О. П. Ерёмина
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Статья содержит выводы на основе научно-теоретического исследования, проведенного в области профессиональной подготовки неслышащих в современных условиях; раскрывает противоречия и формулирует концепцию в подходе к решению данной проблемы; описывает круг задач, которые необходимо решить в ходе реализации выработанной концепции.
Ключевые слова: профессиональное образование, студенты с нарушением слуха, современные условия, проблема, противоречия. концепция, задачи.
O. Eryomina
SCIENTIFIC-THEORETICAL FOUNDATIONS OF FORMING AND DEVELOP-MENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION OF PEOPLE WITH HEARING IMPAIRMENTS
The paper contains the conclusions on the basis of the scientific-theoretical study, carried out in the sphere of professional education of students with hearing impairments under the contemporary conditions. The author reveals the contradictions and formulates the concept in the approach to solution of this problem; describes the circle of the tasks, which have to be solved in the course of realisation of the developed concept.
Key words:professional education, students with hearing impairments, contemporary conditions, problem, contradictions, concept, tasks.
Образование вообще, а профессиональное образование в частности определяют положение государства в современном мире и человека в обществе. Состояние системы профессио-
нальной подготовки кадров - это своего рода барометр, стрелка которого показывает уровень развития экономики, производства и общества. От того, насколько структура этой системы
современна, мобильна и качественна, зависит уровень жизни и темп развития государства.
В последнее десятилетие ушедшего XX столетия явно прослеживался спад экономического развития России, что свидетельствовало о необходимости проведения преобразований по многим направлениям, в том числе и в структуре профессионального образования. В условиях перехода к отношениям свободного предпринимательства и рынка в обществе все более очевидным становился растущий дефицит образованности и профессионализма, одним из признаков которого явилось снижение уровня эффективности обучения в высшей и средней профессиональной школе; углубление разрыва между образованием и практической деятельностью; подмена принципа политехнизма ремесленничеством; недостаток высокообразованных специалистов в системе управления; заметное падение престижа знаний по сравнению с утилитарными ценностями.
Переход к рыночным отношениям сам по себе нуждается в специалистах с принципиально новыми знаниями, в которых плановое хозяйство не испытывало потребности. Построение «открытой» экономики нацеливает на подготовку кадров, отвечающих международному уровню, способных грамотно и оперативно реагировать на изменение конъюнктуры мирового рынка.
В этой связи в нашей стране был принят ряд концептуальных документов, определяющих основные пути развития российского образования и молодежной политики. Среди них такие, как:
• Закон «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
• Национальная доктрина образования.
• Федеральная программа развития образования.
• Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
И если в этих условиях не определить пути развития и совершенствования профессионального образования социально незащищенных групп населения, то, значит, молодые
личных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества; создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей.
Однако недостаточно дать инвалиду образование, обучить его профессиональным навыкам, необходимо, чтобы в дальнейшем он был востребован в обществе как специалист, реализован как личность. А для этого прежде всего он должен обладать тем же багажом профессиональных знаний и умений, что и его здоровый сверстник.
Но реализация такого подхода к профессиональной подготовке инвалидов по слуху затрудняется теми противоречиями, которые на сегодня имеют место быть в области профессионального образования лиц со слуховыми нарушениями. К числу таких противоречий, требующих разрешения в современных условиях, можно отнести следующие:
1. Отсутствие специальной сети современных профессиональных учебных заведений, позволяющих на должном уровне вести профессиональную подготовку неслышащих. Это обстоятельство определяется прежде всего малочисленностью данного контингента.
2. Низкий уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальных школ I и II вида, не позволяющий им наравне со слышащими сверстниками поступать в массовые профессиональные учебные заведения, а следовательно, овладевать более широким кругом современных профессий.
3. Отсутствие разработанных и реализуемых мер специального сопровождения и поддержки профессионального образования неслышащих, обучающихся на базе массовых учебных заведений. Возможность специального сопровождения и поддержки при обучении студентов с нарушением слуха позволила бы им достичь необходимых учебных показателей, а следовательно, повысить уровень их профессиональной подготовки в целом.
4. Массовые профессиональные учебные заведения по многим параметрам не готовы к принятию этой категории инвалидов.
Вместе с тем, говоря о сети массовых профессиональных учебных заведений, следует обратить внимание еще на одну проблему: статистические данные по Санкт-Петербургу свидетельствуют о том, что перспективы ежегодного набора нового контингента обучающихся в эти учреждения с 2004 по 2017 г. будут иметь тенденцию регресса. С одной стороны, скажется резкое падение рождаемости, наблюдаемое с начала 1990-х гг. Только за 1992-1996 гг. население России уменьшилось на 1,6 млн человек. При этом доля детей и молодежи неуклонно сокращалась. В Центре демографии и экологии человека ИНП РАН был разработан специальный прогноз, позволяющий оценить возможный диапазон изменений возрастной структуры населения России в будущем. Прогноз показывает, что демографическое старение в стране пока имеет тенденцию продолжения.
С другой стороны, даже тот незначительный подъем показателей рождаемости, который стал наблюдаться к 2000-му г., сопровождался большим процентом больных детей с врожденными или приобретенными недостатками развития. Прогнозные расчеты, произведенные рядом специализированных организаций Госкомстата, говорят о том, что из 35 миллионов детей в возрасте до 16 лет около 1 миллиона - инвалиды (т. е. каждый 35-й ребенок). Уровень детской инвалидности в Санкт-Петербурге превышает российские показатели на 10%. При этом 34,4% общего числа инвалидов составляют дети с врожденными аномалиями и 26,8% - дети с инвалидностью, связанной с заболеваниями органов чувств. Если же говорить конкретно о детях, страдающих нарушениями органов слуха, то по данным Министерства здравоохранения, число детей страдающих тугоухостью, практически не снижается. Более того, статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей с врожденной тугоухостью и о малозаметном снижении числа детей с приобретенной тугоухостью. В Приказе Министерства здравоохранения № 105 от 02.04.99 г.
«О совершенствовании специализированной медицинской помощи больным с нарушениями слуха» отмечается, что количество лиц с нарушенным слухом в России превышает
12 млн человек, из которых более 600 тыс. -дети и подростки. То есть каждый десятый житель имеет нарушения слуха - от частичной потери до полной глухоты. В 1999 г. у 25% новорожденных детей отмечалось наличие фактора риска к тугоухости и глухоте. В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, эта категория инвалидов насчитывает уже
13 млн человек.
Согласно опросу завучей петербургских школ для глухих и слабослышащих детей, проведенному нами в марте 2006 г., практически все школы работали на предельно допустимом контингенте учащихся. Причем, если число глухих детей за последние 2-3 года, по мнению завучей, несколько уменьшилось (примерно на 10-15%), то число слабослышащих детей и детей со сложной структурой дефекта значительно возросло (на 30-40%).
Учитывая это обстоятельство, уже сейчас стоит задуматься - куда пойдут эти дети после окончания специальных школ-интернатов. Ведь многие из них обладают физиологическими дефектами, не препятствующими получению большого числа профессий, а на общем фоне заболеваний отдельно взятые девиации развития насчитывают незначительный процент обучающихся, и открытие специальных профессиональных учебных заведений, как уже отмечалось ранее, для них не представляется возможным. Поэтому массовые образовательные учреждения должны быть готовы к приему подобного рода студентов.
То есть мы вернулись к ранее указанному противоречию, которое теперь уже обусловлено, с одной стороны, колебанием демографических показателей, а с другой неготовностью массовых учебных заведений к обучению определенных групп инвалидов, что вызвано рядом объективных и субъективных причин.
Поиски путей решения этих противоречий способствуют организации проведения иссле-
дований на тему «Профессиональная подготовка лиц с нарушением слуха в современных условиях» (условиях модернизации российской системы образования), затрагивающих вопросы социально-экономического, педагогического, психофизического и специального (сурдопедагогического) характера.
Профессиональная подготовка глухих и слабослышащих - это область образования, базирующаяся на общих принципах педагогической науки и вместе с тем требующая специальных исследований. Несмотря на то, что вопросам профессионального обучения неслышащих посвящены работы В. А. Борисовой, Н. И. Букуна, Э. Л. Бурменко, В. М. Вель-гуса, В. А. Влодавец, И. Ф. Гейльмана, А. П. Го-зовой, А. И. Дьячкова, А. И. Иваницкого, В. Ф. Матвеева, М. И. Никитиной, Г. Н. Пени-на, М. А. Шестаковой, И. В. Цукерман и др., задача системного, комплексного подхода к проблеме качественной профессиональной подготовки глухих и слабослышащих специалистов, обладающих необходимым для современной экономики и производства уровнем знаний и умений, практически не решена. Это обусловлено рядом причин: спецификой обучения неслышащих; недостаточным опытом их послешкольного образования на базе массовых профессиональных учебных заведений, как уже отмечалось, ввиду малочисленности контингента; неразработанностью системы государственной поддержки и законодательной базы в сфере профессионального обучения инвалидов.
Имеющийся в настоящее время опыт профессионального обучения неслышащих не привел к формированию какой-либо системы, отвечающей современным требованиям. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости проведения комплексных исследований в области профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха, и эти исследования невозможно отделить от процессов преобразования и реформирования всей системы российского образования.
Необходим принципиально новый подход к организации профессионального обучения не-слышащих, к прогнозированию направлений его дальнейшего совершенствования.
Таким образом, с практической точки зрения актуальность поиска путей, способных разрешить противоречия, существующие в вышеуказанной области сурдопедагогики, определяется необходимостью создания такой модели профессионального образования инвалидов по слуху, которая могла бы на сегодняшний день соответствовать с позиции подготовки специалиста современным требованиям рынка труда. То есть позволяла подготовить высококвалифицированные кадры из числа глухих и слабослышащих, способные к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Данная модель должна органично вписываться в рамки общероссийской системы профессионального образования.
Создание вышеобозначенной модели - системы профессионального образования инвалидов по слуху - представляется возможным и эффективным, если:
• в процессе ее разработки будет учтена специфика обучаемого контингента, а следовательно, в эту модель будут включены дополнительные структуры, позволяющие довести уровень общеобразовательной подготовки неслышащего «на входе» в массовую профессиональную образовательную систему и качество его профессиональной подготовки «на выходе» из этой системы до параметров, соответствующих здоровому сверстнику;
• будет учтена специфика преобразований, происходящая в системе массовых профессиональных учебных заведений (интеграция профессиональных образовательных уровней, создание непрерывных многоуровневых образовательных систем, создание учебных заведений нового типа и др.).
Особый интерес в данном случае с точки зрения профессиональной подготовки инвалидов по слуху представляют университетские комплексы, на базе которых возможна реализация непрерывного многоуровневого интегрированного профессионального обучения. Именно такая форма организации обучения позволяет минимизировать процесс адаптации неслышащих и получить возможность объективного выбора необходимого уровня образования.
Для решения вопроса эффективности при интеграции неслышащего контингента в среду университетских комплексов требуется проведение ряда научно-практических исследований, позволяющих проанализировать и сравнить процессы адаптации, социализации, овладения профессиональными знаниями и умениями в ходе обучения глухих и слабослышащих студентов в разноплановых образовательных структурах: дифференцированной, одноуровневой, многоуровневой и при переходе из одной в другую.
Проведенный анализ состояния проблемы позволил сформулировать общую концепцию в подходе к профессиональной подготовке инвалидов по слуху в современных условиях, которая заключается в необходимости создания системы профессионального образования неслышащих, органично вписывающейся в структуру массовых профессиональных учебных заведений и носящей непрерывный многоуровневый интегрированный характер, отвечающий современным требованиям.
Для научно-теоретической разработки данной концепции требуется решение различных по характеру и направленности задач.
Теоретические задачи:
1. Выявить тенденции и основные направления развития системы профессиональной подготовки кадров в России и за рубежом на основе анализа исторических и научно-педагогических источников.
2. Изучить уровень разработанности проблемы профессиональной подготовки инвалидов по слуху в отечественной сурдопедагогике.
3. Проанализировать современное состояние вопроса профессионального обучения неслышащих.
4. Определить специфику подготовки лиц с нарушением слуха в современных учреждениях системы профессионального образования.
5. Раскрыть своеобразие профессиональной подготовки глухих и слабослышащих на базе специального и массовых учебных заведений.
6. Определить пути совершенствования и развития профессионального образования лиц с нарушением слуха.
Методические задачи:
1. На основе научно-теоретического изучения современного состояния системы профессионального образования и проведенного в рамках развития новых образовательных направлений экспериментально-практического исследования разработать концептуальные положения профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха в условиях модернизации системы российского образования.
2. Разработать и научно обосновать в рамках предлагаемой концепции конкретные пути дидактико-методического обеспечения профессиональной подготовки неслышащих.
3. Обосновать целесообразность и эффективность профессионального обучения глухих и слабослышащих на базе массовых учебных заведений типа «университетских комплексов».
4. Реализовать основные научно-методические положения концепции при разработке модели профессионального обучения лиц с нарушением слуха, отвечающей современным социально-экономическим требованиям.
5. Использовать полученный в ходе исследования научно-практический материал при разработке лекционных курсов и учебно-методических пособий для студентов сурдоот-делений педагогических учебных заведений и преподавателей массовой профессиональной школы.
Прикладные задачи:
1. Определить психолого-педагогические особенности профессионального образования неслышащих.
2. Проанализировать процесс профессионального обучения глухих и слабослышащих на базе специального профессионального учреждения.
3. Выявить специфику профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха на базе массовых профессиональных учреждений в системе непрерывной многоуровневой подготовки кадров.
4. Разработать и апробировать модель интегрированного непрерывного профессионального образования инвалидов по слуху.
5. Создать оптимальную модель профессионального обучения глухих и слабослышащих на базе современных массовых учебных заведений в рамках общего реформирования системы российского образования.
В разработку концепции также был положен ряд принципов, основанных на трех основных составляющих системы: контингент обучающихся, база профессиональной подготовки, непрерывность процесса. Относительно первой составляющей необходимо соблюдение следующих принципов:
• гарантированность, обеспечиваемая государством и закрепленная федеральным законодательством;
• интеграция государственных и негосударственных сфер при оказании образовательных и социальных услуг;
• гуманистическая направленность учебного и реабилитационного процессов (уважение к личности, развитие ее индивидуальности, признание значимости потребностей и нужд);
• гибкость и динамичность, т. е. оперативная корректировка содержания, форм и методов обучения и реабилитации;
• доступность и адресность, т. е. вариативность форм и видов комплексной реабилитации, включая медицинскую, образовательную и социальную;
• целостный подход к профессиональному образованию, реабилитации и социальной адаптации на основе взаимодействия между контингентом слышащих и неслышащих студентов, а также различными видами деятельности, включая медицинский. Психологический, социальный и педагогический аспекты, составляющие единый комплекс; соблюдение планомерности и непрерывности этого процесса;
• единство действий педагогов, специалистов, семьи и социальных институтов.
Рассматривая две следующие составляющие - базу учебных заведений и непрерывность образовательного процесса, можно сформулировать еще ряд принципов, играющих важное значение:
• принцип доступности;
• принцип готовности;
• принцип многоуровневости и многоступенчатости системы непрерывного профессионального образования;
• принцип преемственности образовательных программ.
Первые два принципа относятся к базе реализации концепции - массовым профессиональным учебным заведениям, которые должны быть доступны для обучения контингенту не-слышащих студентов (законодательно - в плане поступления в них), но этого недостаточно, так как эти учебные заведения должны быть еще и готовы к приему и обучению лиц с нарушением слуха. Готовы с точки зрения специальных условий обучения, соответствующей профессиональной подготовленности педагогических кадров и психологического климата в массовом учебном заведении в отношении контингента студентов с нарушенной слуховой функцией.
Последние два принципа предусматривают согласование программ общего и профессионального образования и разработку сквозной профессиональной образовательной программы на основе государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессиональных образований. Конечным результатом реализации данного принципа должно являться создание единого образовательного пространства и педагогической индустрии учебно-методического и программного обеспечения процесса непрерывного профессионального образования лиц с нарушением слуха. То есть необходимо создать многоуровневую документацию: преемственные сопряженные рабочие учебные планы, программы учебных дисциплин разных уровней - рабочие, экспериментальные, авторские и методические пособия-руководства.
Решение перечисленного круга задач в рамках обозначенной концепции позволит не только правильно оценить ситуацию, существующую на сегодняшний день в области профессиональной подготовки неслышащих, но и сформировать такую модель системы профессионального образования лиц с нарушением слуха, которая будет эффективно функционировать и развиваться в современных условиях.