DOI: 10.18287/2542-0461-2020-11-2-15-22 Дата: поступления статьи / Submitted: 13.01.2020
УДК 338 после рецензирования / Revised: 27.02.2020
| Научная статья / Scientific article принятия статьи / Accepted: 25.05.2020
В.В. Ковельский
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6792-2101
Направления инновационного развития вузов на современном этапе
Аннотация: В статье автором анализируются социально-экономические проблемы развития инновационной деятельности высших учебных заведений. Показана необходимость реализации инновационных направлений вуза на современном этапе. Отмечается, что в странах, которые имеют на сегодняшний день положительную динамику развития, была сделана ставка на осуществление инновационной деятельности и развитие наукоемких технологий на основе системы образования. Исследуются инновационные направления деятельности Самарского университета, предлагается создание университетского центра инноваций на основе кластерного развития региона. Отмечено, что в условиях развития экономики знаний первоочередной задачей является интеграция науки, промышленности и образования на основе исследовательских университетов. Результатами интеграции и сетевизации субъектов хозяйствования региона станет развитие инновационной деятельности вуза. Также в статье отмечены и анализируются такие важные фундаментальные составляющие современных процессов, как трансформация, формирование университетских центров инновационного развития и многие другие. Особое внимание уделяется участию Самарского университета в социально-экономическом развитии региона и федеральных приоритетных проектах развития, таких как «Вузы как центры пространства создания инноваций». Самарский университет завоевывает право на участие в приоритетных проектах на конкурсной основе.
Ключевые слова: экономика высшего образования, исследовательский университет, инновационное развитие, наука, финансирование, программа, бюджетное финансирование, качество образования, подготовка кадров, рынок труда, человеческий капитал, образовательный процесс, инновации. Цитирование. Ковельский В.В. Направления инновационного развития вузов на современном этапе // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11. № 2. С. 15-22. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-2-15-22.
Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
V.V. Kovelskiy
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6792-2101
Directions of innovative development of higher education institutions
at the present stage
Abstract: In the article the author analyzes the socio-economic problems of development of innovative activity of higher educational institutions. The necessity of implementing innovative directions of the University at the present stage is shown. It is noted that in countries that have a positive development dynamics to date, a bet was made on the implementation of innovative activities and the development of high-tech technologies based on the education system. The research focuses on innovative activities of Samara University and suggests the creation of a University innovation center based on cluster development of the region. It is noted that in the context of the development of the knowledge economy, the priority task is to integrate science, industry and education on the basis of research universities. The results of integration and networking of economic entities in the region are the development of innovative activities of the university. The article also notes and analyzes such important fundamental components of modern processes as transformation, the formation of university centers for innovative development as well as many others. Particular attention is paid to the participation of Samara University in the socio-economic development of the region and federal priority development projects, such as «Universities as centers for innovations creation» - Samara University wins the right to participate in priority projects on a competitive basis.
Key words: economics of higher education, research university, innovative development, science, financing, program, budget financing, quality of education, training, labor market, human capital, educational process, innovation.
Citation. Kovelskiy V.V. Directions of innovative development of higher education institutions at the present stage. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 15-22. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-2-15-22. (In Russ.)
Information on the conflict of interest: author declares no conflict of interest.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
© Виктор Владиславович Ковельский - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, начальник управления по работе с персоналом, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
© Viktor V. Kovelskiy - Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Management, head of the Personnel Department, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Введение
В списке динамично развивающихся в последние десятилетия государств представлены те, которые основной упор сделали на развитие инновационных технологий в национальных системах образования. В данных государствах человеческий капитал является основным фактором прогресса, формируя до 58 % производства услуг в валовом внутреннем доходе. За последние 20 лет развитые страны Европы завершили индустриальную революцию, связанную с инновационными технологиями и интеллектуализацией производства, создали индустрию 3.0 и перешли к созданию информационного общества, или общества знаний, на основе цифровизации экономических процессов [1; 7]. В 2018 году мировой рынок наукоемкой продукции достиг уровня 7 трлн долл. в год, из которых 4 трлн долл. приходится на информационные услуги [2]. В США, являющихся мировым лидером в сфере инноваций и научно-технического прогресса, расходы на образование - 6-7 % от ВВП, то есть практически соответствуют уровню расходов на национальную безопасность, а инновационная продукция, согласно экспертным оценкам, составляет в общем объеме выпуска промышленной продукции до 6575 % [3].
В условиях формирования цифровой экономики, экономики знаний, основной задачей государства стала интеграция науки и образования, осуществляемая инновационной деятельностью вузов [9].
Проведенное автором исследование российской научной литературы показало, что для РФ понятие «инновационная деятельность вуза» не имеет четкого определения и понимания. Данная деятельность представлена различными источниками, категориями и понятиями, отражающими ее сущность: отождествление понятий «инновация», «инновационное развитие», «инновационный цикл» - это формирование инноваций в качестве циклического процесса творческого труда, реализуемого в существенно новые, коммерциализованные продукты, технологии [4-9].
Анализируя деятельность вузов (образование, наука и послевузовское профессиональное образование), видим, что инновационные процессы в вузах отражаются в «следующих направлениях деятельности:
- генерация инновационных идей;
- организация и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований;
- научно-исследовательская деятельность научных работников, профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов вузов;
- организация НИОКР;
- формирование, внедрение и использование инноваций в образовательной сфере, создание инновационного методического обеспечения учебного процесса и инновационных образовательных технологий;
- диффузия знаний о современных инновациях различных видов экономической деятельности, стимулирующих научное развитие вузов, повышение их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;
- проведение аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, повышение квалификации и междисциплинарная подготовка инновационно активных сотрудников, востребованных на рынке труда;
- организация совместной работы по развитию инновационной деятельности и инфраструктурного обеспечения региона в составе интегрированных структур, формирующихся на основе национальной инновационной системы» [10].
Основная часть
Ключевым вектором развития конкурентоспособности национальной экономики и эффективности национальной безопасности является производство инновационной продукции и создание инновационных технологий как в научно-технологической, так и в образовательной сфере. Создание в субъектах Федерации университетских инновационных центров развития составляет основу приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» [11-14].
К регионам, которые эффективно решают задачи социально-экономического развития и имеют значительный научно-технологический потенциал в концентрации научных знаний и инновационных технологий, относится Самарская область.
Существенное внимание в Самарском регионе в настоящее время уделяется формированию и развитию объектов инновационной инфраструктуры. Кроме этого, регион - мощный образовательный центр среднего Поволжья с развитым образовательным и научным потенциалом. Крупнейшим научно-образовательным центром Самарской области является Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.
Формирование и развитие инновационной деятельности автором предлагается осуществить на базе трансформационных процессов, реализуемых в Самарском университете путем его перевода в университетский центр инновационного развития Самарского региона. Данная позиция автора базируется на гипотезе о том, что инновации в промышленном секторе должны:
- развиваться на основе научно-исследовательской деятельности и НИОКР, осуществляемых в вузах и поставляемых на промышленные предприятия в виде инновационного продукта и инновационных ресурсов - подготовленных для инновационной деятельности специалистов;
- инновационная деятельность вуза активизируется за счет предъявляемых вызовов промышленными предприятиями, заставляя вузы вводить все виды инновационной деятельности.
В настоящее время в вузе заканчивается реализация «Программы трансформации Самарского университета в университетский центр инновационного, технологического и социального развития Самарской области на период 2017-2020 годов».
Данная Программа основывалась на нормативных правовых актах инновационной направленности: Концепции социально-экономического развития РФ [7], указах Президента РФ об основах государственной политики [15; 16], Стратегии социально-экономического развития Самарской области [1], Госпрограмме области об инновационно-инвестиционной деятельности [4], подпрограмме развития инновационной деятельности Самарской области [9], подпрограмме развития инновационного аэрокосмического кластера.
Целями данной программы «являлись:
- включение университета в решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ и Самарской области в условиях вызовов ХХ века, за счет его активного участия в мероприятиях стратегических программ инновационного развития государства;
- создание на базе университета "Инновационной межкластерной платформы" региона, интегрированной в глобальную инновационную экосистему, для привлечения кадров и инновационных технологий мирового уровня, а также формирования условий реализации международных инновационных проектов;
- создание университета предпринимательского (в формате 3.0), обеспечивающего наиболее полное использование интеллектуального потенциала вуза» [9].
Исходя из целей, «миссией Самарского университета в период деятельности до 2025 года является: подготовка высококвалифицированных кадров для экономики государства и субъекта Федерации, способных формировать и принимать решения в сфере образовательной, научной, инновационной и производственной деятельности, с учетом государственной экономической политики, основных направлений развития реального сектора экономики, на основе установления партнерских отношений с потребителями образовательных услуг, используя современные инновационные технологии обучения, отражающие накопленный российский и зарубежный опыт» [11].
Основными принципами и приоритетами развития инновационной деятельности Самарского университета как ключевого актора и драйвера экономического развития региона автором предлагается считать:
- создание центров генерации инновации и центров инновационных компетенций в научно-технической, образовательной и производственной сферах вуза и экономики региона в целом;
- опережающее кадровое обеспечение и экономическое сопровождение базовых секторов региональной экономики: космического и авиационного машиностроения, двигателестроения, автомобилестроения, электроэнергетики, туристско-рекреационной сферы, нефтегазохимии, инновационных и информационных технологий;
- интеграцию университета в региональный аэрокосмический кластер, внедрении передовых образовательных технологий для полного перехода на «индустрию 4.0»;
- интеграцию университета в ключевые направления Научно-образовательного центра (НОЦ) Самарской области: передовые разработки в двигателестроении; инновационные проекты для аэрокосмической техники; медицинские технологии, биотехнологии; новые технологии цифрового проектирования и моделирования;
- организацию научных исследований и НИОКР университета для НОЦ мирового уровня в целях приобретения инновационных технологий и продуктов, а также развитие межвузовских (медицинский университет), межинститутских и межкафедральных научных исследований.
Самарский университет, являясь активным участником инновационного аэрокосмического кластера региона, который объединяет ведущие предприятия ракето- и авиастроения, автомобилестроения, двигателестроения, позиционируется в качестве центра компетенции в сфере геоинформационных и аэрокосмических технологий, наращивая взаимодействие с отечественными и зарубежными партнерами по созданию инновационных технологий и продукции [14].
Накопленный в Самарском университете опыт образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, имеющийся и развивающийся человеческий капитал, включающий кадровый и научно-технический потенциал, а также уровень международного взаимодействия и компетенций всецело позволяют университету занять место центра инновационного развития Самарского региона [13].
В качестве задач создания университетского центра инновационного развития автором предлагается:
- формирование на базе университета проектного офиса для обеспечения деятельности межкластерной платформы региона, по выполнению системного анализа и долгосрочного прогнозирования, формирования и развития инновационных технологий;
- развитие коммерциализации разрабатываемых инновационных технологий и создание эффективной системы управления интеллектуальной собственностью в сфере перспективных разработок университета, которые являются результатом научной, образовательной и инновационной деятельности персонала и обучающихся университета;
- генерирование стартапов, формирование предпринимательской среды, внедрение проектно-ориентированных форм и программ обучения в сфере предпринимательства и создание малых инновационных предприятий (МИП) по востребованным направлениям в промышленной сфере Самарской области;
- обеспечение предприятий инновационного кластера региона кадрами на длительную перспективу и активное подключение научной и инновационной сферы региона в Национальную технологическую инициативу (НТИ);
- развитие международного сотрудничества и международной интеграции в сфере инноваций и технологического развития, позволяющих повысить эффективность инновационной деятельности за счет международных сетевых связей.
Отечественные ведущие вузы в настоящее время начали активно заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью. Для ее осуществления требуются высококвалифицированные кадры, а подготовка научных кадров высшей квалификации опять же является задачей вузов и должна осуществляться в определенных масштабах. Для этого требуются развитые сетевые связи с другими образовательными организациями как внутри государства, так и за рубежом. В настоящее время на рынке труда востребованы инновационно активные специалисты, «элитные кадры», способные вывести экономику страны на инновационные рельсы. В связи с данными положениями «государству требуется совместить модели "исследовательского университета" и инновационного вуза по следующему сценарию:
- определить перечень приоритетных направлений развития отечественной экономики;
- включить в государственный мониторинг деятельности вузов рейтинговую оценку с показателями инновационного развития;
- провести анализ отечественных вузов по предлагаемой методике мониторинга.
После этого выбранным вузам - определить задачи развития экономики страны» [12].
Для реализации инновационных инициатив автором предлагается сценарий создания университетского центра инноваций с формированием и разработкой ключевых инициатив:
- интеграции университетского центра инноваций в региональную инновационную экосистему;
- формирования проектной и практико-ориентированной образовательной среды в сфере предпринимательства и коммерциализации инновационных технологий на предприятиях аэрокосмического кластера региона;
- мотивации и привлечения НПР и обучающихся в инновационную деятельность вуза;
- создания новых и развития имеющихся сетевых связей и научно-технологических коопераций с высокотехнологичными предприятиями Аэрокосмического кластера Самарской региона.
Отсюда следует, что при формировании и развитии данных инициатив, являющихся конкурентоспособными на мировом уровне, драйвером инновационного развития Самарской области будет являться университетский центр инноваций с организацией и проведением мультидисциплинарных, прорывных, научных исследований, коммерциализации их результатов и практико-ориентированного обучения, поставляющих на рынок труда высокопрофессиональных специалистов, востребованных в условиях вызовов динамично изменяющихся рынков труда.
Инновационная деятельность вуза направлена на более качественное обеспечение всех инициатив и процессов, осуществляемых в учебном заведении, повышение качества образования, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, а главное, инновационные процессы, осуществляемые в вузе, способствуют развитию инновационных процессов региона, кооперируясь в региональную инновационную экосисему [13].
Место университетского инновационного центра в социально-экономическом развитии региона представлено на рисунке.
Выводы
Создание университетского центра инновационного развития позволит Самарскому университету обеспечить значительный вклад в достижение показателей приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Планируется к 2025 году достичь следующих результатов:
- создать модель реализации практико-ориентированных образовательных программ по всем направлениям подготовки вуза;
Стратегия социально-экономического развития Самарской области
на период до 2030 г.
Цель
Задачи
Обеспечение роста качества жизни населения на основе социально-экономического развития региона
Стимулирование экономического развития региона ->• Обеспечение социальной защиты и высокого уровня жизни населения области
Рост промышленного производства региона Повышение деловой предприимчивостии трудовой мотивации кадров -> Сохранение традиций и природного наследия
Образовательная среда
J
Рис. - Место университетского инновационного центра в социально-экономическом развитии региона Fig. - Place of the university innovation center in the socio-economic development of the region
- в центре инновационного развития университета реализовать практико-ориентированные программы магистратуры и аспирантуры по технологическому предпринимательству и управлению технологическими проектами;
- осуществить системное взаимодействие с научными центрами региона, в том числе с академическими институтами РАН, на основе создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ, стимулирующих повышение качества научных исследований.
Библиографический список
1. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области № 441 от 12 июля 2017 года.
2. Андреев В. Инновационное развитие экономики России в условиях глобальной конкуренции. URL: http://www.iep.ru/files/text/other/12_andr.pdf.
3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. Москва: Эксмо, 2008. 400 с.
4. Государственная программа Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 14 ноября 2013 года № 622.
5. Дежина И. «Ведущие вузы» или «исследовательские университеты»? / Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 9-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9573829.
6. Долгсрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу до 2030 года. Разработан Минэкономразвития РФ, март 2013 года. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
8. Латуха О.А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 59-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-effektivnogo-ekonomicheskogo-fundamenta-vuza-na-osnove-razvitiya-innovatsiy-teoreticheskie-kontsepty.
9. Подпрограмма «Развитие инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 14 ноября 2013 года № 622.
10. Приказ Минобрнауки РФ от 29.07.2005 № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц».
11. Программа трансформации Самарского университета в университетский центр инновационного, технологического и социального развития Самарской области на период 2017-2020 годов». Доступ из СПС КонсультантПлюс.
12. Пушкарев Ю.В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 40-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17718129.
13. Ракитов А.И. Роль высшей школы в создании системы национальной инновационной экономики // Науковедческие исследования. 2004. C. 7-27.
14. Стриханов М. Н. Об исследовательских инновационных университетах в России // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: матер. рос.-америк. науч. конф. «Исследовательские университеты», Москва 4-6 апреля 2004 г. Москва: Тверской ИнноЦентр, 2005. 234 с.
15. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
References
1. The strategy of social and economic development of the Samara Region for the period up to 2030, approved by the decree of the Government of the Samara Region № 441 dated July 12, 2017. (In Russ.)
2. Andreev V. Innovative development of the Russian economy in the conditions of global competition. Available at: http://www.iep.ru/files/text/other/12_andr.pdf. (In Russ.)
3. Gaponenko A.L., Orlova T.M. Knowledge management. How to turn knowledge into capital. Moscow: Eksmo, 2008, 400 p. (In Russ.)
4. State program of the Samara Region «Creating favorable conditions for investment and innovation activity in the Samara Region» for 2014-2018, approved by the decree of the Government of the Samara Region dated November 14, 2013 № 622. (In Russ.)
5. Dezhina I. «Leading universities» or «research universities»? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2004, no. 8, pp. 9-17. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9573829. (In Russ.)
6. Long-term forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the future until 2030. Developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, March 2013. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». (In Russ.)
7. Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008 № 1662-p. (In Russ.)
8. Latukha O.A. Formation of the effective economic base of the university in case of development of innovations: theoretical concepts. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 4, pp. 59-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-effektivnogo-ekonomicheskogo-fundamenta-vuza-na-osnove-razvitiya-innovatsiy-teoreticheskie-kontsepty. (In Russ.)
9. Subprogram «Development of innovative activity in the Samara Region» for 2014-2018, approved by the decree of the Government of the Samara Region dated November 14, 2013 № 622. (In Russ.)
10. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 29.07.2005 № 215 «About the innovative activities of higher education institutions on the transition to the credit system». (In Russ.)
11. Transformation program of the Samara University in University center, an innovative, technological and social development of the Samara Region for the period of 2017-2020 years. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus». (In Russ.)
12. Pushkarev Yu.V. Formation in modern high school: new ideas and directions of development. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 1, pp. 40-43. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 17718129. (In Russ.)
13. Rakitov A.I. Role of higher education institution in the creation of the system of national innovative economy. Naukovedcheskie issledovaniya, 2004, pp. 7-27. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vysshey-shkoly-v-sozdanii-sistemy-natsionalnoy-innovatsionnoy-ekonomiki. (In Russ.)
14. Strikhanov M.N. About research innovative universities in Russia. In: Research Universities. Integration of science and education: materials of Russian-American scientific conference «Research universities», Moscow, April 4-6, 2004. Moscow: Tverskoy InnoTsentr, 2005, 234 p. (In Russ.)
15. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2012 № 599 «On measures to implement state policy in the field of education and science». Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». (In Russ.)
16. Decree of the President of the Russian Federation dated 16.01.2017 № 13 «On approval of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025». Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». (In Russ.)