Научная статья на тему 'Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России'

Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PACIFIC RUSSIA / FAR EAST / ACADEMIC SCIENCE / HIGHER EDUCATION / INTEGRATION / DEVELOPMENT STRATEGY / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галлямова Людмила Ивановна

В статье рассматриваются особенности интеграции академической науки и системы высшего образования Тихоокеанской России на современном этапе. Акцентировано внимание на том, что наука в начале XXI в. становится важнейшей производительной силой и от уровня её развития, удельного веса наукоёмкой продукции в общем объёме производства зависит экономическая, финансовая, военная, политическая мощь государства. В полной мере эта проблема актуальна и для Дальнего Востока России, поскольку в комплексную стратегию развития региона включена задача создать промышленно развитый район на основе модернизации экономики, внедрения в производство новейших научных разработок, а также достижения оптимального уровня социально-бытовой инфраструктуры с целью привлечения и закрепления населения. В статье подчёркивается, что реализация поставленных стратегических задач невозможна без значительного количества высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В этой связи большое значение приобретает взаимодействие институтов Академии наук и системы высшего образования Дальневосточного региона автор анализирует исторический опыт взаимодействия вузов и академических институтов, накопленный к началу XXI в., характеризует различные формы и методы их сотрудничества. Отмечается, что на сегодняшний день в регионе представлены все основные направления технических, естественных и гуманитарных наук, имеется довольно развитая система высшего образования. Особым этапом в интеграции высшей школы и академической науки стала организация на Дальнем Востоке федерального университета. Автор полагает, что создание ДВФУ позволит активизировать дальнейшее взаимодействие кадровых, научных и материальных ресурсов университета и ДВО РАН на основе широкого использования научного потенциала ДВО РАН, в том числе применения самых современных исследовательских методов. В заключение обосновывается вывод о том, что интегрированный интеллектуальный и научно-технический потенциал Тихоокеанской России может и должен обеспечивать успешный экономический подъём и решение стратегических задач, стоящих перед регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of academic science and higher education as a factor of intellectual potential of Pacific Russia

The article studies the features of the integration of academic science and the system of higher education of Pacific Russia at the present stage. It is emphasized that at the beginning of the 21st century, the science becomes the most important productive force, and the economic, financial, military, and political power of the state depends on the level of its development and on the share of high technology products in the total production volume. This issue is completely relevant to the Russian Far East, as the integrated strategy of the development of the region involves the goal to create an industrialized area on the basis of modernization of economy, adoption of recent scientific developments, as well as achievement of the optimum level of social infrastructure in order to attract and to retain population. The article points out that the implementation of the strategic objectives is not possible without a significant number of highly qualified specialists with higher education. Therefore, the cooperation of the institutes of the Academy of Sciences and the system of higher education of the Far Eastern region is of great importance. The author analyzes the historical experience of the cooperation between the institutions of higher education and academic institutes, gained by the beginning of the 21st century, which characterizes various forms and methods of cooperation. It is noted that nowadays, all main areas of engineering, natural sciences, and humanities are presented, and there is a fairly well-developed system of higher education in the region. A creation of the Far Eastern Federal University was a particular stage in the integration of higher education and academic science. The author believes that the establishment of the Far Eastern Federal University will enhance further interaction of personnel, scientific, and material resources of the university and the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, based on widespread use of scientific potential of the Far Eastern Branch including the most modern research methods. It is concluded that the integrated intellectual as well as scientific and technical potential of Pacific Russia can and must be provide successful economic growth and the solution of strategic objectives of the region.

Текст научной работы на тему «Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России»

Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России

Людмила Ивановна Галлямова,

доктор исторических наук, профессор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности интеграции академической науки и системы высшего образования Тихоокеанской России на современном этапе. Акцентировано внимание на том, что наука в начале XXI в. становит -ся важнейшей производительной силой и от уровня её развития, удельного веса наукоёмкой продукции в общем объёме производства зависит эконо -мическая, финансовая, военная, политическая мощь государства. В полной мере эта проблема актуальна и для Дальнего Востока России, поскольку в комплексную стратегию развития региона включена задача создать про -мышленно развитый район на основе модернизации экономики, внедрения в производство новейших научных разработок, а также достижения опти -мального уровня социально - бытовой инфраструктуры с целью привлече -ния и закрепления населения. В статье подчёркивается, что реализация по ставленных стратегических задач невозможна без значительного количества высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В этой связи большое значение приобретает взаимодействие институтов Акаде мии наук и системы высшего образования Дальневосточного региона — автор анализирует исторический опыт взаимодействия вузов и академи -ческих институтов, накопленный к началу XXI в., характеризует различные формы и методы их сотрудничества. Отмечается, что на сегодняшний день в регионе представлены все основные направления технических, естествен -ных и гуманитарных наук, имеется довольно развитая система высшего об разования. Особым этапом в интеграции высшей школы и академической науки стала организация на Дальнем Востоке федерального университе та. Автор полагает, что создание ДВФУ позволит активизировать дальней -шее взаимодействие кадровых, научных и материальных ресурсов универ -ситета и ДВО РАН на основе широкого использования научного потенциала ДВО РАН, в том числе применения самых современных исследовательских методов. В заключение обосновывается вывод о том, что интегрированный

интеллектуальный и научно - технический потенциал Тихоокеанской России может и должен обеспечивать успешный экономический подъём и решение стратегических задач, стоящих перед регионом.

Ключевые слова: Тихоокеанская Россия, Дальний Восток, академическая наука, высшая школа, интеграция, стратегия развития, интеллектуальный потенциал.

Integration of academic science and higher education as a factor of intellectual potential of Pacific Russia.

Ljudmila Galljamova, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].

The article studies the features of the integration of academic science and the system of higher education of Pacific Russia at the present stage. It is emphasized that at the beginning of the 21st century, the science becomes the most important productive force, and the economic, financial, military, and political power of the state depends on the level of its development and on the share of high technology products in the total production volume. This issue is completely relevant to the Russian Far East, as the integrated strategy of the development of the region involves the goal to create an industrialized area on the basis of modernization of economy, adoption of recent scientific devel opments, as well as achievement of the optimum level of social infrastructure in order to attract and to retain population. The article points out that the imple mentation of the strategic objectives is not possible without a significant number of highly qualified specialists with higher education. Therefore, the cooperation of the institutes of the Academy of Sciences and the system of higher edu -cation of the Far Eastern region is of great importance. The author analyzes the historical experience of the cooperation between the institutions of higher education and academic institutes, gained by the beginning of the 21st century, which characterizes various forms and methods of cooperation. It is noted that nowadays, all main areas of engineering, natural sciences, and humanities are presented, and there is a fairly well developed system of higher education in the region. A creation of the Far Eastern Federal University was a particular stage in the integration of higher education and academic science. The author believes that the establishment of the Far Eastern Federal University will enhance further interaction of personnel, scientific, and material resources of the university and the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sci -ences, based on widespread use of scientific potential of the Far Eastern Branch including the most modern research methods. It is concluded that the integrated intellectual as well as scientific and technical potential of Pacific Russia can and must be provide successful economic growth and the solution of strategic objectives of the region.

Keywords: Pacific Russia, Far East, academic science, higher education, integra -tion, development strategy, intellectual potential.

Процессы формирования и становления экономики знаний, главным

фактором и ресурсом развития которой является производство, рас -пределение и эффективное использование научных знаний и технологий, актуализировали значение такой многомерной экономической категории, как интеллектуальный потенциал. В современных условиях наука являет -ся важнейшей производительной силой, от фундаментальных исследова -ний, удельного веса наукоёмкой продукции в общем объёме производства и валового национального продукта непосредственно зависит экономи -ческая, финансовая, военная, политическая мощь развитых государств. Нельзя не отметить, что главной целью принятой 1 декабря 2016 г. Стра -тегии научно - технологического развития Российской Федерации объяв -лено «...обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счёт создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации» [13, с. 12]. Вместе с тем рост интеллектуального потенциала определяется не только новей шими достижениями научной и технической мысли, но и возможностя ми подготовки достаточного количества квалифицированных кадров: учё -ных, инженеров, техников, управленцев высокого уровня.

Таким образом, реализация поставленных стратегических задач невоз -можна без значительного количества профессионально подготовленных высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В свя -зи с этим большое значение приобретает взаимодействие институтов Ака -демии наук и системы высшего образования РФ. На правительственном уровне не раз подчёркивалось, что эффективное развитие высшего обра зования немыслимо без активного сотрудничества и интеграции с фунда -ментальной и прикладной академической наукой. Так, на общем собрании Российской академии наук 29 мая 2008 г. председатель правительства РФ В.В. Путин обратил особое внимание на необходимость участия РАН в об -разовательной деятельности высшей школы и отметил, что создаваемые федеральные университеты, как научно - образовательные центры, ори -ентирующиеся на мировой уровень, должны обязательно использовать возможность работы студентов на материальной базе академической науки [15, с. 6].

В полной мере это относится и к Дальнему Востоку. Принятая прави -тельством РФ 28 декабря 2009 г. государственная комплексная програм -ма «Стратегия социально - экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» нацелена на дальней -шее хозяйственное освоение данной территории с учётом современных тенденций в развитии интеграционных процессов со странами Азиатско -Тихоокеанского региона (АТР); содержит задачу создать в этой зоне вме -сто бывшего сырьевого придатка, каким долгое время являлся Дальний Восток, промышленно развитый район на основе модернизации экономи ки, внедрения в производство достижений науки, новейших технологий,

а также достичь оптимального уровня социально - бытовой инфраструк -туры с целью привлечения и закрепления населения [14, с. 7].

В соответствии с принятой Президентом и правительством РФ стра -тегией за последние годы началась реализация важных мер, направлен -ных на обеспечение ускоренного социально - экономического развития российского Дальнего Востока. Очевидно, что создание инновацион -ной экономики Тихоокеанской России также в сильнейшей степени обусловлено активным сотрудничеством Дальневосточного отделения Российской академии наук и вузов Дальнего Востока, взаимосвязью их кадровых, научных и материальных ресурсов. Об эффективности этой работы свидетельствует имеющийся исторический опыт сотрудничества вузов и академических учреждений России, Сибири и Дальнего Востока [3, с. 129].

В настоящее время в регионе представлены все основные направле ния технических, естественных и гуманитарных наук. Традиционно ос новное звено составляет академическая структура Дальневосточного от деления РАН, где проводятся фундаментальные исследования. В составе ДВО РАН шесть научных центров — Амурский, Камчатский, Приморский, Сахалинский, Северо - Восточный, Хабаровский. В них исследования ве -дутся по широкому спектру направлений современной науки, но основ ные усилия концентрируются на двух — науки о Земле и науки о Жиз -ни, — которые составляют 55% от объёма исследований. По ряду научных направлений институты занимают ведущее место в мире и пользуются заслуженным авторитетом. Среди работ, по которым ДВО РАН является признанным лидером:

- океанологические, геофизические, геохимические исследования Ми -рового океана, включая тихоокеанский сектор Арктики;

- биотехнология, морская биология;

- геологические исследования, в т.ч. направленные на разведку нефте -и газоресурсного потенциала шельфов морей Дальнего Востока;

- прогнозирование сейсмических событий, извержений вулканов, цунами, тайфунов.

В числе крупных достижений последних лет — создание подводных робототехнических систем с элементами искусственного интеллек та. Во Владивостоке на базе Института проблем морских технологий ДВО РАН сооружается Центр по проектированию, изготовлению, испыта -ниям и сертификации робототехники различного назначения. В ДВО РАН решено несколько важных прикладных задач: созданы технологии очист ки жидких радиоактивных отходов, реализованы методы микродугового оксидирования металлов и сплавов в судостроении и судоремонте. Еже -годно институты ДВО РАН вносят предложения по использованию в эко номике региона более 120 завершённых научных разработок. В ДВО РАН организованы инженерно технологические инновационные структуры,

способные доводить разработки до промышленного уровня и выпускать опытные партии научно технической продукции. Для обеспечения ис следований создано 13 центров коллективного пользования современ ной лабораторной техникой по таким приоритетным направлениям, как индустрия наносистем и материалов, живые системы, информационно коммуникационные системы. ДВО РАН располагает востребованным на учным потенциалом, его научные и деловые партнёры — страны Запа -да, АТР, а также США, Австралия, Израиль, Индия, Индонезия, Сингапур, Вьетнам и др. В 2010 г. институты ДВО РАН проводили совместные ис -следования с зарубежными учёными в рамках 108 международных науч -ных проектов и программ [12, с. 72; 9, с. 255—256].

Для системы высшего образования на российском Дальнем Востоке ключевым стал переход к новой парадигме отечественного образования: здесь, как и в других российских регионах, реформы охватили все ступе ни образования. По количеству и концентрации высших учебных заведе ний лидируют Приморье и Хабаровский край: на их долю приходится 60% сферы высшего образования ДФО. Свои вузы есть на Камчатке и Саха лине, в Магадане и Якутии. В 2000- х гг. активно развивалось высшее об -разование в Амурской области, Якутии, на Сахалине.

В вузах российского Дальнего Востока прочно утвердилась много -уровневая система, соответствующая новой концепции образования, ко торая, наряду с бесплатной бюджетной формой обучения, предполагает оплату образовательных услуг. Эффективной формой получения допол -нительного финансирования стало создание долговременных совместных образовательных проектов с зарубежными высшими учебными заведе -ниями, активное участие в конкурсах на получение отечественных и за рубежных грантов, расширение сферы платных образовательных услуг в странах Азиатско Тихоокеанского региона. В большинстве вузов Даль невосточного региона широко используются компьютерные обучающие технологии, аудио и видеотехника, сеть Интернет, дистанционный метод обучения, виртуальные семинары, электронные учебники, тесты.

К началу XXI столетия в регионе уже был накоплен успешный опыт со -трудничества академических институтов и дальневосточных вузов. Исто рически ДВНЦ—ДВО уделяли и продолжают уделять большое внимание совместной работе с вузами. Практика 1970—2000- х гг. показала эффек -тивность обучения студентов, успешного овладения ими будущей спе циальностью на базовых кафедрах, в научно образовательных комплек сах, создаваемых академическими институтами в дальневосточных вузах. Сотни квалифицированных научных сотрудников ДВО преподают в вузах. В 2008 г. в Приморском научном центре ДВО РАН 13 институтов осуще ствляли тесное сотрудничество с вузами Дальнего Востока в соответст вии с долгосрочными договорами. На основании соглашений Дальне восточного отделения Российской академии наук и ряда вузов региона

подобные структуры успешно заработали во Владивостоке, Хабаров -ске и Благовещенске. Так, задачи, обусловленные развитием глобализа -ции, привели к целенаправленному созданию в марте 2006 г. в ДВГУ со -вместно с научными учреждениями ДВО РАН научно - образовательных центров (НОЦ): экспериментального — в Институте физики и информа -ционных технологий (директор — проф. Б.Л. Резник, научный руководи -тель — председатель ДВО РАН, акад. В.И. Сергиенко); медицинской фи зики (директор — начальник медицинского объединения ДВО РАН, канд. мед. наук С.Л. Крыжановский, научный руководитель — д - р физ. - мат. на -ук В.И. Коренбаум); физики Земли (директор — акад. РАН А.И. Ханчук, научный руководитель — д р техн. наук, проф. В.И. Белоконь); нанофизи ки и нанотехнологий (директор — проф. А.А. Сараник); оптоэлектроники и информационных технологий (директор — чл. - корр. РАН Ю.Н. Кульчин, научный руководитель — д - р физ. - мат. наук Б.Я. Грудин).

Основными формами интеграции академических институтов и вузов Приморья стали базовые кафедры и филиалы кафедр, на которых вели преподавание учёные ДВО РАН, научно - образовательные центры, лабо -ратории, центры коллективного пользования научным оборудованием, научно - общественный координационный центр «Живая вода», дальне -восточная экологическая школа - семинар «Человек и биосфера», меж -ведомственный научно - образовательный центр «Растительные ресурсы» (МНОЦ РР), центры научно - производственной практики студентов и ас -пирантов и т.д. Подобная практика сотрудничества научных учреждений ДВО РАН с вузами сложилась и в других регионах Дальнего Востока: Се -веро Восточном, Камчатском, Сахалинском, Амурском. Таким образом, опыт взаимодействия академической науки и высшей школы в области подготовки кадров в 1960—1980- е гг. получил на Дальнем Востоке ши -рокое распространение. Появились также и новые формы сотрудниче -ства: например, студенты ДВГУ в 2000- е гг. проходили учебные практи -ки в академических институтах ДВО РАН, участвовали в организуемых ими научных экспедициях (например, в Тихоокеанском океанологическом институте, Тихоокеанском институте биоорганической химии, Институ -те проблем морских технологий, Институте биологии моря им. А.В. Жир -мунского, Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока и др.) [Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Отчёт о НИР «Тихоокеан -ская Россия - 2050», разд. «Наука и образование» (заключительный) // Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. Л. 17].

Новым этапом в развитии интеграции высшей школы и академичес кой науки стала реализация проекта по созданию на Дальнем Востоке федерального университета. В соответствии с Указом Президента РФ Д.А. Медведева № 1172 «О создании федеральных университетов в Се -веро - Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федераль -ных округах» от 21 октября 2009 г., а также в рамках реализации програм -

мы интеграции вузов и учреждений РАН во Владивостоке на о. Русском началось строительство Тихоокеанского научно образовательного цен тра (ТНОЦ).

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) был создан рас -поряжением Правительства России от 2 апреля 2010 г. № 503- р путём из -менения государственно - правового статуса ДВГУ. Выбор данного вуза да -леко не случаен — университет был самым крупным на Дальнем Востоке и играл ведущую роль в системе высшего образования региона. ДВГУ яв -лялся основным поставщиком научных кадров для ДВО РАН: более 35% учёных всего Дальнего Востока и более 50% учёных Приморского края окончили этот вуз. Средний процент выпускников ДВГУ, получивших в 2009 г. дипломы с отличием, — 20%, в т.ч. 17% — по естественно - науч -ным и 21% — по гуманитарным специальностям. Более 70% золотых и 50% серебряных медалистов Приморского края становились студентами ДВГУ. Кроме того, свыше 6000 иностранных студентов, стажёров и аспирантов получили российское образование на базе этого университета. В еди ную структуру ДВФУ были объединены четыре вуза: Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный государственный тех нический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева), Тихоокеанский госу дарственный университет и Уссурийский государственный педагогичес кий институт. По состоянию на 2009 г. в университете обучалось более 24 000 студентов и около 500 аспирантов. Общее количество сотруд -ников — около 5000 чел., из них преподавателей — 1598, в т.ч. докторов и кандидатов наук — 1058 чел. (66,2%) [7; 4, с. 120—121].

Стратегической целью создания ДВФУ стало формирование универси тета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на ин новационное развитие России и Дальневосточного федерального окру га, на повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальном рынке знаний и технологий. 17 декабря 2010 г. председате -лем Правительства России В.В. Путиным подписана Программа развития ДВФУ до 2019 г. В качестве приоритетных выбраны следующие направ -ления развития: ресурсы мирового океана; энергоресурсы и энергосбе регающие технологии; индустрия наносистем и наноматериалов; био лого медицинские технологии, транспортно логистический комплекс; экономическое, технологическое, культурное взаимодействие со страна ми Азиатско Тихоокеанского региона [8].

Для достижения поставленной цели в концепции развития ДВФУ представлен ряд конкретных задач: формирование кадрового и научного потенциала для комплексного социально экономического развития Даль невосточного региона; продолжение работы по дальнейшей модерниза ции образовательной системы региона, формированию интеллектуальной среды, обеспечивающей инновационный характер экономики; развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому

спектру сложившихся и перспективных научных направлений; интегра -ция науки, образования и производства, внедрение в практику итогов на учных разработок и достижений интеллектуальной деятельности. Резуль татом реализации поставленных задач должно стать повышение качества жизни, закрепление активного населения на Дальнем Востоке России [Ку -рилов В.И. Концепция создания и развития Дальневосточного федераль -ного университета (новая редакция). Утверждена распоряжением Пра -вительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094- р // ТА ДВО РАН. Материалы заседания Президиума ДВО РАН 14 февраля 2010 г.]. Таким образом, ДВФУ создан как интеграционный инновацион -ный научно образовательный комплекс, нацеленный на подготовку кад ров, проведение научных исследований и создание новых технологий для важнейших экономических кластеров в рамках программ социально эко номического развития Дальневосточного федерального округа.

Создание ДВФУ предполагает дальнейшую тесную интеграцию кад ровых, научных и материальных ресурсов университета и ДВО РАН. Кон -цепция их совместной работы базируется на более широком использо вании научного потенциала ДВО РАН в следующих формах: проведение лекций, семинаров, конференций, учебных и производственных практик студентов в рамках ведущих научно - педагогических школ России, воз -главляемых дальневосточными учёными, в научных стационарах и в лабо раториях ДВО РАН; осуществление руководства НИРС, курсовыми и вы -пускными квалификационными работами, аспирантами и докторантами, соискателями вузов через систему специализированных докторских со -ветов ДВО РАН; активное использование интеграционных структур (ба -зовые кафедры, научно образовательные учебно научные и иннова ционно - технологические центры, возглавляемые ведущими учёными ДВО РАН), передового научного оборудования в рамках системы Цен тров коллективного пользования ДВО РАН, научного флота ДВО РАН; создание адаптационной среды для молодых специалистов в области вы сокотехнологичного производства; профориентационная работа с моло дёжью [Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Отчёт о НИР «Тихоокеанская Рос -сия - 2050», разд. «Наука и образование» (заключительный) // Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 668. 36 л.].

Совместная деятельность научно образовательных комплексов и цен тров ДВО РАН — ДВГУ стала принципиально новым явлением в развитии интеллектуального потенциала Тихоокеанской России. С одной стороны, главным в работе базовых кафедр ДВФУ стала опора образовательно го процесса на людей науки: ныне около 300 сотрудников ДВО РАН ве -дут в вузе преподавательскую деятельность. По мнению председателя ДВО РАН В.И. Сергиенко, академия наук заинтересована в развитии уни -верситетов потому, что, чем качественнее подготовка молодёжи в универ -ситете, тем меньше усилий приходится затратить, чтобы ввести студента

в научную область. С другой стороны, Дальневосточный федеральный университет крайне заинтересован в таком сотрудничестве, т.к. сотруд -ники академии наук обеспечивают до 80% научных публикаций универ ситета, если они уйдут из университетов, то там по большей части науки не останется, ведь у профессора с нагрузкой в 900 ч. физически нет вре -мени заниматься научной деятельностью. Университет не может пере крыть уровень научных исследований, который есть в ДВО РАН, но очень легко идёт на поисковые работы, где нужно просто проверить идею [11].

Поэтому федеральные университеты, как научно образовательные центры мирового уровня, должны обязательно создаваться с учётом воз можности работы студентов на материальной базе академической нау ки. Весьма ценно и то, что наличие в одном месте сильных специалистов из разных областей знания даёт синергетический эффект, способству ет развитию междисциплинарных подходов. Это позволяет участвовать в крупных программах, пробиваться на самые высокие позиции в миро -вой науке.

Важным событием для дальнейшего процесса интеграции ДВО РАН и ДВФУ стало создание в апреле 2015 г. единого научно - образователь -ного консорциума, объединившего Дальневосточный федеральный уни верситет и 15 ведущих научно исследовательских организаций Дальнего Востока. О кооперации с целью подготовки высококвалифицированных специалистов и развития приоритетных исследовательских направлений договорились ДВФУ и естественнонаучные подразделения Дальневосточ ного отделения Российской академии наук, а также Дальневосточный ре гиональный научно исследовательский гидрометеорологический инсти тут и Примгидромет.

Вошедшие в консорциум участники рассчитывают сконцентрировать свои усилия на крупных долгосрочных междисциплинарных проектах, проведении совместных исследований по прорывным направлениям, соз дании новых образовательных программ в ДВФУ. Планируется не толь ко объединить интеллектуальные ресурсы, но и совместно использовать имеющуюся материально техническую и лабораторно аналитическую базу. Будет увеличено число ведущих учёных академических институтов, вовлечённых в преподавательскую работу в ДВФУ. Присоединиться к кон -сорциуму могут и другие научно исследовательские организации, а так же производственные предприятия и компании. Участники консорциума: Дальневосточный федеральный университет; со стороны ДВО РАН — Институт прикладной математики; Институт автоматики и процессов управления; Институт проблем морских технологий; Институт химии; Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г.Б. Елякова; Биоло го почвенный институт; Ботанический сад институт; Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского; Дальневосточный геологический институт; Тихоокеанский институт географии; Тихоокеанский океанологический

институт им. В.И. Ильичёва; Медицинское объединение; Научно - образо -вательный комплекс «Приморский океанариум», а также Дальневосточ ный региональный научно - исследовательский гидрометеорологический институт и Приморское управление по гидрометеорологии и мониторин -гу окружающей среды [5].

Создание консорциума вывело на новый уровень многолетнее сотруд -ничество ДВФУ с академическими институтами региона. Глубокая инте -грация ДВФУ и ДВО РАН в сфере образования, науки и развития высо -ких технологий — один из приоритетов для университета на годы вперёд, нашедший отражение в его программе развития и повышения междуна -родной конкурентоспособности. Такое взаимовыгодное сотрудничест -во по целому ряду направлений уже дало свои результаты: в частности, в 2014 г. в конкурсе на получение крупного гранта Российского научного фонда в размере 750 млн руб. на исследования в области биологии мо -ря победила заявка, подготовленная на основе работ, которые выполня ются в тесном взаимодействии ДВО РАН и кафедр Школы естественных наук ДВФУ [5].

Сегодня ДВО РАН представляет собой крупный многоотраслевой на учно - исследовательский комплекс. После присоединения к РАН в ходе реформы, начавшейся в 2013 г., Сельскохозяйственной (РАСХ) и Меди -цинской (РАМН) академий ДВО РАН увеличилось на 16 НИИ. Под на учно методическим руководством ДВО РАН находится 51 научная ор ганизация, на 1 января 2016 г. общая численность научных сотрудников в этих учреждениях составила 3124 чел., в т.ч. 16 академиков, 28 чле -нов - корреспондентов, докторов наук — 462 (14,8%), кандидатов наук — 1546 (49,5%), работников без учёной степени — 1072 чел. (34,3%). Доля научных работников, имеющих учёную степень, составляет 65,7% от об щего числа научных работников [10, с. 262]. В 2015 г. научные учрежде -ния ДВО РАН проводили исследования по 541 теме в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013—2020 гг. Институты Отделения выполняли: 149 проектов по про -грамме Президиума РАН; 157 проектов по программам Отделений РАН; 417 проектов базового финансирования; проекты по 335 грантам Рос -сийского научного фонда, Российского фонда фундаментальных иссле дований и Российского гуманитарного научного фонда и т.д. Обширные научные связи сложились у ДВО РАН с зарубежными научными структу рами, в соответствии с которыми велись исследования по 18 зарубеж ным грантам и по 132 международным соглашениям и проектам [10, с. 6]. По результатам выборов в РАН, состоявшихся 27—28 ноября 2016 г., в ДВО появились 4 новых академика и 12 членов корреспондентов. Впер вые в истории ДВО РАН в состав академии были избраны представите ли высшей школы. Членами корреспондентами РАН стали профессора медики: К.В. Стегний (ТГМУ, Владивосток, специальность — хирургия)

и К.В. Жмеренецкий (ДВГМУ, Хабаровск, терапия), что, несомненно, будет способствовать усилению взаимодействия учёных РАН и высшей школы. В совокупности данный потенциал вполне способен обеспечить совме стную подготовку компетентных специалистов на основе многолетнего опыта успешного сотрудничества и интеграции высшей школы и Дальне восточного отделения РАН [1].

На состоявшемся 16 декабря 2016 г. очередном заседании консор -циума председатель ДВО РАН В.И. Сергиенко подчеркнул: «Все институты Дальневосточного отделения Российской академии наук заинтересова ны в укреплении связей с Дальневосточным федеральным университетом. Сегодня 95—98% молодых специалистов ДВО РАН — это выпускники ДВФУ и от того, каким будет качество их подготовки, зависит наше буду щее. Наука двигается вперёд, если мы обеспечены постоянным притоком талантливой молодёжи. Готовить исследовательские кадры нам необхо -димо вместе, и подразделения ДВО РАН будут содействовать университе ту по всем направлениям». На заседании было принято решение в струк -туре консорциума выделить дивизионы по химии, биологии, математике, физике и наукам о Земле с созданием профильных академических де партаментов в Школе естественных наук ДВФУ. Участники заседания об судили первоочередные задачи новых подразделений, а также закрепи ли составы дивизионов и ключевые направления деятельности, которые должны в наиболее полной степени отвечать приоритетам университета и стратегическим направлениям развития региона [5].

На втором Восточном экономическом форуме, проходившем в сен тябре 2016 г. во Владивостоке под лозунгом «Открывая Дальний Вос -ток», Президент РФ Владимир Путин заявил: «Мы поставили перед собой в полном смысле амбициозную, огромную по масштабам задачу — сде -лать Дальний Восток одним из центров социально экономического раз вития нашей страны, мощным, динамичным и передовым. Это один из на -ших важнейших общенациональных приоритетов» [2].

В свете обозначенных стратегических перспектив роль и значение ин -теграции академической науки и высшей школы Дальнего Востока труд но переоценить. «Появление академических структур на отдалённых тер риториях нашей страны всегда связывалось с необходимостью научного сопровождения их ускоренного социально экономического развития, — подчеркнул 12 января 2017 г. в своём интервью академик В.И. Серги -енко. — На Дальний Восток в последние годы пришли „большие" нефть и газ, быстрыми темпами наращиваются производственные комплексы по разведке, добыче и переработке углеводородов. Поэтому мы ставим вопрос о создании в составе ДВО РАН институтов геологии и геофизи ки нефтегазовых месторождений шельфа дальневосточных и арктичес ких морей, а также института нефти и газа для сопровождения деятель ности Восточной нефтехимической компании и других крупных проектов

по комплексной и глубокой переработке углеводородов. Несмотря на то, что в регионе эта отрасль только зарождается, фундаментальные иссле дования в этом направлении и подготовку высококвалифицированных кадров для новых и действующих предприятий необходимо начинать уже сейчас. В противном случае отрасль столкнётся с проблемами на первых шагах своего становления. Нам нужен институт международных отноше -ний... Мы видим, как активно развивается жизнь в Азиатско -Тихоокеан -ском регионе, но многих вещей просто не понимаем. Надо осознавать, что происходит в соседних странах и в отношениях между ними» [1].

Таким образом, очевидно, что интегрированный интеллектуальный и научно - технический потенциал ДВО РАН и дальневосточных вузов мо -жет и должен обеспечивать успешный экономический подъём и решение стратегических задач политического, социально - экономического и куль -турного развития Дальневосточного и Байкальского регионов, способст вовать укреплению национальной безопасности и росту международно -го авторитета Тихоокеанской России в зоне АТР.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Академик Валентин Сергиенко: На Дальнем Востоке нужно создавать новые ис -следовательские институты // Новая газета во Владивостоке. 12.01.17. URL: http:// novayagazeta - vlad.ru/372/obshhestvo/akademik - valentin - sergienko - na - dalnem -vostoke - nuzhno - sozdavat - novye - issledovatelskie - instituty.html (дата обращения: 13.01.2017).

2. Во Владивостоке прошёл второй Восточный экономический форум // 1TV.RU/NEWS: информационный портал. URL: https://www.1tv.ru/news/2016/09/04/309291- vo_ vladivostoke_proshel_vtoroy_vostochnyy_ekonomicheskiy_forum (дата обращения: 05.09.2016).

3. Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Взаимодействие высшей школы и академической науки в сфере подготовки специалистов на Дальнем Востоке России: современ ность и перспективы // Россия и АТР. 2011. № 1. С. 128—131.

4. Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Реформирование системы образования на Даль -нем Востоке России в 1991—2011 гг.: некоторые итоги и перспективы // Про -блемы истории образования на Дальнем Востоке России: материалы науч. конф. Вып. II / отв. ред. О.Б. Лынша, И.В. Пчела. Уссурийск: Изд - во Дальневост. федер. ун - та (филиал в г. Уссурийске), 2012. С. 112—126.

5. ДВФУ и ведущие научные организации региона объединились в консорциум // DVFU.RU: официальный сайт университета. URL: http://www.dvfu.ru/web/dvfu/ - / dvfu i vedusie naucnye organizacii regiona ob edinilis v konsorcium (дата обра щения: 15.09.2016).

6. ДВФУ и ДВО РАН укрепляют сотрудничество во имя будущего дальневосточной науки. 16 декабря 2016 г. Наука и инновации // DVFU.RU: официальный сайт уни -верситета. URL: https://www.dvfu.ru/news/science_and_innovation/fefu_and_feb_ ras_strengthen_cooperation_for_the_future_of_the_far_eastern_science/ (дата об -ращения: 17.12.2016).

7. ДВФУ. История // DVFU.RU: официальный сайт университета. URL: https://www. dvfu.ru/about/history/ (дата обращения: 17.12.2016).

8. ДВФУ улучшил позицию в мировом рейтинге вузов Rank Pro Global World Communicator // DVFU.RU: официальный сайт университета. URL: https://www.dvfu. ru/program/events/26788/?sphrase_id=105674 (дата обращения:15.03.2016).

9. Отчёт о научно - организационной деятельности Дальневосточного отделения РАН в 2010 г. Владивосток: Дальнаука, 2011. 278 с.

10. Отчёт о научной и научно - организационной деятельности Дальневосточного От -деления РАН в 2015 г. Владивосток: Дальнаука, 2016. 281 с.

11. Сергиенко В.И. Интервью газете «Золотой Рог» // ZRPRESS.RU: газета «Золотой Рог». 23.04.13. URL: http://www.zrpress.ru/society/primorje_23.04.2013_60595_ valentin - sergienko - akademiju - kto - tolko - ne - pytalsja - razrushit.html?printr (дата об -ращения: 15.03.2016).

12. Сергиенко В.И. Наука и образование на российском Дальнем Востоке // Двадцать четвёртый японско - российский симпозиум учёных ДВО РАН и района Кансай по проблемам Дальнего Востока. Киото: Университет экономии и права, 2009. С. 71-74.

13. Стратегия научно - технологического развития Российской Федерации. М., 2016. С. 12 // SNTR - RF.RU: информационный портал. URL: http://sntr - rf.ru/materials/ strategiya nauchno tekhnologicheskogo razvitiya rossiyskoy federatsii na dolgosrochnyy - period/ (дата обращения: 23.11.2016).

14. Стратегия социально - экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. // DOCS.CNTD.RU: электронный фонд правовой и нор -мативно - технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902195483 (дата обращения: 23.11.2016).

15. Щёголев С. С чем останемся? // Поиск. Еженедельная газета научного сообщест -ва. 2010. № 37, 10 сентября. С. 6.

16. Арх. ИИАЭ ДВО РАН (Арх. Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН).

17. ТА ДВО РАН (Текущий арх. ДВО РАН).

REFERENCES

1. Akademik Valentin Sergienko: Na Dal'nem Vostoke nuzhno sozdavat' novye issledovatel'skie instituty [Academician Valentin Sergienko: New research institutes should be established in the Far East]. Available at: http://novayagazeta -vlad.ru/372/ obshhestvo/akademik valentin sergienko na dalnem vostoke nuzhno sozdavat novye - issledovatelskie - instituty.html (accessed 13.01.2017). (In Russ.)

2. Vo Vladivostoke proshjol vtoroj Vostochnyj jekonomicheskij forum [The Second East -ern Economic Forum took place in Vladivostok. Cooperation between higher ed ucation and academic science in the field of training of specialists in the Far East of Russia: Contemporaneity and prospects]. Available at: https://www.1tv.ru/ news/2016/09/04/309291- vo_vladivostoke_proshel_vtoroy_vostochnyy_ekonomi -cheskiy_forum (accessed 05.09.2016). (In Russ.)

3. Galljamova L.I., Makarenko V.G. Vzaimodejstvie vysshej shkoly i akademicheskoj nauki v sfere podgotovki specialistov na Dal'nem Vostoke Rossii: sovremennost' i perspe -ktivy [Interaction of higher education and academic research in the field of training of specialists in the Far East of Russia: Present and Prospects]. Rossija IATR, 2011, no. 1, pp. 128-131. (In Russ.)

48

n.l/l. TaflflflMOBa

4. Galljamova L.I., Makarenko V.G. Reformirovanie sistemy obrazovanija na Dal'nem Vostoke Rossii v 1991—2011 gg.: nekotorye itogi i perspektivy [The reform of the ed -ucation system in the Russian Far East in 1991—2011: some results and prospects]. Problemy istorii obrazovanija na Dal'nem Vostoke Rossii [Problems of the history of education in the Far East of Russia]. Ussurijsk, Izd - vo Dal'nevost. feder. un - ta (filial v g. Ussurijske) Publ., 2012, pp. 112—126. (In Russ.)

5. DVFUi vedushhie nauchnye organizacii regiona objedinilis' vkonsorcium [FEFU and head research organizations of the region united into the consortium]. Available at: http://www.dvfu.ru/web/dvfu/ - /dvfu - i - vedusie - naucnye - organizacii - regiona - ob -edinilis-v-konsorcium (accessed 15.09.2016). (In Russ.)

6. DVFU i DVO RAN ukrepljajut sotrudnichestvo vo imja budushhego dal'nevostochnoj nauki [FEFU and FEB RAS strengthen cooperation for the future of the Far Eastern science]. Available at: https://www.dvfu.ru/news/science_and_innovation/fefu_and_ feb_ras_strengthen_cooperation_for_the_future_of_the_far_eastern_science/ (ac -cessed 17.12.2016). (In Russ.)

7. DVFU. ¡storija [FEFU. History]. Available at: https://www.dvfu.ru/about/history/ (ac -cessed 17.12.2016). (In Russ.)

8. DVFU uluchshil poziciju v mirovom rejtinge vuzov Rank Pro Global World Com -municator [FEFU improved its position in the world ranking of universities Rank Pro Global World Communicator]. Available at: https://www.dvfu.ru/program/ events/26788/?sphrase_id=105674 (accessed 15.03.2016). (In Russ.)

9. Otchjot o nauchno-organizacionnoj dejatel'nosti Dal'nevostochnogo otdelenija RAN v 2010 godu [A report on scientific and organizational activities of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences in 2010]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2011, 278 p. (In Russ.)

10. Otchjot o nauchnoj i nauchno - organizacionnoj dejatel'nosti Dal'nevostochnogo Otdelenija RAN v 2015 godu [A report on scientific and organizational activities of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences in 2015]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2016, 281 p. (In Russ.)

11. Sergienko V.I. ¡nterv'jugazete "ZolotojRog" [An interview with the newspaper "Zolotoy Rog"]. Available at: http://www.zrpress.ru/society/primorje_23.04.2013_60595_val -entin sergienko akademiju kto tolko ne pytalsja razrushit.html?printr (accessed 15.03.2016). (In Russ.)

12. Sergienko V.I. Nauka i obrazovanie na rossijskom Dal'nem Vostoke [Science and ed -ucation in the Russian Far East]. Dvadcat' chetvjortyj japonsko-rossijskij simpozium uchjonyh DVO RAN i rajona Kansaj po problemam Dal'nego Vostoka [The twenty -fourth Japanese - Russian Symposium of scientists of FEB RAS and the Kansai region on the problems of the Far East]. Kioto, Universitet jekonomii i prava Publ., 2009, pp. 71—74. (In Russ.)

13. Strategija nauchno - tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [The strategy of the scientific and technological development of the Russian Federation]. Mos cow, 2016, p. 12. Available at: http://sntr - rf.ru/materials/strategiya - nauchno - tekh -nologicheskogo - razvitiya - rossiyskoy - federatsii - na - dolgosrochnyy - period/ (accessed 23.11.2016). (In Russ.)

14. Strategija social'no -jekonomicheskogo razvitija Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo re -giona na period do 2025 goda [The strategy of the socio - economic development of the Far East and the Baikal region until 2025]. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/902195483 (accessed 23.11.2016). (In Russ.)

15. Shhjogolev S. S chem ostanemsja? [What will remain?]. Poisk. Ezhenedel'naja gazeta nauchnogo soobshhestva [Poisk. A weekly newspaper of the scientific community]. 2010, no. 37, September, 10, p. 6. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.