Научная статья на тему 'Творческая индивидуальность марийского драматурга М. Рыбакова'

Творческая индивидуальность марийского драматурга М. Рыбакова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / МАРИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ДРАМА / КОМЕДИЯ / ЖАНР / ДРАМАТИЗМ / CREATIVITY / MARI DRAMA / DRAMATURGY / COMEDY / GENRE / DRAMATIC EFFECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Галина Анатольевна

Анализируется творческая индивидуальность М. Рыбакова – автора многих жанровых форм в марийской драматургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative personality of Mari play-writer Mikhail Rybakov

The article discusses the artistic personality of a well-known Mari play-writer Mikhail Rybakov. The author was concerned with ethical and moral qualities of his contemporaries, looked for new techniques and tools to achieve his goal. He is the author of many genres in Mari drama.

Текст научной работы на тему «Творческая индивидуальность марийского драматурга М. Рыбакова»

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МАРИЙСКОГО ДРАМАТУРГА М. РЫБАКОВА*

Г. А. ЯКОВЛЕВА,

специалист по учебно-методической работе кафедры журналистики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ)

М. Рыбаков - один из значительных художников слова современной марийской литературы. Уже в первом прозаическом сборнике «Мик-Мек» (1959) определились его художественные принципы: взгляд на противоречия в обществе, своеобразная манера письма, стремление к раскрытию нравственного мира героя. Используя народные шутки и прибаутки, которые легли в основу его юмористических рассказов, писатель раскрывает интересные характеры людей, передает богатство разговорной речи.

Как о драматурге М. Рыбаков заявил о себе в начале 60-х гг. XX в. Приход в литературу драматурга с неповторимым миром и собственными героями - это всегда открытие новых художественных идей и образов. В этом смысле интересна уже первая пьеса автора - «Братья» (1960).

В пьесе молодого драматурга основное внимание было уделено проблемам, связанным с укреплением экономики колхоза. Частная сторона сельской жизни - строительство телятника - стала поводом для столкновения колхозников и шабашников. Однако за внешним действием стоит углубленное раскрытие противоречий колхозного произ-

*Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.0716.

© Яковлева Г. А., 2013

водства, ведется разговор о разном понимании общественно-нравственных ценностей.

Новизна пьесы «Братья» - в серьезной заявке на всесторонний анализ человеческого характера. Следующие произведения М. Рыбакова «У чертова оврага» (1962), «Переполох» (1967), «Солдатка» (1969), «Хлеб» (1970), «Он-тон» (1972), «Майра из Шайры» (1972), «Моркинские напевы» (1975), «Дикий мед» (1980), «Венгерская рапсодия» (1984), «Хозяйка» (1987) продолжают и углубляют выбранное М. Рыбаковым направление.

Умение вторгаться в трудные коллизии, острые конфликтные ситуации, возникающие в современной действительности, раскрывать их через яркие, выразительные характеры героев - одна из основных сторон творческого успеха М. Рыбакова. Драматург понимал, что важен не сам по себе жизненный материал, а его нравственное наполнение, стремление человека стать личностью. Вбирая в себя приметы времени, он ищет новые грани в характере героя, новые, подсказанные жизнью, типы конфликтных ситуаций. Такие стороны поэтики драматурга наиболее четко проявились в пьесах «Хозяйка», «Венгерская рапсодия», «Моркинские напевы», «Дикий мед».

Драма «Хозяйка» изображает процесс демократизации, начавшийся в стране в

конце 1980-х гг. Поставленные в пьесе проблемы рационального управления колхозным производством, внедрения передовых принципов хозяйствования драматург исследует диалектически, с учетом возникающих противоречий, показывая, что решение этих проблем не только преобразовывает жизнь села, но и несет с собой немало потерь, а подчас порождает и подлинные человеческие драмы.

Умение вторгаться в трудные коллизии, острые конфликтные ситуации, возникающие в современной действительности, раскрывать их через яркие, выразительные характеры героев - одна из основных сторон творческого успеха М. Рыбакова.

Конфликт в пьесе развертывается главным образом на отношениях между Товашовой и Ямбаевым. Драматург не случайно заменяет бывшего председателя, «отца», новым - «дочерью». Таким образом, он не только завязывает внешний, социальный узел взаимоотношений, но и раскрывает внутреннюю диалектику их связей. Ямбаев - настоящий отец Ирины, но она об этом не хочет знать. Молодая женщина не осуждает, не критикует его, но в душе не принимает за настоящего отца («...Ямба-ев считается моим отцом. Мой настоящий - Товашов Андрей Васильевич. "Отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал", - сказала я Ямбаеву в прошлый раз и сегодня заявляю то же самое. Он сам потерял отцовское счастье») [3, 6]. Но личные отношения не мешают Ирине Товашовой принимать правильные решения в производственном плане.

Через образ бывшего председателя колхоза Ямбаева драматург выражает идею о внутренней силе героя. Ему после многих жизненных неудач удается сохранить веру в себя, в его духовном мире происходят коренные перемены, он внутренне преображается.

Ирина Товашова, «хозяйка», так с уважением называют ее колхозники, стоит на передовых позициях колхозного переустройства. В первую очередь ее волнуют социально-бытовые проблемы сельчан («Сначала все для людей, а будут кадры -остальное решится») [3, 26]. По ее мнению, именно реальные, действительные предложения и дела, а не пустые обещания способны привлечь людей к сельскому труду, улучшить их благосостояние.

Предельную сущность человека М. Рыбаков пытается выявить в пьесах о Великой Отечественной войне. Значительная роль этих пьес в развитии марийской драматургии определяется не только тем, что трудная судьба простого солдата оказалась предметом пристального художественного внимания, но и глубиной авторской социально-философской концепции нравственных качеств человека, выявившихся в годы суровых испытаний.

В пьесе «Венгерская рапсодия» драматург, обратившись к героическим эпизодам военного времени (в прологе пьесы даются военные действия на венгерской земле), основное внимание сосредоточил на раскрытии внутреннего богатства Миклая Истакова. Происходящие с ним в послевоенное время события предстают как сплошная цепь испытаний. Домой он вернулся калекой: израненный, контуженный, не способный нормально разговаривать. Но герой не падает духом: работает в колхозе сторожем, воспитывает приемную дочь. Через всю жизнь он пронес верность первой любви, память о боевых товарищах, которые геройски погибли в боях на венгерской земле. В финале произведения к герою возвращаются память и речь. Он впервые ощущает полноценную радость и счастье.

Главный герой пьесы «Моркинские напевы» Стапан Микале предстает перед читателями как ярко выраженная личность. Многое пришлось ему испытать в годы войны: пережить гибель отца, а позднее и смерть матери, узнать фашистское заточение, почувствовать

себя на грани жизненной катастрофы (когда врачи сообщают ему о его слепоте), желание отказаться от своей любви. Изображая героя в таких кризисных драматических ситуациях, подвергнув самой жесткой проверке, драматург стремился раскрыть сущность человека, его истинные духовные истоки. Через связь с музыкой М. Рыбаков высвечивает внутреннее богатство героя, его нравственный облик. Мелодия помогла возродить искалеченную душу, поверить в свои силы и любовь. На таком лирическом фоне драматург выводит идею о внутреннем богатстве человека военного времени.

Принципиально важное творческое открытие М. Рыбакова в пьесе «Мор-кинские напевы» заключается в том, что поэтичный, романтически обобщенный образ моркинской мелодии становится движущей пружиной в раскрытии характеров героев. Веселые песни сельской молодежи под гармошку Микале в летнюю ночь в первой картине передают образ традиционной марийской деревни с ее безмятежностью, спокойствием. Песни-диалоги гармониста и Манюк раскрывают нежные отношения между юношей и девушкой, сумевшими через все испытания военных лет пронести свою любовь. В финале пьесы под моркинскую свадебную Мика-ле и Манюк соединяют свои сердца. В счастливой развязке также звучит музыка в честь победы над фашистскими захватчиками.

Драма «Моркинские напевы» М. Рыбакова с ее пафосом героики, с обнаженным драматизмом, своеобразным сплавом романтичности и психологизма, поэтизацией человеческого подвига на войне способствовала обогащению содержания и жанрово-стилевых форм марийской драматургии о минувшей войне.

М. Рыбаков во многих своих произведениях разрабатывал морально-этические проблемы. Старик Ялпай из пьесы «Дикий мед» выступает носителем высоких этических принципов. Его

внутренняя энергия высвечивает лица тех, кто стоит рядом с ним, - и дочери Олики, чьи моральные принципы строятся на верности и любви, и внучки Саню, человека, твердо убежденного в верности избранного пути, и профессора Айдара Шуматова, человека внутренней интеллигентности, но двадцать лет живущего «не своей жизнью». Супруга Шуматова Варя, человек корыстных целей, мещанского характера, держала его «взаперти». А настоящая стихия Айдара находилась на свободе, на лоне родного леса. Через двадцать лет, благодаря туеску с медом, Шума-тов возвращается к своему истинному началу, открывает новую, чистую страницу своей жизни.

Драма «Моркинские напевы» М. Рыбакова с ее пафосом героики, с обнаженным драматизмом, своеобразным сплавом романтичности и психологизма, поэтизацией человеческого подвига на войне способствовала обогащению содержания и жанрово-стилевых форм марийской драматургии о минувшей войне.

Развертывая драматическое действие в двух временных плоскостях (50-е и 70-е гг.), драматург ведет многостороннее наблюдение за своими героями, исследует их жизненные принципы в развитии.

Пьеса «Дикий мед» - свидетельство интенсивных творческих исканий писателя, совершенствования художественного мастерства, расширения жанрового диапазона его драматургии, использования новых структурно-композиционных, стилевых средств. Характеры героев раскрываются не только в повседневном течении жизни, но и в мучительных размышлениях о прожитом, в раздумьях о путях постижения истины. Благодаря такому подходу герои М. Рыбакова не просто

положительные или отрицательные. Каждый из них имеет и достоинства, и недостатки; очень часто они не поддаются однозначной трактовке.

Пьеса «Дикий мед» -свидетельство интенсивных творческих исканий писателя, совершенствования художественного мастерства, расширения жанрового диапазона его драматургии, использования новых структурно-композиционных, стилевых средств.

М. Рыбаков относится к тем писателям, которым близки и комедийные краски, и психологически углубленный подтекст. Используя комические элементы и богатство разговорной речи, драматург стоял на переднем плане высмеивания и человеческих пороков, и жизненных недостатков. В этом отношении наиболее интересны сатирические комедии «Майра из Шайры» (1972), «Суета» (1985), трагикомедия «Приданое для сына» (1988), сатирическая фантасмагория «Похмелье» (1990). Интенсивнее осваивая актуальные темы современности, они стали ближе к жизни по кругу разрабатываемых вопросов, по содержанию конфликтов, многообразнее по специфическим приемам и средствам исследования жизненных противоречий. Драматург не осуждает своих героев, не пытается перевоспитать их. Для него важен тот факт, что герои сами с учетом своих ошибок стараются отойти и от старых привычек, и от прежних взглядов на жизнь.

Плодотворным доказательством сказанного является сатирическая фантасмагория М. Рыбакова «Похмелье», в сюжете которой - жизненные и человеческие пороки, выведенные на передний план с началом перестройки в стране. Главный герой пьесы, Игнатий Озамбаевич Байгузин, представляет «обобщенный тип человека, стоящего

на высоком уровне социальной пирамиды» [2]. Используя аллегорическую форму, автор исследует состояние нашего общества в перестроечное время; в пьесе реальные и фантастические картины сменяют друг друга. Правильный выбор жанровой формы позволил драматургу в наиболее общем плане выразить свое отношение к тем переменам, которые произошли в нашем обществе с началом демократизации и гласности.

Трагикомедия «Приданое для сына» посвящена изображению столкновения двух принципиально противоположных взглядов на жизнь, Как мы знаем, главная задача трагикомедии - показать «относительность критериев восприятия жизни: трагическое оборачивается смешной стороной, в комическом проступает ощущение трагедии» [1, 75]. В произведении М. Рыбакова конкретные жизненные ситуации рассматриваются с разных точек зрения и рождают о стрый непримиримый конфликт. В образе Серапи проявляется сильная личность, всю свою жизнь женщина посвятила благополучию сына. А у Фифы, снохи Серапи, смысл жизни заключается в гонке за богатством. Через открытое столкновение этих героев автор пытается понять, почему в наше время «приданое готовят для сына».

Творчество М. Рыбакова занимает одно из ведущих мест в современной марийской литературе. Каждым своим произведением он совершенствовал свой творческий почерк, свое мировосприятие.

Поступила 06.03.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Литература и язык : современная иллюстративная энциклопедия. - М. : Росмэн-Пресс, 2006. - 584 с.

2. Поморцева, Б. Мужчина в халате и тапочках // Марийская правда. - 1990. -29 марта.

3. Рыбаков, Н. Ф. Оза вате : пьесе-влак / Н. Ф. Рыбаков. - Йошкар-Ола : Марий книга издательство, 1992. - 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.