Научная статья на тему 'Типология жанра психологической драмы в поволжских литературах 60-х гг. Xx в'

Типология жанра психологической драмы в поволжских литературах 60-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ЖАНРА / GENRE TYPOLOGY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА / PSYCHOLOGICAL DRAMA / ВНУТРЕННИЙ ДРАМАТИЗМ / INNER DRAMA / КОНФЛИКТ / CONFLICT / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / NATIONAL LITERATURE / ДРАМАТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / DRAMATIC CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Галина Анатольевна

Анализируется типология жанра психологической драмы в поволжских литературах 1960-х гг., в котором наиболее плодотворно проявили себя марийский драматург К. Коршунов, чувашский автор Н. Терентьев, мордовский мастер слова Г. Меркушкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre Typology of Psychological Drama in the Volga Region Literature in 60-ies of XX Century

It analyses the genre typology of psychological drama in the Volga region literature of the 1960-s.: the most prominent of which became Mari playwright K. Korshunov, Chuvash author N. Terentiev, and Mordovian master of words G. Merkushin.

Текст научной работы на тему «Типология жанра психологической драмы в поволжских литературах 60-х гг. Xx в»

ТИПОЛОГИЯ ЖАНРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДРАМЫ В ПОВОЛЖСКИХ ЛИТЕРАТУРАХ 60-х гг. ХХ в.*

Г. А. ЯКОВЛЕВА,

заведующий кабинетом культуры и искусств

института национальной культуры и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ)

Основной чертой драматургии в марийской, чувашской и мордовской литературах 60-х гг. XX в. является углубленное художественное исследование нравственной проблематики, духовного мира современного человека. Господствующее место в этом отношении заняла психологическая драма, обращенная преимущественно к сфере личной жизни человека и сосредоточенная на выявлении его душевных переживаний. Отразить большой общественный мир реальной действительности во внутреннем мире человека - такова эстетическая цель психологической драмы.

Раскрытие жизненных противоречий через тонкий анализ человеческой души, проникновение в мысли и чувства человека, его личные и общественные отношения с миром, людьми - эти противоречия, столкновения составляют движущее начало в пьесах марийского драматурга К. Коршунова «На жизненном пути» (1960), мордовского автора Г. Меркушкина «Дорогой жизни» (1962) и чувашского писателя Н. Терентье-ва «Летать начинают с земли» (1962). В них, по мнению исследователя Е. И. Чернова, органически слились «и индиви-

* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.0716.

дуальные судьбы героев, и переоценка жизненных принципов, и глубина раскрытия характеров персонажей. Типологическая близость конфликтов в драма-тургиях Поволжья обусловлена близостью исторических судеб этих народов, в частности сходством многих социальных и нравственных процессов, истоки которых уходят в глубокую древность» [4, 499].

Известный исследователь литератур народов Поволжья Н. И. Черапкин писал, что «эти народы в силу исторических условий стали непосредственными и добрыми соседями. Они не знали крупных кровавых столкновений: ни на национальной, ни на территориальной почве. Их связывали многовековые узы дружбы, скрепленные духовной близостью, общностью жизненных интересов и исторических судеб» [2, 26-27].

К. Коршунов пришел в марийскую драматургию в начале 60-х гг. XX в. и заявил о себе как о неординарном художнике слова. Драматизм судеб героев, драматическая интонация - эти характерные для драмы моменты, предельно ярко проявляющиеся во всех произведениях К. Коршунова в сочетании с нравственно-психологической мотивировкой персонажей, определяют новаторство и мастерство писателя в этом жанре.

© Яковлева Г. А., 2014

Пьеса «На жизненном пути» - первая серьезная работа К. Коршунова. Ее основной конфликт напоминает многие произведения марийских драматургов 1960-х гг. и сводится к соперничеству двух молодых людей из-за одной девушки. Однако писатель показывает не просто борьбу двух противников, но столкновение двух сложных характеров. Он не только развивает сюжет, но и пытается раскрыть внутренний мир своих героев, как художник слова передает душевные переживания, раздумья персонажей. Наряду с любовной интригой в драме присутствуют нравственно-этические проблемы.

Герои пьесы - молодые люди послевоенной поры. Окончив школу, они работают в колхозе, строят планы на будущее.

Автор передает нам их внутренний драматизм на высоком художественном уровне.

Главный герой - Борис. Он сирота, живет у своей тети Овдаки, ходит пастухом и мечтает продолжить учебу. С первых же картин пьесы юноша предстает перед нами угрюмым, чем-то глубоко озабоченным. Борис недоволен жизнью. На это имеются веские причины: он не смог поступить в институт, узнает, что любимая девушка Эльза собирается выйти замуж за другого. Через такие жизненные коллизии ведет К. Коршунов своего героя, раскрывает его характер. Некоторые эпизоды жизни Бориса (например учеба в институте) могли бы выявить сильные стороны героя, но они остались невысвеченными. Несмотря на это, Борис - новый герой в драматургии того времени. Он «восстает» против своей тети, выражает недовольство жизнью.

В развитии личности Бориса большую роль сыграл дед Макар. Старик испытал на себе многие жизненные невзгоды. Он дает Борису советы, рассуждая о сложности и множественности решений. «Ищи свое место в жизни», - настаивает старый человек.

Не только Борис, но и другие герои пьесы: Эльза, Тамара, Валентин - стоят

на жизненном перепутье, каждый ищет дорогу по зову своего сердца. Эти персонажи дополняют образ Бориса. В контексте произведения звучит голос автора: кем бы ни стали герои, врачами или инженерами, главное, чтобы стали настоящими людьми. Но в жизни встречаются и черные, и белые полосы.

Драматизм судеб героев, драматическая интонация -эти характерные для драмы моменты, предельно ярко проявляющиеся во всех произведениях К. Коршунова в сочетании с нравственно-психологической мотивировкой персонажей, определяют новаторство и мастерство писателя в этом жанре.

Следующий герой - Анатолий. Он противостоит Борису. Его мировосприятие строится на других принципах. Именно между этими героями развивается основной конфликт драмы. У обоих одна цель - Эльза. Анатолий отправляет Борису ложную телеграмму, сбивает с толку Эльзу. В конце драмы все становится на свои места, Анатолий разоблачен. Борис и Эльза счастливы. Теперь никто и ничто не помешает их счастью.

Следует отметить, что конфликту пьесы не хватает остроты. Недоразумение между любящими Борисом и Эльзой происходит из-за непонимания друг друга. Поверив лжи, Борис уезжает. Этот эпизод можно считать завязкой произведения. Другие поступки и действия, например, уход Бориса из деревни, его учебу в институте, трудно связать с логикой развития действия. Однако напомним: «На жизненном пути» - первая творческая работа К. Коршунова.

Среди отрицательных персонажей выделяется образ Овдаки, тети Бориса. Это своенравная, жестокая и скупая женщина. У нее все отношения строятся на деньгах. Овдаки выгоняет Бориса, ей не нужен, как она выражается, «лодырь».

Такие герои встречаются и у других марийских авторов. Они представлены как комические, комедийные персонажи. В этой пьесе Овдаки вызывает неприязнь и даже ненависть.

Теме борьбы за человека, за доверие к нему, за его нравственное исцеление посвящена пьеса мордовского автора Г. Меркушкина «Дорогой жизни». Как и драма К. Коршунова, она повествует о событиях послевоенного времени, но обращена к нашим дням, нашим современникам.

Пьеса «На жизненном пути» занимает значительное место в современной марийской драматургии. Автор рисует в ней героя со сложным характером. В пьесе видны отступления от прежних форм и средств художественного изображения; в ней описываются внутренние мотивы, переживания героев и их взгляд на окружающий мир.

Теме борьбы за человека, за доверие к нему, за его нравственное исцеление посвящена пьеса мордовского автора Г. Меркушкина «Дорогой жизни». Как и драма К. Коршунова, она повествует о событиях послевоенного времени, но обращена к нашим дням, нашим современникам; в ней поднимаются важные морально-этические проблемы, жизненно и художественно мотивируются характеры и события. По мнению Е. И. Чернова, пьеса «как бы пронизана раздумьями о высшем назначении человека, прославляет его духовную красоту, утверждает его неисчерпаемые возможности в борьбе за истину и справедливость» [3, 161].

Драматический нерв произведения заключается в столкновении инженера Рози-на, окружающих его и заинтересованных в его судьбе людей - коммунистов Волгина, Гришкова, Рудневой, рабочих завода -с карьеристом Листовым и директо-

ром предприятия Диалектовым, проявившим в сложной ситуации казенно-бюрократический подход. Рисуя персонажей, автор на первый план выдвигает контрастное несоответствие между их общественным положением и высотой нравственных понятий.

В центре внимания драматурга -судьба Розина. Тяжело сложилась его жизнь. Он - участник войны, был ранен, попал в плен, в послевоенное время работает на заводе, руководит лабораторией. Этому человеку выпало немало горя и страданий. После возвращения из плена он был исключен из рядов партии. Процесс восстановления длится очень долго, но герой духовно не сломлен, он весь отдается работе, что дает ему уверенность в своих силах, надежду на восстановление справедливости.

Отразить большой общественный мир реальной действительности во внутреннем мире человека -такова эстетическая цель психологической драмы.

Интересно изображен автором Листов -карьерист, способный и на клевету, и на подлость. Он хитро прикрывается громкой фразой патриота, защитника всего передового. Внешне Листов кажется и милым, и внимательным, и даже борющимся за интересы завода, на деле же он думает только о личной выгоде, о своей карьере. Эта черта натуры Листова сближает его с Анатолием у марийского автора.

Расплата за преступления неотвратима - такова одна из идей пьесы, поэтому в финал произведения выносится разоблачение Листова, усиливающее драматизм и подчеркивающее остроту конфликта.

В числе чувашских драматургов, часто обращающихся к нравственной проблематике, следует назвать Н. Терентье-ва. Уже в его ранних произведениях, в

Психологические драмы К. Коршунова, Г. Меркушкина и Н. Терентьева в контексте национальных литератур отличаются многосторонним анализом внутренней жизни героев, раскрытием их психологического состояния в поворотный момент судьбы, выявлением многообразия и противоречивости человеческих чувств, переживаний и настроений.

частности в пьесе «Летать начинают с земли», на передний план выдвигаются герои с неодинаковым, порой прямо противоположным пониманием личного нравственного долга перед обществом и людьми. В данной пьесе, как и у марийского и мордовского авторов, наблюдается тяготение к современной тематике, к раскрытию острых нравственных коллизий в судьбах людей.

Герои Н. Терентьева, как и у К. Коршунова и Г. Меркушкина, живут и действуют в послевоенное время. Настроение той эпохи в первую очередь передается через образ Володи Новикова, который уходит из аспирантуры и едет в село. Для него общественный интерес превыше всего. Для другого героя - профессорского сынка Евгения Ларина - на первом месте стоит личное благополучие. Драматург зло бичует Евгения, обнажая его нравственную пустоту. Он с молодых лет рассчитывает добиться успеха с помощью отца-профессора, т. е. предпочитает идти нечестным и легким путем, ущемляя интересы других. Расчетливость и эгоистичность его души, убожество внутренних побуждений ярче всего раскрываются в отношениях с женой Лидой. Этот, как отметил И. Иванов, «с позволения сказать, поэт смотрит на жену как на бесплатную прислугу, считая ее чуть ли не служанкой в богатом доме» [1, 5]. В образе Евгения Ларина тонкий психологизм драматурга тесно связан с обнажением морального облика человека.

Другие персонажи драмы - Володя Новиков, Лида Богатырева, Терентий Михайлович - привлекают читателей своим трудолюбием, честным отношением к выполнению своих обязанностей. Они воплощают в себе лучшие черты человека-труженика и дополняют галерею вышеуказанных героев, таких как Борис из пьесы марийского автора К. Коршунова «На жизненном пути», Розин из «Дорогой жизни» Г. Меркушкина. Эти герои во всех отношениях раскрыты психологически тонко и глубоко. В частной судьбе каждого героя запечатлены обобщенные черты конкретно-исторического типа.

Таким образом, психологические драмы К. Коршунова, Г. Меркушкина и

H. Терентьева в контексте национальных литератур отличаются многосторонним анализом внутренней жизни героев, раскрытием их психологического состояния в поворотный момент судьбы, выявлением многообразия и противоречивости человеческих чувств, переживаний и настроений. Центр тяжести драматического конфликта в них переносится в сферу духовной жизни героя, преодолевающего внутренние, субъективные препятствия в своем сознании, чувствах и мыслях.

Поступила 15.12.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Иванов, И. Нравственные искания героя пьес Н. Терентьева // Темы и образы пьес Н. Терентьева / И. Иванов. - Чебоксары, 1986. - С. 3-15.

2. Черапкин, Н. И. В братском содружестве / Н. И. Черапкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. - 384 с.

3. Чернов, Е. И. Дорога жизни Г. Меркушкина // Современная мордовская литература 60-80-х гг. Ч. 2. - Саранск, 1993. - С. 150-167.

4. Чернов, Е. И. Историческая драма в литературах народов Поволжья 30-х годов XX века // Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья : материалы межрегион. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения акад. Пауля Аристэ. - Саранск, 2006. - С. 499507.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.