УДК 821(470.345-25)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДРАМЕ А. ПУДИНА «КАНАЗОР»
Ю. Г. Антонов, Ю. А. Мишанин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
В статье анализируется историческая драма А. Пудина «Каназор». Цель исследования - выявить особенности авторской интерпретации исторических событий начала XIII века, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие мордовского этноса; раскрыть особенности построения характеров основных персонажей произведения, являющихся подлинными историческими лицами; подметить место фольклорных элементов в произведении как важной художественной составляющей сюжета, построения образной системы и словесно-выразительных средств. Используется культурно-исторический метод, позволяющий выявить особенности художественного осмысления этнической истории, подметить особенности национального характера, являющегося предметом анализа в исследуемом произведении, а также контекстуальный и культурологический принципы герменевтического метода, позволяющие выделить этническую культурно-историческую составляющую в художественном построении образной системы произведения. Объектом художественного осмысления в драме становится историческая личность и ее деяния. Драматург, опираясь на подлинные исторические факты, художественно интерпретирует важный этап этнической истории. В центре конфликтной коллизии произведения образы двух мордовских князей, создавая которых автор использует как исторические факты, так и художественный вымысел, их не искажающий, и элементы устного народного творчества. В драме характеры Пуреша и Пургаса строятся на их отношении к историческим обстоятельствам, через восприятие которых и формируются индивидуальные черты персонажей. Пьеса А. Пудина «Каназор», рассматривая истоки формирования национальной идентичности, средствами художественной литературы стремится выявить национальную специфику формирования характера исторической личности, оказавшей определенное влияние на развитие истории народа. Воссоздает подлинную атмосферу далекого прошлого, используя при этом не только достоверные исторические сведения, но и национальный фольклор, в котором сохранились многие аспекты жизни наших предков.
Ключевые слова: мордовская драматургия, историческая драма, действие, характер, авторская интерпретация, историческая личность, персонаж, фольклор, художественная концепция.
THE ARTISTIC PRESENTATION OF THE HISTORICAL FIGURE IN A. PUDIN'S DRAMA "KANAZOR"
Yu. G. Antonov, Yu. A. Mishanin
National Research Mordovian State University. N. P. Ogarev, Saransk
The article analyzes the historical drama by A. Pudin "Kanazof'. The purpose of the study is to reveal the specific features of the author's interpretation of historical events of the early 13 th century that had a significant impact on developing the Mordovian ethnos, to describe the features of creating main characters, whose prototypes are historical figures, and to describe the role of folklore elements as an important artistic component of constructing the plot and the characters, and of verbal expressive means. The author uses cultural-historical method to describe the specific features of the ethnic history artistic interpretation and the features of the national character that is the subject of analyzing in the work under study. The contextual and cultural principles of the hermeneutic method are also used to distinguish the ethnic cultural and historical component in the artistic construction of the character system of the dramatic work. The object of artistic comprehension in the drama is the historical figure and his or her deeds. The playwright, relying on true historical facts, artistically interprets an important stage in ethnic history. At the core of conflict presented in the dramatic work there are the figures of two Mordovian princes. To create them, the author uses historical facts, artistic fiction and elements of oral folk art. In the dramatic work, the characters of Puresh and Purgas are created in the context of historical circumstances. A. Pudin's play "Kanazor" considers the origins of the national identity formation through the means of imaginative literature and identifies the national specifics of developing a historical figure character that has had a certain impact on the development of the history of the Mordovian people. The dramatic work recreates the authentic atmosphere of the distant past through using not only true historical information, but also national folklore, which keeps many aspects of our ancestors' life.
Keywords: Mordovian drama, historical drama, action, character, author's interpretation, historical figure, hero, folklore, artistic concept.
© Антонов Ю. Г., Мишанин Ю. А., 2017
Художественная интерпретация истории -одна из основных составляющих литературного творчества - занимает важное место в мордовском художественном дискурсе. Традиция обращения к прошлому формируется еще в устном народном творчестве, которое трактует исторические события и деяния личности с присущей фольклору идеализацией. В авторской литературе обращение к истории, личности становится более объективным, направлено на художественное воссоздание тех или иных событий или жизни человека. Обращение к историческому жанру характерно не только для эпических и лиро-эпических жанров, но и для драмы, которая художественно трактует наиболее значительные эпизоды этнической истории и биографии людей, внесших заметный вклад не только в национальную, но и мировую культуру. Одним из наиболее активно работающих в этом направлении национальных драматургов является А. Пудин, чья историческая драматургия стала заметным явлением финно-угорской литературы.
Представленные в статье результаты способствуют раскрыть особенности авторской интерпретации трагических событий далекого прошлого, выявить своеобразие художественной обрисовки неординарной личности, оставившей заметный след в истории этноса.
Эмпирическим материалом исследования стал текст драмы А. Пудина «Каназор». Для анализа художественного текста в аспекте авторской интерпретации истории и личности использован культурно-исторический метод, позволяющий выявить особенности художественного осмысления этнической истории, подметить особенности национального характера, являющегося предметом анализа в исследуемом произведении. Также используются контекстуальный и культурологический принципы герменевтического метода, позволяющие выделить этническую культурно-историческую составляющую в художественном построении образной системы произведения.
Историческая личность и его деяния становятся объектом художественного анализа в драматургии А. Пудина. Он создает ряд произведений, в которых средствами драматургии воссоздает образы реальных людей. Драматург обращается к разным периодам истории. Драма «Каназор» отсылает нас к рубежу ХП-ХШ веков - ко времени появления первых государственных образований у мокши и эрзи, достоверные сведения о которых сохранились в русских летописях, заметках арабских и европейских путешественни-
ков, посетивших территории заселенные мордвой. «В начале XIII в. у мордвы были налицо все признаки, соответствующие тому уровню исторического развития <...>. Возникают раннефеодальные государственные объединения» [6, с. 30]. В летописях зафиксированы сведения «о мордовской «Пургасовой волости» и о «Пургасовой Руси», т. е. о территориальном политическом объединении, во главе которого стоял мордовский князь Пургас.
Летописи упоминали и о другом мордовском князе - Пуреше. Эти князья, сосредоточившие в своих руках военную и политическую власть, вступали в договорные отношения с русскими великими князьями и волжскими булгарскими ханами и, смотря по обстоятельствам, являлись или их союзниками, или их противниками» [7, с. 31]. Эти документальные свидетельства стали исторической основой пьесы.
Обращение к этому периоду истории свойственно поволжским драматургам. В трагедиях татарского драматурга А. Баяна «Золотой кашбау», чувашского драматурга Т. Педеркки «Кровавые дни», марийской исторической драме Л. Яндака «Серебряный народ», художественно воссоздающих эпоху распада Волжской Булгарии в результате монгольского нашествия в первой половине XIII века, как и в драме А. Пудина, основной акцент авторами делается на трагический ход истории, во многом предопределивший дальнейшую судьбу этносов.
Драма «Каназор» возвращает нас в начало XIII века, когда только что сформировавшиеся государственные объединения мордвы вели постоянную борьбу с внешними врагами с одной стороны, и шла внутренняя борьба за консолидацию всех мордовских земель под начало одного из князей. Драматург нашел в исторических фактах отвечающую его художественному замыслу драматическую ситуацию. В каждом действии пьесы драматическая коллизия основывается на документально подтвержденных событиях из истории средневековой мордвы.
В первом действии таковым является поход великого князя Юрия Всеволодовича на Волжскую Булгарию 1220-1221 годах и основание Нижнего Новгорода на захваченных мордовских землях.
В этот период остро встает проблема консолидации мордвы. Именно этот исторический факт становится основной движущей силой конфликта и выявления особенностей характеров основных персонажей произведения. В пьесе присутствуют два диаметрально противоположных взгляда на исторические реалии того времени. Один взгляд
олицетворяется в действиях и поступках каназора Пуреша и его матери Мазярги, которые не являются сторонниками объединения мордвы в борьбе против могущественных соседей. Другой взгляд -в действиях и поступках инязора Пургаса и Нару-ша, сына Пуреша, которые стремятся к объединению для противостояния внешними угрозами.
Во втором действии в основе драматической коллизии события 1228-1229 годов. «Под 1228 г. в русской летописи сказано: «О войне на Мордву. Тоя же зимы, Генваря в 14, князь великий Юрьи, и Ярослав, и Константиновичи Василько и Всеволод идошя на Мордву, и Муромский князь Юрьи Давидович. И вшедше в землю Мордовскую в Пур-гасову волость, жита пожогща и потравиша, а скоты избиша, а села пожогшя, живущих же в волости Пургасове посекша мечем нещадно, а прочих в плен поимаша и послаша во свояси. Мордва же слышавшее вбегоша в лесы в тверди свое, а ко-тории же неубегоша, и тех избиша».
На следующий год Пургас совершил ответный поход на Нижний Новгород, но он оказался неудачным. Русская летопись сохранила описание этого похода «Приидоша Моръдва с Пургасом к Новугороду, и биша их Новогородцы. Они же, зажегшее монастырь святые Богородицы вне града, бежаша прочь. Победи Пургаса Пурешев сын с Половцы, и изби Мордву всю и Русь Пургасо-ву, а Пургас утече вмале».
В победе над ратью Пургаса важную роль сыграл сын Пуреша с половцами» [5, с. 62-63].
Летописные сведения являются не только информативной основой, но и играют определенную эстетическую функцию, вызывающую у читателей (зрителей) ассоциации с современными событиями - в общественной и политической жизни республики в начале 1990-х годов были попытки ставить вопрос о единстве мордвы как этноса и драматург чувствовал эти настроения.
А. Пудин, стремясь воссоздать конкретную историческую эпоху, конструирует свой художественный мир, в котором конкретные факты имеют прикладное значение. В силу специфики литературы он иногда вольно обращаться с историческими фактами и свидетельствами, подчиняет их своему творческому замыслу. Ибо автору художественного произведения, даже исторического, дозволяется «восполнять» исторические события собственными домыслами, переплетая в единое целое реальные и вымышленные факты; избирательно извлекать из всей палитры исторических событий те факты, которые необходимы для раскрытия авторского замысла; отображать в своем
произведении авторскую (художественную) оценку исторических событий и фактов» [10, с. 202].
Драматургу сложно воссоздать подлинную картину жизни той далекой эпохи. И здесь на первое место выходит художественный вымысел и авторская интерпретация событий далекого прошлого. И, как правило, «реконструкция событий и роли в них исторических лиц базируется на художественном домысле, авторской воле и знании писателем далеких эпох» [9, с. 9]. Вымысел и реальность существуют в драме в неразрывном единстве. Историческая реальность, являясь составляющим элементом художественного мира драматурга, участвует в создании новой реальности, обусловленной авторским замыслом.
Драматург ставит своих персонажей в обстоятельства, не данные в документах, но исторически возможные. Он не воспроизводит сами масштабные события, а стремится показать их влияние на формирование характеров, детализировать их в поведении и поступках своих персонажей, что позволяет обнаружить важные нюансы в понимании прошлого.
Драма А. Пудина «Каназор» историческая не только «по хронотопу, когда происходит условное отнесение изображаемых событий в прошлое. Герои «переселяются» в узнаваемую читателями (зрителями) местность и «древность», существенно отдаляясь от современности», но и по «по жанру, воспроизводящую реальных исторических персонажей в соответствии с событиями и особенностями эпохи, в которой они, как известно читателям (зрителям), жили. Осознанным, ярко выраженным стремлением авторов этих пьес является приближение миропонимания персонажей к условиям их времени, представление людей «другого типа мышления» [8, с. 12-13].
Для художественной интерпретации эпохи автор кроме скудных данных из летописей использует фольклор и элементы обрядовых действ, позволяющих создать не только этнический колорит, но также воссоздать атмосферу времени, в котором действую персонажи. Фольклор в драме является важной художественной и эстетической составляющей произведения. Элементы устного поэтического творчества в драме - это «своеобразные этно-эстетические микроединицы, в которых представлены поэтическая, эмоциональная, философская, социально-психологическая информация о духовной и материальной культуре народа» [3, с. 14].
Элементы фольклора связывают идейное содержание, элементы сюжета, образы, словесные изобразительные средства и придают произведению
художественную целостность. Они способствуют не только раскрытию этнического колорита, но также способствуют драматургу углубиться в психологию своих героев, выявить их индивидуальные черты. В драме авторская концепция личности направлена на выявлении роли личности в совершенном деянии, так как «человек (личность) как субъект общества, его составное «я» и свобода становится центральным объектом художественного осмысления» [11, с. 21] исторического жанра национальной литературы.
Уже в первой картине первого действия драматург воссоздает картину жизни средневековой мордвы при помощи фольклорных элементов. Мазярга, являющаяся хранительницей древних национальных традиций и носительницей народной мудрости, заговором лечит тяжело раненного в бою с булгарами Пуреша. Здесь же из ее уст мы слышим краткие, но емкие характеристики и Пуреша «Сердце у него, не пример тебе (Пургасу) и мне, мягкое»1, и Пургаса «Ты умный Инязор»2.
Этнический колорит присутствует на всем протяжении действия. Ярким примером этому является вторая картина первого действия. В ремарке автор вводит своего зрителя (читателя) в атмосферу традиционного уклада жизни того времени, когда поклонявшаяся своим божествам мордва проводила моляны и просила у верховных богов различные блага. «Лесная поляна, обнесенная тыном. Множество людей - все они в белых одеждах: чувствуется, что только что прошел сельский молян. В стороне раскиданы белые кости, принадлежащие жертвенному быку. В глубине сцены висят огромные котлы»3. Данная ремарка точно воспроизводит место и сам ритуал молян, описание которых мы можем найти в этнографической литературе XIX века. Автор, подчеркивая детали, тем самым воссоздает точную картину жизни и быта, атмосферу того времени. Далее звучит молитва-обращение Шкай-пазу (верховному богу). Хотя она авторская, но весьма приближенная к фольклорной и выполняет важную смысловую функцию. В ней кроме традиционной просьбы о хорошем урожае и приплоде скота присутствует просьба о мире. «Храни от того, чего боимся - / Храни нас в темную ночь, / И в светлый день охраняй нас - / От плохого часа, / От свирепого ветра»4.
1 Пудин А. Пьесы: в 3 кн. Кн. 2. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2007. С. 16.
2 Там же. С. 16.
3 Там же. С. 18.
4 Там же. С. 19.
В этих словах молитвы заключается художественная концепция автора - в тяжелых исторических условиях любым путем сохранить этнос и его самобытность. Главную роль в этом автор отводит каназору Пурешу - центральному персонажу произведения. Драматурга интересует личность, находящаяся в условиях трудного выбора. Он стремится интерпретировать историю через ее восприятие человеком, оказавшемся в ее центре, то есть «рассматривать в контексте исторической антропологии, что позволит постичь природу изменчиво/неизменного человеческого субъекта - его ощущения себя в историческом мире» [4, с. 19].
В драме автор, раскрывая характеры Пуреша и Пургаса, основной акцент делает на их отношение к историческим обстоятельствам, через отношение к которым и формируются индивидуальные черты персонажей. «В художественном континууме пьесы репрезентованы две сложные, многогранные личности со своими военно-политическими амбициями, этническими принципами («законами»), осмысливающие свою историческую роль в судьбе народа и ответственность за него. А. Пудин целесообразно выбирает социально-психологический аспект изображения героев, не только воссоздает образы исторических личностей, но и отражает национальный колорит эпохи и, главное, драматизм времени» [2, с. 207].
В данном ракурсе образ Пуреша получился более сдержанным, в основе которого следование этническим традициям, сохранение веками складывающегося образа жизни и видение в перспективе судьбы своего народа. Однако данный персонаж вызывает двоякие чувства. С одной стороны он стремится сохранить свой народ и самый близкий - эрзянский и для этого использует всю свою дипломатию - ведет переговоры со своими соседями половцами и русскими князьями. С другой - приказывает своему сыну Нарушу идти в ратники Владимирскому князю Юрию, который совершает опустошительные набеги на земли Пургаса. Трагический ход истории оказывает прямое воздействие на характер Пуреша. Выполненный долг перед своим народом не дает душевного покоя главному герою драмы. Самый близкий народ, народ Пургаса, подвергся смертельной опасности. Пуреш переживает за него и считает себя виноватым в случившемся.
В этом персонаже заложены глубокие психологические моменты. Пуреш на всем протяжении действия находится в глубоких раздумьях, он внутренне переживает трагическую ситуацию,
в которой оказался он сам и его народ. Психологический подтекст образа драматург раскрывает при помощи монологов героя, ярко иллюстрирующих его индивидуальные черты характера.
Образ Пургаса нарисован более прямолинейно. Он решителен в своих поступках, что, по мнению автора, и приводит его к открытой конфронтации с сильными соседями. Не обладая достаточной дипломатией, он тем самым подвергает свой народ опасности. В нем драматург более ярко вырисовывает такую черту характера как упрямство. Не смотря ни на какие опасности, Пургас храбро и порой безрассудно отстаивает свои земли перед более сильным врагом.
Драматург, создавая характеры своих персонажей, опирался на исторические факты, которые иногда прямо, а иногда косвенно влияли на поведение главных героев произведения. Во многом исторические обстоятельства вынуждали Пуреша принимать сложные и противоречивые решения.
Анализа пьесы А. Пудина «Каназор» свидетельствует о том, что мордовская историческая драма, рассматривая истоки формирования национальной идентичности, средствами художественной литературы стремится выявить национальную специфику формирования характера исторической личности, оказавшей определенное влияние на развитие истории народа. Воссоздает подлинную атмосферу далекого прошлого, используя при этом не только достоверные исторические сведения, но и национальный фольклор, в котором сохранились многие аспекты жизни наших предков. В драме, как и в литературе в целом, нашли отражение этнический менталитет, взгляд на развитие национальной самобытности, историческую судьбу народа.
В своем произведении, посвященному трагическим страницам истории мордвы, драматург размышляет о проблемах, которые актуальны всегда, -о соотношении благих целей и жестоких средств в историческом деянии, о моральной стойкости и чистоте человека. Характеры персонажей зримо реализуют этические установки автора, воплощают писательскую мысль об ответственной миссии человека перед эпохой, какое бы место в истории своего народа этот человек ни занимал.
Литература
1. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 260 с.
2. Антонов Ю. Г., Шеянова С. В. Образы князей в мордовской литературе: социокультурный аспект // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
2016. № 4 (40) С. 202-210. URL: http://yadi.sk/i/lj-zoIw537uRU4, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 27.06.2016).
3. Далгат У. Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. 303 с.
4. Дудина Т. П. Русская историческая драматургия начала XIX века: концептуальные модели нравственной философии // ФИЛОLOGOS. 2015. № 27 (4). С. 13-20. URL: http:// elibrary.ru/download/elibrary_25101361_99448983 .pdf, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 10.07.2016).
5. История Мордовии: с древнейших времен до середины XIX века. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. 344 с.
6. История Мордовской АССР: в 2 т. Т. 1: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. 319 с.
7. Очерки истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1955. 576 с.
8. Прокофьева Е. А. Мифопоэтика и динамика жанра русской исторической драмы XVII-XIX веков: барокко -романтизм. Днепропетровск: Пороги, 2011. 616 с.
9. Сенькевич Т. В., Кивка Е. Г. Юзеф Игнаций Крашев-ский: величие таланта и трудолюбия. Брест, 2013. 245 с. URL: http://infobelarus.nlb.by/7n_4296dvd/dvd1/data/2.pdf, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2016).
10. Шарифова С. Ш. Интерпретация и фальсификация в художественно-исторической романистике // История и современность. 2011. № 1. С. 200-209. URL: http://www.socionauki.ru/ journal/files/iis/2011_1/interpretacija_i_falsifikacija.pdf, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 16.03.2017).
11. Шеянова С. В. Современный мордовский роман: проблематика, поэтика. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 284 с.
References
1. Antonov Ju. G. Zarozhdenie i puti razvitija mordovskoj dramaturgii [Origin and development of Mordovian dramaturgy]. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2012, 260 p. (In Russ).
2. Antonov Ju. G., Shejanova S. V. Obrazy knjazej v mordovskoj literature: sociokul'turnyj aspekt [Images of princes in Mordovian literature: socialcultural aspect]. Vestnik NII gumani-tarnyh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordovija = Herald of the Research Institute of Humanitarian Sciences under the Government of the Republic of Mordovia, 2016, no. 4 (40), pp. 202-210. Available from: http//yadi.sk/i/lj-zoIw537uRU4 (accessed 27.06.2016). (In Russ).
3. Dalgat U. B. Literatura i fol'klor [Literature and folklore]. Moskow: Nauka, 1981, 303 p. (In Russ).
4. Dudina T. P. Russkaja istoricheskaja dramaturgija nachala XIX veka: konceptual'nye modeli nravstvennoj filosofii [Russian historical drama of the early nineteenth century: conceptual model of moral philosophy]. FILOLOGOS, 2015, no. 27 (4), pp. 13-20. Available from: http://elibrary.ru/download/elibrary_25101361_99448983.pdf (accessed 10.07.2016). (In Russ).
5. Istorija Mordovii: s drevnejshih vremen do serediny XIX ve-ka [History of Mordovia: from ancient times to mid-nineteenth century]. Saransk; Izd-vo Mordov. un-ta, 2001, 344 p. (In Russ).
6. Istorija Mordovskoj ASSR: v 2 t. T. 1: S drevnejshih vremen do Velikoj Oktjabr'skoj socialisticheskoj revoljucii [History of Mordovian ASSR: in 2 t. T. 1: From ancient times to great October socialist revolution]. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1979, 319 p. (In Russ).
7. Ocherki istorii Mordovskoj ASSR. T. 1 [Essays on history of Mordovian ASSR. Vol. 1]. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1955, 576 p. (In Russ).
8. Prokofeva E. A. Mifopojetika i dinamika zhanra russkoj istoricheskoj dramy XVII-XIX vekov: barokko - romantizm [Mythopoetics and dynamics of the genre of Russian historical drama of the XVII-XIX centuries: baroque - romanticism]. Dnepropetrovsk: Porogi, 2011, 616 p. (In Russ).
9. Sen'kevich T. V., Kivka E. G. Juzef Ignacij Krashevskij: velichie talanta i trudoljubija [Iusef Ignacy Krashevsky: the greatness of talent and diligence]. Brest, 2013, 245 p. Available from: http://infobelarus.nlb.by/7n_4296dvd/dvd1/data/2.pdf (accessed 20.06.2016). (In Russ).
10. Sharifova S. Sh. Interpretacija i fal'sifikacija v xudozhest-venno-istoricheskoj romanistike [Interpretation and falsification in the artistic and historical novelistics]. Istorija i sovremennost' = History and modernity, 2011, no. 1, pp. 200-209. Available from: http://www.socionauki.ru/journal/files/iis/2011_1/ interpretacija_i_falsifikacija.pdf (accessed 16.03.2017). (In Russ).
11. Shejanova S. V Sovremennyj mordovskij roman: proble-matika, pojetika [Modern Mordovian novel: problems, poetics]. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2013, 284 p. (In Russ).
Статья поступила в редакцию 14.04.2017 г.
Submitted 14.04.2017.
Для цитирования: Антонов Ю. Г., Мишанин Ю. А. Художественное воплощение исторической личности в драме А. Пудина «Каназор» // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 93-98.
Citation for an article: Antonov Yu. G., Mishanin Yu. A. The artistic presentation of the historical figure in A. Pudin's drama "Kanazor". Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 93-98.
Антонов Юрий Григорьевич, доктор филологических наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, [email protected]
Мишанин Юрий Александрович, доктор филологических наук, профессор, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, [email protected]
Antonov Yuri G., Dr. Sci. (Philology), associate professor, National Research Mordovian State University. N. P. Ogarev, Saransk, antonov-ug69@yandex. ru
Mishanin Yury A., Dr. Sci. (Philology), Professor, national Research Mordovian State University. N. P. Ogarev, Saransk, filfak. mgu@mail. ru