Научная статья на тему 'The specificity of educational process while training social workers in the countries of the British Commonwealth'

The specificity of educational process while training social workers in the countries of the British Commonwealth Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kremnyova T. L.

The article is devoted to the problem of teaching masters of the highest quality for social work. It is noted that in the countries of the British Commonwealth curricula acquire the status of international orientation in educational matter. The role of the international expert standards, promoting the development of teaching programmes for social work, is underlined. The definition of the concept 'standardas something common, reflecting the model of social work is given. It is marked that the maim problem of teaching, adequate to different conditions, is laid in the concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The specificity of educational process while training social workers in the countries of the British Commonwealth»

специальную конференцию в Монреале (Канада) в июле 2000 г.

Спустя год, международным сообществом определяется понятие «социальная работа», которое утверждается как профессия. Этот новый статус профессии способствует социальным преобразованиям, решающим проблемы человеческих взаимоотношений и прав, и свобод личности с тем, чтобы добиться роста благосостояния. Это определение формулируется в стандарте и дополняется двумя специфическими особенностями, суть которых заключается в том, что:

- социальная работа осуществляет взаимодействие человека с его окружающей средой при использовании теории поведения личности и социальных систем;

- социальная работа включает использование положение «О правах человека» и социальной справедливости.

Следует отметить, что развитию образовательных программ по подготовке социальной работы способствовало принятие в 2002 г. городе Женева международных квалификационных стандартов для обучения и образования в области социальной работы. Поэтому соответствие международному статусу существующих образовательных программ по подготовке социальных работников в странах Британского содружества является важной позицией в формировании единой образовательной системы в данной области.

Данная позиция четко предусматривается гибкостью разработанного стандарта специалистами стран Британского содружества, содержащего вариации специфики образования и практики социальной работы на местном уровне. В то же время, приобретение статуса международной ориентации в области социальной работы - универсальный документ, позволяющий отразить основные параметры, цели и задачи, при учете внутри-профессиональных особенностей социальной работы (специализации, квалификация преподавателей, сотрудников и работников сферы развития, охраны детства, чиновников-администраторов, волонтеров и молодых стажеров).

Поэтому в настоящее время идентичность образовательных систем предполагает становление единой базы для формирования и функционирования стандартов высшего образования. Можно привести пример харак-

терной базы сотрудничества и интеграции в масштабах объединения, которой являются модели высшей школы в странах Британского содружества (Великобритания, Новая Зеландии, Канада, Австралия и другие). Подобный подход способствует качеству обучения и возможности трудоустройства в условиях непрерывного образования.

Так, за рубежом существует проблема облегченного перемещения социальных работников, желающих практиковать в другой стране, связанная с препятствием, основанным на удержании специалистов в пределах своей страны, области и, конечно же, зависящая от зарплаты, статуса профессии и других факторов. Поэтому при соблюдении норм и стандартов в странах Британского содружества учитываются индивидуальные особенности страны или региона. Это социально-политические, культурные, экономические и исторические особенности местного уровня образовательного процесса высшей школы.

В связи с этим существующий стандарт каждой страны четко прописывает инструкции, где отражаются различные пункты и положения о реабилитации социально-незащищенных слоев населения, о борьбе с неравенством и несправедливостью, о стимулировании людей к работе при соблюдении защиты прав личности, о создании необходимых для этого условий.

В специфику образовательного процесса при подготовке социальных работников входит следующее: соответствие целей образовательного учреждения конкретной страны, региона и решение адекватных задач социальной работы на национальном, региональном или локальном уровнях; отражение свойственных социально-демографических проблем и потребностей для конкретного региона; учет местоположения образовательного учреждения, гендерные и этнические особенности обучающихся. Это можно подтвердить мнением психологов, которые считают, что квалификация в области социальной работы, получаемая студентами, относится к сфере «человек - человек». Следовательно, для приобретения профессиональных умений студентов, им необходимо создать условия для обеспечения личностного, ак-меологического и профессионального саморазвития. Поэтому в самом стандарте долж-

ны быть прописаны требования к разработке образовательных программ, на наш взгляд, в общих вопросах совпадающих с различными стандартами как зарубежных, так и российских стран, представляющих интерес для теоретиков и практиков социальной сферы.

К специфическим особенностям образовательных программ по подготовке социальных работников конкретных школ относится: наличие учебных планов и методов преподавания в соответствии с целями и ожидаемыми результатами программы образовательного учреждения. Отраженные пункты образовательных программ фиксируют наличие четкой информации об организации, реализации и оценке компонентов, а также отражение мониторинга и создание положения, включающего развитие навыков критического мышления, научного исследования студентам социальной работы и особо - стремление к инновациям и непрерывному образованию.

Новые модели непрерывного образования имеют следующие характеристики: квалификационные (связь с объектами, предметами труда); компетентностные (освобождение от диктата объекта - предмета труда), при наличии не игнорирования, но учета междисциплинарных, интегрированных требований к результату образовательного процесса [3]. Приведем несколько вариантов эффективности вышеизложенных позиций:

- усиление адекватности высшего образования на основе достижения совместимости, сравнимости дипломов, степеней и квалификаций;

- утверждение на практике непредвзятого отношения к национальным дипломам и доверию;

- расширение диверсификации учебных программ, форм обучения;

- образование гармонизированной структуры высшей школы, способствующей сближению университетских и неуниверситетских типов высшего образования;

- создание благоприятных условий по освоению модульных технологий в высшем образовании.

Подчеркнем, что учет национально-региональных приоритетов и потребностей в содержании основных образовательных программ должен быть четко прописан, что зафиксировано в стандарте. Не менее важным

представляется в стандарте описание четырех компонентов образовательной программы, которыми студенты обязаны владеть при прохождении квалификации социальных работников. Это касается понимания социальных противоречий, основ поведенческого характера личности и группы в окружающей человека среде при изучении и наблюдении взаимодействия биологических, психологических, социокультурных факторов в развитии и поведении человека. К данным компонентам относят сферу социальной работы, сферу деятельности социального работника, включающую дидактические единицы (создание условий для обучения диалогу в учебном процессе при условии развития гуманистического мировоззрения студента, эмоционально-чувственных качеств, профессионального самоутверждения), овладение методами практики.

Таким образом, каждое учебное заведение социальной работы, безусловно, обязано придерживаться международных стандартов, что позволяет найти контакт сотрудничества между образовательными учреждениями и агентством социальной работы относительно практического образования и практической подготовки (полевых исследований студентами).

Особым мы считаем при подготовке социальных работников применение парадигмы Профессии, имеющей множество подходов, а именно: гуманистический; системную перспективу; целостный, универсальный (интегративный подход); социальной справедливости и соблюдения прав человека; социальной перспективы. Безусловно, что имеется и положение предлагаемого штата преподавателей, соответствующего аккредитационным требованиям.

Считаем необходимым представить следующее определение: стандарт - это общее, не отражающее минимальные требования, но отражающее эталон Социальной работы, который может варьироваться в зависимости от местности, региона и дополняться с учетом исторических, политических, культурных, социально-экономических особенностей страны.

Например, для Канады, как и для многих других стран мира, необходимость в подготовке социальных работников имеет большое значение. Канада - одна из немногих стран в

мире, где активно принимают на работу иммигрантов, есть специальная программа по приему иммигрантов и беженцев. В качестве регулирующего органа социальной работы в Канаде выступает Совет регистрации социальных работников, который устанавливает стандарты практики. Цели стандартов практики включают множество аспектов, среди которых: критерии оценки, осуществляемые через параллель приемлемых уровней, претензий клиентов, а также развитие современных стандартов профессиональной подготовки социальных работников и рекомендации. Письменные стандарты четко формулируют определенные аспекты общепринятых стандартов практики, а также определенных областей знаний.

Общие стандарты используются для таких целей, как описание позиций ассоциации в отношении статуса, роли и поведения социальных работников, для личной рефлексии практической работы с клиентами и рефлексии наблюдения в пределах команды, агентства и местной организации. Следует особо отметить, что существуют и специфические стандарты, где оговариваются пункты, предусматривающие те факты, которые ни в одном из стандартных документов не отражают ситуации, возникающие на практике.

Профессия социальной работы в Новой Зеландии развивалась на основе собственных отличительных традиций, перспектив и методов. Если сравнить профессиональные стандарты практики социальных работников в Новой Зеландии, то увидим, что цель более конкретизирована и опирается на законодательные документы. Так, цель стандартов состоит в том, чтобы помочь членам ассоциации следовать Кодексу Этики и бикультурному кодексу практики, десяти стандартам практики и политики руководства, обращаясь к философии и ценностям, знаниям и навыкам профессии.

Профессиональные стандарты [4] в Новой Зеландии включают статус социальных работников, роль социальных работников, поведение социальных работников, возможности и использование общих стандартов. Примечательно, что Профессиональные стандарты практики для социальных работников в Канаде [5] более продуманы. В них отражаются такие разделы, как отношения с

клиентами, компетентность и честность, ответственность перед клиентами, отчет о социальной работе, конфиденциальность, оплата, реклама, сексуальное поведение.

В отличие от стандартов Новой Зеландии, стандарты в Канаде включают область практики профессии социальной работы, которая означает оценку, диагностику и лечение индивидуальных, межличностных и социальных проблем с помощью получения знаний по социальной работе.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные позиции профессиональной подготовки социальных работников свойственны всем странам Британского содружества. На основе разработанных стандартов каждая страна имеет национальный стандарт подготовки социальных работников, при наличии которых упрощается процесс дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки, и, в частности, выработки основных знаний, умений и навыков.

Остановимся более подробно на положениях стандарта относительно статуса студентов специальности «Социальная работа» или, говоря образно, на специфике образовательного процесса для студентов высших школ в области социальной работы. Здесь четко прописана фабула - отражение демографических особенностей и местоположение образовательного учреждения с учетом числа меньшинств. К этому добавляется формулирование приемных требований, критериев, процедур в области поставленных задач. В стандарте предусматривается и оказание помощи будущим абитуриентам в выборе аккредитованных образовательных учреждений, а также в выборе курсов и модулей, типах подготовки. Для этого предусматриваются доступные для студентов рекламные процедуры. Важным представляется и выработка четких критериев для оценки теоретической и практической работы. Особо четко прописан пункт образовательного стандарта в области социальной работы, отражающий следующее: отсутствие дискриминации студента по расовым признакам, цвету кожи, культуре, этнической принадлежности, лингвистическому происхождению, религии, политической ориентации, полу, сексуальной ориентации, возрасту, семейному положению, здоровью и социальноэкономическому положению.

Специфика образовательного процесса по подготовке социальных работников зависит также от многих факторов. Например, образовательное учреждение в области социальной работы (университетский факультет, школа, отделение, центр, подразделение) должно иметь руководителя (директора). При наличии административной, профессиональной компетентности сотрудников образовательного учреждения возможно достижение основных целей и задач в реализации образовательных программ. Немаловажным фактором является наличие материальнотехнического обеспечения учебного процесса, где прописывается наличие имеющихся аудиторий, помещений для администрации и преподавателей, базы практики. Инфраструктура образовательного процесса включает обеспечение учебно-методической литературой, ресурсами для организации практики и проведения исследований, наблюдений в соответствии с целями программы и ожидаемыми результатами.

Следует отметить, что в странах Британского содружества специалисты в области социальной работы считают, что образовательная программа базового уровня при планировании учебного процесса должна иметь прикладной характер и продолжительность ее заключаться в трехлетнем обучении. При исследовании выявляется, что созданная структура образовательного процесса состоит из первого и второго года обучения, где присваивается подстепень, подтверждающаяся дипломом или сертификатом. В данную структуру входит первая степень, называемая бакалавром или иной первой степенью, и обучение предполагает не менее трехчетырех лет.

Подобная ситуация становится распространенной во многих странах. Степень магистра устанавливается в соответствии с пятилетним сроком обучения или при двенадцатимесячном прохождении учебного курса по магистерским образовательным программам. Важным являются принципы автономности и многообразия, развития сотрудничества в области контроля качества обучения при учете выработки единения различных критериев и методологий.

Отмечается, что релевантность сложившемуся в странах Британского содружества рынку труда должна быть отражена в учеб-

ных программах с различиями в подходах и курсовых профилях, гибкости образовательных программ, развитием социальных навыков и компетенций при умении работать в команде. Данные программы содержат несколько ступеней интегрированного учебного плана, где конкретно планируется практическая работа и база для продолжения обучения. Признанию необходимости подобного подхода способствовало и присоединение стран Британского содружества к Болонской декларации, приведшей к росту конкурентоспособности высшей школы.

Таким образом, в настоящее время в странах Британского содружества учебные планы приобретают статус международной ориентации в содержании образования, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность для отечественных и иностранных студентов. Этот подход к единению учебных планов способствует:

- обеспечению выпускникам международного признания профессиональных квалификаций;

- удовлетворению требований общих или двойных стандартов, признаваемых в нескольких государствах;

- внедрению обязательных компонентов содержания образования, разработанных специально для иностранных студентов;

- реализации местными преподавателями обязательного компонента содержания образования.

Тенденции развития образовательного процесса, сложившиеся в странах Британского содружества, выработали построение новых моделей и эталонов подготовки социальных работников, чрезвычайно отличающиеся от английской образовательной модели [6].

Следовательно, Болонский процесс объединил учебные заведения стран Британского содружества. Шагом к этому послужило и существование разработанного положения в международном стандарте социальной работы относительно этнического происхождения и различий по полу, где используется маркетинговый подход и технологии менеджмента, а также конкретизируются положения морального кодекса поведения социального работника.

Поэтому стандарт стимулирует не только личностное и профессиональное развитие студентов, обращая при этом особое внима-

ние на соблюдение в образовании принципов прав человека и социальной справедливости, но в нем четко прописывается основная проблема, заключающаяся в том, чтобы он был открытым и адекватным любым условиям. Соблюдение точности предписаний всех пунктов, заявленных в образовательном стандарте, позволит любому образовательному учреждению развивать и поддерживать внутренние и внешние связи в области социальной работы и грамотно подходить к организации образовательного процесса по подготовке социальных работников.

2. Доэл М., Шардлоу С. // Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы. М., 1997.

3. ЗимняяИ.А. // Социальная работа. 1995. № 9.

4. Кремнева Т.Л. Профессиональные стандарты практики для социальных работников в Новой Зеландии. Тамбов, 2005.

5. Кремнева Т.Л. Профессиональные стандарты практики для социальных работников в Канаде. Тамбов, 2005.

6. Королева Н.Е. Содержание подготовки социальных работников для учебных заведений США и Великобритании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003.

1. Методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы // Соци- П°ступила в редакцию 28.12.2°°5 г.

альная работа: теория и практика. М., 2003.

ПАТРИОТИЗМ - ОСНОВОПОЛОЖНЫЙ ПРИНЦИП В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, ОСНОВАТЕЛЯ РУССКОЙ НАУЧНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В.Ф. Попов

Popov V.F. Patriotism as the fundamental principle in the scholarly and educational legacy of P.F. Lesgaft, the founder of the Russian research system of physical education. The article analyses the diverse research, pedagogical and social activities carried out by P.F. Lesgaft, a true patriot of his native country and a brilliant follower of Russia’s great patriots.

I. Петр Францевич Лесгафт - выдающийся русский ученый, педагог, общественный деятель: линия жизни. Достоинства Лесгафта не следует ни приукрашивать, ни умолять: он был таким, каким был, и этого достаточно, чтобы в истории развития русской науки занять особое место - разностороннего ученого-первопроходца и новатора, предвосхитившего будущее направление в развитии различных областей русской науки. Он является основоположником отечественной научной системы физического образования и воспитания; им создана теория семейного воспитания, надолго опередившая достижения в отечественной и мировой педагогике; ему принадлежит создание функционального направления в изучении анатомии человека; им впервые в России была научно обоснована и реализована подготовка кадров по физическому воспитанию, чем ученый опре-

делил научно-профессиональное мировоззрение на проблему физического совершенства человека (в 2005 г. этому знаменательному событию исполнилось 110 лет); значителен вклад П.Ф. Лесгафта в становление и развитие женского медицинского и педагогического образования в России, причем ученый был убежденным сторонником равноправия женщин в получении образования и, более того, он высказал предположение о более значительных (в будущем) достижениях женщин во всех областях человеческой деятельности (настоящий уровень развития в мире процессов феминизации и эмансипации объективно подтверждает гениальное предвидение П.Ф. Лесгафта о значительной роли современной женщины в прогрессивном развитии общества.

К сожалению, о жизни П.Ф. Лесгафта сохранилось очень мало сведений. Он не ост-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.