Научная статья на тему 'The main components of the pedagogical potential of volunteering students future professionals of social work'

The main components of the pedagogical potential of volunteering students future professionals of social work Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIALIST / SOCIAL WORK / TEACHING POTENTIAL / VOLUNTEER WORK / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Bolotovа Larisa Viktorovna

The article explains the situation that a pedagogically useful to organize volunteer activities of students is the possibility using of which will improve high school preparation process for future social work professionals to the profession. Pedagogical potential of voluntary action is considered as a means of enhancing the provision of pedagogical students' independent work, accumulated in the value, cognitive and activity components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The main components of the pedagogical potential of volunteering students future professionals of social work»

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Л. В. БОЛОТОВА

В статье обосновывается положение о том, что в педагогически целесообразно организованной добровольческой деятельности студентов заложены возможности, использование которых позволит совершенствовать вузовский процесс подготовки будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности. Педагогический потенциал добровольческой деятельности рассматривается как резерв педагогических средств активизации самостоятельной работы студентов, аккумулированный в ценностной, познавательной и деятельностной составляющих.

Ключевые слова: специалист, социальная работа, педагогический потенциал, добровольческая деятельность, профессиональное становление.

Изучение педагогического опыта в сфере вузовской подготовки показало, что в настоящее время в разных учебных заведениях страны для обеспечения становления и развития студента специальности «социальная работа» используется несколько подходов:

- совершенствование содержания обучения, в том числе путем его «регионализации» как способа приближения к личностному опыту студентов (они соприкасаются с содержанием того, о чем говорится в курсах национально-регионального компонента учебного плана, т. е. это содержание для них приобретает более сильное личностное звучание), разработка специализированных практикумов, преемственно связанных с дисциплинами учебного плана;

- активные методы, включающие проблемные лекции, чтение лекций по отдельной теме студентами под руководством преподавателя-наставника; семинары-дискуссии; игровые и имитационные; моделирование; обучение в естественных условиях; «инструктаж»; выполнение заданий в команде; разбор и анализ аудио- и видеозаписей работы с клиентами; работа над индивидуальными и групповыми проектами; кейс-методы; выездные занятия; сочетание метода «имитации» и «живой» практики и др., каждый из которых, неся в себе определенную смысловую нагрузку, позволяет сделать акцент на практическую сторону подготовки будущих специалистов путем отработки типовых ситуаций в аудиторных условиях;

- совершенствование организации обучения, в том числе использование модульного, дистанционного обучения;

- поэтапное включение студентов в учебно-и научно-исследовательскую деятельность;

- оптимизация практической подготовки путем организации различных видов практики студентов (ознакомительная, учебно-производственная практика, стажировка и практика в рамках специализации) на основе принципа преемственности.

Педагогическая общественность находится в постоянном поиске более эффективных путей, обеспечивающих формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Включению студентов в добровольчество как практическую социально значимую деятельность, осуществляемую во внеурочное время, в настоящее время уделяется все большее внимание педагогического сообщества. Свидетельством тому являются диссертационные исследования, авторы которых обращаются к возможностям, заложенным в добровольчестве, для формирования нравственных ценностей будущих специалистов и гуманистических ценностных ориентаций, комплекса практических умений, нового опыта взаимодействия с институтами гражданского общества, развития гражданской и социальной активности и др.

Проведенный анализ передового педагогического опыта позволяет нам сделать вывод о том, что добровольческая деятельность студентов активно используется в педагогической практике для обеспечения успешности профессионального

развития будущего специалиста в ходе его вузовской подготовки. Из этого следует, что в педагогически целесообразно организованной добровольческой деятельности заложены возможности, использование которых позволит совершенствовать вузовский процесс подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности.

Мы склонны рассматривать потенциал добровольческой деятельности как наличие в педагогическом процессе скрытых, неиспользованных ресурсов, которые бы позволили снизить последствия тех трудностей, с которыми сталкивается вуз при подготовке будущего специалиста социальной работы.

А. А. Вербицкий, В. В. Краевский, М. Н. Скат-кин и другие известные ученые неоднократно отмечали, что передовой опыт должен быть осмыслен в понятиях и терминах педагогической науки. В профессиональной терминологии, для того чтобы подчеркнуть заключенные в каком-либо феномене силы и возможности в отношении изменяющих и преобразующих объект или систему воздействий, используется понятие потенциала.

В Словаре иностранных слов его характеризуют как наличие сил, материальных средств и других возможностей, необходимых для каких-либо действий [6]. Более развернутая трактовка понятия потенциала представлена С. М. Вишняковой - это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [3]. Сходное определение мы находим и в других справочно-энциклопедических изданиях, характеризующих лексическое наполнение социально-педагогических аспектов деятельности человека.

Ключевым для нас в приведенном определении потенциала, с учетом сущности и содержания понятия добровольческой деятельности, является то, что оно открывает возможности рассмотрения добровольческой деятельности через призму педагогических средств, включаемых в образовательный процесс высшей школы в целях снижения тех трудностей, которые возникают в ходе подготовки будущих специалистов социальной работы. В средствах образования - неотъемлемой составляющей любой педагогической системы -выделяют материально-технические и педагогические [5].

Мы считаем, что добровольческую деятельность следует отнести к педагогическим средст-

вам - это такое средство, которое направлено на активизацию самостоятельной работы и самопознания будущего специалиста социальной работы. Основанием для этого является то, что добровольческая деятельность удовлетворяет необходимым требованиям, предъявляемым к средствам активизации самостоятельной работы: она обеспечивает включение активных мыслительных процессов, стимулирует активность, направленную на овладение системными профессиональными знаниями и умениями обобщенного плана в различных видах учебной, квази- и профессиональной деятельности, способствует формированию профессионально ориентированной ценностно-мотивационной сферы будущего специалиста [2; 7].

Прежде чем раскрыть наше понимание компонентов педагогического потенциала, заключенного в добровольческой деятельности, еще раз обратимся к понятиям профессионального становления и развития. Вслед за Н. Б. Шмелевой, будем рассматривать становление и развитие как имеющий прогрессивный характер процесс накопления количественных изменений, ведущих к качественным перестройкам в функционировании систем организма человека, в отношениях человека (он есть субъект познания, общения и труда) к действительности [9]. В соответствии с этим определением, профессиональное становление и развитие личности студента - это осуществляющийся на основе объективных условий жизни сложный эволюционный, динамический процесс приобщения к профессии, в ходе которого происходит качественное совершенствование ее как профессионально-деятельностного индивида [9].

Согласно позиции Н. В. Кузьминой, на которую мы опираемся, основными слагаемыми профессионального становления и развития выступают следующие:

- личностная и профессиональная направленность (мировоззрение, потребности, интересы, ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и др.);

- владение знаниями информационно-теоретического и прикладного характера;

- профессионально-технологический компонент, умения и навыки, способствующие успешному выполнению деятельности.

С учетом сказанного выше, выделим в качестве составляющих педагогического потенциала добровольческой деятельности будущего специалиста социальной работы следующие: ценностная, познавательная,деятельностная.

Ценностную составляющую педагогического потенциала добровольческой деятельности мы

связываем с расширением возможностей формирования в ходе добровольческой деятельности системы ценностных ориентаций, связанных с осознанным принятием будущим специалистом разноуровневой системы ценностей (социальных, профессионально-групповых и личностных), позитивно влияющих на развитие профессионально важных качеств личности будущего специалиста социальной работы. Именно ценностный компонент личности специалиста во многом определяет его пригодность к избранной профессии, его профессиональную позицию, а также перспективы субъектного развития.

Познавательная составляющая педагогического потенциала - возможности приобретения новых знаний, придание, на основе расширения жизненного и профессионального опыта, личностного значения знаниям, что способствует формированию профессионального мировоззрения.

Деятельностная составляющая - формирование профессиональных умений обобщенного плана путем расширения возможностей включения в контекст целостной деятельности в области социальной практики.

Рассмотрим более подробно ценностную составляющую педагогического потенциала добровольческой деятельности.

Как сложившееся социально-культурное явление, профессия «социальная работа» обладает сложной структурой, включающей, помимо предмета, цели, средств, результата, методов и методик профессиональной деятельности, также ценности, нормы, образцы и идеалы, которыми должны овладеть будущие специалисты.

Стратегию современного социального образования составляют развитие и саморазвитие личности специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях реформируемого общества (Н. В. Гарашкина, В. И. Жуков). Справедливым в этой связи мы считаем позицию Л. В. Марда-хаева, определяющего социальное образование не только как процесс, но и как результат обучения (подготовки) человека для последующей самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности.

В педагогическом процессе достаточно трудно реализуется аксиологический компонент профессии, связанный с совокупностью ценностей, которые должен разделять будущий социальный работник. Одну из причин этого Н. Б. Шмелева связывает с рассогласованием уровня притязаний и индивидуально-творческих ресурсов, а также

с тем, что при выборе будущей профессии социальная ориентация порою опережает личностную и профессиональную [9]. Поэтому профессиональные ориентиры, которые студент намечает для себя, выбирая социальную работу, должны согласоваться с его интересами, склонностями, способностями; самооценкой качеств личности и, следовательно, соответствовать требованиям профессии «социальная работа». Опираясь на трехуровневую систему профессиональных ценностей, предложенную В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым и Е. Н. Шияновым [5], проследим, какие возможности предоставляет студенту добровольческая деятельность в формировании каждого из уровней ценностей (социально-профессиональные; групповые профессиональные; личностнопрофессиональные).

Социально-профессиональные ценности, как присущие людям, включенным в разнообразные виды деятельности в системе социальной работы, в то же время связаны с уровнем экономического, политического, социокультурного развития общества. Они отражают характер и содержание ценностей, на которых базируется социальная политика страны в конкретный исторический период. Эту совокупность идей, норм и правил, ценностей, мы рассматриваем как обусловливающих отношение государства и общества на данном этапе общественного развития к благотворительности, безвозмездной добровольной трудовой помощи нуждающимся.

Обращение к работам И. С. Кона открывают возможности рассмотрения личности в качестве социального субъекта, деятеля во взаимосвязи с социальными условиями осуществления добровольческой деятельности и интересами человека. Интересы, реализованные в форме личностного участия в добровольческой деятельности, выступают основным связующим звеном между отношением общества к тем, кто нуждается в благотворительной поддержке, и отражением этого положения в сознании конкретного субъекта этой деятельности. Следовательно, по И. С. Кону, на основе динамической системы потребностей включенности в благотворительную деятельность и предшествующего опыта участия в ней будущий специалист формирует определенные и относительно устойчивые диспозиции к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях профессиональной жизни, а формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение и формы активности, «выход» за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при

условии развитого самосознания. Последнее, как образно резюмирует И. С. Кон, есть ответ на вопросы: «Что я могу?», «Что я смею?», «Что я умею?». И ответ на эти вопросы выходит за рамки содержания только благотворительной деятельности - для будущего специалиста он охватывает те аспекты профессиональной деятельности, с которой сопрягается его опыт благотворительности.

Принятие будущим специалистом социальнопрофессиональных ценностей проявляется в том, что он позитивно относится к благотворительности и разным формам ее проявления в контексте ценностного принятия этой деятельности; студент интересуется историей благотворительности своей страны и других стран, с интересом ее изучает. Участие студента в благотворительности (или уже - добровольческой деятельности) означает, что он разделяет ценности традиций и обычаев такого отношения к более «слабому», то есть более нуждающемуся члену общества, при котором он рассматривается равноправным членом этого общества, достойным поддержки и помощи. Это есть, по нашему мнению, обобщенный ориентир, средство, способствующее профессиональному становлению и развитию.

Поэтому присвоение их студентом, по нашему мнению, означает, что для него эти ценности приобретают свойство ценностей-отношений. На этом уровне ценностным отношением мы считаем сам факт интереса (или его отсутствия) к добровольчеству.

Групповые профессиональные ценности

представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих деятельность специалиста социальной работы в рамках соответствующей инфраструктуры, реализующей меры социальной защиты граждан. Эти ценности выступают ориентирами профессиональной деятельности в профессиональном сообществе. Совокупность таких ценностей, зафиксированных в Кодексе этики, имеет целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью.

Будущий специалист социальной работы, включаясь в добровольческую деятельность, определенным образом дифференцирует для себя ее объекты, содержание, формы и методы. К примеру, результаты проведенного нами констатирующего эксперимента по изучению ценностномотивационной сферы студентов специальности «социальная работа» указывают на низкую рейтинговую позицию ценности «уважение старших». Но представители старшего поколения со-

ставляют превалирующую долю социальных клиентов практикующего социального работника. Последствием отторжения или недостаточного принятия этой ценности является неуважение к своим клиентам, игнорирование их субъектности, а в целом - грубое нарушение ценности личности как базовой в профессиональной деятельности.

Исследуя связь социальной работы как института государственной системы социальной защиты населения и третьего сектора как субъекта гражданского общества, Р. М. Куличенко выделяет такие ценности добровольцев, как: уважение; альтруизм, честность; сострадание; открытость; добровольность; социальное партнерство; формирование у людей нравственных качеств как сопричастность к чужому горю, неравнодушие, сопереживание; привитие у каждого качеств: семьянина, жителя своей страны, своего города, жителя планеты, землянина.

Так, Г. Н. Бодренкова, руководитель Московского дома милосердия, указывала, что включенность в добровольческую деятельность позволяет человеку: строить социальные отношения; применять на практике свои моральные принципы; получить новые навыки; найти поддержку друзей; почувствовать себя способным что-то совершить; почувствовать себя хорошо [1].

То есть, участие в добровольческой деятельности расширяет пространство смысложизненного поиска, перенося его в сферу не просто изучения (в учебной аудитории), но в сферу высших нравственных, гуманистических ценностей практической социальной работы. Следовательно, освоение норм и ценностей социально-профессиональной среды, которое имеет место в добровольческой деятельности - это одна из фаз профессионального становления и развития, которое, в контексте поиска и обретения молодым человеком смысла жизни, В. В. Шаронов характеризует как одну из положительных ценностей [8].

Итак, участие в добровольческой деятельности способствует тому, чтобы студент во всей широте осознавал ценностную природу своей будущей профессиональной деятельности, поскольку, благодаря ее осознанию, обыденные явления окружающей жизни поднимаются для него на уровень философско-мировоззренческих обобщений, становясь убеждениями, жизненными принципами, определяя поведение и характер отношения к будущей профессиональной деятельности и ее объектам. Это способствуют развитию компетентности, коммуникабельности, самостоятельности, личностно-делового потенциала в направлении осмысления социальной значимости выбран-

ного вида труда, поиск и осознание путей самореализации и самоутверждения в профессии.

Таким образом, студент-волонтер, целенаправленно включаясь в добровольческую деятельность, через выбор форм, методов, способов ее реализации выражает свои ценностные ориентации и удовлетворяет социальные потребности, неразрывно связанные и производные от обычаев, традиций и норм бескорыстной помощи, характерных для национальной культуры, которую он впитывает в процессе социализации и профессионализации. В результате этого у студентов развивается чувство «принадлежности» к профессии, которое, по М. Пейну, является признаком профессиональной идентичности социального работника.

По мнению В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова, с которым мы солидарны, сущность ценностно-ориентационной деятельности учащихся состоит в целенаправленном осмыслении оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ученые подчеркивают, что ценностно-ориентационная деятельность - это работа души, сердца и разума в их единстве [5]. Поэтому свойство данной группы ценностей, приобретаемых студентом в добровольческой деятельности, мы рассматриваем как ценности-цели.

Личностно-профессиональные ценности представляют собой сложные социально-психологические образования, в которых отражены мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности социального работника, составляющие систему его ценностных ориентаций. Последняя, отражаясь в сочетании личностных и профессиональных качеств, дана личности не как система знаний, а как система когнитивных образований (в обозначении В. А. Сластениа, И. Ф. Исаева и Е. Н. Шиянова -аксиологическое Я), сопряженных с эмоционально-волевыми компонентами. Она принимается личностью в качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего ее деятельность.

Современный социальный работник - это гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества и ярко выражена субъектная позиция. С учетом задач, которые он решает, необходимые ему профессионально важные качества группируются следующим образом: профессиональная осведомленность; отношение к людям; морально-этический уровень; организа-торско-коммуникативные способности; нервно-психологическая выносливость; отношение к себе [4].

Каждая из указанных групп профессионально важных качеств не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложное собрание относительно независимых друг от друга психологических характеристик.

Группа профессионально важных качеств «профессиональная осведомленность» связана с профессиональной компетентностью, конкретными знаниями и умениями, формируемыми в процессе обучения и практического овладения специальностью [4].

Показателями сформированности профессионально важных качеств выступают: осознанность профессиональной ориентации (знание и понимание сущности социальной работы; социально значимые мотивы выбора профессии; знакомство со специальной литературой и результатами деятельности специалистов социальной работы; наличие опыта работы по оказанию помощи, поддержки людям; стаж практической работы с людьми); интерес к внутреннему миру другого человека; тактичность и любовь к людям; открытость в общении; эмпатия; стремление к сотрудничеству [4].

Для нас важно, что многие из выделенных

В. Н. Келасьевым профессионально важных качеств успешно развиваются по мере участия в добровольческой деятельности. Наш опыт показывает, что желание сделать добро ставит добровольца, бескорыстно отдающего свой труд, в позицию сделанного нравственного выбора, при котором высшей ценностью для него выступает другой человек. Следовательно, добровольное стремление помочь более слабому человеку, поделиться с нуждающимся тем, чем ты владеешь сам, не прося ничего взамен, связано, на наш взгляд, с проявлением милосердия как разновидности гуманистических ценностей, разделяемых человеком. При этом студент выражает свои ценностные ориентации, неразрывно связанные и производные от обычаев, традиций и норм общества, культуру которого он впитал в процессе социализации и в котором живет, через выбор форм, методов, способов их реализации и ясной личностной позиции.

Личность социального работника является носителем социальных отношений и их продуктом в таких ее качествах, как доброта, милосердие, альтруизм и др., на которых основана добровольческая деятельность, проявляются ценностные ориентации будущего специалиста. Согласно Г. П. Бодренковой, идентичная система ценностных ориентаций обусловливает участие человека в любой форме благотворительности.

Л. Е. Никитина, один из организаторов общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы», говоря о требованиях для волонтеров, которые могут стать основой последующей оценки практической деятельности специалиста социальной сферы, выделяет (в числе прочих) ценностные ориентации личности: гуманизм, честность, порядочность, искренность, справедливость, милосердие. Мнение ученой подтверждается результатами исследования «Социальные модели привлечения молодежи к общественно полезной деятельности», проведенного Фондом «Созидание» совместно с владимирской группой Института социологии РАН. Оно показало, что участие в общественно полезной деятельности способствует формированию у молодежи позитивных жизненных ценностей по сравнению с респондентами, не участвовавшими в общественно полезной деятельности. Волонтеры, в том числе учащиеся ПТУ, колледжей, студенты вузов, сотрудники молодежных некоммерческих организаций чаще отмечают в качестве привлекательной черты - делание добра и возможность проявить инициативу. У них формируется эмоциональная зрелость, уравновешенность, способность сознательно следовать групповой морали, забота о существе дела.

Ценности личностно-профессионального уровня связаны с мировоззренческой позицией волонтера, с его личностными приоритетами по отношению к тем или иным субъектам благотворительной деятельности, формам ее реализации, содержанию. Поэтому ценности данного уровня, отражаемые в личностных качествах волонтера, обусловлены для него их новым свойством - это ценности-качества.

Итак, в добровольческой деятельности находит выражение такая направленность личности как совокупность устойчивых, относительно независимых от сложившейся ситуации мотивов, которая ориентирует поведение и деятельность личности в соответствии с ее милосердным и альтруистичным отношением к тем, кто имеет социальные проблемы и нуждается в сторонней помощи и поддержке для их разрешения.

Гуманистическая направленность добровольческой деятельности открывает возможности развития у студентов-волонтеров всех трех групп ценностей, присущих специалисту социальной сферы: и ценностей-отношений, и ценностей-целей, и ценностей-качеств, система которых для будущего социального работника создает ценности-средства - выражение личностно-профессио-

нальной характеристики человека, посвятившего себя профессии «социальная работа».

Таким образом, ценностная составляющая педагогического потенциала добровольческой деятельности состоит в том, чтобы все три указанные группы ценностей могут быть сформированы в ней у будущих социальных работников в ходе участия в разных ее видах и формах.

Именно ценностная составляющая в личности специалиста социальной работы во многом определяет его пригодность к избранной профессии, его профессиональную позицию, а также перспективы субъектного развития.

Литература

1. Бодренкова Г. П. Добровольчество: Концептуальные вопросы. М., 1998.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.

4. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / Келасьев В. Н. [и др.]. М., 1994.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 2004.

6. Словарь иностранных слов / под ред. А. Г. Спир-кина, И. А. Акчурина, Р. С. Карпинского. М., 1983.

7. Шамова Т. И. Управление образовательными системами. М., 2005.

8. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

9. Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2004.

* * *

THE MAIN COMPONENTS OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF VOLUNTEERING STUDENTS - FUTURE

PROFESSIONALS OF SOCIAL WORK

L. V. Bolotova

The article explains the situation that a pedagogically useful to organize volunteer activities of students is the possibility using of which will improve high school preparation process for future social work professionals to the profession. Pedagogical potential of voluntary action is considered as a means of enhancing the provision of pedagogical students' independent work, accumulated in the value, cognitive and activity components.

Key words: specialist, social work, teaching potential, volunteer work, professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.