Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 36: [364.041] ББК 74.489:86 П226
Ю. А. Пащенко Таганрог, Россия
ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МЭРИ РИЧМОНД В ПРАКТИКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США
В статье исследуется проблема внедрения концепции Мэри Ричмонд в систему профессионального социально-педагогического образования в США, а также описываются основные подходы к решению социальных проблем в Америке на начальном этапе становления социальной работы как профессии.
Ключевые слова: Мэри Ричмонд, социально-педагогическое профессиональное образование, «Сеттльмент», благотворительность.
Ju. A. Pashchenko Taganrog, Russia
APPLICATION OF THE MARY RICHMOND'S CONCEPT TO PRACTICE OF PROFESSIONAL EDUCATION OF SOCIAL WORKERS IN THE USA
The article studies the problem of application of the Mary Richmond's concept to the system of professional social-pedagogical education in the USA and describes the main ways to solve social problems in America at the initial stage of social work as a profession.
Key words: Mary Richmond, social-pedagogical professional education, "Settlement", welfare.
© Пащенко Ю. А., 2016
Проблема внедрения инновационных концепций в систему профессионального образования специалистов сегодня чрезвычайно актуальна. Появление новых профессиональных областей деятельности, к которым в России, в частности, относится социальная педагогика и социальная работа, остро ставят вопрос о качестве подготовки выпускников вузов. При этом высоко ценятся знания и практический опыт, имеющиеся в этом направлении не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. Этим проблемам посвящены работы современных российских исследователей [Валеева, 2014, с. 162-166; Васильева, 2005; Коновалова, 2014, с. 114-119; Куприянов, 2014; Русинов, 2012, с. 115116; Целых, 2007].
В то же время все еще актуален анализ зарубежного педагогического наследия, многое из которого до сих пор не было введено в отечественный научный дискурс. Подобные исследования расширяют, углубляют и обогащают понимание проблем теории и практики профессионального образования на основе диалогического общения с теми элементами культуры прошлого, которые содержат потенциальные возможности для современности. В связи с этим, предметом нашего исследования является концепция профессионального образования социальных работников, сформулированная в начале XX столетия Мэри Ричмонд, ведущим лидером благотворительного движения индивидуально-ориентированной направленности. Именно она одной из первых в США высказала идею о необходимости профессиональной подготовки работников благотворительных организаций в учебных заведениях и разработала стройную концепцию профессионального образования.
В своих воззрениях на профессиональное образование М. Ричмонд исходила из того, что потребности обучения приводят к необходимости систематизации практического материала и знаний в области социальной работы, что закономерно ведет к развитию теоретических основ профессии [ Richmond, 1930, pp. 131-143]. Таким образом, М. Ричмонд ставила поступательное развитие социальной работы в зависимость от успеха внедрения системы профессионального обучения.
Согласно М. Ричмонд процесс подготовки социальных работников должен являться конструктивным единством научно-теоретической основы социальной работы, целевой направленности, содержательного наполнения, методического инструментария и организационных форм их реализации.
Однако существовавшая в начале XX века практика обучения специалистов была далека от предложенной авторской модели. Неоднократно американские историки профессионального образования [Austin, 1986; Ehrenreich, 1985; Hagerty, 1931; Leighninger, 2000; Lubove, 1965] отмечали, что состояние, в котором находилась подготовка первых социальных работников, отражало реальный уровень развития практики социальной работы. По данному поводу американские исследователи писали: «Совершенно очевидно, что профессиональное образование не может быть более научным, более широким по объему, иметь более четкую структуру и более богатое содержание, чем современная ему практика» [Cannon, 1933, p. 2]. Поэтому нельзя говорить о том, что концепция профессионального образования социальных работников, разработанная М. Ричмонд, внедрялась без проблем, или нашла полное понимание и воплощение в широком масштабе. У данной концепции было много противников и оппонентов.
Следует подчеркнуть, что к тому моменту, когда М. Ричмонд сформулировала свою концепцию профессионального образования, в благотворительности существовали два основных подхода, противостоявшие друг другу в понимании природы социальных проблем, а также путей их разрешения и преодоления. Первое направление было представлено Обществами организованной благотворительности, второе - движением «Сеттльмент».
Если представители Обществ организованной благотворительности видели первопричину социального неблагополучия в самом человеке, то участники движения «Сеттльмент» - в обществе. Оба движения возникли из практических действий в интересах бедных и нуждающихся слоев населения. Изначально их идеологическую основу составляли христианские идеи милосердия. Но затем пути реализации помощи малоимущим стали отличаться, и четко выделилось
два основных направления. В Обществах организованной благотворительности возобладала идея бережливости и результативности, строившаяся на проведении предварительного полного, всестороннего и детального изучения ситуации в семье бедняков для предотвращения неправомерного выделения помощи. Эта позиция привела к возникновению первых попыток изучить того, кому предполагалось оказывать помощь. А для того чтобы вести подобную работу «дружелюбного визитера» сотрудников нужно было обучить подобной работе. Так сложилась практика подготовки работников благотворительности к изучению семьи бедняков, которая в дальнейшем трансформировалась (во многом благодаря усилиям М. Ричмонд) в систему профессиональной подготовки.
Второй подход, представленный филантропическим движением «Сеттльмент», реализовывал идею социального реформирования среды и организации сервиса, то есть предоставления услуг: образовательных, культурно -развивающих, досуговых и пр. В своих попытках активизировать самих бедняков на участие в рабочем движении за демократические и политические изменения деятели движения «Сеттльмент» были близки радикальному подходу, требовавшему фундаментальных социальных изменений. Однако лидеры этого социально-ориентированного движения не придавали большого значения обучению своих кадров, отсюда следует, что начало профессиональному образованию американских специалистов в области социальной помощи было положено именно частными агентствами Организованной благотворительности.
Поскольку М. Ричмонд являлась ключевой фигурой Обществ организованной благотворительности, она активно пропагандировала необходимость индивидуальной работы с бедняками и целенаправленной организованной подготовки кадров для подобной деятельности. При этом совершенствование благотворительной работы М. Ричмонд напрямую связывала с качеством образования сотрудников. «Образование должно стать девизом наших Обществ, если они хотят способствовать развитию благотворительности» [Richmond, 1930, р. 143]. Тем не менее, модель кейс работы, которую М. Ричмонд предлагала для освоения в процессе профессионального образования, концентрировалась вокруг со-
циальных идей о необходимости максимального внимания к внешним ресурсам, которые специалист должен эффективно использовать в целях развития личностного и межличностного потенциала своих клиентов. Это явилось несомненной заслугой М. Ричмонд, поскольку она предложила концепцию социальной работы, опередившую свое время, как минимум, на полвека. Она обосновала дихотомичный характер социальной работы, доказав необходимость деятельности профессионалов в двух направлениях: индивидуальном (на благо личности) и социальном (на благо общества). Тем самым М. Ричмонд попыталась примирить «розничный» (индивидуально-ориентированный) и «оптовый» (социально-ориентированный) подходы двух исторических прототипов профессиональной социальной работы.
Внедрение концепции профессионального образования, разработанной М. Ричмонд, сопровождалось рядом проблем. В частности, следовало преодолеть узкоспециализированный характер содержания обучения, который преобладал в первых школах социальной работы. Школы ориентировались на требования практики и готовили своих студентов к выполнению конкретных функций в социальных агентствах. Узкопрофильность не предполагала получения разносторонних знаний и приобретения унифицированных умений, которые можно было бы переносить из одной сферы социальной работы в другую.
Все это с очевидностью показывает недостаточный уровень развития общих теоретических основ социальной работы и направление поисков М. Ричмонд, которое лежало в сфере анализа и обобщения методов практической деятельности для выявления общих закономерностей, позволяющих прогнозировать результаты профессиональной деятельности и, следовательно, обучать эффективному использованию этих методов в ходе профессионального образования.
В концепции М. Ричмонд эта проблема решалась введением объединяющей научной базы, которой явилась технология социальной работы, сформулированной в виде процедуры социального диагноза. Данная технология была изложена автором в её фундаментальном труде «Социальный диагноз», опубликованном в 1917 г. [Richmond, 1917]. Технология получила название диагно-
стической (или медицинской) модели кейс работы (ее также называют «person in the environment», т. е. «личностно-средовым» подходом).
Занимаясь выработкой технологии социального диагноза, М. Ричмонд не упускала из поля своего внимания задачи обучения этому методу практикующих социальных работников и тех, кто еще только собирался посвятить себя новой профессиональной деятельности. Следовательно, главной целью обучения социальных работников в концепции М. Ричмонд являлось освоение технологии социального диагноза, детальное описание которого было дано в одноименной книге.
Подобный подход кардинально изменил учебные планы первых школ социальной работы в США. М. Ричмонд писала, что внедрение метода социального диагноза в различные сферы профессиональной деятельности оказалось достаточно быстрым, следовательно, его освоение в профессиональных школах становилось все более актуальным. Особенно быстро метод распространился после выхода в свет книги «Социальный диагноз». Как отмечала М. Ричмонд, кейс метод «будучи ничьим, вдруг в одночасье стал нужен всем < > мы видим, что он становится неотъемлемой частью работы в наших судах, школах, мастерских, магазинах, больницах, профессиональных бюро, и применяется в сотнях других мест» [Richmond, 1930, p. 590].
Помимо этого, важным изменением в системе оказания социальной помощи в США в 1920-е гг. явилось то, что социальная кейс работа стала применяться не только в процессе профессионального взаимодействия с малоимущими слоями населения, считавшимися неблагополучными. М. Ричмонд приводила примеры использования кейс метода в работе с семьями высокого уровня образования и достатка. Она подчеркивала, что поскольку социальные проблемы могут возникать не только у семей бедняков, состоятельные и обеспеченные клиенты в трудных ситуациях также начали обращаться к опытным кейс работникам за советом и консультацией [Richmond, 1930, p. 591]. Естественно, что изменение состава клиентов положительно влияло на престиж профессии и рост популярности профессионального обучения социальных работников.
Следует заметить, что методика обучения в первых профессиональных школах социальной работы в США долгое время оставалась несовершенной и находилась в процессе становления на протяжении всей первой половины XX столетия. Однако, несомненно, что особое позитивное влияние на стандартизацию профессионального образования оказало теоретическое и практическое наследие М. Ричмонд, которое было направлено на обеспечение образовательного процесса научными, методическими, процессуальными знаниями и умениями. В идеях, высказанных М. Ричмонд в начале XX века, содержался мощный потенциал для дальнейшего объединения профессии и формирования профессиональной идентичности на основе освоения общего метода, применяемого профессионалами в различных сферах социальной практики.
Библиографический список
1. Валеева Р. А. Сравнительный анализ моделей подготовки социальных работников в США, странах западной Европы и в России. / Р. А. Валеева, Н. Е. Королева, Ф. X. Сахапова. Фундаментальные исследования. № 5. 2014. С. 162-166.
2. Васильева А. Ю. Единство теоретической и практической подготовки социальных работников в США: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. М., 2005. 200 с.
3. Коновалова Е. Н. Особенности подготовки социальных работников семейного профиля в США. Научный Татарстан. 2014. №3. С. 114-119.
4. Куприянов Р. В. Система профессионального образования социальных работников: историко-педагогический анализ и перспективы развития: монографии. Казань: Изд. КНИ-ТУ, 2014. 128 с.
5. Русинов Р. М. Подготовка школьных социальных работников в США. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. № 4 (28). С. 115-116.
6. Целых М. П. Социальная работа за рубежом: Соединенные Штаты Америки. Учебное пособие. - М.: Издательский Центр «Академия», 2007. 127 с.
7. Austin D. M. A history of social work education. Austin: School of Social Work, University of Texas at Austin, 1986. 69 p.
8. Cannon, M. A. Social case work: an outline for teaching, with annotated case records and sample course syllabi, by a committee of the New York school of social work / Edited by Mary Antoinette Cannon and Philip Klein. - New York: Columbia university press, 1933. 626 p.
9. Ehrenreich J. The altruistic imagination: a history of social work and social policy in the United States. Ithaca. New York: Cornell University Press, 1985. 271 p.
10. Hagerty J. E. The training of social workers. - New York; London: McGraw-Hill book company, inc. 1931. 205 p.
11. Leighninger L. Creating a new profession: the beginnings of social work education in the United States. - Alexandria, VA: Council on Social Work Education, 2000. 87 p.
12. Lubove R. The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. - Cambridge: Harvard University Press, 1965. 291 p.
13. RichmondM. Possibilities of the art of helping, pp. 584 - 592. The Long View: papers and addresses by Mary E. Richmond, selected and edited with biographical notes by Joanna C. Colcord, and Ruth Z.S. Mann. - New York: Russell Sage Foundation, 1930. 648 p.
14. RichmondM. The training of Charity Workers, pp. 86-98. The Long View: papers and addresses by Mary E. Richmond, selected and edited with biographical notes by Joanna C. Colcord, and Ruth Z.S. Mann. - New York: Russell Sage Foundation, 1930. 648 p.
15. RichmondM. What is Charity Organization, pp. 131 - 143 .The Long View: papers and addresses by Mary E. Richmond, selected and edited with biographical notes by Joanna C. Colcord, and Ruth Z.S. Mann. - New York: Russell Sage Foundation, 1930. 648 p.
16. Richmond, Mary Ellen. Social diagnosis. - New York: Russell Sage Foundation, 1917. 511 p.