ЭКОНОМИКА ECONOMICS
DOI: 10.18287/2542-0461-2021-12-1-7-18
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Дата поступления: 15.01.2021
УДК 338 рецензирования: 23.02.2021
принятия: 26.02.2021
Исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг при формировании программ стратегического развития региональных вузов
Л.А. Выборнова
Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1806-091X
С.А. Морозова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0760-6892
Ю.С. Бутырина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1581-5363
Е.А. Михеева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2720-4743
Аннотация: На новом этапе развития системы высшего образования России корректируются миссии, разрабатываются стратегии и программы развития университетов в соответствии с мировыми трендами развития высшего образования и вызовами, стоящими перед страной и регионами. Современный университет выполняет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны и региона, участвует в реализации национальных, федеральных и региональных проектов, стратегических программ развития. В основу программ развития университетов закладывается обеспечение подготовки кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы, развития и реализации прорывных научных исследований и разработок, новых творческих и социально-гуманитарных проектов, а также их внедрения в экономику и социальную сферу высоких технологий. Важными аспектами стратегического планирования университета являются анализ трендов и вызовов в системе высшего образования России, а также исследование рынка образовательных услуг региона. В статье проведен анализ структуры и динамики развития национальной и региональной (на примере Самарской области) систем высшего образования России, выявлены общие закономерности и тенденции, определены направления развития региональных вузов.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг; мировые тренды развития высшего образования; стратегия развития университета; программа «Приоритет-2030»; динамика спроса и предложения; конъюнктура рынка образовательных услуг.
Цитирование. Выборнова Л.А., Морозова С.А., Бутырина Ю.С., Михеева Е.А. Исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг при формировании программ стратегического развития региональных вузов // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 1. С. 718. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-1-7-18.
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
© Выборнова Л.А., Морозова С.А., Бутырина Ю.С., Михеева Е.А., 2021
Любовь Алексеевна Выборнова — кандидат экономических наук, доцент, врио ректора, Поволжский государственный университет сервиса, 447017, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4. Светлана Анатольевна Морозова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Юлия Сергеевна Бутырина - аспирант кафедры экономики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Екатерина Андреевна Михеева - аспирант кафедры экономики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 15.01.2021 Revised: 23.02.2021 Accepted: 26.02.2021
Research of the market of educational services when forming programs for strategic development of regional universities
L.A. Vybornova
Volga Region State University of Service, Togliatti, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1806-091X
S.A. Morozova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0760-6892
Yu.S. Butyrina
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1581-5363
E.A. Mikheeva
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2720-4743
Abstract: At a new stage in the development of the Russian higher education system, missions are being adjusted, strategies and programs for the development of universities are being developed in accordance with global trends in the development of higher education and the challenges facing the country and regions. A modern university plays an important role in ensuring the socio-economic development of the country and the region, participates in the implementation of national, federal and regional projects, strategic development programs. The basis of university development programs is the provision of training for the priority areas of scientific and technological development of the Russian Federation, sectors of the economy and the social sphere, the development and implementation of breakthrough scientific research and development, new creative and social and humanitarian projects, as well as their implementation in the economy and social sphere of high technologies. Important aspects of strategic planning of the university are the analysis of trends and challenges in the higher education system in Russia, as well as the study of the educational services market in the region. The paper analyzes the structure and dynamics of development of the national and regional (using the example of the Samara Region) higher educational systems in Russia, identifies general patterns and tendencies, identifies the directions of development of regional universities.
Key words: educational services market; global trends in the development of higher education; university development strategy; Priority-2030 program; dynamics of supply and demand; market conditions for educational services.
Citation. Vybornova L.A., Morozova S.A., Butyrina Yu.S., Mikheeva E.A. Research of the market of educational services when forming programs for strategic development of regional universities. Vestnik Samarskogo
universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2021, vol. 12, no. 1. pp. 7-18. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-1-7-18. (In Russ.) Information on the conflict of interest: authors declare no conflict of interest.
© Vybornova L.A., Morozova S.A., Butyrina Yu.S., Mikheeva E.A., 2021
Lyubov A. Vybornova - Candidate of Economic Sciences, associate professor, acting rector, Volga Region State University of Service, 4, Gagarin Street, Togliatti, 447017, Russian Federation.
Svetlana A. Morozova - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. Yulia S. Butyrina - postgraduate student of the Department of Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Ekaterina A. Mikheeva - postgraduate student of the Department of Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Введение
Приоритетными задачами для образовательных организаций высшего образования Российской Федерации становятся: развитие кооперации между образовательными и научными организациями независимо от их ведомственной принадлежности, формирование инновационной среды совместно с индустриальными партнерами и работодателями, представителями бизнеса и институтов развития [1]. Именно эти аспекты на современном этапе развития закладываются в стратегии развития ведущих вузов страны [2]. Поддержку программ развития университетов обеспечит программа «Приори-тет-2030», реализуемая в 2021-2030 годах Правительством Российской Федерации [1].
Основополагающими ориентирами в стратегическом планировании для университетов стали: Указы Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3] и «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [4], «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации [5], национальные проекты [6], стратегии развития конкретных регионов и муниципальных образований.
Стратегическое планирование предполагает предварительное исследование конъюнктуры рынка и ситуационный анализ деятельности образовательной организации в мировом, национальном и региональном контексте.
Целью настоящего исследования является выявление общих закономерностей и тенденций развития национальной и региональной систем высшего образования России, изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг для формирования программ стратегического развития региональных вузов.
Для этого в исследовании решены следующие задачи:
- определены параметры рынка образовательных услуг, характеризующие состояние и тенденции развития национальной и региональной системы высшего образования;
- определена емкость рынка частных, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования Российской Федерации;
- проведен анализ динамики спроса на образовательные услуги высшего образования и динамики предложения образовательных организаций высшего образования Российской Федерации и Самарской области, динамики емкости рынка и средних потребительских цен на услуги частных, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования Российской Федерации;
- сформулированы основные тренды и вызовы в системе высшего образования Российской Федерации и Самарской области;
- предложены инструменты развития региональных вузов на современном этапе с учетом состояния конъюнктуры рынка, действующего законодательства об образовании, стратегических задач, стоящих перед системой высшего образования Российской Федерации.
Методы исследования
Для исследования конъюнктуры рынка образовательных услуг высшего образования применены экономико-статистические методы анализа временных рядов, прикладные методики оценки рыночной конъюнктуры: исследованы спрос (контингент обучающихся) и предложение (количество образовательных организаций высшего образования), емкость рынка и средний уровень цен на образовательные услуги, их динамика и темпы роста [7].
Анализ трендов и вызовов в системе высшего образования Российской Федерации проведен на основе открытых данных информационных ресурсов Минобрнауки России, Федеральной службы государственной статистики, публикаций российских и зарубежных авторов, с учетом действующего законодательства об образовании, национальных целей развития Российской Федерации, установленных Президентом Российской Федерации, национальных и федеральных проектов и распорядительных актов Правительства Российской Федерации.
Результаты исследования
В качестве показателей, характеризующих конъюнктуру рынка образовательных услуг высшего образования, в настоящем исследовании определены: численность контингента на программах высшего образования, число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, емкость рынка частных, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, средние потребительские цены на образовательные услуги.
Показатели, характеризующие спрос и предложение на рынке образовательных услуг высшего образования, приведены на рисунках 1 и 2 [8].
В России существует явная тенденция к сокращению количества образовательных организаций высшего образования и численности обучающихся, получающих высшее образование. По данным Минобрнауки России, на территории Самарской области в 2019 году обучалось 94 568 человек по программам высшего образования, в 2018 году этот показатель составлял 96 920 обучающихся. За год число обучающихся сократилось на 2352 человек (или на 2,43 %).
Рисунок 1 - Динамика численности контингента на программах высшего образования, тыс. чел. Figure 1 - Dynamics of the number of contingent on higher education programs, thousand people
Число образовательных организаций высшего образования и научных организаций в Российской Федерации в целом и в Самарской области в частности снизилось в период 2010-2019 гг. на 50,4 % и 52,6 % соответственно. На территории Российской Федерации в период 2010-2019 гг. было ликвидировано либо реорганизовано 374 учебных заведения, из них 42 % составили государственные и муниципальные организации и 58 % - частные организации. В рассматриваемый период на территории Самарской области было расформировано 6 государственных и муниципальных и 5 частных организаций (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика числа образовательных организаций высшего образования и научных организаций
Figure 2 - Dynamics of the number of educational institutions of higher education and scientific organizations
Это обусловлено двумя группами факторов: политико-регулятивными и демографическими. Во-первых, государство реализует политику, направленную на создание более сильных научно-образовательных центров путем реорганизации и трансформации вузов различных направленностей. Во-вторых, с 1993 по 2010 год в России наблюдался значительный спад рождаемости, что негативно отразилось на объемах внутреннего потенциального рынка абитуриентов последнего десятилетия.
Эти факторы побуждают образовательные организации высшего образования искать инструменты: для выхода на новые сегменты рынка, для увеличения рыночной доли за счет академической мобильности и привлечения талантливых абитуриентов в регион, для роста объема экспорта образовательных услуг.
Трендом 2020 года стали трансформация и развитие образовательных форм обучения, значительно выросло число обучающихся, получающих образование с применением электронных и дистанционных образовательных технологий. Дистанционное образование сняло ряд барьеров в рамках академической мобильности и усилило конкурентную борьбу за абитуриентов на региональных и международных рынках.
Выявленные закономерности рынка и состояние факторов макросреды свидетельствуют об усилении конкурентной борьбы между образовательными организациями высшего образования. Факторами конкурентоспособности образовательной организации стали качество дистанционного контента и технологии его трансляции целевой аудитории.
С учетом средних потребительских цен, установленных за семестр обучения в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в размере 68260,10 руб. и 51334,99 руб. соответственно, годовая емкость российского рынка образовательных услуг высшего образования в стоимостном выражении оценена в объеме 555309,85 млн рублей.
Анализ средних потребительских цен, численность обучающихся и емкость рынка образовательных организаций высшего образования в период с 2010 по 2018 г. позволил сформулировать основные тренды и вызовы в системе высшего образования Российской Федерации.
Емкость рынка и средние потребительские цены характеризуются положительной динамикой на фоне снижающегося спроса и предложения на рынке образовательных услуг высшего образования в РФ. Динамика емкости рынка частных, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика емкости рынка частных, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, млн руб.
Figure 3 - Dynamics of the market capacity of private, state and municipal educational institutions of higher education, million rubles
Из рисунка 3 видно, что емкость рынка образовательных организаций высшего образования в период с 2010 по 2018 г. имеет положительную динамику. Это происходит за счет роста рынка государственных и муниципальных образовательных организаций. Частные образовательные организации высшего образования теряют рыночную долю за счет значительного сокращения их численности. В целом рынок образовательных услуг Российской Федерации в стоимостном выражении является быстрорастущим и показывает темпы роста около 15,4 % в год при снижающейся численности обучающихся. При этом темпы роста емкости рынка государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования составляют 17,04 %.
Выявленный тренд полностью соответствует общемировым тенденциям: по прогнозам, в 2020 году объем рынка образования и подготовки кадров составит около $6 трлн, к 2030 году ожидается рост до $ 10 трлн [9]. Рост объемов рынка происходит одновременно с ростом уровня мировых цен на образовательные услуги. Это является важным фактором при оценке бизнеса в сфере образования: потребитель имеет низкую чувствительность к изменению уровня цены, что позволяет производителю услуги увеличивать объемы рынка при росте цен [9].
Важным аспектом стратегического планирования университета является анализ региональной повестки и тенденций в сфере высшего образования. В работе проведен анализ структуры и динамики развития региональной системы высшего образования на примере Самарской области. Выявлены закономерности развития рынка научных и образовательных услуг, среди которых:
- сокращение численности обучающихся, получающих высшее образование в Самарском регионе;
- сокращение числа образовательных организаций высшего образования и научных организаций в Российской Федерации в целом и в Самарской области в частности;
- рост миграции одаренной молодежи (потенциальных абитуриентов) из региона в университеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Состояние рынка высшего образования в Самарской области определяется функционированием в регионе 23 организаций высшего образования, создающих в совокупности развитый рынок, высокий научно-образовательный потенциал экономики и социальной сферы региона (таблица 1).
Обучение в Самарском регионе ведется по восьми отраслям наук. Основная доля направлений подготовки и специальностей, по которым ведется подготовка по программам высшего образования, в регионе относится к отрасли «Инженерное дело, технологии и технические науки». Второй по ем-
кости рынка является отрасль «Науки об обществе», основная доля которой приходится на реализацию образовательных программ в рамках УГСН 38.00.00 - Экономика и управление.
Таблица 1 - Число образовательных организаций высшего образования Самарской области (на 01.01.2021) [7]
Table 1 - The number of educational institutions of higher education in the Samara Region (as of 01.01.2021) [7]
Образовательные организации высшего образования Число, ед.
Образовательные организации высшего образования, в том числе: 17
- частные образовательные организации высшего образования 6
Филиалы образовательных организаций высшего образования, в том числе: 6
- филиалы негосударственных образовательных организаций высшего образования 2
Итого: 23
Региональная структура подготовки по отраслям наук приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Региональная структура подготовки по отраслям наук в 2018 г. [10] Figure 4 - Régional structure of training by branches of science in 2018 [10]
Текущая ситуация на рынке образования Самарской области сформирована несколькими тенденциями, в числе которых мировые и национальные тренды развития высшего образования. Глобализация образования, формирование единого образовательного и научно-исследовательского пространства являются трендами мирового масштаба, которые ставят перед университетами стратегическую задачу поступательной интеграции в мировое образовательное пространство, интернационализацию их научно-образовательной и инновационной деятельности. В системе рыночных отношений глобализация образования открывает перед университетами серьезные возможности экспорта образовательных услуг, доступа к современным информационным образовательным ресурсам, увеличения академической мобильности преподавателей и студентов, роста международного научного сотрудничества, расширения возможностей коммерциализации результатов научно-образовательной деятельности. Сотрудничество с ведущими российскими вузами, особенно с университетами - лидерами в сфере общественных наук г. Москвы и Санкт-Петербурга, определяет задачу налаживания сетевого взаимодействия и развития конкурентных преимуществ, решаемых средствами диверсификации об-
разовательных программ, достижения показателей эффективности деятельности, сопоставимых с вузами-бенчмарками. Высокие позиции вузов Самарской области в национальных рейтингах, присутствие Самарского университета в ТОП-600 мирового рейтинга QS World University Rankings и в группе (А+) рейтинга ARES создают высоко конкурентную среду, условия формирования новых целевых моделей развития.
Регионализация образования привела к закреплению позиций Самарской области в качестве активного участника региональных образовательных объединений, включающих тесное взаимодействие с вузами Приволжского и Уральского федерального округов, вузами приграничных территорий и стран ШОС (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) [11]. Усиление конкуренции характеризует рынок образовательных услуг Самарской области как относительно зрелый, с выраженной острой конкуренцией, насыщенным спросом, глубоким сегментированием, наличием разнообразных форм конкуренции. В условиях отрицательной динамики спроса в связи с демографической «ямой», переживаемой Россией и субъектами РФ, рынок образования Самарской области остается представленным разнородными участниками.
Государственные и негосударственные вузы (филиалы), организации различных направлений и форм подготовки, национальный исследовательский университет (Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева) и два опорных вуза [12] (Самарский государственный технический университет, Тольяттинский государственный университет) формируют высокие стандарты научно-образовательного потенциала, создают конкурентные преимущества экономики региона в ПФО и РФ (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительная характеристика показателей субъектов рынка высшего образования (мониторинг 2019 г.) [10]
Table 2 - Comparative characteristics of the indicators of the higher education market entities (monitoring in 2019) [10]_
Показатели РФ ПФО Самарская область
Число организаций высшего образования, ед., 1264 236 23*
в том числе:
федеральных университетов; 10 1 -
национальных исследовательских университетов; 29 8 1
участников проекта 5-100; 21 3 1
государственных и муниципальных; 920 184 11
частных; 344 52 6
филиалов 555 124 6
Контингент студентов, обучающихся 4172944 830624 96935
по программам высшего образования, чел., (19,9 % от (2,32 % от
в том числе: контингента по РФ) контингента по РФ; 11,7 % от контингента по ПФО)
очной формы обучения; 2397227 455229 55440
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ; 1941901 367025 41709
Обучаются в государственных и муниципальных 91,3 93,5 92,8
организациях, %
Обучаются в частных организациях, % 8,7 6,5 7,2
Структура приведенного контингента студентов 100,0 100,0 100,0
по отраслям науки, %, в том числе:
инженерное дело, технологии и технические науки; 31,94 33,36 41,33
науки об обществе; 30,25 26,40 26,70
Окончание таблицы 2
Показатели РФ ПФО Самарская область
здравоохранение и медицинские науки; 10,89 13,51 12,32
образование и педагогические науки; 8,96 9,98 7,65
математические и естественные науки; 5,98 6,38 5,01
гуманитарные науки; 5,0 4,21 2,97
сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; 3,99 4,40 1,99
искусство и культура 2,99 1,76 2,04
Число организаций, обладающих отраслевой спецификой, ед., в том числе: — 47 5
медицинской; - 12 2
сельскохозяйственной; - 11 1
творческой; - 12 1
спортивной; - 3 -
транспортной - 9 1
*из числа принявших участие в мониторинге 2019 г.
Вместе с тем анализ показывает, что тенденции глобализации, развития единого образовательного и научно-исследовательского пространства, регионализации, зрелой конкуренции, сформированные в секторе высшего образования Самарской области, не приводят к развитию рынков исследований и инноваций, показатели которых (за некоторыми исключениями) демонстрируют отрицательную динамику (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели науки и инноваций Самарской области [13] Table 3 - Indicators of science and innovation of the Samara Region [13]
Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста 2019 г., %
Организации, выполнявшие научные исследования и разработки, ед. 64 60 62 103,3
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел., в том числе по категориям: 10844 9956 9769 98,1
исследователи; 6541 6486 6571 101,3
техники; 879 784 639 81,5
вспомогательный персонал; 1907 1418 1364 96,2
прочие 1517 1270 1195 94,1
Численность исследователей с учеными степенями, чел.: 514 500 494 98,8
доктора наук; 103 113 109 96,5
кандидата наук 411 387 375 96,9
Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб., в том числе по областям науки: 14246,9 14040,3 19474,6 138,7
естественные; 453,7 458,3 365,2 79,7
технические; 13197,3 13081,7 18601,3 142,2
медицинские; 298,3 169,6 176,7 104,2
сельскохозяйственные; 128,9 151,1 172,3 114,0
Окончание таблицы 3
Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста 2019 г., %
общественные; 121,1 128,9 113 87,7
гуманитарные 47,6 50,7 46,1 90,9
Внутренние текущие затраты на научные 13867,2 13746,4 18996,5 138,2
исследования, млн руб.,
в том числе по видам работ:
фундаментальные исследования; 749,3 600,3 585,6 97,6
прикладные исследования; 1137,5 1107,8 973,1 87,8
разработки 11980,3 12038,2 17437,8 144,9
Поступление патентных заявок, ед.: 755 681 690 101,3
на изобретение; 448 416 431 103,6
на полезные модели 307 265 259 97,7
Выдано патентов, ед.: 686 727 673 92,6
на изобретение; 418 451 444 98,4
на полезные модели 268 276 229 83,0
Разработанные передовые производственные 25 24 29 120,8
технологии
Используемые передовые производственные 7363 7628 7734 101,4
технологии
Удельный вес организаций, осуществлявших 12,4 17,6 23,6 -
технологические инновации в общем числе
обследованных организаций, %
Затраты на технологические инновации, 31227,0 42523,6 51893,8 122,0
млн руб.
Объем инновационных товаров, работ, услуг, 209373,9 205521,9 164854,9 80,2
млн руб.
Рост внутренних затрат на исследования и разработки на 5434,3 млн руб., или на 38,7 %, текущих затрат на научные исследования на 5250,1 млн руб. или на 38,2 %, и затрат на технологические инновации на 9370,2 млн руб., или на 22,0 %, при росте удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, до 23,6 % в общем числе обследованных организаций, к сожалению, не приводит к росту объемов инновационных товаров, работ, услуг, производимых в регионе. За 2019 год объем инновационных товаров, работ, услуг сократился на 19,8 % и составил 164854,9 млн руб.
Обеспечение опережающего развития научно-технологического потенциала страны и социально-экономическое развитие региона, вывод России в число стран-лидеров научно-технологического развития становятся настоящими вызовами для российских региональных университетов. Инструментами достижения поставленных стратегических целей должны стать программы комплексного развития университетов.
Выводы
В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
1. Процессы трансформации системы высшего образования и конъюнктура рынка на национальном и региональном уровне характеризуются общими тенденциями по сокращению числа обучающихся и образовательных организаций.
2. Наблюдается сокращение субъектов системы высшего образования при росте емкости рынка в стоимостном выражении и диверсификации образовательных технологий и продуктов.
3. Рынок образовательных услуг характеризуется низкой чувствительностью потребителей к цене за счет растущей дифференциации среди образовательных организаций высшего образования.
4. Растет конкурентная борьба между образовательными организациями высшего образования. Факторами конкурентоспособности образовательной организации становятся качество дистанционного контента и технологии его трансляции целевой аудитории, современные методы проектного практико-ориентированного обучения, эффективные механизмы привлечения талантливой молодежи и развитие кадрового потенциала организации.
5. Университеты должны включиться в формирование инновационной среды регионов совместно с индустриальными партнерами и работодателями, представителями бизнеса и институтов развития, обеспечить трансфер знаний и технологий, коммерциализацию проводимых разработок, способствовать социально-экономическому развитию региона.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3697-р «О реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 373487 (дата обращения: 07.01.2021).
2. Ректоры вузов - участников Проекта 5-100 подвели итоги года // Российская газета. 2020. 28 дек. URL: https://rg.ru/2020/12/28/reg-cfo/rektory-vuzov-uchastnikov-proekta-5-100-podveli-itogi-goda.html (дата обращения: 07.01.2021).
3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2020. 22 июля // Российская газета. Фед. вып. № 159 (8213). URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 07.01.2021).
4. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». URL http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 07.01.2021).
5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. URL http:// static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 07.01.2021).
6. Правительство Российской Федерации: национальные проекты. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/section/2641 (дата обращения: 07.01.2021).
7. Светлова Н.В. Построение методологии конъюнктурных исследований // Молодой ученый. 2009. № 11 (11). С. 158-162. URL: https://moluch.ru/archive/11/803 (дата обращения: 07.01.2021); https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=15171726.
8. Информация о деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещаемая в сети «Интернет» в форме открытых данных [сайт]. URL: https://www.minobrnauki. gov.ru/opendata (дата обращения: 07.01.2021)
9. Гопка А. Рецепт экономического чуда: какие университеты заложат основы для технологического рывка // Forbes. 2020. 18.03.URL: https://www.forbes.ru/biznes/395161-recept-ekonomicheskogo-chuda-kakie-universitety-zalozhat-osnovy-dlya-tehnologicheskogo?photo=18 (дата обращения: 07.01.20210).
10. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // miccedu.ru. URL: indicators.miccedu.ru/ monitoring/2018/index.php?m=vpo (дата обращения: 07.01.2021).
11. Клентак Л.С., Клентак А.С., Зиновьева А.А., Адумян О. Сравнительный анализ научно-образовательного потенциала Самарской области и соседних регионов // Экономика и управление в социальных и экономических системах. 2018. № 4. С. 15-25. URL: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2019/04/Klentak_Klentak_Zinovyeva_Adumyan_15-25.pdf. (дата обращения: 07.01.2021).
12. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. 2019. № 1. С. 8-39. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-8-43.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели 2020 // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 07.01.2021).
References
1. Order of the Government of the Russian Federation dated 31.12.2020 No. 3697-r «On the implementation of the program of strategic academic leadership "Priority-2030"». Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_373487 (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
2. Rectors of universities - participants of Project 5-100 summed up the results of the year. Rossiyskaya Gazeta, 28.12.2020 11:36. URL: https://rg.ru/2020/12/28/reg-cfo/rektory-vuzov-uchastnikov-proekta-5-100-podveli-itogi-goda.html (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
3. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030». Rossiyskaya gazeta, July 22, 2020. Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue, no. 159 (8213). Available at: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
4. Decree of the President of the Russian Federation dated 01.12.2016 No. 642 «On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation». Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
5. Strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated 13.02.2019 No. 207-r. Available at: http://static.government.ru/ media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
6. Government of the Russian Federation: national projects. Available at: http://government.ru/rugovclassifier/ section/2641 (accessed 07.02.2021). (In Russ.)
7. Svetlova N.V. Construction of the methodology of market investigations. Molodoi uchenyi, 2009, no. 11 (11), pp. 158-162. URL: https://moluch.ru/archive/11/803 (accessed 07.01.2021); https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 15171726. (In Russ.)
8. Information on the activities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, posted on the Internet in the form of open data. Minobrnauki: [website]. Available at: https:// www.minobrnauki.gov.ru/opendata (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
9. Gopka A. Recipe for an economic miracle: which universities will lay the foundations for a technological breakthrough. Forbes, 18.03.2020. Available at: https://www.forbes.ru/biznes/395161-recept-ekonomicheskogo-chuda-kakie-universitety-zalozhat-osnovy-dlya-tehnologicheskogo?photo=18 (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
10. Information and analytical materials on the results of monitoring the effectiveness of the activities of educational institutions of higher education. miccedu.ru. Available at: indicators.miccedu.ru/monitoring/ 2018/index.php?m=vpo (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
11. Klentak L.S., Klentak A.S., Zinovyeva A.A., Adumyan O. Comparative analysis of scientific and educational potential of the Samara Region and neighboring regions. Management in economic and social systems, 2018, no. 4, pp. 15-25. Available at: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2019/04/Klentak_Klentak_Zinovyeva_ Adumyan_15-25.pdf. (accessed 07.01.2021). (In Russ.)
12. Baryshnikova M.Yu., Vashurina E.V., Sharykina E.A., Sergeev Yu.N., Chinnova I.I. The role of flagship universities in a region: transformation models. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2019, no. 1, pp. 8-39. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-8-43. (In Russ.)
13. Regions of Russia. Socio-economic indicators 2020. Federal State Statistics Service [website]. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (accessed 07.01.2021).