Научная статья на тему 'Страницы героической истории в марийской драме'

Страницы героической истории в марийской драме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМА / DRAMA / ИСТОРИЯ / HISTORY / КОНФЛИКТ / ХАРАКТЕР / CHARACTER / ГЕРОИЗМ / HEROISM / ТЕМА / SUBJECT / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / CONFICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бояринова Галина Никитьевна

Введение. Статья посвящена исследованию особенностей марийской драмы об историческом прошлом марийского народа и края. Во вступительной части подчеркивается причина интереса писателей к исторической тематике: центром художественного исследования становится человек в сложных жизненных обстоятельствах. Отсюда вытекает и основная цель статьи: показать этапные вехи, которые оставили значительный след в судьбе нации, конфликтные ситуации, раскрывающие героические характеры. Автором поставлены следующие задачи: сгруппировать тексты по хронологическому принципу, тематике освещения исторического материала; дать краткую характеристику рассматриваемой эпохи; проанализировать конкретные произведения, исходя из конфликта драм и характера центральных героев. Объектом исследования является творческое наследие марийских драматургов на историческую тему, предметом изучения конкретные драматические произведения, отражающие тот или иной этап из истории народа. Материалы и методы. Методом анализа выбрано системное осмысление темы. Методика исследования основана на комплексном подходе, вобравшем в себя описательный, контекстуальный, культурологический подходы. Результаты исследования и их обсуждение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться при изучении истории марийской драматургии, будут интересны исследователям финно-угорской литературы. Конкретный анализ представленных в статье произведений в разных аспектах освещался автором в исследовательских работах как на марийском, так и на русском языке. С результатами исследования литературовед выступала на конференциях различных уровней. Заключение. В ходе рассуждений по теме исследования автор приходит к выводу о том, что марийская драма на историческую тему затрагивает большой пласт жизненного материала. К истории обращались как классики марийской литературы, так и современные драматурги. Героическим драмам свойственна острая напряженность конфликта. Драматизм таких произведений определяется не только общественной активностью героев, но и характером ситуаций, реальностью человеческих черт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pages of heroic history in the Mari drama

Introduction. The article studies the specifc features of the Mari drama about the historical past of the Mari people and the region. In the introductory part it emphasizes the reason for the writer’s interest to the history: a person in diffcult life circumstances as a center of artistic research. Hence the main goal of the article is to show milestones that have left a sig-nifcant mark on the fate of the nation, and confict situations revealing heroic characters. The author of the article attempts to group texts according to the chronological principle, topicality of the historical event; to give a brief description of the epoch; to analyze specifc works, basing on the confict of a drama and the characters of the main characters. The object of the study is the creative legacy of the Mari historical playwrights; the subject of the study is exact dramatic works refecting one or another stage from the history of the people. Materials and Methods. The analytic methodology is rooted in systematic comprehension of the topic. The research methodology is based on an integrated approach that includes descriptive, contextual, and cultural approaches. Results and Discussion. The practical signifcance of the work lies in the fact that its results, a specifc analysis of the literary material can be used in studying the history of the Mari drama, will be of interest to the researchers of Finno-Ugric literature. A specifc analysis of the works presented in the article in different aspects has already been covered by the author in other research works both in Mari and in Russian. With the results of the study, the literary critic spoke at conferences of various levels. Conclusion. During the analysis on the subject of the research, the author comes to the conclusion that the Mari drama on a historical theme affects a large amount of vital material. The history was in the focus of both the classics of Mari literature and of modern playwrights. Heroic dramas are characterized by acute confict tension. The dramatic nature of such works is determined not only by the social activity of the characters, but also by the nature of situations, the reality of their human features.

Текст научной работы на тему «Страницы героической истории в марийской драме»

(1ц) ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 94:821.511.151 ISSN 2076-22577

СТРАНИЦЫ ГЕРОИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В МАРИЙСКОЙ ДРАМЕ

БОЯРИНОВА Галина Никитьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры марийского языка и литературы ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ), markaf@marsu.ru

Введение. Статья посвящена исследованию особенностей марийской драмы об историческом прошлом марийского народа и края. Во вступительной части подчеркивается причина интереса писателей к исторической тематике: центром художественного исследования становится человек в сложных жизненных обстоятельствах. Отсюда вытекает и основная цель статьи: показать этапные вехи, которые оставили значительный след в судьбе нации, конфликтные ситуации, раскрывающие героические характеры. Автором поставлены следующие задачи: сгруппировать тексты по хронологическому принципу, тематике освещения исторического материала; дать краткую характеристику рассматриваемой эпохи; проанализировать конкретные произведения, исходя из конфликта драм и характера центральных героев. Объектом исследования является творческое наследие марийских драматургов на историческую тему, предметом изучения - конкретные драматические произведения, отражающие тот или иной этап из истории народа.

Материалы и методы. Методом анализа выбрано системное осмысление темы. Методика исследования основана на комплексном подходе, вобравшем в себя описательный, контекстуальный, культурологический под-

Результаты исследования и их обсуждение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться при изучении истории марийской драматургии, будут интересны исследователям финно-угорской литературы. Конкретный анализ представленных в статье произведений в разных аспектах освещался автором в исследовательских работах как на марийском, так и на русском языке. С результатами исследования литературовед выступала на конференциях различных уровней.

Заключение. В ходе рассуждений по теме исследования автор приходит к выводу о том, что марийская драма на историческую тему затрагивает большой пласт жизненного материала. К истории обращались как классики марийской литературы, так и современные драматурги. Героическим драмам свойственна острая напряженность конфликта. Драматизм таких произведений определяется не только общественной активностью героев, но и характером ситуаций, реальностью человеческих черт.

Ключевые слова: драма; история; конфликт; характер; героизм; тема; проблема.

Для цитирования: Бояринова Г. Н. Страницы героической истории в марийской драме // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 24-29.

Художественное исследование прошлого отражается как в марийской прозе, так и в драматургии. Интерес к истории своего народа, края объясним. «Присутствие в объекте познания человеческого фактора позволяет увидеть за общими очертаниями крупномасштабных исторических событий их конкретные составляющие: интересы, мысли, чувства и переживания отдельных людей, мотивы их поступков, их индивидуальную и неповторимую психологию» [2, 46].

Историческая тема в марийской драматургии отмечалась во все времена. Острый драматический конфликт, исторические судьбы народов на определенных переломных этапах общественного

развития нашли художественное воплощение в ряде пьес.

Л. Яндак в драме «Серебряный народ» (2010) обращается к периоду монголо-татарского ига. Автором указывается конкретная дата - 1237 г., переломный этап в исторических отношениях. Идет столкновение и внутри Марийского государства, связанное с борьбой за власть.

«Серебряный народ» - первое в марийской драматургии произведение, охватывающее данный пласт истории в жизни народа. Героическая тема драмы, драматический пафос, доведенный до трагического, во главу угла поставили героический характер, который обнажается предельно ясно и однолинейно.

24 Финно-угорский мир. 2017. № 1

© Бояринова Г. Н., 2017

Антитеза пронизывает всю структуру произведения. Противопоставляются марийский князь и Бату-хан, князь и Маршан, Олыкпай и Вашпатыр, Езукай и Яшпатыр; огромное войско хана и немногочисленная армия мари; количество воинов, менталитет и т. д. «С одной стороны - преимущественное превосходство, с другой - отвага и смелость, любовь к свободе, родной земле. Орда привыкла вести бой на открытом пространстве, мари же предпочитают лесной массив... Защита Отечества для мари - священный долг каждого. Клятву, данную перед хлебом, никогда не нарушают. Хлеб и кровь - едины. Это символ жизни и смерти» [1, 187].

XVI в. в истории марийского края считается кровавым. Земля мари стала ареной борьбы, многочисленных битв. В составе Русского государства край стал развиваться в мирных условиях, что способствовало росту производительных сил, укреплению как политических, так и экономических связей с другими регионами страны. В то же время «присоединение края к России имело и обратную сторону, так как именно тогда были заложены предпосылки усиления крепостного, социального и национального гнета» [3, 28]. Указанные обстоятельства становятся причиной художественного исследования марийскими драматургами этой исторической эпохи.

Среди произведений, посвященных событиям середины XVI в., выделяются драмы К. Коршунова «Аксар и Юла-вий», Н. Арбана «Чалым карман», трилогия Г. Гордеева «Князь Ортомо», «Бол-туш», «Не преклонюсь». Каждый из названных драматургов по-своему высветил масштаб трагедии народа на данном этапе истории.

В драме «Аксар и Юлавий» (1975) К. Коршунова на историческом материале исследуется бытовая проблематика, связанная с любовной интригой. Одним из стержневых вопросов становится борьба марийского народа за свою землю, политическую свободу. Эта линия сюжета в драме связана с судьбами раз-

общенных между собой марийских племен, оказавшихся перед сложным выбором. Опытный, умудренный жизнью Ялантай склоняется на сторону русских, а молодой, расчетливый и хитрый Курай поддерживает казанского хана.

В драме внешний и внутренний конфликты выстраиваются параллельно, что сказывается на ее поэтике. Для писателя важнее человек, а обстоятельства, в том числе исторически этапные, позволяют понять внутренний мир персонажей (Аксар, Юлавий, Ялантай, Лай-мыр). Писатель стремится показать, в силу каких причин они сделали определенный выбор, что подтолкнуло их к такому шагу.

Действие в драме Н. Арбана «Чалым карман» («Падение Чалымской крепости») происходит в 1549 г. на горной стороне марийского края. В экспозиционной картине произведения (базар) автор рисует бесчинства, которые творят татары: присваивают шкуры животных, наказывают безвинных, отбирают мариек-красавиц для ханского гарема, теснят русских купцов. Зреет конфликтная ситуация. Причины столкновения налицо. За голову Акпарса, защитника и предводителя народа, татары обещают хорошее вознаграждение. Кырлон и Тумет ради собственной выгоды становятся предателями народных интересов. Это драма о дружбе народов, о совместной борьбе против ханского ига марийцев, русских, татар и чувашей.

Трагические страницы из истории народа стали предметом художественного исследования молодого драматурга Г. Гордеева, опубликовавшего трилогию «Князь Ортомо» (1995), «Болтуш» (1995) и «Не преклонюсь» (2002).

Действие в драме «Князь ОртОмО» происходит в 1530 г. Эта дата в истории края оставила заметный след. Свидетельство тому можно найти в русских летописях. Так, Мазуринский летописец сообщает о боевых действиях русских войск в Казани и волеизъявлении казанских людей принять подданство Русского государства: «...Лето 7038 (1530)-го

(1ц) ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

месяца июня в 10 день, в неделю, царь казанский со своими казанскими людьми, ис черемисою, ис со астраханскими и нагайскими людьми и выидоша противу государева войска, и бысть им бой велик. Божиею же милостию побиени быша татарове, и осторк их, иже по Булаку, взят бысть, и тут тако же мнозии побиени татарове, и жёны их, и дети, и черемисы безчисленное множество, и мнозии пои-маны быша, и пушки и пищали их взя-ша...» [3, 18-19].

Драматические события в драме «Бол-туш» происходят в 1552 г. на Малмыж-ской земле, где столкнулись интересы русских и татар. При этом горные марийцы выступают на стороне русских, а представители луговых мари в большинстве своем поддерживают татар. В целом же народ хочет жить на своей земле по своей воле. Необходимость выбора принуждает героев к действию. Завязывается конфликт как борьба идей, столкновение характеров. Эркая, Тулдуша, Болту-ша и Токтая охватывает страстный порыв. Выбор каждого открывает истинное лицо героя, суть его личности. Полнота самовыявления драматична. Истинный же драматизм обнаруживается в характерах главных героев.

В рассматриваемых пьесах о присоединении марийского края к Русскому государству нетрудно уловить несколько общих характерных особенностей. Главные герои в них изображены на взлете моральных и духовных сил. Автор ставит их в такие обстоятельства, когда крайне необходимыми становятся необыкновенная сила воли, мужество, отвага, проницательный ум, действительно небывалый героизм для того, чтобы сделать, казалось бы, невозможное, преодолеть такие препятствия, которые по силе только характеру особенному, героическому. Драматическое направление всех моральных и физических сил, которые завершаются выходом героя на самую высокую ступень в борьбе за народные интересы, - вот самая приметная черта конфликтов этих историко-героических пьес [2, 109].

Народная героическая драма «Акпа-тыр» (1935) С. Чавайна посвящена большому историческому событию - восстанию под руководством Е. Пугачева. Отряд Акпатыра принимает активное участие в народном сопротивлении. Причины, по которым большинство участников этой драмы оказываются в стане марийского предводителя, определяются через сюжетное действие. Это социальное неравенство, притеснения со стороны царского правительства, национальное давление.

В драме А. Конакова «Ику» жизнь народа мари представлена широко и многогранно: незавидно социальное положение большинства, происходит расслоение на богатых и бедных, христианизация расшатывает традиционные устои. По этой причине народ уходит с насиженных мест на свободные земли Башкирии. Главный конфликт драмы внешнего плана, относится к социальной проблематике. Бытовая коллизия, связанная с личной жизнью главного героя, отражается именно через призму социального противоречия. Основная сила противоборства дана в контрастной плоскости. Ику выражает прогрессивные идеи того времени. Он смел, упрям, прямолинеен, рассудителен, справедлив, добр, вежлив, опрометчив.

Мечта о свободе А. Конаковым часто связывается со стихией леса. Топос леса - своеобразный мир, где может царить как гармония, так и угроза, страх. Ику прячется от властей в лесу, здесь он находит временное пристанище: устраивает жилище на острове в дупле старой липы. Драматург ставит перед собой такую задачу: на фоне жизни отдельно взятой деревни представить целостную картину существования марийцев под гнетом местной знати и царской власти в далеком XVIII веке.

Драма А. Волкова «Алдиар» (1969) посвящена событиям Разинского восстания. Пьеса приоткрывает страницы славной истории марийского народа, когда он вместе с другими народами, населяющими берега Волги, принимал активное

участие в восстании Степана Разина. Автору удалось показать душную атмосферу той эпохи.

А. Волков удачно выбрал материал для завязки: он подлинно драматичен. Трудовой народ, гонимый, с одной стороны, местной знатью (Янтемир, Пигел-де), а с другой - русской церковью и властью, находится в крайне трудном положении. Представители церкви преследуют героев на каждом шагу, не дают справлять языческие обряды предков, используют любую возможность, чтобы привести в лоно церкви. Истинные патриоты протестуют. Некоторые сдаются, но потом каются. Социальных причин для коллизии предостаточно. Нужен источник толчка. Вскоре он находится. Архимандрит в своей проповеди говорит о Стеньке Разине, называет его «душегубцем и крестопреступником», изменщиком. По краю ходят слухи о народном атамане. Женщины у родника говорят о бунте недалеко от Симбирска. В родной илем возвращается Алдиар, он давно, еще в молодости, был отдан за долги отца купцу в Казань. Затем был продан хозяином в Персию. Несколько лет жил на чужбине. Донские казаки освободили узника.

Чтобы показать положение трудового народа, его настроение, автор специально растягивает картину-завязку. В ней представлена широкая панорама народной жизни, выявлены причины столкновения, намечена расстановка противоборствующих сил.

События драмы «Грозовое зарево» (1968) К. Коршунова развертываются в дни Первой русской революции среди крестьян Уржумского уезда Вятской губернии. Название произведения подчеркивает основную мысль - темные массы пробуждаются, в недрах народа зреют силы, революционно настроенные представители русской интеллигенции (ссыльный Светлицкий) своими идеями заряжают простых людей, представителей разных национальностей. Забитые и угнетенные, живущие в страшной нищете люди стремятся к справедливости,

ищут ответы на многие вопросы. В пробужденном народе зреет протест против несправедливости, и он вступает в социальное движение.

Народные волнения, связанные с событиями Первой русской революции, показаны в пьесе С. Николаева «Воды текут» (1949). Действие в данной эпической драме происходит на берегу Волги среди рабочих-сплавщиков. Волна народного негодования охватывает большинство персонажей произведения.

События Октябрьской революции затрагиваются во многих драматических произведениях марийских писателей. С. Чавайн одним из первых обратился к данной теме. Классик литературы революцию встретил восторженно, с ней связывал большие перемены в жизни родного края и народа. В начале 1920-х гг. он написал два драматических произведения, посвященных большому политическому событию в жизни марийского народа - образованию Марийской автономной области: «Черные тучи расходятся, восходит солнце» (1919) и «Автономия» (1920).

Агитационная пьеса «Автономия» создана в русле традиций русского театра-плаката. Это одноактная пьеса небольшого объема. Ее действие происходит в помещении деревенского дома, символизирующего весь марийский край. Время тоже сконцентрировано, и лишь через монолог Мари мы проникаем в глубокую историю народа, в XVI в. - кровопролитное время черемисских войн. Называется конкретная дата - 1582 г. В ходе жестокого сражения Мари надолго теряет память, погружается в глубокий сон, а Марийский Богатырь попадает в русский плен. Пространственный мир произведения вмещает в себя большие исторические события, связанные с отношениями мари с татарами, Казани с Российским государством, русских с марийцами, с черемисскими войнами, событиями Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны.

Тема революции, рождения нового мира отражается в творчестве С. Ни-

(1ц) ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

колаева. В его пьесах «Большая волна» (1960) и «Комиссары» (1970) создано широкое и достоверное полотно, рисующее сложные социальные отношения, выведены образы персонажей, разных по социальной и классовой принадлежности, уровню сознания, с различным нравственным потенциалом. В драме «Большая волна» нет картин сражений, прямых столкновений. Автора интересуют «разлом», происходящий в семье бывшего лесозаводчика Савина, сложный извилистый путь членов семьи Сот-никова, правота бедняцкого председателя Егора Коркатова.

Тема Великой Отечественной войны - одна из центральных среди произведений на мотив героизма. Данная проблематика в разных проекциях представлена в драмах «Девушка в шинели» (1941) С. Николаева, «У чертова оврага» (1962) , «Солдатка» (1969), «Моркин-ские напевы» (1975), «Венгерская рапсодия» (1984) М. Рыбакова, «Майрук» (1975) А. Волкова, «Помнишь, Элиса?» (1986) К. Коршунова. В марийской драматургии тема войны и человека исполнена глубокого содержания, отличается остротой нравственного выбора, выявлением морально-этических сторон лич-

ности. Конфликты в пьесах социального характера в основном связаны с проблемами колхозного производства. Внутренние противоречия высвечивают характеры героев. Суровые реалии войны диктуют свои правила, и человек «обнажается» полностью: взлетает духовно или падает в пропасть. Драматургия на военную тему наполнена особым драматизмом, возвышенным пафосом, событиями, полными трагических испытаний.

Марийским драмам на историческую тематику свойственна романтическая возвышенная интонация. Показывая героизм и самоотверженность людей, авторы в центр повествования ставят проблему социальных, идейных и национальных истоков их деятельности. Главные персонажи произведений полны высоких устремлений, они верят в свои идеалы. Именно это является основой подвига, будь то героизм солдата войны или трудовой энтузиазм простого труженика тыла. То же самое выступает показателем драматизма их жизни. Героическим драмам присуща острая напряженность конфликта. Драматизм таких произведений определяется не только общественной активностью героев, но и реальностью их человеческих черт.

Поступила 12.12.2016

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бояринова Г. Н. Поэтика драмы Л. Янда-ка «Ший калык» («Серебряный народ») // Марийская драматургия второй половины ХХ - начала XXI века: сб. ст. / сост. Т. Н. Беляева; науч. ред. Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2012. С. 186-191.

2. Бояринова Г. Н. Проблема характера в современной марийской драматургии: монография. Йошкар-Ола, 2005. 127 с.

3. История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992. 564 с.

PAGES OF HEROIC HISTORY IN THE MARI DRAMA

BOYARINOVA Galina N.,

Candidate Sc. {Philology}, Associate Professor, Department of Mari Language and Literature, Mari State University (Yoshkar-Ola, Russia), markaf@marsu.ru

Introduction. The article studies the specific features of the Mari drama about the historical past of the Mari people and the region. In the introductory part it emphasizes the reason for the writer's interest to the history: a person in difficult life circumstances as a center of artistic research. Hence the main goal of the article is to show milestones that have left a significant mark on the fate of the nation, and conflict situations revealing heroic characters. The author of the article attempts to group texts according to the chronological principle, topicality of the historical event; to give a brief description of the epoch; to analyze specific works, basing on the conflict of a drama and the characters of the main characters. The object of the study is the creative legacy of the Mari historical playwrights; the subject of the study is exact dramatic works reflecting one or another stage from the history of the people.

Materials and Methods. The analytic methodology is rooted in systematic comprehension of the topic. The research methodology is based on an integrated approach that includes descriptive, contextual, and cultural approaches. Results and Discussion. The practical significance of the work lies in the fact that its results, a specific analysis of the literary material can be used in studying the history of the Mari drama, will be of interest to the researchers of Finno-Ugric literature. A specific analysis of the works presented in the article in different aspects has already been covered by the author in other research works both in Mari and in Russian. With the results of the study, the literary critic spoke at conferences of various levels.

Conclusion. During the analysis on the subject of the research, the author comes to the conclusion that the Mari drama on a historical theme affects a large amount of vital material. The history was in the focus of both the classics of Mari literature and of modern playwrights. Heroic dramas are characterized by acute conflict tension. The dramatic nature of such works is determined not only by the social activity of the characters, but also by the nature of situations, the reality of their human features.

Key words: drama; history; conflict; character; heroism; subject; problem.

For citation: Boyarinova GN. Stranicy geroicheskoj istorii v marijskoj drame [Pages of heroic history in the Mari drama]. Finno-ugorskiy mir = Finno-Ugric World. 2017; 1: 24-29. (In Russ.)

REFERENCES

1. Boyarinova GN. Poetika dramy L. Yandaka "Shiy kalyk" ("Serebryanyy narod") [Poetics of the drama L. Yandaka "Shiy kalik" ("The Silver People")]. Mariyskaya dramaturgiya vtoroy poloviny XX - nachala XXI veka = Mari dramatic art of the second half of the XX - beginning of the XXI century. Yoshkar-Ola; 2012: 186-191. (In Russ.)

2. Boyarinova GN. Problema kharaktera v sovremennoy mariyskoy dramaturgii: mono-grafiya [The problem of character in modern Mari dramaturgy: monograph]. Yoshkar-Ola; 2005. (In Russ.)

3. History of the Mari Region in documents and materials.Yoshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo; 1992. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.