УДК 378.4 ББК 74.48
DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-42-49
ТИПОЛОГИИ ЧАСТНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ МАЛИ
Мамаду Сиссоко
Аннотация. В Мали частное высшее образование развивается с 2010 года. В ответ на многогранный кризис, затронувший государственные университеты, частные университеты стали реальностью в малийской университетской среде. Эта статья преследует две цели. С одной стороны, это выявление и описание характеристик частных университетов, а с другой — оценка результатов этих инноваций в секторе высшего образования. Благодаря исследованию, построенному вокруг четырех осей, а именно изучения документов, прямого наблюдения, полуструктурированного интервью и анкетирования студентов, определены три типа частных университетов в Мали по критерию уровня инфраструктуры, деятельности, акторов. Опираясь на полученные результаты, в статье делается вывод о вкладе частных университетов в развитие высшего образования в Мали.
Ключевые слова: высшее образование, частные университеты, Мали.
Для цитирования: Сиссоко Мамаду. Типологии частных университетов Мали // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Часть 1. С. 42-49. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-42-49
A TYPOLOGY OF PRIVATE UNIVERSITIES IN MALI I Mamadou Sissoko
42
Abstract. In Mali, private higher education has been developing since 2010. In response to the multifaceted crisis affecting public universities, private universities have become a reality in the Malian university landscape. This article has two purposes. On the one hand, it is a question of identifying and describing the characteristics of private universities, and on the other hand, to evaluate the innovations of these innovations in the higher education sector. Thanks to a survey structured around (4) axes namely documentary research, direct observation, semi-structured interview, and a questionnaire addressed to students, we identified three types of private universities in Mali which are located at the level of infrastructures, activities, actors. On this basis, this article studies the contribution of private universities to the development of higher education in Mali.
Keywords: higher education, private universities, Mali.
Cite as: Sissoko Mamadou. A Typology of Private Universities in Mali. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 2, Part 1, pp. 42-49. DOI: 10.31862/2073-96132021-2-42-49
© Сиссоко Мамаду, 2021
l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Проблемы Африки по утверждению себя в глобальной сфере возрастают с каждым годом. Одним из столпов человеческого развития в современных условиях становится высшее образование. Страны ранжируются по количеству ученых, инженеров, врачей, инвестициям в исследования и т. д. Но с 2000-х годов африканские университеты переживают глубокий кризис, который привел к серьезным дисфункциям. В целом возможности правительств африканских стран по финансированию государственных услуг резко снизились. Это привело к появлению в малийском ландшафте частных университетов, что, по мнению Дж.Л. Ронтоплу, «должно позволить улучшить сектор высшего образования за счет увеличения и диверсификации предложения по обучению» [1].
Задачей данной статьи является описание частных университетов в Мали с целью выявления их типологии, с одной стороны, и оценки инноваций, которые они привносят в сектор высшего образования — с другой.
Роль университета в человеческом и социальном развитии исследовалась неоднократно. В работах [2] высшее образование определено как кульминация классической пирамиды системы образования. Отмечается большая роль специалистов с высшим образованием в стимулировании социально-экономического развития, просвещения граждан, построении правого государства, развитии демократии и т. п. [3]. На культурном уровне университетская подготовка рассматривается как один из инструментов сохранения ценностей и идеалов, культурного разнообразия [4]. Согласно докладу ЮНЕСКО за 2016 г. «Образование людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех» [5], высшее образование раскрывается как интеллектуальная
сила, которая позволяет думать, понимать и действовать.
В русле обозначенных приоритетов развивается и высшее образование в Мали. В частности, в статьях 51 и 52 закона № 09-696 от 7 сентября 2009 г. говорится, что высшее образование (составляющее в Мали третий уровень образования) способствует процессу национального развития:
• путем распространения знаний, специфичных для социокультурных, экономических и исторических условий страны, обеспечения доступа к высшим формам культуры и знаний для всех желающих, кто имеет право на доступ;
• развития исследований, обеспечения поддержки для обучения с целью повышения научного, культурного, технологического и профессионального уровня людей и нации;
• обучения навыкам и получения квалификации, которые способствуют экономическому и социальному развитию станы.
С этой целью высшее образование ставит перед собой следующие задачи:
• обеспечить начальную и непре- 43 рывную подготовку специалистов в научной, культурной и профессиональной областях;
• развивать научно-технические исследования, а также популяризовать их результаты;
• разнообразить международное сотрудничество в области образования и научных исследований.
Тем не менее, следует признать, что сегодня государственные университеты Мали оказались в тисках кризиса, который не способствуют продуктивному решению этих задач. Действительно, в течение трех последних десятилетий эти университеты, как и большинство государственных университетов в
Африке к югу от Сахары, не могут справиться с количеством студентов, нехваткой преподавателей, резким падением качества образования, беспорядками, насилием и другими негативными тенденциями. Обычным явлением в африканских университетах становятся т. н. «белые годы» [6], отмеченные забастовками преподавателей и / или студентов или закрытием университетов, так что экзамены из-за отсутствия достаточного количества курсов не проводятся. Учебный год считается «пустым», если его учебная и вспомогательная деятельность становится недействительной, и ученики не переходят в следующий класс. Все эти явления являются симптомами «болезни» государственных университетов Мали. Возникает ощущение отсутствия полноценной терапии и выхода из этой ситуации.
Именно в этом контексте в Мали стали появляться частные университеты. Их возникновение подняло вопросы о новых возможностях, которые они предлагают, и одновременно инициировало дискуссию об угрозах, которые они могут соз-44 дать. Не все разделяют это беспокойство. Так, по мнению Ф.С. Амуссуга [там же], основанному на анализе опыта других африканских стран, появление частных университетов может стать средством эффективного участия частных средств в финансировании обучения и научных исследований, а также средством быстрого реагирования на запросы рынка труда. Однако Африканский и Малагасийский совет по высшему образованию (CAMES) во время XXI министерской сессии (Уагадугу, Буркина-Фасо, 25-29 апреля 2017 г.) признал, что основная проблема связана не с разнообразием университетов, а с качеством обучения в них. Эти же вопросы поднимаются в различных документах ЮНЕСКО.
В Мали 45 частных университетов получили разрешение на открытие. Эти учреждения молоды и ищут прибыли. Могут ли они содействовать развитию образования в этой стране или они их основная цель все же заключается в получении коммерческой выгоды? И каковы различия между ними? Для ответа на эти вопросы автор поставил перед собой задачи:
• разработать типологию частных университетов в Мали;
• проанализировать инновации, которые частные университеты привносят в сектор высшего образования Мали.
Для решения этой задачи в качестве объектов для анализа были выбраны 22 учреждения. Но, столкнувшись с отказом некоторых сотрудников, исследованы были только 13. В процессе исследования студентов использовался метод случайной выборки, методы количественного и качественного анализа. Количественный анализ проводился с помощью анкеты, адресованной в основном студентам частных университетов. Анкета включала два раздела, а именно: условия их обучения и оценка качества преподавания. Качественный анализ включал в себя также изучение литературы по данному вопросу; непосредственное наблюдение за аудиторным фондом и инфраструктурой университетов, оборудованием и помещением; анализ укомплектованности персоналом и учебными материалами; интервью с сотрудниками университетов с целью ознакомления с размером платы за обучение, доступными учебными курсами и способами финансирования частных университетов; интервью с работниками Министерства высшего образования об условиях открытия частных университетов. Итоги исследования представлены ниже.
Количественный анализ
Таблица 1
Количество университетов, созданных за год с 2010 по 2019 гг.
Годы Количество университетов Процент от общего числа ун-тов
2019 4 8,88
2018 6 13,33
2017 5 11,11
2016 4 8,88
2015 9 20,00
2014 3 6,66
2013 4 8,88
2012 3 6,66
2011 5 11,11
2010 2 4,44
Город Количество университета Процент от общего числа ун-тов
Бамако 40 88,88
Кайес 2 4,44
Сикассо 1 2,22
Сегу 2 4,44
Итого 45 100
Таблица 3 Оборудование в частных университетах
Обозначение Кол-во вузов Процент от общего числа ун-тов
Университеты с библиотекой 7 53,84
Университеты с компьютерным классом 8 61,53
Университеты с лабораторией 3 23,07
Университеты с рестораном 1 7,69
Университеты с лазаретом 5 38,46
Как следует из таблицы, первые два частных университета в Мали были созданы в 2010 году. С 2010 по 2019 год всего было создано 45 университетов с пиком создания в 2015 году.
Таблица 2 Географическое распределение частных университетов в Мали
ходимым оборудованием и службами, необходимыми для нормальной деятельности высшего учебного заведения.
Таблица 4
Учебные курсы, доступные в частных университетах
Направления обучения Количество университетов
Экономика 10
Права 10
Бухгалтерский учёт 7
Менеджмент и управление 8
Социология 6
Коммуникация и журналистка 5
Медицина и аптека 2
Геология и рудника 3
Данные показывают, что частные университеты неравномерно распределены по Мали и присутствуют только в четырех городах. Большинство из них располагается в Бамако.
Таким образом, можно видеть слабую укомплектованность университетов необ-
45
Курсы, которые предлагают частные университеты, не очень разнообразны. В частных университетах Мали преобладает запрос на учебные курсы по социальным наукам (в частности, по экономике, праву, управлению человеческими ресурсами, социологии). Особенно высока доля права и экономики — 76,92%. С другой стороны, фиксируется низкий
запрос на научные и технические дисциплины (информатика, медицина и фармацевтика, геология и горное дело). Доля этих курсов в частных университетах колеблется между 15%, 38% и 23,07%.
Таблица 5 Наличие информатики и компьютерной грамотности в программе обучения
Ответы Количество Процент от общего числа
Нет ответа 14 4,0%
Да 200 57,1%
Нет 136 38,09%
Итого 350 100%
46
Ответы Кол-во Процент от общего числа
Нет ответа 7 2,00
Да 216 61,07
Нет 127 36,03
Итого 350 100
Что касается уроков английского языка, они входят в учебную программу 61,7% опрошенных студентов; 36,3% не имеют английского в программе.
Таким образом, в трети частных университетах не преподаются информатика и английский язык, в то время как в условиях глобализации они являются важнейшими дисциплинами.
За исключением четырех частных университетов, остальные не проводят
Таблица 7 Частные университеты с научно-исследовательской деятельностью
Научные Организация научных мероприятий
исследования
Да Нет Да Нет
Количество 4 9 4 9
Из 350 опрошенных студентов 57,1% утверждают, что компьютерные курсы являются неотъемлемой частью их учебной программы, но 38,9% говорят обратное.
Таблица 6 Наличие курса английского языка в программе
никаких научных исследований. Научно-исследовательская деятельность состоит в написании дипломных работ. Что касается научных мероприятий, то к ним относятся коллоквиумы, конференции, симпозиумы, круглые столы.
Таблица8 Различные категории промоутеров частных университетов
Характеристики промоутеров Количество вузов Процент
Академики 6 46,15
Академики и бизнесмены 4 30,77
Академики и религиозные деятели 3 23,08
Итого 13 100
Анализ показывает, что 6 из 13 частных университетов были созданы учеными, 4 из 13 возникли при поддержке ученых и бизнесменов, 3 из 13 частных университетов обязаны своему возникновению ученым и религиозным деятелям.
Таблица 9 Категории преподавателей
Категории преподавателей Количество вузов Процент
Временные преподаватели 85 72,64
Постоянные преподаватели 32 27,36
Итого 117 100
Частные университеты, в основном, опираются на временных учителей для проведения курсов и учебных занятий. Действительно, не имея постоянных преподавателей, они во многом зависят от приглашенных преподавателей из государственных университетов и институтов. Отметим, что преподаватели на временной основе набираются для определенных курсов. У них нет месячной зарплаты. Они оплачиваются в зависимости от количества выработанных часов.
Качественный анализ
Частные университеты — это новые учебные заведения в университетском ландшафте Мали. Однако их количество стремительно растет. Такой быстрый рост объясняется высоким спросом на обучение в стабильных учебных учреждениях, которые не подвергаются частым забастовкам со стороны учителей и учеников. Кроме того, они увеличивают предложение обучения за счет увеличения числа студентов без каких-либо дополнительных затрат со стороны государства. Следует отметить и то, что частные университеты ограничивают утечку мозгов, позволяя молодым людям работать и учиться в странах их происхождения. Тем самым сокращается количество поездок в поисках качественного обучения.
Что касается инфраструктуры университетов, то она весьма неразвита. Только в одном университете есть ресторан, а в 10 из 13 университетов отсутствуют университетские лаборатории. Обычно у них есть библиотека и компьютерный зал с интернетом или без него.
Несмотря на их большое количество, частные университеты являются небольшими учреждениями по сравнению с государственными вузами с точки зрения количества студентов и инфраструктуры.
Обычно надзорное министерство предоставляет не менее семи должностей для создания администрации университета. Однако ни один университет не имеет более трех офисов для своей администрации. Таким образом, частные университеты имеют очень небольшой административный и технический персонал. Их инфраструктурная конфигурация по типу виллы свидетельствует о небольшом количестве обучаемых ими студентов. Например, в 2017-2018 учебном году во всех частных университетах обучалось 5 209 студентов, в то время как в государственных университетах — 90 342 человека (согласно отчету отдела статистики и планирования Министерства высшего образования Мали, 2018).
Расположение этих университетов на территории страны свидетельствует о региональном неравенстве и неравенстве доступа. Практически все из них находятся в столице страны Бамако. Бамако — главный деловой город Мали, самый густонаселенный город, в который поступает большое количество студентов. Там же расположены почти все государственные университеты, откуда частные университеты заимствуют 47 преподавателей. Поэтому частные университета нельзя назвать полностью независимыми от государственных вузов.
Частные университеты в Мали создаются тремя категориями промоутеров: учеными, бизнесменами, религиозными деятелями. Некоторые университеты создаются на условиях со-учредительства (ученые и бизнесмены или ученые и религиозные деятели). Преобладание ученых-исследователей связано с тем, что требования Министерства высшего образования содержат обязательное наличие хотя бы одного исследователя в списке учредителей.
Образовательная деятельность в частных университетах сосредоточена в
основном вокруг экономики и права. Это можно объяснить тем, что эти две дисциплины требуют меньше вложений, чем высокотехническая подготовка. Но также и тем, что эти курсы являются наиболее востребованными студентами и их родителями.
Важнейшей задачей любого университета являются исследования, однако подавляющее большинство частных университетов не разрабатывают исследовательские программы. В тех университетах, где они представлены, исследовательская деятельность сводится исключительно к написанию выпускных работ. У них нет собственных лабораторий или исследовательских центров. Из-за своей низкой финансовой способности они концентрируют свою деятельность исключительно на обучении, поэтому инновации, которые способны приносить частные
университеты, незначительны. Несмотря на то, что они предлагают реальный вариант обучения, они очень мало влияют на университетскую систему в Мали.
Таким образом, вклад частных университетов в преодоление кризиса высшего образования в Мали пока невелик. Они еще не создали динамику, которая может привести к серьезным изменениям в ма-лийской университетской среде. Более того, из-за стремления к прибыли и минимизации затрат, связанных с обучением, они часто принимают решения, направленные на сокращение объема программы обучения. Это порождает запрос к Министерству высшего образования на контроль за учебными программами и процессом частных университетов, обеспечивая их надлежащее функционирование и обеспечивая необходимую квалификацию преподавателей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Rontoplou, J.L. Evaluation of Higher Education in Africa. Paris: 2017. 607 p.
2. Lou Bamba, M. Requirement for Quality in Higher Education in Africa in the Face of Globalization. Abidjan: 2014. 323 p.
48 3. Всемирная конференция по высшему образованию, Париж, 2016 г. URL: https://almavest.ru/ ru/node/1168 (дата обращения: 07.01.2021).
4. Camara, B. Contribution to a New Philosophy of Education at the Dawn of the 3rd Millennium. Dakar: 2016. 205 p.
5. Образование людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. Доклад UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245752_rus (дата обращения: 07.01.2021).
6. Amoussouga, F.G. Higher Education in West African States: Inventory and Outlook. Ouagadougou: 2017. 345 p.
REFERENCES
1. Rontoplou J.L. Evaluation of Higher Education in Africa. Paris, 2017, 607 p.
2. Lou Bamba M. Requirement for Quality in Higher Education in Africa in the Face of Globalization. Abidjan, 2014, 323 p.
3. Vsemirnaya konferentsiya po vysshemu obrazovaniyu, Parizh, 2016 g. [Proceedings of the World Conference on Higher Education, Paris, 2016]. Available at: https://almavest.ru/ru/node/1168 (accessed: 07.01.2021). (in Russ.)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1__2 I 2021
ВЕК 12021
4. Camara B. Contribution to a New Philosophy of Education at the Dawn of the 3rd Millennium. Dakar, 2016, 205 p.
5. Obrazovanie lyudei i planety: postroenie ustoichivogo budushchego dlya vsekh. Doklad UNESCO [Education for People and Planet: Creating Sustainable Futures for All, Global Education Monitoring Report, 2016]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245752_rus (accessed: 07.01.2021). (in Russ.)
6. Amoussouga F.G. Higher Education in West African States: Inventory and Outlook. Ouagadougou, 2017, 345 p.
Сиссоко Мамаду (Мали), магистр философии, магистр педагогических наук, аспирант, факультет психологии и педагогики, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Sissoko Mamadou (Mali), Master's Degree in Philosophy, Master's Degree in Pedagogy, Postgraduate Student, Psychology and Pedagogy Faculty, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.01.2021. Принята к публикации 14.02.2021 The paper was submitted 17.01.2021. Accepted for publication 14.02.2021
49