Научная статья на тему 'Жанровые разновидности современной марийской драмы'

Жанровые разновидности современной марийской драмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
371
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровые разновидности современной марийской драмы»

Г.А. ЯКОВЛЕВА

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МАРИЙСКОЙ ДРАМЫ

Жанровые формы драмы исключительно разнообразны, как разнообразны реальные противоречия жизни и человеческих характеров. Проблематику современной марийской драмы, систему характеров, типологию конфликтов и разнообразие жанрово-стилевых исканий драматургов определяет устремленность современной художественной мысли к углубленному анализу процесса формирования личности, постижению нового в духовной жизни человека.

Расцвет этого жанра связан как с приходом в драматургию новых талантливых авторов (М. Рыбаков, К. Коршунов, В. Бояринова, Г. Гордеев, Ю. Байгу-за), так и с активизацией творческой деятельности опытных писателей (А. Волков, Н. Арбан). Приход в литературу талантливого драматурга с неповторимым миром и собственными героями - это всегда открытие новых художественных идей и образов, борьба за обновление жанровой формы, углубление жанрового содержания.

В середине 50-х годов XX в. драматурги, продолжая традиции зачинателей марийской литературы, создали ряд пьес на историческую тему. Обращение литературы к истории - закономерное явление, так как каждый народ интересуется своим прошлым; его представители изучают пройденные этапы, создают произведения, в которых исторические события представлены на высоком художественном уровне. Так, появились драматическая повесть С. Николаева «Акпарс» (1955), драматическая поэма К. Исакова «Арслан» (1957), драмы Н. Арбана «Тени минувшего» (1956), А. Волкова «Алдиар» (1961). В них драматурги, знакомясь с историческим материалом, отбирая их под определенным углом зрения и вырабатывая свою концепцию, размышляют о проблемах, волнующих наших современников, - о соотношении благих целей и жестоких средств в историческом деянии, о величии неприметного будничного подвига, о моральной стойкости и чистоте человека.

Такая жанровая тенденция марийской драматургии продолжается и в 19701980-е годы. В 1975 г. написана психологическая драма-легенда К. Коршунова «Аксар и Юлавий», посвященная событиям периода присоединения марийского края к Русскому государству. Эта эпоха характеризовалась многочисленными столкновениями, которые были вызваны борьбой за социальное и национальное освобождение. Драматизм этой эпохи вызван и междоусобными «войнами» разобщенных марийских племен. Созданная в 90-е годы трилогия молодого драматурга Г. Гордеева «Болтуш», «Князь Ортомо» (1994), «Не преклонюсь!» (2002) также посвящена изображению этих трагических лет. Обращение автора к историческому прошлому во многом было определено переменами в общественной жизни народа конца 1980 - начала 1990-х годов. Пьесы направлены на художественное решение таких важных проблем, как борьба за национальную независимость, судьба родного народа, оказавшегося перед выбором. В них драматург «раскрывает строй души наших предков, подчеркивая ее цельность, восприятие себя как части природы, органическое неприятие подлости» [2, с. 29]. История в них раскрывается через судьбы, жизненные перипетии отдельных героев.

События пьесы К. Коршунова «Несужденная судьба» (1998) разворачиваются в годы культа личности Сталина. Через жизненную судьбу главного героя

автор, как и во всех предыдущих произведениях, стремится к художественному исследованию человеческой души. Именно внутренний конфликт определяет развитие драматического действия, а гармонично «вплетенные» в него воспоминания, связанные с годами коллективизации, содействуют раскрытию характера главного героя.

В коллекции современной марийской драматургии преобладающее место отводится социально-психологической драме. В этом плане интересны пьесы

A. Волкова «Весенний ветер» (1964), К. Коршунова «На жизненном пути» (1960), «Родная земля» (1966), «Грозовое зарево» (1968), «Путник» (1983), а также «Хозяйка» (1987) М. Рыбакова. В них чувства и переживания героев раскрываются в переломные моменты жизни страны, их жизни. В 1980-1990-х годах социально-психологическая драма, по сравнению с драмой предшествующих десятилетий, отличается многими новшествами в построении сюжета, раскрытии характеров действующих лиц. Внимание драматургов направлено на решение социальных проблем действительности, которые разрешаются по-новому. Например, конфликт между «новаторами» и «консерваторами», который был характерен для большинства пьес 1960-1970 годов, в пьесе «Путник» (1983) К.Коршунова представлен с иных позиций. Автор изображает, как нелегок путь внедрения новых идей в нашу современную жизнь. Молодой инженер Евгений прошел суровую школу жизни. Вернувшись в родные края, он с большим воодушевлением включается в жизнь села. Но его «нововведения» многими принимаются «в штыки». В финале звучит вопрос: «Посторонний ли человек Евгений?». Автору близок этот герой. Корни Евгения - в родном селе, где родились он и его отец. И не удивительно то, что именно здесь он испытывает нравственное перерождение.

Герои М. Рыбакова решают многие острые проблемы современности. Драма «Хозяйка» (1987) также изображает процесс демократизации, начавшийся в стране в конце 1980-х годов. В произведении показано переустройство колхозной жизни. Автор утверждает мысль о том, что нужен толковый, переживающий за общее дело, руководитель. А нынешний, у которого на первом месте свои личные амбиции, не в силах вывести колхоз из застойного состояния. Управлять колхозом сельчане доверяют молодой и энергичной Ирине То-вашовой, которая своими действиями и поступками доказала умение работать в новых экономических условиях. Она полна энтузиазма, ее намерения направлены на улучшение жизни сельчан.

Особенность нравственно-психологической драмы заключается в способности выявлять социальную сущность изображаемых явлений в сфере нравственной жизни человека, через личные, повседневные взаимоотношения людей. В художественном анализе проявляется неразрывное единство социального и психологического. К произведениям подобного рода мы можем отнести пьесы «Помнишь, Элиса?» (1986) и «Долг сердца» (1988) К. Коршунова, «Дикий мед» (1980), «Венгерская рапсодия» (1984) М. Рыбакова, «Грех» (1989)

B. Регеж-Горохова, «Кукушка» (1989) Л. Яндакова. Эти драмы - о чистых, добрых отношениях между людьми. В то же время в них осуждаются ложь и коры-стье, страсть к богатству. Многие герои пьес - люди с «большим» сердцем, природной щедростью, натуры поэтические. Старик Ялпай из пьесы «Дикий мед» М. Рыбакова всю свою жизнь прожил на лоне природы. В его репликах аккумулирована народная мудрость. Образ старика Ялпая служит автору поводом для размышлений об отношении к духовному наследию предков.

Драму «Венгерская рапсодия» можно было бы назвать драмой-судьбой. Жизненная история главного героя Истакова Миклая, испытавшего многие трудности Великой Отечественной войны, раскрывается в социальнонравственном аспекте. Герой оценивает свою жизнь по особой шкале, любит жизнь и принимает ее со всеми ее радостями и несчастьями.

Герой К.Коршунова Миклай из пьесы «Долг сердца» также прошел по дорогам войны, вернулся инвалидом. Но он не унывает, помогает колхозу, трудится наравне со всеми. Драматург обращает внимание не только на трудовую натуру своего героя. Он подчеркивает в нем чувство долга. Долг главного героя перед семьей солдата, спасшего ему жизнь в годы войны, - основной лейтмотив произведения. «Это и наш долг перед каждым погибшим в бою солдатом», - так звучит голос автора в контексте произведения. Сюжетная линия, связанная с любовной историей Миклая и Клавдии Петровны, также связана с нравственнопсихологическими проблемами, раскрывает внутреннюю красоту героев.

Изображение личностного начала, противостояния духовного и бездуховного, отражение поисков истины, преодоления самого себя, борьбы с собственными заблуждениями характерны для лирико-психологических пьес К. Коршунова «Прерванная мелодия» (1964), В. Бояриновой «Белая лебедь» (1965), М. Рыбакова «Моркинские напевы» (1975). Герои этих пьес - люди высокой нравственности, возвышенных идеалов. Они не разделяют свои интересы на личные и общественные и не противопоставляют их, живут по совести. Из-за своей бесхитростности, открытости они часто остаются беззащитными пред проявлениями зла, переживают драму в подлинном смысле этого слова. Такими качествами обладают и Андрей Бобров из «Прерванной мелодии», и Тоня, героиня пьесы «Белая лебедь», и Стапан Микале в «Моркинских напевах».

«Прерванная мелодия» К. Коршунова затрагивает проблему счастья человека, его идеала. Любовь, семейные отношения занимают в ней значительное место. В драме не наблюдается острых конфликтов. Все герои находятся на «внутреннем перепутье». «Прерванная мелодия» К. Коршунова - произведение «о любви вечно молодой, о жизни побеждающей, торжествующей, о верности и искренности, красоте отношений между людьми» [1, с. 250]. Насыщенная лиризмом (и образ мелодии, и сама натура Боброва, и мотив любви) эта драма отличается психологическим осмыслением событий и людей.

В пьесе М. Рыбакова «Моркинские напевы» создан поэтический, романтически обобщенный образ моркинской мелодии, который можно рассматривать как лейтмотив и как образ-символ, через который открываются характеры персонажей. Веселые песни сельской молодежи под гармошку Микале в летнюю ночь в первой картине передают безмятежность, спокойствие. Предстает образ традиционной марийской деревни. Песни-диалоги гармониста и Манюк раскрывают нежные отношения между ними. Через все испытания военных лет они сумели пронести свою любовь. В финале пьесы именно под моркинскую свадебную песню Микале и Манюк соединяют свои сердца. В счастливой развязке одновременно звучит музыка в честь победы над фашистскими захватчиками.

Лиризм в сочетании с глубоким психологизмом и драматизмом определяет художественный строй лирико-психологических драм К. Коршунова, В. Бояриновой, М. Рыбакова.

Пьесы молодого драматурга Ю. Байгузы «Шелковые качели» (1993) и «Заря над пропастью» (1993) тяготеют к жанру философской драмы. Опираясь на форму притчи, драматург вместе со своими героями размышляет о смысле жизни,

будущих путях человечества, извечных нравственных истинах. Его герои выступают не только как мыслители, задумывающиеся над коренными проблемами жизни, но и как борцы, отличающиеся активными действиями, смелыми поступками. В пьесах «Шелковые качели» и «Заря над пропастью» Ю. Байгуза достигает большой смысловой емкости драматического текста, соединяя в одно целое мно-гопроблемность, широкую иносказательность. Обращаясь к жанровой форме драмы-притчи, автор стремился к постижению жизненных вопросов в ее природной сущности. Свойственная его произведениям философская образность связана прежде всего с раздумьями о сложной диалектике связей между человеком и миром.

Большим достижением марийской драмы можно считать драматическую поэму А. Ивановой «Храни меня, мой Светлый бог!» (1997). Ее содержание напрямую соотносится с вечными культурно-историческими задачами искусства, связанными с поисками смысла жизни, бессмертия, борьбой добра и зла. Развитие действия в ней подчинено раскрытию душевного мира центрального героя Марины, ее духовного развития. Характер Марины, полный человеческого обаяния и внутренней силы, раскрыт психологически тонко. А лирикофилософские суждения самого автора гармонируют с душевной энергией Марины. Язык произведения, насыщенный тропами, лирическими фигурами, вполне соответствует лирико-философской направленности драмы.

Богатая жанровая палитра драмы свидетельствует об активном творческом поиске марийскими драматургами 1950-1990-х годов форм выражения авторской идеи, обогащения новыми подходами, взглядами на актуальные социально-нравственные проблемы.

Литература

1. Иванов А.Е. Марийская драматургия: Основные этапы развития / А.Е. Иванов. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1969. 274 с.

2. Кульбаева Н.И. Марийский ТЮЗ: начало пути (молодая драматургия на сцене театра) / Н.И. Кульбаева // Литература и время: сборник статей. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. С. 6-40.

ЯКОВЛЕВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА родилась в 1973 г. Окончила Марийский государственный университет. Старший преподаватель кафедры марийской литературы Марийского университета. Область научных интересов - марийская драматургия. Автор свыше 20 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.