Научная статья на тему 'ТИКО КОНСТРУКТОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТИКО КОНСТРУКТОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / ТИКО КОНСТРУКТОР / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Гаврилова Александра Сергеевна

В статье рассматривается конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста, характеризуется понятие ТИКО кнструктор и разъясняется возможность развития конструктивных умений у детей среднего дошкольного возраста посредством ТИКО конструктора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Гаврилова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TICO DESIGNER AS A MEANS OF DEVELOPING THE CONSTRUCTIVE SKILLS OF MIDDLE PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the constructive activity of children of middle preschool age, characterizes the concept of TIKO instructor and explains the possibility of developing constructive skills in children of middle preschool age using the TIKO constructor.

Текст научной работы на тему «ТИКО КОНСТРУКТОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.24

ТИКО КОНСТРУКТОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Гаврилова Александра Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуется внедрение инновационных форм взаимодействия с детьми дошкольного возраста от педагогического сообщества. Посредством развивающих конструкторов конструктивная деятельность позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Одним из ведущих видов деятельности является продуктивная деятельность в дошкольном возрасте. Наибольшее внимание уделяют конструированию дети дошкольного возраста в данной деятельности. Развитие сенсорных и мыслительных способностей детей осуществляется в процессе конструирования. Если правильно организовать деятельность дошкольников то они приобретают не только конструктивные умения, но и обобщенные умения такие как: целенаправленно рассматривать, сравнивать предметы, делать умозаключения и выводы [3].

Изложение основного материала исследования. Столкнувшись с проблемой развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста, мы выявили, что особый интерес в изучении данной области представляет ТИКО конструктор, а также его активное внедрение в практику дошкольных образовательных организаций.

К начальному техническому моделированию возможно приступить с использованием ТИКО конструктора. С его помощью каждый ребёнок сможет собрать разнообразные геометрические фигуры: кубы, призмы, пирамиды и сложные многогранники, что позволит развить у него пространственное воображение, что является немаловажным, особенно для детей среднего дошкольного возраста.

В наибольшей степени конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста, по сравнению с другими видами деятельности, подготавливает для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей необходимую основу. Конструктивная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку она направлена на получение определенного продукта или результата [4].

Воспитательное значение является отличительной чертой конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Самостоятельность, достижение поставленной цели, умение работать в парах, формирует конструирование в коллективе.

Конструктивная деятельность является деятельностью моделирующей. Модель, наиболее отражающая существенные признаки объекта это и есть постройка. В связи с этим конструирование даже условного, элементарного сооружения предполагает необходимость достаточного уровня знаний об объекте. Полнота образа конструируемого объекта предопределяет качество замысла. Замысел является заключительным этапом в обдумывании, планировании предстоящей деятельности - в осознании конечного результата, в постановке способов и последовательности его достижения.

Исследования А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой доказывают, что при планомерном и целенаправленном обучении дети могут идти от замысла к воплощению.

Многие исследователи О.Г. Жукова, Ф.В. Изотова изучают различные аспекты формирования конструктивных умений у детей среднего дошкольного возраста. Конструирование не только развивает сенсорно-перцептивную деятельность, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, что способствует развитию воображения, совершенствованию коммуникативных навыков.

Необходимость применения в дошкольной образовательной организации инновационной развивающих игровых технологий актуально, продиктовано быстро развивающимся техническим прогрессом, потребностью в соответствующем уровне обучения дошкольников. ТИКО конструктор соответствует вышесказанному, так как создает благоприятные условия для развития конструктивных умений ребенка, его творческого потенциала и формирования предпосылок к учебной деятельности.

Развитие конструктивных умений является важным образовательным действием и средством, с помощью которого можно осуществлять различные образовательные и развивающие цели и задачи. Положительные результаты в практическом применении дают все формы использования конструктивной деятельности, активизируя конструктивные умения, познавательную деятельность детей, что предшествует качественному дошкольному образованию [3].

Педагогической ценностью развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста является то, что развиваются способности дошкольника, его творческие умения. Большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка оказывает конструирование. На эффективность процесса конструирования влияет характер мотива или цель — это то, для чего нужна постройка. Умение удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, способность контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом. Именно от этого зависит успешность [2].

В дошкольных учреждениях особым спросом пользуются конструкторы из современных материалов с различными способами соединения деталей, с помощью которых возможно создавать подвижные конструкции. Это позволяет детям среднего дошкольного возраста решать сложные задачи конструирования.

Средний дошкольный возраст является периодом больших возможностей развития познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Чтобы развить данные процессы усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, ребенку приходится думать и

рассуждать. Так же конструктор хорошо развивает логическое мышление. Важным моментом для развития логического мышления является складывание по схеме или образцу, начиная с простых узоров. В логических играх ребенку необходимо определить последовательность, логическую закономерность и обосновать.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста отечественными педагогами всесторонне исследовались, и нашли свое освещение в работах, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева. Данный возраст является важным в развитии познавательной сферы ребенка как интеллектуальной, так и личностной.

Исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее).

Для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. ТИКО конструктор является наиболее универсальными и развивающими так как обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию [5].

Развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира, предполагает технология работы с ТИКО конструктором [6].

Развитие познавательной сферы ребёнка также идет посредством технического конструирования. Ребёнок осваивает структуру, форму, величину предмета, цвет материала, а также ориентируется в пространстве, сооружая постройку [1].

Дети испытывают удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, постройку, стремятся добиваться поставленной цели. Современные конструкторы в частности ТИКО конструктор позволяет формировать обобщенные представления о предметах, умение обследовать предметы, планировать свою конструкцию и работу, самостоятельно находить и исправлять ошибки. Повышается способность управлять своими психическими процессами, что формирует эмоционально-волевые качества личности.

Выводы. Таким образом, с использованием современных конструкторов, конструктивная деятельность играет важную роль в развитии дошкольника. Развитие пространственного воображения, технических способностей, формирование тонкой наблюдательности, сосредоточенности внимания, гибкости мышления, способствование развитию речи, все это помогает формировать дружный детский коллектив, зарождать навыки коллективной работы и эффективно готовить детей к школе.

Аннотация. В статье рассматривается конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста, характеризуется понятие ТИКО кнструктор и разъясняется возможность развития конструктивных умений у детей среднего дошкольного возраста посредством ТИКО конструктора.

Ключевые слова: конструктивные умения, развитие, ТИКО конструктор, средний дошкольный возраст.

Annotation. The article discusses the constructive activity of children of middle preschool age, characterizes the concept of TIKO instructor and explains the possibility of developing constructive skills in children of middle preschool age using the TIKO constructor.

Keywords: constructive skills, development, TICO constructor, middle preschool age.

Литература:

1. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. -С. 32-38.

2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. - М.: Просвещение, 1976. - 79 с.

3. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.

4. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. - М: Просвещение. - 2009. - 150 с.

5. Парамонова Л.А. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 Л.А. Парамонова. - М., 2001. - 248 c.

6. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил);

студентка Дорохина Анна Валерьевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. В школьные годы у ребенка формируются значимые личностные качества. Они зависят от социальной ситуации развития. В рамках новой социальной ситуации развития у детей младшего школьного возраста начинают формироваться деловые межличностные отношения. Кроме того, дети продолжают инициировать и поддерживать дружеские отношения.

Л.С. Выготский утверждал, что развитие психики происходит в процессе взаимодействия, общения с взрослым и сверстниками. На основе переживания социального опыта происходит усвоение социальных норм, правил поведения. В процессе межличностного взаимодействия формируются нравственные понятия и представления о себе и других, социальные и моральные чувства [11.

Проблема межличностного взаимодействия и его развития связана с тем, что именно от этих составляющих зависит успех социальной адаптации и интеграции лиц с умственной отсталостью в общество людей с нормой в развитии. Также от умения общаться и выстраивать межличностные отношения зависит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.