Научная статья на тему 'Психологическая адаптация учащихся с нарушением слуха: способы создания атмосферы взаимодействия и поддержки'

Психологическая адаптация учащихся с нарушением слуха: способы создания атмосферы взаимодействия и поддержки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация учащихся с нарушением слуха: способы создания атмосферы взаимодействия и поддержки»

Горолатова Т.С.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА:СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АТМОСФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И

ПОДДЕРЖКИ

Качество решения задач, поставленных перед колледжем, во многом зависит от умения правильно организовать работу с учащимися с нарушением слуха. Решая эту задачу, ученые и практики стремятся организовать психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам на всех этапах непрерывного образования.

В нашей стране теоретически разработана система коррекционно-развивающей психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и школьных учреждениях.

Организация психолого-педагогической помощи в техникумах и вузах - актуальная и неразработанная проблема, решаемая пока на эмпирическом уровне.

На первом году обучения в колледже, неслышащие студенты испытывают проблемы вхождения в коллектив, сложности в получении научной информации, предлагаемой педагогами на лекциях и практических занятиях. Они не умеют работать с учебной книгой, испытывают трудности в организации самостоятельной работы.

У неслышащих студентов имеются трудности, связанные с речевым недоразвитием, трудностями речевого общения и переработки словесной информации.

Помимо этого имеются другие проблемы, связанные с особенностями психического развития, вызванного нарушением слуха: сложности в установлении причинно-следственных отношений, трудности в обобщении материала, «соскальзывание» с теоретических положений на конкретные факты собственного опыта, неумение осуществлять перенос знаний в новую ситуацию.

Все эти трудности объективного порядка сочетаются с субъективными -неразработанностью дидактики профессионального образования инвалидов.

Адаптационный период предназначен именно для того, чтобы создать в колледже теплую, творческую атмосферу взаимодействия и поддержки, учащихся с нарушением слуха. Известно, что переход учащегося из одного учебного заведения в другое или с одной ступени на следующую всегда связан с немалыми трудностями, их испытывают и учащиеся с нарушением слуха и первокурсники, и даже старшекурсники при прохождении практики. Иные подчас так и не вписываются в новую среду. Преподаватели называют массу причин неуспешной адаптации.

Это и недостаточная готовность к обучению, и социально-педагогическая запущенность, и длительная психическая депривация, соматическая ослабленность, нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций, формирования учебных навыков, двигательные нарушения и эмоциональные расстройства, и прочее, и прочее. Да, они правы, все перечисленные нарушения могут быть причинами дезадаптации, но отнюдь не должны предопределять ее.

Первый этап адаптационного периода связан с включением учащихся с нарушением слуха в содержание новой для них роли - учащихся обычного колледжа, а не специального коррекционного учреждения 1-11 вида. Начинается он обычно со знакомства с одногруппниками, педагогами и администрацией, традициями и правилами колледжа.

Содержание второго этапа основано на процессах познания и самопознания но -вичка. Для нас важно знать его отношение к занятиям, в частности, ходит ли он на уроки с радостью или же это вызывает у него боязнь, тревогу, неудовлетворенность. Ответ на этот и другие вопросы мы получаем, изучив анкеты новичков. Например, на вопрос «С какими трудностями вы встретились?» - они отвечают, что очень устают от большой нагрузки; трудно воспринимать материал без сурдопереводчика; долго не могут привыкнуть к новым условиям, называют семейные и личные проблемы (в большинстве случаев материальное положение). Но хотя учащиеся и жалуются на большие учебные нагрузки, желание идти на

уроки на следующий день испытывают 93% из них. О многом заставляет задуматься такой факт, что 80% новичков переживают страх перед опросом, хотя все они выражают единое мнение, что посещать занятия необходимо.

Мы организуем для первокурсников занятия психолого-педагогического практикума, знакомим с рекомендациями по организации труда, проводим групповые занятия по развитию коммуникативных навыков, помогающие адаптироваться к новым условиям. Дополнительно проводим индивидуальные и групповые занятия в сенсорной комнате по стабилизации и коррекции эмоционального и психического состояния учащихся, а также коррекционно-развивающие занятия для учащихся с нарушением слуха «Познай себя». Но этой работы оказывается явно недостаточно. Необходимо сотрудничество с родителями, а для этого, в свою очередь, их надо информировать о том, как протекает адаптация учащихся. С этой целью мы проводим родительские собрания, которые в зависимости от опыта и творчества педагогов организуются в разной форме.

Третий этап адаптационного периода посвящен координации действий педагогов в работе с новичками, определении причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Одной из наиболее эффективных форм на данном этапе является педагогический консилиум по теме «Процесс адаптации учащихся с нарушением слуха: проблемы и пути их разрешения». В процессе подготовки педагогического педконсилиума организуется ряд мероприятий, которые дают более многосторонние и объективные знания об учащихся с нарушением слуха. На самом педконсилиуме происходит обсуждение вопросов адаптации в контексте современных подходов и направлений, выполнения единых требований преподавателей к учащимся и учебной деятельности, качеству знаний и обученности. Таким образом, происходит обмен опытом, как в теоретическом, так и в практическом плане, вырабатываются рекомендации.

Ускорение адаптации учащихся с нарушением слуха к новому образу жизни, исследование трудностей, возникающих на начальном этапе обучения, и выявление педагогических условий оптимизации адаптации - задачи чрезвычайно важные. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие, предстоящие успехи учащихся и процесс их профессионального становления.

Отрицательный эффект, называемый в педагогике дидактическим барьером между преподавателем и учащимся, происходит из-за различия в методах обучения в общеобразовательной коррекционной и профессиональной школах. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. У учащихся с нарушением слуха слабо развиты навыки и умения, необходимые в среднем профессиональном учебном заведении для успешного овладения программой, так как нет сурдопедагогов, коррекционных занятий по предметам. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда успешны. Проходит немало времени, прежде чем студент смо -жет приспособится к требованиям обучения. Отсюда и низкая успеваемость на 1 -м этапе и высокий уровень тревожности в 1 семестре. Кроме того, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Поскольку все эти трудности вызываются «дидактическим барьером», можно заключить, что одной из причин низких темпов адаптации глухих и слабослышащих является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и учащимися при организации способов обучения. Трудности адаптации - это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и глухих и слабослышащих при организации способов обучения.

Взаимодействие преподавателя и учащегося с нарушением слуха в процессе обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной позиции учащихся с нарушением слуха в учебном процессе. Долгое время без внимания оставались проблемы выработки индивидуальной стратегии овладения знаниями, что в целом неудивительно, так как в условиях коррекционной системы обучения учащийся остается в позиции «получателя» знаний, хотя

приоритетным началом должна быть его активная позиция на всех этапах обучения, при которой он должен постоянна выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Однако в условиях традиционной педагогической системы - доминирования личности педагога и подавления индивидуальности учащегося - сохраняется вероятность его психологического травмирования. Главное для педагога, придерживающегося традиционной педагогической системы, - достигнуть усреднения общего уровня подготовленности группы в целом.

Следовательно, необходимо оптимизировать учебный процесс на основе личностноориентированной, субъект - субъектной модели педагогического взаимодействия, в которой преподаватель и учащийся сотрудничают, как равноправные партнеры. Задачами становятся создание условий психолого-педагогического сопровождения глухих и слабослышащих в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого педагогического пространства для успешного достижения конечного результата обучения. При личностно-ориентированном обучении происходит совместная постановка целей и задач, которые определяют стратегию и тактику совместной работы и самообучения учащихся. Такой подход к организации учебнопедагогической деятельности может быть осуществлен только при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля.

Нами были изучены режим учебных занятий, место и удельный вес тех предметов, которые предполагаются учебным планом, что послужило для разработки и применения сберегающих здоровье методик обучения.

Изменение содержания в организации учебно-воспитательного процесса при условии сохранения государственного образовательного стандарта потребовало организации учебного процесса в режиме разгрузки, преодоления комплекса неполноценности и соответствующей тревожности, создания условий психолого-педагогической поддержки и социальной защищенности.

Одним из возможных вариантов реализации данной идеи может явиться внедрение в практику адаптивной педагогики, совмещенной с технологией модульного обучения.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет отличия принципиального характера от традиционной системы. В основе такого обучения лежат субъект - субъектные отношения между преподавателем и учащимся. При такой системе обеспечиваются самостоятельность, осознанное достижение обучающимися опреде-ленного уровня в учении. Наблюдается высокая степень адаптивности к условиям педагогического процесса. К целям модульного обучения относят комфортный темп работы обучаемого, определение своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию его различных видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов. Взаимоотношения между участниками педагогического процесса приобретают характер сотрудничества, а управленческая деятельность на всех уровнях трансформируется из субъект - объектных отношений в субъект - субъектные на рефлексивной почве. Анализ традиционного и рефлексивного управления учебным процессом доказывает эффективность последнего, так как оно связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых формируется осознанный мотив на целенаправленную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.