СИССОКО Джигиба,
аспирант Юридического института Российского университета дружбы народов; ассистент Факультета частного права Университета юридических и политических наук Бамако
УЛЬЯНИЩЕВ Павел Викторович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов
12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В РЕСПУБЛИКЕ МАЛИ
Аннотация. Современная Республика Мали имеет длительную историю формирования государственности. В нынешней многопартийной политической системе исполнительная власть принадлежит президенту и правительству, законодательная власть -Наци-ональному собранию, а судебная власть полностью независима и осуществляется Верхов-ным судом и иными судами и трибуналами. Автором изучаются история становления Ма-лийского государства и процесс развития демократических начал в середине ХХ -XIX в,. повлиявший на структуру действующих государственных органов. Анализируются система разделения властей в Республике Мали и направления деятельности государственных органов.
Ключевые слова: Республика Мали, Мали, государственные органы, государ-ствен-ные органы Мали, разделение властей в Мали.
SISSOKO Jagiba,
post-graduate Institute of Law, Peoples ' friendship University of Russia; assistant of the Faculty of Private Law, University of law and political Sciences of Bamako
ULYANISHCHEV Pavel Viktorovich,
PhD in Law,
associate Professor of the Department of Constitutional Law
and constitutional justice, Law Institute of the Peoples ' friendship University of Russia
THE HISTORY OF FORMATION OF STATE BODIES IN THE REPUBLIC OF MALI
Annotation. The modern Republic of Mali has a long history of statehood. In the current multiparty political system, Executive power was vested in the President and the government, legislative power in the national Assembly, and judicial power was fully independent and exer-cised by the Supreme court and other courts and tribunals. The author studies the history of for-mation of the Malian state and the process of development of democratic principles in the middle of XX - XIX centuries. which influenced the structure of the existing state bodies. The system of separation of powers in the Republic of Mali and the activities of state bodies are analyzed.
Key words; Republic of Mali, Mali, state bodies, state bodies of Mali, separation of powers in
Mali.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Исторически земля, составляющая нынешнюю территорию Мали, когда-то была частью трех знаменитых западноафриканских империй, которые контролировали торговлю золотом, солью и другими ценными товарами, полученными за счет Сахары. Все империи возникли в районе, который затем стал известен как западный Судан, обширный регион саванны между пустыней Сахара на севере и тропическими дождевыми лесами вдоль побережья Гвинеи на юге. Все они характеризовались сильным руководством и семьями в качестве основы общинного строя.
Малийская империя возникла из небольшого королевства, основанного на верхней реке Нигер, которая быстро расширялась в XIII в. под руководством Малинке Сундиаты Кейта. Сунди-ата привела к восстанию Манде против короля Сосо, а затем объединила обширную территорию западного Судана в Малийскую империю. Империя достигла вершины своей власти в четырнадцатом веке, когда она простиралась по большой площади, сосредоточенной в верхнем Нигере, и охватывала многочисленные вассальные королевства и провинции. Самым известным правителем этого века был Манса Канкан Муса I (1312 - 1337). Как и другие правители, которые приняли ислам довольно рано, Муса был мусульманином, а богатство Малийской империи стало известно как в арабском, так и в западном мире, когда он совершил хадж в Мекку в 1324 - 1325 гг. [2]. Под Малийской империей древние торговые города Дженне и Томбукто (часто называемые Тимбукту) были центрами торгового и исламского обучения. Впоследствии империя уменьшилась в результате судебных интриг и споров о правопреемстве. Вассальские провинции восстали в конце XIV в., и Ммперия Сонгай окончательно вытеснила Малийскую империю в XV в. Однако и данная империя в конечном счете рухнула в результате внутреннего и внешнего давления, в том числе вторжения марокканских берберов в 1591. Падение Империи Сонгай положило конец роли региона как одного из основных участников мировой торговли, а после установления морских маршрутов европейскими державами торговые пути и вовсе потеряли свое значение.
В колониальную эпоху Мали попала под контроль французов, начиная с конца 1800-х годов. К 1893 г. французы назначили гражданского губернатора территории, которую они называли «французским Суданом», но активное сопротивление французскому правлению не снижало своих оборотов. К 1905 г. большая часть территории находилась под жестким контролем французов. Французский Судан находился в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
составе Федерации французской Западной Африки и поставлял рабочую силу во французские колонии на побережье Западной Африки. В 1958 г. переименованная Суданская Республика получила полную внутреннюю автономию и присоединилась к Французскому сообществу. В начале 1959 г. Суданская Республика и Сенегал создали Федерацию Мали, которая получила полную независимость от Франции в рамках Французской общины 20 июня 1960 г. После вывода Сенегала из федерации в августе 1960 г. Суданская Республика стала независимой нацией Мали 22 сентября 1960 г. с Модибо Кей-той в качестве президента. Кейта быстро создал однопартийное государство, отошел от французской общины в 1962 г., принял независимую африканскую и социалистическую идеологию, тесно связанную с Восточным блоком, осуществил широкую национализацию экономических ресурсов. Однако после прогрессивного экономического спада Мали была вынуждена воссоединиться с Французской зоной в 1967 г.
В ноябре 1968 г группа младших офицеров армии во главе с лейтенантом Мусой Траоре свергла режим Кейты бескровным переворотом и учредила Военный комитет по национальному освобождению с участием 14 человек с Траоре в качестве президента. В период военного режима предпринимались попытки реформирования экономки, но усилия были нивелированы как политическими потрясениями, так и разрушительной засухой в Сахеле, продолжавшейся с 1968 по 1974 г. Согласно положениям новой Конституции, утвержденной в 1974 г., вторая Республика Мали стала однопартийным государством при Демократическом союзе малий-ского народа. В последующих однопартийных президентских и законодательных выборах, состоявшихся в июне 1979 г., Траоре собрал 99% поданных голосов [4]. В конце 1970-х годов режим Траоре столкнулся со студенческими волнениями, а также тремя попытками переворота, но он успешно подавил все инакомыслие до конца 1980-х годов.
В 1990 г. стали появляться сплоченные оппозиционные движения, в том числе Национальный демократический инициативный комитет и Альянс за демократию в Мали. Все более бурная политическая ситуация осложнялась ростом этнического насилия на севере в середине 1990 г. Возвращение в Мали большого числа туарегов, которые мигрировали в Алжир и Ливию во время затяжной засухи, усилило напряженность в регионе между кочевым туарегом и оседлымнаселением. Якобы опасаясь туа-рейского сепаратистского движения на севере, режим Траоре наложил чрезвычайное положе-
ние и жестоко подавил волнения туарегов. Несмотря на подписание мирного соглашения в январе 1991 г., продолжались беспорядки и периодические вооруженные столкновения.
После распада Советского Союза и падения коммунизма в Восточной Европе в марте 1991 г. малийцы провели решительные демонстрации против режима Траоре, которые переросли в массовые беспорядки. Военные силы стреляли по протестующим, убив более 100 человек, после чего режим был отменен военным переворотом во главе с подполковником подполковника Амаду Тумани Туре. Руководители переворота вскоре сформировали переходный комитета по спасению народа из 25 человек, подавляющее число которых были представителями гражданских сил [5]. В августе 1991 г. была проведена Национальная конференция, включавшая представителей политических групп, профсоюзов, студенческих организаций и других социальных групп. На конференции был подготовлен проект конституции (утвержденный на национальном референдуме в январе 1992 г.), который создал многопар-тийную демократию.
Первые выборы состоялись в начале 1992 г. для избрания президента, Национального собрания и муниципальных советов. Президентские выборы были выиграны Альфа Умаром Конаре.
Конаре ушел после второго срока и не баллотировался на выборах 2002 г. Пост президента был занят Туре, который сохранил большую популярность из-за своей активной политической роли в переходном правительстве в 1991 -1992 гг. Выборы 2002 г. стали важной вехой, ознаменовавшей первый успешный переход Мали от одного демократически избранного президента к другому, несмотря на постоянство электоральных нарушений и низкую явку избирателей. На выборах в законодательные органы 2002 г. ни одна из партий не получила большинства голосов, после чего Туре назначил новое правительство и пообещал решить насущные проблемы социального и экономического развития Мали.
Мали является конституционной демократией, официально обозначенной третьей Республикой Мали, которая, как уже упоминалось, была основана в 1992 г. Мали регулируется Конституцией от 12 января 1992 г., одобренной национальным референдумом [3]. Как и все предыдущие, Конституция 1992 г. основана на французской модели. В Конституцию были внесены поправки в 1999 г. с целью включения некоторых изменений в избирательную систему и укрепления судебной системы, но исправленный документ никогда не выносился на референдум с целью одобрения населением.
Конституция предусматривает разделение полномочий между испол-нительной, законодательной и судебной ветвями власти. Систему правления можно охарактеризовать как «полупрезидентскую». Исполнительная власть принадлежит президенту, который избирается на пятилетний срок путем всеобщего избирательного права, и конституционно его полномочия ограничиваются двумя сроками. Президент является начальником штаба и главнокомандующим Вооруженными силами. Премьер-министр, назначаемый президентом, является главой правительства и, в свою очередь, назначает Совет министров, который состоит из премьер-министра и 26 министров Кабинета министров [1]. Совет формирует и реализует государственную политику, представляет законодательные предложения Национальной ассамблее. Премьер-министр подотчетен парламенту, но президент имеет право распустить парламент.
Однопалатное Национальное собрание -единственный законодатель-ный орган Мали, состоящий из 147 членов, которые избираются всеобщим голосованием на пятилетний срок. Национальное собрание проводит два регулярных заседания каждый год, в ходе которых происходит обсуждение и голосование по законодательству, которое было представлено членами законодательного органа или правительством. Конституция также уполномочивает Национальное собрание задавать вопросы министрам правительства о действующей государственной политике.
Конституция Мали предусматривает независимую судебную систему, но исполнительная власть продолжает оказывать влияние на судебную си-стему и в силу своей исторической власти назначать судей и контролировать как судебные функции, так и правоохранительную деятельность. Судебная система включает в себя Верховный суд, который имеет как судебные, так и административные полномочия, и отдельный Конституционный суд, созданный в марте 1994 г., который обеспечивает судебный контроль за законодательными актами. Ниже Верховного суда действуют три апелляционных суда, семь судов первой инстанции или магистратские суды, а также суды по трудовым делам. Судебные решения могут быть обжалованы в Верховном суде. Кроме того, руководители деревень и старейшины разрешают большинство местных споров в сельских районах.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках нынешней многопартийной политической системы исполнительная власть принадлежит президенту Республики и правительству во главе с премьер-министром, который назнача-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
ется президентом. ^бинет министров также назначается Президентом Республики по рекомендации премьер-министра. Правительство подотчетно Национальному собранию, которое состоит из представителей, избираемых прямым всеобщим голосованием на пятилетний период. Судебная власть полностью независима и осуществляется Верховным судом и другими судами и трибуналами. ^ждый премьер-министр представляет заявление об общей политике в парламент для утверждения, излагая приоритеты своего правительства. Президент Республика играет важную роль в качестве посредника в случае внутренних и внешних конфликтов. Мали сегодня стремится к тому, чтобы стать мирной демократией, в которой свободные и открытые выборы проводятся регулярно.
Список литературы:
[1] ^не Я. Институт президентства в Республике Мали: дис. ... канд. юрид. наук. ^аснодар: ЮФУ, 2011.
[2] Elischer S. The Management of Salafi Activity in Africa: African State Strategies and the in Consequences in the Sahel // 2018, SITES. CLAS. URL: https://sites.clas.ufl.edu/ sahelresearch/files/Elischer_Africa-Research_ Initiative_final.pdf
[3] Mali's Constitution of 1992 // 2017, Рarliament.am. URL: http://www.parliament. am/library/sahmanadrutyunner/mali.pdf
[4] Sidi M. Diawara Mali: Peace process, constitutional reform, and anuncerta in political future // 2017, CONSTITUTIONNET. URL: http://www.constitutionnet.org/news/mali-
peaceprocess-constitutional-reform-and-uncertain-political-future
[5] Thurston A. Towards an "Islamic Republic of Mali?" // 2018, Static 1. URL: https://static1. squarespace.com/
static/579fc2ad725e253a86230610/t/57ec7c2fbe
6594808a4568b3/1475116086890/
Thurston-37-2.pdf
Spisok literatury:
[1] Kone Ya. Institut prezidentstva v Res-publike Mali: dis. ... kand. yurid. nauk. Kras-no-dar: YuFU, 2011.
[2] Elischer S. The Management of Salafi Activity in Africa: African State Strategies and the in Consequences in the Sahel // 2018, SITES. CLAS. URL: https://sites.clas.ufl.edu/sahelre-search/files/Elischer_Africa-Research_Initia-tive_final.pdf
[3] Mali's Constitution of 1992 // 2017, Rar-liament.am. URL: http://www.parliament.am/ library/sahmanadrutyunner/mali.pdf
[4] Sidi M. Diawara Mali: Peace process, constitutional reform, and anuncerta in political future // 2017, CONSTITUTIONNEL URL: http://www.constitutionnet.org/news/mali-pea-ceprocess-constitutional-reform-and-uncer-tain-political-future
[5] Thurston A. Towards an \"Islamic Republic of Mali?\" // 2018, Static 1. URL: https:// static1.squarespace.com/static/579f-c2ad725e253a86230610/t/57ec7c2f-be6594808a4568b3/1475116086890/Thurs-ton-37-2.pdf
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018