Научная статья на тему 'Проблемы создания образовательных комплексов в системе непрерывной профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха'

Проблемы создания образовательных комплексов в системе непрерывной профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания образовательных комплексов в системе непрерывной профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха»

85

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

О. П. Ерёмина

В последние годы в стране принят ряд концептуальных документов, имеющих принципиальное значение для системы образования и общества в целом, том числе Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. В ней большое место уделено, в частности, профессиональному образованию, которое, в отличие от общего, развивается в особо тесном взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы. Целевая направленность профессионального образования

обусловливает его преимущественную ориентацию на обеспечение профессиональной реализации личности, а следовательно, на удовлетворение интегрированной потребности личности и общества. Это требует и соответствующих структурных изменений в системе профессиональной подготовки, одним из вариантов которых является создание образовательных комплексов, реализующих - на основе принципа непрерывности и «под одной крышей» -программы двух или трех уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего).

Создание подобных образовательных комплексов целесообразно и применительно к лицам с нарушением слуха. Результаты ряда исследований, посвященных вопросам обучения неслышащих, указывают на, что реабилитация и социализация последних наиболее эффективно протекают при опоре именно на интегрированную, непрерывную модель образовательного учреждения, где становится возможным

86 О. П. Еремина

использование в реабилитационном процессе всего арсенала средств развития личности на всех возрастных этапах и в разных сферах деятельности. Однако любая инновация в образовании, в т. ч. и интеграция структур разных образовательных уровней, отнюдь не механическая процедура, особенно если речь идет о создании образовательных учреждений для инвалидов по слуху, ибо в этом случае фактически стоит вопрос о двойной интеграции, поскольку добавляется еще и задача интеграция контингента обучаемых.

При всем многообразии проблем, связанных с построением системы многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки неслышащих в условиях массовых профессионально-образовательных учреждений, представляется возможным выделить основные из них и наметить пути их решения.

Во-первых, проблемы формирования нормативно-

правовой базы профессионального обучения глухих и слабослышащих. К сожалению, на сегодняшний день не существует должных правовых гарантий и нормативно зафиксированных механизмов социальной защиты при

поступлении инвалидов по слуху в профессиональнообразовательные учреждения общего назначения. Но именно на их базе развиваются комплексы непрерывной

профессиональной подготовки, которые являются оптимальными с точки зрения качества образования и реабилитации лиц с нарушением слуха. Совершенно очевидно, что программа вступительных экзаменов в «массовый»

колледж или вуз значительно превышает уровень знаний, которые получены неслышащим абитуриентом в специальной школе. Следовательно, требуется разработка нормативноправового документа, подкрепленного финансово и гарантированного государством, в котором будут определены условия поступления инвалидов по слуху в массовые

О. П. Еремина 87

профессионально-образовательные учреждения общего назначения, а также условия их дальнейшего обучения в них. Данный документ должен содержать перечень основных обязательств сторон (обучающийся - учебное заведение), в частности, специфические условия входного тестирования, предоставление специальных условий обучения (аудио- и видиотехника, сурдоперевод, дополнительная учебнометодическая литература и т. п.). При этом совершенно очевидно, что реализацию такой финансово-правовой поддержки неслышащего студента при его обучении на разных образовательных уровнях легче осуществлять в рамках одного учебного заведения.

Во-вторых, проблемы методического обеспечения системы непрерывного профессионального образования лиц с нарушением слуха. Сложность решения этой проблемы даже ее правильной постановки обусловливается прежде всего тем, что реализация образовательных задач неслышащих невозможна без отказа от традиционных методических установок и перехода к новой методологической парадигме. Речь идет о целом комплексе новых методических исследований и разработок, результатом которых должно быть специальное методическое обеспечение профессионально-образовательной деятельности инвалидов по слуху. Основную направленность этого комплекса должны определять: ориентация на

расширение самостоятельной учебной деятельности инвалида по слуху в различных ее видах; широкое использование индивидуальных консультаций; отход от традиционных лекционных занятий при обучении группы лиц с нарушением слуха, разработка специальных приемов аттестации глухих и слабослышащих студентов в системе их непрерывного профессионального образования на основе интеграции учебных дисциплин и с опорой на рейтинговую систему оценок й широкое применение новых информационных технологий и

88

О. П. Еремина

современных телекоммуникационных систем и др.

При этом проблемы создания учебно-методических пособий и материалов для непрерывной профессиональной подготовки глухих и слабослышащих связаны, прежде всего, с тремя обстоятельствами: (а) модульная организация и

интеграция содержания учебных курсов требуют переработки учебных пособий и материалов, т. е. перехода от традиционного набора учебников и методических рекомендаций по предметам к учебно-методическим комплексам по интегрированным дисциплинам многоуровневого учебного плана; (б) ориентация при работе с неслышащими на самостоятельную работу, особенно вне аудитории, требует соответствующего изменения формы учебников; (в) необходимо использовать в учебном процессе учебные пособия и материалы на современных носителях информации (аудиокассеты, видеокассеты, CD).

В-третьих, проблемы обеспечения образовательных учреждений программно-аппаратным оборудованием и каналами телекоммуникаций. Большие затруднения при создания новых высокотехнологичных учебных пособий и материалов для студентов с нарушением слуха связаны даже не с их техническим изготовлением и тиражированием как таковым, а с ограниченной возможностью их использования, связанной с недостаточной обеспеченностью соответствующих образовательных учреждений и самих студентов программноаппаратным оборудованием и современными каналами телекоммуникаций.

В-четвертых, проблема кадрового обеспечения непрерывного профессионального образования инвалидов по слуху. Эту проблему можно отнести к числу наиболее трудных для решения и, вместе с тем, наиболее важных проблем, что связано с необходимостью дополнительной подготовки педагогов массовых профессионально-образовательных учреждений, которые были бы знакомы со спецификой обучения лиц с

О. П. Еремина 89

нарушением слуха. Кроме того, задачу усложняет незнание преподавателями языка глухих. Отсюда вытекает необходимость наличия сурдопереводчиков, которые, как правило, не являются специалистами в той или иной предметной области. Следовательно, в специальной подготовке нуждаются не только преподаватели учреждений профессионального образования общего назначения, где обучаются лица с нарушением слуха, но и сурдопереводчики, работающие с глухими в массовой профессионально-образовательной системе.

Подытоживая обсуждение основных проблем, которые необходимо решить для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы непрерывного многоуровневого профессионального обучения лиц с нарушением слуха, можно констатировать, что приоритетными являются проблемы, лежащие в нормативно-правовой, научнометодической и организационно-финансовой областях. При всей сложности этих проблем они вполне могут быть решены самими учебными заведениями, но при условии целевой государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.