Научная статья на тему 'Формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста'

Формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / HE MOTION ACTIVITY INDEPENDENCE / THE MOTION ACTIVITY INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова А.В., Каримов В.Р.

Рассматриваются основные направления формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, описываются функции и содержание индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MOTION ACTIVITY INDEPENDENCE OF SENIOR CHILDREN UNDER SCHOOL AGE

The article deals with the main directions in the formation of the senior pre-school age childrens motion activity independence. The functions and the content of the individual route of the formation of the senior pre-school age childrens motion activity independence are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE FORMATION OF MOTION ACTIVITY INDEPENDENCE OF SENIOR CHILDREN UNDER SCHOOL AGE

A. В. Качалова,

B. Р. Каримов

Рассматриваются основные направления формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, описываются функции и содержание индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности дошкольников.

Ключевые слова: двигательная самостоятельность, индивидуальная траектория формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

A. V. Kachalova, V. R. Karimov

The article deals with the main directions in the formation of the seniorpre-school age children's motion activity independence. The functions and the content of the individual route of the formation of the senior pre-school age children's motion activity independence are considered.

Keywords: the motion activity independence, the individual route of the formation of the senior pre-school age children's motion activity independence.

Актуальной задачей современного физического воспитания, включенности старших дошкольников в спортивные виды деятельности в соответствии с возрастом является поиск эффективных средств для формирования способности действовать самостоятельно на физкультурных занятиях, на занятиях в спортивных объединениях, при подготовке юного поколения к большому спорту. От содержания двигательной деятельности, от форм организации выполнения упражнений, методов и приемов, обеспечивающих овладение двигательными действиями, зависит и развитие двигательной самостоятельности старших дошкольников. Перенос выполнения двигательной деятельности, двигательных физических упражнений из специально созданных условий под контролем взрослого в целесообразные действия игровой обстановки и повседневной жизни обеспечивает формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. От того, насколько сформирован в сознании образ самостоятельности, зависит не только развитие физических способностей, но и то, насколько ребенок в будущем сможет разобраться в себе, реализовать свои возможности, использовать полученные знания в новых ситуациях.

Двигательная самостоятельность детей старшего дошкольного возраста предстает как интегративное свойство личности, которое выражается в стремлении к самостоятельности выполнения двигательной деятельности, умении действовать по собственной инициативе, замечать необходимость выполнения своего упражнения; умении выполнять упражнения без помощи, сознательно действовать, действовать в новых условиях (ставить цель, планировать результат), самоконтроле и самооценке двигательной деятельности, использование действий в повседневной жизни.

Исходными позициями процесса формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях спортивного комплекса являет-

ся деятельность, направленная на решение общих задач развития двигательной активности, физического развития и формирования двигательной самостоятельности как интегративного качества.

Процессуально-технологическое обеспечение данного процесса усматривает педагогическое сопровождение, включающее: организацию деятельности (моделирование, проектирование); выбор средств формирования двигательной самостоятельности; выбор средств, позволяющих сконцентрировать деятельность на их функциональных возможностях для решения поставленной задачи.

Процесс формирования двигательной самостоятельности соотносится с особенностями двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста и учитывает следующее: самостоятельность является таковой по природе, сопротивляясь насильственному воздействию и, наоборот, приобретая характер необходимости при потребности понять себя в происходящем и происходящее в себе; дает возможность индивидуально ориентировать данный процесс, учитывать своеобразие индивидуальной предрасположенности к спортивно-тренировочной деятельности, тем самым преодолевать некую всеобщность организуемого процесса.

Программа формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях спортивного комплекса, сопряженная с конструированием индивидуальной траектории, строится в соответствии с нормативами, установленными для осуществления спортивно-тренировочных занятий с детьми, и учитывает приемы, методы и средства формирования исследуемого качества. В этом просматривается возможность функционально-педагогического обоснования индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях спортивного комплекса.

Мы усматриваем в ней следующие функции: индивидуальной направленности - построение занятий с учетом индивидуальных возможностей и физических особенностей детей старшего возраста; дифференцированной содержательности - отбор комплекса упражнений, заданий для детей, способствующих проявлению личностных и физических качеств; обогащающая функция выражается в построении индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности путем многомерного изучения личности и выстраивания для нее благоприятного пути для овладения двигательной деятельностью; стимулирующая - педагогическое сопровождение педагога-тренера, выраженное в поддержке (физическая, словесная) способствует возникновении желания и стремления к самостоятельности в двигательной деятельности.

Цель разработанной нами программы: обеспечить становление двигательной самостоятельности у старших дошкольников в спортивных видах деятельности.

Процедурный компонент программы представлен технологической картой, на которой запечатлена индивидуальная траектория, включающая совокупность представлений и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления двигательной самостоятельности детей, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта двигательной самостоятельности в процессе собственной деятельности.

Методическое сопровождение программы построено в соответствии с программой организации тренировочной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в деятельности, связанной с хоккеем.

Методологической основой программы является идея о спортивном ориентировании физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, идея учета физкультурно-спортивных интересов детей.

Содержание базовой части программы направлено на овладение специальными знаниями, способами двигательной деятельности, способами овладения спортивной деятельностью.

Содержание вариативной части программы, основанной на конструировании индивидуальной траектории, реализуется через формирование целей, задач, принципов, средств, методов и приемов относительно разработанных критериев диагностирования сформированности двигательной самостоятельности детей и направлено на углубленное изучение хоккея с шайбой как одного из видов спорта, развитие осознанной потребности в таких занятиях, стремления к самостоятельности в данном виде спортивной деятельности.

Процессуальный аспект предусматривает и отбор форм, приемов и методов формирования двигательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы в качестве таковых выделяем следующие:

1. Подвижные игры с элементами спорта. Большинство из них связано с проявлением двигательной активности, двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуется чувство мы-

шечных усилий, чувство пространства, чувство времени, совершенствуются функции различных анализаторов.

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э. И. Адашкявичене, 1992; Е. Н. Вавилова, 1981; В. Г. Гришин,1982; Т. И. Дмитриенко, 1973; Л. В. Карманова, 1980; Т. И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

2. Подвижные игры для занятий по физической культуре. Подвижная игра является средством гармоничного развития личности ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Важное условие при проведении таких игр - понимание содержания и правил игры, а эффективность их проведения зависит от таких организационных факторов, как умение доходчиво объяснять игру, размещать игроков во время проведения игры, определение ведущих, распределение на команды, определение помощников и судей, дозирование нагрузки [1].

3. Спортивно-игровые упражнения - это двигательные действия, направленные на изменения физического состояния ребенка, изменения качества выполняемых упражнений и основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Имеют ряд характерных особенностей: направлены на формирование осанки (благодаря им укрепляются мышцы), для развития органов брюшного пресса, отдельных частей тела, для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости), для развития психики (внимание, сообразительность, ориентировка в пространстве и во времени). Их эффективность по сравнению с традиционными формами тренировочных занятий с детьми в условиях спортивного комплекса выражается в более высоком уровне физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма, психофизиологических качеств. Кроме того, спортивно-игровые упражнения способствуют развитию ценных качеств личности - общительность, уверенность, самовыражение, связывающиеся со склонностью детей к соревновательной деятельности, имеющие прямой выход на видимый, общедоступный результат [2, с. 86].

4. Индивидуально-физические и спортивно-индивидуальные домашние задания.

5. Продуктивен в аспекте нашего исследования прием «Физкультурный досуг», где ребенок выполняет знакомые подвижные игры и физические упражнения по слову. Самое главное, чтобы был создан интерес к упражнениям и играм. В них ребенок научается: ставить задачу, передавать направление движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнения в целом и его элементы, сравнивать, появляется интерес и самостоятельность, двигательная активность.

6. Прием «Волшебные ступеньки» (Т. З. Токаева), посредством которого дети выбирают карточки с нарисо-

ванными упражнениями и называют, а затем самостоятельно выполняют упражнение.

7. Используя приемы, разработанные Р. С. Буре: показ, образец, пример, напоминание правил при организации деятельности, контроль за деятельностью, умение договариваться с другими детьми. Мы предусматривали, что через них в сознании ребенка происходят глубокие изменения, которые способствуют формированию личности в целом и возникновение самостоятельности в частности.

8. Ритмическая гимнастика. Основу составляют физические (общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, бег, прыжки) и танцевальные упражнения различной направленности с элементами художественной гимнастики, выполняемые в согласованности и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений. Введения данной формы занятия мы считаем необходимым для решения частных задач: привлечение детей к систематическим занятиям, повышение работоспособности, развитие основных физических качеств, совершенствование чувства ритма и культуры движений, направленность на работу, а следовательно, на развитие всех мышц и суставов.

Наряду с этим ритмическая гимнастика создает положительные эмоции, снижает психологическое утомление, повышает работоспособность организма, стимулирует у ребенка желание заниматься физическими упражнениями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Л. В. Основы спортивной подготовки детей и подростков. Казань: Высш. шк., 1993.

2. Воротилкина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 160 с.

3. Воротилкина Л. Н. Развитие самостоятельности в онтогенезе [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=2444& ref_dl=1 (дата обращения 30.08.2012).

4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. Дошкольный возраст: прогр.-метод. пособие. М.: Линка-Пресс, 2000.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ

THE USE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF PLAYING TENNIS CHILDREN

М. А. Марьенко

В статье приводятся результаты, полученные авторами с использованием методов теоретического анализа и обобщения литературы, многолетнего собственного опыта работы тренером, опроса тренеров по теннису Российской Федерации и других стран, а также материалы по исследованию воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у юных теннисистов.

M. A. Maryenko

In this article the authors present the results obtained with the use of methods of theoretical analysis and synthesis of the literature, many years of coach experience, opinion poll of tennis coaches of the Russian Federation and other countries. As well as educational materials researching the potential of cultural and leisure activities in the development of creative thinking in young tennis players.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, культурно-досуговая деятельность, творческое мышление и методы его развития, теннис.

Keywords: educational potential, cultural and leisure activities, creative thinking and methods of its development, tennis.

аля изучения современного состояния проблемы использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии кого мышления у детей, занимающихся теннисом, был проведен теоретический анализ и обобщено большое количество источников литературы, посвященной

исследованию воспитательного потенциала, а также различным аспектам развития творческого мышления.

К определению сущности дефиниции «воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности» мы подошли после рассмотрения отдельно друг от друга слов, составляющих это словосочетание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.