Научная статья на тему 'Профессиональное саморазвитие магистрантов в условиях педагогической практики'

Профессиональное саморазвитие магистрантов в условиях педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
41
2
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / VOCATIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / МАГИСТРАНТЫ / UNDERGRADUATES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

Доказана актуальность саморазвития в системе высшего образования через анализ требований стандарта и обращение к педагогическим исследованиям. Показаны цель, задачи, роль педагогической практики магистрантов в активизации компонентов профессионально-личностного саморазвития. Выделено соответствие стадий становления профессионально-личностного саморазвития уровням сформированности компетенций. Отражено влияние педагогической практики на саморазвитие магистрантов.The article deals with the self-development in the system of higher education through the analysis of standard requirements and reference to pedagogical research. The purpose, tasks, role of pedagogical practice of undergraduates in actualization of the components of professional and personal self-development are described. The correspondence of the stages of professional and personal self-development to the levels of competence formation is highlighted. The influence of pedagogical practice on self-development of undergraduates is under consideration in the article.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие магистрантов в условиях педагогической практики»

Methodological features of formation of readiness of a future computer science teacher for development and use of computer games in algorithmization and programming training The article deals with the methodological features of formation of readiness of a future computer science teacher for development and use of computer games in algorithmization and programming training. The main approaches to the creation and use of computer games (typology, software development, etc.) are under consideration. The authors propose a structural model of the readiness of a future computer science teacher for the development and use of computer games as implemented in a pedagogical university.

Key words: teaching computer science, programming, computer games, gamification of education, interactivity, teacher's willingness.

(Статья поступила в редакцию 18.05.2018)

Е.Е. чуДИнА (Волгоград)

профессиональное саморазвитие магистрантов в условиях педагогической практики

Доказана актуальность саморазвития в системе высшего образования через анализ требований стандарта и обращение к педагогическим исследованиям. Показаны цель, задачи, роль педагогической практики магистрантов в активизации компонентов профессионально-личностного саморазвития. Выделено соответствие стадий становления профессионально-личностного саморазвития уровням сформированности компетенций. Отражено влияние педагогической практики на саморазвитие магистрантов.

Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие, компетенции, магистранты, педагогическая практика

Развитие российского общества характеризуется потребностью в выпускниках, готовых к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способных практически решать

кие науки -

встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В современном мире социальный заказ педагогическому образованию состоит в том, чтобы, с одной стороны, сделать его частью общей социальной технологии развития страны через подготовку новой генерации учителей, способных обеспечить инновационное развитие образования, а с другой - внести коренные изменения в само педагогическое образование, которое в том виде, в каком оно существует сегодня, не способно справиться с обозначенной задачей. Для этого необходим анализ соответствия технологий отбора, содержания и методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров тем реальным задачам и проблемам, с которыми они столкнутся в своей профессиональной деятельности [3, с. 6].

Для реализации потребностей общества главным результатом образовательного процесса является формирование компетентного человека. Ключевые компетенции, сформированные в процессе вузовского обучения, дают возможность специалисту решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Необходим учитель, который и психологически, и практически подготовлен к тому, что вся его будущая профессиональная жизнь будет связана с непрерывным саморазвитием. способность к саморазвитию для педагога, по мнению в.в. серикова, и есть ключевая компетенция [4, с. 13]. Анализ реализуемых стандартов высшего образования разных направлений подготовки также показывает наличие компетенции саморазвития в результатах освоения образовательной программы. По мнению современных педагогов-исследователей, саморазвитие также является целью непрерывного педагогического образования (Н.К. Сергеев), критерием динамики становления воспитательной позиции педагога (Н.М. Борытко), процессом интеграции внешней профессиональной подготовки и личностного становления человека (В.А. Сластенин), основой инновационного процесса развивающейся современной школы (А.М. Саранов). концепция непрерывного образования нацеливает на формирование у выпускников вузов стремления к приобретению знаний как способу жизни, воспитание постоянного стремления к приобретению новых знаний, овладение методологической и рефлексивной культурой, формирование личностных качеств, способствующих построе-

О Чудина Е.Е., 2018

ИЗВЕСТИЯ вгпу

нию жизненной траектории и интеллектуального самосовершенствования [1, с. 65].

Характеризуя особенности подготовки магистрантов направления 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерской программы «Высшее образование», мы считаем, что мощным развивающим потенциалом будущих магистров образования обладает практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая). В.С. Ильин указывал на то, что педагогическая практика, организованная различным образом, одних студентов «влюбляет» в школу и многому учит, других оставляет равнодушными к ней и мало чему учит, третьи же настраиваются против школы и ищут способы уйти от работы в ней. И в то же время только теоретическое обучение не может подготовить студентов к работе в образовательном учреждении. Эффективность педагогической практики усилится, если на протяжении всего обучения студентов в вузе его теоретическая составляющая будет органически связана с практической деятельностью обучающихся в школе. Практика должна быть непрерывной и длиться на протяжении всего обучения [2].

Цель практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности заключается в освоении различных видов деятельности вузовского преподавателя, ориентированных на профессионально-личностное саморазвитие как приоритетное направление современного образования. Данная цель конкретизируется в решении следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) владение опытом организации профессиональной деятельности в вузе для ее проектирования, планирования и реализации; современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания по различным образовательным программам; технологией организации исследовательской деятельности обучающихся;

2) умение применять приобретенные знания для решения различных задач профессиональной деятельности в сфере образования; выделять общее, особенное и специфическое в организации образовательной деятельности в разных образовательных программах, оценивать качество учебной деятельности студентов; создавать образовательную среду, стимулирующую учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, планировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся; выбирать оптимальные подходы к выбору решений задач профессиональной деятельно-

сти в нестандартных ситуациях; давать аргументированную оценку решениям, принятым субъектами профессиональной деятельности в сфере образования, с позиции соблюдения этических норм.

Процесс прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической) направлен на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (оПк-2);

- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, эт-ноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);

- готовность к организации профессиональной деятельности в вузе (СК-1).

Для оценки сформированности компетенций магистрантов нами были разработаны критерии уровней сформированности компетенции (базовый, продвинутый, превосходный), отражающие особенности компетентностно-го развития магистрантов в процессе педагогической практики. Мы также проанализировали стадии становления профессионально-личностного саморазвития, разработанные в авторской модели данного феномена как целостной системы, и пришли к выводу о возможности рассматривать уровни сформиро-ванности компетенций как качественные характеристики процесса профессионально-личностного саморазвития педагога. Стадия адаптации профессионально-личностного саморазвития соответствует базовому уровню сформи-рованности компетенций, поскольку характеризуется наличием теоретических представлений о способах организации образовательного процесса в вузе, о различных подходах к пониманию образовательных технологий и их воз-

можностях в процессе обучения. Стадии индивидуализации и дифференциации отражают продвинутый уровень сформированности компетенций, для которого характерными являются целостное знание о процессе обучения и творческий подход к проектированию и реализации образовательного процесса с использованием современных методик и технологий организации образовательной деятельности. Стадия устойчивого саморазвития соответствует превосходному уровню сформированно-сти компетенций, т. к. студент-практикант демонстрирует глубокое понимание дидактических и психологических механизмов влияния современных образовательных методик и технологий на становление личности обучающихся, адаптирует современные методики и технологии организации образовательной деятельности.

Педагогическая практика магистрантов организована на базе образовательного процесса Волгоградского государственного социально-педагогического университета, рассчитана на шесть недель и предполагает непосредственное включение в образовательный процесс в качестве вузовского преподавателя кафедры педагогики. Планирование предстоящей деятельности активизирует компоненты саморазвития магистрантов и ориентировано на логику освоения разных видов деятельности вузовского преподавателя. Магистрантам предлагается примерный перечень заданий для педагогической практики:

1) составить план прохождения практики с указанием видов деятельности и сроков реализации;

2) подготовить методическую разработку лекции и ее провести (особенность методической разработки заключается в том, что в ней представлено не только содержание материала, но и план, логические переходы от одного вопроса к другому, разделение материала на устное изложение, под запись, вопросы для понимания и закрепления аудиторией);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) подготовить методические разработки и провести 2 семинарских занятия;

4) посетить занятия своего коллеги по магистратуре;

5) проанализировать посещенные занятия коллеги по магистратуре в соответствии с планом;

6) осуществить РЕФЛЕКСИЮ практики (что удалось получилось, ваши неожиданные открытия в новой роли: что не получилось и к чему стремиться).

КИЕ НАУКИ -

В процессе педагогической практики магистранты кафедры педагогики осваивают проектировочный и методический виды деятельности, связанные с методическими разработками лекций и семинаров. конструирование предстоящих занятий актуализирует выделенные в авторской модели компоненты профессионально-личностного саморазвития -самоосознание и самооценку, поскольку магистранты оценивают собственные профессиональные качества, умения, необходимые для организации лекционно-семинарских занятий. особенность методической разработки заключается в том, что в ней представлено не только содержание материала, но и план, логические переходы от одного вопроса к другому, разделение материала на устное изложение, под запись, вопросы для понимания и закрепления аудиторией. Подготовка методической разработки способствует развитию методической культуры, проектировочных и организационных умений, которые активизируют самоорганизацию и самоуправление в структуре профессионально-личностного саморазвития студентов.

Умения и навыки исследовательской и проектной деятельности требуются сегодня в современном образовании и педагогам, и учителям, и вузовским преподавателям для решения профессиональных задач, предусмотренных требованиями федеральных государственных и профессиональных стандартов, и для развития креативности и исследовательской культуры. В связи с этим элементы исследовательской деятельности, в ходе которой практиканты планируют логику выполнения курсовых работ вместе с бакалаврами на консультациях, способствуют развитию функций профессионально-личностного саморазвития педагога - целеобразования и рефлексии. Аналитико-оценочная деятельность магистрантов также осуществляется по итогам посещенных занятий, проводимых коллегами по магистратуре, и связана с оценкой организационных, коммуникативных, проектировочных, конструктивных и гносеологических умений практикантов, проводящих занятия. Такой вид деятельности магистрантов-практикантов способствует развитию функций профессионального саморазвития - активного взаимодействия и рефлексивной, которые характеризуются расширением взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса в вузе, собственной оценкой педагогических умений, актуализацией профессиональных знаний. Во время педагогической практики происходят

известия вгпу

обогащение теоретических знаний, формирование и совершенствование умений, отработка их применения в разных педагогических ситуациях профессиональной деятельности, расширение педагогического взаимодействия.

По итогам практики магистранты осуществляют рефлексию проделанной работы, указывая свои впечатления и оценку себя как преподавателя (что удалось, получилось, неожиданные открытия в новой роли: что не получилось и к чему стремиться). По мнению магистрантов-практикантов, педагогическая практика дает уникальную возможность попробовать себя в роли педагога, активизирует саморазвитие в результате планирования практики, разработки предстоящих занятий и их проведения, посещения и последующей оценки проводимого занятия коллеги по магистратуре. В своих отчетах магистранты отмечают повышенный интерес к педагогическим умениям своих коллег, демонстрируемых во время проведения занятий, и рассматривают их как ориентир для профессионально-личностного саморазвития. в результате наблюдения за магистрантами-практикантами мы также обнаружили соответствие уровней сформированности компетенций стадиям становления их профессионально-личностного саморазвития.

Посещение проводимых занятий, аттестация магистрантов и проведенный анализ составленных студентами отчетных документов по практике показали развитие методической культуры магистрантов как вузовских преподавателей, повышение интереса к преподавательской деятельности, особенно среди выпускников непедагогических профилей подготовки, активизацию функций и компонентов профессионально-личностного саморазвития будущих магистров образования как взаимосвязанных компонентов самосознания, самооценки, самоорганизации, самоуправления [5, с. 148].

список литературы

1. Байбаков А.М., Чудина Е.Е. Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов в условиях целостного учебно-воспитательного процесса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 3. С. 65-68.

2. Крюкова Т.А. Моделирование педагогической практики в современных условиях на основе идей целостного подхода В.С. Ильина [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2014. № 6(33). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1405594262.pdf (дата обращения: 13.03.2018).

3. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: моногр. М.: Логос, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сериков В.В. Подготовить учителя к непрерывному саморазвитию // непрерывное образование: XXI век. 2014. № 1(5). URL: http://www.lU21. petrsu.ru/journal/article.php?id=2266 (дата обращения: 16.12.2017).

5. Чудина Е.Е. Становление профессионально-личностного саморазвития будущего учителя в

вузе // Сиб. пед. журн. 2013. № 3. С. 147-151. * * *

1. Bajbakov A.M., Chudina E.E. Razvitie mo-tivacii uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti budushhih pedagogov v uslovijah celostnogo uchebno-vos-pitatel'nogo processa // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 3. S. 65-68.

2. Krjukova T.A. Modelirovanie pedagogicheskoj praktiki v sovremennyh uslovijah na osnove idej celostnogo podhoda V.S. Il'ina [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2014. № 6(33). URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1405594262.pdf (data obrashhenija: 13.03.2018).

3. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaja dejatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v in-novacionnom obshhestve: monogr. M.: Logos, 2013.

4. Serikov V.V. Podgotovit' uchitelja k nep-reryvnomu samorazvitiju // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2014. № 1(5). URL: http://www.lll21.petrsu. ru/journal/article.php?id=2266 (data obrashhenija: 16.12.2017).

5. Chudina E.E. Stanovlenie professional'no-lichnostnogo samorazvitija budushhego uchitelja v vuze // Sib. ped. zhurn. 2013. № 3. S. 147-151.

Vocational self-development of undergraduates in terms of pedagogical practice

The article deals with the self-development in the system of higher education through the analysis of standard requirements and reference to pedagogical research. The purpose, tasks, role of pedagogical practice of undergraduates in actualization of the components ofprofessional and personal self-development are described. The correspondence of the stages of professional and personal self-development to the levels of competence formation is highlighted. The influence of pedagogical practice on self-development of undergraduates is under consideration in the article.

Key words: vocational and personal self-development, competence, undergraduates, pedagogical practice.

(Статья поступила в редакцию 17.05.2018)