Научная статья на тему 'The interaction of the regional systems of social education and social protection of the population as a factor of the personal and professional formation of a specialist of social work'

The interaction of the regional systems of social education and social protection of the population as a factor of the personal and professional formation of a specialist of social work Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Romanina L. A., Dyachek T. P.

The article analyzes the requirements for the personal and professional qualities of the future specialist for the system of social protection of the population. The author suggests a thesis about the professional training and formation of the personality of a student as an integrated process of his personal and professional formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The interaction of the regional systems of social education and social protection of the population as a factor of the personal and professional formation of a specialist of social work»

ниях, технологических навыках и ценностных ориентациях социального работника.

В то же время социальная работа - это особый, гуманистический вид профессиональной деятельности, базирующийся на отношениях в системах «человек - человек», «человек - среда обитания», «человек - общество», поэтому к личности специалиста, его духовно-нравственным и морально-этическим качествам, ценностным ориентациям предъявляются особые требования. Вычленив общие основания в исследованиях С.А. Беличевой, В.И. Бочаровой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Деминой, И.А. Зимней, В.Н. Келасьева, Р.М. Куличенко, Л.В. Топчего, Т.Д. Шевеленковой, Л.Т. Ши-нелевой, Н.Б. Шмелевой и других, посвященных анализу личностных и духовнонравственных качеств социального работника, мы делаем вывод о том, что в отечественной специальной литературе наиболее целостное воплощение данная проблема получила в рамках деятельностного подхода, базирующегося на работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, позволяющего осуществлять анализ успешности личностно-профессионального становления будущих специалистов для системы социальной защиты населения в процессе его вузовской подготовки с учетом полифункциональности предстоящей профессиональной деятельности и постоянно меняющегося проблемного поля социальной работы региона, в котором он трудится.

Итак, моделирование личностно-профессионального становления специалиста социальной работы невозможно рассматривать вне профессиональной деятельности, без учета взаимосвязи и взаимодействия личности и деятельности, находящихся в тесном и нерасторжимом единстве. Ибо деятельность социального работника, указывает Н.Б. Шмелева, не может осуществляться без развития профессионально необходимых качеств личности, которые в ней воплощаются, оцениваются, компенсируются, адаптируются, а также получают развитие. В то же время личность и деятельность обладают относительной самостоятельностью и несводимо-стью друг к другу. Профессиональная деятельность социального работника задает ему определенные личностные параметры, которые адекватно отражают ее функциональную

структуру и создают объективные предпосылки для ее продуктивной реализации. Поэтому формирование профессиональной деятельности и личности социального работника -внутренне неделимый процесс [2].

Господствующие в профессиональном и педагогическом сообществах взгляды относительно профессиональной социальной работы представляют ее как деятельность, которая строится на осознаваемых специалистом теоретических моделях, которые соотнесены с его личным эмпирическим опытом, накопленным в условиях реальной социальной практики. Следовательно, в ходе профессиональной подготовки будущему специалисту требуется не только и не столько овладевать академическими знаниями в стенах вуза, но «наработать» опыт пребывания в реальной профессиональной среде для развития личностных качеств, выработки собственной позиции в отношении социальных проблем (общества, конкретного социума, индивида); тех или иных технологий социальной работы; роли и места в деятельности проектно-исследовательского компонента.

Принимая во внимание сказанное выше, личностно-профессиональное становление

будущего социального работника в ходе его вузовского обучения мы рассматриваем как целостный, непрерывный, полиструктурный процесс, включающий практическую, образовательную и проектно-исследовательскую социально значимую деятельность, в своей совокупности ориентированный на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, умений и навыков специалиста (с учетом специфики его стартового начала), адекватных этическим и квалификационным стандартам профессии. Результатом этого становления является готовность к профессиональной деятельности.

Учитывая разработанный в исследованиях Р.М. Куличенко личностно-средовый, проблемный, межведомственный характер социальной работы по комплексному решению социальных проблем человека, группы, общины с учетом присущих им возможностей самопомощи и взаимопомощи, в личностнопрофессиональном становлении будущего специалиста мы выделяем три взаимосвязанных аспекта, каждый из которых по-своему уникален, но ни один из них не обеспечивает

готовности студента к профессиональной деятельности без двух других:

- личностное развитие - его результатом является профессиональная идентичность выпускника вуза;

- собственно академическая подготовка - она нацелена на формирование профессиональных знаний, умений и навыков использования массовых технологий в типовых ситуациях социальной работы;

- проектно-исследовательская деятельность - обеспечивает освоение инновационных технологий и умения их проектировать, в том числе в условиях социальных учреждений и служб нового типа.

В основе успешного личностно-профессионального становления будущего специалиста лежат несколько базовых педагогических идей, среди которых, на наш взгляд, особо следует выделить две: проблематиза-цию содержания образования и интеграцию образовательной и проектно-исследовательской деятельности.

Что касается проблематизации содержания образования, то под ней подразумевается процесс построения целостной системы проблемно ориентированных учебно-познавательных задач (Т.Н. Бидайбекова); в числе возможных проблем мы выделяем учебные проблемы, научные проблемы, проблемные задачи, проблемные вопросы. В своей совокупности они позволяют уже на студенческой скамье ввести будущего специалиста в пространство постоянно обновляющейся информации (нормативной, научной, технологической и др.), в которой отражаются теоретические и практико-ориентированные аспекты функционирования системы социальной защиты населения и учреждений, организаций, составляющих его подсистемы. Интеграция образовательной и проектно-исследовательской деятельности будущего специалиста способствует синтезу учебного и исследовательского компонентов образовательного процесса в вузе (Т.П. Дьячек, Н.В. Гараш-кина, Г.В. Мухаметзянова и др.).

С учетом сказанного, для успешного личностно-профессионального становления будущего специалиста социальной работы необходимо выполнить ряд условий:

- региональный стандарт академической подготовки должен наиболее полно отражать проблемное поле социальной работы

конкретной территории и предусматривать возможности гибкого реагирования на его изменения;

- при организации различных видов практик следует знакомить и поэтапно включать студента (в том числе в рамках волонтерской практики) в работу различных типов социальных агентств - это формирует социальную направленность личности, ее отношение к жизни, профессиональные установки, характер, стиль поведения в обществе, навыки коммуникации, организаторские способности;

- вовлечение студентов и преподавателей вуза в научно- и проектно-исследовательскую работу, сбор и обработку социально-значимой информации, изучение потенциальных социальных проблем - объектов практической деятельности будущего специалиста.

Для выполнения указанных условий требуется установление многоуровневых связей между системой социального образования (как целостной педагогической системой) и системой социальной защиты (ее управляющими органами, социальными учреждениями и службами). При этом целеположенность их взаимодействия должна быть согласованной, поскольку каждая из сторон, представляя разные институциональные системы, преследует кроме общей цели - готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности -и присущие ей собственные цели, задаваемые ее функциями в социальном развитии региона и страны в целом.

Следовательно, создание социальных служб, в которых основным ресурсом может быть только мобильный и компетентный специалист, требует достижения нового качества социального образования. И одним из возможных путей для этого представляется интенсификация взаимодействия региональных систем социального образования и социальной защиты населения с учетом взаимосвязанных стратегий их развития в едином социальном пространстве региона. Она будет иметь место в таком их взаимодействии, которое сочетает социальные, экономические, педагогические, психологические закономерности и принципы для достижения максимальной эффективности и качества подготовки специалистов.

Таким образом, являясь средством развития и педагогической системы (в нашем случае системы социального образования), и системы социальной защиты населения как целостно оформленной системы профессиональной деятельности, их взаимодействие способствует непосредственному, взаимообусловленному изменению качественного состояния каждой из них. В контексте принципа прогрессивного развития социальной работы как средства реализации социальной политики, динамический характер социально-педагогического взаимодействия региональных систем социальной защиты населения и социального образования позволяет заключить, что они успешно функционируют и развиваются только в диалектическом единстве друг с другом.

Показательным в этой связи является основной лейтмотив последних мировых Кон-

грессов в области подготовки социальных работников: проблемы обучения не могут решаться в отрыве от самой практики социальной работы. Именно поэтому мы рассматриваем взаимодействие региональных систем социального образования и социальной защиты как фактор личностно-профессионального становления будущего специалиста социальной работы в процессе его вузовской подготовки.

1. Штинова Г.Н. Теоретико-методологические основы социального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. С. 27.

2. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2005. С. 18, 72.

Поступила в редакцию 22.11.2005 г.

О СПЕЦИФИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СТРАНАХ БРИТАНСКОГО СОДРУЖЕСТВА

Т.Л. Кремнева

Kremnyova T.L. The Specificity of educational process while training social workers in the countries of the British Commonwealth. The article is devoted to the problem of teaching masters of the highest quality for social work. It is noted that in the countries of the British Commonwealth curricula acquire the status of international orientation in educational matter. The role of the international expert standards, promoting the development of teaching programmes for social work, is underlined. The definition of the concept ‘standard’ as something common, reflecting the model of social work is given. It is marked that the maim problem of teaching, adequate to different conditions, is laid in the concept.

В настоящее время во всем мире становится актуальным пересмотр образовательного процесса по подготовке социальных работников. Данная позиция обусловлена включением международного компонента в содержание образования, который имеет четыре важнейших фактора: требование современных стандартов профессиональной подготовки; увеличение уровня глобальной зависимости; необходимость учета местной практики социальной работы; необходимость адаптации профессиональной подготовки к глобальным потребностям [1].

Международный компонент способствует межкультурному образованию в области социальной работы, а именно расширяет го-

ризонты студентов, знакомя их с другими культурами, социально-экономическими и политическим системами, различными теоретическими подходами практики в области подготовки. Поэтому мы вправе заявить о важной тенденции - интернационализации обучения, получившей в последнее время отражение в содержании профессиональной подготовки и в исследовательской работе вузов, где был сделан серьезный акцент на «европейский стандарт» [2].

Международный стандарт подготовки интегрировал мнения членов Международной ассоциации школ социальной работы (1А88'^ и международной Федерации социальных работников (1Р8*^, которые провели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.