Научная статья на тему 'Высшее образование на Дальнем Востоке: позиция рынка и потребности развития региона'

Высшее образование на Дальнем Востоке: позиция рынка и потребности развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1259
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рынок услуг высшего образования / спрос / предложение / факторы спроса / факторы предложения / кадровая потребность / развитие макрорегиона / market of higher education services / demand / supply / demand factors / supply factors / staffing need / macroregion development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова Татьяна Николаевна, Федотов Александр Васильевич

В статье анализируется соответствие структуры предложения и спроса на услуги высшего образования кадровым потребностям развития Дальневосточного федерального округа. Рассмотрены основные рыночные факторы, определяющие спрос (численность потенциальных потребителей, денежные доходы населения, возможность трудоустройства по окончании вуза, уровень возможной заработной платы по полученной специальности, цены на услуги среднего профессионального образования, потребности экономики в специалистах с высшим образованием по группам направлений подготовки), их влияние на рынок услуг высшего образования макрорегиона. В разрезе укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки приведена оценка объёма спроса и предложения услуг высшего образования и их соответствия потребностям развития макрорегиона и входящих в его состав субъектов федерации. Показано, что стратегия формирования управленческих решений в части гармонизации спроса на услуги высшего образования и их предложения требует более глубокой дифференциации в увязке с факторами, влияющими на рынок услуг высшего образования. Предложены основные направления совершенствования системы формирования управленческих решений путём перераспределения полномочий между органами управления высшим образованием в сторону расширения прав региональных и макрорегиональных органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинова Татьяна Николаевна, Федотов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Education in the Far East: Market Position and Development Needs of the Region

The article analyzes the compliance of the structure of supply and demand for higher education services with the staffing needs for the development of the Far Eastern Federal District. The authors dwell on the main market factors affecting the demand for higher education (the number of potential consumers, monetary incomes of the population, employment opportunities after graduation, the level of possible wages in the specialty received, the price of secondary vocational education, the needs of economics for specialists with higher education by groups of training areas), their influence on the market for higher education services in the macroregion. In the context of enlarged groups of specialties and areas of training, an assessment of the demand and supply of higher education services and their compliance with the development needs of the macroregion and its constituent entities is given. The article shows that the system of forming management decisions in terms of harmonizing the demand for higher education services, their supply and development needs of the region requires a deeper differentiation in conjunction with factors affecting the market for higher education services. The main directions of improving the system of forming management decisions by redistributing powers between higher education authorities towards the expansion of regional and macroregional authorities are proposed.

Текст научной работы на тему «Высшее образование на Дальнем Востоке: позиция рынка и потребности развития региона»

межведомственной информационно-статистической системы4. Также учитывались требования нормативных правовых актов Российской Федерации5 и Минобрнауки России6, определяющих организационные механизмы и ограничения функционирования рынка услуг высшего образования. Эти источники использовались авторами при составлении приведённых в статье таблиц и диаграмм.

Предложение услуг высшего образования

Предложение на рынке услуг высшего образования формируется двумя способами: государством - путём выделения контрольных цифр приёма (КЦП, бюджетных мест) и самими государственными и негосударственными вузами, которым дано право оказывать платные услуги в сфере высшего образования.

В последнее время вузам Дальневосточного региона ежегодно выделяется в среднем чуть более 13 тыс. единиц бюджетных мест. Если соотнести этот объём с данными по другим федеральным округам с учётом уровня их экономического развития и численности населения, то можно отметить, что по показателю «объём КЦП на 1 млрд. руб. ВРП» Дальневосточный федеральный округ занимает седьмое, а по показателю «объём КЦП на 10 тыс. жителей» - четвёртое место в стране. Если принять во внимание низкую численность населения, а также относи-

4 Единая межведомственная информационно-статистическая система. М., 2010-2019. URL: https://www.fedstat.ru/

5 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6 а) URL: https://минобрнауки.рф/%. pdf; б) URL: http://www.gzgu.ru/doc/vo-info/2017/ Pr_1.pdf; в) URL: http://www.gzgu.ru/doc/vo-info/2018/Pr_1.pdf; г) Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

тельно большой объём контрольных цифр приёма, приходящихся на 10 тыс. жителей, можно говорить о том, что государство стремится повышать уровень доступности услуг высшего образования для местного населения (Табл. 1).

Если рассмотреть выделение бюджетных мест в разрезе регионов Дальнего Востока, можно констатировать, что наибольшее их число приходится на Приморский и Хабаровский края, Республику Саха (Якутия). Это вполне логично в свете относительно высокого уровня экономического развития и большой численности населения данных территорий. Отсюда объяснима и незначительная доля контрольных цифр приёма, приходящихся на Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданскую и Еврейскую автономные области.

В значительном объёме бюджетные места выделяются региону по таким укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, как 44.00.00 «Образование и педагогические науки», 31.00.00 «Клиническая медицина», 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», 38.00.00 «Экономика и управление», 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» и 08.00.00 «Техника и технологии строительства» (Табл. 2).

Объём предложения, формируемого вузами самостоятельно, практически вдвое превышает число мест для обучения на бесплатной основе. Так, на 2019/20 уч. г. образовательными организациями высшего образования Дальневосточного федерального округа в планах приёма заявлено около 26 тыс. мест для обучения на договорной основе, преимущественно по образовательным программам в сфере экономики и управления (32,7%), юриспруденции (10,7%), образования (8%).

Факторы, влияющие на предложение

Факторами, влияющими на формируемое государством предложение услуг высшего образования, являются:

Таблица 1

Средний объём выделяемых образовательным организациям высшего образования контрольных цифр приёма, финансируемых из средств федерального бюджета (2017/2018 - 2019/2020 уч. гг.)

Table 1

The average volume of enrollment targets allocated to educational organizations ofhigher education funded from the federal budget (2017/2018 - 2019/2020 academic year)

Средний объём Объём КЦП Объём КЦП

Регионы КЦП в год на 10 тыс. жителей на 1 млрд. руб. ВРП

ед. место ед. место ед. место

РФ 312470 - 21,3 - 4,8 -

Центральный федеральный округ 88006 1 22,4 3 3,9 6

Северо-Западный федеральный округ 40508 4 29,1 1 6 4

Южный федеральный округ 26274 5 16 8 5,7 5

Северо-Кавказский федеральный округ 15797 7 16,2 7 9,3 1

Приволжский федеральный округ 62130 2 21,0 5 6,3 3

Уральский федеральный округ 22620 6 18,3 6 2,5 8

Сибирский федеральный округ 44112 3 22,8 2 6,5 2

Дальневосточный федеральный округ 13023 8 21,1 4 3,7 7

Республика Саха (Якутия) 2851 3 ДФО 29,6 1 ДФО 3,8 5 ДФО

Камчатский край 371 6 ДФО 11,8 7 ДФО 2,2 7 ДФО

Приморский край 4031 1 ДФО 21 5 ДФО 5,6 3 ДФО

Хабаровский край 2988 2 ДФО 22,4 2 ДФО 5,2 4 ДФО

Амурская область 1735 4 ДФО 21,6 3 ДФО 6,3 1 ДФО

Магаданская область 313 7 ДФО 21,4 4 ДФО 2,5 6 ДФО

Сахалинская область 453 5 ДФО 9,3 8 ДФО 0,5 8-9 ДФО

Еврейская автономная область 254 8 ДФО 15,5 6 ДФО 5,7 2 ДФО

Чукотский автономный округ 30 9 ДФО 6 9 ДФО 0,5 8-9 ДФО

Источник: рассчитано авторами.

Таблица 2

Объём предложения услуг высшего образования по отдельным укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки в Дальневосточном федеральном округе

Table 2

The scope of the offer ofhigher education services in selected integrated groups of specialties and areas of

training in the Far Eastern Federal District

Укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки КЦП* Договорная основа**

ед. % ед. %

08.00.00 Техника и технологии строительства 609 4,7 604 2,3

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 651 5 854 3,3

31.00.00 Клиническая медицина 819 6,3 315 1,2

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 769 5,9 655 2,5

38.00.00 Экономика и управление 755 5,8 8465 32,7

40.00.00 Юриспруденция 262 2 2769 10,7

44.00.00 Образование и педагогические науки 2302 17,7 2088 8

Примечание: * - в среднем за 2017/2018 - 2019/2020 уч. гг.; ** - на 2019/2020 уч. г. Источник: рассчитано авторами.

1) потребность национальной (региональной) экономики в специалистах с высшим образованием. Ведь именно для обслуживания нужд экономики в будущем органы государственного управления выделяют бюджетное финансирование на подготовку специалистов высокой квалификации;

2) взятые государством обязательства по обучению за счёт средств государственного бюджета не менее 800 человек в расчёте на 10 тыс. населения в возрасте 17-30 лет.

На предложение услуг высшего образования, формируемое самими образовательными организациями, влияют два основных фактора:

1) потребность национальной (региональной) экономики в специалистах с высшим образованием;

2) цена на оказываемые услуги. Она должна учитывать экономически обоснованные затраты, конъюнктуру рынка, требования к качеству оказания образовательных услуг. Понятно, что предложение, складывающееся таким способом, будет формироваться лишь в случае превышения цены над совокупными затратами.

Проанализируем более детально два ключевых фактора, влияющих на предложение услуг, - цену и потребность экономики в специалистах с высшим образованием. Цена на услуги высшего образования для государственных вузов регулируется государством посредством установления её минимальной нижней границы, а также предоставления прав такой категории вузов ежегодно в пределах уровня инфляции увеличивать цену либо снижать при условии покрытия недостающей стоимости за счёт собственных средств. Нижняя граница зависит от места дислокации и некоторых особенностей образовательной организации высшего образования. При её определении учитывается базовый норматив затрат, а также отраслевые и территориальные корректирующие коэффициенты, применяемые к отдельным статьям базового норматива. Средние цены на обучение по образовательным програм-

мам высшего образования существенно разнятся как по регионам Дальнего Востока, так и по категориям вузов (Табл. 3).

Что касается цен на обучение в государственных образовательных организациях, то наибольших значений они достигают в республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Камчатском крае. Это вполне закономерно в связи с установленными высокими значениями территориальных корректирующих коэффициентов. В негосударственных вузах средние цены на услуги ниже, нежели в государственных. Это объясняется тем, что для таких вузов государственные органы управления не устанавливают минимальные значения цен на образовательные услуги. Сами же негосударственные вузы с целью повышения своей конкурентоспособности, привлечения как можно большего числа студентов и увеличения валовой выручки устанавливают цены на более низком уровне. Стоит заметить, что в последние годы наблюдается тенденция сокращения разницы в цене на обучение в государственном и негосударственном вузе: если в 2014 г. она составляла 1,5 раза, то в 2018 г. - 1,3 раза.

Отдельно стоит оговорить, что государственное регулирование нижней границы цены на услуги высшего образования ограничивает действие рыночных механизмов на рынке услуг: цена устанавливается без учёта платёжеспособного спроса. Это приводит к тому, что цена, установленная на достаточно высоком уроне, делает услуги недоступными большому числу потребителей, что может отразиться на дефиците трудовых ресурсов высокой квалификации. Кроме того, учитывая дифференциацию макрорегионов по уровню экономического развития, а также разницу в цене и в совокупных затратах потребителей на получение высшего образования в каждом из них, государственное регулирование нижней границы цены может способствовать оттоку абитуриентов (будущих трудовых ресурсов) в регионы, где совокупные затраты на получение услуг высшего

Таблица 3

Средние цены на услуги высшего образования в субъектах Дальневосточного федерального округа в разрезе типов образовательных организаций высшего образования, тыс. руб.

Table 3

Average prices for higher education services in the regions ofthe Far Eastern Federal District in the context of types of educational institutions ofhigher education, ths. Rub.

Регионы ДФО 2014 2015 2016 2017 2018

государственные вузы негосударственные вузы государственные вузы негосударственные вузы государственные вузы негосударственные вузы государственные вузы негосударственные вузы государственные вузы негосударственные вузы

Республика Саха (Якутия) 88,31 94,37 120,84 109,24 128,29 113,49 184,98 90,64 226,01 93,95

Камчатский край 81,52 42,49 89,9 49,2 124,64 51,6 136,15 86,85 152,63 126,3

Приморский край 80,17 39,95 87,52 37,8 95,9 40,27 112,79 - 143,37 -

Хабаровский край 83,04 60 92,51 65 104,7 70 115,84 71,4 150,04 -

Амурская область 79,91 55,31 78,29 54,24 94,96 60 109,42 - 126,31 -

Магаданская область 87,3 - 66,96 - 72,55 - 75,89 - 88,12 -

Сахалинская область 72,87 60,19 94,2 66,832 128,5 104,88 127,12 101,91 160,24 101,02

Еврейская автономная область 51,98 18,3 55,7 - 64,59 - 86,75 - 113,03 -

Чукотский автономный округ нет данных

Дальневосточный федеральный округ 80,79 54,38 96,66 66,46 106,8 64,45 123,29 83,89 151,09 112,5

Источник: рассчитано авторами.

образования ниже. Это также увеличивает трудодефицитность региона.

Учитывая вышеизложенное, можно в целом говорить об отрицательном влиянии цены, устанавливаемой вузами самостоятельно, на рынок услуг высшего образования Дальневосточного региона: рост цены подавляет объём рынка услуг за счёт уменьшения числа платёжеспособных потребителей.

Рассматривая потребности макрорегио-нальной экономики в специалистах с высшим образованием как фактор, влияющий на предложение анализируемых услуг, отметим, что экономика Дальнего Востока в целом базируется на таких видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, строительство. Об этом свидетельствует отраслевая структура валовой добавленной стоимости и распре-

деление количества предприятий и организаций по видам экономической деятельности. В перспективе, как отмечается в ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», экономика Дальневосточного региона будет испытывать потребность главным образом в специалистах сферы высокоэффективного обрабатывающего, нефтегазохимическо-го, пищевого, агропромышленного производства. Это обусловлено вводом новых производственных мощностей горно-обогатительного комбината в Республике Саха (Якутия), завершением строительства двух аналогичных предприятий в Камчатском крае, выходом на полную мощность Восточного нефтехимического комплекса в Приморском крае, увеличением мощности предприятия по добыче каменного энергетического угля в Хабаровском крае, даль-

нейшим развитием агропромышленных комплексов в Приморском, Хабаровском краях, Сахалинской и Амурской областях.

Таким образом, экономика Дальнего Востока в первую очередь нуждается в специалистах в сфере транспорта, добывающего производства, торговли, строительства, услуг. Между тем образовательные организации высшего образования предлагают обучение на договорной основе преимущественно по образовательным программам в области экономики и управления, юриспруденции; государство формирует предложение по программам в сфере образования, медицины, сельского, лесного и рыбного хозяйства. Несоответствие предложений по подготовке специалистов потребностям экономики прослеживается в каждом регионе Дальнего Востока. Так, экономика Магаданской области базируется на добыче полезных ископаемых; относительно развитыми видами деятельности являются строительство, торговля, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Доля данных видов экономической деятельности в общем объёме ВРП, по последним статистическим данным, составляет 28%, 10,8%, 8,6%, 8,6% соответственно. В перспективе в данном регионе запланировано увеличение добычи золота. В то же время доля бюджетных мест, отводимая на группу специальностей и направлений подготовки 08.00.00 «Техника и технологии строительства» на 2017/18 уч. г. - 2019/20 уч. г., варьируется в пределах всего 3-9,5% от общего числа. На группу специальностей и направлений подготовки 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика» на 2017/18 уч. г. и 2018/19 уч. г. бюджетные места не выделялись вовсе, запланировано лишь на 2019/2020 уч. г. в объёме девяти единиц (2,5%).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что потребности макрорегиональной экономики слабо влияют на формирование предложения на рынке услуг высшего образования.

Спрос на услуги высшего образования

Спрос на услуги высшего образования складывается из спроса на места в рамках КЦП и спроса на места с оплатой за обучение. Как правило, при наличии бюджетных мест на том или ином направлении подготовки абитуриенты стремятся попасть именно на такие места. В случае неудачи лишь отдельные абитуриенты, чьи семьи имеют финансовую возможность оплачивать обучение, будут предъявлять спрос на договорные места - это наглядно видно из рисунка 1.

Исходя из двух вышеназванных форм спроса, спрос на услуги высшего образования можно характеризовать тремя показателями конкурса (человек на место):

- общим, характеризующим отношение общего числа поданных заявлений к общему числу зачисленных на все места;

- бюджетным, определяемым отношением числа поданных заявлений к числу зачисленных на места в рамках контрольных цифр приёма;

- внебюджетным, определяемым отношением числа поданных заявлений к числу зачисленных на места с оплатой обучения.

В среднем за последние три года общий конкурс в вузы Дальнего Востока составлял 3,13 человек на место, бюджетный - 6,14 человек на место. При этом наибольших значений первый из них достигал в Приморском и Хабаровском краях, второй - в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях. Относительно низкие показатели демонстрируют Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область (Рис. 1). В целом по региону наблюдается относительно высокий спрос на образовательные программы в сфере медицины, информационной безопасности, ядерной энергетики, сервиса и туризма. По укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт», 50.00.00 «Искусствознание», 52.00.00 «Сценические искусства и литературное творчество» спрос, напротив, относительно низкий (Табл. 4).

Рис. 1. Средний за 2016-2018 гг. показатель конкурса в образовательных организациях высшего образования регионов Дальневосточного федерального округа, чел. на место Figure 1. The average for 2016-2018 index of competition in educational institutions of higher education in the regions of the Far Eastern Federal District, persons per one place Источник: составлено авторами.

Факторы, влияющие на спрос

Факторами, влияющими на спрос на услуги высшего образования, являются:

1) численность потенциальных потребителей;

2) значение минимального порога по результатам вступительных испытаний, установленного для поступления в вуз на программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры);

3) затраты потребителей на получение услуг высшего образования;

4) денежные доходы населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) возможность трудоустройства по окончании вуза по полученной специальности;

6) уровень возможной заработной платы по полученной специальности;

7) цена на услуги среднего профессионального образования.

При этом первые шесть факторов влияют на спрос, предъявляемый как на места в рамках КЦП, так и на места с оплатой за обучение. Седьмой фактор влияет только на спрос на услуги, оказываемые вузами на договорной основе.

Численность потенциальных потребителей как один из факторов спроса в последние годы оказывает сдерживающее влияние на рынок услуг. Как видно по данным таблицы 5, численность молодёжи Дальнего Востока значительно сокращается. С 2013 по 2017 гг. данный показатель уменьшился на 215,56 тыс. человек (на 16,64%). Негативным моментом является и тот факт, что доля зачисленных студентов в общей численности молодёжи также начала сокращаться. Если в 2013 г. в вузы Дальневосточного региона поступали 3,9% молодёжи, то в 2017 г. - всего 1,07%.

Таблица 4

Спрос на образовательные программы высшего образования отдельных укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки в Дальневосточном федеральном округе

Table 4

Demand for educational programs ofhigher education of some integrated groups of specialties and areas of training in the Far Eastern Federal District

Укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки 2015 2016 2017

общий конкурс, чел.на место бюджетный конкурс, чел. на место общий конкурс, чел. на место бюджетный конкурс, чел. на место общий конкурс, чел. на место бюджетный конкурс, чел. на место

08.00.00 Техника и технологии строительства 2,99 5,70 3,09 6,26 3,47 5,89

10.00.00 Информационная безопасность 6,50 7,26 4,98 6,53 5,33 6,90

14.00.00 Ядерная энергетика и технологии 4,40 4,55 5,03 5,11 4,38 10,82

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 3,02 8,36 3,00 5,97 3,24 5,61

30.00.00 Фундаментальная медицина 9,64 2,18 9,06 12,04 10,50 12,60

31.00.00 Клиническая медицина 4,01 8,09 4,16 5,99 4,49 6,10

33.00.00 Фармация 5,69 21,35 6,38 11,34 6,95 8,41

34.00.00 Сестринское дело 2,90 0,28 3,66 8,43 3,11 8,40

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 2,12 4,30 2,21 3,24 2,25 2,65

38.00.00 Экономика и управление 3,36 24,25 3,58 16,27 3,28 17,48

40.00.00 Юриспруденция 2,19 24,50 2,34 17,22 2,26 19,50

43.00.00 Сервис и туризм 4,96 3,48 5,88 13,91 5,72 11,32

44.00.00 Образование и педагогические науки 2,63 4,85 2,91 4,11 2,91 4,37

49.00.00 Физическая культура и спорт 2,00 3,14 2,52 3,51 2,34 3,12

50.00.00 Искусствознание 1,50 0 2,17 2,60 1,50 1,50

52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество 1,83 2,63 2,51 4,36 1,90 4,73

Итого: 3,06 6,27 3,26 6,33 3,17 6,24

Источник: рассчитано авторами.

Как показал мониторинг официальных сайтов вузов Дальневосточного региона, лишь 17% образовательных организаций высшего образования устанавливают более высокие минимальные пороги результатов ЕГЭ по отдельным вступительным испытаниям, чем установленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. В основном это характерно для федеральных университетов, а также для отдельных филиалов вузов центральной части страны. Так, в Дальневосточном федеральном университете минимальное количество баллов, подтверждающих успешное прохождение вступительного испытания по математике (профильной), для поступления на

образовательные программы направлений подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 02.03.01 «Математика и компьютерные науки», 08.03.01 «Строительство», 15.03.01 «Машиностроение» и пр. составляет 39, на образовательные программы направлений подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.01 «Экономика» и пр. - 337. Что касается минимального количества баллов по итогам вступительных испытаний, проводимых не в форме ЕГЭ, то каждый вуз само-

7 Дальневосточный федеральный университет. Дальневосточный федеральный университет, 2012-2019. URL: https://www.dvfu.ru/

Таблица 5

Динамика приёма в образовательные организации высшего образования и численности молодёжи в Дальневосточном федеральном округе за 2013-2017 гг.

Table 5

Dynamics of admission to educational institutions ofhigher education and the number of young people in the Far Eastern Federal District for 2013-2017

Годы Численность молодёжи 17-29 лет, тыс. чел. Количество зачисленных студентов, тыс. чел. Доля зачисленных студентов от численности молодёжи, %

2013 1295,22 50,9 3,9

2014 1222,32 44,8 3,7

2015 1168,38 43,6 3,7

2016 1125,31 41 3,6

2017 1069,66 40,7 1,1

Источник: рассчитано авторами.

стоятельно определяет это значение. Так, для поступления на образовательные программы магистратуры в вузы Дальнего Востока необходимо набрать от 30 до 70 баллов. В целом минимальные значения результатов вступительных испытаний, установленные образовательными организациями высшего образования Дальневосточного федерального округа, ограничивают спрос на услуги высшего образования в основном со стороны слабоподготовленных абитуриентов.

Третья составляющая спроса - затраты потребителей, складывающиеся из собственно стоимости обучения и иных расходов, связанных с пребыванием по месту обучения. Следует отметить, что размер затрат во многом определяется видом места, на которое поступает абитуриент - бюджетное или с оплатой стоимости обучения. Если соотносить цены на образовательные услуги с денежными доходами населения в регионах Дальнего Востока, то можно констатировать, что наибольшую долю в денежных доходах населения расходы на получение высшего образования занимают в Амурской и Еврейской автономной областях. Это связано с тем, что уровень доходов населения в данных субъектах Российской Федерации один из самых низких в исследуемом макрорегионе. При этом в целом в Дальневосточном федеральном округе доля расходов населения, связанных с получением высшего

образования, по большинству видов затрат, включаемых в расходы на получение образования, ниже, нежели в среднем по стране.

Различия регионов по уровню экономического развития влияют на размер совокупных затрат, связанных с получением высшего образования. Последние, в свою очередь, могут способствовать оттоку абитуриентов в те регионы, в которых данный показатель имеет более низкие значения. Так, из данных таблицы 6 можно сделать вывод, что для жителей Дальневосточного федерального округа выгоднее получать высшее образование в любом другом макрорегионе страны. Это связано с тем, что ежегодные затраты на получение высшего образования в них ниже.

Денежные доходы как фактор, влияющий на спрос на услуги высшего образования, можно рассмотреть с учётом темпов роста цены на данные услуги и уровня инфляции (индекса потребительских цен) в том или ином регионе Дальнего Востока. Начиная с 2015 г. темпы роста доходов жителей Дальнего Востока стали отставать от темпов роста цены на услуги высшего образования, а с 2016 г. - и от темпов инфляции. Особенно резко данные показатели разнятся в Еврейской и Амурской автономных областях, Камчатском крае, Сахалинской области. Можно достаточно обоснованно предположить, что отмеченные тенденции отрица-

Таблица 6

Годовые затраты, связанные с получением высшего образования жителями Дальневосточного федерального округа в других макрорегионах страны

Table 6

Annual costs associated with obtaining higher education by residents ofthe Far Eastern Federal District in

other macro-regions of the country

Федеральные округа РФ

Показатель Центральный Северо-западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Средняя цена за обучение по программам высшего образования в год, тыс. руб. 137,4 114,9 84,2 66 87,6 98,5 84,5 131,8

Годовой прожиточный минимум, тыс. руб. 104,2 122,2 100 102,3 98,7 119,6 103,4 153,4

Стоимость проживания в общежитии в год, тыс. руб. 8,5 10,4 8,5 5,7 6,2 6,7 5,5 8,6

Средняя стоимость авиационного билета от столицы Дальневосточного федерального округа к возможному месту обучения в столице данного федерального округа и обратно, тыс. руб. 25 37 38 36,6 39,1 34,1 29,8 -

Совокупные годовые затраты на потребление услуг высшего образования на договорной основе, тыс. руб. 275,1 284,5 230,7 210,6 231,6 258,9 223,2 293,8

Доля совокупных затрат в среднедушевых денежных доходах жителей Дальневосточного федерального округа, % 61,8 64,0 51,9 47,3 52,1 58,2 50,2 66,0

Источник: рассчитано авторами.

тельно влияют на рынок услуг высшего образования на Дальнем Востоке.

Следующий важный фактор, влияющий на спрос, - возможность трудоустройства по окончании вуза. Данные Единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации свидетельствуют, что большинство выпускников вузов Дальнего Востока трудоустраиваются в течение следующего календарного года после завершения обучения. В республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Хабаровском крае, Амурской области, Чукотском автономном округе доля таких выпускников выше, нежели в других регионах Дальнего Востока. Это регионы, которые получили наибольшее экономическое развитие, либо те, в которых функционирует небольшое число вузов, и численность выпускников невысока. Кроме того, следует отметить, что показатель

трудоустройства выше у образовательных организаций медицинской и творческой направленности и, напротив, ниже у организаций транспортной и сельскохозяйственной направленности.

Сопоставление этих данных со спросом на услуги высшего образования (Рис. 1, Табл. 4) показывает, что относительно высокий спрос абитуриентов на медицинские специальности хорошо коррелирует с высоким показателем трудоустройства выпускников медицинских вузов. Аналогичным образом объясним низкий спрос на сельскохозяйственные специальности - в связи с малой долей выпускников, трудоустраивающихся в течение года после получения образования сельскохозяйственной направленности. Однако аналогичная прямая связь не прослеживается между низким спросом на получение высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в области

Таблица 7

Сведения о средней заработной плате работников отдельных отраслей экономики (2017 г.) и общем конкурсе в образовательные организации высшего образования Дальневосточного федерального

округа (2017/2018 уч. г.)

Table 7

Information on the average wage of workers in certain sectors ofthe economy (2017) and the general competition to educational organizations ofhigher education in the Far Eastern Federal District

(2017/2018 acad. year)

Показатель Работники в сфере образования(до-школьного, общего, дополнительного Работники в сфере здравоохранения (врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование) Работники социальной сферы (со- Работники в сфере

образования детей, среднего профессионального) циальные работники) культуры

Средняя заработная плата, тыс. руб. 44,63 70,69 35,93 43,16

Доля средней заработной платы в средней заработной плате по 91,17 144,41 73,4 88,17

макрорегиону, %

Общий конкурс в образовательные

организации высшего образования, 2,91 6,12 4,34 1,9

человек на место

Оценка общего конкурса в обра-

зовательные организации высшего образования низкии высокий средний низкий

Источник: составлено авторами.

искусства и высокой долей выпускников вузов творческой направленности, достаточно быстро трудоустраивающихся после завершения обучения; между высоким уровнем спроса на специальности в сфере различных видов транспорта и низкой долей трудоустроенных выпускников по специальности. В целом же доля безработных граждан, имеющих высшее образование, в экономике анализируемого макрорегиона ниже, нежели лиц с иным уровнем образования, причём с 2015 г. этот показатель значительно снизился. Если в 2015 г. в среднем по региону он составлял 32,1%, то в 2017 г. - всего 17,1%.

Обобщая проведённый анализ, можно утверждать, что возможность трудоустройства после окончания вуза является фактором, положительно влияющим на спрос на услуги высшего образования в Дальневосточном макрорегионе (за исключением отдельных специальностей с небольшими объёмами подготовки).

С учётом данных Федеральной службы государственной статистики можно говорить о том, что уровень возможной заработной платы по полученной специальности неоднозначно влияет на спрос на услуги высшего образования. Так, в связи с высоким уровнем заработной платы работников здравоохранения вполне закономерен высокий уровень спроса абитуриентов на медицинские специальности. Низким уровнем заработка работников объясняется низкий уровень спроса на профессии в сфере культуры. Вместе с тем работники дошкольного, общего и среднего профессионального образования на сегодняшний день получают заработную плату, приближенную к средней по Дальнему Востоку, а спрос абитуриентов на образовательные программы укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» невысок. Социальные работники - одни из самых низкооплачи-

Вектор влияния

положительный

нейтральный

отрицательный

ц к

и

Примечания: * - фактор, влияющий на спрос; ** - фактор, влияющий на предложение

Рис. 2. Сила и направление влияния факторов спроса и предложения на рынок услуг высшего образования в Дальневосточном федеральном округе Fig. 2. The strength and direction of the influence ofsupply and demand factors on the market for higher education services in the Far Eastern Federal District Источник: составлено авторами.

ваемых в регионе, однако спрос на соответствующие программы вполне достаточен (Таблица 7).

В последние годы на Дальнем Востоке наблюдается тенденция увеличения разницы между ценами на услуги высшего образования и на услуги среднего профессионального образования (первые выше). Если в 2014 г. в среднем по региону она составляла 1,57 раза, то в 2018 г. - уже 2,36 раза. С учётом определённой взаимозаменяемости рассматриваемых услуг, высокой доли цены на обучение по программам высшего образования в среднедушевых доходах опережающий рост цен на услуги высшего образования по сравнению с

услугами среднего профессионального образования отрицательно сказывается на спросе на услуги высшего образования.

Таким образом, можно говорить о разнонаправленном и дифференцированном по силе влиянии различных факторов на спрос и предложение на рынке услуг высшего образования Дальневосточного федерального округа (Рис. 2).

При этом большинство факторов оказывают сильное отрицательное влияние на рынок услуг высшего образования макрорегиона. Среди них: численность потенциальных потребителей, денежные доходы населения, затраты потребителей на получение высшего

образования, цена на услуги высшего образования, цена на услуги среднего профессионального образования. О положительном воздействии можно говорить лишь в отношении фактора возможности трудоустройства после получения высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Предложение на рынке услуг высшего образования Дальневосточного федерального округа в основном формируется государством практически по всем укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, с преобладанием доли таких направлений, как образование, экономика и управление, строительство, геология. В то же время экономика и стратегия развития региона основывается на таких видах деятельности, как транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности. Фактически имеет место противоречие между политикой (практикой) централизованного установления контрольных цифр приёма и потребностями анализируемого макрорегиона в специалистах с высшим образованием. Также имеет место несоответствие между государственным предложением и спросом: формируемое государством предложение значительную долю отводит приёму на образовательные программы сферы образования, строительства, геологии и управления, тогда как наибольший спрос наблюдается на обучение по образовательным программам укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки, связанных с медициной, информационной безопасностью, ядерной энергетикой, политикой и туризмом.

Наличие вышеназванных несоответствий свидетельствует о необходимости пересмотра сложившейся системы государственного управления высшим образованием путём включения в механизмы принятия решений учёта особенностей макрорегиона и составляющих его регионов, в частности за счёт расширения полномочий региональных и

макрорегиональных органов управления. Фактически речь идёт о появлении нового функционала у макрорегиональных и региональных органов управления и запуске механизмов учёта стратегических потребностей регионов и работодателей, соответствующих декларируемым целям и направлениям развития. Определённые меры должны принимать и вузы, формируя предложения о номенклатуре направлений подготовки и специальностях, исходя прежде всего из перспективных потребностей региона. Запросы же обучающихся могут быть обеспечены более гибкой системой формирования величины приёма на «внебюджетные» места и цен на обучение на таких местах, в том числе меньших по сравнению с уровнями, определёнными государством.

Литература

1. Беляков С.А., Краснова Г.А. Оценка вклада системы образования в социально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3. С. 8-15.

2. Беляков С.А. Об отражении целей и задач развития образования в региональных стратегиях // Управленческое консультирование. 2017. № 5 (101). С. 56-64.

3. Блинова Т.Н., Третьяков М.М. Анализ рынка услуг высшего профессионального образования в Дальневосточном федеральном округе России // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 2 (33). С. 181-188.

4. Блинова Т.Н., Федотов А.В. Высшее образование Дальневосточного макрорегиона: соответствие потребностям развития и спросу // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 6. С. 55-71.

5. Бородин В.А., Шунина О.А. Региональный рынок образовательных услуг: проблемы становления // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 4 (100). С. 173-183.

6. Доступность высшего образования в регионах России / А.Д. Громов, Д.П. Платонова, Д.С. Семенов, Т.Л. Пырова. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с.

7. Заусаев В. Дальний Восток России: проблемы, задачи, действия // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 8. С. 49-55.

8. Капустина Л.В, Попова Е.В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. № 6. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2014/l4143.htm

9. Клячко Т.Л, Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 3. С. 791-805. DOI: 10.17059/2018-3-8

10. Коуров В.Ф. Статистический анализ состояния высшего образования на Дальнем Востоке России // Учёные заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 150-154. URL: http://pnu.edu.ru/ media/ejourml/articb-2014/TGU_5_170.pdf

11. Макаренко В.Г. Высшее образование как фактор развития Дальнего Востока: рыночные реформы и новые возможности // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2013. № 4. С. 18-23.

12. Минакир П.А. Новая стратегия развития Дальнего Востока России: оценка и перспективы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. Т. 7. № 4. С. 6-14.

13. Минакир П.А, Прокапало О.М. Экономика Дальнего Востока России: состояние и перспективы // Регионалистика. 2017. Т. 4. № 3. С. 48-56. DOI: 10.14530/reg.2017.3

14. Напалкова А.А., Овчинникова И.А. Исследование спроса на рынке услуг высшего профессионального образования Дальневосточного

федерального округа // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2013. № 4 (68). С. 64-80.

15. Резниченко А.П, Леонтьева Э.О. Региональное университетское пространство и образовательные стратегии семей (на примере российского Дальнего Востока) // Высшее образование сегодня. 2016. № 12. С. 61-66.

16. Русина А.Н, Карпычева О.В. Моделирование сценарных условий прогнозирования кадровой потребности экономики региона // Экономика труда. 2017. Т. 4. № 4. С. 309-322. DOI: 10.18334/et.4.4.38469

17. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 38-48.

18. ТеринаМ.Б, ДитяткинаЛ.А. Государственная кадровая политика в области обеспечения регионального рынка труда специалистами с высшим образованием // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 4 (232). С. 23-31. DOI: 10.5862/ JHSS.232.3

19. Уварова В.И. Высшее образование и региональный рынок труда. Проблема взаимодействия // Образование и общество. 2011. № 4 (69). С. 68-75.

Статья поступила в редакцию 25.03.19 После доработки 02.05.19 Принята к публикации 12.05.19

Higher Education in the Far East: Market Position and Development Needs of the Region

Tatiana N. Blinova - Assoc. Prof., e-mail: Blinova-82@rambler.ru

Far-East Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Khabarovsk, Russia

Address: 33, Muraviev-Amurskiy str., Khabarovsk, 680000, Russian Federation Aleksandr V. Fedotov - Dr. Sci. (Economics), Prof., e-mail: fedotovfedotov@gmail.com Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia Address: 82, bldg. 1, Vernadskogo ave., Moscow, 119571, Russian Federation Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia Address: 29 Polytechnicheskaya str., St. Petersburg, 195251, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the compliance of the structure of supply and demand for higher education services with the staffing needs for the development of the Far Eastern Federal District.

The authors dwell on the main market factors affecting the demand for higher education (the number of potential consumers, monetary incomes of the population, employment opportunities after graduation, the level of possible wages in the specialty received, the price of secondary vocational education, the needs of economics for specialists with higher education by groups of training areas), their influence on the market for higher education services in the macroregion. In the context of enlarged groups of specialties and areas of training, an assessment of the demand and supply of higher education services and their compliance with the development needs of the macroregion and its constituent entities is given. The article shows that the system of forming management decisions in terms of harmonizing the demand for higher education services, their supply and development needs of the region requires a deeper differentiation in conjunction with factors affecting the market for higher education services. The main directions of improving the system of forming management decisions by redistributing powers between higher education authorities towards the expansion of regional and macroregional authorities are proposed.

Keywords: market of higher education services, demand, supply, demand factors, supply factors, staffing need, macroregion development

Cite as: Blinova, T.N., Fedotov, A.V. (2019). Higher Education in the Far East: Market Position and Development Needs of the Region. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 7, pp. 54-70. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-7-54-70

References

1. Belyakov, S.A., Krasnova, G.A. (2016). Evaluating the Contribution of Education to Socio-Economic Development of the Region: International Trends and the Russian Experience. Univer-sitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 4, pp. 8-15. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Belyakov, S.A. (2017). About Reflection of the Purposes and Problems of Education Development in Regional Strategy. Upravlencheskoye konsul'tirovaniye = Administrative Consulting. No. 5 (101), pp. 56-64. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Blinova, T.N., Tretyakov, M.M. (2014). Analysis of the Market of Services of Higher Professional Education in the Far Eastern Federal District of Russia. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of PNU. No. 2 (33), pp. 181-188. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Blinova, T.N., Fedotov, A.V. (2018). Higher Education of the Far Eastern Macro-Region: Compliance with Development Needs and Demand. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 6, pp.55-71. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Borodin, V.A., Shunina, O.A. (2018). Regional Market of Educational Services: Development Problems. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova = Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. No. 4 (100), pp.173-183. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Gromov, A.D., Platonova, D.P., Semenov, D.S., Pyrova, T.L. (2016) Dostupnost' vysshego obrazovaniya v regionakh Rossii [Accessibility of Higher Education in the Regions of Russia]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 32 p. (In Russ.)

7. Zausaev, V. (2018). The Far East of Russia: Problems, Objectives, Actions. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of the Theory and Practice of Management. No. 8, pp. 49-55. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Kapustina, L.V., Popova, E.V. (2014). Higher Education and Job Market: Need for Changes. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept [Concept: Scientific and Methodical

Electronic Journal]. No. 6, pp. 31-35. Available at: http://e-koncept.ru/2014/l4143.htm (In Russ., abstract in Eng.)

9. Klyachko, T.L., Semionova, E.A. (2018). Contribution of Education to the Socio-Economic Development of the Subjects of the Russian Federation. Ekonomika regiona = Economy of Region. Vol. 14, no. 3, pp.791-805. DOI: 10.17059/2018-3-8 (In Russ., abstract in Eng.)

10. Kourov, V.F. (2014). Statistical Analysis of the State of Higher Education in the Russian Far East. Uchenye zametki TOGU = Scientists Notes PNU. Vol. 5. No. 4, pp. 150-154. Available at: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_170.pdf (In Russ., abstract in Eng.)

11. Makarenko, V.G. (2013). Higher Education of the Far East of Russia: Market Reforms and New Possibilities. Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossiiskoy akademii nauk = Vestnik of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences. No. 4, pp. 18-23. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Minakir, P.A. (2014). New Development Strategy for the Russian Far East: Assessment and Prospects. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoye proyektirovaniye = Problem Analysis and Public Administration Projection. Vol. 7, no. 4, pp. 6-14. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Minakir, P.A, Prokapalo, O.M. (2017). Economy of the Far East of Russia: State and Prospects. Regionalistika = Regionalistics. Vol. 4, no. 3, pp. 48-56. DOI: 10.14530/reg.2017.3 (In Russ., abstract in Eng.)

14. Napalkova, A.A., Ovchinnikova, I.A. (2013). Demand Research of Demand in the Market of Higher Education Services in the Far Eastern Federal District. Vestnik Tikhookeanskogo go-sudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Pacific State University of Economics]. No. 4 (68), pp. 64-80. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Reznichenko, A.P., Leontyeva, E.O. (2016). Regional University Space and Educational Strategies of Families (on the Example of the Russian Far East). Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher Education Today. No. 12, pp. 61-66. (In Russ., abstract in Eng.)

16. Rusina, A.N., Karpycheva, O.V. (2017). Modeling of Scenario Conditions for Forecasting the Staffing Needs of a Regional Economy. Ekonomika truda = Russian Journal of Labor Economics. Vol. 4, no. 4, pp. 309-322. DOI: 10.18334/et.4.4.38469 (In Russ., abstract in Eng.)

17. Senashenko, V.S. (2018). Conjugation Levels between Higher Education and Labour Sphere. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 3, pp. 38-48. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Terina, M.B., Dityatkina, L.A. (2015). State Personnel Policy in the Field of Ensuring the Availability of Specialists with Higher Education for the Regional Labor Market. Nauchno-tekhnich-eskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki = St. Petersburg State Polytechnic University Journal. Humanities and Social Sciences. No. 4, pp. 23-31. DOI: 10.5862/JHSS.232.3 (In Russ., abstract in Eng.)

19. Uvarova, V.I. (2011). [Higher Education and Regional Labor Market. The Problem of Interaction]. Obrazovanie i obshchestvo = Education and Society. No. 4 (69), pp. 68-75. (In Russ.)

The paper was submitted 25.03.19 Received after reworking 02.05.19 Accepted for publication 12.05.19

Сдерживание межрегиональной учебной миграции:

роль вузов

Захарова Инна Владимировна - канд. пед. наук. E-mail: inna73reg@yandex.ru

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск,

Россия

Адрес: 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5

Аннотация. Рассматривается проблема оттока молодёжи из региона в связи с получением высшего образования. Целью статьи является определение возможностей влияния на потоки межрегиональной учебной миграции. Обосновывается роль вузов в сдерживании учебной миграции из региона и в привлечении миграционных потоков молодёжи. Сделан обзор исследований учебной миграции в регионах России, на его основе выявляются факторы выбора абитуриентами места обучения. Описаны тренды межрегиональной учебной миграции в Приволжском федеральном округе. Проанализированы миграционные планы старшеклассников Ульяновской области. В качестве методов исследования использовались междисциплинарный анализ литературы, социологический опрос, метод экспертных оценок, анализ статистических данных. Эмпирическая база - результаты опроса 1010 старшеклассников, 91 родителя и 27 руководителей образовательных организаций, проведённого в сентябре-ноябре 2018 г. в Ульяновской области. Методологическое основание данной работы - принципы и подходы, сформулированные в исследованиях региональных систем образования в контексте социально-экономических проблем.

Теоретическую значимость имеет предлагаемая классификация причин учебной миграции из региона и причин остаться в регионе. На основе полученных эмпирических данных предлагаются пути предотвращения учебной миграции из региона. В частности, выявлено, что качество образования в региональных вузах не является для абитуриентов фактором, значительно влияющим на выбор вуза. В наибольшей мере планы старшеклассников обусловлены субъективным восприятием социально-экономических условий региона, в котором они хотели бы получать образование. Поскольку учебная миграция имеет объективные и субъективные причины, для влияния на неё требуется комплекс экономических, правовых и информационно-пропагандистских инструментов. Делается вывод, что в регионе существуют две основные силы, способные влиять на учебную миграцию, - это органы власти и сама территориальная система образования, структурным элементом которой являются вузы. Помимо эффективной образовательной и научной деятельности вузам необходимо осуществлять целенаправленную маркетинговую политику, а также предпринимать усилия по формированию имиджа всей территориальной системы образования.

Ключевые слова: регион, региональные вузы, миграция, межрегиональная учебная миграция, абитуриенты, факторы/, миграционного оттока

Для цитирования: Захарова И.В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 71-84. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84

Введение

В 2010 г. возрастная группа 15-29 лет составляла 22,8% численности населения страны, а к 2019 г. она не превышала 17,2 %.

Снижение связано не только с ростом доли населения старших возрастов, но и с номинально низким количеством молодых людей. В регионах, переживающих демографиче-

ский спад, значима проблема миграционного оттока молодёжи. В настоящее время до 60% внутрироссийских мигрантов - это молодёжь 18-29 лет. Поэтому проблема сохранения молодёжи актуальна для большинства регионов Российской Федерации.

Всплеск миграционных перемещений населения в возрасте 17-18 лет в связи с началом получения профессионального образования происходит во многих странах. Впервые эту тенденцию описал Д.Б. Питтенджеер [1] в 1974 г., с 1990-х гг. для данного вида миграции используется термин «Со1^е-Вош^» [2]. В нашей стране перемещение в связи обучением трактуется как образовательная или учебная миграция. В ряде работ эти термины употребляются как синонимы [3; 4]. Однако образовательная миграция -более широкое понятие, включающее, помимо профессионального обучения, стажировки, программы переподготовки, различные курсы, тренинги, краткосрочные поездки в рамках образовательного обмена научных центров, вузов, колледжей [5-7].

Цель нашего исследования - определить возможности влияния на потоки межрегиональной учебной миграции со стороны институтов власти регионов и образовательных организаций. Эмпирической базой стали результаты социологического опроса старшеклассников, родителей и руководителей образовательных организаций, проведённого в сентябре - ноябре 2018 г. в 32 школах Ульяновской области.

Закономерности учебной миграции

в контексте экономики, социологии, демографии

Возникновение миграционных процессов традиционно рассматривается как ответ на пространственное неравновесие на рынке труда. Перемещение трудовых ресурсов между регионами с дефицитом и избытком рабочей силы объясняется теорией выталкивания-притяжения: индивиды стремятся максимизировать свой доход, переместившись из региона первого типа в регион второго [8].

Поскольку получение профессионального образования является дорогой на рынок труда, можно утверждать, что международная и межрегиональная учебная миграция происходит по аналогии с трудовой миграцией, на основе «притяжения» экономически и индустриально развитых территорий.

И. Валлерстайн в теории мировых систем (world system theory) рассматривает миграцию молодёжи между странами как следствие глобализации [9]: наиболее активные и подготовленные молодые люди из стран с относительно невысоким уровнем жизни и качеством образования переезжают в страны, где высокий уровень производства обусловливает более высокое качество образования.

Зарубежные исследователи образовательной миграции анализируют влияние на неё культуры страны-донора и принимающего региона [10], её гендерную специфику [11], влияние на миграционные процессы стадий жизненного цикла (поступление в высшие учебные заведения, вступление в трудовые отношения, партнёрство, брак, формирование семьи) [12]. Большое внимание уделяется факторам, обусловливающим внешнюю и внутреннюю миграцию [13; 14], а также взаимосвязи образовательной миграции и состояния рынка труда принимающих территорий [15]. На процессы учебной миграции влияют семья и ближайшее социальное окружение молодых людей. В этом находят подтверждение выводы теории новой экономики миграции О. Старка и Д. Блума о том, что миграционные решения принимаются не отдельными индивидами, а домохозяйствами и поддерживаются семьями [16]. Теория социальных сетей Д. Массея и Дж. Скурла также трактует миграцию как результат индивидуального или семейного процесса принятия решений, при котором сохраняется совокупность межличностных связей: мигранты взаимодействуют со своими соотечественниками, оставшимися в их странах и переехавшими на новое место раньше них. Эти связи снижают затраты на миграцию: каждый новый переехавший не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.