УДК 821.511.152.-21
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОРДОВСКОЙ ДРАМЫ 1960-1980-х гг.
© Ю.Г. Антонов
В настоящей статье исследуется жанрово-тематическое развитие мордовской драмы 1960-1980 гг. При рассмотрении исторической и бытовой психологической драмы основное внимание уделяется специфике драматического конфликта и своеобразию характера героя.
Ключевые слова: мордовская драма; историко-революционная пьеса; бытовая психологическая драма.
Мордовская литература, утверждая гуманистические принципы, выдвигает в центр художественного познания личность в ее связях с окружающей действительностью, историей, общественным движением. Развитие этой тенденции определяется дальнейшей активизацией творческих поисков, которые подтверждаются произведениями разных жанров. Устремленность современной художественной мысли к углубленному анализу процесса формирования личности, постижению нового в духовной жизни человека определяет проблематику и систему характеров, типологию конфликтов и разнообразные направления жанрово-тематических исканий драматургии.
В поле зрения драматургии находятся характеры в тех измерениях, которые выявляют нравственный потенциал личности. Обращаясь к конфликтам этическим, драма вместе с тем проникает в сущность общественных процессов, постигает бесконечно многообразный мир человека. В таких пьесах «проявляло себя то качество драматургии, которое в первую очередь отвечало горьковскому требованию - быть «человековедением», открывать еще не открытое в облике человека» [1]. Освобождаясь от схем, драматические конфликты обретают раскованность, внутреннюю силу, которая раскрывает мысли и чувства персонажей.
Основательную разработку получил в мордовской драматургии рассматриваемого периода исторический жанр, который отличается большим тематическим разнообразием. В жанре героико-революционной драмы написаны «Осенние звезды» С. Фетисова, «На рассвете» Г. Меркушкина, «Миг свободы», «В то жаркое лето» А. Терешкина и др.
Героико-революционная драма характеризуется многообразием проблематики, стилей, конфликтных коллизий. Основу поисков в этом направлении составляют исследовательский интерес; философский подход к решению проблемы; раздумья над нравственными идеалами, сложными процессами ломки общественных устоев и установлением новых отношений в обществе.
В основу историко-революционной пьесы А. Терешкина «В то жаркое лето» положены подлинные события, развернувшиеся летом 1918 г. на территории Мордовии. Драматическое действие, как и происходящие в то время события, разворачивается стремительно и динамично. Из пролога становится ясно, в какой сложной ситуации оказалась новая власть. И без того напряженная ситуация на узловой станции Рузаевка осложняется предательством отряда черноморских моряков, примкнувших к анархистам и покинувших фронт. Председатель уездного комитета большевиков Петраков дает распоряжение небольшому отряду рабочих во главе с сотрудником ЧК Волховым разоружить и нейтрализовать анархистов.
Волхов выступает перед матросами и убеждает их сдать оружие. Во время выступления, пытаясь предотвратить разоружение анархистов и поднять панику, в него стреляет белогвардейский офицер Савицкий. В уездный комитет приходят сообщения, одно тревожнее другого. Драматизм пьесы возрастает. Эсеры и белогвардейские агенты тайно готовят мятеж, цель которого - сорвать наступление Красной армии на Симбирск.
Автор стремится показать весь спектр политической борьбы. Среди героев есть представители различных партий и течений, существовавших во время Гражданской вой-
ны. Здесь и большевики, и анархисты, и эсеры, и монархисты. В остром и напряженном конфликте драматург сталкивает две идеологии. Он пытается показать роль различных сил в происходящей борьбе. Типические черты большевиков автор стремится создать в характерах Петракова, Путиловой, Сигаева. Драматург рисует их людьми твердой воли, сильных духом, действия которых направлены на достижение поставленной цели. Ради идеи они готовы пожертвовать собственной жизнью.
Наиболее удачным в пьесе является образ Сани-Шторма, испытавшего на себе влияние различных взглядов на революцию. Он проходит путь от стихийного бунтаря-анархиста, каким мы видим его в начале действия, до сознательного борца за новую власть. Саня не хочет больше жить в невежестве и бесправии, ищет пути выхода из сложившихся обстоятельств. Поиски этого пути приводят его к большевикам, лозунги которых соответствуют его устремлениям. Саня понимает, что только с такими, как Сигаев, Петраков, Волхов он найдет верную жизненную дорогу.
Совершенно в других тонах А. Терешкин рисует противников большевиков. Каждый из них преследует свои корыстные цели. Так, для агента эсеров Розалии и бывшего жандармского полковника Савицкого главным являются не идеи их партии, а стремление любой ценой получить драгоценности, которые прячет сестра Розалии Ефросиния. Автор, противопоставляя характеры персонажей из двух антагонистических лагерей, стремится показать состоятельность одних и обреченность других. Пьеса А. Терешкина «В то жаркое лето» на частном примере показывает типические черты эпохи Гражданской войны, ее движущие мотивы.
Историко-биографическая драма особенно активно начинает развиваться в 1970-е гг. Более интенсивное развитие этого направления связано не только с художественным воспроизведением истории и личности, но и стремлением авторов преломить их через восприятие актуальной социальной и нравственной проблематики. Изображение личности становится естественной чертой произведения, которое устремлено к философскому анализу и психологическому исследованию изображаемых характеров исторических
лиц. Историческая драматургия этого периода раскрывает социально-историческое содержание, идейную обусловленность деятельности человека. В этот период появляются пьесы А. Терешкина «Крестник его величества» и «В прошении отказать», Г. Меркушкина «Звезда поэта».
Герои этих драм - личности, воплощающие в себе прогрессивные тенденции исторического процесса. Это или борец против социального гнета, протестант, революционер («Крестник его величества»), или прогрессивный общественный деятель, ратующий за цивилизованное и культурное общество («В прошении отказать»), или представитель национальной культуры, ее активный деятель, своим творчеством открывающий новые пути в области культуры, литературы и искусства, приумножающий славу своего народа («Звезда поэта»).
Характеры героев этих пьес - борцов за национальный прогресс, свободу и счастье -являются образцом высокого человеческого и нравственного идеала. Знакомство с ними способствует формированию таких необходимых свойств души, как целеустремленность, осознание долга, умение до конца отдавать силы избранному делу.
В ряду историко-биографических пьес интерес представляет драма «Крестник его величества». В произведении художественно решается проблема взаимоотношений самодержавной власти с демократически настроенной интеллигенцией. Конфликт пьесы -борьба передовых людей России с монархическим строем за демократию, против угнетения и произвола, который держит в напряжении действие от начала и до конца. Идейной основой драмы являются подлинные факты и события истории, имеющие определяющее значение и усиливающие реалистическую основу произведения.
В обрисовке персонажей особое место драматург уделяет поэту-демократу Александру Полежаеву - центральному герою. Главным в характере Полежаева является не точное дозирование сильных и слабых качеств данной личности, а то, что эти качества всегда выступают как отражение времени и связаны с сильными и слабыми сторонами той исторической эпохи, которая представлена данным деятелем и воплощается в его индивидуальном облике.
В этом образе воплощены лучшие черты передовой русской интеллигенции первой половины XIX в., черты революционера-демократа. Его борьба за свободу показывается уже в первой картине пьесы, когда он еще юношей вместе с братьями Критскими, прогрессивной молодежью России выступает против самодержца-царя. Сочувствие драматурга к исторической личности помогает создать более яркий и живой образ. А. Те-решкин выходит за пределы частной жизни Полежаева. Глубоко и полноценно запечатлена его деятельность в тесной связи с общественно-политическим движением той эпохи.
Драма А. Терешкина «Крестник его величества» воссоздает яркий образ, высокий нравственный облик поэта-демократа А.И. Полежаева. Драматург выдвигает на первый план психологически мотивированные поступки Полежаева, приведшие к столкновению с режимом. Образ поэта показан в развитии, во взаимодействии с существующей действительностью. В личной судьбе и индивидуальных особенностях своего героя автор ищет отражение истории.
Историко-биографическая пьеса, воссоздавая в художественных персонажах и драматических ситуациях конкретных людей и исторические события, расширяет жанровые и тематические границы мордовской драмы, связывает историю и современность глубокими размышлениями о месте и роли личности в обществе.
Великая Отечественная война как событие большого исторического масштаба находится под пристальным вниманием драматургов. В своих пьесах, поднимающих проблему «человек и война», они анализируют характер героя в неимоверно трудных условиях, когда человеку невозможно утаить свое истинное лицо.
В пьесах «Седьмые сутки пути...» и «Сороковины» А. Терешкин, обращаясь к эпизодам Великой Отечественной войны, сосредоточил главное внимание не на воспроизведении конкретных перипетий борьбы, а на раскрытии душевного мира героев, их мыслей, чувств, переживаний. Пристальное внимание автора к постижению взаимосвязей между событиями войны и человеческими судьбами, к выявлению идейных и моральных истоков победы сочетаются с напряженным драматизмом. Пьесы близки друг другу пре-
жде всего углубленным психологизмом, интересом к разработке неоднозначных человеческих характеров.
Действие в пьесе «Седьмые сутки пути... » разворачивается в годы войны на территории, только что освобожденной от немецких захватчиков. Из Мордовии в Белоруссию идет эшелон с зерном, скотом и продовольствием. Это помощь мордовского народа братскому белорусскому. Эшелон сопровождают комиссар Сергей Романов и женщины-колхозницы Анна, Евдокия и Ирина. Автор изображает своих героев в наиболее драматические моменты, когда раскрывается истинная сущность их характеров: цельность и чистота. Они движимы одной мыслью: как можно быстрее доставить многострадальному белорусскому народу «эшелон жизни».
В драматическое действие автор вводит небольшое количество персонажей. Он ограничивает повествование всего одними сутками из жизни героев. Небольшое количество героев, короткий промежуток времени действия придают драме А. Терешкина динамическое развитие сюжетной линии, стремительное раскрытие характеров, сценичность. Взаимоотношения между героями в драме автор изображает с глубокой любовью и знанием человеческого характера, испытанного тяжелым военным лихолетьем.
У каждого персонажа своя судьба, свой характер, но всех их связывает вера в победу, стремление выполнить возложенную на них миссию, бесстрашие перед врагами.
В пьесе, наряду с утверждением душевной красоты, высокой человечности, автор показывает и другую сторону суровой военной правды: духовное убожество, нравственную опустошенность людей, предавших Родину. Полицай Дымич и власовец Федор изображаются омерзительными и страшными. А. Терешкин сумел показать истоки, приведшие Дымича и Федора к измене. Ды-мича приводит в полицаи обида на советскую власть: «В начале вроде было по пути с ней. До революции мы жили небогато. Милостыню не собирали, но и досыта не ели. После гражданской землю нам дали. Эта самая Советская власть и дала... Плакал я, от радости плакал, когда мне участок нарезали. Это уже была моя земля!.. Работал как в пьяном угаре! Вот они, мозоли, до сих пор не
сошли... Зато доброе хозяйство справил! Другим на зависть... Женился. Дочь родилась. Радоваться бы!.. Но тут - бац! Кулаком объявили. И порешили меня уничтожить как класс... А за что? Чужого не брал, не грабил, не убивал... Хлеб растил! Разве от этого не было пользы государству?! Но следователь в районе внушил мне обратное. Крепенько внушил...» [2].
Перегибы, допущенные в процессе коллективизации, стали причиной необоснованных репрессий среди крестьянства. Многие из несправедливо осужденных в годы войны перешли на сторону противника, пытаясь таким образом отомстить власти за нанесенные обиды. Таких, как Дымич, военная машина фашизма толкала на дальнейшие преступления, и они становились карателями и уничтожали целые деревни: сжигали дома, убивали людей. Правдивое изображение реалий войны и на их фоне человеческих характеров со всеми положительными и отрицательными качествами является основной задачей А. Терешкина.
Гуманный облик людей, боровшихся за победу не только на фронте, но и в глубоком тылу, раскрывается в драме А. Терешкина «Сороковины». Главная мысль ее в том, что человек должен выстоять в тяжелейших испытаниях и сохранить в себе все лучшее. В развитии драматического действия автор основное внимание уделяет тому, как крепла психология человека, основанная на чувстве коллективизма в военные годы. Люди тыла у А. Терешкина едины в своих помыслах. Они, не жалея сил, трудятся ради победы над врагом.
Пьесу отмечает четкость композиции, живость действия, образность языка. Автор стремится к максимальной концентрации событий, психологии на небольшом отрезке времени и пространстве. Его интересует не событийная сторона жизни, а психология людей, течение их мыслей и чувств, проявившихся в обстоятельствах военного времени. Образы женщин, нарисованных А. Те-решкиным, отличаются правдивостью и реальностью. В их характерах автору удалось изобразить типические черты настоящих тружениц, отдающих все силы ради победы. Героинь А. Терешкина отличают преданность, бескорыстие, доброта, отзывчивость. Чем больше несчастий обрушивается на них,
тем ближе они друг к другу, участливее и добрее к окружающим.
Наиболее сложным и противоречивым является в драме образ Трифона, судьба которого трагична. Он проходит трудный и неоднозначный путь к духовному и нравственному прозрению. На примере этого образа автор показывает моральную ответственность человека за все его поступки. Уйти от ответственности за них, подчеркивается в драме, не удастся никому и никогда. Попытка спастись от призыва на фронт, желание выжить любой ценой приводят Трифона к предательству. Приняв большую дозу отравы, он не только угробил свое здоровье, но и подписал себе приговор. От него отвернулись не только односельчане, но и родная мать. Драматург не изображает конкретных деталей, помогающих понять внутренние импульсы поступков, совершенных Трифоном. Одно ясно, что трусость, малодушие являются предательством по отношению к себе самому, Родине. Слишком поздно он начал прозревать. Трагическая смерть является логическим завершением судьбы этого персонажа.
Драму А. Терешкина «Сороковины», кроме ярких образов и стройной сюжетной линии, отличает яркая речевая характеристика героев. Язык персонажей индивидуализирован и «воссоздает ритм внешней и внутренней жизни действующего лица на сцене, психологически-интонационно продолжая и углубляя действие. Он не только передает прямой смысл произносимых слов, но выражает оттенки чувства, порою скрываемого за словом» [3]. Интересной особенностью произведения является большое количество песен, посредством которых автор передает мысли, настроения и внутренний мир героев.
В драмах, отображающих события Великой Отечественной войны, на первый план выходит внутренний мир героя, его моральная ответственность перед самим собой и перед историей за совершаемые поступки и деяния. Герои таких пьес высоко гуманны, художественно правдивы. Они наделены такими качествами характера, которые помогают выстоять в тяжелых условиях войны.
В драматургии рассматриваемого периода значительное место занимает бытовая психологическая драма, в которой главное внимание сосредоточено на раскрытии ду-
ховного мира, личной жизни человека и его связей с широким кругом общественных проблем. Обращение к данному жанру позволяет «проникнуть в сущность жизненных явлений, обновить систему образных приемов для отображения острых психологических коллизий, открывать перед драматургами новые горизонты художественных возможностей в обрисовке героев» [4].
Постановка волнующих морально-этических вопросов, попытка через личные и любовные коллизии раскрыть важные нравственные и общественные проблемы действительности отличают пьесу А. Щеглова «Осторожно: плохой человек». События,
изображаемые в драме, происходят в мордовской деревне. В пьесе - не только семейные коллизии, но и конфликты, возникающие на почве различного отношения персонажей к тем или иным процессам, происходящим в обществе. В экспозиции автор знакомит читателя почти со всеми действующими лицами. В основе сюжета лежит незамысловатая история. Действие развивается неторопливо.
Автора интересуют нравственные, душевные коллизии персонажей, вопросы их моральной ответственности за свои поступки. Разными путями идут они к постижению смысла жизни, по-разному складываются их судьбы.
Центральный образ пьесы, вокруг которого сосредоточивается большая часть действия, - образ Тани. Ее мир оценивается драматургом отнюдь не однозначно. На первый взгляд, она выступает за справедливость, не приемлет нечестность (история с медалью), но с другой стороны, у нее сформировалось иждивенческое представление о жизни. Она не может устоять перед легкими житейскими соблазнами и идет на компромисс с совестью. Кажется, что Таня совершает поступок, не имеющий внутренней логики, и делает сознательно нравственный выбор. Она не переживает, принимая нелепое решение. Однако драматург обнаруживает закономерность в ее поступках. Уже в начальных сценах пьесы она с трудным, неустойчивым, импульсивным характером не умеет дорожить дружбой, пытается возвыситься над товарищами, не имеет твердых взглядов на жизнь.
Проверке на нравственную зрелость подверглись и родители Тани, которые не смогли способствовать проявлению высоких духовных качеств дочери. Таня поздно поняла совершенную ошибку, она переживает внутреннюю драму. Произойдет ли духовное прозрение в финале - неясно.
К недостаткам драмы можно отнести то, что слишком много проблем пытается охватить А. Щеглов в одном произведении. Желание заострить их иногда приводит к драматической скороговорке. Пьеса так перенасыщена событиями, что реальность происходящего порой становится условной, и судьбы персонажей (Лемова, Катюшина, Людмилы Павловны) часто теряются в стремительной смене событий. Но эти недостатки не снижают значения драмы, которая отличается свежестью мысли, глубоким проникновением в духовный мир современного человека.
В пьесе Н. Голенкова «Заплесневелые души» ставятся острые и актуальные проблемы современности. Драматург пытается придать своей пьесе широкое общественное звучание, поставить в ней сложные вопросы. Привлекают внимание автора проблемы нравственной, моральной чистоты общества; вопросы воспитания молодого поколения, влияния семьи на формирование человека; непримиримость к любым проявлениям фальши и лицемерия. Н. Голенков пытается вскрыть социальные и психологические корни потребительского отношения к жизни, многих негативных явлений, которые расцвели в период застоя: протекционизма и взяточничества, наркомании, спекуляции, воровства, «вещизма». Все эти явления связаны с социальным и нравственным климатом времени. Драматург стремится раскрыть внутренние особенности своего героя, показать «степень его связей с миром, с обществом, то есть общественную направленность его действий, взглядов, находящихся в диалектическом единстве понятий абсолютного и относительного в моральном» [5].
К сожалению, многопроблемность заставляет автора разбить сюжет на множество линий, которые подчас не находят своего логического завершения. События в пьесе разворачиваются в семейном кругу Мади-ных, иногда в них включаются и другие персонажи, непосредственно связанные с членами этой семьи. Конфликт этой драмы скла-
дывается из столкновений различных человеческих судеб. Драматические коллизии, возникшие в семье Мадиных, вливаются в острый конфликт времени и позволяют автору раскрыть характеры персонажей.
Пьеса является по существу драматургическим дебютом Н. Голенкова, поэтому ей свойственны некоторые недостатки. Вместе с тем, автор сумел остро поставить проблему, стремится идти своими художественными путями в раскрытии темы. Есть в пьесе напряженная интрига и неожиданные сценические повороты, но в ней слабо обозначена общественная подоплека драматических коллизий, многие из которых не находят социального и психологического обоснования. В пьесе не выявляются глубинные причины нравственного падения героев, недостаточно индивидуализированы характеры персонажей.
Таким образом, мордовская драма 19601980-х гг. художественно осваивает широкий жанрово-тематический спектр, внутри которого выделяются историческая и бытовая психологическая составляющие. В развитии исторического жанра заметно тяготение к критическим, переломным моментам в истории. Эта особенность вытекает из понимания того, что развитие человечества не является простым эволюционным процессом, что самыми интересными для художника являются эпохи прошлого - эпохи коренных революционных изменений действительности. Предметом исследования писателей становится человеческий характер, находящийся на вершине событий, происходящих в переломные моменты истории. Характерной чертой развития такой темы в нашей драматургии является «устремленность к гармоничному сочетанию подлинного историзма, реальной правды истории и обострившейся потребности извлечь из исторического прошлого уроки, актуальные для современности,
осветить день вчерашний опытом сегодняшних мыслей и представлений» [4, с. 312].
Наряду с исторической драмой, в которой драматизм обнаруживается непосредственно в потоке конкретных исторических событий, составляющих сценическое действие, активизируются творческие искания в жанре бытовой психологической драмы. Она достигла значительных успехов в воссоздании нравственного облика современного героя - человека, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах. Актуальность тематики, острота затронутых проблем, стремление найти новые эстетические пути их решения - вот ее отличительная особенность. Драма, прежде всего, поднимает вопросы нравственного совершенствования личности, внимание автора сосредоточено на этических процессах, происходящих в нашем обществе.
1. Бугров Б.С. Русская советская драматургия (1960-1970-е годы). М., 1981. С. 7.
2. Терешкин А. Пьесы. Саранск, 1986. С. 184.
3. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. М., 1963. С. 325.
4. Бугров Б.С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов. М., 1987. С. 76.
5. Асенчик Н.А. Морально-эстетические проблемы и их идейно-художественное решение в современной белорусской драматургии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Мн., 1988.
Поступила в редакцию 10.01.2010 г.
Antonov Yu.G. Genre-thematic peculiarities of mordovian drama of 1960-1980-s.
The given article studies genre-thematic development of Mordovian drama in 1960-1980-s. While analyzing historic and everyday life drama special attention is paid to specific character of dramatic conflicts and character’s distinctness.
Key words: Mordovian drama; historic-revolutional drama; psychological drama of everyday life.