Научная статья на тему 'Проблема нравственного конфликта в современной чувашской драматургии'

Проблема нравственного конфликта в современной чувашской драматургии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
507
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КАТЕГОРИЯ ТРАГИЧЕСКОГО / ДРАМА / ГЕРОЙ / КОНФЛИКТ / ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллова Ирина Юрьевна

Конец ХХ века отмечен в истории чувашского народа рядом социальных, политических, культурных перемен, оказавших влияние на развитие национальной драмы. В этот период ей были характерны разнонаправленность развития и расширение идейно-тематического диапазона. Центральная проблема всей литературы связана с отношениями человека и нового общества в критической ситуации переломной эпохи. В статье рассмотрены мотивы социальных и экономических потрясений, отразившихся на семейных ценностях и нравственных ориентирах современного общества, показана актуальность конфликта между социумом и человеком в условиях стремительно меняющегося мира. В центре внимания автора статьи произведения современного чувашского драматурга Николая Угарина. Цель статьи на материале пьес Н. Угарина исследовать нравственную проблему в современной чувашской драматургии, а также проанализировать природу нравственного конфликта, проявляющегося чаще всего в межличностных отношениях, в семье и обществе в целом. В статье исследована поэтика пьес Н. Угарина на нравственную тематику. В пьесах драматурга показана трагедия человека, на долю которого выпали суровые жизненные испытания. На основе представленного анализа исследуются характерные черты героев современной чувашской драмы. Как видим, проблема репрезентации нравственных ценностей становится в ней ключевой. Основной научный вывод статьи : нравственная направленность пьес позволяет драматургам актуализировать морально-философский смысл произведения, выйти на уровень нравственно-философских обобщений, заставить читателя задуматься над проблемой выбора, вопросами нравственности и ответственности за свои поступки, смысла жизни каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of moral conflict in modern Chuvash drama

The end of the twentieth century in the history of the Chuvash people was marked by a number of social, political, cultural changes that had an impact on the development of the national drama. During this period, it was characterized by a multidirectional development and expansion of the ideological and thematic range. The central problem of contemporary literature is concerned with the relationships of a man and new society in a critical situation of a turning era. The article deals with motives of socio-economic shock affecting family values and moral principles of modern society. Various text materials show the relevance of the conflict between society and the individual in a rapidly changing world. The works of famous Chuvash dramaturge Nikolay Ugarin are in the focus of attention. The purpose of the article is to explore the moral problem in contemporary Chuvash drama on the material of N. Ugarin’s plays. And to analyze the nature of the moral conflict, most often manifested in interpersonal relationships, in the family and in society as a whole. The article analyzes the poetics of plays of contemporary Chuvash dramaturge N. Ugarin. The plays show the tragedy of a man, who has his share of severe trials of life. Based on the presented analysis the paper explores the characteristic features of heroes of the modern Chuvash drama. Thus, the ethical values are the central problem in modern drama. The main scientific conclusion of the article is that the moral orientation of the plays allows the dramaturges to actualize the moral and philosophical problems, to reach the level of moral and philosophical generalizations, to make the reader think about the decision of choice, the problem of morality and responsibility for one’s actions, the meaning of each person’s life.

Текст научной работы на тему «Проблема нравственного конфликта в современной чувашской драматургии»

УДК 82-2 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-145-150

Проблема нравственного конфликта

в современной чувашской драматургии И. Ю. Кириллова

Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары

Конец ХХ века отмечен в истории чувашского народа рядом социальных, политических, культурных перемен, оказавших влияние на развитие национальной драмы. В этот период ей были характерны разнонаправленность развития и расширение идейно-тематического диапазона. Центральная проблема всей литературы связана с отношениями человека и нового общества в критической ситуации переломной эпохи. В статье рассмотрены мотивы социальных и экономических потрясений, отразившихся на семейных ценностях и нравственных ориентирах современного общества, показана актуальность конфликта между социумом и человеком в условиях стремительно меняющегося мира. В центре внимания автора статьи - произведения современного чувашского драматурга Николая Угарина. Цель статьи - на материале пьес Н. Угарина исследовать нравственную проблему в современной чувашской драматургии, а также проанализировать природу нравственного конфликта, проявляющегося чаще всего в межличностных отношениях, в семье и обществе в целом. В статье исследована поэтика пьес Н. Угарина на нравственную тематику. В пьесах драматурга показана трагедия человека, на долю которого выпали суровые жизненные испытания. На основе представленного анализа исследуются характерные черты героев современной чувашской драмы. Как видим, проблема репрезентации нравственных ценностей становится в ней ключевой. Основной научный вывод статьи: нравственная направленность пьес позволяет драматургам актуализировать морально-философский смысл произведения, выйти на уровень нравственно-философских обобщений, заставить читателя задуматься над проблемой выбора, вопросами нравственности и ответственности за свои поступки, смысла жизни каждого человека.

Ключевые слова: чувашская драматургия, нравственность, категория трагического, драма, герой, конфликт, ценностная система.

The problem of moral conflict in modern Chuvash drama

I. Yu. Kirillova

Chuvash state Institute of humanitarian Sciences, Cheboksary

The end of the twentieth century in the history of the Chuvash people was marked by a number of social, political, cultural changes that had an impact on the development of the national drama. During this period, it was characterized by a multidirectional development and expansion of the ideological and thematic range. The central problem of contemporary literature is concerned with the relationships of a man and new society in a critical situation of a turning era. The article deals with motives of socio-economic shock affecting family values and moral principles of modern society. Various text materials show the relevance of the conflict between society and the individual in a rapidly changing world. The works of famous Chuvash dramaturge Nikolay Ugarin are in the focus of attention. The purpose of the article is to explore the moral problem in contemporary Chuvash drama on the material of N. Ugarin's plays. And to analyze the nature of the moral conflict, most often manifested in interpersonal relationships, in the family and in society as a whole. The article analyzes the poetics of plays of contemporary Chuvash dramaturge N. Ugarin. The plays show the tragedy of a man, who has his share of severe trials of life. Based on the presented analysis the paper explores the characteristic features of heroes of the modern Chuvash drama. Thus, the ethical values are the central problem in modern drama. The main scientific conclusion of the article is that the moral orientation of the plays allows the dramaturges to actualize the moral and philosophical problems, to reach the level of moral and philosophical generalizations, to make the reader think about the decision of choice, the problem of morality and responsibility for one's actions, the meaning of each person's life.

Keywords: Chuvash drama, morals, the category of tragic, drama, character, conflict, value system.

Сложный период конца ХХ века во многом изменил художественную парадигму литературы. Быстрота и интенсивность происходящих перемен побуждали национальную драматургию к освоению новых художественных методов осмысления действительности, новых тем и про-

блем, выдвигаемых современностью. Особое внимание авторы уделяли духовно-нравственной сущности личности, тревожным процессам именно в нравственной атмосфере, остро реагировали на возникающие очаги общественного неблагополучия. Исследователи проблему формирования

© Кириллова И. Ю., 2018

художественного мышления в современной литературе связывают «с общей тенденцией развития национальной художественной словесности и вопросами развития духовных и морально-нравственных традиций народа» [9, с. 118].

Проблемы морально-этического характера одно из главных мест занимают в системе идейно-эстетических поисков как чувашских, так и татарских (Т. Миннуллин, М. Гилязов, И. Юзеев, З. Хаким) [8], мордовских (А. Пудин, В. Мишанина, Н. Голенков) [1], марийских (К. Коршунов, М. Рыбаков, Ю. Байгуза) [10], коми (Г. Юшков, А. Ларев, А. Попов) [4] и других национальных драматургов. Смысл происходящих в обществе перемен они постигают через призму нравственно-социальных проблем, поставленных эпохой. Их волнует проблема морально-этического воспитания личности, падение нравов, потеря традиционных для их народа духовно-нравственных и семейных ценностей. Исследуя современность, авторы выявляют нравственное опустошение общества, в котором человек не может не деградировать [3, с. 168].

Нравственные мотивы в чувашской драматургии стали основой прежде всего семейно-быто-вых драм. За длительную историю своего существования в чувашской драматургии бытовая драма накопила немалый опыт и традиции. Занимая в драматическом ряду место между психологической драмой и мелодрамой, на протяжении всего своего развития она была наполнена социальным пафосом и соотносилась с нравственным сознанием, национальными семейными традициями и актуальными общественными проблемами (Г. Харлампьев, Н. Терентьев, Г. Терен-тьев, М. Ухсай и другие). И в современных пьесах объектом ее внимания осталась семья, традиционные устои которой сильно пошатнулись в перестроечное и постперестроечное время под влиянием рыночных социально-экономических условий и негативных нравственно-психологических факторов [7, с. 139]. И самые характерные приметы современной действительности, как правило, активно проникают в сферу внутрисемейных отношений (Н. Сидоров, Г. Медведев, Л. Сачко-ва, А. Пртта).

Социальная сущность изображаемых явлений в сфере духовно-моральной жизни человека, отражаясь в его делах и поступках, составляет и нравственный стержень конфликтов семейно-бытовых и психологических драм Н. Угарина.

Он вошел в литературу в период гласности и художественной свободы, когда перестройка уже коснулась театрально-драматургического процесса республики. В печати прошли дискуссии по вопросам обновления современной чувашской драмы и эстетической цели национальных театров [6, с. 390], в Чувашском драматическом театре с успехом шел авангардный для своего времени спектакль по пьесе Б. Чиндыкова «Ежевика вдоль плетня» [5, с. 34]. Раскрывая актуальные проблемы современности через такие ценности как «семья», «родной дом», через переживания и размышления членов одной семьи автор придает драматическим действиям эмоциональный накал. Так, в пьесе «Крик ребенка из колыбели» автор затрагивает проблему отношений между старшим и младшим поколением. Несколько в фаталистическом ключе он накладывает ответственность на родителей за судьбу своих потомков. Как бы предупреждая о том, что они не только дают жизнь ребенку, но и благословляют его на счастливую или несчастную жизнь. Ошибки отца в молодости, его беспечное отношение к родным детям после смерти матери, в которой он виноват, сказываются на их судьбе. В день свадьбы погибает жених дочери, сын не может быть счастлив с девушкой, мать которой причастна к смерти их матери.

Сложные проблемы семейной жизни затронуты и в пьесе «Окровавленная фата». Младшая дочь приводит в дом своего жениха познакомить с родителями, чем и разрушает привычный для них уклад жизни. Изначально в этом доме не все благополучно: отец-тиран держит членов семьи в подчинении. Его стремление к обогащению, выгоде, удовлетворению собственных инстинктов, деспотия по отношению к близким людям -корень всех несчастий в семье. По его вине не сложилась судьба старших детей, которых он пытался женить на выгодной для себя «партии». Не оправдала его ожидания и младшая дочь: диплом учителя ею куплен на деньги, заработанные в ночном клубе. Тем самым Угарин пытается показать и отрицательные тенденции развития постперестроечного общества, оказавшие влияние на миропонимание подрастающего поколения. Намеренная тенденциозность образа младшей дочки необходима автору для того, чтобы поднять проблему моральной неустойчивости и безнравственности молодежи рубежа ХХ-ХХ1 вв., их легкость, с которой они переступают закон

и этические нормы. Причину безнравственности «деревенской горожанки» критик М. Воробьев видит в двойственности современный культуры, вызванной противоречиями города и деревни. По его мнению, «она предвосхищает кризис чувашского рода»1. Все это вкупе определили драматизм взаимоотношений, внутренних переживаний, психологического состояния персонажей.

Ситуация, когда причиной всех бедствий семьи, несчастливой судьбы детей, непонимания, царящего в доме, является отец, характерна многим произведениям Угарина. И если в драмах «Окровавленная фата» и «Крик ребенка из колыбели» она является основополагающей, то в других помогает понять характер героев и объясняет их поведение и поступки («Перед пасхой», «Любовь солдата», «Дом в цветах»). В обеих пьесах образы отцов взяты автором из жизни. И подобное характерное и другим отцам-героям негативное авторское восприятие, на наш взгляд, отражает концепцию родительства, актуальную в обществе на данном этапе, когда в обществе как никогда стал ощущаться «кризис отцовства». В то же время имеющий место в пьесах образ жестокого отца в некоторой степени перекликается с аналогичными образами в чувашской литературе. Это и Мигетер из поэмы «Нарспи» К. Иванова, Шерккей из романа «Хура ?акар» (Черный хлеб) М. Ильбека и другие, что говорит и о некоторой тенденциозности для чувашской литературы. Практически всегда образу жесткого, циничного, стремящегося к материальным благам отца автор противопоставляет образ мягкосердечной матери, переживающей за судьбу своих детей («Окровавленная фата», «Сокол мой» «Перед пасхой», «Свадьба отменяется» и другие).

Ориентация на изображение повседневного быта не мешает Н. Угарину поднимать общечеловеческие проблемы. И именно в этом конкретно-бытовом воссоздании реалий жизни прочитывается некое желание противостоять характерной для советской литературы утопичности, идеализации жизни, показать истинное состояние постперестроечного общества.

Противоречия переходного времени, социально-экономическая и политическая напряженность, повлекшая за собой ощущение дискомфорта и безысходности, актуализируют в литературе

1 Воробьев М. Триумф национального театра // Чаваш ен. 1993. № 15 (114). С. 12.

вопрос о духовных возможностях человека, о нравственных глубинах его сознания. Так, через жизнь современной семьи, взаимоотношение мужа и жены, родителей и детей, Угарин пытается раскрыть морально-нравственные установки, которые формируются в человеке в зависимости от окружения и образа жизни, и в определенное время проявляются в реальной жизни.

Оставляя сам процесс становления личности за рамки пьесы, Угарин концентрирует внимание читателя (зрителя) на итоговом результате, раскрывая при этом подлинную нравственную суть человека. Для этого он вовлекает своих героев в экстремально-кризисную, предельно заостренную ситуацию. В драме «Любовь солдата» автор обращается к будням армейской жизни. Но его интересуют не столько негативные явления в солдатской среде, как может показаться на первый взгляд, сколько нравственный климат в нем. События в ней сплетены в конфликтную линию борьбы главных героев - рядовых Шебалина и Верьялова за любовь медсестры Оксаны. Однако в ходе развития сюжетной линии оказывается, что любовный треугольник лишь повод для разгорания конфликта между двумя совершенно разными характерами с принципиально иными жизненными и ценностными установками. Шебалин, лишенный родительской ласки и теплоты, с самого детства вынужден бороться за свое место под солнцем. Благополучный и правильный Верьялов на его фоне кажется еще более идеальным. Но в самый ответственный момент каждый из них проявляет свои внутренние достоинства. Автор своевременно поднял проблему сохранения человеческого лица, чистоты души, развития духовности, отстаивания идеалов добра и справедливости на фоне бездуховности и безнравственности, царящих в обществе 1990-х годов.

Одной из главных линий в пьесах Угарина является психологическое исследование связи поколений. И не столько на уровне традиционного конфликта «отцов и детей», сколько в качестве источника духовных потрясений и драм молодого героя. В психологической пьесе «Дом в цветах» он создал тот же микромир духовных поисков правды и истины. Сценически наглядно режиссер В. Яковлев показал этот замкнутый мир человека на сцене, окружив декоративными цветами часть сцены, предполагаемый дом главного героя, а вокруг него на сцене же рассадил

зрителей. Аура, созданная персонажем отцом в пьесе, окружившего себя цветами - мир красивый. Он как бы ограждает себя от всех проблем, накопившихся из-за ошибок в молодости, в любви, в отношениях с близкими, и это отчуждение продолжается теперь во взаимоотношениях с взрослым сыном, в проблемах, возникающих вокруг отца. Но жить в миру и быть вне окружения этого мира и тех проблем - это иллюзия. Живая жизнь вторгается ежесекундно, ежеминутно, ежедневно в ткань твоего мира, подобный уход от действительности есть продолжение тех же ошибок, что были совершены в юности, и это приводит к новым драматическим, непоправимым событиям1. Архетип дома символизируется как убежище, защищенность, пристанище человеческой души. Он является наиболее распространенным архетипом в художественной системе произведений сценической литературы [2, с. 113]. В пьесе образ отца несколько подкорректирован, он уже не такой жестокий собственник, как в ранних произведениях. Однако это не снимает с него ответственности за воспитание своих детей. И верно, что окруженный наркоманами и бандитами сын винит отца в своей неудавшейся судьбе. Автор показывает, как безнравственность одного человека, рождает целую цепочку несчастий в жизни других людей. И эту цепочку оказывается очень трудно оборвать.

Символическая образная система в психологических драмах Н. Угарина формируется в процессе углубления драматурга в противоречия психики и отношений людей в семейном кругу, а также с ближайшими друзьями. Поэтому конфликт характеров у него полон драматизма. В произведениях автора практически нет счастливых героев, отчего и финал таких пьес всегда трагичен. Бросая своих героев в сложные обстоятельства, выводя их на полное духовное откровение, проводя их через нравственные падения, автор не находит для них пути к очищению, к свету. Через все его творчество красной нитью проходит ощущение трагической безысходности бытия, несбыточности простого человеческого счастья.

Трагическое мировосприятие у Н. Угарина исходит из девальвации духовных и нравственных ценностей. Через коллизии отдельной семьи он старается показать всю подноготную современ-

1 Яковлев В. Художественный результат - в поиске // Н. В. Уга-рин Дом в цветах. Драма. Чебоксары: Калем, 2001. С. 3.

ного общества. Здесь и предательство, и нравственное опущение, равнодушие к близким, тяга к наслаждению, панический страх перед сложностью и уязвимостью бытия, охваченность тревогой, двойственность. Он вывел на сцену представителя нового поколения, которое выросло в сложный период переоценки ценностей, когда советская идеология себя изжила, а новая действительность еще не успела выработать своих «рецептов». Такому герою свойственна сила нравственного одичания, которая искажает человеческие чувства и понятия. Аня хочет забыть свое «неправильное» прошлое и начать новую жизнь, но в силу обстоятельств убивает любимого человека («Окровавленная фата»), жестокий отец из-за денег убивает сына («Перед пасхой»), озлобленный на отца Марк кидается ножом на брата Андрея («Дом в цветах») и другие. Угарин исследует человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за собственные действия проявляется более ярко. Изображая героев в момент предельного напряжения, автор пытается показать их человеческие качества, их личностные особенности.

Драматург Николай Угарин все свое творчество посвятил морально-нравственной проблематике, утверждению добра и человечности на фоне бездуховности. Его пьесы в корне отличаются от укоренившихся в советскую эпоху схем чувашских семейно-бытовых пьес с благополучными концовками. Им характерен открытый финал, не до конца разрешенный конфликт, неопределенность. Заслуга Н. Угарина в том, что он создал глубоко психологические драмы, в которых ему удалось чутко уловить и талантливо передать тревожные явления в нравственной атмосфере своего времени.

Быстрота и интенсивность происходящих перемен побуждали современную чувашскую драматургию к освоению новых художественных способов осмысления действительности. Осваивая новые этапы развития общества и преодолевая устоявшиеся штампы, авторы искали в человеке нарождающиеся, меняющиеся и отмирающие извечные основы. Особое внимание они уделяли тревожным процессам в нравственной атмосфере, остро реагировали на возникающие очаги общественного неблагополучия. Чем глубже проявлялся духовный кризис общества, тем острее становилась проблема соотношения человека и социума, «человека среди других», проблема

социального слоя, своего круга, где конфликтная ситуация не обостряется, не преодолевается, а наоборот, множится. Разлом в душе одного

из героев многократно повторяется аналогичной ситуацией с другими героями, подчеркивая общность судьбы поколений.

Литература

1. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии: монография. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2012. 258 c.

2. Вагапова Л. Н. Мифопоэтическая модель мира в современной драматургии республик Поволжья (на материале мордовской, марийской, татарской, башкирской литератур) // Вестник ВЭГУ. 2014. № 1 (69). С. 111-117. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21183625 (дата обращения: 12.10.2017).

3. Горинова Н. В. Малые драматургические формы в творчестве Г. Юшкова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 3 (39). С. 164-170. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26696587 (дата обращения: 13.12.2017).

4. Горинова Н. В. Коми драма в 1990-е годы: некоторые аспекты изучения вопроса // Труды Карельского научного центра РАН. 2015. № 8. С. 76-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24246587 (дата обращения: 12.10.2017).

5. Данилова Г. Росла Ежевика вдоль плетня... // Театральная жизнь. 1990. № 16. С. 34.

6. Кириллова И. Ю. Драматургия (середина 1980-2000 гг.) // История чувашской литературы ХХ в. Ч. 2 (1956-2000 гг.). Коллективная монография. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2017. 432 c.

7. Кириллова И. Ю. Чувашская драматургия 1990-х гг.: некоторые аспекты изучения вопроса // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 4. С. 133-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30764112 (дата обращения: 02.11.2017).

8. Мингалиева Л. Э. Нравственные и национальные проблемы в современной татарской драматургии // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4. С. 112-114. URL: https://elibrary. ru/item. asp?id=9951750 (дата обращения: 11.01.2018).

9. Мышкина А. Ф. Традиции и новаторство в чувашском литературоведении XXI века: некоторые аспекты проблемы // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 3. С. 117-123. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=30107502 (дата обращения: 12.12.2017).

10. Яковлева Г. А. Современная марийская драма (1985-2000) // Роль личности в становлении и развитии национальных культур: сб. статей ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2013. С. 167-171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11846780 (дата обращения: 02.11.2017).

References

1. Antonov Yu. G. Zarozhdenie i puti razvitiya mordovskoi dramaturgii [The emergence and the development of Mordovian drama], monograph, Saransk: Izd-vo Mordovskogo gos. un-ta, 2012, 258 p. (In Russ.).

2. Vagapova L. N. Mifopoeticheskaya model' mira v sovremennoi dramaturgii respublik Povolzh'ya (na materiale mordovskoi, marijskoi, tatarskoi, bashkirskoi literatur) [Mythopoetic model of the world in modern drama of the Volga republics (on the material of Mordovian, Mari, Tatar, Bashkir literatures)]. Vestnik VEGU = Bulletin of EEAH, 2014, no. 1 (69), pp. 111-117. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21183625 (accessed 12. 10. 2017). (In Russ.).

3. Gorinova N. V. Malye dramaturgicheskie formy v tvorchetsve G. Yuskova [Small drama forms in the works of G. Yushkov]. Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordovia = Bulletin of the Research Institute of Humanities under the government of the Republic of Mordovia, 2016, no. 3 (39), pp. 164-170. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=26696587 (accessed 13.12.2017). (In Russ.).

4. Gorinova N. V. Komi drama v 1990-e gody: nekotorye aspekty izucheniya voprosa [Komi drama in the 1990s: some aspects of the study]. Trudy Karel'skogo nauchnogo tsentra RAN = Proceedings of the Karelian scientific center of RAS, 2015, no. 8, pp. 76-82. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24246587 (accessed 12.10.2017). (In Russ.).

5. Danilova G. Rosla Ezhevika vdol' pletnya... [Blackberry grew along the fence]. Teatral'naya zhizn' = Theatre life, 1990, no. 16, p. 34. (In Russ.).

6. Kirillova I. Yu. Dramaturgiya (seredina 1980-2000 gg.) [Dramaturgy (mid 1980-2000)]. Istoriya chuvashskoi literatury XX v. [The history of the Chuvash literature of the XX century]. Ch. 2 (1956-2000), Collective monograph, Cheboksary, Chuvash. kn. izd-vo, 2017, 432 p. (In Russ.).

7. Kirillova I. Yu. Chuvashskaya dramaturgiya 1990-h gg: nekotorye aspekty izucheniya voprosa [Chuvash dramaturgy of the 1990s: some aspects of the study]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, vol. 11, no. 4 (28), pp. 133-140. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30764112 (accessed 02.11.2017). (In Russ.).

8. Mingalieva L. E. Nravstvennye i natsional'nye problemy v sovremennoi tatarskoi dramaturgii [Moral and national problems in the modern Tatar drama]. VestnikBashkirskogo universiteta = Bulletin of the Bashkir University, 2007, vol. 12, no. 4, pp. 112-114. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9951750 (accessed 11.01.2018). (In Russ.).

9. Myshkina A. F. Traditsii i novatorstvo v chuvashskom literaturovedenii XXI veka: nekotorye aspekty problemy [Traditions and innovations in the Chuvash literary criticism of the XXI century: some aspects of the problem]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, vol. 11, no. 3 (27), pp. 117-123. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30107502 (accessed 12.12.2017). (In Russ.).

10. Yakovleva G. A. Sovremennaya marijskaya drama (1985-2000) [Contemporary Mari drama (1985-2000)]. Rol' lichnosti v stanovlenii i razvitii natsional'nykh kul'tur. sb. st. IYALI Komi NC UrO RAN = Role of personality in the formation and development of national cultures: collection of papers of ILLH of Komi Research Center of RAS, Syktyvkar, 2013, pp. 167-171. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=11846780 (accessed 02.11.2017). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 17.05.2018 г.; принята к публикации 16.06.2018 г.

Submitted 17.05.2018; revised 16.06.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Autor have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Кириллова И. Ю. Проблема нравственного конфликта в современной чувашской драматургии // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 145-150. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-145-150

Об авторе

Кириллова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары, ОЯСШ: 00000003-3720-4413, irinakir1@mail. т

Citation for an article :

Kirillova I. Yu. The problem of moral conflict in modern Chuvash drama. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 145-150. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-145-150 (In Russ.).

About the author

Irina Yu. Kirillova, Ph. D. (Philology), Associate Professor, Leading Researcher, Chuvash State Institute of humanitarian Sciences, Cheboksary, ORCID: 0000-0003-3720-4413, irinakir1 @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.