Научная статья на тему 'Детская деревня-SOS как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Детская деревня-SOS как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3000
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ФОРМЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА / ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-SOS / МОДЕЛЬ Г. ГМАЙНЕРА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOS CHILDREN''S VILLAGE / H. GMEINER''S PEDAGOGICAL MODEL / ORPHANS / FORMS OF LIVING ARRANGEMENT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Надежда Анатольевна, Соловьёв Игорь Иванович

Статья посвящена актуальной проблеме, ориентированной на изучение условий и факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию детей в замещающих семьях Детской деревни-SOS. Новый опыт организации Детских деревень-SOS практикуется в России совсем недавно: менее 20 лет и нуждается во всестороннем изучении, осмыслении и анализе для поиска оптимальных путей развития системы замещающего родительства. Научная и практическая значимость решения данной проблемы довольно высока, поскольку модели семейной реабилитации и семейные формы жизнеустройства детей-сирот получают всё большую распространённость в различных странах мира, в том числе и в России. Адаптация детей и родителей к совместному проживанию в условиях Детской деревни сопровождается социальной и психологической перестройкой всего уклада их жизни, психофизиологической перестройкой организма, что требует всестороннего изучения влияющих на неё условий и факторов для предупреждения социально-психологических затруднений и проблем. В статье рассмотрена история создания Детских деревень-SOS как альтернативной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освещены основы социально-педагогической модели Г. Гмайнера, принципы жизнеустройства Детской деревни-SOS, структура организации помощи и поддержки детей-сирот. Исходя из внешних условий и факторов, в статье намечаются перспективы дальнейших социально-психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOS Children’s Village as an alternative form of living arrangement of orphans

The article is devoted to the actual problem oriented to the study of conditions and factors that affect socio-psychological adaptation of children in foster families of SOS Children's Village. New experience of organization of SOS Children's Villages is practiced in Russia newly: less than 20years and there is a need for a comprehensive study, reflection and analysis to find the best ways for developing an adoptive parenthood system. Scientific and practical importance of solving this problem is quite high, because a model of a family rehabilitation and forms of living arrangement of orphans are becoming more common throughout the world, including Russia. Adaptation of children and parents to living together in SOS Children's Village is accompanied by social and psychological restructuring of their entire way of life, psycho-physiological changes, which requires a comprehensive study of the conditions affecting it and the factors to prevent social and psychological problems. The article is devoted to the history of SOS Children's Village as an alternative form of living arrangement of orphans and children without parental care. The article deals with the basics of H. Gmeiner's pedagogical models and principles of living arrangement of SOS Children's Village, the organizational structure of assistance and support of orphans. Based on the external conditions and factors, the article outlines the prospects for further socio-psychological research.

Текст научной работы на тему «Детская деревня-SOS как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 37.018.324

Н. А. Киселёва, И. И. Соловьев

ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-808 КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ*

* Публикация подготовлена при поддержке РГНФ и Администрации Псковской области, проект № 13-16-60002.

Статья посвящена актуальной проблеме, ориентированной на изучение условий и факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию детей в замещающих семьях Детской деревни-БОБ. Новый опыт организации Детских деревень-БОБ практикуется в России совсем недавно: менее 20 лет и нуждается во всестороннем изучении, осмыслении и анализе для поиска оптимальных путей развития системы замещающего родительства.

Научная и практическая значимость решения данной проблемы довольно высока, поскольку модели семейной реабилитации и семейные формы жизнеустройства детей-сирот получают всё большую распространённость в различных странах мира, в том числе и в России. Адаптация детей и родителей к совместному проживанию в условиях Детской деревни сопровождается социальной и психологической перестройкой всего уклада их жизни, психофизиологической перестройкой организма, что требует всестороннего изучения влияющих на неё условий и факторов для предупреждения социально-психологических затруднений и проблем.

В статье рассмотрена история создания Детских деревень-БОБ как альтернативной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освещены основы социально-педагогической модели Г. Гмайнера, принципы жизнеустройства Детской деревни-БОБ, структура организации помощи и поддержки детей-сирот. Исходя из внешних условий и факторов, в статье намечаются перспективы дальнейших социально-психологических исследований.

Ключевые слова: дети-сироты, формы жизнеустройства, Детская деревня-БОБ, модель Г. Гмайнера, социально-психологическая адаптация.

Одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем современности является жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Федеральном законе и Семейном кодексе Российской Федерации приводится определение, согласно которому дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли, лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находятся в лечебных учреждениях, отбывают наказания в местах лишения свободы, содержатся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных, социальных или иных аналогичных учреждений [16].

Согласно статистическим данным, количество сирот в мире не уменьшается, а по числу детей-сирот первое место занимает Россия: так, по состоянию на 31 дека-

бря 2012 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 24 934 820 детей, из которых 615 687 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3]. Основными формами жизнеустройства таких детей являются: усыновление, опека, приёмная семья, патронатное воспитание, а также учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (интернат, приют, детский дом и др.). Кроме официально закреплённых в Семейном кодексе РФ форм устройства сирот существуют и другие: детские деревни-808, детские дома семейного типа, православные пансионы семейного типа, семейные воспитательные группы, гостевые формы и т. п.

Исследования в области психологии сиротства, проведённые И. В. Дубровиной, В. С. Мухиной, Г. В. Семья, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и другими учёными, показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует успешной социализации и адаптации к жизни в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостатки институционального воспитания говорят о необходимости реформирования данной системы и стимулируют поиск новых форм жизнеустройства. Изучение особенностей личностного развития детей-сирот приводят к мнению о необходимости создания для них специальной развивающей среды (Л. Л. Митяев, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.).

В последние годы альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали приёмные семьи, семейные детские дома, Детские деревни-808. Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвящённых проблемам детей-сирот [3; 12; 13; 21; 22; 23], свидетельствует о том, что наибольшей оптимальностью обладают семейные формы устройства детей по сравнению с госучреждениями. Именно семейное воспитание способно снизить уровень социальной дезадаптированности этой категории детей и негативные последствия разрыва с родственниками и проживания в условиях сиротских учреждений [5; 6; 10; 11; 14; 17; 20; 23; 24].

Социальная политика в области материнства и детства, а также практика профессионального отбора, поддержки и сопровождения замещающих семей требуют объединения усилий международного сообщества и обоснованных научных подходов. В последние годы произошли серьёзные позитивные изменения в этом направлении [1; 4; 11; 12; 19; 20]. Так, в 2006 г. в обращении Президента РФ к правительству решение проблемы сиротства в нашей стране было обозначено одним из приоритетов комплексной национальной политики, в связи с чем была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. и ориентация государства на развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот [15]. В русле этого направления реализуется Программа «Россия без сирот», целью которой является деинституализация, то есть ликвидация детских сиротских учреждений (за исключением специализированных) и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания.

Одной из актуальных задач социальной политики Псковского региона является сокращение количества детских домов и создание альтернативных типов социальных учреждений — Детских деревень-808, предназначенных для проживания в них приёмных семей с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. При этом важное значение имеет адаптация приёмных детей и 808-мам к изменившимся условиям жизни в 808-семье и их интеграция в социум, что находит отражение в переживаемых ими эмоциональных состояниях.

Изучение внешних факторов и условий, влияющих на особенности адаптации приёмных семей, проживающих в Детской деревне, является целью нашего исследования. Задачами является изучение истории создания Детской деревни-808 как формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; изучение основ социально-педагогической модели Г. Гмайнера, принципов жизнеустройства в Детской деревне-808, структуры организации помощи и поддержки детей-сирот.

Детские деревни-808 — наиболее гуманная форма детского, социально-педагогического учреждения для долговременного проживания детей-сирот, которое в качестве альтернативы традиционному воспитанию в детском доме предлагает воспитание детей в условиях, максимально приближенных к семейной жизни. В жизни это означает, что дети в Детской деревне-808 объединены и проживают социальными семьями, возглавляемыми и руководимыми 808-матерями.

Сегодня общепризнанным и неоспоримым фактом является то, что семейное воспитание, или, по меньшей мере, модель воспитания, приближённого к семейному, являются основной предпосылкой для непрерывного, стабильного и гармоничного физического и психического развития человека. Семьи-808 ориентированы на культурно-исторические традиции общества, не ограничены политическими, религиозными или национальными рамками и призваны обеспечить полноценное воспитание и развитие детей, оставшихся без попечения родителей.

История создания этой формы жизнеустройства детей восходит к 1949 г., когда в тирольском местечке Имст в Австрии была построена первая Детская деревня-808 для осиротевших после Второй мировой войны детей. Эта идея принадлежала австрийцу Герману Гмайнеру [2; 21]. Мало кто верил в будущее модели Гмайнера, в основу которой были заложены четыре простых принципа: мать, братья и сестры, дом, детская деревня.

В послевоенной Австрии, разделённой на четыре зоны, трудно было достучаться до богатых людей с идеей помощи обездоленным детям. Г. Гмайнеру пришла идея обратиться за помощью к жителям Тироля и всей Австрии, которым самим не хватало средств на жизнь. Однако за годы войны люди не потеряли милосердие. Сторонники Г. Гмайнера собрали средства для строительства первых домов, убедили местные власти в правоте своей идеи, в которую многие не верили, отмахивались, смотрели с насмешкой и сожалением.

- Ваша идея слишком дорога. Это будет стоить миллионы, — говорил священник, помогавший детям.

- Тюрьмы для малолетних, — отвечал Гмайнер, — обойдутся дороже.

Мечта, воплощённая Г. Гмайнером в жизнь, оказалась более чем успешной.

Сегодня на пяти континентах в 132 странах мира существует более 500 Детских деревень-808. Все Детские деревни строятся и существуют на средства неравнодушных людей, бескорыстно помогающих детям, попавшим в беду. Фундамент жизнестойкой идеи Г. Гмайнера был создан при поддержке миллионов друзей Детских деревень по всему миру, которые способствовали созданию новых социальных проектов и развитию уже существующих.

В 1949 г. в городе Имст в Австрии была построена первая Детская Деревня-808 на собранные Германом Гмайнером пожертвования для детей-сирот Второй мировой войны;

i960 г. — основана международная организация SOS Kinderdorf International, объединившая несколько Детских Деревень-SOS в Европе и Латинской Америке;

1960-1970 гг. — Детские Деревни-SOS появляются в странах Африки и Азии;

2009 г. — 60-летний юбилей SOS Kinderdorf International.

На сегодняшний день в мире насчитывается 508 Детских Деревень-SOS, 383 Дома молодёжи и 1128 других социальных учреждений для детей-сирот в 132 странах.

Идея создания Детских деревень-SOS в нашей стране была привезена из Австрии в 1986 г. Еленой Сергеевной Брусковой, корреспондентом газеты «Комсомольская правда», ставшей впоследствии Президентом российской межрегиональной благотворительной организации «Детские деревни-SOS» [2]. От первого упоминания о Детской деревне в России до её постройки прошло десять лет.

Первая Детская деревня-SOS в России открыла свои двери в 1996 г. в подмосковном поселке Томилино (рис. 1). Через два года ещё одна деревня появилась в Орловской области (рис. 2), через два года — в городе Пушкин под С.-Петербургом (рис. 3). В 2003 г. построили самую северную в мире Детскую деревню, которая расположена в городе Кандалакше Мурманской области (рис. 4). 22 декабря 2010 г. первые 22 ребёнка переступили порог Детской деревни-SOS в городе Пскове (рис. 5). В ноябре 2011 г. Вологодская Детская деревня-SOS приняла первых детей (рис. 6). Сейчас в России шесть действующих Детских деревень-SOS, в которых нашли кров более 400 детей.

Рис 1. Первая российская Детская деревня-808 Томилино, Московская область (1996 г.)

Рис. 2. Детская деревня-808 Лаврово, Орловская обл. (1998 г.)

Рис. 3. Детская деревня-808 Пушкин, С.-Петербург (2000 г.)

Рис. 4. Детская деревня-808 Кандалакша, Мурманская область (2003 г.)

Рис. 5. Детская деревня-808 Псков (2010 г.)

Рис. 6. Детская деревня-808 Вологда (2011 г.)

Герман Гмайнер разработал основы социально-педагогической модели Детской деревни-808 [2; 19], которая включает в себя следующие составляющие:

МАМА ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ-808. Глава семьи, которая с профессией выбирает судьбу. Мама Детской деревни становится для детей самым близким человеком, защищая их своей любовью и заботой. Она живёт вместе с детьми в одном доме, ведя самостоятельно всё хозяйство.

БРАТЬЯ И СЁСТРЫ. Дети-сироты из разных семей, поступившие в Детскую деревню, воспитываются в семьях-808 как братья и сестры. В большинстве семей-808 4-5 детей (максимум до 8). Родные братья и сёстры, которые ранее находились в разных детских домах или приютах, воссоединяются в одной семье.

ДОМ. Здесь ребёнок, потерявший родительскую заботу, обретает заботливую 808-маму, братьев и сестёр, тепло домашнего очага и надежду на счастливое будущее. По-настоящему счастливы мама и дети, которые живут в уютном доме, где всё продумано для создания подлинно семейной атмосферы с её радостями и повседневными хлопотами.

ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-808. Это открытое для мира сообщество детей и взрослых, обеспечивающее детям уверенную интеграцию в общество. Руководит Детской деревней директор, который вместе с педагогическим персоналом поддерживает 808-матерей и помогает им в воспитании детей и решении возникающих проблем.

Принципы жизнеустройства в Детской деревне-808:

1. Интересы ребёнка — основа для решений и действий. На основе анализа ситуации, в которой оказался ребёнок и с учётом имеющихся ресурсов, ребёнку предлагается наиболее подходящая для него программа развития.

2. Система социальной поддержки для детей и их семей. Каждый ребёнок имеет заботливого родителя. В семьях естественным образом формируются родственные, семейные отношения. Каждая семья создаёт свой дом. Детская деревня-SOS является частью общества.

3. Участие детей в реализации собственных потребностей, развития и отстаивании своих прав. Дети информируются о принятии затрагивающих их решений, с учётом их возраста, уровня зрелости и способностей. В семье развиваются жизненные навыки общения, сотрудничества и самостоятельного принятия решений. Воспитываются ответственность и уважение к правам других людей. Формируются представления о создании собственной семьи.

Структура организации помощи и поддержки детей-сирот согласно SOS-Программе включает в себя несколько ступеней:

- Детская деревня-SOS — для детей от 3 до 16-17 лет;

- Дом Молодёжи — для молодых людей до 18-19 лет;

- полунезависимое проживание — до 22 лет;

- внесемейная поддержка — до достижения молодёжью 23 лет.

После выхода юноши или девушки из SOS-семьи Детской деревни связь с нею не прерывается. По достижении 16-17 лет молодые люди, как правило, переходят из Детской деревни в Дома молодёжи, где им помогают получить профессию, найти работу, решить жилищные вопросы. Тем самым, готовясь жить самостоятельно, выпускники могут оставаться в Доме молодёжи до 23 лет.

В России — 5 Домов молодёжи: в Московской области 1 дом на 28 чел.; в Орле — 2 дома на 14 чел.; в С.-Петербурге — 2 дома на 16 чел. Из Дома молодёжи воспитанники переходят на полунезависимое проживание в собственном жильё. SOS-программа «HOUSING» позволяет им улучшить жилищные условия. На этапе внесемейной поддержки оказывается минимально необходимая социальная, психолого-педагогическая и иная поддержка тем выпускникам, кому это необходимо, кто создал свои семьи или участвует в программах-SOS.

Очевидно, что главную роль в Детской деревне при создании условий для гармоничного развития детей и подготовки их к самостоятельной жизни выполняют SOS-мамы, воспитывающие по 5-8 приёмных детей в семье. Такая повышенная ответственность вызывает у них колоссальную психологическую нагрузку, что может привести к возникновению нервно-психической напряжённости, стрессовых состояний, что оказывает непосредственное влияние на всех членов семьи. Кроме того, между самими детьми в семье иногда возникают сложные отношения, которые настоятельно требуют вмешательства профессионалов. Знание особенностей адаптации личности к изменившимся условиям, а также психологических механизмов семейного взаимодействия и саморегуляции поможет SOS-мамам актуализировать собственные психологические ресурсы и наладить отношения с приёмными детьми [5; 6; 10].

Адаптация приёмных детей и родителей к совместному проживанию сопровождается психофизиологической, психологической, социальной перестройкой их жизни, что оказывает влияние на степень напряжения функциональных систем личности [7; 8; 9]. Неадаптированность детей к новым условиям ведёт к ухудшению их соматического и психического здоровья, негативному эмоциональному состоянию, снижению успеваемости, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной личностных и межличностных проблем. Вместе с тем, возникновение психологических, социальных, педагогических и иных трудностей и недостаток специаль-

ной подготовки 808-мам влияет на эффективность их взаимодействия с приёмными детьми, что делает необходимым разработку альтернативных программ помощи и поддержки 808-семей.

Целый ряд важнейших теоретических и прикладных вопросов и проблем, с которыми ежедневно сталкиваются работники Детских деревень-808, нуждаются в дополнительном углублённом научном исследовании:

- профессионально важные качества личности и деятельности 808-мамы, специалистов службы сопровождения;

- психологические особенности приёмных детей Детской деревни-808: возрастные, этнические и гендерные аспекты, динамика изменений и т. д.;

- психологические особенности и закономерности взаимоотношений «808-мама — приёмные дети», «808-мама — 808-тётя», «808-мама — специалисты Детской деревни», «808-мама — родственники детей», «808-мама — школьные учителя и воспитатели», «родные — сводные дети в семье» и т. д.;

- психология карьеры 808-мам и профилактика их эмоционального и профессионального выгорания и профессиональной деформации;

- психологические проблемы общения с биологическими родственниками;

- психологическая подготовка детей к приходу в приёмную семью, к поступлению в школу, к выбору профессии, к выпуску из Детской деревни и самостоятельной жизни и т. д.

На современном этапе совершенно не изученным является феномен замещающего отцовства (опекунства) и феномен 808-тёти (семейной помощницы) в условиях Детской деревни-808; проблема психологии уникальных коллективов Детских деревень-808 и их региональные особенности в разных странах.

Особого внимания и системного научного подхода требуют вопросы, связанные с разработкой профессиональных стандартов и профессиональной подготовки замещающих родителей, а также вопросы подготовки и научно-методического обеспечения самих специалистов службы профессионального сопровождения приёмных семей. Сопровождение замещающей 808-семьи — это новый для отечественной практики вид профессиональной деятельности, имеющий свои специфические цели, задачи, содержание и технологии. Однако анализ современного состояния высшего образования в России позволяет говорить об отсутствии системы профессиональной подготовки кадров по работе с детьми-сиротами как в государственных детских учреждениях, так и в профессиональных замещающих семьях [3].

В настоящее время во всем мире и в России накоплен значительный практический опыт развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который требует глубокого научного анализа, обобщения и осмысления с точки зрения комплекса наук: медицинских, психологических, педагогических, социальных, экономических, юридических и других [12; 13; 14; 18; 22]. Аккумулировать и распространять передовой опыт наиболее эффективных подходов и стратегий в области семейного устройства детей-сирот — одна из актуальных научно-теоретических задач исследователей.

Появление фундаментальных научных работ обобщающего характера, всесторонне отражающих специфику феномена приёмных семей Детских деревень-808, позволит более эффективно выстраивать систему профессиональной подготовки замещающих родителей и профессионального сопровождения 808-семей с учётом действующих психологических механизмов и закономерностей, а также многочисленных факторов и условий.

Псковский регионологический журнал № 19 2014 Литература

1. Арчакова Т. О. Экологический подход к работе с замещающими семьями в США и Европе // Современная зарубежная психология. 2012. №3. С. 86-97.

2. Брускова Е. С. Семья без родителей: социально-педагогическая система Германа Гмайнера. М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 1993. 240 с.

3. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт: научно-популярное издание. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rfh. ru/index.php/en/rezultaty/nauchno-populyarnye-izdaniya/298-scipop2013

4. Деятельность гуманитарной организации «SOS — Детские деревни Норвегия» в Российской Федерации. Сборник материалов о Российско-Норвежских проектах. Мурманск, 2008. 128 с.

5. Калинина Р. Р. Подготовка к семейной жизни как условие эффективной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука и современность, 2013: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2013. С. 182-187.

6. Киселёва Н. А. Повышение психологической компетентности приемных родителей в системе дополнительного образования // Образование для устойчивого развития в поликультурном пространстве региона: Материалы Международной научно-методической конференции 18-19 апреля 2013 г. / Пятые Лозинские чтения: В 2 ч. Часть 1. Псков: Псковский государственный университет, 2013. С. 248-251.

7. Киселёва Н. А. Особенности эмоциональных состояний приемных детей в замещающих семьях // Молодая семья: психолого-педагогические проблемы становления и развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2013. С. 86-91.

8. Киселёва Н. А. Проблема адаптации приёмных детей и родителей в замещающих семьях // Вестник Псковского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. Выпуск 4. Псков: Псковский государственный университет, 2014. С. 134-138.

9. Киселёва Н. А., Ковалевская Е. В. Психологические и психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука Красноярья, 2013, № 6. С. 178-192.

10. Манойлова М. А. Социализация приемных детей в семье Детской деревни-SOS // Молодая семья: психолого-педагогические проблемы становления и развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Псков: ПсковГУ, 2013. С. 103-107.

11. Махнач А. В., Алдашева А. А. Компоненты и признаки новой социономической профессии «приёмный родитель» // Психологические проблемы современного российского общества / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 457-479.

12. Мировой опыт развития семейных форм устройства детей. [Электронный ресурс]: URL: http://www. usy-novite. ru/experience/history/chapter2/

13. Митяев Л. Л. Развивающая среда Детской деревни SOS. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. М.: Спутник, 2007. 20 с.

14. Орлова Е. В. Подготовка специалистов для работы с детьми-сиротами в условиях, приближенных к семейным. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. М., 2005. 20 с.

15. О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Тезисы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова // Приёмная семья, 2012, № 3. С. 2-5.

16. Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации). [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_153033/?frame=31

17. Толстых Н. Н. Какая нужна Мать в Детской деревне // Анализ опыта организации сопровождения замещающих семей на примере Детских деревень SOS: научно-метод. c6. М.: Спутник+, 2011. С. 36-45.

18. Brodzinsky D. M. Children's undestanding of adaption: Developmental and clinical implications // Professional Psychology: Recearch and Practice, 2011. V. 42. P. 200-207.

19. Burgeff H. Experiences from 25 years of searching and selecting SOS-Motherers // Mohters in SOS children's villages. SOS-Kinderdorf Hermann-Gmeiner-Akademie / W. Hilweg (Ed.). Innsbruck, 1992.

20. FarmerE., Lipscombe J., Moyers S. Foster carer strain and its impact on parenting and placement outcomes for adolescents // British Journal of Social Work. 2005. V.35. P. 237-253.

21. Manual for the SOS Children's Village Organization. Innsbruck : SOS-Kinderdorf International, 2004.

22. Patterson J. M. Understanding family recilience // Journal of Clinical Psychology. 2002. V.58 (3). P. 233-246.

23. Pezzot-Pearce T. D., Pearce J. Parenting assesments in child welfare cases. Toronto: University of Toronto Press, 2004.

24. Touliatos J., Lindholm B. W. Measurement of potential for foster parenthood // The Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied. 1981. V.109. #2. P. 255-263.

Об авторах

Киселёва Надежда Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: kiselevana@yandex.ru

Соловьев Игорь Иванович — директор Негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня-SOS Псков», Россия.

N. Kiseleva, I. Solovyov

SOS CHILDREN'S VILLAGE AS AN ALTERNATIVE FORM OF LIVING ARRANGEMENT OF ORPHANS

The article is devoted to the actual problem oriented to the study of conditions and factors that affect socio-psychological adaptation of children in foster families of SOS Children's Village. New experience of organization of SOS Children's Villages is practiced in Russia newly: less than 20years and there is a need for a comprehensive study, reflection and analysis to find the best ways for developing an adoptive parenthood system.

Scientific and practical importance of solving this problem is quite high, because a model of a family rehabilitation and forms of living arrangement of orphans are becoming more common throughout the world, including Russia. Adaptation of children and parents to living together in SOS Children's Village is accompanied by social and psychological restructuring of their entire way of life, psycho-physiological changes, which requires a comprehensive study of the conditions affecting it and the factors to prevent social and psychological problems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the history of SOS Children's Village as an alternative form of living arrangement of orphans and children without parental care. The article deals with the basics of H. Gmeiner's pedagogical models and principles of living arrangement of SOS Children's Village, the organizational structure of assistance and support of orphans. Based on the external conditions and factors, the article outlines the prospects for further socio-psychological research.

Key words: orphans, forms of living arrangement, SOS Children's Village, H. Gmeiner's pedagogical model, socio-psychological adaptation.

About the authors

Dr. Nadezhda Kiseleva, Associate Professor, Department of Developmental and Educational Psychology, Pskov State University, Russia. E-mail: kiselevana@yandex.ru

Igor Solovyov, Director of Non-state Educational institution «SOS Children's Village Pskov», Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.