Научная статья на тему 'Типология конфликта и характера в драматургии К. Коршунова'

Типология конфликта и характера в драматургии К. Коршунова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1228
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / КОНФЛИКТ / ДРАМА / ДЕЙСТВИЕ / ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕРСОНАЖ / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / CHARACTER / CONFLICT / DRAMA / ACTION / DRAMATIC SITUATION / PERSONAGE / DRAMATIS PERSONAE / CREATIVE INDIVIDUAL / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бояринова Галина Никитьевна

Исследована типология конфликта и характера в драматургии марийского писателя Константина Коршунова. Выделены противоречия между характерами и обстоятельствами, между характерами и внутри характера, конфликт производственный, бытовой и социальный. Представлена такая типология характеров: многогранный, цельный, односторонний, противоречивый, социальный тип. По степени раскрытия характера выделены статичный и развивающийся. Выводы и обобщения в целом характеризуют художественно-эстетическое богатство и изобразительные возможности драматургии К.Коршунова, подчеркивают особенности конфликта и характера, индивидуальный художественный почерк писателя для сцены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF CONFLICT AND CHARACTER IN THE PLAYS OF K. KORSHUNOV

Devoted to the research of typology of conflict and character in the plays of Mari writer K. Korshunov. The author draws the attention to conflicts between the character and circumstances, character and inner character, production and social conflicts. Multi-faceted, solid, unilateral, contradictive and social typological characters are presented in the work. Static and developing devices are used to open the characters of the work. On the whole conclusions and generalizations characterize artistic-aesthetic richness and artistic means of the plays of K. Korshunov, underline the peculiarities of conflict and character, individual writer's artistic style for the stage.

Текст научной работы на тему «Типология конфликта и характера в драматургии К. Коршунова»

УДК 894.521-2

Г.Н. БОЯРИНОВА

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТА И ХАРАКТЕРА В ДРАМАТУРГИИ К. КОРШУНОВА

Ключевые слова: характер, конфликт, драма, действие, драматическая ситуация, персонаж, действующее лицо, творческая индивидуальность, типология.

Исследована типология конфликта и характера в драматургии марийского писателя Константина Коршунова. Выделены противоречия между характерами и обстоятельствами, между характерами и внутри характера, конфликт производственный, бытовой и социальный. Представлена такая типология характеров: многогранный, цельный, односторонний, противоречивый, социальный тип. По степени раскрытия характера выделены статичный и развивающийся. Выводы и обобщения в целом характеризуют художественно-эстетическое богатство и изобразительные возможности драматургии ККоршунова, подчеркивают особенности конфликта и характера, индивидуальный художественный почерк писателя для сцены.

G.N. BOYARINOVA

TYPOLOGY OF CONFLICT AND CHARACTER IN THE PLAYS OF K. KORSHUNOV

Key words: Character, conflict, drama, action, dramatic situation, personage, dramatis personae, creative individual, typology.

Devoted to the research of typology of conflict and character in the plays of Mari writer K. Korshunov. The author draws the attention to conflicts between the character and circumstances, character and inner character, production and social conflicts. Multi-faceted, solid, unilateral, contradictive and social typological characters are presented in the work.

Static and developing devices are used to open the characters of the work. On the whole conclusions and generalizations characterize artistic-aesthetic richness and artistic means of the plays of K. Korshunov, underline the peculiarities of conflict and character, individual writer’s artistic style for the stage.

Конфликт в драматургии, отражая реальные жизненные противоречия, является важным средством раскрытия характеров. Возникновение, развитие и разрешение конфликта обусловлены характерами персонажей и одновременно способствуют обнаружению характеров, их сущности, скрытой в глубинах психологии героев.

Та или иная драматическая ситуация открывает возможность выявлению внутреннего содержания человеческой личности, которая представляет в драме наибольший интерес как для автора, так и для читателя (зрителя). Ибо внутренние противоречия являются источником самодвижения характера, его активности в действенном сюжете. Внутренние и внешние готовности характеров, таким образом, должны приобрести первостепенное значение в противовес тем специальным приемам, которые должны заострить противоборство для более углубленного раскрытия характеров в сюжете.

Мысль драматурга, без сомнения, полнее и художественнее всего раскрывается через характеры персонажей и их действия, в единстве своем образующие идейно-эстетический конфликт. А.М. Горький, говоря о специфике драмы, не раз отмечал, что если в драме имеются твердо очерченные характеры, их столкновения неизбежны. Отсюда следует мысль о том, что драматический конфликт порождается и развертывается в форме индивидуальных воль и поступков героев, действующих «от себя», а не от автора. Проблема конфликта - это проблема характера драматического героя.

Драматический конфликт есть противоречие между жизненными представлениями персонажей, он служит источником развития сюжета. Через конфликтную ситуацию, как правило, выявляются нравственные позиции действующих лиц, так называемые жизненные ценности, принципы, «правды». Персонаж драматического произведения автором ставится в такие обстоятельства, которые вынуждают его сделать решающий шаг, через который проявляется его харак-

тер, или, вернее, характер вынуждает героя прийти к определенному выбору в силу экстраординарных обстоятельств. В ходе развития действия выясняется позиция персонажа, т.е. отношение его к сложившейся ситуации: он вынужден стать на сторону одной из существующих сил.

Значимость конфликта, его актуальность и жизненность во многом предопределяют успех драматического произведения. Умение подметить в жизни типичные, наиболее существенные конфликты и художественно убедительно их воплотить свидетельствует о высоком мастерстве художника. Пьеса не сможет вызвать читательского и зрительского успеха, если она основана на случайном, легкоустранимом препятствии, вставшем на пути героя. Подлинный конфликт нельзя просто разрешить как осложнение, устранить его или совсем не обратить на него внимание. Конфликт задевает самую сущность человека, и он должен быть разрешен. Власть среды, обстановки над поведением человека оказывается достаточно относительной, исход разворачивающейся на сцене борьбы в значительной степени предопределены: в герое уже заложено все то, что определит развязку действия. Столкновение чувства и долга, несоответствие внутренних душевных побуждений его эмоциональному состоянию и положению - вот что обуславливает природу и характер развития конфликта.

Творческая индивидуальность художника складывается в результате взаимодействия его природного дара и общественного бытия. Константин Коршунов (1929-2001) - один из талантливых марийских драматургов. Он работал только в жанре драмы. Авторский подход к человеку драматург не менял в течение всего творческого пути. Основные черты его концепции человека сформировались еще в 60-е гг. прошлого столетия. В драмах К. Коршунова характер является доминантой. Персонажи оцениваются, главным образом, особенностями характера, психики, моральными качествами. На этой основе возникают как столкновения между действующими лицами, так и внутренние конфликты, которые разрешаются в ситуациях, требующих нравственного выбора. Драматург подвергает испытанию моральную устойчивость героя. Коршуновские герои динамичны, но читатель видит лишь переломные моменты их внутреннего развития (Андрей Бобров, «Прерванная мелодия» (1964); Юлавий, Лаймыр, «Аксар и Юлавий» (1975); Вачук, «Грозовое зарево» (1968); Миклай, Клавдия Васильевна, «Долг сердца» (1988); Евгений, Валентина, «Путник» (1985).

В драмах К.Коршунова внимание фокусируется на людях с идеалами и без идеалов. Писатель рассматривает человека как существо сложное, с противоречивой духовной жизнью. Он пытается, прежде всего, понять своих героев. Остроту нравственных конфликтов смягчает терпимое отношение автора к своим персонажам. Первое впечатление о героях зачастую обманчиво. Верная картина складывается лишь с течением действия. Многозначность персонажа является источником драматического напряжения.

Гуманистическое кредо К. Коршунова реализуется в основном в образе главного героя, который, будучи носителем основных человеческих ценностей, несколько приподнят над действительностью, романтизирован. Но в то же время он является обладателем реалистически многопланового и психологически убедительного характера. Художник всем своим творчеством воспевает человека и человечность. Трактовка человека в его драматургии базируется на твердой вере в гуманистические идеалы. К. Коршунов привносит в марийскую драматургию элементы глубинно-психологического подхода к человеку, его привлекает тонкий анализ человеческой психики.

В драмах на историческую тематику («Аксар и Юлавий» (1975), «Грозовое зарево» (1968)) внешняя коллизия становится причиной раскрытия внутренних движений в душе главных персонажей. Здесь на фоне исторических событий К. Коршунов показывает внутреннее волнение в связи с проблемами личного

характера. Масштабная конфликтная ситуация позволяет высветить глубинные сдвиги, происходящие в душе человека в критические минуты. Перед нами вырастают психологически верно подхваченные характеры Аксара и Юлавий, Лаймыра («Аксар и Юлавий»), Орины, Вачука («Грозовое зарево»). Интересно и то, что драматург не обделяет вниманием персонажей с отрицательной «начинкой» (Лаймыр). Драматургу они тоже интересны как личности. Писателю важно определить, в силу каких причин они сделали этот выбор, что подтолкнуло их к такому шагу. В этих драмах конфликт внешний и внутренний выстраиваются параллельно, разрешаются, правда, по-разному. Писателю, на наш взгляд, важнее все же человек, а обстоятельства, в том числе и исторически этапные, позволяют шире взглянуть внутрь персонажа.

Личную драму переживают Аксар и Юлавий. Любовь - великое чудо, это чувство придает силы бессильным, дарит крылья для полета возвышенным натурам. Любовь прозревает «незрячих», поднимает на ноги «ползающих», она -сила, великая, огромная, - утверждает своим произведением писатель. Сама драма - гимн любви, всепобеждающей, светлой и возвышенной. Единственное богатство Аксара - его чистое сердце, большая открытая душа, всеобъемлющая доброта. Да, ему трудно бороться с хозяином, имеющим полную над ним власть. И в этой трудности - сама притягательность. Герой борется за свою искреннюю любовь, борется за свою свободу, внешнюю и внутреннюю. По нему, люди не делятся на группы по толщине их кошельков. Он признает только один кодекс чести - человек должен быть Человеком. Быть чьей-то тенью он не собирается и смело вступает в бой за себя и за свою любимую Юлавий. Это противоборство строится на ряде столкновений, на внутренней борьбе, происходящей как в Юлавий, так и в Аксаре.

К. Коршунов в драме «Аксар и Юлавий» строго следует законам драматургии. В ней два плана действия идут в одном ключе, два конфликта объединяют в один круг буквально всех участников драмы. Идеи раскрываются через действие постепенно, а его ведут характеры главных героев. Второстепенные персонажи выполняют строго выверенные роли, главная их функция - полнее раскрыть характеры центральных героев. В ходе действия каждое эпизодическое лицо, выполняя служебную роль, показывает и индивидуальные свои особенности. Например, Лаймыр, слуга Курая, отец пятерых детей, на глазах у читателя (зрителя) катится в пропасть. Воля хозяина, слабость духа приводят его к убийству. Прежде чем совершить преступление, Лаймыр мучается, взвешивает все «за» и «против», доходит до умопомрачения. Совершив тяжкий грех, кается, пытается искупить вину убийством князя Курая, тем самым обрекая себя на полное одиночество, изоляцию от соплеменников.

Стройная композиция, высокое эмоциональное напряжение, которое достигается сочетанием поэтического языка с прозой, яркий образный язык героев, интересные многогранные характеры, их психологическая полнота, четкая линия конфликта, глубокий драматизм, возвышенный пафос, философичность содержания и образная взыскательность формы возводят драму в ряд заметных достижений марийской драматургии.

В драмах на бытовую проблематику («Прерванная мелодия» (1964), «Долг сердца» (1988)) внимание драматурга К. Коршунова также фокусируется на противоречивой человеческой натуре. Здесь намечены конфликты как между характерами, так и внутри характера. Последний представляет для писателя больший интерес. Внутреннее противостояние (Бобров «Прерванная мелодия», Миклай - «Долг сердца») приводит в финале этих драм к поступкам, на которые они вряд бы решились в одночасье. Так, Миклай, долго скрывавший перед семьей всю правду, выполняет свой долг перед любимой женщиной Клавдией Васильевной, дочерью Аидой, солдатом, который в войну спас

ему жизнь, наконец, перед детьми, сыном и снохой. А композитор Андрей Бобров перестает смотреть на мир сквозь розовые очки, поняв ошибку, допущенную 18 лет назад. Он идет на разрыв с женой. Финал в данной пьесе драматург оставляет открытым.

Жизненная сфера, которая служит основой конфликтов в вышеназванных драмах, достаточно широка. Однако предлагаемые современностью или недавним прошлым коллизии интересуют драматургов преимущественно в плане нравственной проблематики: важно понять, объяснить причины, позволяющие человеку справляться с выпавшими на его долю нелегкими обязательствами или, наоборот, мешающими ему выполнить свой долг. При этом героическое и повседневное противопоставляются далеко не всегда. Так как слишком часто жизнь ставит человека в такие ситуации, где выполнение обычного, повседневного дела становится актом высокого героизма. Как это было, например, в драме «Шарнет, Элиса?» («Помнишь, Элиса?», 1986). Неспокойное время испытывает героев на прочность, тревожная обстановка позволяет сорвать маски со всех. Вопрос жизни и смерти заставляет обнажить истинную суть каждого из героев: Арсения, Элису, Анук, Буркову.

Многообразна и богата представленная в пьесе галерея характеров, дающая отчетливое представление о том, что позволяет человеку вынести самые тяжелые испытания, выпадающие на его долю. У каждого из героев драмы - свой нрав, свои особенности, свои причины для тревог. Но они делают одно очень трудное, чрезвычайно нужное дело, которое позволяет высветить лучшее из того, что есть в каждом из них. Живут они по нравственному принципу, которые можно выразить словами «кто же, если не я». Это и есть источник силы духа, который позволяет человеку оставаться человеком в самых трудных условиях.

Итак, в драмах К. Коршунова выделяется следующая основная типология конфликта:

1) противоречие между характерами и обстоятельствами («На жизненном пути», «Аксар и Юлавий», «Помнишь, Элиса?», «Путник»);

2) противоречие между характерами («Аксар и Юлавий», «Прерванная мелодия»);

3) противоречие внутри характера, внутри одной личности («Долг сердца», «Грозовое зарево»).

Если подойти к типологии конфликта с точки зрения противоречия внешнего плана, основанного на тематике произведений, можно выделить следующую группировку конфликтной ситуации:

1) производственный конфликт («Родная земля», «Путник»);

2) бытовой («Прерванная мелодия», «На жизненном пути», «Долг сердца»);

3) социальный (Грозовое зарево», «Аксар и Юлавий»);

Следует подчеркнуть, что эта типология не точная, потому как в произведениях К. Коршунова можно найти переплетение разных конфликтных ситуаций. Ведь драматурга прежде всего интересует человеческий характер, а он раскрывается с разных позиций и сфер деятельности.

«Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках: с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности», - верно подметил исследователь Лессинг [1. С. 38-39]. В одном и том же герое драмы обнаруживаются разные стороны характера, поэтому с типологией не так все просто, она будет приблизительной.

Типологию характеров в драмах К. Коршунова можно обозначить таким образом:

1) многогранные, психологически выверенные характеры. Такими обычно являются главные герои драм. Они переживают внутренние противоречия, связанные в основном с проблемами личного характера. Таковы Аксар, Юлавий («Аксар и Юлавий»), Миклай («Долг сердца»), Валентина («Путник);

2) односторонние характеры. Персонажи с такими характерами обычно противостоят главным героям. Галерея таких действующих лиц весьма многочисленна. Это Голованов, Микитан Кргори, («Грозовое зарево»), Тамара, Виктор («Долг сердца») и др.;

3) социальные типы. Такие типы не обнаруживают индивидуальных свойств характера. Они прежде всего раскрываются не как личности, а как носители тех или иных убеждений, чаще всего это персонажи с идеологической «начинкой». Таковыми являются председатель колхоза Павел Вершинин («Родная земля»), механизатор Кирилл Петрович («Путник»), председатель колхоза Иван («Помнишь, Элиса?»). Таких персонажей у драматурга немного;

4) цельные характеры. Такие герои наделены твердой волей, хорошо понимают свою миссию в жизни, неотступно идут к намеченной цели. Таковы Ялантай («Аксар и Юлавий»), Светлицкий, Орина («Грозовое зарево»), Буркова, Анук, Борис Поликарпов («Помнишь, Элиса?»);

5) противоречивые характеры. Такой характер у К. Коршунова до определенной поры находится в состоянии «покоя». С развитием действия наступает перелом, и герои неожиданно раскрываются новыми гранями. Такова, например, Василиса («Грозовое зарево»). Причины взрыва зрели в ней очень долго, годами: двадцать лет назад отцом она была отдана замуж за обедневшего дворянина Голованова, чтобы тот приумножил его богатство. За эти года она устала быть управляющей и экономкой в собственном доме, устала быть собственной тенью. Она лишена возможности воспитывать свою дочь, так как муж считает, что Кате не место среди «грязных, трахомных черемис», да и женой Василиса чувствует себя все меньше и меньше. Федор приезжает сюда осенью закупать весь хлеб да весной, чтобы забрать его для продажи. Умная, сильная по натуре Василиса приходит в отчаяние. Именно в такой момент мы и застаем героиню: тоску-печаль свою утоляет в вине, задето и ее национальное самолюбие. Каплей, переполнившей чашу терпения, стала попытка мужа завладеть невинностью Орины. Совершенно опустошенная, глубоко несчастная, она ищет утешение в молитве. И тут Голованов приказывает поехать по деревням искать подводы. А это ее в данный момент волнует меньше всего. Пружина напряжена до предела. Звон колокола для нее - призыв разом решить собственные проблемы. Яркий пример Орины, заслонившей своим телом любимого Элексана, принявшей на себя пулю, заставляет Вачук пойти на отчаянный шаг. Со словами: «Это мой зверь, я должна его прикончить!.. Ну что, господин Голованов?!» - она стреляет в него.

По степени раскрытия характера можно выделить две группы:

1) статичный характер. Статичны в основном второстепенные персонажи. Они «вступают» в действие с готовым характером. Отрицательные персонажи тоже часто таковы. У К. Коршунова такими действующими лицами являются Тамара, Виктор («Долг сердца»), Катя, Лиза, Яша («Прерванная мелодия») и др.;

2) развивающий характер. Многие герои писателя имеют такой характер. Задача драматурга в том и состоит, чтобы высветить человека изнутри. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «чеканка», «печать». Слагаемые характера двойственны: с одной стороны, характер представляет собой отпечаток воспитания и действительности, которые формируют человеческую личность, с другой стороны, личность сама способна формировать свой характер. Характер, по нашему мнению, - это проявление индивидуумом конкретной сущности, в нем отражается непосредственное отношение к миру. Человек при решении определенных задач, вопросов, при осуществлении жизненно необходимых целей проявляет свой характер. К. Коршунов большое внимание уделяет подрастающему поколению. Его волнует вопрос становле-

ние характера молодого человека. Эта проблема раскрывается в таких драмах: «Путник» (Валентина, Евгений), «Прерванная мелодия» (Яша, Ирина), Лева, Арсений, Элиса («Помнишь, Элиса?»), Аида («Долг сердца»).

Внимание к внутреннему миру героев, к противоречиям внутреннего плана, стремление к гармонии двух планов сюжетной линии, к идейно-философской насыщенности характерно для литературных полотен К. Коршунова. Драматург хорошо понимает, что для создания характера масштабного, объемного недостаточно изображать внешние проявления тех или иных его поступков. Необходимо проникнуть в духовный мир персонажей, художественно исследовать сложную, многогранную психологию личности. Уже по своей природе драма как род литературы призвана изображать человека в очень напряженном эмоционально-психологическом состоянии в органической связи с окружающей средой.

Литература

1. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. М.; Л.: Academia, 1936. 519 с.

БОЯРИНОВА ГАЛИНА НИКИТЬЕВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской литературы и фольклора, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).

BOYARINOVA GALINA NIKITYEVNA - candidate of philological sciences, associate professor of Finno-Ugric Literature and Folklore Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 070 (470.345)

К.В. ДЕМЕНТЬЕВА

ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Ключевые слова: воздействие на общественное мнение, стереотип, плюрализм мнений, региональная пресса.

Рассмотрены основные методы воздействия региональной прессы на общественное мнение. Автором выделены перевес однозначных мнений, опора на плюрализм мнений, формирование стереотипов, повторение информации. На основе анализа информации выявлены факторы, от которых зависит позиция региональной прессы.

K.V. DEMENTIEVA IMPACT OF REGIONAL MEDIA ON PUBLIC OPINION Key words: impact on public opinion, stereotype, pluralism of opinions, the regional press.

This paper considers the main methods to influence the regional press on public opinion.

The author point out: the preponderance of single-valued opinions, support for pluralism, the formation of stereotypes, the repetition of information. Based on the analyzed information highlighted the factors which determine the position of the regional press.

Одной из наиболее острых проблем современного общества, вызывающей горячие споры среди представителей различных научных направлений, является проблема скрытого воздействия средств массовой информации на массовое сознание. Сегодня влияние на общественное мнение является той невидимой технологией управления общественной жизнью, которая пронизывает буквально все уровни социального взаимодействия, начиная от политико-правовых и заканчивая межличностными. По сути, человек современного общества формируется и функционирует в мегаинформационном пространстве, созданном массмедиа.

В практике СМИ сегодня широко используются методы влияния на общественное мнение, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений или инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.