Научная статья на тему 'Российское образование в условиях трансформационных процессов'

Российское образование в условиях трансформационных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CHANGES IN THE HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM / ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION FUNDING / EDUCATION AS A PRODUCTION BRANCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеховцов Сергей Васильевич

В статье рассмотрены основные проблемы и тенденции развития системы высшего профессионального образования. Представлены обобщенные экономические показатели сферы образования. Продемонстрированы возможные риски и угрозы в российской системе высшего профессионального образования. Основной акцент сделан на наличие экономических оснований для интеграции России в европейский образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN EDUCATION IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION PROCESSES

The article discusses the main issues and development trends of higher educational system. The economic indicators of educational field are summarized. The potential risks and threats in the Russian system of higher education are demonstrated. The main emphasis is on the presence of economic reasons for integration of Russia into the European educational process.

Текст научной работы на тему «Российское образование в условиях трансформационных процессов»

УДК 37

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Шеховцов С.В.

В статье рассмотрены основные проблемы и тенденции развития системы высшего профессионального образования. Представлены обобщенные экономические показатели сферы образования. Продемонстрированы возможные риски и угрозы в российской системе высшего профессионального образования. Основной акцент сделан на наличие экономических оснований для интеграции России в европейский образовательный процесс

The article discusses the main issues and development trends of higher educational system. The economic indicators of educational field are summarized. The potential risks and threats in the Russian system of higher education are demonstrated. The main emphasis is on the presence of economic reasons for integration of Russia into the European educational process

Ключевые слова: изменения в системе высшего профессионального образования;

образование как отрасль производства; финансирование образования

Keywords: changes in the higher educational system; education as a production branch;

education funding

Модернизация образования направлена на обеспечение соответствия образования потребностям глобальной экономики. Следует учесть, что в современных условиях глобализация стала определяющим фактором в становлении единых общемировых стандартов производства и вызвала необходимость менее развитых стран и регионов постоянно подстраиваться под нужды постиндустриального мира, все интенсивнее экспортировать свои товары, обменивая их на новые информационные технологии. Постиндустриальные государства экспортируют, в первую очередь, информационные и знаниевые продукты, высокотехнологичное оборудование и патенты, передавая остальному миру неисчерпаемые ресурсы, количество которых в самом постиндустриальном мире не уменьшается, как бы ни возрастал экспорт.

Глобализация усиливает свое воздействие на развитие российского образования. Оно не только само становится крупным сектором экономики, но и усиливает свое воздействие на ее развитие. На рынке появляются новые образовательные услуги, предлагаемые образовательными организациями, которые обусловлены изменениями российского общества в последние десятилетия.

Каковы приоритетные направления в развитии российского высшего образования? Рост числа образованных людей в нашей стране формирует

«новую социальную реальность». «Среди наших граждан в возрасте 2535 лет высшее образование имеют 57 %, такой уровень кроме России отмечен всего в трех странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде. Взрывной рост образовательных потребностей продолжается - его получают или стремятся получить более 80 % юношей и девушек»1.

Исследование, проведенное в 2012 году в целях выявления основных проблем и тенденций развития системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, отразило качество условий, организацию, содержание и результаты образовательных процессов в вузах, перспективы использования полученного образования в дальнейшей профессиональной карьере. Результаты этого исследования, актуальные не только для петербургских вузов, выявляют общие тенденции необходимых изменений, которых требует система образования.

В качестве основных причин, препятствующих высокому качеству образования, студенты назвали: плохо составленные программы обучения, избыточность дисциплин (39,0 %); отсутствие мотивации к самостоятельной внеаудиторной работе (37,9 %); отсутствие возможностей стажироваться в зарубежных и отечественных вузах (28,2 %). При этом существует большой разброс мнений студентов относительно приоритета причин в отдельных вузах. Преподаватели более единодушны в своих оценках и на первые места поставили внешние факторы: низкий уровень подготовки абитуриентов (72,3 %) и разницу в уровне подготовки студентов в группах (52,8 %).

32,1 % студентов и 46,1 % преподавателей отметили, что одной из важнейших причин, снижающих качество обучения, выступает низкий уровень материально-технической базы вузов. Самые низкие баллы во всех вузах получили такие ресурсы, как доступ к Интернету и к электронным полнотекстовым ресурсам, лабораторное оборудование и учебные тренажеры. Более высоко оценены библиотечные фонды, обеспеченность учебными аудиториями и читальными залами. Материальная база негосударственных вузов по всем позициям оценена выше, чем в государственных. Выявлена высокая корреляция оценок материальных ресурсов вузов, выставленных преподавателями и студентами. При этом преподаватели более требовательны и критичны в своих оценках. По всем материальным ресурсам (за исключением доступа к электронным полнотекстовым ресурсам и доступа в Интернет) преподаватели выставили более низкие баллы, чем студенты.

Современные образовательные технологии предъявляют повышенные требования к технической оснащенности учебного процесса. Однако опрос показал, что ни в одном вузе Санкт-Петербурга современные технические средства не являются постоянной обязательной частью учебного процесса.

1 Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. URL: http:// www.putin2012.ru/#article-l.

Мультимедийная техника, электронные версии литературы, компьютерные программы используются чаше всего только при чтении отдельных дисциплин. 36,9 % опрошенных отметили, что в учебном процессе редко используются аудиовизуальные материалы. В учебном процессе не используются интерактивные доски (отметили 50,9 %). При оценке частоты использования технических средств и информационных технологий студенты были более критичны, чем преподаватели.

Среди составляющих учебного процесса выше всего студенты оценили профессионализм преподавателей - 4,15 балла (по 5-ти балльной шкале). Ниже студенты оценивают уровень программ обучения, их соответствие последним достижениям науки и практики - 3,43 балла. Очень низкие оценки получила такая составляющая учебного процесса, как вариативность учебных планов (возможность изучения дисциплин по выбору, индивидуальные учебные планы) - 2,72 балла. Многие студенты не удовлетворены разнообразием методов обучения (средний балл - 3,09). Такие формы обучения, как деловые игры, проблемные диспуты, кейс-проекты используются, по мнению студентов, недостаточно. Выявленные факты являются свидетельством консервативности учебного процесса и использования преимущественно традиционных образовательных технологий. Опрос показал, что студентам более присуще чувство нового, чем преподавателям, которые достаточно инерционны в своих суждениях и оценках.

26,7 % старшекурсников отметили, что в вузе не уделяется внимание формированию управленческих навыков, 25,6 % - формированию готовности к инновационной деятельности, 25,5 % - воспитанию активной жизненной позиции, 22,8 % - выработке навыков грамотной речи, 17,5 % - умению работать к команде, 16,6 % - развитию коммуникативных навыков, то есть тем качествам, которые сегодня наиболее востребованы на рынке труда. 27,1 % студентов отметили, что в вузах не реализуется связь с организациями-работодателями и не обеспечивается профессиональное общение. Уровень своей теоретической подготовки студенты оценивают выше, чем практические профессиональные навыки и умения, которые они приобретают во время обучения в вузе (соответственно 3,7 и 3,3 балла по 5-ти балльной шкале).

Новые образовательные стандарты предусматривают существенное расширение внеаудиторной работы и усиление ее роли в образовательном процессе. Несмотря на понимание важности самообразования для качественного образования, сторонниками увеличения внеаудиторной самостоятельной работы являются только 27,1 % студентов, 49,5 % высказались отрицательно. 60,0 % преподавателей не согласны с тем, что снижение аудиторной работы и увеличение часов на самостоятельную подготовку повысит качество образования. Преподаватели отмечают отсутствие навыков самостоятельной работы у большинства студентов, недостаточное методическое обеспечение самостоятельной работы, непроработанные формы контроля, требующие для Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

разработки значительных временных затрат, которые в настоящее время никак не стимулируются во многих вузах.

74,2 % старшекурсников совмещают учебу с трудовой деятельностью, в том числе 26,5 % студентов работают постоянно. Доля занятых постоянной трудовой деятельностью растет от курса к курсу. К выпускным курсам доля занятых постоянной трудовой деятельностью возрастает до 41,4 %. У 38,9 % студентов работа не связана с получаемой специальностью. Подтвердилось негативное влияние трудовой занятости на успеваемость студентов. Выявлено снижение посещаемости занятий в вузах. Каждый шестой студент посещает только важные и интересные, на его взгляд, занятия.

Значительная часть студентов высказала неудовлетворенность организацией производственной и дипломной практики в вузах. По 5-ти балльной шкале эти составляющие учебного плана были оценены студентами в среднем на 3,3 балла. Только 33,3 % опрошенных отметили, что их вузы обеспечивают прохождение практики по специальности, 25,0 % респондентов ответили, что место практики приходится искать самому студенту. 38,8 % старшекурсников считают, что продолжительности практики не достаточно для овладения профессиональными навыками.

25,1 % респондентов полностью уверены, что после окончания вуза найдут работу по специальности, 44,8 % уверены в этом частично. Только 31,9 % старшекурсников считают получаемое образование конкурентоспособным на мировом рынке труда; доля тех, кто считает себя конкурентоспособным на отечественном рынке в два раза выше (64,6 %). Немногим более половины старшекурсников (53,5 %) рекомендовали бы свой вуз для поступления, что является свидетельством неудовлетворенности значительной части студентов условиями или процессом обучения. Среди преподавателей оценки конкурентоспособности своих вузов значительно выше, чем у студентов.

После окончания вузов только чуть более половины студентов (58,5 %) планируют устроиться на работу. Остальные связывают свое ближайшее будущее с продолжением образования (в магистратуре, аспирантуре, на профессиональных курсах) и получением второго высшего образования. Большинство студентов вузов города, в том числе и иногородние студенты, планируют работать после окончания обучения в Санкт-Петербурге (79,3 %). На втором месте планы, связанные с трудоустройством в странах Европы (12,3 %).

71,6 % опрошенных студентов считают, что решающим для работодателя при приеме на работу будет наличие опыта, на второе место по значимости студенты поставили наличие диплома вуза (45,5 %), на третьем месте владение иностранными языками (34,6 %), на четвертом личные связи (28,9 %).

Исследование выявило наличие элементов теневой составляющей в вузах. 43,3 % опрошенных студентов слышали о случаях взяточничества в своих вузах. 7,5 % признались, что давали взятку за сдачу экзаменов или зачетов.

Элементы коррупции в большей степени распространены в государственных вузах.

За время обучения в вузе 54,3 % студентов скачивали курсовые, рефераты из Интернета, 12,2 % покупали курсовые, эссе и рефераты, 62,9 % пользовались на экзаменах шпаргалками, 25,8 % пользовались подсказками по мобильнику на экзаменах и зачетах.

Выявлена значительная вторичная занятость ППС. Наиболее распространенный вид вторичной занятости - научно-исследовательская работа, которой занимаются 38,7 % преподавателей. Вторым по распространенности видом занятости является подработка в других учебных заведениях, ее практикуют 30,9 % опрошенных. В коммерческих фирмах работают 16,9 %; 11,1 % имеют дополнительный доход от репетиторства; 7,1 % работают в государственных учреждениях и структурах РАН; 6,1 % занимаются предпринимательством и т.д. Вторичная занятость обусловлена низкой заработной платой основной массы преподавателей и влечет к сокращению времени, которое преподаватели могут потратить на подготовку качественного методического обеспечения своих дисциплин, повышение квалификации, на консультации и контроль индивидуальной работы студентов. Высокая вторичная занятость порождает формальное отношение к основной работе.

Преподаватели оценивают свой труд гораздо выше, чем он оплачивается в настоящее время. Модальная заработная плата, которую указали 24,6 % преподавателей - от 50 до 60 тыс. рублей в месяц. 11,4 % считают, что их труд должен оплачиваться не менее 60-70 тыс. рублей в месяц. Преподаватели высказали негативное отношение к сложившейся практике, когда существует огромный разрыв между зарплатой преподавателей и административно-управленческим персоналом вузов.

Большинство преподавателей хорошо и удовлетворительно оценивают условия для повышения квалификации и самореализации, предоставляемые в вузе. Наиболее удовлетворены преподаватели профессиональным общением, условиями для публикации учебной и методической литературы, научных работ. В ряде вузов преподаватели негативно оценивают условия для научно-исследовательской деятельности, карьерного роста. Ниже всего в среднем по вузам оценены возможности для стажировок и повышения квалификации.

Данные опроса выявили низкую профессиональную мобильность преподавательских кадров. За последние три года в поездках в рамках научного обмена и обмена преподавателями принимали участие всего 7,4 % преподавателей. Примерно столько же (7,6 %) работали по контракту в других вузах. Стажировки на предприятиях с фактическим отрывом от производства за последние годы имели 6,8 %.

По результатам опроса руководителей предприятий получены следующие основные итоги:

Выявлена существенная востребованность специалистов с высшим образованием на рынке труда. 79,2 % руководителей предприятий указали, что последние годы их предприятия испытывали дефицит квалифицированных исполнителей (менеджеров и специалистов), 29,2 % отметили дефицит руководителей (топ-менеджеров, главных специалистов, руководителей подразделений).

Подбор специалистов с высшим образованием чаще всего осуществляется по совету знакомых и через СМИ. В среднем 55,0 % выпускников трудоустраиваются на работу не по специальности.

Большинство работодателей (62,5 %) отметили, что современным выпускникам не хватает профессиональных навыков и умений, ответственности и трудовой дисциплины, самостоятельности и инициативы, базовых теоретических знаний по профессии.

Наиболее распространенной формой сотрудничества предприятий и вузов является прием студентов на практику (50 % предприятий). Все остальные формы сотрудничества распространены в меньшей степени. В ярмарках вакансий участвуют только 30 % предприятий, 26,3 % организуют семинары и мастер-классы, 23,8 % привлекались для рецензирования выпускных дипломных работ, 21,1 % участвуют в днях открытых дверей.

Формы сотрудничества, для реализации которых необходимы существенные организационные усилия, финансовые или временные затраты, реализуются на предприятиях не охотно. Большинство опрошенных руководителей предприятий назвали их нецелесообразными.

В ходе исследования была опровергнута гипотеза о высокой степени соответствия оценок условий и отдельных составляющих учебного процесса, данных студентами, преподавателями и работодателями. Самые низкие оценки отдельным характеристикам выпускников дали конечные потребители образовательных услуг - работодатели, самые высокие - их производители - преподаватели. Мнение всех участников опроса совпало лишь по некоторым позициям. В частности, и работодатели, и студенты, и преподаватели считают, что лучше всего выпускники подготовлены в теоретическом плане. На фоне других характеристик у преподавателей и работодателей не высоко оценены навыки грамотной устной и письменной речи, навыки научно-исследовательской деятельности. Студенты и преподаватели не высоко оценивают знание выпускниками иностранных языков.

В целом по результатам исследования создается впечатление об инерционности высшего образования, которая тормозит процессы, направленные на повышение качества и не отвечает требованиям современного рынка труда. Несогласованность мнений производителей и потребителей образовательных услуг вызывает большие опасения. Необходим конструктивный диалог

всех сторон, заинтересованных в подготовке конкурентоспособных молодых специалистов2.

Сегодня формируется новая, более компактная и структурированная архитектура высшего образования на основе парадигмы европейского образования. Учитывая все проблемы и противоречия, о которых говорилось выше, осознание необходимости качественных преобразований и совершение реальных действий в этом направлении в ближайшее десятилетие дадут результат в виде следующих ожидаемых изменений:

- произойдет массовое обновление профессорско-преподавательского состава, работающего в высшем образовании. Университет, претендующий на вхождение в международные рейтинги, встанет перед необходимостью нанимать на международном академическом рынке профессоров, исследователей, администраторов. Это потребует значительных инвестиций и глубоких реформ;

- изменятся технологии обучения в соответствии с современными техническими и социо-гуманитарными достижениями;

- претерпит существенные изменения лекционно-семинарская модель обучения, будут повсеместно использоваться онлайн-курсы, разработанные лучшими университетами, активные и интерактивные методы и формы обучения, а также образовательные продукты (по типу тренажеров);

- произойдет обновление университетской инфраструктуры. В России уже сейчас созданы несколько передовых университетских кампусов («инновационные» университеты), которые в ближайшее десятилетие могут стать центрами притяжения лучших студентов и профессоров со всего мира (МГУ, СПбГУ, в перспективе - РТА);

- на месте уходящих традиционных учреждений начального и среднего профессионального образования возникнет новая система центров профессионального развития, основанная на частно-государственном партнерстве и новых технологиях обучения и нацеленная на формирование актуальных, востребованных рынком труда компетенций взрослого населения;

- будет продолжен процесс формирования «инновационных, исследовательских» университетов для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовом времени. Спрос на таких профессионалов растет во всем мире в связи с усилением глобальной конкуренции, появлением новых технологий и геополитической неопределенностью. Центральными процессами нового образования

2 Исследование среди студентов и научно-педагогических работников вузов в целях выявления основных проблем и тенденций развития системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» (СПбГЭФ).

станут коммуникация и технологии интеллектуальной деятельности, направленные на решение актуальных проблем, а высшей формой образовательной деятельности - стратегическая проектная и командная работа. Обсуждаемые образовательные новации не отрицают значимость сложившихся форматов высшего образования. Обновленные классические и отраслевые вузы по-прежнему будут составлять ядро профессионального образования в России, а развитие исследовательских университетов является условием международного признания успехов российского высшего образования в ближайшие годы.

Вместе с тем реалии сегодняшнего дня будут начальными условиями грядущих перемен. В этой связи становится актуальным анализ обобщенных экономических показателей сферы образования, которые лежат в основе любых реформ. По данным Рособрнадзора, к началу 2011/2012 учебного года в России насчитывалось 1080 официально зарегистрированных вузов, тогда как в начале 1990-х - только 514. Количество студентов превышает 7 миллионов человек3. Число образовательных учреждений высшего профессионального образования в целом в 2012 году сократилось на 65 единиц, государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования - на 19 единиц, негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования уменьшилось на 16 единиц. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом на 44 тыс. человек, в негосударственные - на 1,2 тыс. человек. В 2013 году количество бюджетных мест в вузах остается на уровне

2012 года и составляет 490 тыс. человек на 783 тыс. выпускников школ. В

2013 году на 2,5 % выросло количество мест по естественнонаучным направлениям, на 5,9 % - по медицинским, на 5,3 % - по техническим, на 6,11 % - по образованию и педагогике. При этом сократилось число мест по экономике и управлению на 19,8 %. Бюджетный приём по программам бакалавриата и спе-циалитета сократился почти на 3 % и составляет 416,3 тыс. По магистратуре, наоборот, увеличился на 20 %4.

По данным приемной комиссии Санкт-Петербургского имени В.Б. Боб-кова филиала Российской таможенной академии в 2013 году общее число заявлений от абитуриентов, поступающих на обучение на бюджетной основе, -1873 (в 2012 г. - 1973). На очную форму обучения на условиях договора с оплатой стоимости обучения было подано 1094 заявления (в 2012 г. - 926). План приема на бюджетную форму обучения выполнен на 100 %, на внебюджетную - на 78 %.

3 Путин распорядился приступить к сокращению числа вузов. URL: http://www.newsland.com/ news/detail/id/994367/.

4 Россия' 2013: Стат. справочник / Росстат. М., 2013. 62 с.

189

Также в 2013 году осуществлялся прием абитуриентов в магистратуру. По результатам вступительных испытаний на очную форму обучения на места в рамках контрольных цифр приема зачислено 11 человек (6 - по направлению подготовки «Юриспруденция», 5 - по направлению подготовки «Экономика»). На заочную форму обучения в магистратуру принято 18 человек (10 - по направлению подготовки «Юриспруденция», 4 - по направлению подготовки «Менеджмент» и 4 - по направлению подготовки «Экономика»).

Необходимо отметить, что имеются объективные причины, которые повлияли на невыполнение плана приема абитуриентов на места по договорам с оплатой стоимости обучения. Главная из них - демографическая, количество выпускников школ Санкт-Петербурга в 2013 году было гораздо меньше, чем количество мест выделенных в рамках контрольных цифр за счет средств федерального бюджета в вузах Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, по всем группам направлений и всем профилям вузов наблюдается повышение средних баллов ЕГЭ зачисленных. Снизился средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ всего у 26 из 471 вузов. Причем у 15 из 26 вузов, ухудшивших свои позиции, балл снизился меньше, чем на 1 пункт. Однако это, скорее, не результат повышения качества приема, а следствие того, что в 2013 году выпускники школ в принципе получили высокие баллы по ЕГЭ. Состав первой десятки вузов (с бюджетным приемом более 300 человек) по сравнению с прошлым годом не изменился, вузы первой тройки -МГИМО, МФТИ, НИУ ВШЭ - остались на тех же позициях. И в 2012 году, и в 2013 году почти половина среди лидеров (12 из 25) - это медицинские вузы, в 2011 году их было немного меньше.

Сегодня абитуриенты в состоянии увидеть, в какой вуз они могут поступить со своими результатами ЕГЭ. Например, в укрупненной группе направлений «Математика» представлены около сотни вузов, и среди них есть такие, где средний балл более 80, а балл самого слабого зачисленного около 70. Мониторинг становится подспорьем для человека, который формально имеет право поступать куда угодно, но хотел бы реально оценить свой шанс. Понятие «конкурс» осталось в прошлом, а существенным является средний балл, с которым зачисляют в данный вуз, а также количество бюджетных мест - одно дело, когда средний балл превышает 80 при наборе 40 человек, другое дело, если более 700.

Так, например, в Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии в 2013 году после сдачи всех вступительных испытаний, на очное обучение на места в рамках контрольных цифр приема был установлен проходной балл:

- специальность «Таможенное дело» (целевые места) - 229 баллов, общий - 254 балла (в 2012 г. - 206 баллов, общий - 242 балла);

- направление подготовки «Юриспруденция» (целевые места) - 223 балла, общий - 257 баллов (в 2012 г. - 171 балл, общий - 233 балла);

- направление подготовки «Экономика» (целевые места) - 216 баллов, общий - 229 баллов (в 2012 г. - 185 баллов, общий - 203 балла);

- направление подготовки «Менеджмент» (целевые места) - 172 балла, общий - 217 баллов (в 2012 г. - 168 баллов, общий - 212 баллов).

В ходе исследований, проведенных Высшей Школой Экономики, выяснилось, что прозрачность набора студентов в 2012-2013 годах увеличилась. В мониторинг были включены все Российские государственные вузы, ведущие прием преимущественно по результатам ЕГЭ. Соответственно, в мониторинг не включены творческие вузы и вузы «силовых» ведомств. В представленном пакете материалов рассматриваются только головные вузы (без учета филиалов). Из 507 вузов посчитать средние баллы зачисленных по результатам ЕГЭ на бюджетные места удалось по 496 вузам, на платные - по 435.

Представляет интерес рейтинг наиболее популярных специальностей. Если в 1990 году специалистов в области экономики и управления было около 14 %, в гуманитарно-социальной сфере около 12 %, то в 2003 году их было примерно 30 % и 21 % соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Исследования зафиксировали кризис инженерного и технологического образования в Российской Федерации. До 50 % приема по соответствующим направлениям - это школьные «троечники» по математике и физике.

Гуманитарные, социальные, экономико-управленческие направления обучения имеют средний балл от 69 до 77, а проходной балл - от 57 до 69. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе характеризуются достаточно высоким баллом. Особняком стоит «Экономика и управление», где при высоком балле поступивших на бюджетные места отмечается низкий проходной балл на платное отделение - 43,7 балла, что ниже, чем на педагогику (44,3). Это можно объяснить тем, что данная группа направлений имеет самый высокий платежеспособный спрос со стороны абитуриентов и, соответственно, самые высокие цены платного обучения. Следовательно, вузы «из ресурсных соображений» при прочих равных условиях заинтересованы максимально увеличить прием платных студентов - в ряде случаев за счет приема слабых абитуриентов, чьи шансы на трудоустройство на очень напряженном рынке труда экономистов и менеджеров будут низкими.

С точки зрения экономистов, образование - отрасль производства. Во всем мире она является крупнейшей по затратам. Вклад системы образования в валовый внутренний продукт (ВВП) определяется показателем валовой добавленной стоимости (ВВП исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости производственных и непроизводственных отраслей экономики). Объем ВВП России за 2012 год составил в текущих ценах 62356,9 млрд рублей по сравнению с 54585,6 млрд рублей за 2011 год. Общий объем финансового обеспечения госпрограммы «Развитие образования» из средств федерального Проблемы высшего профессионального образования

бюджета в 2013-2020 годах составляет 5,5 трлн рублей (в среднем около 0,85 % ВВП). При этом на развитие профессионального образования будет направлено 85,7 % средств госпрограммы, на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей - 12,2 %5.

Высшее образование даёт как прямой, так и опосредованный вклад в экономику. С одной стороны, оно является самостоятельной производственной отраслью, вносящей существенный непосредственный вклад в ВВП, в том числе за счёт экспорта образовательных услуг.

Действительно, согласно результатам исследований в ведущих странах мира в настоящее время от 70 до 90 % ВВП определяется научно-техническим прогрессом и инновационной экономикой. По оценкам экспертов в наиболее экономически развитых странах в среднем 60 % прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. При этом для США оценка доли ВВП, производимого работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5; 12,5 и более 14 лет, показала, что именно третья группа работников, то есть лица с послешкольным (высшим) образованием, даёт свыше половины ВВП. Было установлено, что увеличение ассигнований на образование на 1 % ведёт к росту валового внутреннего продукта страны на 0,35 %. Кроме того, по некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на 1 год ведёт к увеличению ВВП на 5-15 %6.

С другой стороны, результат высшего образования материализуется в стоимость не напрямую, а через работу более высокого качества. В настоящее время в России производительность труда работников с высшим образованием примерно в 7,8 раза превосходит этот показатель для работников без высшего образования.

Получает дополнительное развитие экспорт образовательных услуг. Согласно данным Организации экономического и социального развития (ОЭСР), в системе высшего образования всего мира обучается около 2,7 млн иностранных студентов. При этом число иностранных студентов, обучающихся за пределами своих стран, возрастает. За последние годы этот рост составил 41 %7.

Как утверждают международные источники, объем мирового рынка образовательных услуг составляет примерно 90 млрд долларов8. По данным ЮНЕСКО, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи высших учебных заведений из 129 государств мира. По количеству обучающихся иностранных граждан (102,8 тыс.) Россия занимает в мире 8-е

5 Там же.

6 Статистика высшего образования в 2010 году. URL: http://www.stat.edu.ru/.

7 Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов. URL: http://www.federalbook.ru/ files/FSO/soderganie/ Tom%206/IX/ Dmitriev.pdf.

8 Там же.

место после США (580 тыс. чел.), Великобритании (233 тыс. чел.), Германии (200 тыс. чел.), Франции (160 тыс. чел.), Австралии (157 тыс. чел.), Китая (141 тыс. чел.), Испании (124 тыс. чел.). Подготовку иностранных граждан в Российской Федерации осуществляют более 700 высших учебных заведений, в том числе 165 негосударственных вузов9.

Основные финансовые потоки в государственных образовательных учреждениях - это средства, поступающие из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средства, поступающие от населения. В федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 20 млрд рублей в 2011 году, 60 млрд рублей в 2012 году и 40 млрд рублей в 2013 году для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования10.

На начало 2011/2012 учебного года в ведении Минобрнауки России находилось 316 вузов, в ведении других федеральных органов власти - около 200 вузов, в собственности субъектов РФ и муниципальных образований - порядка 100 вузов, в негосударственном секторе - 446 вузов11. Внедрение в 2010-2012 годах как на федеральном, так и на региональном уровне индивидуальных нормативных затрат не привело к ухудшению финансового положения вузов, поскольку первоначальные нормативные затраты определялись исходя из индивидуальных фактических затрат каждого учреждения в базовом году. Как показывают данные Росстата, в 2011 году объем бюджетного финансирования (из бюджетов всех уровней) образовательных учреждений высшего профессионального образования страны по сравнению с 2010 годом увеличился на 16,5 %. Доля бюджетного финансирования в общем объеме финансирования вузов за 2009-2011 годы возросла с 50,5 до 55,1 %. В результате переход вузов страны от сметного финансирования к нормативному в целом для системы и отдельных учреждений прошел безболезненно, и финансовое положение этих учреждений даже улучшилось в связи с общим ростом бюджетного финансирования и расширением их финансовой самостоятельности. Дальнейшее развитие реформы осуществляется в России в условиях жестких бюджетных ограничений, предполагающих относительно небольшой прирост расходов федерального бюджета на высшее образование. Согласно пояснительной записке к федеральному закону о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период, объем субсидий федеральным бюджетным, автономным и иным некоммерческим организациям (без учета ФЦП) в 2013 году должен увеличиться на 13,4 %, в 2014 году - на 3,7 %, а в 2015 году - на 7,8 %. Общий объем финансового

9 Там же.

10 Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 786 с.

11 Ястребова О.К., Михалькова Е.Е. Нормативно-подушевое финансирование в сфере ВПО // Бюджет. 2013. 29 мая. № 5. URL: http://www.bujet.ru/article/227361.php.

обеспечения госпрограммы «Развитие образования» из средств федерального бюджета в 2013-2020 годах составляет 5,5 трлн рублей (в среднем около 0,85 % ВВП). При этом на развитие профессионального образования будет направлено 85,7 % средств госпрограммы, на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей - 12,2 %12.

Сегодня на территории России в 750 образовательных учреждениях учится около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. При этом свыше 40 тысяч получают высшее образование за счет средств федерального бюджета нашей страны. В общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня составляет всего 1,4 %, без учета граждан СНГ и Прибалтики, обучающихся на условиях общего приема, но даже вместе с ними процент иностранных студентов-очников не превышает 2 %. Согласно статистике ЮНЕСКО, среди иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, до кризиса подавляющее большинство (89,2 %) было из стран СНГ и Балтии, а доля представителей других стран составляла лишь 10,8 %. Доля России на рынке экспорта образовательных услуг минимальна. Если СССР был на втором месте в мире по числу иностранных студентов, то Россия по этому показателю находится на 9-м месте, составляя только 2 % от их общего количества. Лидером по-прежнему являются США (около 20 %). Кроме того, быстро наращивают объемы экспорта Канада, Испания, Сингапур, Тайвань13.

Количество российских вузов, вошедших в мировой рейтинг университетов QS, увеличилось. Теперь в международном рейтинге их 18, в то время как в 2012 году лишь 14 вузов вошли в этот список. Первый, как и прежде, МГУ. За ним с большим отрывом почти в сто позиций - СПбГУ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Новосибирский госуниверситет, МГИМО, МФТИ, СПбГПУ РУДН, ВШЭ, Уральский госуниверситет и другие вузы. Почти все российские вузы улучшили свои позиции и поднялись в рейтинге. Впрочем, МГУ в рейтинге QS опустился на четыре ступеньки, но по-прежнему лидирует среди наших университетов. Напомним, в недавно опубликованной последней версии другого престижного международного рейтинга - Шанхайского - МГУ стоит на 79 месте. СПбГУ занял в Шанхайском рейтинге 301-400 места14. Отличие Шанхайского рейтинга от рейтинга QS в том, что первый учитывает число нобелевских лауреатов в вузе и обладателей медали Филдса. Рейтинг QS делит вузы по шести показателям: репутация в академической среде, отношение к выпускникам работодателей, цитируемость публикаций

12 Образование в цифрах: 2013: крат. стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 80 с.

13 Сергеева Л. Россия занимает девятое место среди стран, любящих иностранных студентов // Деловой Петербург. 2010. 12 октября. URL: http://www.dp.ru/1000j5.

14 Ивойлова И. Количество российских вузов, вошедших в мировой рейтинг университетов QS, увеличилось // Рос. газ. 2013. 10 сентября. URL: http://www.rg.ru/2013/09/10/reyting-site-anons.html.

преподавателей вузов, соотношение числа преподавателей и студентов, количество иностранных студентов и преподавателей в университете. Основная причина того, что российские вузы не занимают ведущих позиций в рейтингах, - низкий уровень цитирования наших профессоров и, как следствие, невысокий процент иностранных студентов.

Одним из основных направлений политики государства в области развития науки и технологий является сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, обеспечение преемственности научных знаний. Государственная политика в области воспроизводства и обновления научных кадров является важнейшим элементом государственной научно-технической политики.

Наблюдается ежегодный приток в аспирантуру, на протяжении последних трех лет выпуск аспирантов осуществлялся преимущественно по техническим и экономическим специальностям. Общая численность организаций, готовящих специалистов высшей школы, в 2011 году - 1570 (по сравнению с 1568 - в предшествующем году). В 2011 году было выпущено из аспирантуры 33082 человека (в 2010 г. - 33763 человек), из них с защитой диссертации - 9635 (в 2010 г. - 9611 человек). Численность докторантов к концу 2011 года составила 4562 человек, из них выпустились с защитой диссертации 382 человека15.

Таким образом, у российского образования есть все экономические основания для интеграции в европейский образовательный процесс.

Библиографический список

1. URL: http://www.newsland.com/news/detail/id/994367/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ивойлова И. Количество российских вузов, вошедших в мировой рейтинг университетов QS, увеличилось // Рос. газ. 2013. 10 сентября. URL: http://www.rg.ru/2013/09/10/reyting-site-anons.html.

3. Индикаторы науки: 2013: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 400 с.

4. Образование в цифрах: 2013: крат. стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 80 с.

5. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. URL: http://www.putin2012.ru/#article-1.

6. Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов. URL: http://www.federalbook.ru/ files/FSO/soderganie/ Tom%206/IX/ Dmitriev.pdf.

7. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 786 с.

8. Россия' 2013: Стат. справочник / Росстат. М., 2013. 62 с.

9. Сергеева Л. Россия занимает девятое место среди стран, любящих иностранных студентов // Деловой Петербург. 2010. 12 октября. URL: http://www.dp.ru/1000j5.

10. Статистика высшего образования в 2010 году URL: http://www.stat.edu.ru/.

11. Ястребова О.К., Михалькова Е.Е. Нормативно-подушевое финансирование в сфере ВПО // Бюджет. 2013. 29 мая. № 5. URL: http://www.bujet.ru/article/227361.php.

15 Индикаторы науки: 2013: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.