УДК 37
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-3-205-216
ББК 74.04(3)
МАЛИЙСКИЕ ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Сиссоко Мамаду
Аннотация. Эта статья посвящена детским деревням Sos в Мали (Западная Африка), стране, которая воюет с 2012 г. Война привела к гибели сотен тысяч мирных жителей и военнослужащих. Это исследование основано на сложившейся ситуации в стране, когда возросло число детей-сирот, что вызывает трудности в оказании социально-педагогической поддержки в детских деревнях. Однако, несмотря на сложные условия, педагогам удается добиться результатов. Как им это удается? В какой социальной и образовательной среде они работают? Какие стратегии используют для социализации детей-сирот? Цель статьи - описать социально-педагогические условия, в которых происходит социализация детей-сирот в детских деревнях Мали.
Ключевые слова: детские деревни, социализация детей-сирот, воспитание в традиционных обществах.
MALI CHILDREN'S VILLAGES: SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE SOCIALIZATION OF ORPHANS
Sissoko Mamadou
Abstract. The article focuses on Sos Children's Villages in Mali (West Africa), a country that has been at war since 2012. The war has killed hundreds of thousands of civilians and soldiers. This study is based on the current situation in the country, where the number of orphans in children's villages has increased. It causes difficulties in providing social and educational support in children's villages. However, despite the difficult conditions, teachers have been able to achieve results. How do they do it? What social and educational environments do they work in? What strategies are used to socialize orphaned children? The aim of the article is to describe the social and educational environment in which orphans in Mali children's villages are socialized.
© Сиссоко Мамаду, 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Keywords: children's villages, socialization of orphans, upbringing in traditional African societies.
Введение
Перед открытием первой детской деревни в Мали в 1987 г. в городе Сананкоро-ба, расположенном в 35 километрах от столицы Бамако, забота о детях-сиротах предоставлялась расширенными семьями. Экономический кризис 1980-х гг. усугубил социальные проблемы в Африке, особенно в Мали, где царили бедность, безработица, распад семей и социальных связей. Это привело к ухудшению качества поддержки, оказываемой уязвимым детям (сиротам) в африканском обществе. Семьи стали не в состоянии удовлетворить основные потребности детей-сирот в еде, поддержании здоровья, образовании.
Именно в этом контексте в Мали были созданы детские деревни для оказания сиротам адекватной социально-педагогической поддержки. Детские деревни как социально-педагогическое пространство не могут оставить исследователя равнодушным.
Целью данного исследования является выявление и описание социально-педагогических условий социализации детей-сирот в детских деревнях Мали.
1. Предпосылки и обоснование исследования
Мали - сахельское государство (51% территории страны - пустыня), не имеет выхода к морю. Оно расположено в самом сердце западной Африки. Мали занимает площадь 1 241 238 кв. км. Страна граничит с Алжиром на севере, Нигером на востоке, Мавританией и Сенегалом на западе, Гвинеей, Кот д'Ивуаром и Буркина-Фасо на юге.
Население страны оценивается в 19 820 334 жителей. Мали имеет один из самых высоких показателей рождаемости в мире. Коэффициент рождаемости в Мали оценивается в 6,5 ребенка на женщину. Рост населения оценивается в 4,9%
в год. Население Мали очень молодое. Действительно, 48,8% населения моложе 15 лет. Продолжительность жизни составляет 57,9 года.
Мали - бедная страна с немного диверсифицированной экономикой. Экономика Мали в основном ориентирована на сельское хозяйство и животноводство, подвержена климатическим рискам. Согласно индексу развития потенциала, Мали занимает 182-е место из 188 стран. Около 90% - бедное население, которое живет в сельской местности. Бедность населения увеличивается из-за засухи и войн, которые бушевали в стране в течение нескольких лет.
С 2012 г. Мали находится в остром кризисе безопасности. В январе 2012 г. сепаратистские движения начинают войну и атакуют такие символы государства, как администрация, армия. 22 марта 2012 г. в результате военного переворота был свергнут Амаду Тумани Туре - избранный демократическим путем президент.
30 марта 2012 г. национальное освободительное движение Азавад при поддержке вооруженных исламистских движений оккупировало город Кидаль на крайнем севере страны. 31 марта они вторглись в город Гао, а на следующий день настала очередь Томбукту.
Таким образом, вооруженные исламистские движения в соучастии с сепаратистскими мятежниками оккупировали около 60% территории страны. 10 января 2013 г. боевики-исламисты продвинулись на юг и вытеснили армию из стратегической зоны города Кона.
Исламистские и сепаратистские группировки совершали зверства на оккупированных территориях. Действительно, они угрожали мирным жителям, грабили их, насиловали женщин, убивали гражданское население. Эти зверства привели к массовым казням военнопленных, использованию гражданских лиц в качестве жи-
вого щита, разрушению общественных зданий (больниц, судов, ратуш, школ и т. д.). «Темпы и степень насилия в северной части Мали вызывают тревогу, и нет никакого расследования, чтобы осудить исполнителей» [1].
11 января 2013 г. совместно с малий-ской армией и французской армией (операция Серваль) началось широкомасштабное движение по восстановлению национальной территории. Эта операция привела к освобождению районов Том-букту и Гао.
Было подписано два мирных соглашения (в июне 2013 - в Уагадугу, Буркина-Фасо, и в июне 2015 - в Алжире, Алжир) между малийским государством с сепаратистскими движениями. Несмотря на подписание этих мирных соглашений, насилие усиливается и распространяется по всей стране.
С 2017 г. конфликт достиг центра страны (в регионах Сегу и Мопти) и принял другое измерение, став межобщинной войной между фулами и догонами. Целые деревни разрушены. «Этнические ополченцы убили более 100 000 мирных жителей и сожгли десятки деревень во время межобщинного насилия в центре страны» [2]. Целевые убийства и похищения стали обычным явлением в центральном регионе и столице Мали -городе Бамако.
В настоящее время целые районы остаются без государственного присутствия. Это зоны без армии и администрации. Школы и больницы там закрыты. «Более 900 школ остаются закрытыми из-за отсутствия безопасности в северной и центральной частях Мали, 225 000 детей лишены права на образование» [3].
Эта война привела к гибели десятков тысяч людей в Мали. Из-за нее многие стали физически или умственно неполноценными (военные и гражданские лица). Война способствовала значительному увеличению числа детей-сирот в стране.
Положение большинства детей, родители которых погибли на войне, становится нестабильным. Их опекуны чаще всего не
справляются с ежедневными расходами на еду, здоровье, образование, профессиональную подготовку.
В связи с этим малийское государство и другие благотворительные организации пришли на помощь детям-сиротам войны. Именно в этом контексте правительство Мали проголосовало за закон № 2016-056 от 27 декабря 2016 г., в котором в детских деревнях поддерживаются дети, родители которых погибли на войне. В этом законе уточняется характер поддержки, которую малийское государство предлагает оказывать детям-сиротам войны в детских деревнях. «Большинство сирот в Мали получают поддержку механизмами солидарности. В основе этих механизмов лежат детские деревни» [4]. Число детей-сирот, находящихся под опекой в детских садах, детских домах и детских деревнях, растет. «Таким образом, их количество возрастет с 568 в 2010 г. до 1458 детей в 2016 г. в детских деревнях» [5].
Однако детские деревни Мали остаются недостаточно исследованными. Действительно, система и педагогические практики, применяемые в этих учреждениях для социализации детей-сирот, малоизвестны. Это приводит к нехватке знаний и объективных данных об этих образовательных структурах в Мали.
Возникает следующий вопрос: в каких социально-педагогических условиях происходит социализация детей-сирот в детских деревнях Мали?
2. Концептуальная основа
Размышляя об отношениях между индивидом и обществом, стоит определить вес общества в поведении личности, проанализировать место и роль родителей, семьи в социализации личности. Речь идет об определении методов и стратегий передачи культуры, ценностей, норм человеку в целях обеспечения сплоченности общества. Эти методы и стратегии влияют на структуру личности каждого человека. На-
конец, речь идет о понимании того, как общество интегрирует своих членов.
2.1. Определение социализации
Социализация - это процесс, в котором человеку прививаются способы мышления и деятельности, соответствующие нормам общества. Основная функция человека - установление и поддержание отношений с другими людьми, чтобы быть полноправным членом общества. Фактически человек постепенно учится становиться социальным актором, чьи роли будут продолжать расти.
Ребенок связан с матерью физически и эмоционально. Он постепенно учится взаимодействовать и сотрудничать с теми, кто находится в его окружении. По словам Эмиля Дюркгейма (Émile Durkheim), социализация - это процесс интеграции личности в социальные группы. Передача культурных моделей от старшего поколения к новым поколениям осуществляется путем обучения. Социализация происходит через обучение, постоянно формируя связи между людьми, составляющими общество, на основе систем прав и обязанностей (C. Schmitt, 2002).
Некоторые мыслители описывают концепцию социализации как «формирование души», подчинение индивидов. Именно в этом свете А. Першерон (A. Percheron, 2016) предлагает альтернативный подход. Она определяет социализацию как механизм взаимодействия, возникающий в результате двух процессов: посредством ассимиляции субъект будет стремиться изменить свое окружение, чтобы приспособить его к своим потребностям, а посредством адаптации он будет стремиться изменить свое поведение, чтобы удовлетворить требования своего окружения.
Действие социализации - это непрерывный процесс обучения, который происходит в жизни человека, осуществляемый прежде всего через людей и учреждения, действующие на ребенка от имени общества.
Детство - это лучшее время для формирования социального актора. Африканская поговорка говорит: «ребенок похож на воск, можно придать ему желаемую форму». Это первичная социализация, при которой ребенок строит личность и социальную идентичность. Это происходит при взаимодействии с семьей, со школой и сверстниками. Семья играет важную роль в структуре личности человека. Способ общения варьируется от одной семьи к другой. Социализация ребенка варьируется также в зависимости от социального статуса родителей. Он растет в семье и социальной среде, которая передает ему основные элементы, которые будут влиять на формирование его социальной идентичности. Семья и школа создают ментальные структуры, такие как, например, языковые и символические коды. Первоначальная социализация имеет решающее значение для продолжения обучения жизни в обществе (G. Handel, 2002).
Процесс усвоения образа жизни в обществе происходит в соответствии с этапами развития ребенка. Г. Х. Мид (G. H. Mead) выделяет три основных момента: 1) ребенок учится наблюдать за окружающими и подражает поведению окружающих; 2) ребенок осознает необходимость себя вести в соответствии с различными ситуациями, вызванными другим человеком; 3) ребенок становится личностью, которая начинает вступать в процесс производства и становится полноценным членом общества. Согласно теории Пиаже, развитие ребенка определяется как непрерывный процесс, описываемый как постоянный переход из состояния меньшего равновесия в состояние большего равновесия.
В конце первого года ребенок проводит время в игре со старшими, чаще всего с родителями. Во время игры происходит взаимодействие с игрушками и эмоциональное общение. Таким образом, в процессе социализации происходит передача знаний от старшего поколения к младшему.
Результаты когнитивных исследований (психология и нейробиология) показали
важность влияния богатства контекста на обучение ребенка. Ребенок сможет развить навыки, необходимые для построения социальных взаимодействий, если находится в наполненной любовью среде, которая позволяет ему выражать свои эмоции.
Согласно исследованиям Ф. Педерсе-на, отсутствие отца имеет много негативных последствий для когнитивного развития ребенка (Р. А. РеСегБеп, 2014). Действительно, у мальчиков бывает больше проблем, чем у девочек, с точки зрения психического развития и реагирования на социальные стимулы, если отсутствует отец. Отсутствие отца также оказывает косвенное влияние на развитие ребенка. Косвенными последствиями отсутствия отца является, например, передача детям эмоциональных трудностей, испытываемых матерью без мужа. С раннего детства отец выполняет вместе с матерью дополняющую функцию.
Индивид не полностью определяется первичной социализацией (семья и школа). Социализация происходит на протяжении жизни. Различные агенты влияют в социализацию. Каждый агент и его взаимодействия оказывают различное влияние в зависимости от времени на социализации ребенка.
Мы можем говорить о социализации со стороны сверстников, средств массовой информации. Телевидение, радио и другие средства коммуникации часто считаются разрушительными элементами социализации семьей и школой (ослабление нравственности, рост насилия у детей). Но важно подчеркнуть преобладающую роль СМИ в позитивной социализации людей. Они также могут прививать моральные и социальные ценности людям.
Таким образом, социализация по определению является процессом обучения, возникающим в результате взаимодействия между людьми и их средой. Каждое общество отличается своими экономическими, культурными и политическими особенностями, которые негативно или позитивно влияют на социализацию
его членов. Африканское общество имеет свои социокультурные особенности, которые влияют на социализацию ребенка. Этот аспект будет предметом следующего раздела.
2.2. Особенности агентов и процессов социализации в странах
Африки к югу от Сахары
В традиционных африканских обществах воспитание ребенка является обязанностью всего общества. Именно в этой логике историк Буркина-Фасо Жозеф Ки-Зербо (Joseph Ki-Zerbo) сказал: «После рождения приходит воспитание. Через воспитание оно увековечено. Воспитание - это коллективные роды, которые продолжают индивидуальное биологическое рождение» [6]. В этом отрывке он, по сути, говорит, что воспитание ребенка традиционно в Африке принадлежит всему сообществу. Таким образом, социализация ребенка в Африке начинается в расширенной семье, где он взаимодействует не только со своими биологическими родителями, но и с другими членами расширенной семьи, такими как тети, дяди, двоюродные братья, бабушки и дедушки. Они следят за поведением детей и активно участвуют в их воспитании (D. Kayongo-Male, Ph. Onyango, 1984).
В африканских обществах связи с соседями священны. Мы делимся радостью и скорбями с нашими соседями. Поэтому они имеют право смотреть на поведение детей. Например, если ребенок плохо ведет себя на улице, сосед может вмешаться, чтобы дисциплинировать его. Социализация ребенка происходит под знаком послушания (D. Kayongo-Male, Ph. Onyango, 1984). Однако эта сообщественная социализация африканского ребенка выходит за рамки дисциплины. Основное внимание уделяется социализации через труд. Ребенок участвует в труде, необходимом для его семьи. Мальчик помогает мужчинам в их продуктивной деятельности, такой как сельское хозяйство, охота, рыбалка. Девочка помогает женщинам в ежедневных
домашних делах. Режим социализации варьируется в зависимости от пола ребенка. Фактически в процессе социализации развивается агрессия у мальчиков, в то время как у девочек формируется подчинение и нежность.
Процесс социализации иногда отмечается ритуалами перехода, сочетающими драматические действия и практические занятия (S. H. Oppong, 1999). К ним относятся увечья (обрезание, иссечение) и другие духовные диктаты. Обряды перехода с одного этапа на другой сопровождаются нравственным и физическим воспитанием.
В городских районах социализация детей происходит в другом контексте. Семья в Африке претерпевает изменения из-за социально-экономического кризиса. Из-за бедности расширенная семья имеет тенденцию исчезать в африканских обществах (J. E. Mathieu, 1991). Семейный круг сужается все больше и больше. Эта ситуация порождает построение индивидуалистических моделей семьи.
Восприятие школы в Африке варьируется от одной общины к другой, от одной семьи к другой. Оно также зависит от успеха или неудачи учащихся, их социально-профессиональной интеграции после обучения в экономической сфере и от уровня образования, достигнутого страной: чем больше школьников, тем больше школа представляет собой признанное учреждение в процессе социализации (A. Lange, 2003).
Строительство современного африканского общества связано с урбанизацией. Политическая нестабильность и конфликты усилили миграционные потоки. Город представляет для молодых мигрантов очаг динамизма и перемен.
Таким образом, Энгин Ф. Исин (Engin F. Isin) видит в городе неоспоримую социализирующую роль: «Город - это место где организуется жизнь людей, связанных с жизнью других людей. Это также место, где социализация создает идентичность и развивает индивидуальность и общительность людей» [7]. Фактически нормы
и ценности, привитые молодежи в африканских обществах, являются результатом культурных изменений, происходящих в городах.
Из-за безработицы и неполной занятости большинство молодых людей в городе работают в неформальном секторе. Они находят работу, которая позволяет им демонстрировать инициативу и инновации. Неформатный сектор в Африке является ступенью для профессионального обучения молодежи. Навыки, приобретенные в этом секторе, влияют на поведение молодых. Приобретение навыков в освоении профессии является мощным вектором социализации. Оно способствует автономизации и развивает у молодых ответственность.
Некоторые родители благодаря своей профессиональной деятельности все меньше и меньше участвуют в воспитании, социализации своих детей. Они выходят из дома утром на работу, а возвращаются поздно вечером. Эта ситуация создает семейный вакуум вокруг детей. Дети проводят большую часть времени дома одни или на улице. Они оставлены без поддержки, без присмотра. Дети в этом семейном контексте больше всего взаимодействуют со своими сверстниками и другими агентами социализации, такими как социальные сети и СМИ. Средства массовой информации и социальные сети, через которые общаются дети, часто передают антиценности. Из-за разрушения расширенной семьи и ее способов социализации африканский ребенок колеблется между типично африканскими и иностранными ценностями. Некоторые виды поведения, наблюдаемые в последние годы среди молодежи в Африке, рассматриваются пожилыми людьми как противоречащие морали. Таким образом, в Африке существует необходимость в разработке новой образовательной политики.
В целом анализ особенностей процесса социализации африканского ребенка показывает, что ребенок растет под влиянием
сообщества, множества социализирующих агентов. Ребенок считается общим благом. Поэтому все сообщество обязано следить за его поведением. Родители, затем семья служат мостом между ребенком и обществом. Потеря отца или матери и неспособность семьи заботиться о ребенке препятствует его развитию, его социализации. Анализ концепции социализации позволил нам подчеркнуть важность социальной среды и педагогических методов, используемых в процессе социализации детей, особенно детей-сирот.
3. Методология
Чтобы решить методологические проблемы, перед написанием статьи было проведено исследование литературных источников, которое сосредоточилось на двух типах работ: общие работы, посвященные методологии и педагогике в целом, а также конкретные работы по социально-педагогическим характеристикам и вопросам социализации детей-сирот.
Для практической части исследования был апробирован описательный (не экспериментальный) подход с применением интервьюирования и анкетирования. Исследование проводилось в двух из четырех детских деревень в Мали (в основном в городах Сананкороба и Кита). Это исследование основано на реальности, которая создает проблему и которая расширяется, учитывая растущее число детей-сирот в детских деревнях в Мали. Это растущее число детей-сирот создает трудности, связанные с оказанием им социально-педагогической помощи. Это предварительное исследование позволило выявить и описать устройство детских деревень и педагогические методы, используемые в них.
Мы общались с руководством и педагогической командой. Фактически, мы разговаривали индивидуально с 4 воспитателями (из 16), с 10 матерями (из 35), с 12 тетками (из 40) и некоторыми членами администрации двух детских деревень. В анкете, предложенной этим специалистам, постав-
лены вопросы об организации и управлении детскими деревнями, о методах обучения, используемых при социализации детей-сирот.
Члены школьной администрации посещенных нами детских деревень ответили на вопросы анкеты. В этих интервью основное внимание уделялось образовательной деятельности в школе, отношениям между школой с семьями.
4. Организационные и социально-
педагогические особенности детских деревень
Миллионы детей по всему миру выживают на улицах по разным причинам. Без поддержки они подвергаются риску: отсутствие доступа к образованию, насилие, эксплуатация, злоупотребления. Чтобы исправить такую ситуацию, институциональная помощь долгое время была предпочтительным вариантом. Среди этих учреждений для поддержки детей-сирот есть детские деревни.
4.1. Краткая презентация детской деревни
Архитектура детской деревни в Мали -традиционная. Организация пространства и жилья в значительной степени вдохновлена традицией бамбара (доминирующая этническая группа). Кирпичные стены сделаны из смеси земли и цемента. Семейный дом состоит из нескольких комнат с видом на большой внутренний двор - главное место, где происходит семейная жизнь.
Детские деревни в Мали расположены в средних городах (Сананкороба, Сокура, Кита, Кулунме и т. д.). Как правило, они состоят из 15-20 семей. По словам педагога, прибытие нового ребенка в детскую деревню является предметом торжественной церемонии и празднования. Под традиционной звуки музыки дети поют и танцуют, чтобы приветствовать приходящего брата или сестру. Для этого вся детская деревня мобилизуется.
Специфика детской деревни в Мали состоит в том, что дети каждой семьи носят фамилии одного клана города. Каждая семья в детской деревне имеет связи с одним кланом города. Дети каждой семьи идентифицируют себя с одним кланом. Это своего рода побратимство для интеграции детей в сообществе. Они взаимодействуют с кланом, к которому они присоединены. Для этого они разделяют радости и печали со своим кланом. Это помогает детям постепенно выстраивать свою социальную и культурную самобытность.
В детской деревне в Мали есть сад и огород, которые используются для выращивания фруктов и овощей. Полив обеспечивается с помощью современного колодца, который снабжает питьевой водой деревню. Урожай с огорода используется для удовлетворения потребностей детской деревни, но также для соседей. Дети и молодежь под руководством агронома работают на земле.
В детском деревне в Мали есть детский сад, начальная школа и медицинский и социальный центр. В интересах солидарности и интеграции эти социальные инфраструктуры также открыты для детей из соседних семей. В детском саду и школе дети-сироты общаются с детьми в общине.
Однако следует признать, что в детской деревне в Мали есть проблемы. Дети часто помещаются в эти деревни без надлежащего предварительного планирования. Каждый ребенок должен иметь, по крайней мере, индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг его социальной адаптации. Но чаще всего это не так. Действительно, в Мали из 1000 воспитанников только 9% имеет индивидуальный план управления (Матас1ои К. Копа1ё, 2017). Чем больше учреждение, тем меньше вероятность того, что оно будет предоставлять детям-сиротам поддержку, исходя из индивидуальных потребностей. Это может негативно повлиять на их развитие и социализацию.
Детские деревни в Мали используют добровольцев для выполнения обязанно-
стей педагогов или для удовлетворения потребностей в человеческих ресурсах. Это приводит к нестабильности и к текучке сотрудников в детских домах. Такая практика может нанести вред социальному и эмоциональному развитию ребенка.
В Мали детские деревни предлагают детям-сиротам социально-педагогическую поддержку, основанную на двух главных социально-образовательных единицах: семьи и школе.
4.2. Семья
Детские деревни состоят из семей, которые предлагают помощь детям (девочкам и мальчикам), разлученным с родителями, семейную жизнь по образцу африканской модели. В него входят от 6 до 8 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Семью возглавляет мать. В ежедневных образовательных задачах ее поддерживают одна или две тетки.
Семейные узы основаны на ценностях солидарности и единения. Дети в семье делятся всем, даже одеждой. Однополые дети обычно живут в одной комнате. Они едят вместе в любом возрасте. Они рады есть то, что им дают. Так сказала мать: «Мы избегаем слов "мне это не нравится, я не хочу этого". Времена тяжелые и могут быть еще тяжелее. Мы довольны тем, что имеем сегодня, а если завтра будет больше, тем лучше». Посредством этих слов мы стремимся развить у детей ценности смирения и мужества, чтобы противостоять жизненным трудностям.
Дети одной семьи имеют возможность в большом дворе играть, общаться и взаимодействовать под присмотром матери и тетки. Правила работы в семье и соответствующие санкции обсуждаются на семейном совете под руководством матери.
Характер взаимоотношений детей в семье геронтократический. Действительно, младшие обязаны подчиняться старшим. В свою очередь, пожилые люди обязаны помогать и защищать самых младших. По словам Луи-Венсана Тома, «в Африке ста-
рость - это не потеря, а скорее приобретение и прогресс» [8]. Пожилые люди помогают детям благодаря своему жизненному опыту и направляют самых маленьких в процессе их социализации.
В семье домашний труд распределяется между детьми в зависимости от возраста, пола и способностей. Девочки от 9 лет занимаются стиркой, мальчики носят воду и делают другие вещи, которые нужны семье, по указанию матери.
Семьи поддерживают два воспитателя в процессе социализации детей-сирот. Один отвечает за школьный мониторинг детей, другой - за социально-образовательную и культурную деятельность в деревне.
В течение нескольких лет исследования показали, что семьям и школам выгодно участвовать в согласованном участии в успехе учащихся. Это наблюдение имеет тенденцию становиться требованием. Таким образом, школьный педагог служит мостом между семьей и школой. Он проверяет, готов ли ребенок к школе. Для этого он общается с матерями, которые лучше знают детей.
Он также осуществляет индивидуальный мониторинг учебной деятельности детей. Он может подать заявку на поддержку классов для детей, которые испытывают трудности в изучении определенного школьного предмета.
Он лично входит в семьи, чтобы помочь некоторым детям делать их домашние задания. В конце каждого семестра он делает сводку результатов для каждого ребенка и передает ее его матери.
В одной семье пожилые люди помогают младшим в обучении, сообщила одна из матерей. «В поддержку учеников с трудностями в обучении роли, которые играют семья и школа, определяют ориентацию практики на местах, особенно в школах» (В. Тегг1ББе, Б. 1 1_апуёе, 1 С. Ка1иЫ, 2007).
В каждой из двух посещенных нами детских деревень есть социокультурный аниматор. Также в каждой детской деревне есть артистическая труппа. Дети-сироты за-
нимаются под руководством социокультурного аниматора.
Любимые занятия этих трупп - театр и хореография. Деятельность этих групп в основном направлена на то, чтобы развлекать и обучать детей. Через театр мы информируем детей-сирот об опасностях, которые угрожают современному обществу: наркомания, насилие, проституция. Через театр мы передаем такие ценности, как труд на благо общества, справедливость, честность.
Группа исследователей показала важность определенных методов развития и социализации детей-сирот: терапия через искусство, сказки, танцы, театр. Благодаря внедрению этих методов многие дети-сироты в России улучшили свое здоровье (В. С. Мухина, И. Г. Кузина, Ю. Н. Гуцалюк).
4.3. Школа
В каждой из посещенных детских деревень есть школа. Эти школы включают в себя детский сад и базовую школу. Детский сад принимает детей от 3 до 6 лет. Основная школа включает в себя начальную школу (обучение продолжается 6 лет) и колледж (обучение продолжается 3 года).
В процессе социализации школ а получает поддержку от огорода и мастерской. «Школа для жизни, школа через всю жизнь» - эта знаменитая формула Жана Овидия Декроли (Jean-Ovide Decroly, 18711932) находится в центре внимания детских деревень в Мали. Таким образом, под руководством агронома дети-сироты знакомятся с выращиванием овощей и фруктов. В то же время они учатся другим профессиям в мастерской: крашение, столярные и другие изделия ручной работы.
В детской деревне в Мали школа связана с жизнью. Практикуя определенные профессии, школа может стать трамплином для входа трудовую жизнь. Речь идет о создании для детей-сирот образовательной среды с учетом социально-экономических потребностей общества. Опыт, полученный в соответствующей образова-
тельной среде, должен позволять ребенку приобретать фундаментальные качества для адаптации к социальной и профессиональной жизни.
В детских деревнях в Мали дети также получают религиозное образование. Действительно, имамы регулярно посещают эти центры, чтобы объяснить мусульманскую религию детям. В то же время приглашаются священники для объяснения Библии детям, которые выбрали христианство. Эти религии сосуществуют в совершенном симбиозе в детской деревне. Религиозное образование способствует построению социальной идентичности ребенка. Оно также дает возможность развить моральное, гражданское и духовное измерение у ребенка.
Педагогическая деятельность основана на двух принципах: твердость и доброта. Дети обязаны строго соблюдать правила и нести ответственность за последствия своих действий. С другой стороны, дети, которые демонстрируют хорошее поведение и успеваемость, поощряются.
Местный координатор по уходу заявил: «Необходимость знать ребенка-сироту, чтобы лучше его поддерживать, обязательна для каждого воспитателя. Для этого важно умение общаться и договариваться с детьми». Важно учитывать особенности и потребности ребенка процессе его социализации.
Заключение
Эта статья посвящена проблеме роста числа детей-сирот в детских деревнях. Это порождает трудности в уходе за ними. Исследование охватывает социально-педагогические условия социализации детей-сирот, проживающих в этих центрах. Оно проводилось в Мали - в стране на Африканском континенте к югу от Сахары.
Цель исследования - выявление и описание организационных и социально-педагогических особенностей детских деревень. Оно критически рассматривает среду
и педагогические практики, доступные в этих учреждениях. Собраны данные, документирующие следующие конкретные цели: 1) определить социально-педагогическое устройство на местах; 2) определить и описать используемые социально-педагогические практики.
Это исследование вводит новшества, представляя окружающую среду и педагогические практики детских деревень в Мали. Немногие исследования были сосредоточены на этом аспекте детских деревень в Мали.
Несмотря на ограниченное количество участников, результаты этого исследования позволяют сделать несколько наблюдений. Согласно результатам, дети-сироты живут в семейной и школьной среде. Результаты показывают, что в детской деревне эти два социальных учреждения (семья и школа) взаимодействуют в сфере ухода за детьми-сиротами.
Результаты также показывают, что предпринимаются усилия для подготовки детей к трудовой жизни (профессиональное обучение в мастерских и сельском хозяйстве).
Мы замечаем, что нет никакого расхождения между участниками процесса социализации детей-сирот. Существует скорее взаимодополняемость между участниками и учреждениями. Существует синергия действий между ними.
В заключение можно сказать, что в детских деревнях имеются недостатки в плане социально-педагогической поддержки. Игра является предпочтительной деятельностью ребенка для развития физических и интеллектуальных способностей. Однако детские деревни испытывают трудности, такие как отсутствие мест для игр и инфраструктуры.
Социализация требует обмена и взаимодействия людей с их социальной средой. Однако наше исследование показывает дефицит взаимодействия между детьми-сиротами и общинами (городское население, в котором они находятся).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кэролайн Дуфка, директор Сахеля в Хьюман-райтс-вотч: ситуация безопасности на севере Мали, отчет о трех миссиях по установленным фактам, проведенным в феврале, мае, июле 2012. 52 с. С. 8.
2. Observatory of humanitarian Foresight, humanitarian program and Development: security context in northern and central Mali: Game actors by 2019, Institute of international and strategic Relations. Paris, aug. 2018. 26 p. P. 12.
3. UNICEF: Country Office Annual Report 2018: Mali. URL: https://www.unicef.org/ about/annualreport/files/Mali_2018_COAR.pdf (дата обращения: 10.10.2019).
4. RichardMarcoux, Jean Francois Kobiane et Mamadou Kani Konaté. Orphans and their household in Mali: vulnerable population and severely damaged social network // Child protection and development. 2014. No. 403. P. 23-32.
5. Национальный институт статистики Мали: оценка потребности детей-сирот в образовательных центрах, 2016. (Франц. яз.)
6. Joseph Ki-Zerbo. Eduquer ou périr. Paris: Editions L'Harmattan, 1990. 123 p. P. 4. (Франц. яз.)
7. Isin Engin F. The city as the site of the social // Isin Engin F. (ed.) Recasting the Social in Citizenship. Toronto: University of Toronto Press, 2008. P. 261-280.
8. Louis-Vincent Thomas. La vieillesse en Afrique Noire // Hommes et Migrations. 1991, février. No.°1140, Voyage au bout de la vie. P. 27-33.
9. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская. М.: ИТРК, 2003. 736 с., ил.
10. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 733 с.
REFERENCES
1. Karoline Doufka, direktor Sakhelya v Human Rights Watch. Situatsiya bezopasnosti na severe Mali, otchet o trekh missiyakh po ustanovlennym faktam, provedennym v fevrale, mae, iyule 2012. 52 p. P. 8.
2. Observatory of humanitarian Foresight, humanitarian program and Development: security context in northern and central Mali: Game actors by 2019, Institute of international and strategic Relations. Paris, Aug. 2018. 26 p. P. 12.
3. UNICEF: Country Office Annual Report 2018: Mali. Available at: https://www.unicef. org/about/annualreport/files/Mali_2018_COAR.pdf (accessed: 10.10.2019).
4. Richard Marcoux, Jean Francois Kobiane et Mamadou Kani Konaté. Orphans and their household in Mali: vulnerable population and severely damaged social network. Child protection and development. 2014, No. 403, pp. 23-32.
5. Natsionalnyy institut statistiki Mali: otsenka potrebnosti detey-sirot v obrazovatelnykh tsentrakh, 2016. (In French)
6. Joseph Ki-Zerbo. Eduquer ou périr. Paris: Editions L'Harmattan, 1990. 123 p. P. 4.
7. Isin Engin F. The city as the site of the social. In: Isin Engin F. (ed.) Recasting the Social in Citizenship. Toronto: University of Toronto Press, 2008. Pp. 261-280.
8. Louis-Vinsent Thomas. La vieillesse en Afrique Noire. Hommes et Migrations. 1991, février, No.°1140, Voyage au bout de la vie, pp. 27-33.
9. Makarenko A. S. Pedagogicheskayapoema. Moscow: ITRK, 2003. 736 p., il.
10. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. za-vedeniy. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta, 2011. 733 p.
Сиссоко Мамаду, Мали (Западная Африка), магистр философии, магистр образования, аспирант факультета психологии и педагогики, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Sissoko Mamadou, Mali (West Africa), Master's degree in philosophy, Master's degree in education, post-graduate student, Psychology and pedagogy Faculty, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2019 The article was received on 28.10.2019