Научная статья на тему 'Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников'

Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1027
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СРЕДСТВА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПОДХОДЫ / CONSTRUCTIVE ACTIVITY / THE FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE / OLDER PRESCHOOLERS / MEANS / INDEPENDENCE / ABILITY / DESIGN / APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирование познавательной самостоятельности старших дошкольников средством конструктивной деятельности. В работе анализируются различные подходы к решению проблемы детской самостоятельности, а также выделены методы и приемы конструирования, которая способствует формированию познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING THE COGNITIVE INDEPENDENCE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the currently actual problem of the formation of the cognitive independence of senior preschoolers by means of constructive activity. The paper analyzes various approaches to solving the problem of children's independence, and also outlines the methods and techniques of design, which contributes to the formation of cognitive independence of children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет" (г. Симферополь)

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирование познавательной самостоятельности старших дошкольников средством конструктивной деятельности. В работе анализируются различные подходы к решению проблемы детской самостоятельности, а также выделены методы и приемы конструирования, которая способствует формированию познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, формирование познавательной самостоятельности, старшие дошкольники, средства, самостоятельность, способность, конструирование, подходы.

Annotation. The article is devoted to the currently actual problem of the formation of the cognitive independence of senior preschoolers by means of constructive activity. The paper analyzes various approaches to solving the problem of children's independence, and also outlines the methods and techniques of design, which contributes to the formation of cognitive independence of children of senior preschool age.

Keywords: constructive activity, the formation of cognitive independence, older preschoolers, means, independence, ability, design, approaches.

Введение. Современная система дошкольного образования направлена на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий в познании окружающего мира. В соответствии с этим необходимо акцентировать внимание на том, какую степень самостоятельности проявляет дошкольник при овладении знаниями, умениями и навыками, как часто обращается к собственному опыту, использует рациональные способы достижения цели, как относится к решению познавательных и практических задач. Самостоятельность как базовое качество личности дошкольника проявляется в способности действовать независимо от помощи и руководства со стороны взрослого, проявлять элементарную критичность и самокритичность, доводить любое дело до конца. Актуальным в этой связи становится необходимость формирования познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Различные подходы к решению проблемы детской самостоятельности объединены общей идеей: формирование самостоятельности старших дошкольников осуществляется в продуктивной деятельности. Конструирование в этом плане имеет особое значение, поскольку в процессе его дошкольник не только что активно создает, но и видит результат своего труда. Кроме того, по мнению многих ученых (В.Ф. Ждан [2], Л.А. Парамонова [8], Н.Н. Поддьяков [9]), именно в этой деятельности развиваются умственные способности, творческое воображение, инициатива, воля, самостоятельность, обостряется наблюдательность.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является исследование проблемы формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников средствами конструктивной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Как свидетельствуют, многочисленные психолого-педагогические исследования основу самостоятельности составляют волевые действия. Было установлено, что ребенок начинает познавать окружающую среду с практических действий. В процессе самостоятельных элементарных действий с предметами он знакомится с их различными свойствами. А.В. Запорожцем было доказано, что развитие детского мышления основано на практических обобщениях, которые возникают у ребенка при решении практических задач. По его мнению, ребенок дошкольного возраста способен рассуждать, делать выводы, если он будет опираться на достаточный опыт действий с предметами. Значение практической деятельности для развития мышления заключается в том, что именно действие является исходной единицей анализа мышления [3].

В результате анализа научных исследований было выяснено, что для старших дошкольников характерны: скованность мышления и стремление мыслить по готовым схемам, получать указания; зависимость от взрослого с появлением первых трудностей; неумение самостоятельно использовать имеющийся опыт в новых ситуациях. Необходимо переориентировать организацию познавательной деятельности детей на активное привлечение их к самостоятельности. Задача взрослого заключается в стимулировании, поощрении, поддержке известных способов действия, поиска новых комбинаций, а главное - обучение ребенка умению правильно реагировать на неудачи. Реализация этих задач именно в конструктивной деятельности дает возможность дошкольнику научиться анализировать негативные результаты собственных действий, выявлять их причины, самостоятельно исправлять ситуацию, получать от этого удовлетворение.

Педагогическая теория и практика свидетельствуют, что конструирование как предметно-практическая деятельность ребенка соответствует его интересам и потребностям, развивает мышление, формирует умение самостоятельно искать способы решения конструктивных задач.

В течение всего дошкольного детства, как показывают исследования Е.Л. Кононко [5], Н.Н. Поддьякова [9], интенсивно развивается детское экспериментирование, которое является особой формой поисковой деятельности. По мнению ученых, в детском конструировании проявляется самостоятельность ребенка, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная функция), на получение продуктов деятельности (продуктивная функция). Под детским конструированием принято понимать создание различных конструкций и моделей с строительного материала и деталей конструкторов, изготовление изделий из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материалов (картонные коробки, деревянные катушки, старые вещи и т.п.).

В научно-методической литературе выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети в основном отражают реальные объекты, придумывают изделия. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. К этому типу

конструирования относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупных модулей, а также компьютерное конструирование.

В художественном конструировании - дети, создавая образы, не столько отражают их структуру, сколько выражают свое отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и природного материала.

Следует подчеркнуть, что компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала, могут иметь как техническую, так и художественную направленность.

Каждый из типов конструирования влияет на познавательное и интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. При работе со строительным материалом комбинирование детьми разных форм (куб, кирпич, призма, пластина и т.д.) позволяет строить сооружения, в которых своеобразно отражаются их впечатления от окружающего мира.

Современные исследователи конструирования из бумаги рассматривают как достаточно сложный, однако чрезвычайно полезный вид деятельности. По мнению А.М. Давидчук, в процессе этого вида конструирования дети учатся делать умозаключения и обобщения, целенаправленно рассматривать и сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи [1]. Однако, как считает автор, изготовление игрушек может вызвать у детей определенные трудности, связанные с особенностями их восприятия. Так, повторяя за взрослым определенные действия, дети потом забывают их последовательность и быстро теряют интерес и желание конструировать самостоятельно. Поэтому процесс составления должен иметь последовательные этапы, а именно: разобрать готовое изделие, а затем снова сложить; выделить знакомые способы составления; обсудить вместе с детьми последовательность работы; составить бумагу и сделать игрушку.

Интересна работа с бросовым материалом (нитки, обертки, пластиковые бутылки, воздушные шарики, поролон, пенопласт и т.д.). Этот вид материала способствует проявлению у детей самостоятельности, индивидуальности, усердия и творчества, поэтому детям редко дается образец для выполнения. У детей старшего дошкольного возраста, уже сформировано умение конструировать, предвидеть развитие сюжетной линии игры и, более того, придавать конструкциям сюжетный характер (дети создают несколько конструкций, объединенные одним сюжетом) [8]. При определении форм и методов организации различных видов детской деятельности педагог должен учитывать особенности и взаимосвязь игры и конструирования. Обучение должно развивать у дошкольников самостоятельность, инициативу, сообразительность и находчивость в решении конструктивных задач, которые формируются посредством игры.

В конструктивной деятельности принято выделять два взаимосвязанных этапа: рождение замысла и его исполнение. Самостоятельность ребенка связана в основном с созданием замысла, поскольку оно состоит в обдумывании и планировании процесса практической деятельности, в определении способов и последовательности его достижения.

Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые недостатки детского конструирования, а именно нечеткость и неустойчивость замысла; поспешность исполнительской деятельности, чрезмерную увлеченность ею (замыслу уделяется мало внимания), неумению планировать последовательность действий, неумению заранее анализировать задачи.

Известно, что восприятие окружающего мира у большинства детей поверхностное, то есть запоминаются прежде всего внешние признаки предметов, явлений, которые затем воспроизводятся в практической деятельности. В ходе обогащения деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей формируется способность самостоятельно строить новые и весьма своеобразные образы. Этот факт положительно сказывается как на развитии мышления и воображения, так и на самой конструктивной деятельности.

Наиболее распространенным в практике дошкольных образовательных организациях является конструирование по образцу, предложенное еще Ф. Фребелем. Его сущность заключается в том, что сооружение или игрушка воспроизводится по образцу и способу изготовления. Такая форма обучения, основанная на подражании, обеспечивает прямую передачу готовых знаний, способов действий. Правильно организованное обучение с помощью образца - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах различных материалов, овладевают техникой изготовления сооружений или складывания бумаги, учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

Переходу от воспроизведения к самостоятельной деятельности способствует имитация, которая характеризуется осознанным отношением к образцам, самостоятельным применением известных ребенку знаний и способов в новых ситуациях. Использование образцов и задач на воспроизведение и преобразование объектов является необходимым условием для формирования знаний и умений, которые будут применены в самостоятельной деятельности.

Конструирование по модели заключается в том, что за образец принимается модель, составляющие элементы которой скрыты от ребенка. По результатам исследования А.Р. Лурии, эта форма конструирования активизирует мышление и положительно влияет на развитие познавательной самостоятельности детей [7].

Конструирование по условиям имеет принципиально иной характер. Оно осуществляется без образца, рисунков и способов конструирования. Дети должны создать конструкции согласно предложенным условиям, с особым акцентом на их практическое назначение (например, построить через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта; гараж для легковых или грузовых машин). В процессе такого конструирования у детей формируются умение анализировать условия и на основании этого реализовывать собственную практическую деятельность. Как показали экспериментальные исследования, такая форма обучения конструированию способствует развитию познавательной самостоятельности только тогда, когда дети уже имеют определенный опыт такой работы.

Организация тематического конструирования дает возможность детям на основе общей тематики конструкций, самостоятельно воплощать замысел конкретного сооружения, выбирать материал, способ исполнения. Эта особенность конструирования близка по своему характеру к конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой и предлагается взрослым. По мнению З.В. Лиштван, основная цель конструирования по определенной теме - актуализировать и закрепить знания и умения детей. В этой формы конструктивной деятельности дети имеют больше возможностей для проявления инициативности и познавательной самостоятельности [6].

Каркасное конструирование, предложенное Н.Н. Поддьяковым [9], позволяет детям познакомиться с простым по строению каркасом как центральным звеном сооружения (отдельные части, характер их взаимосвязи). Ориентируясь на предложенный образец, дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции. Организация каркасного конструирования требует от педагога разработки специального материала. Только тогда дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам и цельные по структуре.

Свободное конструирование и конструирование по замыслу обеспечивают ребенку максимальные возможности для самостоятельного решения всех поставленных задач (ставить перед собой цель деятельности, планировать ее достижение, подбирать необходимый материал, реализовывать замысел) [5]. В таком конструировании открываются широкие возможности для развертывания фантазии и познавательной самостоятельности детей.

Самостоятельное конструирование дает богатый объем и уровень знаний, умений и навыков, необходимых для решения познавательных задач конструктивного характера; обеспечивает психологическую установку на самостоятельное пополнение и выработку конструктивных умений, их совершенствование; способствует самостоятельности ребенка по организации практической деятельности; развивает веру в собственные силы, самоуважение.

В конструировании по замыслу создание замысла конструкции и его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольника. Для осуществления поискового и самостоятельного процесса воспитатель должен формировать у детей обобщенные представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщенными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования - по образцу и условиям. Педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, приобретенные ранее. При этом степень познавательной самостоятельности зависит от уровня знаний и умений дошкольников.

Важная составляющая самостоятельных детских открытий - способ деятельности, который в результате неоднократного использования в различных ситуациях переносится в другие контексты. При этом педагог ставит задачу или использовать известные способы, или искать новые. Однако, как считает Л.А. Парамонова, постановка конкретных задач, требует от педагога организации на занятии целенаправленного и основательного экспериментирования с материалом [8].

Изучение психолого-педагогических исследований по проблеме конструктивной деятельности позволило выделить методы и приемы руководства различными формами конструирования. З.В. Лиштван считают важным приемом руководства строительной игрой последовательное внесение строительных материалов с учетом постепенного усложнения форм, разнообразия размеров деталей и сложности их соединения [7]. Используя различные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию, автор предлагает придерживаться важнейшего принципа: по мере овладения детьми конструктивными умениями предлагать им для самостоятельного решения все более сложные задачи.

Заслуживают внимания такие методические подходы к организации обучения детей творческого конструирования, как формирование у детей обобщенных знаний, умений, способов деятельности на основании систематического подхода и четкой последовательности в выполнении познавательных задач; применение различных форм конструирования в разной последовательности в зависимости от вида конструирования; использования диалогической формы общения детей со взрослым и между собой, что обеспечит обсуждение различных вариантов выполнения задания; сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, обеспечивающее организацию содержательного общения детей и способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее производительности; введение конструирования в различные жизненные ситуации в качестве источника формирования у детей интереса, эстетических и нравственных качеств; организация целенаправленных наблюдений различных объектов, способствующая развитию детских замыслов; создание условий для экспериментирования с различными материалами на занятиях и в свободное время.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим: анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в конструктивной деятельности успешно решаются задачи развития умственной и практической деятельности детей. Для проявления детьми личностных и волевых черт именно этот вид познавательно-продуктивной деятельности создает необходимые условия, а именно сочетание различных видов и форм конструирования, комбинирование детьми различных по форме деталей. Руководство самостоятельной конструктивной деятельностью детей со стороны педагога способствует формированию у них качеств, которые в единстве характеризуют познавательную самостоятельность.

Литература:

1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. - М., Просвещение, 1976.

2. Ждан В.Ф. Формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений изготовления поделок из природных материалов. Автореферат дисс. на соиск. уч.степени канд.пед.наук. - К., 1986. - 18 с.

3. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и др. - М.: Просвещение, 1967.

4. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 416 с.

5. Кононко Е. Л. Чтобы личность состоялась / Е. Л. Кононко. - К.: Рад. шк., 1991. - 223 с.

6. Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада / З. В. Лиштван. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

7. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: Просвещение. 1966.

8. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002.

9. Поддьяков Н. Н. Закономерности психического развития ребенка. - Краснодар: Ун-т МЭГУ, 1997. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.