхода нового документа.

Как видно из таблицы, нормы Положения № 749 более свободны в требованиях, что соответствует действующим положениям ТК РФ в отношении командировок. Но в свою очередь это возлагает на организации обязанность закрепления отдельных позиций в своих локальных нормативных актах.

Как уже указывалось, в служебные командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем (п. 2 Положения № 749). Направление работника в командировку не зависит оттого, есть соответствующее условие в трудовом договоре или нет, поскольку не относится ни к обязательным, ни к дополнительным для включения в трудовой договор условиям (ст. 57 ТК РФ). Работник не вправе отказаться от командировки, кроме случаев, указанных в законе.

Однако для выполнения служебного задания могут направляться в другую местность и работники, состоящие с работодателем в гражданско-правовых отношениях. Такие отношения определяются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). В этом случае такая поездка не будет считаться служебной командировкой, следовательно, нормы трудового законодательства, устанавливающие гарантии и льготы при направлении в командировку, не будут действовать. Для компенсации расходов гражданина, связанных с исполнением предмета договора, в соответствии с которым он обязуется

Инструкция № 62 Положение № 749

Нормы действовали только в отношении служебных командировок на территории России Действия норм распространяется не только на служебные командировки в пределах территории Российской Федерации, но и на территории иностранных государств

Продолжительность нахождения работника в служебной командировке не могла превышать 40 дней. Отсутствие ограничительного срока служебной командировки, который должен определяться работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (п. 4)

Не было точно определено, что поездка в обособленное подразделение является командировкой, что противоречило ст. 166 ТК РФ Поездка работника в территориально обособленное подразделение (представительство, филиал), является служебной командировкой (п. 3)

Отсутствие позиции В случае вынужденной задержки в пути суточные за это время выплачиваются по решению руководителя организации при представлении документов, подтверждающих факт вынужденной задержки (п. 19)

Отсутствие позиции Предусмотрен порядок возмещения работнику затрат по найму жилого помещения и суточных в случае его временной нетрудоспособности, удостоверенной в установленном порядке (п. 25).

Отсутствие позиции Выплаты командировочных совместителям (п. 9)

На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы (п. 8). Режим рабочего времени командированного определяется по графику командирующей организации (п. 9)

Командировочное удостоверение не выписывается в случае, если работник возвратится из командировки к месту постоянной работы в тот же день, в который был командирован (п. 2 Инструкции № 62). Нет таких норм

Отсутствие позиций Явка на работу в день выезда и приезда — по договоренности с работодателем

оказать услугу учреждению, связанную с выездом в другую местность, в договоре следует указать все его функциональные обязанности. Ценадоговора подряда в соответствии с п. 2ст. 709 ГК РФ, кроме причитающегося вознаграждения, включает компенсацию издержек подрядчика.

Оплата расходов на проезд и проживание, связанных с выполнением работы по гражданско-правовым договорам, в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) является дополнительным вознаграждением в пользу физических лиц и облагается НДФЛ. Об этом говорится в разъяснениях налоговиков, например в письме УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 № 2111/037533@. Однако компенсация таких расходов не облагается ЕСН.

Исходя из требований абз. 1 п. 3 Положения № 749 место постоянной работы — это место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.

Началом отсчета срока командировки является дата отправления транспортного средства от места постоянной работы командированного, а окончания командировки — дата прибытия транспортного средства в место его постоянной работы (абз. 2 п. 4 Положения № 749).

Часто возникают ситуации, когда работник отправляется в командировку из места постоянного жительства, не совпадающего с местом постоянной работы, и возвращается обратно до выхода на работу в постоянное место жительства. В этом случае требования Положения № 749 не позволяют трактовать расходы по проезду как расходы, связанные с командировкой. Следовательно, возмещение стоимости поездки сотрудника в этом случае является доходом сотрудника, подлежащим обложению НДФЛ как полученная сотрудником экономическая выгода (ст. 41, 211 НК). Такие разъяснения даны и в письме Минфина России от 11.06.2008 № 03-04-06-01/164.

Кроме того, учреждение, отправляющее в командировку сотрудника за счет средств от приносящей доход деятельности, облагаемой налогом на прибыль, не может учесть данные расходы при налогообложении прибыли в соответствии с требованиями подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если же оплата таких расходов произведена за счет бюджетной деятельности, то возможна трактовка таких расходов как нецелевых.

Определенные, но не бесспорные права учреждениям в этой ситуации дают положения ст. 168 ТК РФ, согласно которой порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными

командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Необходимо обратить внимание на то, что нормативными документами не предусмотрена оплата проезда на такси за счет средств федерального бюджета. Однако, если у бюджетного учреждения имеются в наличии средства, полученные от приносящей доход деятельности, то такие расходы можно возместить за счет указанных средств, если есть подтверждающие документы, например: кассовые чеки, счета, квитанции установленного образца или иные документы. Данный вывод основан на положениях ст. 168 ТК РФ и письма Минфина России от 13.04.2007 № 0303-06/4/48, согласно которым расходы на проезд работника на такси в аэропорт (на вокзал, автостанцию) при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределы, могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, при условии подтверждения их экономической целесообразности (подл. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы по проезду к и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов, подтверждающих такие расходы, оплачиваются по стоимости проезда транспортом общего пользования в соответствии с требованиями п. 12 Положения № 749, который не расшифровывает понятия «транспорта общего пользования». При наличии нескольких видов транспорта, связывающих место постоянной работы и место командировки, администрация может предложить командированному работнику вид транспорта, которым ему надлежит воспользоваться. При отсутствии такого предложения работник самостоятельно выбирает транспорт. В п. 12 Положения № 749 исключающей оговорки в отношении такси нет, а на основании п. 1 ст. 789 ГК РФ и гл. 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ легковое такси относится к транспорту общего пользования. В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона и иных правовых актов вытекает, что организация обязана осуществлять перевозки грузов и пассажиров по обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом, к транспорту общего пользования относятся маршрутные и обычные такси.

Расходы на такси могут быть учтены в налоговой базе по налогу на прибыль при условии их документального подтверждения. Включение в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, затрат на оплату проезда в такси

при нахождении в командировках сотрудников при подтверждении их связи с производственной деятельностью признается правомерным и отдельными арбитражными судами.

ТК РФ также не устанавливает ограничения проезда на такси.

Оценку экономической обоснованности расходов на такси будут проводить налоговые органы, экономической целесообразности — контролирующие целевое использование средств бюджета органы. Аргументами в этом случае могут послужить ссылки на коллективный договор или другой локальный нормативный акт, отдельное указание руководителя в приказе о направлении работника в конкретную очень срочную командировку. В подтверждение экономической обоснованности расходов на такси в каждом конкретном случае можно рекомендовать учреждению составлять бухгалтерскую справку.

Документом, обосновывающим расходы на такси, может служить объяснительная работника или служебная записка, например о необходимости использования такси в отдельных случаях. Например, если добраться на вокзал или в аэропорт иначе, чем на такси, невозможно из-за позднего отъезда или прибытия, а движение общественного транспорта некруглосуточное, либо работник может не успеть в аэропорт или на вокзал из-за графика его работы, и т. д.

Такие суммы расходов не облагаются НФДЛ и ЕСН при наличии подтверждающих документов.

Следует заметить, что в командировку не могут быть направлены:

• беременныеженщины;

• сотрудники, не достигшие возраста 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) (ст. 268 ТК РФ);

• сотрудники, работающие по ученическому договору (если командировка не связана с их профессиональной подготовкой) (ст. 203 ТК РФ). В командировку могут быть направлены только

с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено медицинскими рекомендациями; либо вправе отказаться от направления в служебную командировку (должны быть ознакомлены с этим правом в письменной форме) (ст. 259 ТК РФ):

• женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

• работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения последними возраста 18 лет;

• работники, которые осуществляют уход за больными членами их семей в соответствии с медицинскими заключениями;

• матери и отцы, воспитывающие детей до пяти лет без супруга (одиночки).

Порядок и размеры возмещения расходов по служебным командировкам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, что следует из ст. 168 ТК РФ и п. И Положения № 749.

Однако при направлении работника в служебную командировку за счет средств федерального бюджета следует учитывать, что размеры возмещения расходов утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление № 729). Так, расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 руб. в сутки.

Оплата расходов по найму жилого помещения государственных служащих регулируется п. 18 Указа № 813. Ее нормирование зависит от должности командируемого. В частности, возмещение расходов по проживанию производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими нормами:

• гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители», — не более стоимости двухкомнатного номера;

• остальным гражданским служащим — не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

Вместе с тем госслужащему в любом случае должно быть предоставлено жилое помещение в том же населенном пункте, куда он командирован, или же в ближайшем населенном пункте с гарантированным транспортным обеспечением.

Ограничений расходов по проживанию Указ №813не содержит.

В отличие от работников федеральных учреждений госслужащим возмещаются расходы по про-

живанию без предъявления квитанции в размере 30 % от установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

Расходы по найму жилого помещения при загранкомандировках осуществляются в соответствии с нормами, установленными приказом Минфина России № 64н. Однако в отдельных случаях бюджетным учреждениям разрешается оплачивать командировочные расходы по найму жилого помещения в размерах, превышающих определенные данным приказом. В частности, такие выплаты осуществляются в размере фактических расходов в случае превышения нормы по найму жилого помещения, если получить подтверждающий документ посольства или консульства Российской Федерации за рубежом не представляется возможным (п. 47 приказа МВД России от 19.03.2007 № 268 «Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации»),

Расходы, связанные со служебной командировкой, могут быть возмещены и сверх установленных норм за счет средств, полученных учреждениями от приносящей доход деятельности.

Суммы превышения норм расходов по проживанию в соответствии с нормативными документами не могут быть базой для обложения НДФЛ только при наличии документов, подтверждающих фактическое наличие таких расходов и целевое использование средств.

Для подтверждения эффективности и целевого использования бюджетных средств служит документальное оформление служебных командировок. Перечень и формы документов, необходимых при оформлении служебных командировок, предусмотрены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. График документооборота может включать не только унифицированные формы первичных учетных документов, но и формы, разработанные учреждением самостоятельно. Для придания последним законной силы они утверждаются учетной политикой учреждения.

Перечень документов и требования к их оформлению:

• письменное заявление работника учреждения

на выдачу наличных денежных средств, подпи-

санное руководителем, в котором указываются назначение аванса, сумма и срок, на который он выдается (п. 166 Инструкции № 148н);

• служебное задание — форма № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении». Утверждаемое работодателем (руководителем) учреждения оно определяет цель командировки, эффективность расходования денежных средств, выделяемых на командировку;

• приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (ф. Т-9), а при направлении группы работников издается приказ по форме № Т-9а;

• командировочное удостоверение (ф. Т-10). Этот документ оформляется в одном экземпляре, подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки;

• авансовый отчет (ф. 0504049). В соответствии с требованиями п. 26 Положения № 749 подотчетное лицо представляет его не позднее трех рабочих дней со дня срока, на который аванс был выдан. Обязанность по его представлению предусмотрена и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 (далее — Порядок № 40). К авансовому отчету необходимо приложить все документы, подтверждающие произведенные расходы. Они нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются арифметически, атакже обращается внимание на правильность оформления документов и расходование средств по назначению. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем учреждения. При отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы, например, по проезду, оплата работникам бюджетных учреждений за счет средств федерального бюджета производится в размере минимальной стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

— водным транспортом — в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

— автомобильным транспортом — в автобусе общего типа.

Однако никто не запрещает учреждению возмещать и более высокие размеры расходов на проезд,

например на основании заявления об их утере. Главное условие, чтобы на их выплату имелся в наличии соответствующий объем средств, полученных от приносящей доход деятельности, так как за счет средств федерального бюджета расходы выплачиваются в пределах норм, принятых в постановлении № 729, агосслужащим — в Указе № 813.

• Отчет о выполненной работе в письменной форме, согласованный с руководителем структурного подразделения. В соответствии с требованиями п. 26 Положения № 749 представляется в течение трех дней по возвращении из командировки.

Кроме утвержденных в законодательном порядке компенсационных выплат, командированным работникам могут оплачиваться иные документально подтвержденные расходы. Однако в этом случае обязательно должно быть разрешение руководителя, а расходы — экономически оправданы и целесообразны. Перечень таких расходов открыт. Например, при направлении государственных служащих в командировки за рубеж им возмещаются и дополнительные затраты, к которым согласно п. 13 Указа Президента РФ №813 относятся:

• расходы на оформление заграничного паспорта, визы и другихдокументов;

• обязательные консульские и аэродромные сборы;

• сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

• расходы на оформление обязательной медицинской страховки;

• иные обязательные платежи и сборы. Такой же перечень содержит и Положение

№ 749. Следовательно, расходы по обмену валюты в загранкомандировках могут быть оплачены учреждением.

Среди иных расходов, произведенных работником с разрешения работодателя, наиболее часто встречаются затраты по оплате услуг телефонной связи и обеспечению доступа к Интернету, в том числе посредством приобретения телефонных и Интернет-карт. Такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в качестве расходов на оплату услуг связи, которые согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (письмо Минфина России от31.05.2007 № 03-0306/1/348).

При наличии документального подтверждения такие расходы не считаются доходами командированного работника, следовательно, они не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ), ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ), страховыми взносами на обяза-

тельное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

При направлении сотрудника в командировку особое внимание следует обратить на цель командировки: именно из этого следует вывод об эффективности расходования денежных средств, выделяемых на нее.

Бюджетным учреждениям следует помнить, что расходование средств не нате цели, на которые они получены, трактуется бюджетным законодательством как нецелевое их использование, за которое предусмотрены санкции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) (ст. 281 — 283 гл. 28 ч. 4 БК РФ) и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 ООО до 5 000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.14 КоАП РФ).

Информация для распределения расходов по аналитическим счетам и кодам бюджетной классификации берется из заявления о выдаче сумм в подотчет работнику. В соответствии с действующей классификацией при отнесении командировочных расходов на расходы учреждения по КОСГУ 200 «Расходы» могут быть использованы следующие коды:

• расходы по проезду — 222 «Транспортные услуги»;

• расходы по проживанию — 226 «Прочие услуги»;

• суточные расходы — 290 «Прочие расходы»;

• оплата услуг связи — 221 «Услуги связи». Оплата гражданским служащим расходов по

нахождению в залах официальных лиц и делегаций полагается отдельным категориям, представленным в перечне, утвержденном приказом Управления делами Президента РФ от 21.03.2003 № 60 «О залах официальных лиц, вновь организуемых в составе аэропортов (аэродромов) г. Москвы и Московской области, открытых для международных сообщений (международных полетов), и перечне граждан, обслуживаемых в данных залах».

Если у подотчетного лица осталась часть неиспользованного аванса, то ее следует внести в кассу учреждения также в течение трех рабочих дней после возвращения из командировки. Такие нормы предусмотрены Порядком № 40.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ, если подотчетное лицо не израсходовало и своевременно не возвратило аванс, выданный в связи со служебной командировкой, работодатель вправе удержать сумму задолженности из заработной платы подотчетного лица, получившего аванс. Такое решение принимается работодателем не

позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для погашения задолженности, если работник не оспаривает оснований и размеров удержаний.

Как уже указывалось ранее, при направлении в служебные командировки государственных служащих, кроме выполнения требований Положения № 749 следует руководствоваться Указом Президента РФ № 813. Кроме того, отправляя работника в заграничную командировку, при возмещении затрат, связанных с этой командировкой, следует учитывать нормы возмещения расходов:

• по найму жилого помещения, утвержденные

приказом Минфина России № 64н;

• суточных, утвержденных постановлением

Правительства РФ №812.

На практике возникают ситуации, когда подотчетные лица в действительности не являются таковыми, так как фактически не получают денег под отчет. Например, денежных средств на лицевом счете недостаточно, но командировку отложить нельзя. Они оплачивают расходы за счет своих средств, а затем на основании авансового отчета учреждение компенсирует им произведенные расходы. В таких случаях возникают вопросы в отношении того, можно ли сначала произвести расход, а потом его возместить.

Конечно, прямых указаний на то, что нельзя производить перерасход по расчетам с подотчетными лицами, нет. Однако, если изначально производится расходование средств, то далее можно говорить только о компенсации работнику произведенных им в пользу учреждения расходов, а не о выдаче подотчетных сумм.

Такие операции нельзя отнести к операциям по расчетам с подотчетными лицами, а сотрудника, потратившего свои деньги на нужды учреждения, — подотчетным лицом. Отчитываться ему не за что — средств от учреждения до совершения операции он не получал. Напротив, сотрудник какое-то время кредитовал организацию. Данную операцию можно рассматривать как использование учреждением заемных средств. Кроме того, в соответствии с Инструкцией № 148н задолженность подотчетных лиц может быть только дебиторской, т. к. бухгалтерский счет «Расчеты с подотчетными лицами» теоретически не может иметь кредитового остатка. Требование о выдаче аванса на оплату денежных расходов по проезду, найму жилого помещения и суточных предусмотрено п. 10 Положения № 749. Выдача аванса не допускается только при наличии имеющейся задолженности за подотчетным лицом по ранее выданному авансу (п. 11 Порядка № 40).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, отправка сотрудника в командировку без выдачи аванса в любом случае будет являться нарушением. Однако такое нарушение может быть оправдано для учреждений при задержке финансирования из бюджета.

Можно рекомендовать случаи возмещения командировочных расходов, произведенных работником за счет собственных средств, отразить в коллективном договоре или других локальных актах. В отдельных случаях работник может написать заявление на имя руководителя учреждения о разрешении произвести расход в пользу учреждения за счет собственных средств на определенные цели, обосновав его необходимость. Компенсацию произведенных в пользу учреждения расходов производят также на основании заявления. При этом нет необходимости оформлять авансовый отчет. Достаточно к заявлению приложить оправдательные документы, на основании чего руководитель издает распоряжение о компенсации произведенных работником расходов.

Если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, то компенсация за работу в эти дни производится в соответствии со ст. 153 ТК РФ, а именно:

• работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

• работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом необходимо помнить, что средний заработок за период нахождения в командировке и дни в пути сохраняется по графику командирующей организации (п. 9 Положения № 749). Следовательно, если работник находился в командировке в выходные и праздничные дни, но при этом не работал, то оплата производится исходя из среднего заработка.

Если же работник по распоряжению администрации выезжает в командировку в выходной

день, ему по возвращении из командировки предоставляется другой день отдыха или производится оплата труда как за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (решение ВС РФ от 20.06.2002 № ГКПИ 2002-663).

Расходы по проезду к месту командирования и обратно могут оплачиваться работникам бюджетных учреждений по определенным тарифам в соответствии с занимаемой должностью и без подтверждающих документов. Если сотрудник после завершения служебного задания остается на отдых, должным образом оформляя свое отсутствие на работе, кроме вопроса об оплате обратного проезда возникает и вопрос о нарушении документооборота: он должен отчитаться о командировке в течение трехдней.

Расходы по обратному проезду в данном случае могут трактоваться как расходы по возвращению с отдыха, и при их компенсации облагаться НДФЛ. Правомерность отнесения таких расходов к командировочным, возможно, придется отстаивать в суде. Однако ни один нормативный документ, регулирующий оплату командировочных расходов, не ставит возможность признания расходов по проезду в зависимость от времени возвращения сотрудника к месту работы.

Если работники направлены в командировку в местность, где отсутствуют юридические или физические лица, оказывающие гостиничные услуги, то они проживают в частном секторе или иных жилых помещениях.

Основанием для подтверждения расходов при таком проживании являются:

• договор найма жилого помещения, заключенный на основании ст. 671 ГК РФ иЗО ЖК РФ;

• договор поднайма жилого помещения, заключенный на основании ст. 685 ГК РФ, 76 ЖК РФ;

• документ, составленный нанимателем и наймо-дателем в произвольной форме (постановление ФАС СЗО от 18.10.2007 № А56-8092/2007). Указанные документы составляются в письменной форме, командированные сотрудники выплачивают лицу, сдавшему жилое помещение, сумму, обусловленную условиями договора, в полном объеме без удержаний НДФЛ.

Экземпляр договора или документа произвольной формы прилагается к авансовому отчету, является основанием для возмещения командированным сотрудникам сумм, выплаченных на основании таких документов, которые не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.