Научная статья на тему 'Особенности организации профессиональной подготовки инвалидов по слуху'

Особенности организации профессиональной подготовки инвалидов по слуху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птушкин Г. С., Траулько Е. В.

Обсуждаются научно-методические подходы к организации профессиональной подготовки инвалидов по слуху; обосновывается необходимость создания системы комплексного реабилитационного сопровождения профессионального становления инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific methodological approaches to the organization of trade training of hardhearing and deaf disailities are discussed; necessity of developing of the system of allinclusive rehabilitation support of professional education of invalids is proved.

Текст научной работы на тему «Особенности организации профессиональной подготовки инвалидов по слуху»

Таким образом, выявление трудностей, вступающих перед студентами с ОВЗ на первом курсе обучения, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов с ОВЗ, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду.

Литература

1. Балл Г.А. Понятие адаптации./Вопросы психологии.-1989-№1

2. Капрада Д., Сервон Д. Психология личности.-СПб, 2003.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ

Птушкин Г.С., канд. техн. наук, доцент Траулько Е.В., канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» Институт социальной реабилитации г. Новосибирск, Россия

Обсуждаются научно-методические подходы к организации профессиональной подготовки инвалидов по слуху; обосновывается необходимость создания системы комплексного реабилитационного сопровождения профессионального становления инвалидов.

Scientific methodological approaches to the Organization of trade training of hard-hearing and deaf disailities are discussed; necessity of developing of the system of all-inclusive rehabilitation support of professional education of invalids is proved.

Система профессионального образования не обеспечивает в достаточной степени равные возможности в его получении всем категориям граждан, в частности, лицам, имеющим слуховую депривацию. Это связано с наличием у них ограниченных физических и психических возможностей, а также своеобразием формирования всех внутриличностных новообразований. Достижение доступности качественного профессионального образования является одним из приоритетных направлений развития всей системы образования в настоящее время. На обеспечение условий доступности направлены, в частности, федеральные целевые программы развития образования? В т.ч. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Поступление в вуз, смена режима жизни, привыкание к новому коллективу и его требованиям, адаптация к учебной среде вуза являются довольно сильными стрессовыми факторами для любых обучающихся. Их действие усиливается в отношении студентов, развитие которых в силу первичного дефекта можно отнести к дефицитар-ному типу. Нарушения социальной адаптации студентов приводят к стрессу и большому числу психологических проблем, в том числе к психическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям, вплоть до наркомании и суицида. «Современное общество с его супертемпами развития отличается неустойчивостью связей между людьми, которая в будущем будет неуклонно возрастать... Всё это требует изменения характера поведения человека в общении с другими людьми.» [1]. Проблемы общения для не-слыщаших молодых людей имеют первостепенное значение и также требуют значительного внимания со стороны педагогов для своевременного их решения. Поступле-98

ние в Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета для неслышащих молодых людей, приехавших из других регионов, сопряжено не только с приобретением ими статуса студента, что само по себе требует адаптации, но и с изменением места жительства (на мегаполис), с отрывом в той или иной степени от привычного окружения, домашней или интернатной среды. Длительное пребывание в специализированных учебных заведениях закрытого типа - школах-интернатах оставляет сильный отпечаток на личностном развитии обучающихся. От их успешной и полноценной адаптации к новой «среде обитания» зависит физическое и психическое здоровье студентов, их успешность в учебе, конформность поведения и т.п., а в итоге - качество будущего специалиста.

Студенты-инвалиды по слуху в силу первичного дефекта характеризуются рядом психофизических особенностей: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредования; замедление процесса формирования понятий; замедленное развитие мыслительных операций (анализ, синтез и т.д.); пренебрежение важными трудовыми операциями с целью быстрого получения результата; отставание в развитии двигательной сферы; высокая утомляемость; снижение скорости выполняемой деятельности, что приводит к увеличению ошибок и др.

В силу данных причин неслышащие обучающиеся значительно отличаются от нормально развивающихся студентов в интеллектуальном, коммуникативном, поведенческом аспектах и испытывают значительные трудности в получении профессионального образования. Они нуждаются в создании специальных условий в образовательном процессе. Эти условия предполагают, во-первых, изменение форм, содержания, и технологий самого учебного процесса, во-вторых, - организацию комплексного реабилитационного сопровождения.

Реабилитация - это специфический для инвалидов фактор их социализации. Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, «реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей». Особенности реабилитации инвалидов по слуху в процессе профессиональной подготовки раскрыты в работе [2]. Согласно Л.В. Андреевой сопровождение представляет собой динамический процесс, предусматривающий: систематическое отслеживание клинико-психологического, психолого-педагогического, социального статуса личности; создание в образовательной среде адекватных условий, содействующих психическому, социальному развитию человека со слуховым дефектом; организацию среды жизнедеятельности с учетом особенностей и возможностей неслышащих; оказание помощи родителям в жизнеобеспечении лиц с нарушением слуха [3].

По мнению Г.В. Лаврентьева, психолого-педагогическое сопровождение - это помощь и поддержка в различных ситуациях саморазвития человека [4]. Опыт обучения инвалидов показывает, что сопровождение должно включать не только психолого-педагогическую составляющую, которую, с нашей точки зрения, целесообразно разделить на два полноправных компонента, имеющих специфические направления, формы, методы, средства, но также социальную, профессиональную, медицинскую составляющие.

Целью системы комплексного реабилитационного сопровождения выступает создание условий доступности для подготовки высококомпетентного специалиста из числа инвалидов, готового к независимой жизни и активному включению в систему социальных отношений. Виды и формы реабилитационного сопровождения включают в себя: диагностику и мониторинг; меры по профилактике осложнений заболевания и

возникновения трудностей в учебном процессе; индивидуальные и групповые проф-ориентационные, общеразвивающие и комплексные занятия; слуходиагностику и слухопротезирование; консультирование и помощь в трудных жизненных и учебных ситуациях, воспитательную работу по формированию ценностных ориентаций студентов (беседы, тренинги, трудовые, досуговые и праздничные мероприятия и т. п.).

Однако профессиональная подготовка инвалидов предполагает не только организацию реабилитационного сопровождения, но и определяет специфику самого образовательного процесса. Проведенный нами анализ структуры и содержания профессионального образования лиц с особыми образовательными потребностями показал, что для реализации доступности профессионального образования инвалидов необходимо выполнение следующих мероприятий: введение специальных дисциплин, направленных на коррекцию недостающих учебных функций и социально-личностное развитие; формирование учебного плана и расписания занятий с учетом индивидуальной траектории обучения студента, выстроенной на основе рекомендаций ИПРИ; обучение преподавателей, работающих со студентами-инвалидами методологическим основам специальной педагогики и психологии; введение в штатное расписание дополнительных единиц, обеспечивающих реализацию реабилитационных мероприятий (социальный педагог, сурдопереводчик, сурдотехник, реабилитолог, психолог и т. п.); наполнение образовательного процесса инновационными педагогическими технологиями, учитывающими психофизические особенности студентов (сурдоперевод, тью-торинг, кураторская поддержка, консалтинг, активное использование ИКТ); введение дополнительных усиливающих курсов по дисциплинам всех учебных циклов ГОС; использование в образовательном процессе специальных технических средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования, сурдотренажеров, компьютерных сурдопереводчиков и т. п.). Особенности технического обеспечения образования инвалидов раскрыты нами в работе [5].

В образовательном учреждении необходимо наличие особой структуры, осуществляющей координацию реабилитационных и образовательных мероприятий в процессе профессиональной подготовки. Так, в Институте социальной реабилитации основные направления комплексной реабилитации наряду с традиционными вузовскими структурами осуществляют: центр медико-психологической реабилитации; лаборатория слуха и речи; лаборатория сурдоперевода, центр творческого развития способностей; студсовет; кураторы учебных групп; социо-культурный центр; студенческий клуб. Общую координацию действий осуществляет Реабилитационный коллектив. Результаты анализа документации отражаются в индивидуальном Листе сопровождения студента и используются для проектирования работы с каждым обучающимся.

Таким образом, организация системы комплексного реабилитационного сопровождения, а также переосмысление проектирования всех компонентов образовательного процесса с точки зрения соответствия ограниченными возможностям студентов-инвалидов и их особым образовательным потребностям в овладении общими и профессиональными компетенциями, является необходимым условием организации качественной профессиональной подготовки специалистов из числа инвалидов.

Литература

1. Тоффлер Э. Шок будущего./Э. Тоффлер. - М., 2001. - ,с.29.

2. Социализация и профессионально-трудовая реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие /Под. ред. Г.С. Птушкина. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. -156с.

3. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. /Л.В. Андреева. - М., 2005. - С. 170-171.

4. Лаврентьев Г.В. Профессиональное становление студентов инженерно-педагогической специальности: активизация и психологическое сопровождение /Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина, Л.А. Новоселова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 212 с.

5. Гриф М.Г., Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Прохорова И.Н. Об опыте организации профессионального образования инвалидов по слуху /Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы I Общероссийской электронной научной конференции (декабрь, 2009 г.). - Красноярск: Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2010. - 1244 с. - С. 460-462. -Электронный ресурс: www.e-conf.nkras.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Абаев А.М., канд. пед. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана г. Москва, Россия

Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды выступает как условие формирования у молодежи здорового образа жизни.

Healthserving approach in the development of pedagogical models of the educational milien is a condition of forming healthy lifestyle among the youth.

Развитие государственности, ее социально-экономическое, политическое и культурное благополучие определяются личностями. Здоровая личность, в самом высоком ее смысле способна генерировать новые идеи, трансформировать различные изменения в обществе. Забота о здоровье граждан нашего государства обсуждается сегодня на самом высоком уровне. Не случайно проблема сохранения здоровья детей внесена в качестве приоритетного направления в концепцию Национальной безопасности России. Более того, премьер-министр РФ В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» отметил, что будущее России, ее успехи зависят от образования и здоровья людей... Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддержать свое здоровье за счет профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом [1].

Воплощение таких четких заявлений российского руководства преломилось через образование, а именно: приоритетная составляющая физической культуры как дисциплины учебно-воспитательного процесса школы, формирующей здоровую, активную личность. В связи с этим проблема здоровьесбережения и воспитания «культуры тела», физической культуры, ценностных ориентаций на здоровый образ жизни приобретает актуальное значение, ведь повышение качества образования рассматривается в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала. Образовательный процесс физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей - это пространство где можно решать важнейшие вопросы воспитания «здорового тела» и как следствие «здорового духа». При этом в деятельности подобных учреждений можно выделить, по крайней мере, два основных направления: подготовка спортивного резерва и физкультурно-оздоровительная работа. Первое направление основы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.