Педагогика
УДК 372.3
преподаватель Кочурина Татьяна Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье осуществлен анализ различных аспектов проблемы формирования конструкторских умений дошкольников. Представлено авторское определение понятия «конструкторские умения дошкольников», определены их виды (конструкторские, технологические, художественно-эстетические, эргономические), этапы постановки конструкторской задачи, особенности формирования.
Ключевые слова: конструкторские умения, формирование умений дошкольников, виды умений.
An^tatton. The article analyzes various aspects of the problem of the formation of design skills of preschoolers. The author's definition of the concept of "design skills of preschoolers" is presented, their types (design, technological, artistic and aesthetic, ergonomie), stages of the formulation of the design task, features of formation are determined.
Key words: design skills, formation of preschool children's skills, types of skills.
Введение. Развитие технического прогресса в современных условиях связано с изменением форм и характера человеческого труда в различных сферах общественной деятельности - производственной, научной, культурной, и, как следствие, ведет к изменению самого образа жизни современного человека.
Среди всех аспектов научного осмысления развития технического прогресса особое место занимает исследование той деятельности, которая непосредственно связана с обучением проектированию, конструированию, созданию и совершенствованию технических объектов. Обращение к данной проблеме определяется не только научным интересом, но прежде всего практическими потребностями.
В связи с этим формирование конструкторских умений детей дошкольного возраста представляется нам не только необходимым, но начальным этапом становления будущих конструкторов, архитекторов, проектировщиков и т.д.
Изложение основного материала статьи. Различные аспекты проблемы формирования конструкторских умений обучающихся прослеживается в работах, посвященных развитию технического мышления и конструкторских умений в направлении образовательной робототехники (А.С. Адаменко, В.Е. Алексеева, Л.Л. Босовой, К.А. Вегнер, М.Ю. Ревякина, Н.В. Софронова, С.А. Филиппов и др.); формированию обобщенных способов построения деятельности в процессе творческого конструирования (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова); определению степени значения конструкторского деятельности для всестороннего развития ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.А. Урунтаева); развитию творческих способностей дошкольников в процессе конструирования (А.Н. Давидчук, Т.Г. Казакова, Р.С. Ушакова) и др.
Проведенные исследования вносят существенный вклад в развитие теории и практики формирования конструкторских умений дошкольников, но касаются лишь отдельных его аспектов - связи конструкторской деятельности с операциями высших психических процессов, особенностей конструирования детьми дошкольного возраста, спецификой организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников в зависимости от конкретных материалов (деталей конструкторов, бумаги, картона, природного материала и пр.).
Анализ научных работ исследователей позволяет констатировать, что все авторы фиксируют необходимость обновления содержания работы педагога, направленной на формирование конструкторских умений дошкольников. Вместе с тем, данная проблема более 10 лет не рассматривалась на уровне диссертационных исследований и носит фрагментарный характер изученности.
Таким образом, сложилось противоречие между заказом государства и обществав личности, владеющей конструкторскими умениями и неразработанностью вопроса их формирования в новых условиях стремительно развивающегося технического прогресса.
Рассмотрим важные для нашего исследования понятия «умение», «конструктивные умения».
Исследователи по-разному трактуют категорию «умение». По мнению одних ученых, умение считается незавершенным навыком; другие рассматривают умение в качестве творческого действия, направленного на достижение определенной цели конкретного вида деятельности, образующееся на основе сформированных знаний и навыков.
По мнению В.А. Сластенина, умением - умелое действие на основе четко осознаваемой цели. Умения образуются в результате упражнений, позволяющих развивать способности выполнять деятельность в новых условиях [14].
Е.С. Рапацевич считает, что умение представляет собой способ выполнения действий на основе ранее полученных знаний и навыков. Умение можно формировать через выполнение различных упражнений, что позволит выполнить действие в обычных и нестандартных условиях. Умение, по мнению различных авторов, можно рассматривать как определенный промежуточный этап, который направлен на то, чтобы овладеть новым способом действий, но при этом он должен основываться на знании и верно его использовать в процессе решения определенного круга задач, при этом еще не достигнув уровня навыка [20].
Из этого следует, что конструкторские умения представляют собой способы выполнения действий, которые освоены обучающимися. Выделим основные признаки умений:
- гибкость (способность принимать рациональные решения в соответствии с ситуацией);
- стойкость (поддержание темпа и постоянства, несмотря на помехи);
- прочность (умение не теряться тогда, когда оно не востребовано);
- предельно точная приближенность к реальным задачам и условиям [14].
Т.А. Горбунова и В.А. Терешков определяют конструкторские умения как овладение человеком способами конструирования на основе приобретенных, конструкторских знаний. К ним относят умения самостоятельной разработки конструкции какого-либо технического устройства, имеющего высокую степень практической значимости; соответствующей опорной схемы; самого объекта [3].
Н.В. Дронжек отмечает, что «в дошкольном возрасте полноценному формированию творческих способностей способствует конструирование, основная цель которого заключается в развитии у дошкольников творческих умений в разных видах конструирования» [5].
Близкой для нашего исследования является точка зрения Т.А. Иваниной о том, что «в процессе конструирования осуществляется пространственная организация объектов (формы, положения, размера, композиционных и пространственных отношений между ними), отражаются их основные функциональные особенности» [7].
Е.М. Ерофеева обращает внимание на такую организацию деятельности дошкольников, в ходе которой они приобретают не только конструктивные умения, но и обобщенные умения такие как: целенаправленно рассматривать, сравнивать предметы, делать умозаключения и выводы» [6].
Исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [19].
В трудах Ю.А.Осиповой конструирование предстает как стимул творческой инициативы, самостоятельности и активности ребенка в процессе работы над уточнением образа будущей конструкции, ее детальной проработки и, наконец, непосредственно созданием.
Анализ научной литературы позволил сформулировать авторское определение: конструкторские умения дошкольников - это освоенные способы выполнения действий, направленные на создание технически, эргономически и эстетически совершенных моделей реальных объектов.
К конструкторским умениям современные исследователи относят конструктивно-технические (Т.В. Хорхордина, Е.П. Роговая, Н.Е. Малахова, Е.П. Супрун, А.А. Нестерова, И.М. Баранцева и др.); конструктивные (Д.В. Туганова, Е.М. Нестерова, Т.В. Пикуза, Е.Н. Скавычева, А.С. Гаврилова, Е.А. Наумова, Е.И. Мишарина и др.); технические (Л.С.Проценко, Л.В. Храмова, О.Г. Романенко и др.); конструкторские (Л.А. Парамонова, В.А. Степина, С.С. Таджибаев, М.А. Золотухина, Е.С. Жукова, Е.А. Утюмова, В.В. Артемьева, Т.В. Слюнко, Н.М. Валиева и др.); творческо-конструкторские (Г.Н. Салахова, Е.П. Кузнецова, Е.В. Хлопушина, Т.М. Астахова, Т.Е. Талапанова, И.В. Микитюк, Л.В. Гаранина, О.С. Некрасова, Т.А. Перфилова, Л.Л. Хабибуллина и др.)
Анализ трудов ученых в ходе нашего исследования позволил выделить следующие виды конструкторских умений:
- конструкторские (умения оперировать различными конструкторскими материалами, читать опорные чертежи и выстраивать в соответствии с ними базовую конструкцию, дополнять ее деталями, исходя из собственного авторского замысла);
- технологические (умения использовать разнообразные изобразительные и технические средства для выполнения технического проекта, включая средства мультимедиа технологий);
- художественно-эстетические (умения применять различные средства, приемы и техники создания художественного образа);
- эргономические (умения учитывать эргономические требования к результату конструкторской деятельности).
В отдельных работах конструирование включает в себя конструктивно-модельную деятельность обучающихся, поэтому важно обратиться к определению смысловых границ данных понятий для правильного определения этапов формирования конструкторских умений дошкольников.
Т.В. Кудрявцев в конструировании выделяет два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления и основным условием формирования соответствующих практических умений даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов [9].
В работе А.Н. Давидчук также отмечается, что конструктивно-модельная деятельность обучающихся представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Она выделяет два основных этапа в организации конструирования: этап замысла и этап его практической реализации. На этапе замысла у ребенка формируется представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструкторский замысел рождается в процессе умственной деятельности ребенка, направленной на решение определенного круга специфических задач [4].
Т.С. Комарова и Л. В. Куцакова условно представили конструирование как последовательность этапов:
1) выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия;
2) определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации;
3) исполнение намеченного плана [8].
Таким образом, необходимо отметить, что в конструктивно - модельной деятельности большую роль играет точная постановка соответствующих конструкторских задач, организация поэтапной деятельности обучающихся по их решению. В связи с этим, мы проанализировали определения понятия «задачи» с различных позиций (таблица1):
Таблица 1
Понятие «задача», «учебная задача», «конструкторская задача» в научной литературе
Понятие Определение
Задача задача - составная часть цели (А.М. Новиков, А.Д. Новиков) [13]
объект мыслительной деятельности, содержащий требование некоторого практического преобразования и нахождения средств, позволяющих раскрыть связи (отношения) между известными (условиями и требованиями) и неизвестными ее элементами (Т.А. Батяева) [2]
Учебная задача ситуация, направленная на изменение самого действующего субъекта, а не предметов, с которыми он действует (Д.Б. Эльконин) [21]
учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств [17]
Конструкторская задача ситуация, направленная на создание образа будущего изделия (Л.В. Куцакова) [10]
система, определяющая в своем содержании условия реализации выбранного обучающимся способа конструирования объекта действительности в соответствии с поставленной целью при применении самостоятельно сформированного им комплекса материалов, инструментов, приспособлений и реализацией функциональности конструируемого объекта (З.С. Сазонова) [18]
задание, решение которой способствует приведению в определенную зависимость компонентов конструкторского (А.Н. Давидчук, С.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова) [4, 11, 12, 16]
Учёные сходятся в том, что задаче предшествует определение четкой цели, а также наличие определенных характеристик решения задачи в зависимости от вида деятельности.
На основе анализа базовых понятий, опираясь на работы Г.С. Альтшуллера, изучающим проблему организации процесса детского конструирования, выделим этапы постановки конструкторской задачи:
1. Постановка задачи. В основе любого изобретения лежат полезность и новизна - необходимые условия для изобретения.
2. На втором этапе необходимо наглядно представить самому субъекту деятельности и сформулировать задачу, в основе которой лежит формулировка цели. Важность данного этапа продиктована тем обстоятельством, что многие задачи и способы завершали свой путь на этапе составления эскизов или функциональных схем.
3. Патентный поиск. На данном этапе выясняется, не решена ли кем-либо другим эта задача. Выбираются аналоги -близкие по основному функциональному назначению технические объекты, а из них - наиболее близкий - прототип, имеющий наибольшее число общих признаков с ожидаемыми от создаваемого объекта. Среди аналогов может оказаться такой, который реализует поставленную цель, тогда следует сменить цель, не меняя существа разрабатываемого технического объекта и его функционального назначения.
4. После уточнения основных признаков разрабатываемого технического объекта и сопоставления их с признаками прототипа и аналогов определяется наиболее приемлемый метод решения задачи. Допустимо комплексное использование различных методов (мозгового штурма, морфологического анализа, метода фокальных объектов) [1].
Резюмируя вышесказанное, считаем, что к особенностям формирования конструкторских умений дошкольников следует отнести решения ими следующих специфических конструкторских задач:
1) копирование предмета или воссоздание его по образцу, рисунку, чертежу, схеме, эскизу («моделирование»;
2) решение задач на деконструирование - доработка, доделывание, доведение до конца начатой кем-то работы;
3) решение задач на переконструирование - внесение в устройство конструктивных изменений в соответствии с заданными условиями;
4) «собственно конструирование» - создание оригинального, нового продукта.
Выводы. Таким образом, реализация цели дошкольного образования на современном этапе предусматривает необходимость формирования конструкторских умений дошкольников, как начального этапа становления будущих конструкторов, архитекторов, проектировщиков и т.д. В статье представлен накопленный опыт, который нашел отражение при ведении дисциплин по выбору «Дизайн игрушки», «Педагогический практикум по дошкольной педагогике» и др. Таким образом, проблема формирования конструкторских умений у дошкольников требует нового взгляда в подготовке будущих педагогов.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979. - 174 с.
2. Батяева Т.А. Психолого-педагогический анализ понятия «Учебная задача» // Вестник МГУ. - 2008. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-ponyatiya-uchebnaya-zadacha (дата обращения: 21.03.2022).
3. Горбунова Т.В, Терешков В.А. Формирование конструкторско-технологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального образования // Образование и наука. - 2007. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-konstruktorsko-tehnologicheskih-umeniy-kak-klyuchevoy-kompetentsii-pedagoga-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.03.2022).
4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1976. -
79 с.
5. Дронжек Н.В. Развитие творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-proyavleniy-starshih-doshkolnikov-v-konstruirovanii-iz-bumagi-i-kartona-v-protsesse-kruzhkovoy-raboty (дата обращения: 21.03.2022).
6. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.
7. Иванина Т.А. Роль конструктивной деятельности в развитии ребёнка // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2010. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-konstruktivnoy-deyatelnosti-v-razvitii-rebyonka (дата обращения: 21.03.2022).
8. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации: практ. пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 324 с.
9. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
10. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. - М.: МОЗАИКА. - СИНТЕЗ, 2010. - 43 с.
11. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
12. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. - М.: Учпедгиз, 1961. - 159 с.
13. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. - М.: Либроком, 2013. - 208 с.
14. Общая педагогика: в 2 ч. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1. - 288 с.
15. Осипова, Ю.А. Формирование конструктивных умений для умственного развития детей дошкольного возраста / Ю.А. Осипова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2018 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. - С. 20-22.
16. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособ. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
17. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.
18. Сазонова З.С. Центр инженерной педагогики МАДИ: актуальные задачи // Высшее образование в России. - 2010. -№ 11. - С. 77-82.
19. Скавычева Е.Н. ТИКО конструктор как средство развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста / Е.Н. Скавычева, А.С. Гаврилова // Педагогический вестник. - 2020. - № 17. - С. 68-69.
20. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - М.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 220 с.