Научная статья на тему 'Влияние государственной образовательной политики на развитие предпринимательства, или нужны ли Омской области экономисты?'

Влияние государственной образовательной политики на развитие предпринимательства, или нужны ли Омской области экономисты? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЁМА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / STATE EDUCATIONAL POLICY / A HIGHER SCHOOL / SOCIAL AND ECONOMIC EDUCATION / ADMISSION QUOTAS / SMALL BUSINESS / OMSK DISTRICT. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рой Олег Михайлович

Анализируются последствия политики, проводимой Министерством высшей школы и науки РФ, вызванные резким сокращением бюджетного финансирования социально-экономического профиля в системе высшего образования. На примере Омской области показываются негативные проявления этой тенденции, выявляется дисбаланс в распределении контрольных цифр приёма по укрупнённым группам специальностей, определяются последствия, к которым может привести этот дисбаланс. Подчёркивается роль социально-экономического образования в развитии малого предпринимательства в регионе и обосновывается необходимость повышения конкурентоспособности выпускников технических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рой Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACTS OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY ON ENTREPRENEUR DEVELOPMENT, WHETHERTHE ECONOMISTS WOULD NEED IN THE OMSK DISTRICT

The article analyzes the consequences of the policy followed by the Federal Ministry of Higher Education and Science, connected with a sharp reduction in budget financing of the social and economic direction in the higher education system. Using the example of the Omsk district, the author shows negative manifestations of this trend, an imbalance in the distribution of target admission levels for enlarged groups of specialties and determines the consequences to which this imbalance can lead. He underlines the role of social and economic education in the development of small business of the region and settles down for strengthening the competitiveness of graduates of technical areas of training.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной образовательной политики на развитие предпринимательства, или нужны ли Омской области экономисты?»

УДК: 331.522 ГРНТИ 14.01.11

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИЛИ НУЖНЫ ЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЭКОНОМИСТЫ?

О.М. Рой

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Россия, 644077, г. Омск, пр. Мира, 55 А

Анализируются последствия политики, проводимой Министерством высшей школы и науки РФ, вызванные резким сокращением бюджетного финансирования социально-экономического профиля в системе высшего образования. На примере Омской области показываются негативные проявления этой тенденции, выявляется дисбаланс в распределении контрольных цифр приёма по укрупнённым группам специальностей, определяются последствия, к которым может привести этот дисбаланс. Подчёркивается роль социально-экономического образования в развитии малого предпринимательства в регионе и обосновывается необходимость повышения конкурентоспособности выпускников технических направлений подготовки.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, высшая школа, социально-экономическое образование, контрольные цифры приёма, малое предпринимательство, Омская область.

IMPACTS OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY ON ENTREPRENEUR DEVELOPMENT, WHETHER THE ECONOMISTS WOULD NEED IN THE OMSK DISTRICT

O.M. Roy

Dostoyevsky Omsk State University

Russia, 644077, prosp. Mira, 55А

The article analyzes the consequences of the policy followed by the Federal Ministry of Higher Education and Science, connected with a sharp reduction in budget financing of the social and economic direction in the higher education system. Using the example of the Omsk district, the author shows negative manifestations of this trend, an imbalance in the distribution of target admission levels for enlarged groups of specialties and determines the consequences to which this imbalance can lead. He underlines the role of social and economic education in the development of small business of the region and settles down for strengthening the competitiveness of graduates of technical areas of training.

Keywords: state educational policy, a higher school, social and economic education, admission quotas, small business, Omsk district.

Постановка проблемы

Степень развития высшего образования выступает сегодня ключевым индикатором экономического потенциала региона, становясь источником обновления производственной базы и кадрового обеспечения реализуемых проектов. В современных условиях университеты становятся мощными регионообразующими центрами, привлекающими значительные объ

© Рой ОМ, 2018

ёмы материальных ресурсов. Развивая свои университеты, регионы не только загружают имеющиеся у них производственные и технологические мощности квалифицированной рабочей силой, но и стимулируют продажи интеллектуальной продукции и услуг. В Сибири есть немало примеров, свидетельствующих о высокой роли университетов в развитии отдельных территорий.

Так, на небольшой по численности населения г. Томск с 573 тыс. жителей приходится почти 90 тыс. студентов, обучающихся в восьми вузах города. Госуниверситет и политехнический университет являются ведущими российскими вузами с высокой международной репутацией, центром притяжения интеллектуальных ресурсов и производителями инновационных продуктов.

Не меньшую роль в развитии своих регионов, выражающуюся в объёмах осваиваемых финансовых средств, играют и ведущие вузы Красноярска, Новосибирска (в первую очередь Новосибирский государственный университет и Сибирский федеральный университет), сформировавшие благоприятный имидж далеко за пределами мест своей дислокации. Как правило, эти вузы возглавляют ведущие отечественные специалисты, обладающие высоким авторитетом в органах государственной власти, а вузы - это составная часть крупных народнохозяйственных комплексов.

Высшее образование складывается из двух основных сфер научного и учебно-практического знания: естественнонаучного (технического) и гуманитарного (социально-экономического, правового и пр.). Развитие наук привело к тесному и глубокому переплетению между двумя этими сферами, обогатив их за счёт друг друга, и создав условия для формирования новых перспективных исследовательских направлений. Пропорциональное развитие обеих сфер обеспечивает целостность образовательного поля, гуманизм научного знания и гибкость в применении исследовательских инструментов, отражает объективно сложившиеся способности людей реализовать себя либо в технических отраслях, либо в отраслях с низкой степенью технической регламентации.

На протяжении всей своей истории государственная власть СССР и России сохраняла баланс между техническим и социально-гуманитарным знанием путём равномерного распределения административной и финансовой поддержки, обеспечивая этот баланс в границах каждого регионального образования. Однако утрата властью способности регулировать образовательные процессы в 90-е гг. привела к серьёзному дисбалансу между обеими сферами, продемонстрировавшему безудержный рост имитирующих каче-

ственное гуманитарное образование квазиобразовательных учреждений. Всё это вызвало впоследствии значительное (в 2-3 раза) сокращение числа бюджетных мест на специальности социально-экономического и правового профилей, фактически лишив абитуриентов, преимущественно проживающих в провинциальных регионах страны, возможности рассчитывать на получение бюджетного места по наиболее востребованным в регионах специальностям.

Тем не менее, каждый регион в России, основываясь на положениях Основного закона, вправе иметь сбалансированную по ключевым сферам деятельности систему образования, позволяющую удовлетворять потребности своих жителей в получении качественных социальных услуг. Регион нельзя заставить специализироваться на отдельных направлениях подготовки при искусственном ограничении других: точно так же, как нельзя женщину обязать рождать детей определённого пола. Система подготовки специалистов высшей квалификации предполагает создание равных возможностей для абитуриентов в присвоении всего спектра научного и учебно-методического знания, поскольку, как правило, одна сфера охватывает преимущественно сферу материального производства, другая -сферу услуг.

В качестве ключевого инструмента стимулирования отдельных направлений высшего образования федеральная власть использует контрольные цифры приёма (КЦП), которые она определяет в отношении каждой укрупнённой группы специальностей (УГС) и распределяет их среди университетов на конкурсной основе. Не касаясь вопроса о непрозрачности и неопределённости конкурсного размещения бюджетных мест между вузами, приходится констатировать, что эта практика в огромной степени способствовала масштабным «образовательным миграциям», вызванным невозможностью в отдельных регионах получить бесплатное образование по определённым специальностям. Обоснованного ответа о том, на каком основании регионы лишаются такого права, нет, и никто не собирается отчитываться по принимаемым решениям. Ценой такого пренебрежения является массовый выезд молодежи из отдельных регионов уже на стадии окончания средней школы [1].

Особенности выделения бюджетных мест омским вузам

В Омской области наличие двухмиллионного населения является важнейшим демографическим ресурсом для раскрытия экономического потенциала и улучшения инновационных позиций региона. Несмотря на значительное число вузов в регионе (11), доля поступающих в местные университеты является сравнительно невысокой: в 2017 г. на первый курс поступило всего 16,5 тыс. чел. (9,2 тыс. чел. - на очную форму обучения). Причём более чем на четверть (26,5 %) приём осуществлялся только в один вуз - Омский государственный технический университет.

В 2018/2019 учебном году в омские вузы было выделено более 9,4 тыс. бюджетных мест (7,4 тыс. - на очную форму обучения, 1,8 тыс. -заочную, 0,16 тыс. - очно-заочную). Несмотря на то, что 57 % студентов Омской области поступили на места, финансируемые за счёт ассигнований федерального бюджета, основная доля этих мест приходится на технические специальности. На УГС «Инженерное дело, технологии и технические науки» приходится почти 53 % всех имеющихся в регионе бюджетных мест (табл. 1).

Таблица 1

Динамика распределения контрольных цифр приёма по укрупнённым группам специальностей, % [2]

Лидером приёма на платные места является УГС «Экономика и управление», охватывающая 38 % от общего приёма. Именно на этой УГС зарегистрировано 92 % студентов, обучающихся за счёт собственных средств. Доля наук об обществе в структуре объёма КЦП составила всего 3 %. По данным Мини-

стерства образования и науки РФ, в экономических и юридических вузах приём абитуриентов на платные места в 3-5 раз больше, чем на бюджетные.

По результатам мониторинга высшего образования, проведённого в 2017 г. специалистами НИУ-ВШЭ, доля поступающих в магистратуру и на специальности общественного профиля (экономика, право и т.д.) на «платную» форму обучения составила 71 %.

Как можно видеть, в первую очередь сокращению подвергся социально-экономический блок, воплощённый в рамках так наз. 38 УГС «Экономика и управление». Подобное распределение КЦП по отраслевым группам свидетельствует о высокой поляризации доступности поступления абитуриентов на плановое место в зависимости от того, какой профиль - социально-экономический, технический или гуманитарный - был ими выбран. К примеру, если проходной балл на бюджетные места в 2017 г. в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на физику составлял 117 баллов, то на юриспруденцию - 251 балл. Следовательно, степень доступности рядового абитуриента к поступлению на физическую специальность более чем в два раза превышает соответствующее значение юридической специализации.

Более глобальным и существенным вопросом, свидетельствующим о вопиющих диспропорциях, допускаемых при распределении КЦП по направлениям, является тотальное несоответствие структуры занятости структуре распределения КЦП по отраслевым группам. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что львиную долю региональной занятости в современном мире (и Омская область - не исключение) составляет сфера услуг (торговли, сбыта, менеджмента), на которую приходится не меньше 50 % занятых. Занятость в сфере материального производства и технического обслуживания в среднем в структуре занятости населения не превышает 20 % всех занятых. В то же время даже в сфере материального производства востребованность в правовых и экономических знаниях достаточно высока, поскольку связана с необходимостью встраивания соответствующей деятельности в сложившуюся институциональную систему. Искусственное удушение педагогических и научных школ по направлению «наук об обществе», ведущееся центральным образовательным ведомством уже несколько лет по отношению,

Отраслевая группа Учебный год

2017/2018 2018/2019

1. Математические и есте-

ственные науки 7 7

2. Инженерное дело, техноло-

гии и технические науки 52 59

3. Здравоохранение и меди-

цинские науки 4 4

4. Сельское хозяйство и сель-

скохозяйственные науки 6 6

5.Науки об обществе 8 6

5.. Образование и педагогиче-

ские науки 12 10

7. Гуманитарные науки 8 7

в первую очередь, к региональным вузам, в обозримом будущем с неизбежностью приведёт к катастрофическим последствиям для развития региональной экономики.

Неравномерное распределение бюджетных ресурсов между субъектами федерации искусственно лишает обделённые этими средствами регионы способности проводить самостоятельную, подтверждённую Основным законом страны сбалансированную социально-экономическую политику, стимулирует выезд талантливой молодёжи за пределы региона, превращает субъект федерации в искусственную резервацию с установленным для неё режимом использования материальных и кадровых ресурсов.

Конечно же, следует принимать во внимание значительное перепроизводство специалистов, которое имело место по ряду социально-экономических и правовых специальностей в 90-е гг. Однако, во-первых, необходимость в массовом повышении предпринимательской культуры населения, особенно молодёжи, была продиктована радикальными рыночными преобразованиями в российском обществе, а во-вторых, переходный период 90-х гг. позволил сформировать достаточно сильную прослойку вузов, осуществляющих правовую и экономическую подготовку, в том числе и в регионах.

Но за многие годы в российском Мино-бразовании так и не смогли создать эффективной системы аккредитации вузов, превратив последнюю в дорогостоящую бюрократическую машину для выжимания стремительно сокращающихся университетских доходов. Несмотря на позитивные результаты такой кампании, позволившей лишить аккредитации сотни имитирующих обучение филиалов и частных

контор, под раздачу попали и вполне успешные университеты, не уделившие достаточного внимания формальным требованиям аккре-дотационной процедуры. Власть с помощью многочисленных циркуляров, плодя отчёты и бюрократическую писанину, фактически вынудила российские вузы снизить качество образования, заменив его гигантскими объёмами документооборота и сформировав в университетах огромное число администраторов, занимающихся исключительно отчётной и контрольной деятельностью. Все заклинания министерских чиновников о конкурсном размещении бюджетных ресурсов не выдерживают никакой критики, поскольку ведутся по достаточно серым и малопрозрачным критериям, без учёта уровня социально-экономического развития субъекта федерации, особенностей формирования сети образовательных учреждений в регионе, реально сложившейся структуры территориального рынка и пр.

Наибольшему сокращению в Омской области подвергся приём абитуриентов на направление наук об обществе, включающее в первую очередь экономический и правовой блоки. Количество бюджетных мест по разделу «Науки об обществе» только с 2016 по 2018 г. упало на 27 % - с 835 до 565 ед., то есть значительно больше, чем другие направления социально-гуманитарной сферы (гуманитарные науки - на 19 %, педагогика и образование - 20 %, искусство и культура - 18 %). В 2018/2019 уч г. в ведущем вузе региона -Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского - на 38 УГС «Экономика и управление» не было выделено ни одного бюджетного места на бакалавриат. Примерно похожая картина имеет место и при поступлении на магистерские программы (табл.).

Таблица 2

Динамика распределения контрольных цифр приёма в вузы Омска по учебным годам [2]

Наименование вуза Контрольные цифры приёма

на бакалавриат в магистратуру

2016/2017 2017/2018 2018/2019 2016/2017 2017/2018 2018/2019

ОмГУ 760 717 561 (-22 %) 452 465 372 (-20 %)

ОмГПУ 763 882 702 (-20 %) 404 407 417

ОмГТУ 1585 1480 1461 862 936 959

СибАДИ 776 786 887 (+13 %) 158 68 94 (+38 %)

ОмГУПС 126 154 178 (+16 %) 65 74 86 (+16 %)

ОмГМУ 0 0 0 0 0 0

ОмГАУ 621 634 599 (-6 %) 300 434 463

Фин.унив. 125 125 105 (-16 %) 22 10 10

СибГУФК 396 411 375 (-9 %) 175 170 210 (+24 %)

ОИВТ 60 88 64 (-28 %) 0 0 0

Итого: 5212 5277 4932 (-7 %) 2438 2564 2611

Основное сокращение КЦП приходится на Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, где сформировались многолетние и прочные традиции развития социально-экономического блока. Наличие же широких возможностей поступления на технические и естественнонаучные направления способствует значительному снижению среднего балла ЕГЭ, стимулируя низкое качество набора на эти направления. Не случайно уже сегодня флагман технического образования в Сибири Томский политехнический университет не может набрать абитуриентов на бюджетные места по отдельным направлениям подготовки технической специализации.

Ежегодно абитуриенты большинства регионов страны демонстрируют почти пропорциональное распределение установок на выбор одной из двух базовых сфер фундаментальной подготовки. Одну сферу (условно, естественнонаучную) обеспечивает профиль ЕГЭ по математике, другую (социально-экономическую) - ЕГЭ по обществознанию. Количество записавшихся в 2018 г. школьников на сдачу ЕГЭ по обществознанию в г. Омске составило 5477 чел., тогда как на математику (профиль) -5879 чел. (данные Минобразования Омской области).

Число выпускников, записавшихся на сдачу физики и математики, составило в отчётном году 3143 чел., математики и информатики - 801 чел., причём часть их может одновременно сдавать и физику. Следовательно, максимальное количество школьников, претендующих на места технических направлений, составило 3944 человека, тогда как контрольные цифры приёма на эти направления омским вузам на 2018/2019 уч. год в бакалавриате и специалитете составили 4245 мест, и это даже в том случае, если все записавшиеся придут на экзамен, сдадут его на положительные баллы и не уедут поступать в другие регионы. Получается, что даже если ни один выпускник, успешно сдавший физику, математику и информатику, не уедет из региона, заполнить все бюджетные места будет достаточно сложно.

Вряд ли можно ожидать приток абитуриентов из других регионов, где примерно похожая схема распределения бюджетных мест. В рамках реализации Министерством образования и науки Российской Федерации приоритетного проекта «Развитие экспортно-

го потенциала российской системы образования» предполагается увеличение количества иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах с 220 тыс. чел. в 2017 г. до 710 тыс. чел. к 2025 г. Омские вузы в рамках контрольных цифр приёма на очную форму обучения ежегодно принимают по всем формам обучения (бюджет и вне-бюджет) около 4,2 тыс. иностранных граждан. К сожалению, ожидать увеличения этого потока не стоит в силу особенностей образовательной политики в среднеазиатских республиках и снижения привлекательности российского образования среди иностранных абитуриентов.

Обратная ситуация с гуманитарным направлением: сдающих обществознание и русский язык - 5477 чел., число выделенных бюджетных мест на направление «Общественные и гуманитарные науки» - 1175. Отсюда видно, что некоторая часть выпускников, не прошедших на эти места, останется в регионе обучаться на коммерческой основе, другая часть тех, кто ещё сдавал в качестве альтернативного экзамен по физике, может пойти на технические специальности. Однако гораздо большая часть абитуриентов уедет в другие регионы, где политика местной власти в отношении высшего образования является более настойчивой и позитивной.

Трудно понять логику российских лжереформаторов в отношении ущербности социально-экономического образования. На основе каких правил принимаются решения об отказе от предоставления бюджетных мест на социально-экономические специальности региональных вузов? Два моих письма в Ми-нобразование РФ с вопросом, на каком основании ОмГУ им. Ф.М. Достоевского уже пять лет не получает бюджетных мест на бакалавриат по направлению «Государственное и муниципальное управление», тогда как омский филиал финансового университета имеет их в избытке, так и не нашли удовлетворительного объяснения.

В зарубежных странах социально-экономическое образование является наиболее массовым и достигает в ряде стран значительной доли по отношению ко всем профилям подготовки высшего образования. Благодаря социально-экономическому образованию человек получает комплексное гуманитарное образование, приобретая также способности

оптимизировать свои усилия в реализации как социальных, так и коммерческих проектов. Уничтожение системы социально-экономического образования напрямую ведёт к подрыву предпринимательской активности и снижению экономической культуры граждан.

Роль социально-экономического образования в развитии предпринимательства

В Российской Федерации за последние несколько лет закрылось рекордное количество малых предприятий. Доля объёма производства продукции малых предприятий в несколько раз ниже соответствующего показателя во многих странах. Получить бесплатное образование в области экономики и финансов, менеджмента, государственного и муниципального управления, управления персоналом можно только в ограниченном числе вузов. Вряд ли такое положение будет способствовать притоку в малый бизнес регионов талантливой молодёжи. При этом даже при нынешнем положении необходимость в сохранении и развитии научных школ в области экономики и управления, нацеленных на развитие специальных для этой отрасли компетенций, является очевидной.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на февраль 2017 г. зарегистрировано 5 925 282 субъекта малого и среднего бизнеса, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95 %), 267 558 единиц - малые предприятия (4,5 %), 20 935 единиц - средние предприятия (0,4 %). При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 74 668 субъектов малого и среднего предпринимательства (52 %), юридическими лицами -2 850 614 субъектов малого и среднего предпринимательства (48 %) [3]. Какие группы отраслей современной образовательной системы смогут предоставить этим субъектам необходимые знания?

На территории Омской области работает не меньше 29 тыс. малых предприятий, причём большая их часть занята в сфере услуг. Разрушение системы экономического образования в Омской области уже в ближайшие годы не позволит получать полно-

ценного экономического образования. Видимо, всем заинтересованным в получении соответствующих знаний придётся либо получать малоэффективное и не ориентированное на регион дистанционное образование, либо уезжать за пределы региона.

Роль предпринимателя заключается в том, что он, будучи наделённым определенными знаниями и навыками в производстве полезного для общества продукта, способствует насыщению территориальных рынков и обеспечивает самостоятельность в удовлетворении своих потребностей и реализации своих карьерных амбиций. Чтобы выполнять эту роль, предприниматель наряду с умением применять технические методы производства продукции или услуги обязательно должен владеть навыками организации и учёта своей деятельности, интеграции её в структуру действующего законодательства и налаживать систему вовлечения в эту деятельность материальных и кадровых ресурсов.

Ни наука, ни образование не терпят асимметрии: власть обязана обеспечить комплексность и целостность научного знания и опыта в единстве качественных и количественных характеристик, сделать их доступными для всех граждан вне зависимости от места их проживания. Чтобы сделать качественной систему ретрансляции научного знания во всём мире используется практика повышения квалификации педагогических кадров, позволяющая оперативно распространять передовые технологии в учебный процесс. На моей памяти доступная и эффективная система повышения квалификации кадров в области общественных наук отмерла ещё в середине 90-х гг. прошлого века, когда была заменена откровенной имитацией, осуществляемой, как правило, столичными вузами в рамках государственной грантовой поддержки.

Удивительно, но даже финансово слабое российское государство в начале 90-х гг. находило средства провести масштабное переобучение педагогических кадров по экономическим наукам, что позволило тысячам выпускников тех лет получить представление о таких сложных дисциплинах, как микро- и макроэкономика, эконометрика, математические методы в социальных науках, компьютерное моделирование и др.

Последствия недооценки социально-экономического образования для развития региона

Взятые сегодня в дорожных картах минобразования ориентиры вхождения в международные рейтинги отдельных университетов или повышения индекса цитируемо-сти в международных базах данных не способствуют повышению качества подготовки в российских университетах, а, напротив, вызывают тенденции его дальнейшего падения. Ведь для того, чтобы реально обеспечить достижение этих целей необходимо, во-первых, создать благоприятные условия для того, чтобы университетские профессора могли заниматься наукой (оптимизировать учебную нагрузку, расширить систему гран-товой поддержки, обеспечить подписку на ведущие мировые научные журналы и пр.); во-вторых, радикально изменить практику обучения педагогического состава английскому научному языку и сформировать при университетах центры профессионального перевода; в-третьих, сформировать спрос на научную продукцию путём демонополизации отраслей и развития конкурентной среды, принятия научно обоснованных стандартов качества продукции или услуг.

Значительный провал в области наук об обществе можно видеть и в научной сфере. Среди всех групп исследователей учёные группы «Общественные науки» составляют 5,5 % от их числа. Самыми крупными группами исследователей в России являются группы «Естественные науки» (22,9 %) и «Технические науки» (61,1 %). Общее число исследователей группы «Общественные науки» составляет 20 874 чел. [4]. В большинстве стран доля бюджетного финансирования в области гуманитарных и социально-экономических исследований чаще всего составляет не меньше доли расходов на технические инновационные разработки [5].

Невысоким является объём финансирования общественных наук по показателю бюджетного финансирования исследовательских проектов и грантов по социально-экономической проблематике. Обзор результатов конкурсов РФФИ и РНФ свидетельствует о низкой доле занятых в исследованиях по группе «Общественные науки». На протяже-

нии многих лет их доля не превышает 5-6 % от общего числа лиц данной категории, причём 10,5 тыс. из 18,3 тыс. чел. проживает в Москве [6]. Будем ли мы с таким отношением к общественным наукам лучше знать общество, в котором живём? Ответ на этот вопрос можно предсказать по негативным проявлениям многих политических решений, принимаемых на различных уровнях власти, и масштабам ущерба, который приходится восполнять вследствие их принятия.

Вот с такими результатами мы приходим к реализации государственной политики в области модернизации российского общества, повышения предпринимательской и правовой культуры граждан, повышения социальной ответственности бизнеса и пр. Вскоре выучившиеся на бюджетных местах выпускники технических специальностей захотят повысить свою квалификацию в области экономики и финансов для реализации своих амбициозных задач. Однако обучить их этому ремеслу в отдельных регионах будет некому, ведь все традиции и компетенции в этой сфере нарабатываются годами. Да и современная молодёжь слабо заинтересована приходить в нынешнюю высшую школу с её уровнем доходов и степенью бюрократизма.

Уже сегодня на территории региона свёртываются крупные инвестиционные проекты в области приборостроения, самолётостроения, космической техники; центральным московским офисам вертикально интегрированных компаний, в которые включены омские предприятия («Полёт» ГКНЦП им. М.В. Хруничева, «Газпромнефть» и пр.), развивать сложные технические проекты с высокой долей добавленной стоимости на местных предприятиях совершенно невыгодно. Следовательно, и потребность в технических специалистах высшей квалификации в условиях инвестиционного голода в нашем регионе будет только ослабевать. А если учесть и стремительно снижающееся качество абитуриентов, поступающих на технические факультеты почти без конкурса, то кадровые перспективы для реиндустриализации представляются достаточно туманными.

В этих условиях, как и в 90-е годы, регион может спасти только малое предпринимательство, образовательную среду для раз-

вития которого кто-то уже несколько лет систематически вытравляет. Никогда не поверю, что специалисты в области теологии (20 бюджетных мест в 2018 г. в ОмГУ) являются более востребованными на рынке труда, нежели специалисты в области экономики и управления. Что должно случиться, чтобы те, кто принимает решение при распределении КЦП, также усомнились в этом?

Государство нуждается в грамотных и талантливых молодых предпринимателях, по-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рой О.М. От чего бегут омичи? // Национальные приоритеты России. 2017. № 5. С. 59-65.

2. О контрольных цифрах приема за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/2019 учебный год в государственные образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Омской области : докл. председателя Омск. совета ректоров Шалая Виктора Владимировича.

3. Малое и среднее предпринимательство : отчёт правительства за 2016 год [Электронный ресурс]. URL : https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/ maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_otchet_pravitelstva _za_2016_god/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Индикаторы науки, 2017 : стат. сб. М. : НИУ ВШЭ, 2018. С. 44.

5. Рой О.М. Развитие социально-экономического знания в условиях глобализации // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. № 1. (33). Т. 7. С. 51-63.

6. Наука в России в цифрах: 2014 : стат. сб. М. : ФБГНУ НИИ-РИНКЦЭ, 2014. С. 53, 57.

Рой Олег Михайлович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления территориям Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского.

лучающих образование в родной стране. Пренебрежение вековыми традициями отечественной высшей школы, отличающейся фундаментальностью и гуманистической направленностью, игнорирование реальных тенденций, происходящих на региональных рынках труда, применение откровенно дискриминационных мер в отношении социально-экономического образования вряд ли будут способствовать повышению конкурентоспособности страны и развитию её научно-производственного потенциала.

REFERENCES

1. Roj O.M. Ot chego begut omichi? // Nacional-nye prioritety Rossii. 2017. № 5. S. 59-65.

2. O kontrolnyh cifrah priema za schyot byudzhetnyh assignovanij federalnogo byudzheta na 2018/2019 uchebnyj god v gosudarstvennye obrazovate-lnye organizacii vysshego obrazovaniya, raspolozhennye na territorii Omskoj oblasti : doklad predsedatelya Omskogo soveta rektorov Shalaya Viktora Vladimiro-vicha.

3. Maloe i srednee predprinimatelstvo : otchyot pravitelstva za 2016 god [Elektronnyj resurs]. URL : https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/maloe_i_sredne e_predprinimatelstvo_otchet_pravitelstva_za_2016_god/

4. Indikatory nauki, 2017 : stat. sb. M. : NIU VShE, 2018. S. 44.

5. Roj O.M. Razvitie socialno-ekonomicheskogo znaniya v usloviyah globalizacii // Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2014. № 1. (33). T. 7. S. 51-63.

6. Nauka v Rossii v cifrah: 2014 : stat. sb. M. : FBGNU NII-RINKCE, 2014. S. 53, 57.

Roy Oleg Mikhailovich - Doctor of Sociology, Head of the Regional Economics and Territory Management Department at Omsk State University.

Статья поступила в редакцию06.08.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.