НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 203
УДК 378: 374-1:373-3:378.1
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
DESIGN OF CREATIVE WORKSHOP PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER OF PRYMARY SCHOOL
А.А. Миненок A.A. Minenok
Черниговский национальный педагогический университет им. Т. Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов, 14013, ул. Гетьмана Полуботка, 53 Chernigiv National Pedagogical University named after T. G. Shevchenko, 53, Getman Polubotok Str., 14013, Chernigiv, Ukraine
e-mail:[email protected]
Статья посвящена проблеме профессионального саморазвития будущего учителя начальной школы в условиях высшего учебного заведения, моделированию творческой мастерской для внедрения технологий психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической поддержки, тренингов профессионального саморазвития, профессиональной мотивации, самореализации, адаптации и творческого развития в процессе профессионально-педагогической практики, мониторинговых технологий профессионального роста и личностного саморазвития.
The article discusses the problem of professional self-development of future teacher of primary school in the conditions of higher educational establishment, to the design of creative workshop for introduction of technologies of psychological and pedagogical accompaniment, psychological and pedagogical support, trainings of professional self-development, professional motivation, self-realization, adaptation and creative development in the process of professional-pedagogical practice, monitoring technologies of professional growth and personality developing.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, будущий учитель начальной школы, высшее учебное заведение, творческая мастерская, педагогика профессионального развития и творчества.
Keywords: professional self-developing, future teacher of primary school, higher educational establishment, creative workshop, pedagogics of professional development and creation.
Моделирование творческой мастерской профессионального саморазвития будущего учителя начальной школы в условиях высшего учебного заведения является одним из эффективных средств, основанных на принципах модернизации и современных тенденций развития высшего образования для эффективного формирования профессионально педагогической компетентности, а также ключевых компетентностей личности, которые в свою очередь формируют и развивают жизненные ценности участников педагогического процесса.
В контексте сотрудничества в сфере образования в Европе моделирование творческой мастерской профессионального саморазвития будущего учителя начальной школы в условиях высшего учебного заведения дополняет нормативные основы, методы и инструменты кооперации в сфере самообразования и профессионального развития на протяжении жизни - learning of lifelong
[1; 2].
В условиях необходимости переосмысления подходов к формированию профессионально важных качеств будущего учителя начальной школы, по нашему мнению, творческая мастерская профессионального саморазвития позволит мониторировать функциональные параметры профессионального саморазвития и они будут реализоваться на высшем качественном уровне, в более широкой палитре профессиональных качественных признаков [ 3].
Основными заданиями моделирования профессионального саморазвития является: формирование позитивной мотивации к профессиональному саморазвитию, повышению индивидуального педагогического мастерства и самореализации, формированию способов профессионального саморазвития и умений использовать их на практике, а также объективной оценки своих действий, в процессе личностно ориентированного педагогического процесса.
Моделирование профессионального саморазвития осуществляется в условиях конкретной социально-образовательной среды. Совокупность условий, в свою очередь, отражается ситуацией выбора, которая предусматривает все компоненты, факторы и особенности объективного и
204 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26
субъективного характера, в комплексном взаимодействии которых осуществляется профессиональное саморазвитие личности будущего учителя начальной школы [4].
Объективная сторона - независимая от личности совокупность социальных условий, в которых осуществляется саморазвитие, субъективная - формирование личностной творческой модели, которая адекватно отображает особенности ситуации профессионального саморазвития. Следовательно целью функционирования творческой мастерской профессионального саморазвития является эффективная реализация психолого-педагогической поддержки в профессиональной самореализации, будущей профессиональной адаптации, а также научить студентов создать собственную модель индивидуального профессионального саморазвития, с помощью которой каждый из них личностно максимально раскроет свои творческие возможности.
Несомненно, качество подготовки будущих учителей начальной школы во многом зависит от создания условий для саморазвития. К необходимым условиям для реализации идеи профессионального саморазвития студентов следует отнести: наличие в достаточном количестве обязательной и дополнительной литературы как на кафедрах, так и в библиотеке; наличие специализированных аудиторий, читальных залов, компьютерных классов; мотивация студента в получении качественного профессионального образования; условия для творческого саморазвития студента в условиях высшего учебного заведения и в условиях специальных профессиональных студий и других внеаудиторных форм профессионального самообучения.
Достаточные условия определяются нами как: наличие реальных перспектив для профессионального саморазвития и самореализации; потребность в учителях начальных классов; отношение государства к профессиональной деятельности учителя и достойно общественное признание.
Мастерская профессионального саморазвития направлена на реализацию личностно ориентированного педагогического процесса, при котором существенно расширяются возможности построения студентом индивидуальной образовательной траектории.
Специфика профессионального образования, которое требует выполнения разнообразных ролей и владения разными навыками (умениями) в зависимости от последующей деятельности будущих специалистов, позволяет сформулировать такие цели процесса саморазвития:
- получение углубленных профессиональных знаний (проектирование тематических мастер-классов);
- овладение умениями (навыками), которые трансформируются в готовность к реализации профессиональных компетенций;
- формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения;
- предоставление дополнительных возможностей для развития профессионального мастерства, карьерного роста и расширения социальных контактов и проектирования будущей профессиональной деятельности;
- формирование готовности к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности [5].
Для преподавателя высшего учебного заведения очень важным является баланс академической подготовки, глубокого знания учебной дисциплины преподавания, богатого педагогического опыта и существенной методической подготовки.
При этом ключевыми компетентностями будущего преподавателя мы помечаем:
- экспертные знания (аспирантура, докторантура, непрерывное, систематическое, целеустремленное самообразование);
- педагогические способности (умение работать с разной аудиторией, применять активные методы обучения, вести профессиональные тренинги, мастер-классы [5].
Для создания возможностей формирования потенциала профессионального саморазвития будущего учителя начальной школы мы рассматриваем учебный процесс в единстве функций, технологий и методов обучения, форм, видов и средств, в частности необходимо выделить:
- компенсаторную (заполнение ранее отсутствующих или потерянных образовательных возможностей);
- адаптивную (приспособление к новым профессиональным требованиям в динамически изменяющемся обществе);
- развивающую (постепенное обогащение способностей человека и ее духовного мира);
- коррекционную (изменение стереотипов мышления и поведения, преодоления профессиональных деформаций личности;
- формировочную (приобретение новых знаний, умений, навыков, с целью расширения или трансформации поставленных целей);
- предоставление консалтинговых услуг в случае затруднений трудоустройства по специальности.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 205
Перечисленные функции можно рассматривать в педагогическом, социальном, политическом и экономическом аспектах.
Педагогический аспект представлен заданиями по изменению у будущих учителей начальной школы привычных стереотипов, относительно профессии, развитию инициативы, высших приоритетов, предоставлению уверенности в принятии решений, влияния на выбор жизненной стратегии и профессиональной карьеры.
Социальный аспект отображен заданиями развития социальной мобильности, преодолению профессиональных трудностей, а также формированию новой и сохранению традиционной системы ценностей, в изменении аксиосферы личности в плане не только ее адаптации к новым условиям профессиональной деятельности, но и активного участия, в создании этих условий.
Экономический аспект определен заданиями по формированию социально-профессиональной структуры и иерархии ценностей общества, в первую очередь управленческой элиты, которая владеет современными знаниями, передовыми технологиями и методами управления, и задает стереотипы профессионального развития. В этом контексте задания моделирования процесса профессионального саморазвития заключаются в создании условий для подготовки конкурентоспособных педагогов, которые владеют профессиональным мастерством, которое обеспечивает определенные гарантии на рынке труда, что особенно актуально в условиях рыночных отношений.
Отбор технологий, которые эффективно будут применяться в процессе профессионального саморазвития будущего учителя начальной школы, достаточно разнообразен. В нем присутствуют как традиционные, так и инновационные, технологии, выбор которых определяется:
- содержанием учебных программ, спецкурсов (долгосрочные дают большее пространство для творчества);
- количественным составом групп;
- уровнем подготовки групп;
- целевыми ориентирами в группе;
- кадровыми потенциалом высшего учебного заведения.
В качестве традиционных методов эффективно применяются в современных условиях: дискуссии, семинары, тренинги, конференции, творческое самообразование.
К инновационным методам можно отнести: метод конкретных ситуаций, мозговой штурм, метод обучения действием, ролевые, имитационные и деловые игры, метод проектов, метод модернизации и др.
Организационные формы - необходимый компонент моделируемого процесса профессионального саморазвития будущих учителей начальной школы в условиях высшего учебного заведения. Основные формы обучения можно классифицировать:
- по количеству участников (индивидуальная и групповая);
- месту проведения (в школе или в высшем учебном заведении);
- сочетанию с основной работой (профессиональным обучением) (очная, очно-заочная, заочная, экстернат, дистанционные формы обучения).
В процессе проектирования мастерской профессионального саморазвития является целесообразным использование комплекса разных учебных средств. Каждый компонент комплекса (образовательная программа, программа учебного курса, лекционный материал, методическое пособие, монографии, рабочие тетради, и так далее) следует рассматривать как определенный носитель учебной информации, которая владеет особенными свойствами реализации образовательных целей и заданий.
Активно используются в учебных комплексах технические возможности: технологический ряд мультимедийных средств и компьютеров разной мощности с мультимедийными устройствами; презентационное оборудование (плазменные экраны, ноутбуки, видеокамеры, специальные диски), телекоммуникационное оборудование, технические средства создания и тиражирования учебных материалов (сканеры, принтеры, издательские системы). Входят в состав комплекса учебных средств элементы обеспечивают включение студента в деятельность, мотивируя его не только к запоминанию, но и к осмыслению и анализу.
Важным компонентом является специальное программное обеспечение - создание виртуальных проблемных студий профессионального саморазвития. Таким образом, для повышения уровня саморазвития необходимые:
- организация творческой учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов, ориентированной на реализацию компетентностного подхода;
- создание в ходе учебного процесса обстановки психологического комфорта с целью обеспечения психологической и социальной адаптации каждого субъекта учебного процесса;
- структуризация учебного процесса и ее проектирование с учетом внедрения современных педагогических технологий.
206 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26
Одним из инструментов улучшения качества профессионального саморазвития есть специальная методика мониторинга его эффективности, что позволяет определить степень компетентности будущего специалиста и потребности в профессиональном саморазвитии:
- адаптационная мобильность к изменениям, виденью будущего, осознанию своей социальной роли и внешней среды, творчество и инновации, стратегическое мышление, постоянная учеба, гибкость, мотивация, к самообразованию;
- способность к управлению конфликтами, пониманию культурологических факторов, формирования команды, умения действовать в сотрудничестве;
- глобальное, системное, планетарное, информационно-технологическое проектирование, профессиональная самостоятельность, толерантность;
- достижение результатов, ответственность, умение разрешать проблемы, предприимчивость, решительность, ориентация на потребность в повышении профессиональной квалификации, конкурентоспособности;
- коммуникабельность, устные коммуникации, письменные коммуникации, ведения переговоров.
Кроме общих положений саморазвития и конкретных причин тех или других социальных явлений необходимо при проектирование творческой мастерской профессионального саморазвития учитывать максимально факторы влияния, например, морально психологическую атмосферу в обществе, от которой зависит эффективность саморазвития (мониторинг по принципу обратной связи). Необходимо ежеминутно сверять индивидуальную программу с конкретными заданиями и перспективами, направленными на совершенствование профессиональных навыков и творческого потенциала, игнорирование которых может привести к неудаче общей стратегии саморазвития субъекта учебного процесса, то есть развивать коммуникативную мобильность в обществе.
К факторам, которые обеспечивают эффективность саморазвития в условиях учебного процесса, следует также отнести:
организацию учебной деятельности на научной основе;
системность нововведений, которые охватывают разные звенья учебного процесса (содержание образования, технологии и методики, организация учебного процесса, структура взаимодействия всех его участников);
обеспечение самостоятельности субъектов учебного процесса на всех его этапах; развитие собственных идей в учебном процессе, а не копирование уже существующих; направленность учебного процесса на решение актуальных проблем будущей профессиональной деятельности.
Проведенный анализ результатов методологических, теоретических и практических исследований позволяет утверждать, что значительно расширилось понимание и значение самостоятельной работы студентов в их профессиональном саморазвитии. Взаимосвязь между самостоятельностью личности, самостоятельной учебной деятельностью и профессиональным саморазвитием, является очевидной.
Логика их взаимовлияния оказывается в том, что самостоятельность, которая по своему содержанию не может быть врожденной и является результатом обучения и воспитания, развивается и формируется в процессе самостоятельной учебной деятельности, которая, в свою очередь, выступает как условие и средство профессионального саморазвития студентов и формирования самостоятельности как социально и профессионально значимого свойства личности будущего конкурентоспособного учителя [4].
Процесс профессионального саморазвития должен быть педагогически организованным, поскольку включает не только развитие интеллекта, но и готовность к самореализации в профессии, самостоятельность, становление позитивного отношения, к миру, принятие себя и окружающих, формирование уверенности в себе, включает самореализацию, самоопределение, рефлексию, актуализацию потребностей, в профессиональном самоусовершенствовании.
Профессиональное саморазвитие рассматривается в качестве системной структуры на основе иерархии процессов самообразования и самовоспитания, личностного творческого развития. Все личностные изменения (интеллектуальное и культурное развитие, умение управлять своими психическими состояниями, волевая целенаправленность, развитие педагогических способностей) становятся мощным стимулом в профессиональном и личностном саморазвитии, так как формируют потребность в самоусовершенствовании, то есть результаты профессионального саморазвития, в свою очередь, становятся стимулом этого саморазвития, а значит, данный процесс можна рассматривать как циклический, замкнутый. Уровень саморазвития никогда не может быть абсолютно определенным, поскольку процесс саморазвития длится на протяжении всей жизни.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 207
Список литературы
1. Ларионова М.В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации / М.В. Ларионова. - М.: Университетская книга: Логос, 2006. - 214 с.
2. Мшенок А.О. Дослвдження актуальних питань розвитку творчих здiбностей молодших школярiв в педагопчнш дiяльностi учителя початково1 школи / А.О. Мшенок // Наука i освгта : науково-практичний журнал / Швденний науковий Центр НАПН Украши. (Серiя : Психологiя i педагогiка). - Зб. статей : - Одеса : ПНПУ, 2014. - № 8. - 224 с. - С. 119-123.
3. Мшенок А.О. Особистюно-професшний саморозвиток майбутнього вчителя як умова вдосконалення якостi навчання i виховання / А.О. Мiненок // Вища освгга Украши у контекст iнтеграцii до европейського освiтнього простору: Гуматтарний вiсник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагопчний унiверситет iменi Григорiя Сковороди» - К. : Гнозис, 2014. - том IV (55) - 530 с. - С. 318-324. (Серiя : Педагопчш науки).
4. Мшенок А.О. Розвиток самостшност студента як умова професшно-творчого самовдосконалення майбутнього учителя початковоi школи /А.О. Мшенок / Науковий часопис нацюнального педагопчного унiверситету iменi М.П. Драгоманова / Ред. кол.: Н. В. Гузш.- К.: Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2015. -Серiя 16. Випуск 25 (35). - С.105 - 109.
5. Мшенок А.О. Формування готовностi до науково-педагогiчноi дiяльностi: навчальний посiбник /А.О. Мшенок/ Навчальний помбник для магiстрiв напряму шдготовки «Початкова освiта». Серiя: Magisterium .- К.: Вид-во Нестроевий, 2015. -205с.