УДК 37.018.324
Н. А. Киселева, И. И. Соловьев ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-808 ПСКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*
* Публикация подготовлена при поддержке РГНФ и Администрации Псковской области, проект № 13-16-60002.
Добро делать легко, когда помогают многие
Герман Гмайнер
Выбор формы жизнеустройства и адаптации к ней детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, является острой и актуальной проблемой. На современном этапе, когда государство и общество ориентируются на приоритет семейных форм жизнеустройства детей-сирот, научное исследование социально-психологической сущности и особенностей замещающих семей в специфических условиях Детской деревни-БОБ имеет теоретическую и практическую значимость.
В статье раскрывается история создания Детской деревни-БОБ Псков и её современное состояние, освещаются проблемы и особенности адаптации приёмных детей в новых условиях и особенности сопровождения БОБ-семей, описаны формы поддержки и сотрудничества с Детской деревней. Новизна исследования состоит в выявлении гендерных и возрастных особенностей социально-психологической адаптации и эмоциональных состояний как её важнейшего показателя у детей, воспитывающихся в условиях Детской деревни-БОБ. В процессе исследования использовались общенаучные и частно-научные методы: анализ источников, опрос, тестирование, экспертная оценка, проективные и математико-статистические методы. Выявлены значимые гендерные различия по показателям детских фобий и страхов; по шкале эмоционального состояния детей; выявлены значимые возрастные различия между дошкольниками, младшими школьниками и подростками по показателю тревожности.
Ключевые слова: Детская деревня-БОБ, дети-сироты, адаптация детей, сопровождение БОБ-семей, сотрудничество.
Комитет Государственной думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей при поддержке общественных деятелей готовит законопроект по реформированию существующей системы детских домов и деинституализации жизнеустройства детей-сирот в России [2].
Губернатор Псковской области Андрей Турчак в своём отчете о работе администрации области заявил: «Мы можем и должны к 2016 году сделать территорию Псковской области территорией, свободной от детских домов. Для этого есть все условия, в этом вопросе нужна консолидация всего общества и всех уровней власти региона» [15; 17]. Он отметил, что в 2008 г. на территории области было зарегистрировано 5237 детей-сирот, а на конец декабря 2012 г. их число уменьшилось до 3098, из которых 2292 ребёнка уже устроены на семейные формы воспитания (опека, па-тронатные семьи, усыновления).
Исполнительный директор Российского комитета «Детские деревни-SOS» Николай Слабжанин на пресс-конференции 2013 г. в Москве рассказал о преиму-
ществах детских деревень перед детскими домами. По его словам, эта модель даёт возможность женщинам, не реализовавшим свой родительский потенциал, проявить любовь и заботу к приёмным детям, а детям-сиротам она даёт возможность обрести семью. Совместная работа с психологами помогает членам вновь созданной семьи адаптироваться к новым условиям проживания. Такая модель, считает Н. Слабжа-нин, обойдётся государству дешевле, чем содержание детских домов, в которых на одного ребёнка в месяц затрачивается 50-60 тыс. руб., в то время как в Детской деревне — около 29 тыс., при этом основная часть средств поступает от российских и зарубежных спонсоров [2].
В связи с этим приобретает особую значимость научное исследование сущности и особенностей замещающих семей в специфических условиях Детской деревни-808. Задачами является изучение истории создания и современных условий жизнеустройства Детской деревни-808, особенностей социально-психологической адаптации приёмных детей в новых условиях и особенностей сопровождения 808-семей.
В России на сегодняшний день насчитывается 6 Детских деревень, одна из которых находится в Псковском регионе. Детская деревня-808 Псков — это негосударственное образовательное учреждение, построенное при активной поддержке Администрации Псковской области и многих инвесторов. Она стала пятым 808-проектом в России. Первого сентября 2008 г. был заложен камень с памятной табличкой о строительстве на этом месте Детской деревни-808 Псков (рис. 1, 2), а 1 сентября 2010 г. были сданы в эксплуатацию 9 семейных домов, административное здание, гараж, дом помощниц.
Рис. 1. Камень на месте будущей Деревни-808 Псков
Рис. 2. Закладка камня в 2008 г.
Губернатор Псковской области А. Турчак в своём выступлении обратил внимание на то, что проект «Детская деревня-808 Псков» имеет особую социальную значимость для региона (рис. 3). На церемонии открытия Детской деревни он отметил: «Чуть больше года назад мы брали на себя обязательство встретиться здесь 1 сентября 2010 года в Детской деревне, и обещание это выполнено. На территории Деревни сделано всё, чтобы для ребят, которые здесь поселятся, деревня стала их домом».
Строительство Детской деревни-808 Псков начато в 2009 г. на средства Детских деревень-808 Норвегии и Дании, ОАО «Газпромбанк», ОАО «Сбербанк РФ», некоммерческого партнёрства «Балтийский строительный комплекс» и ряда других инвесторов. Общая стоимость проекта составила 97,5 млн руб. Вклад Администрации Псковской области в строительство составил 24 млн руб. Губернатор добавил, что руководство области берёт на себя обязательства по содержанию детей-сирот в период их нахождения в этом социальном учреждении, а также по дальнейшему их сопровождению.
Рис. 4. Вручение символического ключа Детской деревни-8Э8 Псков её директору И. И. Соловьеву
Набор сотрудников
С 2009 г. начался набор кандидаток в SOS-мамы. Первоначально было подано свыше 140 заявок от желающих стать сотрудником Детской деревни. С привлечением специалистов государственного управления образования Псковской области были отобраны реальные кандидатки на должность SOS-матерей. Для профессионального отбора претенденток были привлечены специалисты Псковского областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма», которые дали заключение об эмоциональном и психологическом состоянии кандидаток. Успешно прошедшие данное испытание женщины были допущены к практике, которая проходила в действующих Детских деревнях-SOS России.
С 15 сентября по 15 декабря 2010 г. Школа матерей-SOS начала работу на базе Псковского филиала Государственного университета сервиса и экономики (ГУСЭ). Программа обучения была рассчитана на 450 аудиторных и практических часов для занятий будущих соискательниц должности SOS-матерей. Все кандидатки, успешно прошедшие обучение и практику, были приняты на работу в качестве SOS-матерей и семейных помощниц. А 22 декабря 2010 г. первые дети пришли в семьи. Этот день считается днём рождения Детской деревни-SOS Псков. Свои семейные дома мамы самостоятельно наполняли необходимой утварью. В домах была только крупная бытовая техника и мебель. Каждая SOS-мама самостоятельно выбирала постельное бельё, посуду, бытовые приборы, занавески и т. п. Помощь сотрудницам оказывал инженер деревни, который помогал в покупках техники, её установке, наладке и т. д.
Пока кандидатки в мамы-SOS обучались в Школе матерей, сотрудники деревни были нацелены на поиск детей — кандидатов в семьи. Основными помощниками в этом процессе выступили специалисты управления образования Псковской области и сотрудники органов опеки на местах. Педагогический персонал деревни, состоящий из трёх человек, проехал все районы Псковской области. Познакомились со специалистами, руководителями детских сиротских учреждений области. Посмотрели детей-кандидатов в семьи деревни. Предпочтение отдавали многодетным семьям и детям, у которых нет тяжёлых заболеваний, требующих постоянного внимания со стороны медицинских учреждений. Нередко приходилось собирать данные о родных братьях и сестрах в различных городах и учреждениях, так как были случаи разделения семей по возрастному принципу и уровню умственного развития. Мамы-SOS в отборе детей участия не принимали. Только непосредственно перед привозом ребёнка маме предоставлялась вся имеющаяся информация о нём.
Процесс адаптации детей
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией личности к новым условиям, указывают исследования, проведённые в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, социологии (Г. М. Андрееева, Е. Ю. Балашова, Л. И. Бо-жович, И. В. Дубровина, Т. Л. Ульянова и др.). В научных исследованиях зарубежных и отечественных авторов сформировались основные подходы к определению сущности процесса адаптации и социализации: субъект-объектный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Х. Баллантайн, Д. Б. Томас, А. Р. Маршалл и др.), субъект-субъектный (Ф. Знанецки, Ч. Кули, Д. Г. Мид, У. И. Томас, Т. Шибутани и др.), интегральный
(Г. М. Андреева, В. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, Л. М. Попов, А. Л. Свенцицкий, Р. М. Шамионов и др.); исследованы особенности личностного развития детей-сирот в условиях институционального воспитания (И. В. Дубровина, Л. Л. Митяев, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых), определены недостатки данной формы жизнеустройства детей-сирот (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых); обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот (Л. Л. Митяев, Е. В. Орлова, В. Н. Ослон, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых), однако недостаточно изучены особенности их адаптации в условиях альтернативных форм жизнеустройства. В частности, остаются неисследованными вопросы возрастных и гендерных особенностей адаптации детей-сирот в принципиально новых социальных условиях Детской деревни-808.
Как же проходил сам процесс адаптации детей-сирот к условиям Детской деревни-808 в Пскове? В первое время дети очень настороженно присматривались к новым условиям. У большинства из них был опыт жизни в неблагополучной среде со своими родителями или близкими родственниками, в детских домах и школах-интернатах. Некоторые из них неоднократно побывали в приёмных семьях, откуда были возвращены обратно в сиротские учреждения. Часть детей пришла из дома ребёнка в возрасте 1,5-3 лет, имея опыт жизни лишь в условиях медицинского учреждения.
Дети из многодетных семей, разлучённые в раннем возрасте, не сразу принимали своих кровных братьев или сестёр. Только спустя 6-7 месяцев стали они привыкать к ним, воспринимать их как родных. В первое время дети младшего возраста всех женщин в Детской деревне называли мамами, просились в гости в разные дома деревни. Приезд любого автомобиля становился событием: все дети, которые были на улице в этот момент, старались попасть в кабину, просили их покатать, а при получении отказа сильно обижались. Любой человек, входящий на территорию деревни, подвергался «налёту» с требованием конфет. Дети постарше озадачивали вопросом: «А вы спонсор?».
Со стороны казалось, что дети никогда не изменятся. По наблюдениям 808-мам, дети не могли наиграться выключателями, водопроводными кранами, фантазировали про своих родителей и свои прежние места жизни, говоря о том, что в их домах было ничуть не хуже, что они всё умеют и знают. Часть детей, проявляя своё понимание семьи, воровали в магазинах и искренне не понимали, за что их ругают, когда они приносили «добычу». Ломали игрушки. Дети пытались понравиться всем и сразу. Девочки могли обниматься с любым взрослым, сбивая с ног внезапным приливом радости. Со временем их поведение пришло в норму, дети стали домашними, но стоило это больших усилий и терпения со стороны 808-мам и их помощниц.
В первый год шло формирование привязанности детей к 808-маме, к братьям и сёстрам, к новым детям, которые пополняли семьи. Дети привыкали к дому, вместе с мамами создавали правила жизни в доме и Деревне. Мамы привыкали к детям. Процесс адаптации в семьях совпал с не менее простым процессом адаптации к школе и к её требованиям. Не сразу у детей Деревни появились друзья и приятели в школьных коллективах. Дети остро воспринимали слова о том, что они сироты, «со-совские» и т. п.
Школа не стала делать скидок на то, что дети совсем недавно пришли в Детскую деревню. Требования к ученикам оказались равными. Дети с трудом достигали уровня средней успеваемости. У многих из них были не сформированы навыки к
ежедневному труду в школе. В этом процессе им помогли мамы, педагоги школы и репетиторы. Большое терпение понадобилось мамам в построении отношений с педагогами школ и дошкольных образовательных учреждений. Учителей шокировали странные реакции детей на простые требования: ребёнок мог сидеть под партой весь урок, в случае непонимания задания мог бросить книгу, тетрадь, стул, мог заплакать по малейшему поводу. Приходя в новый класс, дети отставали от своих сверстников в развитии и отличались по поведению, поэтому нередки были направления на комиссию ПГМПК для определения или уточнения образовательного маршрута.
Постепенно, через несколько месяцев прихода в школу дети адаптировались к новым условиям. Однако, как показала практика, не для всех детей процесс адаптации прошёл успешно. Труднее всего было тем, кто пришёл в среднее звено. Сформированный коллектив детей с трудом пускал новичка, а с учётом отсутствия навыков общения со сверстниками у детей Деревни, отставаний в учёбе, процесс адаптации иногда затягивался на период больше года. У младших школьников таких трудностей было гораздо меньше, хотя и сегодня, спустя три года проживания в Деревне, приход первоклассника в школу не обходится без сюрпризов. Учителя благодаря тесному сотрудничеству с Детской деревней готовы к этому и знают, как вести себя с ребёнком в нестандартных ситуациях.
Для дошкольников посещение детского сада сопровождалось страхом, что мама не заберёт их домой в конце дня. Прошлый опыт нахождения в доме ребёнка диктовал свои правила выживания в детском коллективе — те дети, кто быстрее и сильнее, кто громче плачет и хуже себя ведёт — тот и получает внимание воспитателя в группе детского сада. Некоторые из родителей детей из обычных семей призывали избавиться от этих «сосовских» возмутителей спокойствия, которые не дают «нормальным» детям спокойно находиться в группе детского сада. Спустя два года можно говорить о том, что данная ситуация изменилась к лучшему. Дети Детской деревни успешно посещают городские школы и детские сады, спортивные секции и кружки вместе со своими сверстниками.
Сопровождение семей-SOS
Коллектив Детской деревни формировался, исходя из стандартов, существующих в организации SOS Kinderdorf International: одна SOS-мама на 6-7 детей, одна семейная помощница на 2 дома, поддерживающий педагогический персонал: педагог-организатор, педагог-психолог и социальный педагог [1]. К педагогическому персоналу относится и директор Детской деревни. В коллективе деревни есть бухгалтер, инженер, секретарь-переводчик, водитель, технический работник и садовник.
С первых дней прихода детей в семьи началась работа по сопровождению SOS-семей. Состоялась первичная психологическая диагностика детей, выявлены основные потребности и особенности развития каждого ребёнка. В первые две недели необходимо было поставить детей на учёт в местной поликлинике, определить образовательный маршрут и оформить детей в школы, найти кружки и секции, подходящие им по возрасту и интересам.
Связь со школами ещё до прихода детей была отлажена педагогом-организатором. В соответствии со своими личностными особенностями дети были определены в соответствующие классы, а так же была достигнута договорённость о приёме в
школу будущих первоклассников Детской деревни. Ближайшим образовательным учреждением стал Псковский педагогический комплекс, условия которого максимально удовлетворили потребности в обучении детей. В течение первых двух месяцев после прихода детей в семьи психолог деревни регулярно осуществлял наблюдение за процессами в семьях. Данная работа продолжалась до тех пор, пока шёл набор детей. Сейчас сопровождение детей и семей носит консультационный характер по запросу SOS-мам и исходя из ситуации в той или иной семье-SOS.
В Детской деревне еженедельно проводятся круглые столы — встречи матерей, семейных помощниц и директора, на которых обсуждаются все темы, касающиеся развития Детской деревни. На встрече присутствуют педагоги, руководители проектов и технический персонал. Важные темы встреч протоколируются. По запросам педагогов или SOS-матерей часть заседаний происходит с участием приглашённых специалистов, которые помогают разобраться в сложных ситуациях, которые встречаются или могут возникнуть в процессе работы. Такие запросы формируются заблаговременно и являются частью плана развития Детской деревни на текущий год.
Организация Детских деревень-SOS уделяет немало внимания поддержке и обучению своего персонала [2; 11; 13; 14; 16]. Это рассчитано на то, что сотрудник, приходящий в организацию, будет развивать свои навыки и умения, накапливать опыт и работать на благо детей в течение длительного периода времени. Дети, растущие в SOS-семье, должны быть уверены, что обретают заботливую приёмную маму на весь период пребывания в Деревне, а в идеальном варианте и на всю оставшуюся жизнь. Стабильность — это залог успеха в развитии детей. Смена SOS-мамы в семье приводит к тяжелым последствиям для психики ребёнка, дети вновь переживают горе утраты значимого взрослого. До прихода в деревню они пережили потерю своих родителей и родственников. Как правило, такие потери негативно сказываются на их дальнейшем развитии и адаптации в обществе.
Для профилактики затруднений, с которыми могут столкнуться мамы в процессе создания семьи, в построении отношений с детьми, разработана система поддержки [1; 7; 14; 18; 19; 20]. Каждому сотруднику, работающему непосредственно с детьми (мамы и семейные помощницы) оплачиваются 10 встреч с психотерапевтом. При помощи приглашённых специалистов проводятся групповые и индивидуальные занятия по темам, интересующим мам и их помощниц. Сотрудниками Российского комитета «Детские деревни-SOS» организуются различные курсы по повышению родительской компетенции, построения карьеры внутри организации. Для выяснения потребностей проводятся беседы развития, где каждый сотрудник обосновывает необходимость своего дополнительного обучения и может получить поддержку от организации для саморазвития. Мамам и их помощницам за счёт организации ежегодно приобретается полис дополнительного медицинского страхования. В течение года организуются семинары по запросам матерей и семейных помощниц. Существуют и другие способы поддержки, например, совместно с «Swiss Hotel» проводится акция «Спасибо мамам-SOS», в рамках которой сотрудницы могут отдохнуть в «Swiss Hotel» в Москве.
Педагогический персонал помогает матерям в составлении и реализации планов индивидуального развития ребёнка (ПИР). На основе данного планирования строится вся работа внутри Детской деревни. SOS-мама при поддержке педагогов Детской деревни планирует развитие ребёнка, включая основные цели, задачи и спо-
собы их достижения для каждого ребёнка семьи, исходя из потребностей ребёнка, собственных ресурсов и ресурсов Детской деревни. При необходимости привлекаются специалисты для дополнительной поддержки ребёнка — репетиторы, врачи, психотерапевты и др. Составление и выполнение плана — ответственность SOS-мам. Для утверждения и корректировки плана предусмотрены регулярные встречи с директором и педагогами Детской деревни.
Совместные проекты
За прошедшее время у Детской деревни налажены тесные контакты со многими организациями и образовательными учреждениями города Пскова. Друзьями Детской деревни стали Губернатор Псковской области, Глава города, депутаты городского и областного собраний. Подписаны договоры о сотрудничестве с Управлениями образования города и области, Управлением соцзащиты Псковской области, Городским Центром семьи, Псковским государственным университетом, Псковским юридическим институтом, Псковским филиалом Государственного университета сервиса и экономики. Действуют договоры о волонтёрской помощи с Городским молодёжным центром, волонтёрами Сбербанка. Налажены добрые отношения с Центром лечебной педагогики и Псковским отделением Детского фонда. Волонтёры Псковского отделения Красного креста являются незаменимыми помощниками в SOS-семьях. Волонтёрская организация «Помогайка» создала блог, который ведут сами дети, описывая в нём свои достижения и неудачи. Псковское общество садоводов помогает выращивать рассаду и получать урожаи в теплицах, которые есть у каждой SOS-семьи.
Развивается сотрудничество Детской деревни с организациями в рамках социальных и научных проектов. Образовательный проект (руководители проекта — директор Детской деревни-SOS Псков И. И. Соловьев и заместитель директора Псковского педагогического комплекса Т. Н. Замошкина) позволил провести мастер-классы и семинары с опытными психологами по запросам педагогов школ и персонала Детской деревни, связанные с трудностями обучения приёмных детей в школе.
На семинарах проекта присутствовали мамы-SOS и сотрудники Деревни, а также более 40 педагогов образовательных учреждений города Пскова, в которых учатся дети Детской деревни. Этот Образовательный проект стал участником программы приграничного сотрудничества между Россией, Латвией и Эстонией. Проект «EDU NO BORDERS» (руководитель от г. Пскова — психолог Детской деревни-SOS Е. А. Гаврилова) позволил педагогам школ, детям и сотрудникам Детской деревни-SOS Псков общаться со сверстниками и педагогами в школах и Детских деревнях-SOS Эстонии и Латвии.
В связи с новыми вызовами времени предусмотрено проведение проектов по укреплению семьи, предотвращению сиротства, отказов от малолетних и новорождённых детей. С 2008 г. на базе Детской деревни-SOS Псков успешно работает проект «Моя мама» (руководитель — С. Е. Сенская), который был реализован в рамках программы SOS Kinderdorf International «Укрепление семьи» и направлен на поддержку семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целевая группа — семьи с детьми в возрасте от 0 до 18 лет. На сегодняшний день на сопровождении сотрудников проекта находятся 100 детей из 76 семей, более 170 детей остались в семьях и избежали попадания в ряды воспитанников сиротских учреждений, предот-
вращено около 60 абортов. С 2014 г. начнёт действовать социальная гостиница для семей, находящихся в крайне тяжёлой жизненной ситуации (насилие в семье, отсутствие жилья после родов и т. д.). Средства на данный проект собирают наши соотечественники в Люксембурге.
В рамках сотрудничества Детской деревни-808 Псков и Псковского государственного университета осуществляется реализация научного проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Псковской области, направленного на изучение социально-психологической адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на разработку и апробацию комплексной социально-психолого-педагогической программы по сопровождению приёмных семей (руководитель проекта — доцент факультета психологии ПсковГУ Н. А. Киселева).
Для этих целей проводятся интерактивные семинары-тренинги и психологические консультации для 808-мам, коррекционно-развивающие занятия для детей, семейные арт-терапевтические сессии, индивидуальная психотерапия. Ведущие специалисты факультета психологии ПсковГУ в области семейной психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии, психотерапии, имеющие многолетний опыт практической работы с разными социальными группами, делятся своим мастерством с приёмными мамами и детьми, обучая их методам эмоциональной саморегуляции, творческому самовыражению и отреагиро-ванию своих чувств и переживаний в социально-приемлемой форме, эффективным способам разрешения конфликтов, конструктивному межличностному общению в семье, школе и т. д. [3; 4; 6; 7; 10]. В ходе реализации проекта организована волонтёрская помощь воспитанникам Детской деревни-808 Псков с привлечением студентов и сотрудников ПсковГУ
В рамках данного научного проекта в процессе эмпирического исследования воспитанников Детской деревни-808 с помощью критериев Манна — Уитни и Кру-скала — Уоллиса выявлены статистически значимые возрастные и гендерные различия показателей их социально-психологической адаптации, в том числе [8; 9]:
а) выявлены значимые гендерные различия по экспертной оценке показателя детских фобий и страхов: у мальчиков они наблюдаются чаще, чем у девочек;
б) выявлены значимые гендерные различия по шкале эмоционального содержания рисунков, что позволяет говорить о более позитивном эмоциональном состоянии девочек, чем мальчиков;
в) выявлены значимые возрастные различия по экспертной оценке тревожности детей: у дошкольников она выше, чем у младших школьников и подростков и т. д.
Без сомнения, глубокое всестороннее научное исследование сущности и особенностей замещающего родительства в специфических условиях Детской деревни-808 на сегодняшний день, когда государство и общество ориентируются на приоритет семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, является назревшей и актуальной проблемой, имеющей теоретическую и практическую значимость. Её изучение позволит научно-обоснованно выстраивать процесс профессионального отбора и комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения опекунских, приёмных и патронатных семей.
Псковский регионологический журнал № 20 2014 Литература
1. Анализ опыта организации сопровождения замещающих семей на примере Детских деревень-SOS. Научно-методический сборник статей. М.: Спутник, 2011. 108 с.
2. В России детские дома могут заменить на детские деревни. [Электронный ресурс]: URL: http://reg-num.ru/news/1680523.html#ixzz2YpTQinKJ
3. Иванова С. П., Киселева Н. А., Ковалевская Е. В. Особенности переживания состояния тревожности у приёмных детей в разных образовательных учреждениях // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Казанский федеральный университет, 14-16 ноября 2013 г Часть 1. Казань: Изд-во «Отечество», 2013. С. 281-287.
4. Иванова С. П., Ковалевская Е. В. Гендерные особенности психического состояния тревожности воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS» // Наука Красноярья, № 6, 2013. С. 153-162.
5. Инновации в образовании. Государственное управление образования Псковской области 2011. Сборник информационных материалов. Псков. 13 с.
6. Калинина Р. Р. Половозрастные особенности эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская деревня-SOS» // Наука Красноярья, № 6, 2013. С. 162-178.
7. Киселева Н. А. Возможности регуляции психических состояний приёмных детей арт-методами // Молодая семья: психолого-педагогические проблемы становления и развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2013. С. 107-112.
8. Киселева Н. А. Гендерные особенности психических состояний детей и подростков, оставшихся без попечения кровных родителей // Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. М.: ООО ONEBOOK.RU, 2013. С. 362.
9. Киселева Н. А., Ковалевская Е. В. Психологические и психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука Красноярья, № 6, 2013. С. 178-192.
10. Манойлова М. А. Психологические особенности самооценки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука Красноярья, № 6, 2013. С. 143-153.
11. Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 219 с.
12. Митяев Л. Л. Развивающая среда Детской деревни-SOS. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. М.: Спутник, 2007. 20 с.
13. Орлова Е. В. Структура подготовки персонала в социально-педагогической организации Детские деревни-SOS // Сборник тезисов Всероссийской конференции «Пути решения сиротства в России». М., 2006. С. 240-244.
14. Петрановская Л. В класс пришёл приёмный ребёнок. М.: Студио-диалог, 2009. 171 с.
15. Портал Псковской области. [Электронный ресурс]: URL: http://www.pskov.ru/region/naselenie
16. Социальная защита детства // Школьная книга /Сост. Л. Л. Митяев, В. В. Васяева. М., № 14. 2007. 62 с.
17. [Электронный ресурс]: URL: http://www.bn.ru/pskovskaya-oblast/news/2013/05/29/110493.html
18. Andersson G. The motives of foster parents, their family and circumstances // British Journal of Sociaal Work. 2001. V. 31. (2). P. 235-248.
19. Azar S. T., LaurettyA. F., LodingB. V. The evaluating of parential fitness in termination of parental rights cases: A functional-contextual perspective // Clinical Child and Family Psychology Review. 1998. V. 1 (2). P. 77-100.
20. Rushton A. Support for adoptive families: A review of current evidence on problems, needs and effectiveness // Adoption and Fostering. 2003. V. 27 (3). P. 41-50.
21. Strijker J., Knorth E. J. Family fostering behind the dykes: Practice and research // Promoting Competence in Children and Families / H. Grietense, E. J. Knorth, P. Durning, J. E. Dumas (Eds). Leuven: Leuven University Press, 2007. P. 125-148.
Псковский регионологический журнал № 20 2014 Об авторах
Киселева Надежда Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Соловьев Игорь Иванович — директор Негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня-SOS Псков», Россия.
N. Kiseleva, I. Solovyov PSKOV SOS CHILDREN'S VILLAGE: HISTORY AND PRESENT
The choice of living arrangement form and adaptation of orphans and children without parental care is an urgent problem. At the present stage, when the state and society are oriented to the priority of family living arrangement forms of orphans, the scientific study of the socio-psychological nature and characteristics of foster families in specific conditions of SOS Children's Village has theoretical and practical significance.
The article is devoted to the history of SOS Children's Village Pskov and its current state; the problems of orphans' adaptation in new conditions, peculiarities and forms of support of SOS families, and forms of cooperation with SOS Children's Village are outlined in the article.
The novelty of the research is in identifying the gender and age peculiarities of socio-psychological adaptation and emotional states as its most important indicator of children brought up in SOS Children's Village. During the study the general scientific and public-scientific methods were used: analysis of the sources, survey, testing, expert evaluation, projective and mathematical-statistical methods. Significant gender differences were found out in terms of children's fears and phobias, emotional state of children; significant age differences between preschool and early school children and adolescents in terms of anxiety were revealed.
Key words: SOS Children's Village, orphans, SOS mother, SOS family, children's adaptation, support of SOS families, cooperation, projects.
About the authors
Dr. Nadezhda Kiseleva, Associate Professor, Department of Developmental and Educational Psychology, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]
Igor Solovyov, Director of Non-state Educational institution «SOS Children's Village Pskov», Russia.