Научная статья на тему '"TIL PORTFELI" TEXNOLOGIYASI NOLINGVISTIK UNIVERSITETDA TIL O'QITISH SIFATINI OSHIRISH VOSITASI SIFATIDA'

"TIL PORTFELI" TEXNOLOGIYASI NOLINGVISTIK UNIVERSITETDA TIL O'QITISH SIFATINI OSHIRISH VOSITASI SIFATIDA Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
til portfeli / til o‘qitish / nolingvistik universitet / o‘qitish sifati / tiliy kompetentsiya / ta’lim texnologiyasi. / языковое портфолио / преподавание языка / нелингвистический вуз / качество преподавания / языковая компетентность / образовательная технология.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — S.M. Saidjalolova

kirish qismida, til o‘qitishdagi zamonaviy yondashuvlar va "til portfeli" texnologiyasining mohiyati ta’kidlanadi. shuningdek, bu texnologiya nolingvistik universitetlarda qanday qo‘llanilishi mumkinligi va tadqiqotning dolzarbligi taqdim etiladi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF "LANGUAGE PORTFOLIO" AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF LANGUAGE TRAINING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

во введении освещены современные подходы к обучению языку и сущность технологии «языкового портфолио». также представлено, как даннаятехнология може т быть использована в нелингвистических университетах и актуальность исследованиятехнология може т быть использована в нелингвистических университетах и актуальность исследования.

Текст научной работы на тему «"TIL PORTFELI" TEXNOLOGIYASI NOLINGVISTIK UNIVERSITETDA TIL O'QITISH SIFATINI OSHIRISH VOSITASI SIFATIDA»

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original paper

©S.M. Saidjalolova1H_

1Toshkent shahridagi Belarus-O'zbekiston qo'shma tarmoqlararo amaliy texnik malaka institute, Toshkent, O'zbekiston

Annotatsiya

KIRISH: kirish qismida, til o'qitishdagi zamonaviy yondashuvlar va "til portfeli" texnologiyasining mohiyati ta'kidlanadi. shuningdek, bu texnologiya nolingvistik universitetlarda qanday qo'llanilishi mumkinligi va tadqiqotning dolzarbligi taqdim etiladi.

MAQSAD: maqolaning asosiy maqsadi "til portfeli" texnologiyasining nolingvistik universitetlarda til o'qitish sifatiga ta'sirini baholash va ushbu yondashuvning ta'limiy samaradorligini o'rganishdir.

MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda ishlatilgan usullar, so'rovnomalar, kuzatuvlar va boshqa tahliliy yondashuvlar haqida ma'lumot beriladi. tadqiqot jarayoni va ishtirokchilar tavsifi kiritiladi.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: "til portfeli" texnologiyasining o'quvchilarning tiliy rivojlanishiga ta'siri muhokama qilinadi. o'quvchilarning tiliy kompetentsiyalarining o'sishida ushbu texnologiya qanday yordam bergani tahlil etiladi.

XULOSA: maqola yakunida, "til portfeli" texnologiyasining nolingvistik universitetlarda til o'qitish sifatini yaxshilashdagi ahamiyati haqida xulosalar keltiriladi.

Kalit so'zlar: til portfeli, til o'qitish, nolingvistik universitet, o'qitish sifati, tiliy kompetentsiya, ta'lim texnologiyasi.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

© С.М. Саиджалолова1И

1 Совместный Белорусско-Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций в городе Ташкенте, Tашкент, Узбекистан_

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: во введении освещены современные подходы к обучению языку и сущность технологии «языкового портфолио». также представлено, как данная

Iqtibos uchun: Saidjalolova S.M. "Til portfeli" texnologiyasi nolingvistik universitetda til o'qitish sifatini oshirish vositasi sifatidal// Inter education & global study. 2024. №7. B.350-356.

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

технология может быть использована в нелингвистических университетах и актуальность исследования.

ЦЕЛЬ: основной целью статьи является оценка влияния технологии «языкового портфолио» на качество преподавания языка в неязыковых вузах и изучение образовательной эффективности данного подхода.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: описаны методы, анкеты, наблюдения и другие аналитические подходы, использованные в исследовании. будет включено описание исследовательского процесса и участников.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: обсуждается влияние технологии «языкового портфолио» на языковое развитие учащихся. анализируется, как данная технология помогла в росте языковых компетенций студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: в конце статьи сделаны выводы о значении технологии «языкового портфолио» в повышении качества преподавания языка в неязыковых вузах.

Ключевые слова: языковое портфолио, преподавание языка, нелингвистический вуз, качество преподавания, языковая компетентность, образовательная технология.

Для цитирования: Саиджалолова С.М. 1ехнология «языкового портфеля»как средство повышения качества языковой подготовки в условиях неязыкового вуза // Inter education & global study. 2024. №7. С. 350-356.

THE TECHNOLOGY OF "LANGUAGE PORTFOLIO" AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF LANGUAGE TRAINING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

© S.M. Saidjalolova1®

Joint Belarusian-Uzbek Intersectoral Institute of Applied Technical Qualifications in Tashkent, Tashkent, Uzbekistan_

Annotation

Abstract

INTRODUCTION: in the introduction, modern approaches to language teaching and the essence of "language portfolio" technology are highlighted. also, how this technology can be used in non-linguistic universities and the relevance of the research are presented.

AIM: the main purpose of the article is to evaluate the impact of the "language portfolio" technology on the quality of language teaching in non-linguistic universities and to study the educational effectiveness of this approach.

MATERIALS AND METHODS: the methods, questionnaires, observations and other analytical approaches used in the research are described. a description of the research process and participants will be included.

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

DISCUSSION AND RESULTS: the influence of "language portfolio" technology on students' language development is discussed. it is analyzed how this technology helped in the growth of students' linguistic competences.

CONCLUSION: at the end of the article, conclusions are made about the importance of "language portfolio" technology in improving the quality of language teaching in non-linguistic universities.

Key words: language portfolio, language teaching, non-linguistic university, teaching quality, linguistic competence, educational technology.

For citation: Saidjalolova S.M. The technology of "language portfolio" as a means of improving the quality of language training in a non-linguistic university, Inter education & global study, (7), pp. 350-356. (In Uzbek).

Эффективной формой формирования требуемых навыков рефлексии и оценки достижений познавательной деятельности является языковое портфолио, которое используется как средство выявления результатов обучающегося в процессе изучения иностранного языка. В отличие от других методов контроля и оценки эффективность языкового портфеля характеризуется логически обоснованным характером оценки и самооценки, которая обеспечивается отображаемыми в языковом портфеле учебными достижениями и результатами творческой деятельности, а также критериями оценки и интеграцией личного опыта студента в процесс изучения иностранного языка. Языковой портфель как средство самооценки выступает вектором повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. В данной статье мы представляем языковой портфель не как образовательную технологию, а как средство самоконтроля студента в процессе изучения иностранного языка.

В современном мире формирование личности происходит в новых социально-экономических и политических условиях, в иной морально-этической атмосфере, что меняет подходы к организации обучения и воспитания. В последние годы произошли изменения в системе образования, они привели к переоценке традиционных методов и технологий обучения иностранным языкам. Приоритетом реформирования системы образования становится использование активных методов обучения, способствующих формированию личностной автономии обучающихся, развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новый продукт. Также параллельно развиваются знание культурных норм и социальных ограничений в общении, знание обычаев, традиций и этикета в сфере общения, а также усиление ориентации на коммуникативные средства, характерные для национального и сословного менталитета. Вслед за Гальсковой под коммуникативной компетентностью мы понимаем способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что подразумевает формирование языковой, речевой, социокультурной,

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

компенсаторно-образовательной когнитивной, коммуникативной компетентности. В контексте формирования коммуникативной компетенции данными учеными были выделены три основные характеристики личностных качеств, необходимых для адекватной коммуникации:

• практическое владение отдельным ресурсом вербальных и невербальных средств для актуализации информационных, экспрессивных и прагматических функций общения;

• умение разнообразить средства общения в процессе общения;

• построение речи в соответствии со стандартами (языковыми и речевыми).

Технология языкового портфолио (от фр. porter - носить + Feuille - лист)

представляет собой комплексный набор разнообразных рабочих материалов, отражающих образовательные результаты, накопленные в процессе обучения и освоения иностранного языка. Данный набор материалов предоставляет широкий спектр возможностей как для студента, так и для преподавателя. Языковой портфель включает в себя задания, проекты, отчеты, письменные работы, демонстрирующие успешность освоения коммуникативных навыков. По результатам преподаватель анализирует и оценивает такие показатели, как объем проделанной учебной работы и разнообразие достижений в области изучения иностранного языка, а также практический образовательный опыт в этой области. Мы считаем, что языковой портфель является одной из самых эффективных технологий обучения иностранному языку, которая способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции на уроках английского языка и одновременно является средством или средством для самоконтроля и самооценки учащимися своих образовательных результатов. В данной статье мы представляем языковой портфель не как образовательную технологию, а как средство самоконтроля учащегося в процессе изучения иностранного языка.

Цели и формы работы с языковым портфелем на уроках иностранного языка могут быть разными, поскольку языковой портфель является очень гибким средством обучения, которое можно адаптировать практически к любой учебной ситуации. Эти ситуации могут быть разными как по целям и методам, средствам и условиям обучения, так и по возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и уровню их владения иностранным языком. Языковой портфель создается в соответствии с возрастными особенностями студента и образовательной программой. В нем студент регулярно записывает свои результаты, достижения и опыт освоения иностранного языка. Языковой портфель для студентов разрабатывается в соответствии с европейской концепцией языкового портфеля. При этом учитываются как когнитивное, так и эмоциональное развитие каждой возрастной группы студентов; в процессе обучения иностранному языку используются различные технологические ресурсы, чтобы студент имел возможность: оценить свой уровень владения иностранным языком; осознанно и ответственно подходить к процессу и результатам освоения языка, реагировать на

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

изучение иностранного языка; совместно с преподавателем находить наиболее рациональные пути совершенствования своих знаний и навыков, а также уметь самостоятельно организовывать работу по изучению иностранного языка.

Таким образом, коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетенций, формирование которой является интегративной целью на всех этапах обучения иностранному языку. Коммуникативная компетентность - это способность и готовность к общению с носителями языка, что подразумевает формирование языковой, речевой, социокультурной, а также компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетентности. Эффективному формированию коммуникативной компетентности способствует технология «языкового портфеля». Языковой портфель - это инструмент документирования и оценки языковых навыков обучающихся, позволяющий совершенствовать организацию образовательного процесса. В ходе исследования нами доказано, что использование языкового портфеля как инструмента формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку является важным методическим аспектом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов иноязычного образования.

Языковой портфель играет значительную роль для студентов, чья профессия будет связана с языковой практикой. Языковой портфель способствует определению профессионального развития студентов. Основная идея портфолио — предоставить широкий спектр языковых навыков студентов. Портфолио дает студентам возможность продемонстрировать свои знания и опыт, связанные с языковой деятельностью. Портфолио может включать весь спектр языковых данных, отражая широкий спектр навыков и может содержать тесты, обработку текста, письменные работы, эссе, обратную связь, рефлексию. Нортон и Видбург описывают портфолио как систематизированную и выборочную подборку работ студентов, которые демонстрируют мотивацию студентов, академический рост и уровень достижений. Основная идея портфолио — продемонстрировать и отразить языковой опыт студентов и их языковые способности. Разработка портфолио обеспечивается работой преподавателей и студентов, которые наполняют портфолио различными видами работ.

Студенты могут сами решать, какие виды работ включить в портфолио. Этот процесс выбора и отражения своей работы, процесс оценки и самооценки своей деятельности является ключевым моментом любого портфолио. Вопросы электронного портфолио также обсуждаются в статье. Следует отметить, что языковое портфолио студентов (электронное и неэлектронное) является важным элементом, способствующим профессиональному самоопределению, поскольку студенту легко оценить, что он уже умеет делать, над чем ему еще нужно поработать и что изучать. Языковое портфолио включает в себя текущее понимание языка, связанное с оценкой, может использоваться различными пользователями, охватывает широкий спектр языковых навыков. Процесс создания

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

своего портфолио также рассматривается как процесс обучения, требующий внимания как студента, так и преподавателя. Он позволяет вырабатывать самооценку, способствует саморефлексии и принятию решений, мотивации.

Языковое портфолио может быть создано в электронном виде. Электронное портфолио представляет собой цифровую версию портфолио и является ярким примером информационно-коммуникационных технологий. Электронные портфолио представляют собой обработанные документы, блоги, вики, диаграммы и другие специальные инструменты, которые могут включать в себя широкий спектр цифровых ресурсов, таких как видео- и аудиозаписи, обсуждения, проводимые в аудитории, вклады на форумах и другие электронные работы. Языковой пакет документов в портфолио может быть разнообразным и демонстрировать разные языковые навыки.

В электронном портфолио студенты могут оценивать себя как с преподавателями, так и одноклассниками. После завершения выполненной работы этот сервис позволяет получить оценку и рекомендации по дальнейшему совершенствованию полученных знаний. Ученые считают, что самооценка в электронном портфолио является важным элементом для саморефлексии и самоопределения в целом. Электронное портфолио легко адаптируется к условиям студента, оно более портативно и мобильно, чем бумажное портфолио. В электронном портфолио можно использовать необходимые для конкретной аудитории инструменты согласно требованиям преподавателей, работодателей и т. д.

Для метода дистанционного обучения характерны следующие принципы: коммуникабельность, сознательность, поддержка родного языка учащихся, наглядность, доступность, положительный эмоциональный фон. Эффективность любого вида дистанционного обучения зависит от четырех факторов: эффективное взаимодействие преподавателя и ученика, несмотря на то, что их разделяет расстояние; используемые педагогические технологии; эффективность разработанных учебных материалов и методов их подачи; эффективность обратной связи.

Эффективность дистанционного обучения зависит от организационно-методического качества используемых материалов, а также от квалификации преподавателей, участвующих в этом процессе. Кроме того, существует ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было считать эффективным: дистанционное обучение подразумевает более тщательное и детальное планирование деятельности учащихся, ее организацию; четкие задачи и цели обучения; поставку необходимых учебных материалов (кейс-технологии); сетевые и телевизионные технологии; интерактивность; обратная связь между преподавателем и учеником; мотивация; модульная структура курса; звуковое сопровождение.

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. Azimov, E. (2018). Modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching. Fond "Russkij mir"

2. Barrett, H. C. (2020). Create Your Own Electronic Portfolio: Using Off-the-Shelf Software to Showcase Your Own or Student Work. Learning & Leading with Technology, 27(7), 15-21.

3. Burlakova, I. (2010). "Language portfolio" of a student as a basis for the formation of an educational subject in the process of studying foreign languages. Proc. of the Mater. of the 3th Int. sci. conf. Actual problems of modern scientific knowledge (pp. 75-82) (Pyatigorsk, Russia, 11-12 January 2010). (Pyatigorsk: PGLU).

4. Galskova, N. (2006). Language portfolio as a tool for assessment and self-assessment of students in the field of foreign language learning. Inostrannye yazyki v shkole, 6, 6-9.

5. Kabdolova, K. (2012). Formation of competencies as a necessary condition for improving the quality of education. Open school.

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

®Saidjalolov S.M, prorektor, [C.M.Саиджалолова,проректор], [S.M. Saidjalolova,

Vice-Chancellor,]; manzil: O'zbekiston, Toshkent viloyati, Shahar: Qibray tumani, Salar qo'rg'oni, Qoramurt ko'chasi, 1 [адрес: Узбекистан, Ташкентская область, Город: Кибрайский район, крепость Салар, улица Карамурта, 1 ], [address: Uzbekistan, Tashkent region, City: Qibray district, Salar fortress, Karamurt street, 1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.