Научная статья на тему 'Образная символика марийской драматургии 1980-х годов (на материале творчества К. Коршунова)'

Образная символика марийской драматургии 1980-х годов (на материале творчества К. Коршунова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНАЯ СИМВОЛИКА / СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ДОРОГИ / МАРИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ПЬЕСЫ К. КОРШУНОВА / CREATIVITY OF K. KORSHUNOV / MARI DRAMATIC ART / PLAYS / IMAGE-SYMBOLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляева Татьяна Николаевна

В плане исследования характера и роли образов-символов в марийской драматургии последней четверти XX в. безусловный интерес представляют пьесы К. Коршунова «Путник» и «Долг сердца», ярчайшие художественные достижения как в творчестве этого автора, так и во всей марийской литературе этого периода. Образ-символ в произведениях драматурга играет важную роль в выстраивании сюжетных линий, направляет действие. Он становится композиционным средством, приемом индивидуализации героев. Символические образы пьесы позволяют писателю глубже раскрыть чувства, мысли героев, их характеры. От анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к исследованию сути процессов, выявлению социальных коллизий времени. При этом каждый из его героев проходит свой почти всегда очень сложный жизненный путь. Символизация в конечном итоге становится средством выражения мыслей и чувств самого автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGURATIVE SYMBOLIC OF MARI DRAMA OF 1980TH (ON A MATERIAL OF CREATIVITY OF K. KORSHUNOV)

By way of research of character and a role of images-symbols in Mari dramatic art last quarter of XX century K.Korshunov's plays: «Traveller» and «The Duty of heart» are the greatest represent art achievements, both in creativity of this author, and in all Mari literature of this period. The image-symbol in products of the writer's works play an important role in forming subject lines, directs action. It becomes composite means, reception of an individualization of heroes. Symbolical images of the play allow the writer to open more deeply feelings, ideas of heroes, their characters. From the analysis of concrete everyday occurrences the playwright goes to research of essence of processes, to revealing social collisions of time. Thus each of his heroes passes almost very difficult life. Symbolization, finally, becomes means of expression of ideas and feelings of the author.

Текст научной работы на тему «Образная символика марийской драматургии 1980-х годов (на материале творчества К. Коршунова)»

Т.Н. БЕЛЯЕВА

ОБРАЗНАЯ СИМВОЛИКА МАРИЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 1980-х ГОДОВ (на материале творчества К. Коршунова)

Ключевые слова: образная символика, символические образы дороги, марийская драматургия, пьесы К. Коршунова.

В плане исследования характера и роли образов-символов в марийской драматургии последней четверти XX в. безусловный интерес представляют пьесы К. Коршунова «Путник» и «Долг сердца», ярчайшие художественные достижения как в творчестве этого автора, так и во всей марийской литературе этого периода.

Образ-символ в произведениях драматурга играет важную роль в выстраивании сюжетных линий, направляет действие. Он становится композиционным средством, приемом индивидуализации героев.

Символические образы пьесы позволяют писателю глубже раскрыть чувства, мысли героев, их характеры. От анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к исследованию сути процессов, выявлению социальных коллизий времени.

При этом каждый из его героев проходит свой почти всегда очень сложный жизненный путь. Символизация в конечном итоге становится средством выражения мыслей и чувств самого автора.

T.N. BELYAEVA FIGURATIVE SYMBOLIC OF MARI DRAMA OF 1980th (on a material of creativity of K. Korshunov)

Key words: Mari dramatic art, plays, image-symbols, creativity of K. Korshunov.

By way of research of character and a role of images-symbols in Mari dramatic art last quarter of XX century K.Korshunov's plays: «Traveller» and «The Duty of heart» are the greatest represent art achievements, both in creativity of this author, and in all Mari literature of this period.

The image-symbol in products of the writer’s works play an important role in forming subject lines, directs action. It becomes composite means, reception of an individualization of heroes.

Symbolical images of the play allow the writer to open more deeply feelings, ideas of heroes, their characters. From the analysis of concrete everyday occurrences the playwright goes to research of essence of processes, to revealing social collisions of time. Thus each of his heroes passes almost very difficult life. Symbolization, finally, becomes means of expression of ideas and feelings of the author.

В плане исследования характера и роли образов-символов в марийской драматургии последней четверти XX в. безусловный интерес представляют пьесы К. Коршунова «Путник» и «Долг сердца», ярчайшие художественные достижения как в творчестве этого автора, так и во всей марийской литературе этого периода. За драму «Путник» (1983) К. Коршунов был удостоен Государственной премии Марийской АССР. В основу пьесы положено противоборство между «новаторами» и «консерваторами». «Новатор» в пьесе - Евгений, «человек со стороны», путник. У него непростая биография. Однажды, защищая девушку, он попал в тюрьму и не успел закончить учебу. Но будущий инженер-механик не сломался, остался честным, принципиальным, нравственно чистым человеком. Возвратившись домой, он случайно попадает в деревню на берегу Волги, знакомится с Валентиной, влюбляется в нее, остается в деревне, внеся переполох в жизнь всех персонажей пьесы. За короткий срок Евгений завоевывает авторитет, находит поддержку со стороны не только председателя совхоза, но и молодежи, колхозников, своей энергией, оптимизмом заряжает многих.

Так, в пьесе К.Коршунова обозначается образ-символ дороги, многогранный и многоликий. Во-первых, жизненная дорога Евгения. Постепенно у героя, находившегося на перепутье, появляется четкая цель в жизни.

Во-вторых - это путь возрождения разорившегося хозяйства. Евгений сумел заинтересовать молодых людей, оставить их в колхозе на взаимовыгодных условиях. Значит, в-третьих, это путь молодых парней и девушек, остающихся или возвращающихся в родной колхоз.

Миклаю (трактористу) и Кириллу Петровичу, отцу Валентины, Евгений не по нраву, так как его нововведения разрушали уже сложившуюся систему труда и

человеческих отношений, которая устраивала их обоих. До него им были открыты все дороги жизни: новая техника - через каждые три года, условия работы -самые выгодные, располагающие к выполнению и перевыполнению плана, хорошая зарплата, уважение и почет, награды. Их выступление против деятельности Евгения проистекало из того, что нарушался их покой, привычный уклад жизни. Евгений «перешагнул» протоптанную ими дорогу. Итак, в-четвертых, в пьесе речь идет о жизненных позициях («дорогах») Миклая и Кирилла Петровича, оказавшихся в стороне от общественной жизни.

В-пятых, это пути-дороги, открывающиеся перед выпускниками школы, в частности, перед Валентиной: «Дорога... Впереди сто неизвестных дорог, какая из них моя, как правильно выбрать? Вечер-то какой!..» [2, с. 7. Здесь и далее перевод автора. - Т.Б.]. Вопрос риторический, но читателю ясно, что Валентина не утратит своей живости и жизнерадостности. К такому выводу подталкивает сама фраза, произносимая героиней: «Хочется далеко пробежаться босиком по водной глади Волги!» [2, с. 7].

Каждый из названных путей корректируется жизнью. Так, Валентина, полюбив Евгения, остается в деревне.

В-шестых, в пьесе есть еще одна дорога - это дорога Буркова, отца Евгения, в родную деревню. Его несостоявшееся счастье. И вот в поисках сына он приезжает на родину. Марина его не забыла, но понимает, что им не суждено быть вместе: «М а р и н а. Старую дорогу перепахали вместе с пашней» [2, с. 60].

Итак, образ-символ играет важную роль в выстраивании сюжетных линий, направляет действие. Он является ключевым в противоборстве «консерваторов» и «новаторов», стремящихся к естественной, честной и чистой жизни, к единению и доверию, которые и должны стать нормами взаимоотношений между людьми.

Обращает на себя внимание и другой образ-символ - красные кирпичи. Евгений часто приходит на место, где раньше был дом его деда. Когда-то его прадед был купцом и на самом высоком месте берега реки построил дом, откуда на 10-15 километров были видны леса, поля, река. Теперь на этом месте мечтают построить свой дом Евгений и Валентина: «Е в г е н и й (вытаскивает и кладет на пол кирпичи, лежащие в угловом ящике). Собрал на месте дома прадеда. Остались зарытыми среди крапивы. Когда беру их в руки, сердце начинает биться, словно готово выскочить наружу, словно хочет что-то мне сказать» [2, с. 45]. Кирпичи — это символическое выражение мечты Евгения, истоков человеческой жизни, а также родных мест и сородичей, это символ верности проверенным веками морально-нравственным законам.

Этот образ-символ, как и образ дороги, становится композиционным средством, приемом индивидуализации героев.

Главный герой другой пьесы Коршунова «Долг сердца» (1988) - Миклай -участник войны, кавалер трех орденов. Возвратившись с войны инвалидом, даже на пенсии продолжает помогать родному колхозу: откармливает по 10-15 телят. У Миклая беспокойное сердце: его волнуют совхозные проблемы, дела молодежи, односельчан. Он не может пройти мимо беспорядков, обеспокоен падением нравственности в обществе. Война не покалечила его морально: Миклай остался таким же крепким, несгибаемым, с чистой душой и совестью. Перед обществом, а главное, перед самим собой, он чувствует два долга: сердца и души. В герое нет душевного равновесия: он с давних пор питает нежные чувства к своей соседке Клавдии Васильевне. Она и дочь Аида - его самые близкие люди, но, тем не менее, они живут врозь. И это обстоятельство сильно угнетает героя. «Ты мне счастье подарил, Миклай. (Подумав). Может это краденое счастье? Мы с тобой как оставшиеся на снегу два алых цветочка. Выпал снег, а эти забытые цветы до сих пор стоят в саду. Кому захочется, пробираясь через глубокие сугробы, по-

смотреть на них. Все еще живы... Спасибо, Миклай» [2, с. 71], - признается Клавдия Михайловна Миклаю спустя много лет.

И еще одно обстоятельство сильно (мучает) Миклая: «Столько лет в сердце вынашиваю ложь. Когда училась в интернате, училище - еще не так. Сейчас же вором себя чувствую» [2, с. 71]. Ему не хватает духу сказать Аиде, что он ее родной отец.

Кроме этих сердечных долгов перед самыми близкими ему людьми, герой чувствует также долг моральный: «Над головой чистое небо, за деревней зеленая роща, лес, солнце. Подумать только: я, стоящий одной ногой в могиле, до сих пор живу на земле.

43 года назад должен был погибнуть. Видишь, до сих пор живу. Тяжело раненного, полуживого из ледяной воды вытащил на берег пожилой солдат. Мне жизнь подарил, а сам погиб. До сих пор иногда его голос слышу: "Потерпи, сынок, еще чуточку, потерпи." Кто был этот человек? Наверное, и семья, и дети были. А мы-то сегодня еще на жизнь смеем жаловаться! Все время чего-то не хватает. Стыдно!» [2, с.105].

Миклай старался всегда жить в ладу с совестью. У него высокая шкала ценностей, которая не всем понятна и доступна. Почти с первых эпизодов автор указывает на различие между Миклаем и Тамарой. Это антиподы, два противоположных мировосприятия, две жизненные позиции, два человека, с несовместимыми шкалами ценностей.

Для Тамары деньги, собственность - главная ценность жизни. Она мечтает поскорее прибрать к рукам деньги свекра, построить на них дачу на берегу Волги. Белое пианино в пьесе - это символ ее мечты о богатстве. Героиня знала, где поставит пианино, при этом ни сама, ни ее родственники не умели играть на нем. Просто эта дорогая, трехтысячерублевая вещь была бы свидетельством их достатка, некоей утонченности. Но когда тесть подарил пианино своей талантливой дочери Аиде, Тамара в порыве гнева бросается на инструмент с топором в руках. «Веками человечество накапливало знания, старалось избавиться от невежества. Но злой нрав до сих пор дает о себе знать» [2, с. 119], - оценивает поступок Тамары Аида.

Чем ближе к финалу, тем стремительнее разворачиваются события пьесы. «Счастливцем и победителем приходит на свое подворье Миклай. Узаконивает свои отношения с Клавдией, и теперь он может прижать к груди и дочь Аиду» [1, с. 4]. А свой моральный долг Миклай реализует сполна, отдав в Фонд мира 30 тысяч рублей. Это приносит ему, наконец, душевное спокойствие: «Я счастлив, дорогие сын и невестка!.. А что еще надо в жизни, Витек! Как говорила твоя мать, только бы войны не было. Жизнь - это игра, цветок. Сегодня я от имени рода нашего сделал большое дело. Сегодня я отдал свой давнишний долг» [2, с. 118].

Таким образом, символические образы пьесы позволяют писателю глубже раскрыть чувства, мысли героев, их характеры. От анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к исследованию сути процессов, выявлению социальных коллизий времени. При этом каждый из его героев проходит свой почти всегда очень сложный жизненный путь. Символизация в конечном итоге становится средством выражения мыслей и чувств самого автора.

Литература

1. Поморцева Б. В ладу с совестью / Б. Поморцева //_Марийская правда. 1988. 9 мая.

2. Коршунов К. Шум парым: пьеса-влак / К. Коршунов. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1989. 280 с.

БЕЛЯЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА родилась в 1978 г. Окончила Марийский государственный университет. Старший преподаватель кафедры марийской литературы Марийского университета. Область научных интересов - поэтика современной марийской драматургии. Автор 11 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.