Научная статья на тему 'Развитие инженерного образования в Новосибирской области'

Развитие инженерного образования в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATION SYSTEM / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SERVICES OF EDUCATION / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ЗАНЯТОСТИ / SUPPLY AND DEMAND IN THE EMPLOYMENT MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малина С. С.

В статье дан анализ процессов и основных тенденций, происходящих в системе высшего образования России. На примере Новосибирской области показаны попытки формирования образовательной системы в соответствии с целями экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малина С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of engineering education in the Novosibirsk region

In article is given the analysis of processes and main tendencies in Russian system of the higher education. On example of the Novosibirsk region we show steps for formation of education system according to the purposes of region economic development.

Текст научной работы на тему «Развитие инженерного образования в Новосибирской области»

Развитие инженерного образования

в Новосибирской области

С.С. МАЛИНА, заместитель начальника управления, начальник отдела высшей школы управления научно-образовательного комплекса и инноваций министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Новосибирск. E-mail: malinasveta2012@gmail.com

В статье дан анализ процессов и основных тенденций, происходящих в системе высшего образования России. На примере Новосибирской области показаны попытки формирования образовательной системы в соответствии с целями экономического развития региона.

Ключевые слова: образовательная система, высшее образование, инженерное образование, образовательные услуги, спрос и предложение на рынке занятости

Подготовка инженерных кадров, которые должны решать профессиональные задачи с помощью современных технологий с учётом инновационного вектора развития страны - важная составляющая модернизации системы профессионального образования. Чтобы определить основные направления трансформации инженерного образования в Российской Федерации, проанализируем изменения, происшедшие в сфере высшего образования за последние 20 лет.

Разрушение системы госрегулирования

Прекращение жесткого централизованного планирования производства и развития его материально-технической базы в 1990-х годах автоматически сняло вопросы о планировании приема и распределении выпускников. Законы Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 г «Об образовании» и ФЗ №125 от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» регулировали прием в вузы, определяли основные принципы реализации платного обучения, закрепляли автономию вузов. Основным недостатком этих актов было отождествление контрольных цифр приема студентов с государственным заказом на подготовку специалистов, который должен был учитывать потребность в них на рынке труда.

ЭКО. - 2014. - №7 МАЛИНА С.С.

Потребность в специалистах на 5-10 лет вперед в условиях рыночной экономики и отсутствия системы планирования производства практически невозможно было предвидеть, что не позволяло качественно прогнозировать и осуществлять прием в вузы. К тому же многие промышленные предприятия вообще не пытались определять потребность в кадрах, предпочитая брать специалистов со свободного рынка труда.

Сложные математические модели, предлагавшиеся И.Г. Ак-перовым, Д.В. Марковым, В.А. Гуртовым, были положены в основу модели определения потребности в кадрах, которая используется и в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации. Однако данная модель1 не учитывает тот факт, что многие вузы осуществляют подготовку специалистов также и для других субъектов Российской Федерации. Например, в вузах Новосибирской области по итогам 2013 г. доля иногородних граждан достигла почти 50% от общего приема. А количество студентов, нуждающихся в общежитиях, по данным Новосибирскстата, составило 26,9 тыс. чел. (42% от общей численности обучающихся).

Разбалансировка системы

Отсутствие механизмов регулирования рынка образовательных услуг в условиях рыночной экономики привело к несоответствию выпуска специалистов с высшим образованием, прежде всего, инженерных кадров, с требованиями рынка труда. Рассмотрим ситуацию на примере Новосибирской области.

За годы реформ промышленность Новосибирска, крупнейшего в Сибири индустриального центра (машиностроение, строительная индустрия, оборонные производства, металлургическая, электронная, легкая отрасли промышленности), пережила множество реорганизаций, приводивших к снижению объемов и свертыванию отдельных видов производства, значительному сокращению кадров, росту безработицы. Нестабильность деятельности предприятий не позволяла им формировать спрос на долгосрочную перспективу. Кроме того, при высоком уровне скрытой безработицы текущий спрос не отражал потенциальные возможности развития экономики.

1 1Ж1_: http://labourmarket.ru/Pages/metodika/01.php

По данным управления труда и занятости населения Новосибирской области, со второй половины 1999 г. в регионе появилась новая тенденция: кадровый дефицит при сохранении значительного количества незанятого населения.

Дефицит рабочих кадров и специалистов в промышленности усугублялся как изменением возрастной структуры работающего населения области (соотношение крайних возрастных когорт составляло единицу, в то время как в 1990 г. на трех молодых рабочих приходился один в возрасте 50 лет и старше), так и изменением структуры выпуска специалистов системой профессионального образования области. Если должностная структура кадров промышленности практически не менялась - рабочие составляли в 1990 г. 81% промышленно-производственного персонала, в 2000 г. - 79%, то в подготовке кадров для промышленности произошли заметные изменения: в 1990 г. на рабочих приходилось 60%, в 2000 г. - 40%, на техников - 24% и 36%, на инженеров - 15% и 23%, соответственно.

В 2013 г., по данным министерства труда, занятости и трудовых ресурсов области, общая потребность в кадрах составила 124038 чел. (для сравнения: в 2003 г. - 20,9 тыс. чел., в 2007 г. -21,8 тыс. чел.), в том числе требовалось всего 3263 инженера (2,6%).

Следовательно, отсутствие полноценного заказа от промышленных предприятий на инженеров, а также четко сформулированной перспективной потребности приводило к дальнейшему разрушению связей между вузами и промышленным сектором, что обусловило снижение популярности и качества инженерного образования.

В то же время выпуск специалистов с высшим образованием в области вырос с 18173 чел. в 2001 г. до 26170 чел. в 2012 г. Доля технических наук в общем выпуске составляла около 27%, в то время как гуманитарных и социально-экономических - более 46%2.

Резкий рост выпуска специалистов с высшим образованием был обусловлен как демографической ситуацией (увеличение количества выпускников школ), так и возросшими потребностями

2 Высшие учебные заведения Новосибирской области: Стат. сб. / Ново-сибирскстат. - Новосибирск, 2013. - С. 25.

населения в высшем образовании, требованиями работодателей, которые отдавали предпочтение кандидатам с дипломами вузов.

Высшая школа активно реагировала на увеличившийся спрос на образовательные услуги. Поскольку высшие учебные заведения были вправе осуществлять сверх установленных контрольных цифр приема подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами, это повлекло резкий рост количества студентов вузов.

По данным портала «Статистика российского образования»3, численность студентов вузов в РФ увеличилась почти в 2,5 раза, с 2824,5 тыс. чел. в 1990/1991 до 6884,2 тыс. чел. в 2007/2008 учебном году. Аналогичная динамика численности студентов наблюдалась и в регионах - членах Ассоциации инновационных регионов России. Например, за 1990/1991 - 2007/2008 учебные годы численность студентов выросла в Калужской области с 11,3 тыс. чел. до 32,1 тыс. чел., в Республике Татарстан - с 69,6 до 207,1 тыс. чел., в Томской области - с 42,5 до 90,1 тыс. чел., в Красноярском крае - с 62,0 до 124,7 тыс. чел.

Та же тенденция роста количества обучающихся в вузах характерна и для Новосибирской области. Столь существенное расхождение системы подготовки кадров и рынка труда усугублялось повышенным спросом на образовательные услуги со стороны домохозяйств, вызвавшим рост числа негосударственных вузов и расширение контингента студентов, обучающихся на платной основе, преимущественно по специальностям социально-экономического профиля. Например, с 1997 г по 2003 г в вузах Новосибирской области увеличивалось общее число студентов за счет роста количества обучающихся на платной основе и открытия новых специальностей и направлений. В 1998 г доля обучающихся на платной основе среди общего контингента дневного отделения вузов составляла 17%, в 2003 г. - 47%, в 2012 г - 61,9%.

Минимальной доля платного образования в вузах региона была по естественно-научным и техническим группам специальностей (от 0% до 4% в 1998 г., 11-24% - в 2012 г.). Больше всего обучаются на платной основе по гуманитарным и социально-экономическим группам специальностей (от 27% до 58% в 1998 г., от 70% до 78% в 2012 г.).

3 URL: http://stat.edu.ru

Это свидетельствует о популярности специальностей гуманитарного и социально-экономического профиля среди населения: рост численности студентов сдерживается только ограничением платных мест. При этом предпочтения населения не отражают реальную ситуацию на рынке труда региона - предложение рабочих мест по данным специальностям и направлениям значительно меньше, чем число желающих их получить.

Например, с 1997 г. по 2003 г. в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) было открыто более 50 специальностей и направлений социально-экономического (филология, экономика, связи с общественностью, регионове-дение, психология, экономическая теория, бухгалтерский учет и аудит, антикризисное управление, социальная работа, финансы и кредит, социально-культурный сервис и туризм) и инженерного профиля (техническая физика, прикладная механика, техника и физика низких температур, сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры, безопасность жизнедеятельности, технологии художественной обработки материалов, прикладная информатика, товароведение и экспертиза товаров и др.). В Сибирском государственном университете путей сообщения было открыто более 20 специальностей и направлений (юриспруденция, финансы и кредит, антикризисное управление, информационные системы, таможенное дело, профессиональное обучение, социально-культурный сервис и туризм, менеджмент в социальной сфере, стандартизация и сертификация, сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования, комплексное использование и охрана водных ресурсов и другие).

В 2003 г. подготовка в вузах Новосибирской области велась по 352 специальностям и 89 направлениям (в 1996 г. - по 140 специальностям и 79 направлениям). С учетом дублирования в вузах Новосибирской области было представлено 200 специальностей и 48 направлений, т.е. повторяющиеся специальности и направления составляли более 40%. В настоящее время подготовка в вузах области с учетом дублирования ведется по 94 направлениям и специальностям.

Необходимо отметить, что диверсификация направлений и специальностей была косвенно заложена в системе аккредитации вузов, поскольку в числе показателей были спектр реализуемых образовательных программ, число укрупненных

групп специальностей и отраслей науки по специальностям (для университета - не менее пяти). Соответственно, вузы для приобретения статуса университета или академии были заинтересованы в расширении перечня специальностей и направлений подготовки.

Увеличение доли платного образования и уменьшение конкурса на инженерные специальности стали одной из причин снижения качества инженерной подготовки. До введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) прием осуществлялся по правилам, установленным самим вузом. Многие вузы засчитывали выпускные экзамены в школе как вступительные, сводя к минимуму конкурсность процедур. Практически неконтролируемый рост численности студентов обострил проблему несоответствия уровня подготовки абитуриентов требованиям системы высшего образования и девальвации их дипломов на рынке труда.

Поскольку самыми популярными стали социально-экономические и гуманитарные специальности, на них был очень высокий конкурс, а значит, и поступали более подготовленные абитуриенты. Например, в 2006 г. конкурс на бюджетные места был Максимальным на гуманитарные науки (17,5 чел. на место), специальности сферы обслуживания (13,7), а минимальный - на специальности электронной техники, радиотехники и связи (1), строительства и архитектуры (1,3). Данная тенденция сохранилась до 2012 г., когда максимальный конкурс на бюджетные места в расчете на 100 человек был на гуманитарные направления (3161,9), экономику и управление (2953,4), в сфере обслуживания (3860). Минимальный конкурс приходился на такие инженерные специальности и направления, как морская техника (230,9), сельское и рыбное хозяйство (289,7), транспортные средства (435,5). Однако к 2012 г. стал (хотя и незначительно) повышаться интерес к специальностям, связанным с информационными технологиями: информационная безопасность (4595,7), информатика и вычислительная техника (1088,9).

Но причины кризиса инженерного дела в России кроются не только в образовании - важен и сам статус этой профессии. Причинами длительного сохранения дефицита инженерных работников на предприятиях являются, с одной стороны, недостаточное количество квалифицированных кадров на рынке труда, а с другой - непривлекательность предлагаемых вакансий по условиям труда, уровню социального пакета и заработной платы.

Уровень средней заработной платы в сферах, где преимущественно требуются инженеры (строительство, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, транспорт и связь), значительно ниже, чем в сфере финансовой деятельности и государственного управления4 (рис. 1).

Здравоохранение Образование Государственное управление Операции с недвижимым имуществом Финансовая деятельность Транспорт и связь Гостиницы и рестораны Оптовая и розничная торговля; сервис Строительство Добыча полезных ископаемых Сельское хозяйство

0 10 20 30 40 50 Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области.

Рис. 1. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников Новосибирской области по видам экономической деятельности в 2007-2012 гг., тыс. руб.

Новая государственная политика в сфере высшего образования

Имеющийся структурный дисбаланс в спросе и предложении труда выпускников вузов Министерство образования и науки РФ пыталось исправлять с помощью корректировки контрольных цифр приема в вузы.

В 2001 г. было принято постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием», в котором была предпринята попытка регулирования рынка образовательных услуг через размещение контрольных цифр приема в вузах и закрепление за

4 Труд и занятость в Новосибирской области 2007 - 2012: Стат. сб. / Территориальный орган ФСГС по Новосибирской области. - Новосибирск, 2013. - С. 66.

органами исполнительной власти субъектов РФ ответственности за определение прогнозируемой потребности в специалистах с высшим образованием по основным группам специальностей. Однако данный нормативно-правовой акт не получил реального применения ни в регионах, ни на федеральном уровне.

Приказ Минобразования РФ от 24 февраля 2005 г № 51 определил порядок установления федеральным органам исполнительной власти контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета. В соответствии с ним контрольные цифры приема в вузы согласовывались в регионе с органами, осуществляющими управление в сферах образования и занятости населения, затем направлялись учредителю вуза. Несмотря на то, что органы субъекта РФ согласовывали контрольные цифры приема в вузы, отсутствие системы прогнозирования потребности в кадрах не позволяло эффективно планировать сам прием.

Тройку лидеров по подготовке специалистов составляют социально-экономические и педагогические специальности (рис. 2).

14000

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

п "2 012/2013 011/2012 004/2005

□ 2

2

\ 1П 1

т .жди! т

/✓////У////

// ->?</// /// // / ///

хК

Рис. 2. Динамика распределения приема в вузы

Новосибирской области по сферам деятельности в 2004-2013 гг., чел.

При этом вузы области не могут обеспечить потребности в подготовке кадров в сферах информационных технологий, а также химических и биотехнологий, особенно с учетом того, что в результате конкурса, проведенного в 2012 г. Минэкономразвития России, инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области стал одним из 13, вошедших в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров, утвержденных Правительством РФ. До настоящего времени в этих сферах сохраняется дисбаланс структуры подготовки кадров.

С 2012 г. на федеральном уровне снова модернизируется порядок распределения контрольных цифр приема (далее - КЦП), вводится реальная конкурсность процедур, меняется структура государственного заказа бакалавров и магистров. Минобразования РФ проводит активную политику по оптимизации структуры высшего образования, определению и реструктуризации неэффективных вузов.

Общий объем КЦП был разделен на федеральную и региональную составляющие (по каждому субъекту РФ) для сохранения в регионах подготовки востребованных экономикой кадров. На региональную часть конкурса выделяется 70% общего объема КЦП по программам бакалавриата и специалитета и 30% - по программам магистратуры, на федеральную часть - 30% бакалавриата и специалитета и 70% - магистратуры.

Впервые при распределении бюджетных мест стали учитываться потенциал вузов на основе мониторинга эффективности деятельности, информация о трудоустройстве выпускников вузов по данным Минтруда России, баллы ЕГЭ - для бакалавриата и специалитета, а также научная деятельность (объемы финансирования научной работы и цитируемость) - для магистратуры.

Новая процедура предполагает, что в соответствии с порядком установления контрольных цифр приема Минобразования РФ направляет в регион прогнозные предложения по распределению КЦП в вузы. В пределах общего объема КЦП субъект РФ имеет возможность изменить их распределение по направлениям и специальностям с учетом потребности в кадрах и возможностей образовательной сети. Чтобы изменить общий объем, субъекту РФ необходимо представить развернутое обоснование (поручение Президента РФ и Правительства РФ, утвержденные планы

создания новых рабочих мест, анализ трудоустройства выпускников за последние пять лет).

Рассмотрим порядок утверждения КЦП на примере Новосибирской области. Утвержденные КЦП в вузы области на 2013/2014 год в общем объеме в сравнении с 2012/2013 годом практически не изменились (увеличение произошло на девять мест), в том числе прием в бакалавриат снизился на 22 места (с 6843 до 6821), специалитет - на восемь (с 955 до 947). А в магистратуру - вырос с 1324 до 1363.

По бакалавриату число бюджетных мест на дизайн, экономику и менеджмент сократилось на 30%, по техническим специальностям и информационным технологиям - увеличилось на 25%. По магистратуре количество бюджетных мест выросло на 15-20% практически по всем направлениям, включая гуманитарные. Сокращено количество бюджетных мест в 2013 г. для Сибирской государственной геодезической академии - на 16%, Новосибирской государственной академии водного транспорта - 9%, Новосибирского государственного университета экономики и управления - 4%, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета - 2%, Новосибирского государственного медицинского университета - 9%, Новосибирского государственного аграрного университета - на 1%.

Количество бюджетных мест в 2013 г. увеличено в Новосибирском государственном техническом университете - на 38, в НИУ Новосибирский государственный университет - на 97, в Новосибирском государственном педагогическом университете - на 17 мест.

В части утверждения КЦП на 2014/2015 учебный год предложения Новосибирской области, направленные в Минобразования РФ, сформированы по результатам анализа КЦП 2012 г. и 2013 г., предложений вузов, а также органов исполнительной власти Новосибирской области.

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в 2013 г. ходатайствовало в Минобрна-уки РФ об увеличении количества бюджетных мест (в целом -на 98 мест) по направлениям, связанным с био- и информационными технологиями, в соответствии с представленной оптимальной структурой приема граждан, однако эти предложения не

были учтены в утвержденном общем плане набора на 2014/2015 учебный год.

Прием на инженерные специальности и направления постепенно увеличивается (с 4809 до 5279, в том числе: бакалавры - с 3744 в 2012 г. до 3992 в 2014 г., магистры - с 743 до 913, специалисты - с 322 до 374), соответственно доля приема на гуманитарные и социально-экономические специальности сокращается. Из общего приема в вузы в 2013 г (30,6 тыс. чел.) по специальностям распределение было следующим: на экономику и управление пришлось 31%, социальную сферу - 19,7%, технические и инженерные направления - 14,7%, образование - 9,4%, строительство и архитектуру - 5,5%, естественнонаучные направления - 5,1%, информационные технологии - 4,8%, здравоохранение - 3,8%, сельское хозяйство - 3,3%, транспорт - 2,5%, химические и биотехнологии - 0,2%.

Таким образом, пока еще сохраняется диспропорция приема, связанная с преобладанием подготовки кадров в сфере экономики, управления и социальной сферы, однако целенаправленное увеличение доли инженерных специальностей в общем объеме контрольных цифр приема в вузы позволит восстановить необходимый баланс.

Тем не менее общее снижение количества бюджетных мест в вузах, а также сокращение численности выпускников общеобразовательных школ в Новосибирской области (с 31179 чел. в 2000 г. до 12359 чел. в 2013 г.) остро ставят задачу повышения конкурентоспособности высшей школы региона, что напрямую связано с возможностью привлекать большее количество мест за счет федеральной компоненты КЦП (федеральный уровень конкурса, в котором принимают участие все вузы РФ), эффективно конкурировать с вузами других регионов, и, соответственно, увеличивать долю иногородних абитуриентов в общей численности студентов.

Следует отметить, что количество мест на технические специальности в вузах Новосибирской области в 2013 г., как и в 2012 г., значительно превышает численность выпускников школ, сдававших ЕГЭ по физике, информатике и информационным технологиям. Большинство выпускников выбирают предметы для поступления на специальности социального и гуманитарного направления. Ситуация из года в год существенно не меняется.

Наиболее востребованными предметами у участников ЕГЭ в 2013 г. были обществознание (62,7%), физика (19,5%), биология (18,6%), история (17,5%), информатика (11,7%). Средний балл по предметам технической направленности (при общем уменьшении количества выпускников, выбирающих указанные предметы) растет: в 2013 г. по физике он составил 57,3 (в 2012 г. - 48,7), информатике - 65,6 (в 2012 г. - 60,6), химии - 66 (в 2012 г. - 54,2)5.

Активизация взаимодействия технических вузов с общеобразовательными учреждениями может стать одним из направлений повышения качества инженерной подготовки. Способствует привлечению абитуриентов на инженерные направления в вузы и проведение олимпиад школьников. Их участники получают хорошую мотивацию для поступления в технические вузы.

В Новосибирской области разработан и реализуется проект специализированных классов естественнонаучного и математического профилей. Сейчас таких классов уже 60 (23 - с базовым предметом «математика», 16 - «физика», 21 - «химия»), они созданы в 31 общеобразовательном учреждении (23 - в Новосибирске, 8 - в Новосибирской области). В них обучаются около 1400 школьников. Специализированные классы финансируются по особому повышенному нормативу, оснащаются современным оборудованием и активно привлекают к обучению преподавателей вузов. В 2013 г. самыми востребованными предметами по выбору у выпускников специализированных классов с углубленным изучением математики были физика (59%) и информатика (57%). Средний балл выпускников специализированных классов превышает аналогичные показатели по Новосибирской области по всем предметам, кроме литературы.

В 2013 г. в 15 школах Новосибирской области дополнительно к специализированным открыты инженерные классы, в которых образовательные программы предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла, специальную подготовку в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, навыки технического творчества в рамках информатики, черчения, а также специальные курсы (робототехника, инженерное дело,

5 Результаты единого государственного экзамена в Новосибирской области в 2013 г. (сборник аналитических материалов). - Новосибирск, Государственное казенноеучреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования», 2013. - С. 16-17.

инженерная графика). Планируется обеспечить взаимодействие инженерных классов с техническими вузами и производственными объединениями.

Одним из знаковых событий стало принятие и вступление в силу с 1 сентября 2013 г. ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Данным законом изменяются уровни образования, расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обучающимся предоставляются возможности выбора различных учебных курсов в самой образовательной организации или вне ее - в рамках использования модульных технологий обучения; дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. В новом законе усилено внимание к целевому приему и целевому обучению, поскольку именно целевая подготовка может кардинально изменить сложившуюся ситуацию и дисбаланс в подготовке инженерных кадров. Как отмечают специалисты, «целевая подготовка как форма государственного заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, обеспеченного бюджетным финансированием, может быть эффективным инструментом государственного воздействия на управляемые процессы формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала»6.

Активное участие работодателей в совершенствовании учебного процесса является одним из факторов повышения качества инженерного образования. В Новосибирской области реализуется пилотный проект магистерской целевой подготовки инженеров по заказу организаций, работающих в сфере высокотехнологичной промышленности (например, ОАО «НЭВЗ-Союз», ОАО «Завод Труд», ПО «Север», ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова», ООО «Сибэлектропривод», ЦИТ «Унипро», ООО «Наноматериа-лы», ООО «Предприятие "Элтекс"», ЗАО «Энвижн Груп» и др.). Обучение ведется по таким направлениям, как «Материаловедение и технология новых материалов», «Электроника и наноэлектро-ника», «Радиотехника», «Физика», «Химия», «Информационные технологии». В рамках данной программы заключается контракт между магистрантом, работодателем, вузом и Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской

6 Бакулина С.С. Целевой прием в современных условиях / С.С. Бакулина, Е.А. Музыченко, В.Е. Черноскутов // Высшее образование в России. - 2011. -№ 8-9. - С. 21.

области. Обучение оплачивает министерство, вуз разрабатывает индивидуальные учебные планы подготовки магистров, работодатель согласовывает учебные планы, платит стипендию, выделяет куратора и предоставляет место практики, магистр обязуется по окончании обучения отработать один год по контракту.

За два года реализации проекта вузами было разработано более 80 новых курсов, которые ведут высококвалифицированные преподаватели. Необходимость разработки программ вызвана потребностью промышленности Новосибирской области в персонале, способном работать в конкурентоспособном высокотехнологичном производстве, выполнять исследования и разработки.

Студенты работают на дорогих уникальных научно-исследовательских установках (их задействовано более 30). Каждый студент имеет научного руководителя, как правило, доктора наук, а также наставника из высокотехнологичной компании. В 2013 г. состоялся первый выпуск 25 магистров. Всего в настоящее время в рамках данного проекта обучаются 137 чел.

Тем не менее при реализации проекта возникает ряд трудностей. Например, не всегда работодатели могут сформулировать четкие требования к необходимым компетенциям магистра, сложно проходит процесс согласования учебных планов как в вузе, так и с работодателем, высока стоимость обучения (300,0 тыс. руб. за одного магистра), недостаточен уровень подготовки бакалавров, поступающих на магистерские программы.

Также все больше становится очевидным, что для повышения качества подготовки инженерных кадров профессиональными ассоциациями должны быть разработаны соответствующие стандарты. В 2007 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) сформирована комиссия по профессиональным стандартам, которая рекомендовала к использованию и внесению в национальный реестр около 70 стандартов в следующих областях: деятельность гостиниц и ресторанов, обслуживание гостей на предприятиях питания, руководство (управление) организацией, информационные технологии, авиастроение, строительство.

В различной степени готовности находятся профессиональные стандарты более чем по 80 видам деятельности в следующих сферах: нефтегазовая отрасль, сервис, образование,

наноиндустрия, управление персоналом, строительство, транспорт, управление проектами и риск-менеджмент. В мае 2013 г. комиссией РСПП были утверждены 10 профессиональных стандартов в области «Разработка, производство и испытание нанотехнологической продукции», подготовленных Фондом инфраструктурных и образовательных программ («Роснано»)7.

Для эффективного и системного использования профессиональных стандартов в образовании необходимо, прежде всего, закрепить ответственность системы профессионального образования за их использование при разработке образовательных стандартов и программ, а также применение результатов сертификации квалификаций при государственной аккредитации и оценке качества профессионального образования.

Развитие высокотехнологичного сектора экономики, модернизация традиционных отраслей в Новосибирской области требуют создания привлекательных условий для размещения больших и малых наукоёмких производств. Новая экономика предполагает и новое качество подготовки инженерных кадров, что ставит перед высшей школой задачи развития проектного обучения, системы целевого приема и целевого обучения, базовых кафедр и лабораторий на производствах, сетевой формы реализации образовательных программ, а также популяризации и поднятия престижа инженерно-технического образования.

Однако реформировать инженерное образование без программы промышленной политики не имеет смысла. Госу -дарству необходима активная научно-техническая политика для определения задач каждой отрасли и научного направления. Это четко обозначено в послании Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2013 г., в котором Правительству РФ совместно с Российской академией наук поручено провести корректировку перспективных направлений развития науки и техники, рассматривая эту работу как общенациональную задачу8.

7 Комиссия РСПП по профессиональным стандартам утвердила 10 новых профессиональных стандартов. URL: Шр://рспп.рф/сс/пе\мз/43/2916 (дата обращения: 15.12.2013).

8 Послание Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 15.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.