Научная статья на тему 'Реабилитационная подготовка будущих специалистов социальной работы в высших учебных заведениях'

Реабилитационная подготовка будущих специалистов социальной работы в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова О. В.

The article shows topicality of social workers training for rehabilitation activity, the forms of teaching in some higher educational establishments of the country. The concept of «personal resources» is introduced as one of the major components of a competent specialist. The necessity of introduction of innovative technologies into rehabilitation training is determined. They allow forming a rehabilitation competence more effectively.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation training of future specialists of social work in higher educational establishments

The article shows topicality of social workers training for rehabilitation activity, the forms of teaching in some higher educational establishments of the country. The concept of «personal resources» is introduced as one of the major components of a competent specialist. The necessity of introduction of innovative technologies into rehabilitation training is determined. They allow forming a rehabilitation competence more effectively.

Текст научной работы на тему «Реабилитационная подготовка будущих специалистов социальной работы в высших учебных заведениях»

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ О.В. Ермакова

Ermakova O.V. Rehabilitation training of future specialists of social work in higher educational establishments. The article shows topicality of social workers training for rehabilitation activity, the forms of teaching in some higher educational establishments of the country. The concept of «personal resources» is introduced as one of the major components of a competent specialist. The necessity of introduction of innovative technologies into rehabilitation training is determined. They allow forming a rehabilitation competence more effectively.

Современное общество выработало особый механизм, который наряду с семьей, собственностью, государством и другими социальными институтами обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая P.M. Куличенко понимается как «профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели» [1].

Людям, попавшим в трудную ситуацию, необходима профессиональная помощь специалистов. Для выполнения этой задачи в 1991 г. в России была введена новая профессия «Социальная работа», были определены должностные обязанности и квалификационные характеристики. С этого момента началась вузовская подготовка специалистов по данному направлению, учебные заведения страны постепенно с курсовой переподготовки кадров перешли на полноценную профессиональную подготовку специалистов по социальной работе.

Сейчас профессия «социальный работник» приобретает массовый характер. Все больше молодых людей связывают свою жизнь именно с этой профессией, которая, по сути, становится образом жизни, так как только полное погружение в профессию дает результат и является залогом успешной деятельности. Специалист и вне работы остается социальным работником. Для реализации такого подхода необходима особая организация процесса подготовки.

За прошедшие годы накоплен значительный опыт в области теоретических, методологических и научно-практических ис-

следований по проблемам социальной работы и социального образования. Подготовкой кадров с высшим профессиональным образованием в области социальной работы занимаются более 130 вузов в 75 регионах Российской Федерации [2]. Можно считать, что сформирована система вузовской подготовки специалистов социальной работы, которая обеспечивает образование по более чем 50-ти специализациям.

Дифференциация вузовской подготовки будущих специалистов социальной работы обеспечивает подготовку в различных областях (менеджмент в социальной работе; социальная работа в сфере занятости; социальная работа в вооруженных силах; анализ, мониторинг и планирование социальной работы в организациях и учреждениях государственного и муниципального управления и др.). Одним из важнейших направлений социальной работы является социальная реабилитация как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных человеком общественных связей и отношений.

Данная позиция подкрепляется мнением таких исследователей, как Р.В. Куприянов, Д.Р. Шарифулина, Е.А. Берецкая. Они считают, что «всевозрастающее развитие и конкретизация реабилитационного направления в социальной работе, открытие специальных социальных учреждений актуализировали необходимость подготовки специалистов социальной работы к данному виду профессиональной деятельности» [2].

Реабилитационная подготовка в вузе определяется как вид профессионального образования, результатом которого являются приобретение студентами знаний, умений и навыков в сфере реабилитации и самореаби-литации, развитие личностных ресурсов, по-

зволяющие эффективно выполнять поставленные профессиональные задачи в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалиста по социальной работе. Реабилитационная подготовка - это процесс, который ведется в следующих направлениях: как основная специализация, как дополнительная специализация и как повышение квалификации специалистов в области социальной реабилитации.

В соответствии с исследованием Н.В. Га-рашкиной [3] реабилитационную подготовку специалистов социальной работы в вузе можно рассматривать как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: личностного, содержательного и технологического.

Одними из первых в отечественной системе высшего профессионального образования содержательный компонент подготовки к деятельности социального работника разработали на базе Курского государственного медицинского университета. Им выступил созданный в 1994 г. учебный план и программы по новой специальности «Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями», который был внедрен в 18 вузах России [4].

Как основная специализация, реабилитационная подготовка ведется также в Российском Гуманитарном Социальном Университете (РГСУ), являющимся базовым вузом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы, где существует факультет социальной медицины и реабилитационных технологий, в рамках которого действует кафедра социальной реабилитации.

Содержание программы обучения в РГСУ по специальности: «Социальная реабилитация инвалидов» предусматривает получение базисного минимума знаний в области физического и психического здоровья, психологических особенностей детей и взрослых с нарушениями здоровья, социальных проблем инвалидов; изучение нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты социальной реабилитации инвалидов, принципов и системы организации реабилитации.

Основной целью специализации является изучение содержания реабилитации как вида мультидисциплинарной профессиональной деятельности, овладение технологиями, на-

правленных на повышение уровня социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение места и функций социальной работы в организации и обеспечении реабилитационных мероприятий инвалидов с различными причинами инвалидности и возраста [5].

В ряде вузов страны осуществляется реабилитационная подготовка как дополнительная специализация. Это такие университеты, как Тамбовский государственный университет (ТГУ) им. Г.Р. Державина, Саратовский государственный технический университет, Московский гуманитарный университет и др.

В Институте педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина плодотворно ведется работа по диверсификации социальной работы и образования в области социальной работы. В частности в 2006 г. введена в обучение такая специализация, как «Социально-реабилитационные технологии в системе социальной защиты населения». Студенты обучаются по следующим дисциплинам: теория реабилитации, технологии социальной реабилитации, медико-социальная работа с инвалидами, современные подходы к реабилитации детей с ЗПР, инновации в реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным направлениям изданы методические рекомендации, которые дают информацию о новых подходах к реабилитации, ее целях, условиях, порядка проведения. Данные рекомендации адресованы как студентам, так и слушателям курсов повышения квалификации социальных работников, педагогам специальных и общеобразовательных учреждений, специалистам социальных служб.

В рамках специализации студенты защищают творчески разработанные курсовые проекты, проходят практику в реабилитационных учреждениях области, тем самым приобретая профессиональный опыт самостоятельного поиска информации, конструктивного общения, реализации технологии работы с конкретным клиентом (диагностика, консультация, терапия и др.).

В Саратовском государственном техническом университете на кафедре социальной работы и социальной антропологии читается лекционный курс «Социально-реабилитационная работа с детьми, имеющими нару-

шения развития», авторами которой являются доктор социологических наук, профессор Е.Р. Ярская-Смирнова и кандидат социологических наук, ассистент Н.В. Шапкина.

Особенностью данной программы является социально-исторический подход к раскрытию составляющих реабилитационной деятельности. Студенты знакомятся с основными положениями социальной антропологии, стратификационных теорий, социальной психологии, психологии развития, принципов феноменологической социологии, теории социальной работы, социогендерных исследований, педагогики, социологии семьи, теории социальной работы в отношении людей с ограниченными возможностями, нетипичного состояния физического и душевного здоровья.

Содержательная компонента, по мнению С.И. Григорьева, на этой основе обеспечивает «формирование социальных компетенций, знаний, умений и навыков, ориентаций на образцы специалистов социального профиля, закладываются основы позитивной мотивации деятельности» [6].

Содержательная компонента неразрывно взаимосвязана с технологическим компонентом, который Н.В. Гарашкина представляет как комплекс личностно-ориентированных форм и методов социального образования [3].

Многими авторами (Е.Р. Аргунова,

А.Д. Гонеев, Д.В. Чернилевский, Г.П. Щед-ровицкий) констатируется тот факт, что попытки решить проблему повышения качества образовательного процесса в высшей школе на основе традиционной, преимущественно лекционной системы не дают необходимых результатов. Поэтому значительно возрастает роль системы, обеспечивающей разработку и внедрение новых технологий обучения в вузовскую практику.

Ведущим фактором достижения целей обучения, развития личности, ее профессиональной подготовки признается собственно активность самой личности. Данная проблема требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что «стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащихся на уровне не только интел-

лектуальной, но и личностной и социальной активности» [7].

Наиболее отвечающим этим требованиям методом обучения является, по нашему мнению, социально-психологический тренинг, основной задачей которого является освоение определенного набора умений, практическая отработка полученных знаний, развитие личностных ресурсов будущего социального работника.

Считаем, что социальный работник должен обладать особыми личностными ресурсами, которые мы видим как конструктивные возможности, потенциал и источник развития, реализацию субъектности в непрерывно меняющемся мире.

Согласимся с точкой зрения В.А. Слас-тенина, в том, что залог эффективности тренинга - это четкое представление о том, какого уровня компетентности (в нашем случае в реабилитационной деятельности) мы предполагаем достичь в результате его проведения [8].

Поэтому одной из составляющей технологического компонента обучения является полная и своевременная диагностика теоретически выделенных нами личностных ресурсов будущих социальных работников. В нашем исследовании мы использовали следующие диагностические инструменты: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика диагностики уровня эмпатиче-ских способностей В.В. Бойко, методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика «Ценностные ориентации» М. Ро-кича, тест Кеттела. В эксперименте принимали участие студенты 3 и 5 курсов Института педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина, разделенные на контрольную и экспериментальную группы.

Полученные результаты диагностики послужили основой проектирования программы тренинга, целью которого является развитие личностных ресурсов будущих специалистов социальной работы в процессе реабилитационной подготовки. Программа состоит из 18 занятий, объединенных по следующим блокам: компетентностный, ценностный и здоровьесберегающий. Это деление на блоки можно считать условным, так как занятия интегрированы и построены с ис-

пользованием упражнений, взаимодополняющих друг друга.

При сравнении результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что в контрольной группе, где обучение проводилось традиционными методами и не применялся тренинг, не обнаружилось статистически значимых различий при входной и выходной диагностике. Напротив, в экспериментальной группе отмечен значительный рост показателей компонентов личностных ресурсов.

Таким образом, специально организованный процесс тренингового обучения в вузовской системе образования становится внешним регулятором по отношению к внутренним, личностным ресурсам студента. Это и определяет необходимость внедрения в реабилитационной подготовке инновационных технологий, которые позволяют более эффективно сформировать реабилитационную компетентность.

Проведенное исследование позволяет к перспективным направлениям развития реабилитационной подготовки отнести:

- проектирование учебно-методического комплекса, ориентированного на отдельные личностные ресурсы;

- расширение исследований, учебнопрактической базы, включающие инновационные службы реабилитации.

1. Куличепко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997.

2. Теория и практика социальной реабилитации / Р.В. Куприянов, Д.Р. Шарифулина, Е.А. Бе-рецкая. Казань, 2005.

3. Гарашкина Н.В. Технологии подготовки специалистов социальной работы вузе: компе-тентностный подход. Тамбов, 2004.

4. Дипломированный специалист социальной работы: специфика профессиональной деятельности и подготовка специалиста в системе здравоохранения. Курск, 2004.

5. Социальная работа: теория и практика / под ред. Е.И. Холостовой. М., 2003.

6. Григорьев С.И. Концептуальные основы социального образования в современном российском обществе. Барнаул, 2002.

7. Педагогические технологии // под общ. ред.

B.C. Кукушкина. М.; Ростов н/Д, 2006.

8. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.

Поступила в редакцию 1.03.2007 г.

ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ С.Р. Мусифуллин

Musifullin S.R. The principles of tolerant pedagogical interaction in the system of dialogue-based teaching. The article reveals effective forming conditions of tolerant pedagogical interaction in the process of dialogue-based teaching social subjects. The author gives prove to the importance of realization of the interaction principles and reveals the mechanisms of forming student’s tolerant personal qualities in the process of educational dialogue.

Процессы демократизации, происходящие в современном мире, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Надежды на то, что демократические преобразования приведут к быстрому «очеловечиванию» социума, к утверждению прав и свобод личности, не оправдались. Идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности, в основе которых лежит социальная нетерпимость, становятся довольно рас-

пространенным явлением в общественной жизни. В этих условиях воспитание культуры толерантного диалогического взаимодействия у молодого поколения представляет собой одну из актуальных и социально значимых проблем в теории и практике современного образования.

Эффективное решение проблемы развития толерантных качеств личности во многом детерминировано опорой на ведущие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.