БОРИСОВА Ю. В.
ТЕМА ИСТОРИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОРДОВСКИХ ДРАМАТУРГОВ
Аннотация. В статье рассматривается эволюция исторического жанра в мордовской драматургии. Анализируется жанрово-тематическая направленность произведений, образная система, также выявляется природа конфликта, обусловленного общественными и историческими процессами.
Ключевые слова: мордовская драматургия, историческая драма, конфликт, персонаж, героико-революционная тематика, историко-биографическая драма.
BORISOVA Yu. V.
HISTORY AS A TOPIC IN THE PLAYS OF MORDOVIAN PLAYWRIGHTS
Abstract. The article considers the evolution of the historical genre in Mordovian drama. The author analyses the genre and thematic scope of Mordovian dramatic works, the system of images and the nature of conflict depending on social and historical processes.
Keywords: Mordovian drama, historical drama, conflict, character, heroic and revolutionary topics, historical and biographical drama.
Историческое прошлое является призмой, которая помогает осмыслить настоящее. Постижение истории, стремление к самоосознанию, уяснению своего места в контексте мировой культуры занимает особое место в художественной литературе. Тема истории нашла свое отражение и в творчестве мордовских писателей. Исторические произведения созданы и в прозе, и в поэзии, и в драматургии. Драматические произведения на исторические темы начали создаваться в 1930-х годах. Пьесы «Литова» и «Кузьма Алексеев» П. С. Кириллова, «Как они глушили» К. П. Петровой можно считать единичными в своем роде историческими произведениями того периода. В них «историческое прошлое освещалось в плане фольклорных, народно-эпических, героико-романтических традиций» [1, с.163] С этим трудно не согласиться, потому как, действительно, в первых исторических пьесах, акцент делается не на конкретную личность, а народ в целом. Авторы стремятся показать духовную силу народных масс.
Особенно четко эта тенденция просматривается в драме К. Петровой «Как они глушили», которая вышла на страницах журнала «Сятко» в 1933 году. Драматург поставила перед собой задачу воссоздать эпоху революции 1905-1907 годов. Этот период считается одним из важнейших периодов формирования нового самосознания мордовского народа. И автор стремится передать чувства и настроения народа на этом переломном историческом
моменте. «Хотя эта пьеса не получила большого общественного резонанса, она имеет важное значение для развития национальной драматургии как одна из первых попыток проникнуть в историческое прошлое мордовского народа и через борьбу представителей противоположных классов показать рост самосознания мордовского крестьянства в годы первой русской революции», - считает Е. И. Чернов [2, с.17-18].
Пьеса П. Кириллова «Литова» также написана в духе народно-эпической драмы. Только в этом произведении вместо героев-революционеров из мордовского народа мы видим участников крестьянской войны под руководством Степана Разина. Автор пьесы старается показать индивидуальные характеры, которые выступают, в первую очередь, как носители определенных социальных черт эпохи. Нужно отметить, что здесь П. Кириллов опирается на фольклорную традицию. Ему удается гармонично соединить исторические факты и фольклор. Конечно, обращение к фольклорным материалам не могло не отразиться на восприятии произведения. Некоторые сцены «Литовы» пронизаны большим количеством народных преданий, песен, легенд. «Элементы фольклора в драме - средство раскрытия характеров персонажей, приемы развернутого показа чаяний народа» [1, с.76]. Мордовские литературоведы достаточно высоко оценивают роль этого произведения в формировании идейно-эстетических традиций национальной драматургии.
Интерес к исторической теме активизируется в 1970-е и последующие годы, когда на вершину драматического искусства поднимаются такие писатели, как А. П. Терешкин, Г. Я. Меркушкин, А. И. Пудин.
Художественное мышление драматургов во многом эволюционирует. Авторы ищут новые темы, новые способы самовыражения. Обновляются критерии отбора конфликтов и характеров. Теперь драматурги стремятся воссоздать образы конкретных личностей, поэтому, наряду с героико-революционной тематикой, активно развивается историко-биографическая драма. Героями таких произведений становятся незаурядные личности, которые внесли свой вклад в развитие истории. Именно такие характеры появляются на страницах произведений А. П. Терешкина «Крестник его величества» и «В прошении отказать», Г. Я. Меркушкина «Звезда поэта».
Так, например, центральным героем драмы «Крестник его величества» является поэт Александр Полежаев. «Автор стремится показать драму жизни поэта как отражение социально-исторического процесса развития России. Для этого он берет наиболее существенные, типизирующие факты из жизни героя, благодаря которым создается яркий образ и исторически достоверно освещается эпоха царствования Николая I» [1, с.167].
Произведение кажется реалистичным, поскольку в его основу положены события частной жизни и факты истории. Примечательно то, что в образе Александра Полежаева, конкретного лица, отражены лучшие черты передовой русской интеллигенции первой половины XIX века. В личной судьбе и индивидуальных особенностях своего героя А. П. Терешкин показывает отражение истории. Автор заставляет задуматься над тем, как же все-таки неразделимы история и человек.
Но, конечно, достоверное воспроизведение главных исторических событий и лиц еще не говорит о том, что в пьесе нет места художественному вымыслу. Пьесу делает удачной сочетание реальных фактов и художественного вымысла. На это указывает В. Л. Пешонова -«вымысел в пьесе не нарушает её историзма, а углубляет его, придает пьесе и спектаклю большую художественную выразительность» [3, с. 67]. На сочетание факта и вымысла как важного компонента художественного произведения указывал В. Белинский: «верное воспроизведение фактов не возможно при помощи одной эрудиции, а нужна еще фантазия. Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более как камни и кирпичи, только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание» [4, с.414].
Другая пьеса А. П. Терешкина «В прошении отказать» - это своеобразная летопись общественно-педагогической деятельности И. Н. Ульянова, который считается просветителем поволжских народов. Сюжет пьесы строится на подлинных фактах, которые были зафиксированы в Симбирской губернии в 70-е годы XIX столетия. Автор рисует картину, сложившуюся в стране после убийства Александра I. Герои пьесы делятся на два лагеря. По одну сторону находится Ульянов и его последователи, которые ратуют за то, чтобы дать путь народам Поволжья к образованию, помочь становлению национального самосознания. В противовес этому выступают представители местной власти, старающиеся подавить идеи и мысли прогрессивно настроенной интеллигенции.
Прежде чем взяться за написание пьесы, А. П. Терешкин много времени провел в архивах. Безусловно, полученные сведения помогли автору достоверно воссоздать события того времени. Е. И. Чернов считает, что: «Такая ориентация на документ усиливает силу драматизма произведения, активизирует внимание читателя к изображаемым событиям, а также способствует более полному раскрытию реальной истории» [2, с.63-64].
Личность масштабную, внесшую значительный вклад в развитие национальной культуры и литературы Г. Я. Меркушкин показал в пьесе «Звезда поэта». В своем произведении драматург рассказывает о частных событиях жизни Захара Дорофеева, одного из зачинателей мордовской литературы, но в тоже время автору удается правдиво воссоздать и исторический фон, на котором складывалась судьба поэта. Точное указание дат и
последовательное развитие действия придает пьесе элементы хроники. Историзм усиливает и то, что автор вводит в сюжет произведения конкретные исторические лица. Так, в списке действующих лиц пьесы мы встретим имена известного мордовского фольклориста М. Е. Евсевьева, выдающегося композитора Л. П. Кирюкова.
Главного героя автор показывает нам с разных сторон. Мы видим годы студенчества Дорофеева, его взаимоотношения с окружающими. Но все-таки драматическое напряжение возрастает в картинах фронтовой жизни поэта, когда в дни Первой мировой войны он был призван в армию и после окончания школы прапорщиков отправлен на фронт.
Таким образом, Г. Я. Меркушкин затрагивает сразу два важных исторических момента. Во-первых, это трудности становления национальной мордовской литературы. И, во-вторых, реальная военная действительность, которая с большей силой обнажила существующие в начале века в России общественные и нравственные противоречия.
В жанре исторической драмы успешно реализуется Александр Пудин - драматург, творчество которого является отличительной особенностью сегодняшней мордовской драматургии. Драматургия А. И. Пудина несколько отличается от драматургии его предшественников. Типы и характеры героев более неоднозначны, отчего усиливается драматизм его произведений. В пьесах драматурга все сложнее. Автор как будто переносит нас в ту эпоху, о которой говорит, но не дает своей оценки ей. Читателю или зрителю самому приходится разбираться в сложных коллизиях драматического сюжета. У А. И. Пудина достаточно много произведений на историческую тематику: «Каназор», «Ой, куница играет», «Четвертая Сибелиуса», «Дон Стефано», «Рубеж», «Михаил Девятаев». Рассмотрим некоторые из них.
Так, в драме «Каназор» автор заглядывает вглубь истории. На сцене разворачиваются события, происходящие в первой половине XIII века, когда у мордвы появились первые политические объединения под властью Пургаса и Пуреша. Образы обоих князей, которые боролись за подчинение мордовских племен, получились разными. У каждого из них было свое видение происходящих событий, таких как борьба за национальную независимость и нашествие татаро-монгольского ига. «Судьбы героев реализуют нравственный идеал автора, воплощают писательскую мысль об ответственной миссии человека и его долге перед эпохой, какое бы место в истории он ни занимал» [1, с.234-235]. Автор достоверно смог передать драматизм того исторического периода, ознаменованного многочисленными междоусобицами и распрями. А. И. Пудин вводит в художественное полотно произведения элементы обрядовых традиций древней мордвы. Несомненно, это придает пьесе особый национальный колорит.
В других своих произведениях А. И. Пудин также затрагивают тему личности и исторического процесса. Например, в пьесе «Ой, куница играет» драматург рассказывает не только о трагической судьбе марийского актера и поэта Кирилла Иванова, но и всей эпохи, в которой жил и творил этот талантливый человек. В пьесах «Четвертая Сибелиуса» и «Дон Стефано» драматург средствами художественной литературы воссоздает образы скульптора Степана Эрьзи и композитора Яна Сибелиуса. Автор, используя различные сценические приемы, стремится обрисовать внутреннюю коллизию характера, являющегося носителем высоких нравственных ценностей, глубокой философской мысли, творческого начала в видении жизни, подлинного гуманизма и патриотизма.
В драме «Ой, куница играет» автор на примере судьбы марийского актера и поэта К. Иванова стремится воссоздать трагическую эпоху сталинских репрессий, которая своими страшными жерновами нанесла непоправимый урон национальной интеллигенции Поволжья.
Пьеса воссоздает эпизоды трагической биографии поэта - от детства, которое было нищее и голодное, до звездного часа в кино и литературе и трагической гибели в сталинских застенках. В главном герое произведения прослеживается обобщенно-романтический образ, в котором органически сочетается трудный, зачастую заканчивающийся трагически, жизненный путь представителей творческой интеллигенции многих национальностей, живущих в России.
Эта пьеса является этапным в развитии современной национальной исторической драмы. В ней правда истории раскрывается без искажений, характеры героев несут черты, присущие человеку конкретной эпохи, отчетливо ощущается связь времен, которая так необходима для того, чтобы ошибки, совершенные в прошлом, не были повторены в будущем.
Мордовские драматурги довольно часто пытаются постигнуть закономерности исторического процесса и, как следствие, работают в историческом жанре. Анализируя прошлое, писатели пытаются отыскать ответы на животрепещущие вопросы современности. Историческая драма занимает одно из ведущих мест в национальной драматургии, достоверно воссоздает картины народной истории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии. - Саранск, 2012. - 253 с.
2. Чернов Е. И. Годы и конфликты. - Саранск, 1981. - 152 с.
3. Пешонова В. Л. Драматургия 1963-1965 годов // Очерки жанров мордовской литературы (1963-1965 гг.). Труды МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1974. - Вып. 37. - С. 124-138.
4. Белинский В. Г. Избранные сочинения. - М., 1947. - 670 с.