УДК 338
Научная статья / Scientific article
Дата: поступления статьи / Submitted: 19.01.2019 после рецензирования / Revised: 20.02.2019 принятия статьи / Accepted: 21.05.2019
В.В. Ковельский
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6792-2101
Инновационное развитие экономики образования
Аннотация: В статье автором рассмотрено понятие экономики образования, отражаемое показателями финансово-экономического анализа и прогнозов экономического развития системы образования. Показаны факторы, влияющие на инновационное развитие вузов, представлена система финансирования системы образования. В статье содержатся прогнозы осуществления образовательной деятельности к 2030 году и их финансовое обоснование.
Ключевые слова: экономика образования, инновационное развитие, университеты, финансирование, бюджетное финансирование, качество и доступность современного образования, подготовка кадров, высококвалифицированные кадры, рынок труда, человеческий капитал, образовательный процесс, прогноз.
Цитирование. Ковельский В.В. Инновационное развитие экономики образования // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2019. Т. 10. № 2. С. 22-27.
V.V. Kovelskiy
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6792-2101
Innovative development of education economics
Abstract: In the article, the author considers the concept of education economics, reflected by indicators of financial and economic analysis and forecasts of economic development of the education system. The factors influencing the innovative development of higher education institutions are shown, and the system of financing the education system is presented. The article presents forecasts of educational activities by 2030 and their financial justification.
Key words: economics of education, innovative development, universities, financing, budget financing, quality and availability of modern education, training, highly qualified personnel, labor market, human capital, educational process, forecast.
Citation. Kovelskiy V.V. Innovative development of education economics. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2019, vol. 10, no. 2, pp. 22-27. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
© Ковельский Виктор Владиславович - начальник управления по работе с персоналом, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
© Kovelsky Viktor Vladislavovich - head of the HR Office, Candidate of Economics, associate professor, associate professor of the Department of Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Введение
Необходимыми и достаточными условиями для развития инновационной экономики России являются трансформационные процессы в модернизации системы образования, которые служат основой поступательного динамичного развития и роста человеческого капитала в системе государства.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ отмечается: «Инновационное развитие отечественной системы образования на период до 2030 года должно ориентироваться в своей стратегии развития на основные цели и приоритеты:
- рост качества и доступности современного образования;
- подготовку высококвалифицированных кадров имеющихся уровней образования;
- оперативное и своевременное реагирование на изменение запросов рынка труда;
- развитие уровня квалификации человеческого капитала;
- осуществление образовательного процесса в течение всей жизни человека;
- продуктивное применение полученных знаний, компетенций и навыков в процессе обучения» [5].
Осуществляемая политика в сфере образования на период до 2030 года определяется «Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года», задачами, поставленными Президентом РФ В.В. Путиным в указах от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [10].
Ход исследования
В России начиная с 2013 года осуществляется реализация первого этапа Госпрограммы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной 22.11.2012 Распоряжением Правительства РФ № 2148-р [5].
Согласно данной Программе, «объем финансирования Госпрограммы из федерального бюджета на 2013-2020 годы составляет 3992,2 млрд руб. (около 0,85 % ВВП в данные годы). Причем ежегодный объем финансирования с 446,9 млрд руб. в 2013 году повысился до 631,2 млрд руб. в 2020 году» [8].
Финансирование в рамках Госпрограммы направляется на профессиональное образование, общее образование, а также дополнительное образование детей для обеспечения доступности всех сфер и направлений образования, обновление и повышение его качества.
Как это отмечено в Программе, «основные направления инновационного развития профессионального образования России в прогнозный период определяются:
- оптимизацией сферы профессионального образования, организаций, учитывающих особенности деятельности регионов, включающих создание национальных и опорных вузов, конкурентоспособных университетов;
- модернизацией системы образования и программ профессионального образования, обеспечивая их эффективность и гибкость;
- внедрением механизмов стимулирования конкуренции и прозрачного финансирования организаций и учреждений высшего профессионального образования;
- модернизацией технологий и содержания высшего образования в целях их соответствия требованиям современной инновационной экономики и быстро меняющимся запросам потребителей;
- дальнейшим развитием системы непрерывного образования, позволяющей организовывать модульные (гибкие) индивидуальные образовательные траектории в освоении новых компетенций как по заказу предприятий реального сектора экономики, так и по запросам населения;
- дальнейшим развитием региональных ресурсных, центров профессиональных квалификаций на базе учреждений высшего и среднего профессионального обучения;
- оказанием государственной поддержки образовательным учреждениям;
- завершением перехода на эффективный контракт с преподавателями;
- развитием международного признания и интернационализацией российского высшего образования в сфере оказания образовательных услуг» [5].
В результате проведенной оптимизации системы высшего образования РФ сформирована следующая группировка вузов [2]:
- федеральные университеты, предназначенные для углубления связей системы образования с экономикой и социальной структурой федеральных округов, подготовки специалистов для фунда-
ментальной и прикладной науки, экономики и управления, технологических направлений, сферы культуры, реализации приоритетных национальных и региональных проектов;
- ведущие исследовательские университеты мирового уровня, включенные в инновационную деятельность и систему коммерциализации образовательных технологий и новых знаний, предоставляющие лидерство России в фундаментальной и прикладной науке;
- опорные вузы регионов - это созданный на основе интеграции нескольких региональных вузов университет, представляющий центр образования субъекта РФ, способный конкурировать с ведущими вузами государства, для обеспечения региональных рынков труда высококвалифицированными профессиональными и научными кадрами;
- отраслевые вузы, вовлеченные в процессы технологической и кадровой модернизации региональной экономической деятельности;
- вузы, осуществляющие целевую и массовую подготовку бакалавров (в т. ч. в основном прикладного характера) и специалистов для массовых секторов рынков труда регионов;
- вузы гуманитарной направленности, готовящие воспитателей и педагогов;
- центры (и иные образовательные структуры) дистанционного (или заочного) образования, университеты, осуществляющие открытое образование с современным качеством учебных программ и технологий.
Оптимизационные процессы «системы образования сопровождаются усилением требовательности к подбору абитуриентов (путем установления высоких значений баллов ЕГЭ), организацией независимой оценки и проверки качества подготовки обучающихся на всех уровнях высшего образования» [2]. Но отметим, что за счет использования данных мер и мероприятий регулирования демографических процессов в субъектах РФ снижается количество студентов по некоторым образовательных программам. В данном случае «освобождающиеся при снижении количества обучающихся ресурсы системы высшего образования предусмотрено направлять на формирование системы непрерывной профессиональной подготовки, а также повышение уровня качества подготовки кадров с различным уровнем имеющегося профессионального образования» [2].
В программных документах установлено, что «инновационное развитие экономики образования или модернизацию высшего профессионального образования невозможно осуществить без качественной подготовки и обновления преподавательского состава, что определяется переходом на эффективный контракт между учреждениями высшего профессионального образования и преподавателями. Базой для эффективного контракта должна стать конкурентоспособная заработная плата преподавателей в высшем профессиональном образовании. В контракте также предусматриваются активное участие преподавателей в научных исследованиях и разработках, рост ответственности за получаемые результаты деятельности. Данная задача требует перестройки всей сферы повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников, а также осуществления существенных мероприятий по увеличению качества управления вузом, подготовки руководителей для кадрового резерва вуза» [1; 2; 7].
В Указе Президента № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» отмечено, что «результаты инновационного развития в процессах осуществления модернизации высшего профессионального образования на прогнозный период предусматривают:
- повышение удельного веса общего числа студентов, которые обучаются в основных, ведущих образовательных учреждениях высшего образования, с 5 % в 2011 году до 20 % на конец 2020 года;
- изменение к концу 2020 года удельного веса общего числа выпускников по программ высшего профессионального образования в общим числе выпускников: по программам академического бакалавриата - 32,8 %, по программам прикладного бакалавриата - 22 %, по программам подготовки специалистов - 6,9 %, по программам магистратуры - 15 %;
- повышение числа трудоустроившихся не позже окончания 1-го года после выпуска обучающихся по очной форме подготовки по ОПОП, включая программы высшего профессионального образования, с 41 % в 2011 году до 62 % в 2020 году;
- повышение количества занятого населения, прошедшего переподготовку или повышение квалификации в возрасте 20-65 лет, с 21 % в 2011 году до 58 % в 2020 году;
- повышение доли вузов, приспособленных для образования лиц с отклонениями здоровья, с 3 % в 2011 году до 28 % в 2020 году;
- повышение количества студентов вузов, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе (не менее 1-го семестра, кроме вузов ближнего зарубежья), с 0,2 % в 2011 году до 7 % в 2020 году;
- обеспечение всех студентов учреждений образования, имеющих потребность в общежитии;
- вхождение не менее трех отечественных университетов в первую сотню ведущих вузов в соответствии с мировыми рейтингами;
- повышение до 30 % числа студентов, которые обучаются по приоритетным и капиталоемким направлениям науки, они будут получать образование в инновационных вузах с большим количеством НИОКР» [10].
Результатом инновационного развития вузов станет продолжение модернизации системы образования за счет создания эффективных моделей и механизмов повышения качества образования, среди них:
- развитие и совершенствование системы единого ЕГЭ;
- внедрение ФГОС нового поколения для всех уровней и направлений образования;
- формирование и внедрение наукоемких образовательных технологий, обеспечение условий, соответствующих требованиям мировых стандартов образования;
- повышение уровня профилизации образования;
- формирование образовательных программ в сфере инновационных технологий на иностранных языках;
- развитие потенциального опережающего лидера в образовании - «математического образования»;
- формирование и развитие в высокотехнологичной образовательной среде виртуальных учебных лабораторий, высокоскоростного Интернета, цифровых ресурсов [7].
Для развития инноваций в образовательной среде предусмотрена модернизация сферы профессиональной подготовки научно-педагогических работников с целью их адаптации и адекватности современным требованиям и методам образования, развития результатов обучения потенциальных абитуриентов, формирования условий по привлечению высококвалифицированных специалистов, расширения сферы дополнительного образования абитуриентов [9].
Данные мероприятия способствуют развитию сферы общеобразовательных организаций за счет предоставления образовательных услуг путем создания ресурсных центров, центров образования, сетевых моделей, развития конкурентной среды на рынке образования, способствующие оптимизации и концентрации образовательных ресурсов, укреплению и развитию модернизации материально-технической инфраструктуры образования [4].
Повышение государственного финансирования в сфере образования позволит реализовать ключевую и инновационную общесистемную трансформацию в данной сфере, создать инновационную модель и достичь уровня средних значений параметров по государствам ОЭСР. Причем в начале прогнозного периода в сфере образования требуется внедрить эффективные организационные, проектные и финансовые механизмы и формы на всех уровнях образования, обеспечиваемых реализацией национальной приоритетной Госпрограммы «Образование» [3].
Инновационный сценарий «прогнозирования развития системы образования предполагает повышение расходов до 6,6 % ВВП к 2030 году, в т. ч. бюджетных расходов - до 5,5 % ВВП (в 2011 г. -4,8 и 4,2 % ВВП соответственно), что позволит обеспечить поддержку ведущих вузов России и создать образовательные кампусы, изменить структуру высшего профессионального образования, завершить переход на обучение по прикладным программам бакалавриата и магистратуры» [1; 6].
К 2025 году «планируется повысить количество обучаемых в сфере общего образования с одновременным снижением численности обучающихся в организациях высшего профессионального обра-
зования. Демографическая ситуация, способствующая увеличению численности школьников в 2020 году, повысит численность обучающихся в вузах только к 2030 году:
- число учащихся в общеобразовательных учреждениях повысится на 12,4 %, с 13,6 млн чел. до 15,5 млн чел. к 2030 году;
- число обучающихся в организациях среднего профессионального образования повысится в 1,8 раза, с 2,2 млн чел. в 2011 году до 4,2 млн чел. в 2030 году;
- число студентов организаций высшего профессионального образования повысится на 13 %, с 6,4 млн чел. до 7,2 млн чел. в 2030 году [1; 5; 6; 10].
Консервативный сценарий прогнозирования «отличается от инновационного рядом изменений, вызванных уменьшением финансирования организаций высшего профессионального образования и дальнейшим развитием среднего профессионального образования, предполагая рост числа обучаемых в данных учреждениях по сравнению с числом обучаемых в высших профессиональных организациях, которые обусловлены большей доступностью образовательных программ профессионального образования.
Численность обучающихся организаций среднего профессионального образования к 2030 году будет насчитывать 4,2 млн человек (прирост в 2,2 раза), а число студентов организаций высшего профессионального образования повысится на 13 %, с 6,4 млн человек до 7,2 млн человек к 2030 году.
Общие расходы на систему образования к 2030 году будут составлять 6,0 % ВВП, в том числе государственное финансирование - 5,1 % ВВП» [6].
Форсированный сценарий включает рост расходов на систему высшего образования на уровне 8,2 % от ВВП к 2030 году, предусматривая повышение государственного финансирования до 6,3 % от ВВП [8].
Вывод
Таким образом, реализация любых трех прогнозов (сценариев) в целях развития системы высшего образования предусматривает проведение общесистемных мероприятий по фундаментальным изменениям данной отрасли, внедрение и реализацию инновационной модели образования и достижение по всем параметрам средних значений, характерных для государств - участников ОЭСР.
Библиографический список
1. Андреев В. Инновационное развитие экономики России в условиях глобальной конкуренции. URL: http://www.iep.ru/files/text/other/12_andr.pdf.
2. Батракова Л.Г. Оптимизация учебного процесса в вузе с использованием информационных технологий // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 7-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18932133.
3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. Москва: Эксмо, 2008. 400 с.
4. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. Москва: Флинта; Наука, 2003. 768 с.
5. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу до 2030 года. Разработан Минэкономразвития РФ, март 2013 года. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.07.2005 № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц».
7. Ракитов А.И. Роль высшей школы в создании системы национальной инновационной экономики // Науковедческие исследования. 2004. C. 7-27.
8. Российский статистический ежегодник. 2018: стат. сб. / Росстат. Москва, 2018. 742 с. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/year18.pdf.
9. Стратегический ответ России на вызовы нового века. / под общ. ред. Л.И. Абалкина. Москва: Экзамен, 2004. 606 с.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
References
1. Andreev V. Innovative development of the Russian economy in the conditions of global competition. Available at: http://www.iep.ru/files/text/other/12_andr.pdf. (In Russ.)
2. Batrakova L.G. Use of Information Technologies in the Educational Process Optimization in University. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2012, no. 1, vol. II (Psychological-Pedagogical Sciences), pp. 7-13. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18932133. (In Russ.)
3. Gaponenko A.L., Orlova T.M. Knowledge management. How to turn knowledge into capital. Moscow: Eksmo, 2008, 400 p. (In Russ.)
4. Gershunsky B.S. Educational and pedagogical prognostics. Theory, methodology, practice. Moscow: Flinta; Nauka, 2003, 768 p. (In Russ.)
5. Long-term forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the future until 2030. Developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, March 2013. Retrieved from legal-reference system «ConsultantPlus».
6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 29.07.2005 № 215 «On innovation activities of higher educational institutions for the transition to the credit system». (In Russ.)
7. Rakitov A.I. Role of higher education in creating a system of national innovative economy. Scientific research, 2004, pp. 7-27. (In Russ.)
8. Federal State Statistics Service. Russian Statistical Yearbook. 2018: statistical handbook. Moscow, 2018, 742 p. Available at: https://www.gks.ru/storage/mediabank/year18.pdf. (In Russ.)
9. Russia's strategic response to the challenges of the new century. L.I. Abalkin (Ed.). Moscow: Ekzamen, 2004, 606 p. (In Russ.)
10. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2012 № 599 «On measures to implement state policy in the field of education and science». Retrieved from legal-reference system «ConsultantPlus».