Научная статья на тему 'Создание системы профессионального образования неслышащих в современных условиях'

Создание системы профессионального образования неслышащих в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина О. П.

This article contains principal positions, which necessary take into consideration for creation modern system of professional education for persons with hearing problems. In spite of existence special establishments for deaf people and irregular reception them in colleges and institutes for normal people, problem of professional education deaf students is not solve till the end.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of system professional education for persons with hearing problems in the modern conditions

This article contains principal positions, which necessary take into consideration for creation modern system of professional education for persons with hearing problems. In spite of existence special establishments for deaf people and irregular reception them in colleges and institutes for normal people, problem of professional education deaf students is not solve till the end.

Текст научной работы на тему «Создание системы профессионального образования неслышащих в современных условиях»

СОІІПАЛЬШ ПСИХОЛОГИЯ 0 ЮРРШЮМАЯ ПЕДАГОГИКА

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О. П. Ерёмина, РГПУ им. А, И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Рассматривая проблему профессионального образования неслышащих в нашей стране, следует отметить, что она находится в прямо пропорциональной зависимости от состояния и развития современной системы российского образования в целом и от состояния и развития системы специального образования в частности. Последняя, в свою очередь, обусловлена числом детей с врожденными и приобретенными отклонениями в развитии, и более красноречивой в данном вопросе была бы статистическая информация. Однако использование статистических данных, позволяющих выявить динамику количества учащихся с отклонениями в развитии,, затруднено отсутствием единообразных подходов как к пониманию феномена инвалидности, так и к сбору и анализу данных об инвалидности населения. Закономерностью для всех информационных источников является утверждение, что показатели инва-лидизации общества на ближайшее десятилетие имеют тенденцию роста. По материалам национальных переписей населения, подворных опросов и актов гражданского состояния регистрации приблизительные пределы показателей инвалидности, которые

определяются как доля инвалидов от общей численности населения, варьируется от 0,2 до 20,9%. Межнациональные вариации в показателях обусловлены не только их действительными различиями по странам, но и использованием разных статистических понятий и определений, разницей в структуре исследований, особенностями проведения опросов и скрининга.

Тем не менее анализ имеющихся данных и основанные на них варианты прогнозирования позволяют решать вопросы открытия или сокращения числа не только специальных учебных заведений, но и, как следствие, числа специально организованных для инвалидов групп на базе массовых профессиональных учебных заведений.

Так, например, по данным учреждений МСЭ за 2007 год на учете в органах социальной Защиты населения г,Санкт-Петербурга состоит 767,8 тыс, инвалидов (что составляет 16,8% от общей численности населения города), из них 631,6 тыс. - пенсионного возраста (доля их среди общего числа инвалидов составляет 82,3%), 122,5 тыс. Человек - инвалиды трудоспособного возраста (15,9%) и 13,7 тыс.детей-

53

Казанский педагогический журнал 12!2006

инвалидов (1,8%). По сравнению с 2006 годом общее число инвалидов возросло на 33,9 тысячи человек (или на 4,6%).

Права граждан с особыми потребностями закреплены законодательством Российской Федерации. В соответствии с федеральными законами «Об образовании» и «Социальной защите инвалидов», постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 18.07.96г. и № 179 от 14.02.97г., законом Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов» всем инвалидам, и в частности четям пинали дам, гарантирован широкий спектр образовательных, культурных, социальных и иных услуг, среди которых коррекционная, медико-психо-дого педагогическая и реабилитационная помощь занимают первое место. Эта же мысль отражена и в разделе 2.1. «Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования» Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в котором говорится, что «Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства...».

Говоря о конкретной категории детей - инвалидах по слуху, можно отметить, что их образовательная программа будет наиболее полной, с точки зрения социальной защиты и помощи, если, учитывая относительную малочисленность данного контин-

54

гейта, заканчивающих специальные школы и поступающих в те или иные профессиональные учебные заведения, вышеприведенная цитата получит свою реализацию не только на базе массовых общеобразовательных школ, но и в среде массовых учебных заведений послешкольного образования.

Однако на данный момент реальная ситуация не соответствует законодательной базе. Это вызвано тем, что в России государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями развития построена на приоритете интернирования - изъятия их из семьи, из общества и содержания в закрытых стационарных учреждениях интернатного типа. В результате дети, находящиеся в закрытом социуме, получают статус «социальных сирот» - сирот при живых родителях, на содержание которых государство безрезультатно затрачивает огромные средства. По данным Минздрава России, опубликованным за последние пять лет, в нашей стране 532 школы и 1413 школ-интернатов, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. В них обучаются 272 909 детей? работают 2344 учителя и 4086 медицинских работников. Более 620 тысяч детей инвалидов — это дети в возрасте до 18 лет. Из них менее 150 тысяч обучаются в обычных школах и средних специальных учебных заведениях. Остальные либо получают образование в специализированных учреждениях, либо вообще сидят дома. На дневных отделениях высших учебных заведений обучается более 10 тысяч инвалидов, на вечерних - 20 тысяч, на

Социальная психология и коррекционная педагогика

Заочных - 800 тысяч. Это всего лишь 0,1 процента от общего количества студентов. Абсолютный рекорд принадлежит МГТУ им. Н,Е.Баумана-здесь ежегодно обучаются на разных курсах около 200 человек с ограниченными возможностями.

В этой связи в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, с другой - поиском оптимальных условий организации реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Для решения проблем после-школьного образования инвалидов, и в частности неслышащих, прежде всего необходимо создание специальных центров (служб) поддержки сту-дентов-инвалидов. На сегодняшний день число таких центров в России крайне мало. Одним из примеров может служить челябинский Центр общественных объединений, который помогает ребятам адаптироваться к учебе в стенах университета. Этот Центр работает уже 10 лет, но до сих пор считается экспериментальным. Даже столица не может показать в этом вопросе пример регионам, хотя еще в январе 2001 года в Москве был принят закон об обеспечении доступа инвалидов к социальным объектам. Все здания вузов для них практически недоступны (исключение -Московский институт-интернат).

Если говорить конкретно о построении системы профессиональной подготовки кадров для лиц с нарушенной слуховой функцией, то в данной области, прежде всего, требуется разработка концептуальных положений профессионального образования глухих и слабослышащих, соответствующих современному уровню развития экономики и рынка труда. В свете общих тенденций реформирования это должна быть концепция непрерывного образования глухих в течение не только периода обучения, но и всей последующей, трудовой деятельности неслышащего специалиста, путем сочетания различных форм и методов обучения, внедрения современных образовательных технологий.

Построение научной теории по данному вопросу, структурирование, выстраивание определенной системы профессиональной подготовки неслышащих в современных условиях требует исторического и логического анализа имеющихся данных, позволяющих представить различные факты зависимости исследуемого объекта в виде целостной теории. Вне связи исторического и логического невозможно раскрытие тенденций, закономерностей и условий функционирования любой системы. Вместе с тем исторический анализ возможен только с позиций определенной педагогической концепции, исходя из представлений о важности и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса (происхождения, становления) объекта.

Проведенный анализ состояния проблемы позволил сформулировать

55

Казанский педагогический журнал 12!2006

общую концепцию в подходе к профессиональной подготовке инвалидов по слуху в современных условиях -необходимость создания системы профессионального образования неслышащих, которая органично вписывается в структуру массовых профессиональных учебных заведений и носит непрерывный многоуровневый интегрированный характер, отвечающий современным требованиям реформирования и модернизации системы российского образования.

Разработка данной концепции требует фундамента, включающего в себя ряд принципов, основанных на трех главных составляющих образовательной системы: контингенте обучающихся, базе профессиональной подготовки, продолжительности обучения (точнее, непрерывности процесса обучения). Относительно первой составляющей необходимо соблюдение следующих принципов:

- гарантированность, обеспечиваемая государством и закрепленная федеральным законодательством;

- интеграция государственных и негосударственных сфер при оказании образовательных и социальных услуг;

- гуманистическая направленность учебного и реабилитационного процессов (уважение к личности, развитие ее индивидуальности, признание значимости потребностей и нужд);

- гибкость и динамичность - то есть оперативная корректировка содержания, форм и методов обучения и реабилитации;

- доступность и адресность - то есть вариативность форм и видов комплексной реабилитации, включая

56

медицинскую, образовательную и социальную;

- целостный подход к профессиональному образованию, реабилитации и социальной адаптации на основе взаимодействия между контингентом слышащих и неслышащих студентов, а также различными видами Деятельности, включая медицинский. Психологический, социальный и педагогический аспекты, составляющие единый комплекс; соблюдение планомерности и непрерывности этого процесса;

- единство действий педагогов, специалистов, семьи и социальных институтов.

Рассматривая две следующие составляющие - базу учебных заведений и непрерывность образовательного процесса, можно сформулировать еще ряд принципов, играющих важное значение при реализации концептуальных положений:

- принцип доступности;

- принцип готовности.

Эти два принципа относятся к базе реализации концепции - массовым профессиональным учебным заведениям, которые должны быть доступны для обучения контингенту неслышащих студентов (законодательно -в плане поступления в них), но этого недостаточно, так как эти учебные заведения должны быть еще и готовы к приему и обучению лиц с нарушением слуха, готовы с точки зрения специальных условий обучения, соответствующих профессиональной подготовленности педагогических кадров и психологического климата в массовом учебном заведении в отношении контингента студентов с нарушенным слухом.

Социальная психология и коррекционная педагогика

Говоря о непрерывности образовательного процесса, подразумеваются следующие принципы:

- принцип многоуровневости (многоступенчатости) системы непрерывного профессионального образования;

~ принцип преемственности образовательных программ.

Принцип многоуровневости подразумевает объединение разных профессиональных уровней подготовки (НПО - СПО - ВПО) в стенах одного учебного заведения.

А принцип преемственности образовательных программ предусматривает согласование программ общего и профессионального образования и разработку сквозной профессиональной образовательной программы на основе государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. Конечным результатом реализации данного принципа должно являться создание единого образовательного пространства и педагогической индустрии учебно-методического и программного обеспечения процесса непрерывного профессио-

нального образования неслышащих. То есть необходимо создать многоуровневую документацию: преемственные сопряженные рабочие учебные планы, программы учебных дисциплин разных уровней - рабочие, экспериментальные, авторские и методические пособия - руководства.

Теоретическими основами при реализации отдельных положений вышеприведенной концепции могут послужить социально-исторические детерминации педагогических явлений и процессов в сфере профессионального образования, ориентированные:

- на концепцию модернизации российского образования до 2010 года;

- на концепцию специального образования (1995 г.);

- на концепцию государственной семейной политики (1994 г.);

- на федеральные законы Российской Федерации о правовой защите лиц, имеющих особые потребности;

- на анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме;

- на анализ реальных потребностей лиц с нарушением слуха в области профессионального образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.