Научная статья на тему 'Система высшего образования России и российского Дальнего Востока в условиях рыночных реформ (1992-2016 гг. )'

Система высшего образования России и российского Дальнего Востока в условиях рыночных реформ (1992-2016 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / RUSSIA / FAR EAST / HIGHER EDUCATION / REFORMS / RESULTS / SOCIAL CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Василий Геннадьевич

На основе обобщения мнений и оценок исследователей научно-образовательного комплекса России (философов, историков, социологов, экономистов, политологов, преподавателей высшей школы) освещаются результаты и социальные последствия рыночных реформ 1992-2016 гг. применительно к системе высшего образования. Даны оценки присоединения РФ к Болонскому процессу (2003 г.), введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ), платного высшего образования, текучести научно-педагогических кадров, реформ в сфере высшего образования в целом по стране и в Дальневосточном регионе в частности. На основе опубликованных и архивных источников констатируется последовательное снижение уровня и качества подготовки специалистов в 1990-2000-е гг. в вузах РФ и на Дальнем Востоке из-за неполного государственного финансирования и оттока значительного числа высококвалифицированных преподавательских кадров докторов и кандидатов наук в другие сферы занятости и за границу. Сделаны выводы, что система высшего образования и страны, и её региона пока не выполняет в полном объёме свою миссию по подготовке специалистов и формированию интеллектуального потенциала России. В условиях долговременного системного социально-экономического кризиса российское общество не смогло эффективно воздействовать на государственную политику в сфере высшего образования, преодолеть негативные социальные последствия реформ, проводимых Министерством образования и науки преимущественно административным путём. В новых политических, социально-экономических и культурных условиях перманентные рыночные реформы в вузах в 1992-2016 гг., неоднозначные по содержанию, результатам и социально-экономическим последствиям, привели к разрушению советской системы образования, её трансформации в целом, формированию новых моделей подготовки специалистов в соответствии с западными образцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of higher education of Russia and the Russian Far East under market reforms (1992-2016)

Within the scope of summarizing opinions and assessments of the researchers of the Russian academic organization (philosophers, historians, sociologists, economists, political scientists, teachers in higher education), the results and the social consequences of market reforms 1992-2016 in the higher education system are analyzed. There are evaluations about Russia’s accession to the Bologna Process (2003), the introduction of the Unified State Examination (USE), paid higher education, stress, turnover of the teaching staff, reforms in higher education in Russia and in the Far East Federal District. Following published and archival sources, in 1990-2000, the constant decline of the level and of the quality of specialists is stated in the institutions of higher education of the Russian Federation and in the Far East because of the insufficient state funding and the outflow of a significant number of highly qualified teaching staff doctors of sciences and candidates of sciences in other areas of employment and abroad. It is concluded that the state and regional system of higher education doesn’t entirely fulfill its mission in training of specialists and creation of intellectual potential of the Russian Federation. Under the conditions of a long-term social and economic system crisis, Russian society didn’t manage to influence effectively the public policy in higher education, to overcome the negative social consequences of the reforms, which were primarily carried out by the Ministry of Education and Science. In new political, social, economic, and cultural conditions, permanent market reforms in the institutions of higher education in 1992-2016, which turned out to be ambiguous, the results and socio-economic effects led to the breakdown of the Soviet education system, its transformation on the whole, the formation of new models of training of specialists in accordance with Western standards.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования России и российского Дальнего Востока в условиях рыночных реформ (1992-2016 гг. )»

Система высшего образования России и российского Дальнего Востока в условиях рыночных реформ (1992-2016 гг.)1

Василий Геннадьевич Макаренко,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Дальнего Востока России Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]

На основе обобщения мнений и оценок исследователей научно - образова -тельного комплекса России (философов, историков, социологов, экономи -стов, политологов, преподавателей высшей школы) освещаются результаты и социальные последствия рыночных реформ 1992—2016 гг. применитель -но к системе высшего образования. Даны оценки присоединения РФ к Бо -лонскому процессу (2003 г.), введения Единого государственного экзаме -на (ЕГЭ), платного высшего образования, текучести научно - педагогических кадров, реформ в сфере высшего образования в целом по стране и в Даль невосточном регионе в частности. На основе опубликованных и архивных источников констатируется последовательное снижение уровня и качест -ва подготовки специалистов в 1990—2000- е гг. в вузах РФ и на Дальнем Востоке из - за неполного государственного финансирования и оттока зна -чительного числа высококвалифицированных преподавательских кадров — докторов и кандидатов наук — в другие сферы занятости и за границу. Сде -ланы выводы, что система высшего образования и страны, и её региона пока не выполняет в полном объёме свою миссию по подготовке специалистов и формированию интеллектуального потенциала России. В условиях долго -временного системного социально экономического кризиса российское об щество не смогло эффективно воздействовать на государственную политику в сфере высшего образования, преодолеть негативные социальные последст -вия реформ, проводимых Министерством образования и науки преимущест -венно административным путём. В новых политических, социально эконо мических и культурных условиях перманентные рыночные реформы в вузах в 1992—2016 гг., неоднозначные по содержанию, результатам и социально -экономическим последствиям, привели к разрушению советской системы образования, её трансформации в целом, формированию новых моделей подготовки специалистов в соответствии с западными образцами. Ключевые слова: Россия, Дальний Восток, высшее образование, реформы, результаты, социальные последствия.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Президиума ДВО РАН (грант № 15—9—011 «Образовательный потенциал Тихоокеанской России. XVIII — нача -ло XXI вв.» (Раздел 2)).

The system of higher education of Russia and the Russian Far East under market reforms (1992-2016).

Vasilij Makarenko, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].

Within the scope of summarizing opinions and assessments of the researchers of the Russian academic organization (philosophers, historians, sociologists, economists, political scientists, teachers in higher education), the results and the social consequences of market reforms 1992—2016 in the higher education system are analyzed. There are evaluations about Russia's acces -sion to the Bologna Process (2003), the introduction of the Unified State Examination (USE), paid higher education, stress, turnover of the teaching staff, reforms in higher education in Russia and in the Far East Federal District. Following published and archival sources, in 1990—2000, the constant decline of the level and of the quality of specialists is stated in the institutions of higher education of the Russian Federation and in the Far East because of the insuf ficient state funding and the outflow of a significant number of highly qualified teaching staff — doctors of sciences and candidates of sciences — in other areas of employment and abroad. It is concluded that the state and regional system of higher education — doesn't entirely fulfill its mission in training of specialists and creation of intellectual potential of the Russian Federation. Under the condi tions of a long term social and economic system crisis, Russian society didn't manage to influence effectively the public policy in higher education, to overcome the negative social consequences of the reforms, which were primarily carried out by the Ministry of Education and Science. In new political, social, economic, and cultural conditions, permanent market reforms in the institutions of higher education in 1992—2016, which turned out to be ambiguous, the results and socio economic effects led to the breakdown of the Soviet education system, its transformation on the whole, the formation of new models of training of special -ists in accordance with Western standards.

Keywords: Russia, Far East, higher education, reforms, results, social conse -quences.

Одной из актуальных проблем современных общественных и гумани -тарных наук является история распада СССР, революционной ломки сложившейся более чем за 70 лет советской власти политической струк -туры общества и социально - экономического уклада государства, карди -нального изменения политического режима, сложного перехода России к рыночным отношениям. Радикальные рыночные реформы проводились во всех сферах жизнедеятельности страны, в т.ч. и в системе высшего об разования — важнейшего социального института, призванного не только обеспечивать в полной мере подготовку необходимых специалистов для экономики государства и формирование его интеллектуального потен -циала, но и удовлетворять потребности личности в образовании.

В силу своей актуальности, научной и практической значимости, реа -лизация, результаты и социальные последствия реформ в любом социуме всегда вызывали большой интерес учёных- обществоведов. Таким образом, необходимость объективного междисциплинарного исследова -ния (философами, историками, социологами, экономистами, политоло -гами, педагогами, культурологами) проблем реформирования высшего образования РФ в 1992—2016 гг. на основе цивилизационного подхода не вызывает сомнений. Аксиомой является утверждение: «Знание — си -ла, двигатель технического, технологического и социального прогресса». В связи с этим уровень, качество и количество профессионально подго -товленных в высшей школе специалистов, их востребованность, полная занятость в экономике, эффективность деятельности, основанной на по лученных в вузе знаниях, на наш взгляд, являются важным условием по ступательного развития российского общества, одним из критериев его цивилизованности.

Цель статьи — изучение результатов и социально - экономических последствий реформирования системы высшего образования России в 1990—2000 е гг., выявление общих закономерностей данного процес са и специфических региональных особенностей функционирования ву зов в условиях перехода к рыночной экономике.

После распада СССР система высшего образования в стране рефор -мируется на основе рыночной парадигмы вот уже более 20 лет. Основ -ная цель преобразований — создание оптимальной образовательной мо дели, наиболее полно соответствующей кардинально изменившейся в 1990—2000- е гг. системе государственной власти, новому политичес -кому режиму и формирующемуся рыночному социально экономическо му укладу России.

К настоящему времени в РФ уже достигнуты определённые результа -ты: создано новое либерально демократическое законодательно право вое поле; имеется негосударственный сектор высшего образования; введе -ны новые образовательные стандарты для вузов, а также многоканальное финансирование, автономизация крупных высших учебных заведений, многоуровневая подготовка кадров (бакалавр, магистр, специалист); осу ществлены деидеологизация учебного процесса и демократизация выс шей школы; реализуются инновационные учебные программы; внедря ются современные образовательные технологии и др. [15, с. 219, 222].

Значительно расширилась сеть высшего образования. По данным Минобрнауки РФ, если в 1980—1991 гг. в России было около 500 ву -зов, то в 2008 г. — 1134: 660 государственных и муниципальных [11; 12] и 574 негосударственных. В 2009 г. создано 9 федеральных (2 из них — в ДФО: Дальневосточный (Владивосток) и Северо - Восточный (Якутск)) и 28 исследовательских университетов. В сентябре 2013 г. в стране на -считывалось уже около 2,5 тыс. вузов и их филиалов [11; 12]. В августе 2014 г., путём слияния семи высших учебных заведений Крыма, создан ещё один, десятый, Крымский федеральный университет.

Однако из многочисленных публикаций в российских СМИ и инфор -мации правоохранительных органов известно, что многие вузы и их фи лиалы, в т.ч. и региональные, не располагая надлежащим материально техническим и кадровым потенциалом, дают некачественное образование, занимаются откровенной профанацией обучения и фактически продают дипломы о высшем образовании [14; 22]. В связи с этим Минобрнауки РФ разработало стандартизированный комплекс нормативных документов для оценки деятельности вузов — своеобразные критерии эффективно сти, которые, однако, были справедливо раскритикованы научно образо вательным сообществом за несовершенство, т.к. в число «неэффективных» высших учебных заведений попадали, как правило, культурологические, искусствоведческие, архитектурные, а также медицинские и сельскохо зяйственные. В частности, из проверенных к концу 2012 г. 502 государ -ственных вузов выявлено 136 «с признаками неэффективности», а среди филиалов «неэффективными» оказались 50%. По результатам провер -ки намечена (и частично проведена) реорганизация или ликвидация примерно 20—30% высших учебных заведений. В списке «неэффектив -ных» только по Центральному федеральному округу оказались 40 вузов и 81 филиал [19; 28].

Проверка Минобрнауки, проведённая на Дальнем Востоке, выявила 35 «неэффективных» учреждений высшего образования: 6 вузов (Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровский ин -ститут искусств и культуры, Амурский государственный университет, Даль -невосточный аграрный университет, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Арктический институт искусств и культуры) и 29 филиалов центральных и местных институтов (в Якутске, Биробид -жане, Южно - Сахалинске, Петропавловске - на - Камчатке, Благовещенске, Анадыре) [19]. В 2015 г. в Хабаровске объединили Дальневосточный госу -дарственный гуманитарный университет (ДГГУ) и Тихоокеанский государ -ственный университет (ТГУ). В Приморье предполагалось ликвидировать почти все филиалы ДВФУ в моногородах и посёлках городского типа [19], но, благодаря вмешательству губернатора края В.В. Миклушевского и вре -менному приостановлению политики Минобрнауки по ликвидации вузов, эти намерения ещё не реализованы, так же как и запланированное созда -ние региональных опорных университетов в масштабах всей страны.

К началу 2014 г. в РФ насчитывалось 593 государственных и 486 него -сударственных высших учебных заведений с 1376 и 682 филиалами соот -ветственно [11; 12]. В них обучалось 7 млн чел., в т.ч. только 2 млн — за счёт госбюджета [11]. По данным Рособрнадзора, за 2013 — февраль 2015 г. 600 вузов и филиалов лишились лицензий по разным причинам, в т.ч. и «по признакам неэффективности» [11]. В 2016 г. в РФ функционировало 1100 вузов. Но согласно федеральной целевой программе развития обра -зования на 2016—2020 гг., их общее количество будет сокращено на 40%, а число филиалов — на 80%. Прежде всего ликвидируют негосударст венные вузы, дающие некачественное образование [29]. В соответствии

со стратегическими планами предусмотрена и уже осуществляется даль нейшая государственная финансовая поддержка федеральных, иссле довательских и региональных университетов, что позволило, например, Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ) за короткое вре -мя стать центром притяжения талантливой и целеустремлённой молодё жи, причём не только российской, но и зарубежной. Так, в 2012 г. в при -ёмную комиссию ДВФУ подали документы абитуриенты из 43 регионов России: с Урала, из центральных районов, Западной Сибири, Алтайско го края, Курганской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Кали -нинградской, Оренбургской, Ярославской областей [7]. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время: в 2016 г. в ДВФУ поступали предста -вители 75 субъектов РФ, а доля зачисленных первокурсников из - за пре -делов Приморья составила 40%. Кроме того, было принято 3 тыс. ино -странных граждан из 52 государств. Всего по программам высшего образования в Дальневосточном федеральном университете обучается 24 тыс. студентов [8].

Одна из основных задач реформирования современной высшей школы — не только удовлетворение потребности личности в образовании, но и обу чение студентов навыкам быстрой адаптации к изменяющимся условиям, реальным потребностям экономики, запросам общества и государства. Од нако оценки результатов преобразования российской высшей школы офи циальными лицами, государственными служащими, специалистами, экспер тами, научно образовательным сообществом и населением страны крайне противоречивы и подчас диаметрально противоположны. Так, чиновники от образования, главные идеологи реформ в лице Высшей школы эконо мики и Министерства образования и науки России, все реформы в высшей школе РФ в 1990—2000- е гг. характеризуют как положительные, с высоки -ми результатами, вполне соответствующие задаче перевода национальной системы образования на рыночные отношения [7; 27]. Подобные оценки за -частую не соответствуют действительности. Так, например, О.Н. Смолин, за -меститель председателя комитета по образованию Государственной Думы опроверг заявление Минобрнауки о том, что основные положения закона 83 ФЗ (о реформе бюджетных учреждений) предварительно успешно апро бировались в 2007—2009 гг. в 31 регионе в рамках комплексных проектов модернизации образования, и при этом якобы были достигнуты положи тельные результаты. На самом же деле оказалось: «...комплексные проекты реализовывались в рамках действующего законодательства и привели к по ложительным результатам только в тех случаях, где на них выделялись до полнительные средства. А без дополнительных средств у работников школ попросту уменьшалась зарплата, снижалось качество образования» [27].

Значительная часть научно образовательного сообщества отмечает противоречия, крупные недостатки, просчёты и негативные социальные последствия реформирования, которые в целом оказывают деструктив ное влияние на уровень и качество подготовки специалистов, на состоя ние морально этического облика руководителей некоторых вузов (рост

коррупции), на формирование интеллектуального потенциала Российско го государства [4; 22]. И руководство страны, и большинство отечествен ных и зарубежных учёных неоднократно указывали на резкое снижение ка чества российского высшего образования в 1990—2000- е гг. по сравнению с советским периодом, акцентировали внимание на необходимости совер -шенствования подготовки специалистов, повышения уровня и качества об -разования с учётом вызовов времени, запросов рынка труда и укрепления национальной безопасности [19; 24; 20; 15, с. 222; 22; 3, с. 922, 927, 929].

Одним из обсуждаемых вопросов реформы высшего образования в РФ является включение страны в общеевропейское образовательное пространство путём присоединения к Болонской конвенции2 [2] в 2003 г., что позволило ввести многоуровневую подготовку специалистов, новые образовательные технологии [3; 4]. Обоснованием данного администра -тивного решения были следующие аргументы: «так сделано во всём ми -ре», «это позволит России принимать активное участие в международ -ном разделении труда и трудоустройстве выпускников российских вузов за рубежом», «это скорректирует траекторию обучения, облегчит соци -альный лифт молодёжи», «позволит вузам зарабатывать деньги при недос -таточном госбюджетном финансировании» [17; 18; 20; 21]. Однако при реализации программы не были учтены реальный образ жизни, доходы и менталитет россиян, а также традиции и специфические особенности отечественной культуры. По оценкам В.В. Миронова3, на Западе реализа -ция Болонской системы приобрела «мягкий» характер, там была сохране -на национальная специфика высшего образования. Более того, вне указан ной системы осталось большинство платных элитных вузов Европейского Сообщества. Российская же «специфика» свелась к строгому и неуклон -ному исполнению огромной массы бюрократических, регламентирующих и отчётных документов, росту сегмента платного образования, введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), подрывающего фундамен -тальность образования. Установлено, что уровень подготовки классичес кого магистра на Западе соответствует уровню подготовки российско -го специалиста до вхождения в Болонский процесс [18; 17]. Кроме того,

2 Болонская конвенция по высшему образованию подписана в г. Болонья (Италия) в 1999 г. представителями 29 европейских стран. Россия присоединилась к ней в 2003 г. Конвенция призвана унифицировать качество образования в Европе, соз -дать единое образовательное пространство и предполагает двухступенчатую сис -тему подготовки специалистов: бакалавриат (четырёхлетнее обучение) и магистра -тура (не менее двух лет обучения). Реформы, проводимые в постсоветской России в рамках Болонского процесса, направлены на построение системы образования, аналогичной тому, что уже имеется в странах Запада [2]. Более подробно о Болон -ском процессе см.: [21].

3 Владимир Васильевич Миронов — член - корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой онтологии и теории познания философского факультета МГУ (с 1998 г.), декан философского факультета МГУ (с 1998 г.). Автор книги «Размышления о ре -форме российского образования» [17] и одноимённой статьи в журнале «Вопросы философии» [18].

современная общественная практика показывает: работодатели неохот но берут на работу бакалавров [4], хотя, согласно документам Болонско го процесса, обязаны это делать [21]. И их можно понять: бакалавриат, как первая ступень высшего образования, не предусматривает профессио нальной специализации (в рамках преобладающего в учебном процессе компетентностного подхода), даёт минимальный уровень «узкого» знания в соответствующей области (примерно на уровне советского техникума).

Согласно регламентирующим документам Болонского процесса [21], на бюджетные места в магистратуру рекомендуется принимать не более 10% выпускников бакалавриата, что неукоснительно соблюдается в со временной российской практике. Не вошедшие в это число, но желаю щие продолжить обучение в магистратуре, могут поступить туда только на платной основе. Такое соотношение бакалавров и магистрантов ведёт к урезанию базовых учебных планов, аудиторной нагрузки, оттесняет ка федры и научное руководство в малочисленную магистратуру, что неиз бежно вызывает резкое сокращение численности профессорско препода вательского состава и, соответственно, разрушение значительного числа российских научных школ, негативно сказываясь на интеллектуальном потенциале РФ. Сложившаяся кризисная ситуация явилась одной из при чин эмиграции в 1990—2000- е гг. значительного числа наиболее квали -фицированных и научно активных преподавателей, что на языке Болон -ского процесса именуется академической мобильностью [4; 21]. Практика показала: Болонский процесс обусловил переориентацию высшего об разования в нашей стране с широкого, системного и фундаментального на узкое, усечённое или мозаичное, получив которое, человек не способен самостоятельно проанализировать текущую социальную ситуацию; уста новил непреодолимый барьер между элитой и массой, создал комфорт ные условия для самовоспроизводства высшей бюрократии [4; 20; 21].

По данным (2016 г.) дальневосточных исследователей - социологов из ДВФУ — Н.В. Осмачко и С.В. Гончаровой, — введение компетентностного подхода (согласно Болонскому процессу) 35% преподавателей ДВФУ оце нили негативно, а 64% убеждены: присоединение РФ к Болонскому про цессу значительно ухудшило качество образования4.

ЕГЭ Минобрнауки также ввело административным путём, под пред -логом, что это якобы «мировой опыт» и «эффективное средство преодо ления коррупции при поступлении в вузы». Более глубокое исследование вопроса показало: ЕГЭ в виде единственной формы отбора абитуриен тов в вузы существует лишь в немногих странах, например «в Египте, от куда наши министры образования его и заимствовали» [29]. По мнению российских специалистов, этот экзамен обязательно должен быть допол нен ещё несколькими формами вступительных испытаний, желательно

4 Осмачко Н.В., Гончарова С.В. Гуманитарное образование на Дальнем Востоке в оценке экспертов: конспект доклада на региональной конференции «Образова -тельный потенциал Тихоокеанской России. XVШ—XXI вв.» (Восьмые Крушановские чтения). Владивосток, 2016, 21—23 июня.

по профилю будущей специальности. В частности, лишь благодаря твёр дой позиции руководства Московского и Санкт Петербургского универ ситетов, для абитуриентов ввели дополнительные профильные экзаме ны, несколько позже это сделали и другие вузы. Сбываются опасения, что введение ЕГЭ негативно повлияет на качество среднего образования [13]. И всё же, несмотря на протесты учёных, преподавателей и населения, Еди ный государственный экзамен сохраняется, более того, принимаются всё новые дополнительные меры и привлекаются значительные материаль -ные и финансовые ресурсы для его «совершенствования».

Немало острых дискуссий в российском обществе вызывает проблема роста сегмента платного массового высшего образования в 1990—2000- е гг., которое во всём мире в последние десятилетия стало очень доходным биз несом. Исследователи отмечают: «...реформаторы заявили, что платность образования — основной тренд развития мирового образования. Но это бы -ло, мягко говоря, неточностью» [29]. Так, в 1990- е гг. платное образова -ние отсутствовало в Скандинавии, в Финляндии (что закреплено Консти туцией и рассматривается как достижение государства). В Швеции оплата обучения введена сравнительно недавно и её размер не превышает 1000 ев -ро, при этом государство компенсирует учащимся проживание в обще -житии. В Германии под давлением населения два последних территори альных образования страны — Бавария и Баден - Вюртемберг — полностью отказались от платного образования [29]. В РФ «высокая цена обучения, особенно в мегаполисах, уже привела к резкому сокращению количест -ва иностранных студентов. А опустить порог оплаты вузы не могут: „стои -мость" бюджетного студента высока, и ниже её плата за образование быть не может» [29]. Более того, стоимость обучения ежегодно увеличивается. Так, согласно социологическим исследованиям 2001 г., иностранные сту -денты, обучавшиеся в вузах Приморского края в 1990—2000 гг., неодно -кратно отмечали ежегодное увеличение стоимости и учёбы, и проживания в общежитии. Данные факторы обусловили снижение привлекательности и престижа российского высшего образования у зарубежной молодёжи. В 1990- е гг. это было связано ещё и с нестабильностью политической об -становки в стране и регионах (например, в Приморье), с высокой степенью криминогенности российского общества, низким уровнем социально - бы -товой инфраструктуры, кризисом в экономике, например, во Владивосто -ке это влекло за собой частые отключения воды, энерго и теплоснабже ния [16, с. 567—576]. В 2012 г. цены на обучение в вузах Хабаровского края в среднем выросли на 12—15 тыс. руб. [15, с. 219—220]. В 2014—2015 уч. г. на 6,3% увеличена стоимость обучения в ДВФУ [Текущ. арх. ДВФУ. Приказ № 12 -13 -118/1 от 11.02.2014 «Об увеличении в 2014/2015 году стоимо -сти обучения по программам высшего профессионального образования для студентов ДВФУ, обучающихся на 2—6 курсах»]. Исследователи установи -ли: в настоящее время расширение платных услуг в системе российского высшего образования происходит быстрее, чем растёт платёжеспособность молодых людей и их родителей [3, с. 926—928]. Увеличение цен на услуги

образования и здравоохранения, на основные продукты питания в РФ про гнозируется также на 2017 и последующие годы, т.к. основной тренд со -временной внутренней политики российского правительства — наполнение бюджета любыми средствами [10]. По оценкам специалистов, в обозримом будущем степень коммерциализация высшего образования в России неиз бежно будет расти, как и его стоимость. В связи с этим рано или поздно на шей стране придётся выходить на мировые цены или жертвовать качеством образования [3, с. 923].

Ещё одна проблема высшего образования в РФ — конвертируемость дипломов. По результатам социологического опроса, проведённого в ву зах Приморского края в 2001 г. среди иностранных студентов, более по -ловины респондентов указали, что у них «с трудоустройством будут труд ности» [16, с. 567—576; 30, с. 92—102].

Согласно переписи 2002 г., в среднем по РФ 160 чел. из 1000 имели высшее образование, при этом 60% дипломированных специалистов от кровенно признались: при устройстве на работу оно им не очень то и при годилось; 45—50% петербургских специалистов работали не по специаль ности [1]. В 2009 г. доля лиц с высшим образованием в экономике РФ составила 25% [3, с. 921]. В Европе, миновавшей стадию «индустриаль -ного общества», доля занятых в экономике специалистов с высшим обра зованием равнялась 31% [1]. На Дальнем Востоке ситуация аналогичная: примерно 40% выпускников вузов работают не по профилю полученной специальности. Более того, в связи с отсутствием системы гарантирован ного трудоустройства около 45% ориентируются на поиск работы и жиз ненное обустройство за рубежом, в странах Азиатско Тихоокеанского ре гиона [15, с. 224].

Главной особенностью преобразования высшей школы РФ в услови ях перехода к рынку является то, что оно опирается преимущественно на административный ресурс. Все реформы проводятся через централи зованную систему управления вузами. В результате происходит подмена содержательных реформ и необходимых изменений т.н. инновационны ми управленческими решениями, которые часто оперируют искусственно придуманными новыми «моделями управления» [15, с. 220] или «крите -риями эффективности» деятельности высших учебных заведений [19; 28].

В условиях перехода РФ к рыночной экономике кардинально изме нилась система управления вузами, их структурными подразделения ми и учебным процессом. Создание укрупнённых кафедр (до 30 чел. и более), высокие аудиторные учебные нагрузки преподавателей и сту дентов в федеральных университетах и объединённых вузах обусловили введение специфических способов управления и контроля за преподава тельским составом и учебным процессом через систему многочислен -ных департаментов, «эффективных менеджеров и кураторов», как прави ло, не имеющих предшествующего опыта работы ни в науке, ни в высшем образовании. Это является, на наш взгляд, дополнительным, ненужным бюрократическим звеном, усложняющим и без того громоздкую управ

ленческую структуру вузов. Данные нововведения предназначены для осуществления контроля, отслеживания промежуточных учебных показа телей и результатов обучения студентов, однако они не дают ожидаемых результатов5 [18; 13]. Нельзя не видеть, что «.реформы высшей школы последних лет не только уничтожают университетское самоуправление и убивают своим мелочным формализмом и коммерциализацией универ ситетскую науку, но и подрывают самые основы профессорского служения: свободу любить свой предмет и своего студента, свободно приобретать и дарить научное знание» [9, с. 118].

Свидетельством негативного отношения российских учёных и препо давателей к реформированию отечественной науки и высшего образова ния является их непрекращающаяся с конца 1980- х гг. и до настоящего времени массовая эмиграция [15, с. 220]. По мнению специалистов, рос -сийские учёные уезжают за границу из - за отсутствия необходимых усло -вий для научной работы: современной оптимальной структуры организа -ции науки, новейшего оборудования, средств на научные командировки, достойной заработной платы для учёных и преподавателей и стипендий для аспирантов [29].

По данным совместного исследования ГУ — Высшей школы эконо -мики (РФ) и Центра международного высшего образования Бостонского колледжа (США), из 28 стран мира только в России у профессора или учё -ного высшего ранга — доктора наук, профессора — заработная плата зна -чительно меньше, чем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (например, в 20 раз ниже, чем в Анголе). В настоящее время на первом месте по оплате труда доктора наук, профессора находится Ни -герия, далее в порядке убывания следуют Эфиопия, Индия, ЮАР, Малай зия, Колумбия, Бразилия, Турция, Аргентина, Италия, Саудовская Аравия, Канада, Израиль, Великобритания, Мексика, Германия, Австралия, Казах стан, Латвия, США, Китай, Чехия, Нидерланды, Франция, Япония, Арме -ния, Норвегия, Россия замыкает этот список [5].

Несмотря на проводимые реформы, наличие нескольких моделей под готовки специалистов (например, исследовательские университеты, пред -принимательские и др.)6 [15, с. 227], система высшего образования в РФ

5 Осмачко Н.В., Гончарова С.В. Гуманитарное образование на Дальнем Востоке в оценке экспертов: конспект доклада на региональной конференции «Образова -тельный потенциал Тихоокеанской России. XVШ—XXI вв.» (Восьмые Крушановские чтения). Владивосток, 2016, 21—23 июня.

6 Социологи выделяют несколько моделей подготовки специалистов: традицион ную, модернизационно - критическую (действует сейчас в большинстве вузов РФ) и сервисную, или американскую. Данные модели, на наш взгляд, характерны для всей системы российского высшего образования, но не всегда они функциониру ют в «чистом» виде, а наоборот, зачастую «накладываются» друг на друга и смеши ваются, что негативно влияет на организацию учебного процесса и качество под готовки специалистов // Осмачко Н.В., Гончарова С.В. Гуманитарное образование на Дальнем Востоке в оценке экспертов: конспект доклада на региональной конфе ренции «Образовательный потенциал Тихоокеанской России. XVШ—XXI вв.» (Вось -мые Крушановские чтения). Владивосток, 2016, 21—23 июня.

пока ещё не выполняет полностью свою миссию, не использует реаль -ные возможности, имеющиеся даже в её отдалённых регионах. Так, вузов -ский потенциал Дальневосточного федерального округа (ДФО) в настоя -щее время представлен 44 государственными и 15 негосударственными вузами (и 104 филиалами центральных (79) и местных (25) высших учеб -ных заведений). В этой системе обучается 218 тыс. студентов по 300 спе -циальностям (из 460 существующих в вузах России). В вузах региона ра -ботают 11 740 преподавателей, в т.ч. 1150 докторов и 5980 кандидатов наук [15, с. 214, 216, 217-220].

Таким образом, развитие системы российского высшего образования в условиях рыночных реформ 1992—2016 гг. нельзя оценить однозначно как по содержанию, результатам, так и по социально экономическим по следствиям. В основном в исследованиях преобладают негативные харак теристики введения ЕГЭ, присоединения РФ к Болонскому процессу, ком -мерциализации, ежегодного увеличения стоимости обучения, текучести, миграции и эмиграции специалистов, низкой заработной платы научно педагогических кадров, реформирования высшего образования в целом.

Система высшего образования в России пока не выполняет в полном объёме свою миссию по подготовке высококвалифицированных специа -листов и формированию интеллектуального потенциала страны. Налицо снижение уровня и качества подготовки специалистов в 1990—2000- е гг. из за уменьшения государственного финансирования и оттока высо коквалифицированных преподавательских кадров в другие сферы или за рубеж. Российское общество в условиях долговременного системного социально экономического кризиса в стране оказалось неспособным эф фективно воздействовать на политику реформаторов и негативные про цессы в высшей школе. Это не только свидетельствует о закономерной трансформации системы высшего образования в новых политических, со циально экономических (рыночных) условиях, но и в перспективе одно значно предполагает новые возможности для вузов, а также смену суще ствующих в РФ моделей подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Более 50% обладателей диплома вуза в Петербурге работают не по специ -альности // MR7.RU: информационно - новостной портал. URL: http://mr7.ru/ articles/61031/ (дата обращения: 26.11.2015).

2. Болонский процесс // DIC.ACADEMIC.RU: словари и энциклопедии на сайте «Акаде -мик». URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/466/%D0%91%D0%BE%D0%BB% D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F (дата обращения: 21.11.2015).

3. Верёвкин Л.П. Массовое высшее образование в условиях конкуренции и коммер -циализации // Вестник Российской академии наук. Октябрь, 2009. Т. 79. № 10. С. 921—929.

4. Галкина Е. Болонские тайны // APN.RU: официальный сайт Агентства политичес -ких новостей (АПН). URL: http://www.apn.ru/publications/artide1473.htm (дата об -ращения: 21.11.2015).

5. Где мы? Как обстоят дела с наукой в России? // TRV- SCIENCE.RU: информаци -онный портал «Троицкий вариант». URL: http://trv - science.ru/uploads 03.11.2015 (дата обращения: 26.11.2015).

6. Дальневосточное отделение РАН на выборах новых членов Академии наук по -лучило вдвое лучший результат // TO - ROS.INFO: информационный портал. URL: http://to- ros.info/?p=42283 (дата обращения: 28.10.2016).

7. Дальневосточный федеральный университет запускает 10 новых международ -ных программ // news.mail.ru: информационный портал. URL: http://news.mail.ru/ inregions/fareast/25/society/9561635/ (дата обращения: 12.07.2012).

8. ДВФУ отмечает сегодня 117 - летие высшего образования на Дальнем Востоке России // NEWS.MAIL.RU: информационный портал. URL: https://news.mail.ru/ society/27518486/?social=ok (дата обращения: 05.12.2016).

9. Иванов А.В. Воссоединение времён (размышления над сборником научных статей «Русская философская мысль: на Руси, в России, за рубежом») // Вестник Московско -го университета. Серия 7, Философия. 2014. № 5 (сентябрь—октябрь). С. 103—119.

10. Как изменятся цены в 2016 году? // AIF.RU: информационный портал издатель -ского дома «Аргументы и факты». URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/kak_ izmenyatsya_ceny_v_2016_godu (дата обращения: 28.11.2015).

11. Количество вузов в России // info - magazin.ru: информационный портал. URL: http://info - magazin.ru/catalog/122/26551/ (дата обращения: 17.12.2016).

12. Количество вузов в России: динамика с 1991 по 2014 г. // info - magazin.ru: инфор -мационный портал. URL: http://info - magazin.ru/catalog/122/18933/ (дата обраще -ния: 17.12.2016).

13. Кузбасский С. Реформа образования на финишной прямой // NETREFORME.ORG: информационный портал. URL: http://netreforme.org/news/reforma - obrazovaniya -na - finishnoy - pryamoy (дата обращения: 24.11.2011).

14. Купить диплом о высшем образовании в Санкт - Петербурге — быстро и без про -блем // KUPI - DIPLOM.COM: информационный портал. URL: http://kupi - diplom. com/uslugi/vuzi - diplomi.htm (дата обращения: 18.12.2016).

15. Макаренко В.Г. Высшее образование на Дальнем Востоке России и его роль в ус -тойчивом развитии и укреплении безопасности региона (1991—2014 гг.) // Ма -териалы 57 - й всерос. науч. конф. Т. 5: Проблемы тактики военно - морского фло -та, военной истории, геополитики и военно морской географии. Владивосток: ТОВВМУ им. С.О. Макарова, 2014. С. 218—230.

16. Макаренко В.Г. Модернизация высшего образования: проблемы и решения (по ма -териалам социологического опроса, проведённого в вузах Приморского края) // Дальний Восток России в системе международных отношений в Азиатско Тихо океанском регионе: история, экономика, культура (Третьи Крушановские чтения, 1996). Владивосток: Дальнаука, 2006. С. 567—576.

17. Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования // Вопросы фи -лософии. 2012. № 1. С. 3—43.

18. Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования: доклад на между -народной научной конференции «Философия и образование в процессе трансфор мации культуры», посвящённой 70 -летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2011. 64 с.

19. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Российская Федерация. М.: Минобрнауки РФ, 2012 // CDNIMG.RG.RU: информационный портал. URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/ article/69/21/72/Monitoring_vuz.pdf (дата обращения: 26.1 1.2015).

20. Нуриева Л., Киселёв С. Итоги ЕГЭ: опыт анализа // SCEPSIS.NET: сайт научно -просветительского журнала «Скепсис». URL: http://scepsis.net/library/id_3585. html (дата обращения: 07.11.2016).

21. Основные документы Болонского процесса // RPP.NASHAUCHEBA.RU: инфор -мационный портал. URL: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index -104245.html (дата обращения: 08.12.2016).

22. Отстранение от должности не остановило ректора ДВФУ // NEWS.MAIL.RU: ин -формационный портал. URL: https://news.mail.ru/society/26410588/?frommail=1 (дата обращения: 12.07.2016).

23. Отчёт о научной и научно организационной деятельности Дальневосточного от деления РАН в 2015 году. Владивосток: Дальнаука, 2016. 281 с.

24. Путин: развитие Дальнего Востока станет приоритетом XXI века // NEWS.MAIL. RU: информационный портал. URL: http://news.mail.ru/inregions/fareast/25/ politics/16074944/?frommail=1 (дата обращения: 13.12.2013).

25. Синтез научно технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия 2050 / под ред. акад. П.А. Минакира, акад. В.И. Сергиенко. Владивосток: Дальнау -ка, 2011. 912 с.

26. Смирнова Л. Вячеслав Седых: мы должны возродить в высшей школе всё лучшее, что потеряли за последние годы // Комсомольская правда. 2000. 26 сентября. С. 15.

27. Смолин О.Н. Школы не должны стремиться к получению прибыли // rian.ru: сетевое издание «РИА новости». URL: http://www.rian.ru/edu_analysis/20100506/231109447. html (дата обращения: 24.11.2011).

28. Список неэффективных вузов Минобрнауки: полный список, ЦФО, Москва, СПб // MR7.RU: информационно новостной портал. URL: http://mr7.ru/articles/62239/ (дата обращения: 26.11.2015).

29. Честный разговор об итогах реформы образования // PRAVMIR.RU: ежедневное интернет - издание «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/vladimir -mironov - ob - obrazovanii (дата обращения: 03.11.2015).

30. Чжан Шухуа. Миграция между Россией и Китаем: реальные масштабы и пер спективы // Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор. М, 1999. С. 92—102.

31. Число вузов в России сократится на 40% // TVRAIN.RU: информационный портал. URL: https://tvrain.ru/articles/chislo_vuzov_v_rossii_sokratitsja_na_40- 384683/ (дата обращения: 17.12.2016).

32. Текущ. арх. ДВФУ (Текущий арх. Дальневосточного федерального ун - та).

REFERENCES

1. Bolee 50% obladatelei diploma vuzov Peterburga rabotayt ne po specialnosti [More than 50% of high school diploma holders in St. Petersburg do not work in their spe -cialty]. Available at: http://mr7.ru/articles/61031/ (accessed 26.11.2015). (In Russ.)

2. Bolonskiiprocess [The Bologna Process]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ politology/466/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0 %B0%D1%8F (accessed 21.11.2015). (In Russ.)

3. Veryovkin L.P. Massovoe vysshee obrasovanie v usloviah konkurencii i kommercialisa -cii [Mass higher education under the conditions of competition and commercialization]. VestnikRossiiskoi akademiinauk, October, 2009, vol. 79, no. 10, pp. 921—929. (In Russ.)

4. Galkina E. Bolonskie tajny [Bologna secrets]. Available at: http://www.apn.ru/publi -cations/article1473.htm (accessed 21.11.2015). (In Russ.)

5. Gde mi? Kak obstojat dela s naukoi v Rossii? [Where are we? What is the situation with science in Russia?]. Available at: http://trv - science.ru/uploads 03.11.2015. (ac -cessed 26.11.2015). (In Russ.)

6. Dal'nevostochnoe otdelenie RAN na vyborah novyh chlenov Akademii nauk po -luchilo vdvoe luchshij rezul'tat [Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences

in the election of new members of the Academy of Sciences received twice twice better results]. Available at: http://to - ros.info/?p=42283 (accessed 28.10.2016). (In Russ.)

7. Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet zapuskaet 10 novyh mezhdunarodnyh pro -gramm [Far Eastern Federal University launches ten new international programs]. Available at: http://news.mail.ru/inregions/fareast/25/society/9561635/ (accessed 12. 07. 2012). (In Russ.)

8. DVFU otmechaet segodnja 117-letie vysshego obrazovanija na Dal'nem Vostoke Rossii [Far Eastern Federal University celebrates 117 years of higher education in the Far East of Russia]. Available at: https://news.mail.ru/society/27518486/ social = ok (accessed 05.12.2016). (In Russ.)

9. Ivanov A.V. Vossoedinenie vremen (razmyshlenija nad sbornikom nauchnyh statej «Russkaja filosofskaja mysl': na Rusi, v Rossii, za rubezhom») [Reunion of times (re -flections on the collection of scientific articles "Russian philosophical thought in Rus -sia, abroad")]. VestnikMoskovskogo universiteta, vol. 7, Philosophy, 2014, no. 5 (Sep -tember—October), pp. 103—119. (In Russ.)

10. Kak izmenyatsya ceny v 2016 godu? [How will prices change in 2016?] Available at: http://www.aif.ru/dontknows/actual/kak_izmenyatsya_ceny_v_2016_godu (accessed

28.11.2015). (In Russ.)

11. Kolichestvo vuzov v Rossii [The number of institutions of higher education in Rus -sia]. Available at: http://info - magazin.ru/catalog/122/26551/ (accessed 17.12.2016). (In Russ.)

12. Kolichestvo vuzov v Rossii: dinamika s 1991 po 2014 g. [The number of institutions of higher education in Russia: the dynamics from 1991 to 2014]. Available at: http:// info -magazin.ru/catalog/122/18933/ (accessed 17.12.2016). (In Russ.)

13. Kuzbasskiy C. Reforma obrazovanija na finishnojprjamoj [Education reform on the home -stretch]. Available at: http://netreforme.org/news/reforma obrazovaniya na finishnoy pryamoy (accessed 24.11.2011). (In Russ.)

14. Kupit' diplom o vysshem obrazovanii v Sankt-Peterburge — bystro i bez problem [To buy a diploma of higher education in Saint - Petersburg — quickly and without problems]. Available at: http://kupi diplom.com/uslugi/vuzi diplomi.htm (accessed

18.12.2016) (In Russ.)

15. Makarenko V.G. Vysshee obrazovanie na Dal'nem Vostoke Rossii i ego rol' v ustojchi -vom razvitii i ukreplenii bezopasnosti regiona (1991—2014 gg.) [Higher education in the Russian Far East and its role in sustainable development and promotion of se curity of the region (1991- 2014)]. Materialy 57-j vseros. nauch. konf. T. 5: Problemy taktiki voenno-morskogo flota, voennoj istorii, geopolitiki i voenno-morskojgeografii [Proceedings of the 57th National Russian scientific conference. Volume 5: Issues of the tactics of the navy, military history, geopolitics, and naval geography]. Vladi vostok, TOVVMU im. S.O. Makarova Publ., 2014, pp. 218—230. (In Russ.)

16. Makarenko V.G. Modernizacija vysshego obrazovanija: problemy i reshenija (po ma -terialam sociologicheskogo oprosa, provedennogo v vuzah Primorskogo kraja) [Mod -ernization of higher education: problems and solutions (a case study of a sociologi cal survey which was carried out at the institutions of higher education in Primorye Region)]. Dal'nij Vostok Rossii v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij v Aziatsko-Ti-hookeanskom regione: istorija, jekonomika, kul'tura (Tret'i Krushanovskie chtenija, 1996) [The Russian Far East in the system of international relations in the Asia - Pa -cific Region: history, economics, culture (The third Krushanov's readings, 1996)]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2006, pp. 567—576. (In Russ.)

17. Mironov V.V. Razmyshlenija o reforme rossijskogo obrazovanija [Reflections on the re -form of the Russian education]. Voprosy filosofii, 2012, no. 1, pp. 3—43. (In Russ.)

18. Mironov V.V. Razmyshlenija o reforme rossijskogo obrazovanija: doklad na mezh-dunarodnoj nauchnoj konferencii «Filosofija i obrazovanie vprocesse transformacii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kul'tury», posvjashhjonnoj 70-letiju vossozdanija filosofskogo fakul'teta v strukture MGU imeni M.V. Lomonosova [Reflections on the reform of the Russian educa -tion: a report at the international scientific conference "Philosophy and education in the process of transformation of culture", dedicated to the 70th anniversary of the recreation of the philosophical faculty at Lomonosov Moscow State Univer -sity]. Moscow, Izdatel' Vorob'jov A.V. Publ., 2011, 64 p. (In Russ.)

19. Monitoring dejatel'nosti federal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija. Rossijskaja Federacija [Monitoring of the activity of the federal educational institutions of higher professional education. The Russian Federation]. Available at: http://cdnimg.rg.ru/pril/article/69/21/72/Monitoring_vuz. pdf (accessed 26.11.2015). (In Russ.)

20. Nureyeva L., Kiselev S. Itogi EGJe: opyt analiza [Results of the Unified State Exami -nation: experience of the analysis]. Available at: http://scepsis.net/library/id_3585. html (accessed 07.11.2016). (In Russ.)

21. Osnovnye dokumenty Bolonskogoprocessa [The main documents of the Bologna pro -cess]. Available at: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index -104245.html (accessed 08.12.2016). (In Russ.)

22. Otstranenie ot dolzhnosti ne ostanovilo rektora DVFU [Removal from office didn't stop the president of FEFU]. Available at: https://news.mail.ru/society/26410588/ Frommail = 1 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)

23. Otchet o nauchnoj i nauchno-organizacionnoj dejatel'nosti Dal'nevostochnogo ot-delenija RAN v 2015 godu [Report on the scientific and scientific and organizational activities of the Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences in 2015]. Vladi -vostok, Dal'nauka Publ., 2016, 281 p. (In Russ.)

24. Putin: razvitie Dal'nego Vostoka stanetprioritetom XXI veka [Putin: the development of the Far East will be a priority of the 21st century]. Available at: http://news.mail. ru/inregions/fareast/25/politics/16074944/?frommail=1 (accessed 13.12.2013). (In Russ.)

25. Sinteznauchno-tehnicheskih i jekonomicheskihprognozov: Tihookeanskaja Rossija 2050 [Combination of scientific technical and economic forecasts: Pacific Russia in 2050] / ed. by P.A. Minakir, V.I. Sergienko, Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2011, 912 p. (In Russ.)

26. Smirnova L. Vjacheslav Sedyh: my dolzhny vozrodit' v vysshej shkole vsjo luchshee, chto poterjali za poslednie gody [Vyacheslav Sedykh: we must revive all the best in the higher school that we lost in recent years]. Komsomol'skaya pravda, 2000, September, 26, p. 15. (In Russ.)

27. Smolin O.N. Shkoly ne dolzhny stremit'sja kpoluchenijupribyli [Schools should not seek making a profit]. Available at: http://www.rian.ru/edu_analysis/20100506/231109447. html (accessed 24.11.2011). (In Russ.)

28. Spisok neperspektivnih vusovMinobrnauki: polnii spisok, CPHO, Moskva, SPb [A list of inefficient institutions of higher education of the Ministry of Education and Sci ence: a complete list, Central Federal district, Moscow, Saint Petersburg]. Available at: http://mr7.ru/articles/62239/ (accessed 26.11.2015). (In Russ.)

29. Chestnii rasgovor ob itogah rephormi obrasovania [A straight talk about the results of the education reform]. Available at: http://www.pravmir.ru/vladimir - mironov - ob -obrazovanii (accessed 03.11.2015). (In Russ.)

30. Chjan Shuhua. Migracija mezhdu Rossiej i Kitaem: real'nye masshtaby i perspektivy [Migration between Russia and China: a real extent of the problem and prospects]. Perspektivy Dal'nevostochnogo regiona: kitajskij faktor [Prospects of the Far Eastern Federal District: a Chinese factor]. Moscow, 1999, pp. 92—102. (In Russ.)

31. Chislo vuzov v Rossii sokratitsja na 40% [The number of the institutions of higher education will decrease by 40% in Russia]. Available at: https://tvrain.ru/articles/ chislo_vuzov_v_rossii_sokratitsja_na_40- 384683/ (accessed 17.12.2016). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.