УДК 378
Н. Ш. Валеева, А. В. Мингалеева
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ
САМОРАЗВИТИЮ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКОГО СПЕЦКУРСА
Ключевые слова: готовность к профессионально-личностному саморазвитию, педагогические условия, развивающая образовательная среда. formation of readiness for professional personal self-development; pedagogical conditions; the development educational environment.
Выявлены условия эффективного формирования готовности к профессионально-личностному саморазвитию у будущих экономистов, представлены структура и содержание спецкурса «Профессионально-личностное саморазвитие у будущих экономистов».
Conditions of effective formation of readiness for professional personal selfdevelopment of the future economists are revealed, the structure and maintenance of a special course “professional personal self-development of the future economists ” are presented.
Проблема научно-педагогического обоснования условий формирования готовности к профессионально-личностному саморазвитию у будущих специалистов в период обучения в вузе является весьма актуальной, так как знание этих условий позволяет достичь такого результата, когда наличие этой готовности, формирование которой происходит в процессе подготовки будущего специалиста, становится обязательным для будущей профессиональной деятельности обучающегося.
Опираясь на работы К. А. Абульхновой-Славской, В.И. Андреева, Н.Б. Крыловой и др., мы пришли к выводу, что активизация профессионально-личностного саморазвития студента в образовательном процессе вуза будет наиболее успешной, если будет актуализирована педагогами для студента деятельность саморазвития с помощью введения в процесс обучения специального курса.
Поэтому, на наш взгляд, необходимым является целенаправленный отбор и структуризация теоретических знаний и умений, обусловливающих формирование у студентов готовности к профессионально-личностному саморазвитию. В связи с этим мы разработали спецкурс «Профессионально-личностное саморазвитие будущего экономиста», в рамках которого осуществлялось создание программы профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов; моделирование условий, ситуаций, способствующих профессиональноличностному саморазвитию студентов; оказание необходимой научно-методической помощи, обучение самодиагностике. Проведение занятий в рамках данного спецкурса предполагает активную самостоятельную и ответственную позицию студентов, необходимую для успешного решения профессиональных задач в деятельности экономиста.
Цель спецкурса «Профессионально-личностное саморазвитие будущего экономиста» -формирование у студентов мотивации к профессионально-личностному саморазвитию.
Задачами спецкурса являются:
- формирование знаний о профессионально-личностном саморазвитии;
- ознакомление с техникой самопознания, развитие рефлексивных способностей, формирование практических навыков саморазвития;
- расширение самосознания, исследование индивидуальных особенностей самооценки, формирование адекватной, положительной самооценки;
- формирование представления о сущности профессиональной деятельности, личности профессионала, профессионально значимых личностных качеств, компетентности специалиста в процессе работы с профессионально-личностной моделью выпускника; прояснение профессиональных установок;
- развитие способности целеполагания, планирования будущего через коррекцию уверенности в себе, в достижимости поставленных целей, прояснение ценностносмысловой сферы;
- построение возможных вариантов личного и профессионального будущего, планирование индивидуальной профессиональной карьеры, коррекция жизненной стратегии посредством конструктивно-познавательной деятельности.
Содержание спецкурса «Профессионально-личностное саморазвитие экономиста» нами условно разбито на три блока-модуля. Последовательность их изучения отвечает постепенному развитию содержания и определяет структуру учебного предмета. Содержание спецкурса ориентировано на построение целостного процесса обучения, способствующего повышению уровня знаний, необходимых для качественного профессионального образования студентов экономических специальностей.
В основу построения блоков-модулей положены: общие принципы системного и деятельностного подходов; принципы отбора учебного материала с учетом специфики объекта профессиональной деятельности.
Блок актуализации знаний лекции - 4 часа, семинарские занятия - 4 часа). Назначение данного блока - создание исходных представлений о профессионально-личностном саморазвитии экономиста. Он включает в себя вопросы, касающиеся будущей специальности студентов: в частности, содержание экономической деятельности, профессиональный инструментарий экономиста, перечень экономических специальностей и сферы их деятельности, профессионально важные качества данного специалиста.
Теоретический блок (лекции - 12 часов, практические занятия - 10 часов) является центральным, поскольку в нем сосредоточены основные информационные учебные элементы. Назначение блока состоит в организации восприятия и активной проработки студентами этих элементов в соответствии с достигнутым уровнем овладения знаниями и способами действий.
Структуру теоретического блока составляют учебные элементы, содержащие конкретную информацию о сущности профессионально-личностного саморазвития, кризисах, осложняющих этот процесс, его компоненты, этапы и механизмы, методы саморазвития и др.
Блок состоит из лекционных и практических занятий. Лекционные занятия являются необходимой базой для формирования знаний, умений и навыков профессионально-личностного саморазвития, а также профессионально значимых личностных качеств.
Практические занятия, которые целесообразно проводить в виде деловых игр, разбора различных ситуаций, что позволяет развивать исследовательские навыки, навыки коллективного взаимодействия и принятия решения, формируют необходимые умения.
Блок генерализации — (лекции - 4 часа, семинарские занятия - 6 часов) создает установку для конечного обобщения изученного материала. На наш взгляд, логическим завершением курса будет рассмотрение вопросов, касающихся вопросов будущей карьеры, ее планирования, разработки индивидуальной программы профессиональноличностного саморазвития.
Программа занятий спецкурса включает в себя теоретический материал о данном феномене, упражнения по самопознанию; деловые игры, проблемные ситуации и др. Дан-
ный комплекс форм и методов работы в рамках спецкурса способствует выработке и принятию системы профессиональных ценностей; позволяет приобрести опыт решения различных профессиональных проблем, обеспечивает субъективную позицию студента как будущего профессионала, создает условия для развития и реализации его творческого потенциала; способствует формированию у студентов познавательно-профессионального интереса; знакомит с будущей профессиональной средой и «сокращает» процесс адаптации будущего экономиста к профессиональной деятельности. Применение метода проблемных ситуаций, который предполагает исследовательскую деятельность, позволяет последовательно осуществлять шаги научного поиска, обретая необходимые умения и навыки.
По нашему мнению, успешность формирования готовности к профессиональноличностному саморазвитию во многом определяется широким использованием педагогических технологий, а также самообразованием и самовоспитанием. В данном процессе необходимо делать акцент на личностно-ориентированное получение знаний, чему способствует особым образом построенные занятия, тренинги, ролевые игры и т.д.
Немаловажным представляется ценностное наполнение содержания подготовки в области профессионально-личностного саморазвития. Это условие предполагает отражение на всех уровнях следующих компонентов: знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности.
Опыт показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психические процессы, подготавливающие переход студента к новой, более высокой ступени его профессионально-личностного саморазвития. Поэтому в условиях педагогической реальности вуза игра способна выступать не только в качестве средства обучения, воспитания и диагностики, она призвана стимулировать личностную активность будущего специалиста, сформировать у него опыт исполнения профессионально значимых личностных функций в различных жизненных ситуациях и в различных ролевых позициях (специалиста, руководителя, исследователя, изобретателя и др.). Игра является своеобразной средой профессионально-личностного саморазвития студента, поскольку и задача, и диалог реализуются полнее всего именно в игре, когда ее участники начинают общаться на личностно-смысловом уровне. При этом происходит апробация личностного опыта воспитанников в жизненно-имитируемых ситуациях [1]. Более того, в игре можно апробировать различные варианты действий, отбирая потом наиболее эффективные.
Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др.) убедительно доказывают это. Чтобы игра проявила дидактический и личностно-развивающий потенциал, она, согласно теории А. А. Вербицкого, должна быть организована как знаково-контекстная форма обучения, в которой студенты осуществляют познавательные и другие действия в контексте деятельности, имеющей определенный личностный смысл [2]. Единство дидактической, профессиональной, личностно-развивающей и развлекательно-познавательной задач делают игровую деятельность уникальной формой взаимодействия в системе «преподаватель - студент - предмет».
Важным средством формирования интереса, а также взаимосвязанной системы необходимых знаний и умений у будущих специалистов являются творческие практические задания. Они включают в себя поиск проблемных вопросов к учебному тексту, подготовку разнообразных проектов, составление «рекомендаций», выполнение творческих работ (разработка алгоритма тех или иных действий, составление таблиц, схем и пр.). После выполнения задания от группы выдвигаются два - три студента с самыми интересными работами и следует «защита» (своего проекта, версии толкования, «рекомендаций»).
Значимость подобных заданий заключается в том, что студенты получают возможность проверить на практике свою теоретическую подготовку, определить направления
работы по саморазвитию, апробировать собственные профессиональные проекты. Творческие задания рассматриваются нами не как самоцель, обязательное и непременное условие осуществления обучения, а как средство профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, инструмент контроля за степенью сформированности познавательных интересов, качеством усвоения знаний и их прикладным характером.
Рост личности не управляется извне - это противоречит самой сути профессионально-личностного саморазвития как ее самодвижения, а потому студент из пассивного объекта педагогического воздействия должен стать активным субъектом педагогической реальности. Подобная установка требует адекватного взаимодействия преподавателя со студентами.
Личностная ориентация педагогического взаимодействия ведёт к изменению ролей и функций преподавателя и студентов в процессах обучения и воспитания. Преподаватель не просто преподаёт и воспитывает, он создаёт условия для профессионального и личностного саморазвития студента, стимулирует его познавательную и исследовательскую активность, актуализирует механизмы его саморегуляции, самостановления, саморазвития. Подобное возможно только на основе перестройки личностных установок преподавателя.
Однако никакие педагогические «ухищрения» и инновации не в состоянии воспитать Человека в человеке, подготовить его к сознательной и осмысленной профессиональной деятельности, к вхождению в реальный мир производства, сформировать его убеждения, идеалы и ценности, «включить» механизмы саморазвития, если не затронуть, не задействовать внутреннее Я. Только приложив внутренние усилия и опираясь на свой субъектный опыт и помощь преподавателя, студент способен осуществлять эффективные учебно-познавательные действия, развиваться как профессионал и личность. Поэтому для саморазвития студента целесообразным является создание образовательной среды, которая обеспечивала бы процесс профессионально-личностного саморазвития будущего экономиста, создавала бы условия, благоприятствующие этому процессу.
Основная цель развивающей образовательной среды - «разбудить» в студенте и максимально развить заложенный в нем творческий потенциал.
Анализируя многогранное понятие образовательной среды, следует отметить, что его менее всего целесообразно рассматривать с точки зрения влияния и условий формирования по заданному образцу, шаблону. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем активнее происходит ее свободное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему основу и делает возможным интеллектуальное, профессиональное и личностное саморазвитие.
В процессе созидательной, творческой деятельности человек неизбежно растет, са-моразвивается. Отсутствие или даже снижение потребности в саморазвитии, свойственные некоторым студентам, неизбежно ведут к деградации. Формирование у студентов потребности в саморазвитии является одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива вуза.
Следует отметить, что влияние педагога на личность студента в данном случае происходит опосредованными методами, не ущемляя его свободы, творческой активности какими-либо ограничениями. При этом собственная активность студентов в процессах как личностной, так и межличностной организации становится реальной предпосылкой для развития более высокого уровня профессионального самосовершенствования, проявляющегося в деятельностном саморазвитии, в ходе которого студент осознает значимость совершаемых им действий.
Таким образом, формирование у студентов готовности к профессиональноличностному саморазвитию в процессе обучения в высшем учебном заведении напрямую
зависит от условий обучения, в связи с чем особую важность приобретает задача создания такой образовательной среды, в которой применяемые технологии, методы обучения способствуют активной самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивая при этом развитие их интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей.
Для того, чтобы охарактеризовать образовательную среду вуза как личностноразвивающую, то есть как среду личностного и профессионального саморазвития, наиболее адекватными представляются качественные показатели. Среди них мы выделяем следующие свойства среды: обращенность к человеку, то есть, обладая определённой пластичностью и открытостью, образовательная среда вуза направлена на создание условий для достижения основной стратегической цели - гармонизации воздействия на личность, что достигается через освоение и внедрение в обучение концепции и технологий личностно-ориентированного образования; баланс между постоянством образовательной среды и её динамичностью (способностью преобразовываться); опережающий характер преобразования среды; представление вузовской средой максимальных возможностей для погружения студента в сферу профессиональной деятельности; участие субъектов образовательного процесса в развитии образовательной среды, причём в формировании среды доброжелательной, комфортной, личностно утверждающей; конструктивное содержание обратной связи, мониторинг любых негативных личностных проявлений в стенах вуза и за его пределами, их анализ и коррекция как на уровне психологического консультирования и педагогической поддержки, так и в плане создания оптимальных средовых условий для раскрытия личностного потенциала [3].
А.И. Артюхиной выделяются следующие основные направления работы по созданию образовательной среды: формирование у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу вуза, факультета; формирование чувства ответственности перед коллективом за выполнение порученного дела; выработка каждым преподавателем и кафедрой в целом своей профессионально-этической позиции, создание наглядного комплекса презентации личностных и профессиональных ценностей и образцов научнопедагогической деятельности; максимальное использование внеучебного времени студентов (работа в научных обществах, клубах по интересам, творческих лабораториях преподавателей, разработка научно-исследовательских проектов, профессиональное и личностное общение и др.), позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы; развитие традиции неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, организация совместных видов деятельности; культивирование атмосферы «наставничества», сопровождения и поддержки студентов при высоком уровне требовательности и компетентности преподавателей [3].
Литература
1. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии: Взляд на профессиональную подготовку учителя / Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин - М.: Магистр, 1999. - 112 с.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А.Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
3. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен/ А.И. Артюхина.- Волгоград: ВолГМУ, 2006. - 237с.
© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected]; А.В. Мингалеева - соиск. той же кафедры;