ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МАРИЙСКОГО ДРАМАТУРГА М. РЫБАКОВА*
Г. А. ЯКОВЛЕВА,
специалист по учебно-методической работе кафедры журналистики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ)
М. Рыбаков - один из значительных художников слова современной марийской литературы. Уже в первом прозаическом сборнике «Мик-Мек» (1959) определились его художественные принципы: взгляд на противоречия в обществе, своеобразная манера письма, стремление к раскрытию нравственного мира героя. Используя народные шутки и прибаутки, которые легли в основу его юмористических рассказов, писатель раскрывает интересные характеры людей, передает богатство разговорной речи.
Как о драматурге М. Рыбаков заявил о себе в начале 60-х гг. XX в. Приход в литературу драматурга с неповторимым миром и собственными героями - это всегда открытие новых художественных идей и образов. В этом смысле интересна уже первая пьеса автора - «Братья» (1960).
В пьесе молодого драматурга основное внимание было уделено проблемам, связанным с укреплением экономики колхоза. Частная сторона сельской жизни - строительство телятника - стала поводом для столкновения колхозников и шабашников. Однако за внешним действием стоит углубленное раскрытие противоречий колхозного произ-
*Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.0716.
© Яковлева Г. А., 2013
водства, ведется разговор о разном понимании общественно-нравственных ценностей.
Новизна пьесы «Братья» - в серьезной заявке на всесторонний анализ человеческого характера. Следующие произведения М. Рыбакова «У чертова оврага» (1962), «Переполох» (1967), «Солдатка» (1969), «Хлеб» (1970), «Он-тон» (1972), «Майра из Шайры» (1972), «Моркинские напевы» (1975), «Дикий мед» (1980), «Венгерская рапсодия» (1984), «Хозяйка» (1987) продолжают и углубляют выбранное М. Рыбаковым направление.
Умение вторгаться в трудные коллизии, острые конфликтные ситуации, возникающие в современной действительности, раскрывать их через яркие, выразительные характеры героев - одна из основных сторон творческого успеха М. Рыбакова. Драматург понимал, что важен не сам по себе жизненный материал, а его нравственное наполнение, стремление человека стать личностью. Вбирая в себя приметы времени, он ищет новые грани в характере героя, новые, подсказанные жизнью, типы конфликтных ситуаций. Такие стороны поэтики драматурга наиболее четко проявились в пьесах «Хозяйка», «Венгерская рапсодия», «Моркинские напевы», «Дикий мед».
Драма «Хозяйка» изображает процесс демократизации, начавшийся в стране в
конце 1980-х гг. Поставленные в пьесе проблемы рационального управления колхозным производством, внедрения передовых принципов хозяйствования драматург исследует диалектически, с учетом возникающих противоречий, показывая, что решение этих проблем не только преобразовывает жизнь села, но и несет с собой немало потерь, а подчас порождает и подлинные человеческие драмы.
Умение вторгаться в трудные коллизии, острые конфликтные ситуации, возникающие в современной действительности, раскрывать их через яркие, выразительные характеры героев - одна из основных сторон творческого успеха М. Рыбакова.
Конфликт в пьесе развертывается главным образом на отношениях между Товашовой и Ямбаевым. Драматург не случайно заменяет бывшего председателя, «отца», новым - «дочерью». Таким образом, он не только завязывает внешний, социальный узел взаимоотношений, но и раскрывает внутреннюю диалектику их связей. Ямбаев - настоящий отец Ирины, но она об этом не хочет знать. Молодая женщина не осуждает, не критикует его, но в душе не принимает за настоящего отца («...Ямба-ев считается моим отцом. Мой настоящий - Товашов Андрей Васильевич. "Отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал", - сказала я Ямбаеву в прошлый раз и сегодня заявляю то же самое. Он сам потерял отцовское счастье») [3, 6]. Но личные отношения не мешают Ирине Товашовой принимать правильные решения в производственном плане.
Через образ бывшего председателя колхоза Ямбаева драматург выражает идею о внутренней силе героя. Ему после многих жизненных неудач удается сохранить веру в себя, в его духовном мире происходят коренные перемены, он внутренне преображается.
Ирина Товашова, «хозяйка», так с уважением называют ее колхозники, стоит на передовых позициях колхозного переустройства. В первую очередь ее волнуют социально-бытовые проблемы сельчан («Сначала все для людей, а будут кадры -остальное решится») [3, 26]. По ее мнению, именно реальные, действительные предложения и дела, а не пустые обещания способны привлечь людей к сельскому труду, улучшить их благосостояние.
Предельную сущность человека М. Рыбаков пытается выявить в пьесах о Великой Отечественной войне. Значительная роль этих пьес в развитии марийской драматургии определяется не только тем, что трудная судьба простого солдата оказалась предметом пристального художественного внимания, но и глубиной авторской социально-философской концепции нравственных качеств человека, выявившихся в годы суровых испытаний.
В пьесе «Венгерская рапсодия» драматург, обратившись к героическим эпизодам военного времени (в прологе пьесы даются военные действия на венгерской земле), основное внимание сосредоточил на раскрытии внутреннего богатства Миклая Истакова. Происходящие с ним в послевоенное время события предстают как сплошная цепь испытаний. Домой он вернулся калекой: израненный, контуженный, не способный нормально разговаривать. Но герой не падает духом: работает в колхозе сторожем, воспитывает приемную дочь. Через всю жизнь он пронес верность первой любви, память о боевых товарищах, которые геройски погибли в боях на венгерской земле. В финале произведения к герою возвращаются память и речь. Он впервые ощущает полноценную радость и счастье.
Главный герой пьесы «Моркинские напевы» Стапан Микале предстает перед читателями как ярко выраженная личность. Многое пришлось ему испытать в годы войны: пережить гибель отца, а позднее и смерть матери, узнать фашистское заточение, почувствовать
себя на грани жизненной катастрофы (когда врачи сообщают ему о его слепоте), желание отказаться от своей любви. Изображая героя в таких кризисных драматических ситуациях, подвергнув самой жесткой проверке, драматург стремился раскрыть сущность человека, его истинные духовные истоки. Через связь с музыкой М. Рыбаков высвечивает внутреннее богатство героя, его нравственный облик. Мелодия помогла возродить искалеченную душу, поверить в свои силы и любовь. На таком лирическом фоне драматург выводит идею о внутреннем богатстве человека военного времени.
Принципиально важное творческое открытие М. Рыбакова в пьесе «Мор-кинские напевы» заключается в том, что поэтичный, романтически обобщенный образ моркинской мелодии становится движущей пружиной в раскрытии характеров героев. Веселые песни сельской молодежи под гармошку Микале в летнюю ночь в первой картине передают образ традиционной марийской деревни с ее безмятежностью, спокойствием. Песни-диалоги гармониста и Манюк раскрывают нежные отношения между юношей и девушкой, сумевшими через все испытания военных лет пронести свою любовь. В финале пьесы под моркинскую свадебную Мика-ле и Манюк соединяют свои сердца. В счастливой развязке также звучит музыка в честь победы над фашистскими захватчиками.
Драма «Моркинские напевы» М. Рыбакова с ее пафосом героики, с обнаженным драматизмом, своеобразным сплавом романтичности и психологизма, поэтизацией человеческого подвига на войне способствовала обогащению содержания и жанрово-стилевых форм марийской драматургии о минувшей войне.
М. Рыбаков во многих своих произведениях разрабатывал морально-этические проблемы. Старик Ялпай из пьесы «Дикий мед» выступает носителем высоких этических принципов. Его
внутренняя энергия высвечивает лица тех, кто стоит рядом с ним, - и дочери Олики, чьи моральные принципы строятся на верности и любви, и внучки Саню, человека, твердо убежденного в верности избранного пути, и профессора Айдара Шуматова, человека внутренней интеллигентности, но двадцать лет живущего «не своей жизнью». Супруга Шуматова Варя, человек корыстных целей, мещанского характера, держала его «взаперти». А настоящая стихия Айдара находилась на свободе, на лоне родного леса. Через двадцать лет, благодаря туеску с медом, Шума-тов возвращается к своему истинному началу, открывает новую, чистую страницу своей жизни.
Драма «Моркинские напевы» М. Рыбакова с ее пафосом героики, с обнаженным драматизмом, своеобразным сплавом романтичности и психологизма, поэтизацией человеческого подвига на войне способствовала обогащению содержания и жанрово-стилевых форм марийской драматургии о минувшей войне.
Развертывая драматическое действие в двух временных плоскостях (50-е и 70-е гг.), драматург ведет многостороннее наблюдение за своими героями, исследует их жизненные принципы в развитии.
Пьеса «Дикий мед» - свидетельство интенсивных творческих исканий писателя, совершенствования художественного мастерства, расширения жанрового диапазона его драматургии, использования новых структурно-композиционных, стилевых средств. Характеры героев раскрываются не только в повседневном течении жизни, но и в мучительных размышлениях о прожитом, в раздумьях о путях постижения истины. Благодаря такому подходу герои М. Рыбакова не просто
положительные или отрицательные. Каждый из них имеет и достоинства, и недостатки; очень часто они не поддаются однозначной трактовке.
Пьеса «Дикий мед» -свидетельство интенсивных творческих исканий писателя, совершенствования художественного мастерства, расширения жанрового диапазона его драматургии, использования новых структурно-композиционных, стилевых средств.
М. Рыбаков относится к тем писателям, которым близки и комедийные краски, и психологически углубленный подтекст. Используя комические элементы и богатство разговорной речи, драматург стоял на переднем плане высмеивания и человеческих пороков, и жизненных недостатков. В этом отношении наиболее интересны сатирические комедии «Майра из Шайры» (1972), «Суета» (1985), трагикомедия «Приданое для сына» (1988), сатирическая фантасмагория «Похмелье» (1990). Интенсивнее осваивая актуальные темы современности, они стали ближе к жизни по кругу разрабатываемых вопросов, по содержанию конфликтов, многообразнее по специфическим приемам и средствам исследования жизненных противоречий. Драматург не осуждает своих героев, не пытается перевоспитать их. Для него важен тот факт, что герои сами с учетом своих ошибок стараются отойти и от старых привычек, и от прежних взглядов на жизнь.
Плодотворным доказательством сказанного является сатирическая фантасмагория М. Рыбакова «Похмелье», в сюжете которой - жизненные и человеческие пороки, выведенные на передний план с началом перестройки в стране. Главный герой пьесы, Игнатий Озамбаевич Байгузин, представляет «обобщенный тип человека, стоящего
на высоком уровне социальной пирамиды» [2]. Используя аллегорическую форму, автор исследует состояние нашего общества в перестроечное время; в пьесе реальные и фантастические картины сменяют друг друга. Правильный выбор жанровой формы позволил драматургу в наиболее общем плане выразить свое отношение к тем переменам, которые произошли в нашем обществе с началом демократизации и гласности.
Трагикомедия «Приданое для сына» посвящена изображению столкновения двух принципиально противоположных взглядов на жизнь, Как мы знаем, главная задача трагикомедии - показать «относительность критериев восприятия жизни: трагическое оборачивается смешной стороной, в комическом проступает ощущение трагедии» [1, 75]. В произведении М. Рыбакова конкретные жизненные ситуации рассматриваются с разных точек зрения и рождают о стрый непримиримый конфликт. В образе Серапи проявляется сильная личность, всю свою жизнь женщина посвятила благополучию сына. А у Фифы, снохи Серапи, смысл жизни заключается в гонке за богатством. Через открытое столкновение этих героев автор пытается понять, почему в наше время «приданое готовят для сына».
Творчество М. Рыбакова занимает одно из ведущих мест в современной марийской литературе. Каждым своим произведением он совершенствовал свой творческий почерк, свое мировосприятие.
Поступила 06.03.2013
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Литература и язык : современная иллюстративная энциклопедия. - М. : Росмэн-Пресс, 2006. - 584 с.
2. Поморцева, Б. Мужчина в халате и тапочках // Марийская правда. - 1990. -29 марта.
3. Рыбаков, Н. Ф. Оза вате : пьесе-влак / Н. Ф. Рыбаков. - Йошкар-Ола : Марий книга издательство, 1992. - 348 с.