Научная статья на тему 'Создание экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров для инновационного развития Самарской области'

Создание экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров для инновационного развития Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВЫЕ И ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / EXPERT-CONSULTING AND ENGINEERING CENTERS / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ / MARKET GOODS AND SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Доронкин Геннадий Викторович

Инновационное развитие промышленности Российской федерации обуславливает формирование конкуренции в условиях кризиса экономики и санкций Запада. В то же время именно инновации могут обеспечить высокое качество товаров и услуг, соответствующее мировым стандартам. Особая роль отводится инновациям в образовании, настоятельно диктуя необходимость поиска новых форм и методов обучения. Накопленный потенциала высшей школы направлен на инновационные стратегии развития вуза, адекватные современным требованиям организации процессов в научно инновационной сфере. В работе рассмотрены вопросы создания в университетах экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров. Основная цель деятельности таких центров это реализация системы практикоориентированного обучения студентов посредством оказания экспертно-консалтинговых, аналитических, инжиниринговых услуг экономических, экологических, природоохранных, правовых, технико-технологических и других направлений. Проанализированы направления деятельности Центров, решаемые задачи, организация работы и вопросы финансирования. Создание экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров в университетах позволит усилить активность процесса трансферта технологий и содействовать как организации цикла создания и продвижения инноваций, так и совершенствованию процесса подготовки квалифицированных специалистов в ВУЗе, что повысит привлекательность университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Доронкин Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATION OF EXPERT-CONSULTING AND ENGINEERING CENTERS TO ENSURE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SAMARA REGION

The innovative development of the industry of the Russian Federation leads to the formation of competition in the crisis of the economy and Western sanctions. At the same time, innovation could provide high quality goods and services corresponding to international standards. There is a special role for innovations in education, strongly dictating the need to find new forms and methods of teaching. Accumulated potential of higher education is aimed at innovative university development strategy adequate to modern requirements of the organization's processes in science innovation. The paper deals with the creation of university expert and consulting and engineering centers. The main objective of these centers is a practice-realization of students' learning system through the provision of expert-consulting, analytical, engineering services of economic, environmental, legal, technical, technological and other fields. The authors analyzed the activities of Centres, tasks, organization of work and funding issues. Foundation of expert-consulting and engineering centers in universities will enhance the activity of the process of technology transfer and promote the organization of a cycle of creation and promotion of innovation, as well as improve the training of qualified specialists in university, which in turn will increase the attractiveness of university education.

Текст научной работы на тему «Создание экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров для инновационного развития Самарской области»

Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Доронкин Геннадий Викторович СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВЫХ И ИНЖИНИРИНГОВЫХ ...

УДК 332.1+005.591.6

СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВЫХ И ИНЖИНИРИНГОВЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2016

Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, руководитель группы «Экономика природопользования» Розенберг Анастасия Геннадьевна, кандидат биологических наук младший научный сотрудник

группы «Экономика природопользования» Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти (Россия)

Доронкин Геннадий Викторович, старший преподаватель Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Инновационное развитие промышленности Российской федерации обуславливает формирование конкуренции в условиях кризиса экономики и санкций Запада. В то же время именно инновации могут обеспечить высокое качество товаров и услуг, соответствующее мировым стандартам. Особая роль отводится инновациям в образовании, настоятельно диктуя необходимость поиска новых форм и методов обучения. Накопленный потенциала высшей школы направлен на инновационные стратегии развития вуза, адекватные современным требованиям организации процессов в научно - инновационной сфере. В работе рассмотрены вопросы создания в университетах экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров. Основная цель деятельности таких центров - реализация системы практикоориентированного обучения студентов посредством оказания экспертно-консалтинговых, аналитических, инжиниринговых услуг экономических, экологических, природоохранных, правовых, технико-технологических и других направлений. Проанализированы направления деятельности Центров, решаемые задачи, организация работы и вопросы финансирования. Создание экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров в университетах позволит усилить активность процесса трансферта технологий и содействовать как организации цикла создания и продвижения инноваций, так и совершенствованию процесса подготовки квалифицированных специалистов в ВУЗе, что повысит привлекательность университетского образования.

Ключевые слова: инновации, образовательный процесс, экспертно-консалтинговые и инжиниринговые центры, инновационная экономика, конкуренция, рынок товаров и услуг

FOUNDATION OF EXPERT-CONSULTING AND ENGINEERING CENTERS TO ENSURE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SAMARA REGION

© 2016

Kudinova Galina Eduardovna, candidate of economical sciences, Head of the Group of "Environmental Economics" Rozenberg Anastasia Gennadievna, candidate of biological sciences, research associate in the Group of "Environmental Economics" Institute of Ecology of the Volga River Basin RAS, Togliatti (Russia) Doronkin VladimirViktorovich, chief lecturer Togliatti state University, Togliatti (Russia)

Аnnotation.The innovative development of the industry of the Russian Federation leads to the formation of competition in the crisis of the economy and Western sanctions. At the same time, innovation could provide high quality goods and services corresponding to international standards. There is a special role for innovations in education, strongly dictating the need to find new forms and methods of teaching. Accumulated potential of higher education is aimed at innovative university development strategy adequate to modern requirements of the organization's processes in science - innovation. The paper deals with the creation of university expert and consulting and engineering centers. The main objective of these centers is a practice-realization of students' learning system through the provision of expert-consulting, analytical, engineering services of economic, environmental, legal, technical, technological and other fields. The authors analyzed the activities of Centres, tasks, organization of work and funding issues. Foundation of expert-consulting and engineering centers in universities will enhance the activity of the process of technology transfer and promote the organization of a cycle of creation and promotion of innovation, as well as improve the training of qualified specialists in university, which in turn will increase the attractiveness of university education.

Keywords: innovations, educational process, expert-consulting and engineering centers, innovative economy, competition, market goods and services

Формирование и развитие инновационной экономики - чрезвычайно актуальная задача для Российской Федерации. Разработка и внедрение инновационных технологий в значительной мере определяют в целом экономическое развитие, роль и место страны в мировом сообществе. Перед Российской промышленностью стоят задачи по модернизации производств, что определяет спрос на инновации, проектирование и создание новых продуктов, совершенствование технологий, замену основных фондов современным оборудованием, модернизацию уже имеющегося парка машин и станков. Кроме того, в условиях снижения конкуренции на рынке товаров и услуг, связанной с санкциями и ограничением ввоза в страну определенных видов продукции из многих стран, инновации становятся одним из наиболее важных и действенных инструментов конкурентной борьбы и могут являться рычагом регулирования рыночных цен. При отмене санкций Россия должна быть готова выйти на международную арену как полноправный участник товарооборота, поэтому качество товаров и услуг должно соответствовать мировому уровню.

В процессе инновационной деятельности особая

роль отводится инновациям в образовании, настоятельно диктуя необходимость поиска новых форм и методов обучения. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца ХХ и начала XXI века оказали существенное влияние на Российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" [1].

В настоящее время высшая школа находится в процессе глубокого реформирования. Современные образовательные технологии, реагируя на требования современного общества и многоукладной экономики, изменяют подходы к методике обучения, интенсивно развиваются и переходят на инновационный путь развития. Для этого необходимо решить актуальные задачи, такие как повышение качества образования, внедрение профиль-

Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Доронкин Геннадий Викторович СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВЫХ И ИНЖИНИРИНГОВЫХ ...

ного и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, внедрение новых принципов финансирования и самостоятельного управления, позволяющие реализовать национальный образовательный проект на всех ступенях образовательного процесса.

Современный университет представляет собой корпорацию, объединяющую крупные материально-технические, финансовые, интеллектуальные и информационные ресурсы, которые необходимо оптимально использовать для реализации инновационного развития ВУЗа. Накопленный потенциала высшей школы направлен на инновационные стратегии развития вуза, адекватные современным требованиям организации процессов в научно - инновационной сфере. Реализовать инновационное и коммерческое развитие ВУЗов предлагается через создание структурных подразделений в виде экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров (далее -Центров).

В общем виде консалтинг - это деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Т.е. консалтинг - это любая помощь, по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемая внешними консультантами, для решений той или иной проблемы [2].

Инжиниринговый центр - юридическое лицо, оказывающее инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструктор-ских разработок и другие подобные услуги) [3].

Сферу инжиниринга и консалтинга регулируют важнейшие стратегические документы и нормативно - правовые актры:

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [4].

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». [5].

• Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы [6].

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. мая 2013 об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России» на 2014 - 2020 годы. [7].

• Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». [8].

• Государственные программы, ответственным исполнителем которых является Минпромторг России.

• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [9].

Развитие инжиниринга направлено на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [5] по созданию новых высокопроизводительных рабочих мест,

увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте, повышению производительности труда. Кроме того, обеспечение ускоренного развития инжиниринговой деятельности в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 31 января 2013 года [10], является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в число выбранных приоритетов государственной политики вошли следующие направления:

• создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и при влечение капитала в экономику;

• структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития за счет формирования национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие [11].

Предлагаемые Центры в структуре университетов направлены на решение проблем в области системы формирования, обучения и подготовки профессиональных кадров, предоставление комплекса инжиниринговых услуг по профилю своей деятельности по договорам с заказчиками, грантодателями, а также выполняют работы по повышению эффективности работы организаций (предприятий) и решения задач в других сферах городской, региональной и вузовской деятельности [12; 13].

Основная цель деятельности таких центров - это реализация системы практикоориентированного обучения студентов посредством оказания экспертно-консалтин-говых, аналитических, инжиниринговых услуг экономических, экологических, природоохранных, правовых, технико-технологических и других направлений [14-29].

На рис. 1 представлены задачи, решаемые Центром для реализации практикоориентированного обучения.

Указанные цели и задачи достигаются следующими основными видами деятельности:

- создание системы реализации и отработки механизмов внедрения практикоориентированного обучения студентов;

- организация и проведение прикладных исследований, выполнение договорных работ;

- разработка и реализация общеобразовательных курсов для студентов высших и средних - специальных учебных заведений города;

- разработка и реализация информационных и образовательных программ, направленных на повышение эффективности использования финансовых, материальных и нематериальных средств и трудовых ресурсов организаций (предприятий);

- содействие в проведении учебных практик студентов на базе Центра;

- проведение консультационных семинаров и практических тренингов по тематике Центра;

- оказание консультационных услуг для организаций (предприятий) города по специальностям университета;

- целевая подготовка специалистов по заказам предприятий;

- оказание помощи выпускникам в трудоустройстве;

- издательская деятельность в установленной сфере деятельности.

Несмотря на то, что экспертно-консалтинговый и инжиниринговый Центр является структурным подраз-

Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Доронкин Геннадий Викторович жтсутч^ше

СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВЫХ И ИНЖИНИРИНГОВЫХ ... науки

делением университета, он может быть самостоятелен в формировании своей организационной структуры. Структуру Центра можно формировать на основе секций по направлениям подготовки, которые возглавляют их руководители, назначенные ректором по представлению руководителя Центра из числа преподавателей, входящих в состав секций. Секции по направлениям подготовки могут реализовать функции кафедр [30-34].

выявление потребностей рынка труда н работодателей по формированию навыков специалистов

в! подготовка высококвалифицированных специалистов.

¡2 0) отраоотка н совершенствование их навыков

о о реализация возможностей личности в профессиональ-

и ном, интеллектуальном, культурном н нравственном

развитии

£

организация обучения студентов н повышения их профессиональной компетенции

§ а.

о организация дополнительного профессионального

к ооразовання

б*

в

п

1 организация и проведение семинаров.

научно -пр актнче скнх конф ерезнцнн

г о оказание услуг и выполнение работ, направленных

р. Я на достижение осжшнонцелн

Э"

1

разработка программ обучения н повышения квалификации, расширение и углубление знании б различных областях

£ 1

аккумулирование и распространение передового

опыта как результатов научных исследовании по вы-

полняемым договорам

Рис. 1. Задачи Центра для реализации практикоори-ентированного обучения

Непосредственное руководство Центром для реализации инновационных разработок и обеспечения эффективности деятельности осуществляет директор, который организует его работу, несет полную ответственность за состояние и результаты деятельности

Работы в Центре предлагается выполнять силами:

- штатных сотрудников Центра;

- сотрудников, привлекаемых на условиях штатного совместительства, в том числе, из профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Университета;

- физических лиц, привлекаемых на основе гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг;

- субподрядных и иных организаций.

Основное условие, которое необходимо соблюдать при планировании образовательного процесса - преподавателем должен быть специалист - практик высокого уровня квалификации, заинтересованный не только в качественном предоставлении образовательных услуг, но и в продвижении учебных и научных разработок Центра, и в развитии инновационной деятельности вообще. Такое сочетание наиболее целесообразно осуществлять в Центре, созданном на базе университета, так как изначально предполагает совмещение научной, практической и образовательной деятельности преподавателя [35]. 132

Один из главных ключевых моментов существования любой организации является ее финансовая составляющая. Финансирование Центра может осуществляться за счет:

- средств, поступающих по договорам с заказчиками;

- внебюджетных средств университета;

- грантовой поддержки разрабатываемых проектов и инноваций;

- иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Экспертно-консалтинговые и инжиниринговые центры в университетах могут взаимодействовать с технопарками, создаваемыми по направлениям разрабатываемой деятельности. Это позволит увеличить поддержку и улучшить развитие инновационных и высокотехнологичных направлений деятельности Центров, так как целью создания Технопарков является поддержка и продвижение инновационных и высокотехнологичных проектов, предполагающих разработку и коммерциализацию уникальных продуктов и технологий.

Совместно с Технопарками можно будет ставить, и решать такие задачи, как:

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации (адаптация) кадров с применением инновационных образовательных методик;

- организация и проведение всех видов практик студентов на предприятиях с использованием инновационных, технологических возможностей Технопарка,

- оценка уровня компетентности персонала предприятий и организаций;

- профориентация школьников, учащихся и взрослого населения с целью повышения престижа рабочих профессий высокой квалификации

Можно сделать вывод, что создание экспертно-кон-салтинговых и инжиниринговых центров в университетах направлено на формирование инновационной инфраструктуры, которая позволит усилить активность процесса трансферта технологий и содействовать как организации цикла создания и продвижения инноваций, так и совершенствованию процесса подготовки квалифицированных специалистов в ВУЗе, что повысит привлекательность университетского образования[36].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Горемыкина Т.К., Осипенкова О.Ю. Международные стандарты аудита. - М: Издательство МГИУ, 2007.-С. 179.- 191 с

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. № 134 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://govemment.ru/media/ filesZ41d4c32fea086ac2d9a2.pdf

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (С изменениями и дополнениями от: 8 августа 2009 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» /Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2333

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы»/ Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть I) ст. 2150

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. мая 2013 об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития на-

Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Анастасия Геннадьевна, Доронкин Геннадий Викторович СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНО-КОНСАЛТИНГОВЫХ И ИНЖИНИРИНГОВЫХ ...

учно - технологического комплекса России» на 2014 -2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.fbras.ru/wp-content/uploads/2015/03/rasporyazhenie_ pravitelstva_rf_ot_02.05.2013_n_736_r.pdf

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/55171684/

9. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.rU/70106124/

10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// ppt.ru/newstext.phtml?id=69204

11. Методические материалы по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна / под ред. В.С. Осьмакова и В.А. Пастухова. — М. : «Onebook.ru», 2014. — 92 с., ил.

12. Ельников В.В., Кульчин Ю.Н., Сергиенко В.И., Супоня А.А. «Опыт формирования инновационной инфраструктуры ДВО РАН в интересах развития инновационного потенциала Дальнего востока России» / Материалы 1-го Международного Форума ОТ НАУКИ К БИЗНЕСУ «Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности». - С-Петербург, 2007. - с. 44-46.

13. Карпенко О.М. Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики ж. Социология образования, 2008, №6, с. 4-20

14. Третьякова Е.М. Реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.

15. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

16. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.

17. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2014. № 4. С. 113-116.

18. Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Методологические основания обучения студентов здоровьесбережению // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 40-43.

19. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.

20. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал.

2015. № 1 (10). С. 34-36.

21. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 7-10.

22. Бусыгина Т.А., Бусыгина А.Л. Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогического имиджа // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 44-45.

23. Яковенко Е.В. Критерии интегрированности студентов в социокультурную среду учебного заведения //

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 46-48.

24. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46-50.

25. Каракозова Н.Ю. Внутрифирменное обучение как ресурс непрерывного образования педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 40-43.

26. Васильев А.А., Горин Л.Н. Развитие технического мышления студентов среднего профессионального образования // Вестник НГИЭИ. 2014. № 8 (39). С. 11-18.

27. Буланова Л.Н. Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт») // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 20-25.

28. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 38-40.

29. Павлова Е.С. Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 90-91.

30. Кудинова Г.Э., Азовская О.Н., Шумилова И.В. Опыт формирования инновационной деятельности в высшей школе на основе создания экспертно - консалтинговых центров // XII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности»/ сборник материалов. -Алушта. - 2007. С. - 171 - 178

31. Моисеев В.Б. Основные направления развития инновационной деятельности академии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 6 (10). С. 13-14.

32. Миронов К.Е., Поискова Т.Р. Информационная безопасность в инновационной деятельности образовательных учреждений // Вестник НГИЭИ. 2013. № 11 (30). С. 60-65.

33. Власенко С.В., Корягина О.В. Развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.

34. Щербаков И.В. Мотивация инновационной деятельности индивида с экономикоинституциональных позиций // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 154-157.

35. Мазур З.Ф., Подоляко Т.Н. Управление инновациями: социально-образовательный аспект: Монография. -ОАО ПП «Современник», - 2001. - 147 с.

36. Интернет-портал «Инновации в образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sinncom.ru/ соШ:еШ/ге&гта/тйех1.Ыт

Авторы выражают благодарность Российскому гуманитарному научному фонду (Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России», гранты № 15-12-6300 а (р); №16-16-63003 а (р); №16-12-63003 а (р))

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.