ИССЛЕДОВАНИЕ
Гареев И.Ф.1, Хабибулина А.Г.1, Салахиева Л.Р.1, Юнусов И.И.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Детские SOS-деревни: экономическая модель и социальная эффективность
АННОТАЦИЯ:
В данной статье рассмотрена концепция застройки детской SOS-деревни на территории Республики Татарстан, предназначенной для проживания детей-сирот. Авторами предложены некоторые виды сельскохозяйственной деятельности, ведение которых в рамках детских деревень обеспечило бы экономическую независимость и социальную адаптацию к взрослой самостоятельной жизни. Сформулированные выводы могут быть полезны при строительстве социальных объектов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детская SOS-деревня, дети-сироты, сельская местность, сельское хозяйство
JEL: J13, J18, Q12, R21
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Гареев, И.Ф., Хабибулина, А.Г., Салахиева, Л.Р., Юнусов, И.И. (2015). Детские SOS-деревни: экономическая модель и социальная эффективность. Российское предпринимательство, 16(22), 4183-4192. doi: 10.18334/rp.16.22.2079
Гареев Ильнур Фаилович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет ([email protected])
Хабибулина Альбина Гомеровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры градостроительства, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Салахиева Лилия Ринатовна, студент, специальность «Экспертиза и управление недвижимостью», Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Юнусов Ильназ Ирекович, студент, специальность «Экспертиза и управление недвижимостью», Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 27.10.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.11.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.22.2079
(с) Гареев И.Ф., Хабибулина А.Г., Салахиева Л.Р., Юнусов И.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика" Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
4184
Введение
Зачастую те, кто не имел нормальной семьи и воспитания в детстве, не может найти себя в ней потом. Это относится, в первую очередь, к воспитанникам детских домов и интернатов. Так сложилось, что действующее законодательство запрещает привлекать воспитанников детдомов к трудовой деятельности. Это выливается в то, что они становятся несамостоятельными, зависимыми от воспитателей, не приспособлены к труду, ответственности за свои поступки. Не идет речи и о самообеспечении и заботе о других. У них недостаток семейных ценностей, примеров для подражания и воспитания, близких людей, которые могут помочь поддержать в нужную минуту.
Дети, выросшие на «всем готовом», попадая во взрослую жизнь, попросту не справляются с возникшей ответственностью, трудностями и не могут адаптироваться в обществе и просто «теряются» в нем, опускаясь вниз по социальной лестнице, связываются с алкоголем, наркотиками и преступностью (Мингазова, 2012). Безусловно, бывают и исключения, когда сироты супротив судьбе становятся образцовыми родителями.
Вместе с важностью решения данной социальной проблемы существует необходимость проработки и экономических вопросов. Так, сироты, выйдя во взрослую жизнь, должны составить экономически активную часть населения. Для решения данных задач нами поставлена цель по выработке экономической модели детских SOS-деревень, обеспечивающих социальную эффективность и самозанятость проживающих.
История развития детских SOS-деревень
Сложившаяся ситуация показывает, что государственные органы не справляются с воспитанием детей-сирот. Решением этой проблемы может стать массовое строительство детских деревень-SOS (Киселева, Соловьев, 2014a). «Отцом» такого типа воспитания считается Герман Гмайнер, основавший первую деревню-SOS в 1949 году в австрийском городе Имст для детей, чьи родители погибли на войне. Данная модель успешно существует уже более 66 лет, развивается во многих странах, уже удостоилась многих наград и на практическом примере показывает собственную состоятельность и успешность.
Такие же деревни существуют и в России: в Томилино под Москвой, в Пушкине под Санкт-Петербургом, в Пскове, в Кандалакше в
4185
Мурманской области, Вологде и в Лаврово в Орловской области, в которых воспитывается более 400 детей (Орлова, Проскурякова, 2012).
Зарубежный опыт функционирования детских деревень демонстрирует позитивный опыт в воспитании молодежи1. При этом наибольшие достижения отмечаются в изменении поведения детей2. В целом, результатом функционирования детских деревень зарубежные исследователи отмечают подготовку ко взрослой жизни3.
Детская деревня-БОБ включает в себя: жилые дома, спортивные площадки, административное здание, в котором ведет свою деятельность административный персонал, педагоги (Митяев, 2012). Поселение располагают близи города, чтобы дети могли посещать общеобразовательные учреждения, различные кружки и секции, мероприятия, магазины (Савенкова, 2014).
Каждая семья состоит из БОБ-мамы, БОБ-тети, иногда БОБ-папы и 6—8 детей (Киселева, Соловьев, 2014Ь). Для них выделяют отдельный дом.
Концепция строительства детской деревни-БОБ в Татарстане
Взяв имеющиеся деревни-БОБ за аналог, мы предлагаем построить прототип на территории Республики Татарстан. На наш взгляд, удачным будет размещение данного комплекса вблизи города Казань, т.к. это самый развитый и крупный город Республики.
В предложенной модели мы видим логичным размещение не только частных отдельно стоящих домов, но и таунхаусов, средняя цена за квадрат и коммунальные услуги у которых ниже, чем у индивидуальных домов. Но каждая семья будет обеспечена равной жилой площадью. При строительстве возможно применение современных материалов и технологий сборки. Например, собирать дома из сэндвич-панелей. Это позволит снизить затраты на материалы, которые составляют порядка 50% от общего количества затрат. Все дома
1 Inserm, A.D. (1988a).The SOS Children's Villages: School Achievement of Subjects reared in a permanent Foster Care. Early Child Development and Care, 34(1), 217-226. doi: 10.1080/0300443880340116
2 Inserm, A.D. (1988b). The SOS Children's Villages: Behaviour of Children reared in a Permanent Foster Care. Early Child Development and Care, 34(1), 267-277. doi: 10.1080/0300443880340119
3 Frimpong-Manso, K.A. (2012). Preparation for Young People Leaving Care: The Case of SOS Children's Village, Ghana. Child Care in Practice, 18(4), 341-356. doi: 10.1080/13575279.2012.713850
4186
должны быть сданы с чистовой отделкой, оборудованы всеми необходимыми бытовыми приборами и мебелью4.
Источниками финансирования данного проекта могут быть:
—различные благотворительные фонды (Лагойда, 2010);
— государство;
—частные инвесторы;
— крупные предприятия и корпорации.
На содержание комплекса будут использоваться денежные пособия, которые выделяются государством деревне как опекуну ребенка, и доход от объектов, расположенных на территории комплекса. Также могут быть использованы денежные средства благотворительных фондов, но это не должно стать основным источником.
Перспективы предпринимательства в детской деревня
Необходимость строительства детской деревни, по нашему мнению, объясняется не только решением жилищной проблемы, но и созданием условий для старта малых форм сельского хозяйства5. Это не только обеспечит детей экологически чистыми продуктами питания, но и приобщит их к трудовой деятельности.
На территории возможно расположение следующих доходоприносящих объектов: пчеловодная пасека, животноводческая ферма и спортивно-оздоровительный комплекс с базой отдыха, административное здание и жилые дома, которые должны располагаться в шаговой доступности от коммерческих объектов, чтобы у жителей деревни была возможность посещать их. Актуально возделывание средних по размеру земельных участков, где развивалось бы растениеводство и тепличное хозяйство.
Важным блоком детской деревни должен стать «живой» уголок. В частности, проект уменьшенной копии «трогательного» зоопарка (без хищников), где будут преимущественно местные некрупные животные, предложит детям особый вид отдыха. Безусловно, доступен будет данный зоопарк и для сторонних посетителей.
Благодаря тому, что предполагаемый спортивный комплекс будет располагаться вблизи города и в то же время на природе, на «свежем воздухе», данный объект будет популярным. В спортивно-
4 Маланина, Ю.Н. (2015). Социокультурные особенности приёмной семьи (из опыта российско-германского проекта). Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, 1, 166-172.
5 Бедерханова, В.П. (1993). Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар.
4187
оздоровительном комплексе будут организованы спортивные залы, плавательный бассейн, тренажерный зал и прочие помещения, необходимые для занятия массовыми видами спорта. Вблизи -футбольная площадка и хоккейная коробка. Для привлечения клиентов можно реализовать прокат спортивного инвентаря. Лесопарковая зона обеспечит комфортное времяпрепровождение клиентов и желание вернуться сюда вновь. Для жителей деревни будут выделены отдельные часы, по которым они смогут бесплатно посещать спортивные секции. Функционирование комплекса будет круглогодичным.
Актуально строительство лагеря «выходного дня». Родители смогут привозить на выходные своих детей, которые будут отдыхать от города, проводить время на свежем воздухе, играть с другими детьми и животными. Это один из видов отдыха, которого очень не хватает в нашей Республике. Родители будут знать, что их ребенок проведет выходные не в «четырех стенах» за компьютером, а на природе в окружении своих сверстников, занимаясь полезными занятиями и оздоровительной физкультурой под присмотром квалифицированных воспитателей. Но в этом плюс не только для родителей: городским детям будет интересно и весело оказаться здесь, играть с животными и ухаживать за ними, общаться с другими ребятами, отдохнуть от обыденной жизни. И в этом огромный вклад в физическое развитие и воспитание ребенка: психологическая разгрузка, разнообразие и общение, контакт с животными, времяпрепровождение на свежем воздухе, смена обстановки и деятельности (Бернова, 2012).
Что касается жителей деревни-808, то, по нашему мнению, их не нужно ограждать от общения с детьми из лагеря. Ведь они уже не совсем сироты, у них есть своя семья, а значит — другой взгляд на мир и отношение к другим (Калинина, 2013). Ребята из «разных миров» смогут общаться и дружить. Данный лагерь станет еще одной точкой соприкосновения детей-сирот с внешним миром. Это позволит им легче адаптироваться к самостоятельной жизни. Они уже будут расти в среде, которой, к сожалению, нет у многих семей.
Другим видом экономической деятельности, заслуживающим размещения на территории деревни-808, является пчеловодная пасека. Это было прибыльным делом во все времена. Мед не имеет срока годности, а значит продавать его можно в любое время. Помимо меда, источником дохода может быть реализация пчелиных семей, воска, прополиса, пыльцы. Пассивный эффект - опыление близлежащих
4188
территорий, что будет способствовать озеленению, как следствие, улучшению их внешнего вида. Данный вид бизнеса также будет полезен для детей, т.к. пчеловод должен быть серьезным, твердым, уверенным в себе и четко отдавать отчет в своих действиях и, самое главное, любить животных. Дети, подрабатывающие здесь, научатся дисциплине, ответственности и уважению к труду и животным.
Специфика растениеводства в детской деревне
Большим блоком детской деревни является сельскохозяйственная территория. Развитие данной деятельности возможно по двум направлениям.
Во-первых, при обеспечении необходимого спонсирования и партнерских соглашений возможно развитие зерновых культур. Для этого потребуется обеспечение техникой, специалистами, всеми необходимыми ресурсами и достаточным количеством земельных угодий. Но в то же время те дети, которые будут расти и работать в этой
1 и и и и
сфере, будут знакомы с различной сельскохозяйственной техникой, технологией обработки и ухода за землей и злаками, системами посадки, орошения, удобрения, уборки и переработки урожая, структурой сельского хозяйства в целом. Так жители детской деревни получат огромный практический опыт, который так ценится и необходим будущим работодателям. Их компетентность в этой сфере позволит желающим заниматься самостоятельно фермерством в дальнейшем или работать на государство. Это будет существенный вклад в развитие сельского хозяйства Республики и, как следствие, вклад в развитие экономики региона и государства в целом.
Во-вторых, при недостаточном спонсировании и малой площади земли, возможно развитие менее «техникозатратных» культур. Например, организация теплиц. Что мы получим? Более плотное использование человеческого труда. Возможно привлечение наемных работников, или сдача земли в аренду для сельскохозяйственной деятельности, или же уменьшение площади посадки до необходимых размеров. Если будет выбран данный путь развития, население получит более индивидуальный вид труда. Это будет платформа для ведения собственного бизнеса по следующей схеме. Посадили — получили продукт — продали — получили деньги. Так каждая желающая семья получит возможность дополнительного дохода. Помимо того, что дети научатся работать «своими руками», ухаживать за землей и
4189
сельскохозяйственными культурами, они научатся ценить человеческий труд, вести собственный бизнес и ценить деньги, продукты, собственные силы и знания, а также рационально обращаться с ними, работать в коллективе и сотрудничать с «посторонними» для них людьми.
Прибыльным делом будет и следующий вид деятельности: разведение раков в пруду. В г. Казань цены на них начинаются от 400 рублей за килограмм. Они неприхотливы, и, чтобы их разводить, не нужно больших затрат и усилий. К тому же многим детям и даже взрослым было бы интересно понаблюдать за большим количеством живых раков. Это один из факторов привлечения посетителей. В зимнее время создается небольшой крытый пруд, в котором раки будут впадать в спячку зимой. Дети также смогут принимать участие в разведении и реализации раков. Это тоже бизнес. И участие в нем позволит детям мыслить как предприниматели, развиваться и расти. Получая драгоценный опыт предпринимательской деятельности, при открытии собственного дела они будут на «голову выше» тех, кто этого опыта не имеет.
Животноводство в детской деревне
Важным направлением сельскохозяйственной деятельности является запуск животноводства. Здесь также возможны два пути.
Первый - разведение крупнорогатого скота, в частности коров. Организация фермы потребует серьезных капитальных вложений, чтобы соответствовать современным стандартам и быть продуктивной. Она может быть не слишком большой (от 20 до 100 голов взрослых особей). При наличии качественного современного оборудования можно автоматизировать процесс сбора молока, а это положительно повлияет на продуктивность, качество молока и сократит затраты человеческого труда. Благодаря тому, что комплекс будет находится на окраине крупного города, не возникнет проблем с реализацией продукции. Жители деревни, в свою очередь, будут иметь возможность купить натуральное свежее молоко и мясо по цене производителя.
Второй - конеферма. В этом случае акцент в получении дохода будет делаться не на получение продукта (хотя от него также не будем отказываться), а на сдачу лошадей в аренду, организацию школы верховой езды и конных прогулок для всех желающих, экскурсий на конюшни. Возможно создание на территории деревни конной полиции.
4190
Эти мероприятия, в совокупности с благоустроенной загородной территорией, свежим воздухом, квалифицированными преподавателями, будут способствовать привлечению посетителей и повышению известности деревни. Дети деревни-Б0Б смогут принимать участие в развитии данной отрасли хозяйства.
В качестве примера можем отметить, что в пригороде Казани расположена небольшая конеферма, куда дети могут не только прийти как на экскурсию, но и остаться на выходные дни. В это время они ухаживают за лошадьми, занимаются очисткой помещений. Анализ показал, что дети с нетерпением ждут конца недели, чтобы уехать из города на ферму. Возвратившись, они демонстрируют трудолюбие и выдержку.
Запуск детских деревень предоставит государству возможность тестировать новые решения, оборудование и технологии на малых территориях и хозяйствах для последующего их внедрения на крупных комплексах. Выпускники деревень будут обладать внушительным багажом знаний и опытом в части сельского хозяйства, что поможет им успешно работать в данной сфере. Это будет существенный вклад в дефицит сельхозрабочих и предпринимателей нашей Республики.
Перечисленные объекты образуют комплекс, привлекающий посетителей не только своими услугами, но и своим существованием. С увеличением количества посетителей возможно получение дохода от экскурсионных групп, в том числе от размещения рекламы на территории комплекса.
Заключение
Доходные объекты необходимы для привлечения инвесторов на начальном этапе и для строительства деревни. А большинство инвесторов в первую очередь интересует доход. Его можно обеспечить запуском коммерческого комплекса. После завершения всех строительных работ и стабилизации функционирования всех объектов предложенная модель деревни-БОБ сможет не только обеспечивать себя, но и приносить доход.
Социальной стороной проекта станет устройство жизни детей-сирот. Здесь они получат возможность расти и развиваться в благоприятной для этого обстановке, которая будет существенно отличаться от жизни в государственных детских домах и приютах. У детей будет семья, свой дом и жизнь в нормальном обществе, а не в
4191
изоляции. Будет решаться проблема социализации детей-сирот и, как следствие, уменьшится количество наркоманов, алкоголиков и преступников.
Детская деревня-SOS - это, в первую очередь, социальный объект, создаваемый для улучшения условий и качества воспитания детей-сирот. Опыт других городов наглядно демонстрирует превосходство данной модели организации жизни сирот над классической, детдомовской, а значит, ее развитие должно поддерживаться государством. Коммерческая составляющая необходима для привлечения средств инвесторов и самообеспечения деревни.
ИСТОЧНИКИ:
Бернова, Ю.Е. (2012). Детские деревни-SOS: опыт образовательных проектов. Образование личности, 1, 114-117.
Калинина, Р.Р. (2013). Подготовка к семейной жизни как условие эффективной
социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наука и современность, 24, 182-187.
Киселева, Н.А., Соловьев, И.И. (2014a). Детская деревня-SOS как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Псковский регионологический журнал, 19, 53-63.
Киселева, Н.А., Соловьев, И.И. (2014b). Детская деревня-SOS Псков: история и современность. Псковский регионологический журнал, 20, 67-78.
Лагойда, Н.Г. (2010). Развитие системы детских деревень как новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вестник Бурятского государственного университета, 5, 264-270.
Мингазова, А.М. (2012). Современные каналы социальной реабилитации сиротства. Вестник экономики, права и социологии, 3, 270-275.
Митяев, Л.Л. (2012). Детская деревня-SOS как развивающая среда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образование личности, 1, 58-65.
Орлова, Е.В., Проскурякова, Е.Д. (2012). Активное участие подростков в принятии
решений, влияющих на их жизнь. Опыт работы детских деревень. Образование личности, 1, 101-104.
Савенкова, С.В. (2014). Воспитание у детей и подростков самостоятельности и
ответственности в семьях «SOS-деревни». Социальные отношения, 4, 82-104.
4192
Ilnur F. Gareev, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Expertise and Real Estate Management, Kazan State University of Architecture and Engineering
Albina G. Habibulina, Candidate of Science, Economics, Senior Lecturer of the Chair of Urban development, Kazan State University of Architecture and Engineering Lilia R. Salakhieva, Student, speciality "Expertise and Real Estate Management", Kazan State University of Architecture and Engineering
Ilnaz I. Yunusov, Student, speciality "Expertise and Real Estate Management", Kazan State University of Architecture and Engineering
SOS-villages for children: the economic model and social effectiveness
ABSTRACT:
In this article the concept of building a SOS-village for orphans in the Republic of Tatarstan has been studied. The authors propose that certain types of agricultural activities be introduced in villages for children as a special way to ensure future economic independence and social adaptation to the adult life. The conclusions drawn by the authors may be useful for social development projects.
KEYWORDS: SOS-villages for children, orphans, rural territories, agriculture